12. Структура нарушенного развития

структура нарушенного развития определяется особенностями взаимосвязей между первичными и вторичными нарушениями. Эти взаимосвязи в традиции, идущей еще от работ Л. С. Выготского, принято обозначать структурой нарушенного развития.

  • Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора.
  • Вторичные нарушения — нарушения в работе и развитии функций, так или иначе связанных с первично нарушенной. И в силу этого вторичные нарушения, в отличие от первичных, носят обратимый характер, т. е. поддаются коррекции.

Чем теснее та или иная функция связана с первично нарушенной, тем более выраженным будет ее вторичное отклонение; И наоборот, чем «дальше» функция расположена от первично нарушенной, тем более она сохранна.

  • Третичные или неспецифические нарушения — обычно обозначают как нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с первично поврежденной.

Соотношение первичных и вторичных нарушений часто описывается через такую характеристику как вектральность, выделяют 2 вида:

Первый — «снизу вверх» — типичный для ситуаций, когда первично нарушена какая-то элементарная психическая функция, а вторично недоразвиваются более сложные, базирующиеся на ее основе функции.

Диалектика процесса психического развития такова, что, формируясь на базе элементарных функций, более сложные впоследствии оказывают на них активирующее влияние.

На этом положении базируется представление о втором виде вектральности — «сверху вниз»,— ситуации, при которых вторичное недоразвитие высших функций оказывает обратное, негативное влияние по отношению к более элементарной, первично нарушенной функции.

Проблема соотношения первичных и вторичных симптомов дизонтогенеза не так проста, как может показаться на первый взгляд. В реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскируют первичный симптом.

13. Личностные реакции на первичный дефект

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, несоответствие уровня развития возрастной норме, нарушения межфункциональных связей.

19 стр., 9027 слов

Нарушения психических функций при эндогенно-органических заболеваниях

... болезни, но общего представления о причинах нарушений не сложено. Поэтому в рамках этой работы рассмотрим нарушение различных психических функций при возникновении и развитии ряда заболеваний эндогенно-органического характера. ...

Первичный дефект является следствием таких нарушений, как недоразвитие или повреждение мозга. Проявляется первичный дефект в виде нарушений слуха, зрения, паралича, нарушений умственной работоспособности, мозговые дисфункций и т. д.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребенка с нарушениями психофизического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

Возможны несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование– часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение – относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.

Компенсация – такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация – усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

14. Механизмы формирования системных нарушений в психическом развитии

Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л.С.Выготскому. Структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов (нарушений).

Механизмы возникновения вторичных отклонений.

  1. Основной механизм вторичных нарушений обуславливается наличием межфункциональных связей между различными компонентами психики.
  2. Следующий механизм связан с сензитивными периодами становления разных сторон психики. Принцип действия этого механизма в общих чертах сводится к следующему. В момент действия патогенного фактора, прежде всего, нарушаются стороны психики, находящиеся в фазе наиболее интенсивного развития. Вероятнее всего предположить, что в периоды сензитивной активности явно снижается эффективность работы компенсаторных механизмов, что приводит к снижению толерантности, как всей психики, так и отдельных ее сторон.
  3. Коммуникативный механизм проявления системных отклонений. Деятельностью этого механизма объясняется формирование однотипных нарушений в эмоционально-волевой сфере у детей и подростков с разными вариантами отклонений в развитии. Нарушение коммуникативного пространства между ребенком и взрослым может проявиться в деформации социальной ситуации развития, одним из конкретных вариантов которой является неправильное воспитание.
  4. Деятельностный механизм формирования системных отклонений связан с нарушением процесса формирования умственных действий.
  5. Депривационный механизм.

    7 стр., 3438 слов

    Понятие о сложном нарушении развития

    ... проблемой остает­ся отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органичес­кого поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка с глубоким отставанием в ... литературе в номи­нации сложных нарушений обозначаются только так называемые первичные нарушения, например слепоглухота. Если в название включаются вторичные отклонения в развитии, как например в слове « ...

    Своеобразие жизненной ситуации большинства детей с отклонениями в развитии характеризуется влиянием сразу нескольких видов депривации. Среди них первичные, или клинические связаны с недостатками зрения, слуха, речи и двигательной активности.

