Структура магистерской диссертации

17

Требования к выпускной квалификационной работе

(магистерской диссертации)

магистра педагогического образования

Магистерская диссертация является самостоятельным научным исследованием магистранта выпускного курса.

Магистерская диссертация представляет со­бой вариант теоретико-экспериментального решения актуальной психолого-педагогической проблемы в области образования.

  1. Введение. Содержит:
  • обоснование актуальности темы исследования;
  • характеристику методологического инструментария: объекта, предмета, цели, задач, гипотезы, источниковедческой базы и методов исследования;
  • характеристику научной новизны и практической значимости исследования.
  1. Первая глава – отражает результаты теоретико-методологического анализа проблемы. Содержит:
  • характеристику методологических позиций исследователя;
  • результаты сопоставительного и (или) ретроспективного анализа философских, социологических, психолого-педагогических исследований по проблеме;
  • интерпретацию ключевых понятий по теме исследования;
  • теоретическое обоснование построения системы экспериментальной части исследования.
  1. Вторая глава – отражает результаты констатирующего (диагностического) этапа экспериментальной части исследования. Содержит:
  • описание цели, задач и методики констатирующего эксперимента;
  • описание, анализ, обобщение результатов диагностического этапа опытно-экспериментальной работы.
  1. Третья глава – отражает результаты преобразующего (формирующего) и контрольного этапов экспериментальной части исследования.

    Содержит:

  • описание цели, задач и методики преобразующего и контрольного этапов эксперимента;
  • описание, анализ, обобщение результатов преобразующего и контрольного этапов эксперимента.
  1. Заключение. Содержит:
  • выводы, отражающие степень решения цели и задач исследования, доказанности гипотезы;
  • перспективы использования полученных результатов исследования в теории и практике образования.
  1. Библиографический список используемой литературы.
  2. Приложения.
  3. Методический «продукт» как научно-практический результат исследования.

Критерии оценки магистерской диссертации

6 стр., 2732 слов

Экспериментальная псих

... и специфики психологического исследования; 2.ознакомление с основными этапами психологического исследования; 3.изучение эмпирических методов психологического исследования; 4.ознакомление с особенностями психологического исследования в экспериментальной и прикладной психологии. ОЖИДАНИЯ В результате изучения дисциплины ...

  • Актуальность темы магистерской работы;
  • Соответствие диссертации требованиям к магистерским диссертациям, предъявляемым в данном учебном заведении;
  • «Встроенность» проблематики исследования магистра в тематику научных разработок кафедры – совета по направлению – факультета – университета.
  • Направленность проблемы на получение объективно нового знания, значимого для развития определенного научного направления.
  • Представленность в работе всех структурных элементов исследования.
  • Соответствие формулировок цели, задач, объекта, предмета, гипотезы сути проблемы.
  • Полноценность методологического обоснования исследования.
  • Раскрытие различных возможных подходов при теоретическом обосновании сути проблемы и наличие обоснованной авторской позиции.
  • Обоснование использования в экспериментальной части исследования комплекса методов и методик, способствующих раскрытию сути проблемы.
  • Обоснованное использование методик и других диагностических материалов, разработанных или адаптированных исследователем.
  • Корректность проведения эксперимента (включая репрезентативность выборки).
  • Целостность исследования, которая проявляется во взаимном дополнении теоретической и экспериментальной его частей.
  • Использование в диссертации результатов работы исследовательской группы, в деятельности которой магистрант принимал участие.
  • Перспективность исследования: наличие в работе материала (идей, экспериментальных данных), который может стать источником дальнейших исследований.
  • Обоснованность и современность использованного библиографического материала.
  • Использование в работе материалов, представленных в современных информационных системах.
  • Написание диссертации профессиональным языком предметной области исследования.
  • Обсуждение результатов исследования на лабораториях, конференциях, семинарах, круглых столах и их публикация (например, в сборниках магистерских научных работ).
  • Объем диссертации – 70-75 стр.