15. Основные подходы в решении проблемы «норма-патология». Уровневая концепция в решении проблемы «норма-патология»

Проблема нормального и нарушенного развития представляет собой частный вариант более общей проблемы «норма-патология».

  • интуитивно-эмпирический подход. Явление считается нормальным или ненормальным без использования каких бы то ни было заранее оговариваемых критериев, чисто интуитивно.
  • частотный. Его исходные положения весьма просты — чем чаще встречается то или иное явление, чем более оно распространено, тем больше вероятность того что это нормально. И наоборот.
  • культурально-релятивный подход — одно и то же явление в одной и той же культуре, но в разное время может оцениваться по-разному (то как нормальное, то как патологическое).
  • адаптации, т. е. способности быстрой приспособляемости к физическим и социальным изменениям.
  • Гуманистический подход. -делались попытки дать описание самоактуализирующейся личности, как образца нормы, некоего эталона для подражания. Список характеристик самоактуализированной личности весьма широк, но наиболее типичные ее свойства:
  • позитивное восприятие мира,
  • ориентация на будущее,
  • устойчивая позитивная самооценка,
  • терпимость к людям,
  • чувство юмора.

Уровневый подход.. С его точки зрения в существовании человека выделяется 3 уровня его бытия: соматический, психологический, уровень морального самосознания.

Неким вариантом «идеальной нормы» можно считать благополучие человека на всех 3-ех уровнях его существования.

16. Основные условия нормального психического развития по лурия. Причины отклонения в психическом развитии

Норма психического развития: это те достижения, которые демонстрируют дети без явно выраженных выдающихся способностей, воспитывающиеся в благоприятных условиях.

7 стр., 3221 слов

Тема: особенности психического развития детей с сенсорными нарушениями

... сложного иерархического ряда вторичных нарушений, определяющих развитие ребенка в целом. На ... формулирования ряда общих закономерностей аномалий развития. К этим закономерностям, во-первых, ... ряда психических процессов является тенденция и к определенному замедлению темпа развития ... нарушения слуха (чаще тугоухости) у детей считаются отиты. В последние годы ведущая роль придается генетическим факторам, ...

По мнению А. Р. Лурии, в качестве основных условий нормального психического развития можно представить в виде следующих составляющих: сохранность речевых систем, физическое здоровье, адекватное по возрасту воспитание и обучение, сохранность анализаторных систем, сохранность структур и функций ЦНС.

Причины отклонения в ПР:

1. Патогенные факторы. Это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные.

2.Эндогенные причины (наследственные, внутренние)

3.Изменение наследственных структур (мутации)

4.Генные мутации, хромосомные

2.Психосоциальные факторы отклоняющегося развития. Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

3.Факторы резистентности и уязвимости.

Понятие уязвимости – это специфическая выраженность индивидуальных и личностных черт, содействующих такому расстройству.

Резистентность – противоположность уязвимости. Дети – жестокое обращение – не заболевают психическим расстройством. Люди, у которых несмотря на наличие уязвимости пусковых факторов, не развивается соответствующее расстройство, характеризуются как резистентные.

4.Опосредующие факторы.

Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

Все сказанное означает, что результат воздействия этиологического фактора всегда существенно опосредован сложнейшим сочетанием его характеристик и свойств самого индивида.

Таким образом, проблема причинной обусловленности отклонений в развитии отнюдь не однозначна. Еще более ее усложняет и то, что разные причинно-следственные связи разворачиваются в различных временных масштабах. Так, одни патогенные воздействия при определенной комбинации условий способны практически сразу вызывать выраженные расстройства; другие, напротив, проявляются в виде отдаленных последствий.

9. Общие закономерности психического развития у детей с нарушениями онтогенеза.

К общим относят закономерности, по которым развивается психика в обычных и неблагоприятных условиях, т.е. это закономерности которые в одинаковой мере присущи и нормально развивающимся детям, и детям с нарушениями развития. Развитие человека проходит ряд последовательно сменяющих друг друга периодов. Движущими силами психического развития являются неравномерность процесса, а также противоречия между потребностями и возможностями ребенка. На каждом этапе развития противоречия приобретают конкретный специфический характер. Для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация развития», свои «ведущие психические функции» (Л.С.Выготский), своя «ведущая деятельность» (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин).

17 стр., 8264 слов

Особенности развития речи детей с нарушениями слуха

... мы пришли к выводу, что для речевого развития плохослышащего ребенка очень важен уровень психического развития, отсутствие дополнительных нарушений (задержка психического развития, умственная отсталость, нарушение зрения и т.п.), которые значительно замедляют ...

На каждом возрастном этапе обнаруживается сензитивность (избирательная чувствительность).

закономерности развития, присущие как онтогенезу, так и дизонтогенезу:

-неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер;

-гетерохронность –несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций;

-неустойчивость развития – изменение динамики развития, проявляющееся в кризисах развития;

-сензитивность развития – наличие отдельных периодов повышенной восприимчивости развития психических функций к внешним воздействиям (обучению и воспитанию);

-кумулятивность развития – накопление результатов развития каждой предшествующей стадии, при котором они включаются в последующую стадию, определенным образом трансформируясь.

-дивергентность-конвергентность хода развития – дифференциация и повышение разнообразия психических функций, с одной стороны, и их интеграция, свертывание – с другой.

10. Модально-специфические закономерности пр у детей с нарушениями онтогенеза

К модально-специфическим относят закономерности, свойственные какой-то одной группе детей с отклонениями в развитии. Это свои, обусловленные конкретным

дефектом, сложные специфические особенности, отличающие одну категорию детей от другой

Закономерности при интеллектуальной недостаточности следующие:

-слабость психической активности или активности психического отражения (Л.С.Выготский);

-рассогласованность практической и интеллектуальной деятельности (В.Г.Петрова);

-Недоразвитие регулирующей функции речи.

-возможность формирования нейропсихических связей на наглядной основе без вербализации, т.е. со значительно меньшим, чем в норме, участием словесной системы (В.И.Лубовский).

Закономерности при ЗПР следующие:

-низкий уровень познавательной активности при относительно высоких потенциальных возможностях обобщения и отвлечения, проявляющихся при сотрудничестве со взрослым.

-Запаздывание в проявлении неологизмов (словотворчества) в речи детей с ЗПР .

У неслышащих детей развитие различных компонентов психики очень своеобразно: соотношение наглядно-образного и словесно-логического мышления несоразмерно, письменная речь приобретает большее значение в сравнении с устной и др.

2 стр., 968 слов

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

... социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения. Первичный дефект (нарушение зрения) в первую очередь сказывается на развитии психической функции зрительного восприятия, приводя ... При отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Развитие слепых детей имеет три характерные особенности: 1) ...

В.И.Лубовский указывает, что специфических закономерностей установлено гораздо меньше, чем общих. Этот факт объясняет те трудности, которые возникают при дифференциальной диагностике нарушений развития у детей.

11. Модально-неспецифические закономерности пр у детей с нарушениями онтогенеза.

Модально-неспецифические закономерности — общие для всех детей с дизонтогенезом, независимо от характера основного нарушения (свойственны детям с интеллектуальной недостаточностью, с сенсорными нарушениями, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и т.д.).

Они были систематизированы и обобщены в трудах Т.А.Власовой и В.И.Лубовского :

-Возникновение вторичных дефектов в процессе психического развития ребенка с дизонтогенезом.

Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л.С.Выготскому. Структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов (нарушений).

СТРУКТУРА ДЕФЕКТА:

Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора.

Вторичные, или системные, нарушения представляют собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Например, вторичным дефектом при нарушении слуха является нарушение речи.

Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, но исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Вторичные нарушения и сохранные функции являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия.

Наличие первичного нарушения автоматически не приводит к появлению вторичных отклонений, формирование которых связано с действием разнообразных механизмов. Одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста. Кроме того, различия во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается.

В результате сочетания первичных и вторичных нарушений формируется сложная картина нарушений, которая с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... семье, чтобы по крайней мере один родитель имел возможность заботиться о воспитании детей. Объясняя развитие, Аристотель, в противоположность Платону, ориентиро­вался на биологию. Вся жизнь, по ... целостную картину всего того, что к этому времени было известно о природе ребенка и его развитии. Руссо исходил из теории естественного человека и, так же как Коменский, писал ...