требования к оформлению выпускных квалификационных работ и магистерских диссертаций

  • машинописный текст работы печатается на одной стороне стандартного формата А-4 через два интервала.
  • размер левого поля – 30 мм, правого-10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20 мм.
  • каждая страница должна содержать примерно 1800 знаков (30 строк.) В каждой строке печатается по 60 знаков, при этом каждый знак препинания и пробел между словами считается печатным знаком.

Представление выпускной квалификационной работы

  1. Выполненная и оформленная работа сдается в государственную экзаменационную комиссию за месяц до защиты.
  2. Защита проводится на открытом заседании государствен­ной экзаменационной комиссии.
  3. Время защиты ВКР – 10-12 мин.
  4. В сообщении необходимо отразить актуальность, новизну выбранной темы, продемонстрировать как знания истории и теории проблемы, так и имеющийся опыт, уровень изученности проблемы и основные подходы к ее решению, проанализировать существующие методы и процедуры экспериментального изучения избранной для исследования проблемы.
  5. К работе в письменном виде прилагается внутренняя рецензия одного из сотрудников кафедры.
  6. Результаты защиты определяются на закрытом заседании экзаменационной комиссии оценка­ми «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетвори­тельно».

Научный руководитель и рецензент пользуются правом совещательного голоса. Оценка, выставляемая комиссией, может отличаться от оценки, выставленной рецензентом. Оценка, выставляемая экзаменационной комиссией, складывается из двух составляющих:

  • соответствие содержания и формы представленной работы всем требованиям, предъявленным к данному виду работ;
  • умение студента публично представлять результаты научного исследования, отвечать на вопросы, участвовать в свободной дискуссии.

Требования к рецензии выпускных квалификационных работ и магистреских дисссертаций

Содержание рецензии базируется на требованиях, предъявляемых к исследовательским работам студентов. Рецензент оценивает степень соответствия исследования предъявляемым требованиям и характеризует его с точки зрения:

  • актуальности проблемы исследования;
  • степени научной ценности и значимости;
  • наличия признаков научного исследования;
  • концептуальности исследования;
  • практикоориентированности исследования;
  • достоверности результатов исследования;
  • соответствия стиля и научного языка исследования.

Критерии оценки выпускной работы.

  • Оценку «ОТЛИЧНО» получает студент, который представил работу, в полной мере отвечающую всем указанным выше требованиям, четко изложил в процессе защиты основные ее положе­ния, правильно и полно ответил на все заданные вопросы.
  • Оценка «ХОРОШО» ставится в том случае, когда в работе имеются отдельные неточности в анализе и обобщении литерату­ры, или в анализе и интерпретации экспериментальных данных, либо в процессе защиты не даны достаточно полные и глубокие ответы на заданные вопросы.
  • Оценка «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» ставится тогда, когда рабо­та содержит отдельные недостатки, как в изложении теоретиче­ского материала, так и экспериментальных данных; неполными или частично неверными оказываются ответы на вопросы во время защиты.
  • Оценку «НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» получает студент, рабо­та которого носит реферативный характер, экспериментальные данные недостаточно проанализированы и не доказывают защи­щаемые положения. В процессе защиты работы студент не сумел убедительно изложить материал и ответить на большую часть за­данных вопросов.

Приложение 1.

Методические рекомендации по разработке проспекта

выпускной квалификационной работы

Проспект выпускной квалификационной (дипломной) работы включает:

  • тему исследования,
  • актуальность исследования,
  • объект исследования,
  • предмет исследования,
  • цель исследования,
  • задачи исследования,
  • гипотезу исследования,
  • ключевую идею (идеи), замысел исследования

Критерии самооценки получаемого продукта:

  1. Социальная, научная, практическая актуальность темы исследования
  2. Взаимосвязанность всех компонентов методологического аппарата исследования
  3. Новизна, оригинальность, творчество замысла исследования

структура проспекта:

подсказка

Тема исследования

Тема исследования – задача научно-методического характера, требующая проведения научного (теоретико-экспериментального) исследования. Отражает сущность достаточно узкой проблемы и формулируется конкретно. Тема исследования дает возможность сформулировать весь методологический аппарат и предопределяет направления дальнейшей опытно-экспериментальной работы.

Актуальность исследования

Актуальность исследования – степень его важности в данный момент и в данной ситуации развития психолого-педагогической науки и практики. Отражает значимость проведения данного исследования в трех направлениях:

  • социальная значимость – необходимость решения данной проблемы для развития социума и культуры в целом;
  • научная значимость – степень достаточности изученности данной проблемы в научных исследованиях;
  • практическая значимость – важность решения данной проблемы для практики работы ДОУ.

Объект исследования

Объект исследования – некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от исследователя. Это более широкая, чем предмет область познания. Как правило, в качестве объекта исследования выступает какая-либо часть педагогического процесса или изучаемого явления.

Предмет исследования

Предмет исследования – находится в границах объекта исследования; в нем фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном исследовании подлежит глубокому специальному изучению. Как правило, предметом исследования становится процесс развития исследуемого явления либо педагогические условия этого развития.

Цель исследования

Цель исследования – обобщенное представление о конечном результате исследования. Как правило, цель исследования «зашифрована» в его названии. В цели исследования отражаются диагностические и преобразующие результаты опытно-экспериментальной работы.

Задачи исследования

Задача исследования – конкретизация цели исследования на определенном этапе. Как правило, в дипломной работе выделяются следующие задачи:

Задача 1 – направлена на теоретическое изучение исследуемой проблемы. Результаты ее решения представляются в 1 главе работы;

Задача 2 – направлена на исследование исходного состояния (диагностику) изучаемого явления. Результаты ее решения представляются во 2 главе работы.

Задача 3 – направлена на проектирование и апробацию психолого-педагогических преобразований изучаемого явления. Результаты ее решения представляются в 3 главе работы.

Задача 4 – направлена на исследование влияния предлагаемых преобразований на изучаемое явление. Результаты ее решения представляются в 3 главе работы.

Гипотеза исследования

Гипотеза исследования – обоснованное и доказываемое в ходе всей дипломной работы предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. Гипотеза может носить характер:

  • описательный;
  • объяснительный;
  • прогностический.

!!! Ключевые слова для формулировки гипотезы: «если……то…»; «в том случае, если….», «так….. как….»

!!!Чем конкретнее сформулирована гипотеза, тем возможнее ее доказательство

Замысел исследования

Может быть сформулирован в ходе выполнения следующей цепочки действий:

Исходный факт

(исходное состояние проблемы исследования)

Искомый факт

(желаемый результат решения проблемы исследования)

Основные теоретические положения (концептуальная платформа) исследования

Гипотеза исследования

Ключевая идея (идеи) исследования

Инструментарий реализации идей исследования

Замысел исследования

+ =

Исходный факт – краткая формулировка проблемы, требующей решения (тема Вашего исследования).

Может быть получен в результате теоретического анализа и / или анализа практики работы ДОУ.

Основные теоретические положения – обозначение парадигмы, концепций и теорий, на которых будет базироваться исследование. По Вашему желанию могут быть раскрыты основе понятия исследования.

Ключевая идея – наглядный образ решения проблемы исследования. «Я думаю, что если я……».

Инструментарий – способы реализации идеи. «Для того, что проверить свою идею я сделаю:…»

Замысел исследования – отражает вашу авторскую идею решения проблемы и обозначение подходов и способов ее решения. Замысел = идея + инструментарий.

Гипотеза исследования – см. выше.

Искомый факт – обозначение желаемого результат исследования (!обратите внимание на цель исследования).

!!! В проспекте дипломной работы замысел исследования представляется схематично, в пределах объема заданного схемой.

Ориентировочный пример:

Тема исследования: Использование элементов музыкотерапии в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность исследования: С наступлением нового столетия Россия вступает на новый этап развития. Жизнь в социуме подвергается кардинальным изменениям во всех сферах деятельности, что неуклонно отражается на детях.

В эпоху индустрии и технического прогресса возрастает пристальное внимание к проблеме развития творчества младшего поколения. В настоящее время усвоение детьми социального опыта происходит через визуальные каналы. Лавина негативных явлений обрушивается на детей через средства массовой информации и за счёт влияния окружающей среды. Это пагубно сказывается на психике детей и, как следствие, отравляет их эмоции. Постепенно снижается потребность детей в творческом самовыражении. Ребёнок не может обходиться без свободы проявлений, в вакууме повседневных проблем и забот взрослых, без права на выбор, чего мы часто лишаем детей. В содержании детских рисунков всё чаще появляются сюжеты войн, герои комиксов и компьютерных игр. В рисовании происходит искажение предметного мира, постепенно пропадает интерес к изображению добрых сказочных персонажей, используются тёмные, тусклые, невзрачные цвета и оттенки, отражающие агрессию, раздражительность, утомление.

Изобразительное творчество является важным видом деятельности в дошкольном детстве, оно определяет интересы детей, отражает их мысли, чувства и отношение к окружающему, затрагивает все стороны личности ребёнка, тем самым развивая её. (Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, Л.С. Выготский, Е.А. Флёрина, Н.П. Сакулина, В.А. Езикеева) Поэтому становится очевидным необходимость развития детского изобразительного творчества посредством создания специальных условий. Решению этой проблемы посвятили свои работы многие современные авторы новаторских программ и методик: А.Г. Соболева, М.И. Чистякова, Е.И. Юдина, Е.О. Герасимова, Г.С. Данилина, Н.А. Макарчук, Д.И. Воробьёва.

Актуальными для сегодняшней практики становятся вопросы: “С помощью чего можно поддерживать положительный эмоциональный фон ребёнка для стимулирования его творческих проявлений? Что может произойти с детьми, если перестать развивать их творчески, не направлять развитие их изобразительного творчества в нужное русло? Под каким воздействием возможно благоприятное развитие изобразительного творчества детей?”

На основании исследований, посвященных проблеме развития изобразительного творчества детей, была определена тема дипломной работы: «Использование элементов музыкотерапии в развитии изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования – педагогический процесс ДОУ, направленный на создание условий для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – влияние элементов музыкотерапии на развитие изобразительного творчества детей 6 -7 лет.

Цель исследования – разработать и экспериментально апробировать систему работы по развитию изобразительного творчества детей, предусматривающую использование элементов музыкотерапии.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

2. Проанализировать особенности содержания рисунков детей 6-7 лет.

3. Разработать и экспериментально проверить систему работы по развитию творческих проявлений детьми в изобразительной деятельности, включающую элементы музыкотерапии.

4. Выявить роль музыкотерапии в развитии образной и вербальной креативности в изобразительном творчестве детей.

Гипотеза исследования: использование элементов музыкотерапии может стимулировать проявление изобразительного творчества в рисунках детей 6-7 лет в том случае, если методика обучения детей включает:

  • систему специально подобранных музыкальных произведений для прослушивания;
  • совместное с педагогом создание замысла на вербальной основе соответственно характеру музыки с обыгрыванием художественного образа и последующим воплощением его на рисунке.
  • организацию самостоятельного изобразительного творчества детей.

Приложение 2.

Методические рекомендации по разработке проекта

методики констатирующего эксперимента (методики диагностики)

Методика констатирующего эксперимента (диагностического этапа исследования) должна включать:

  • цель и задачи работы,
  • описание методов решения поставленных задач,
  • критерии оценки полученных результатов в каждой серии,
  • характеристику прогнозируемых уровней развития детской деятельности и педагогических условий образовательного пространства.

При разработке методики возможно использование образовательных программ воспитания и развития детей дошкольного возраста («Детство», «Радуга», «Развитие», «Истоки» и т.д.).

Критерии самооценки получаемого продукта:

  1. Системность диагностики.
  2. Соответствие выбираемых методик и методов поставленным задачам.
  3. Сочетание психологического и педагогического методического инструментария
  4. Доступность диагностических заданий возрасту детей.
  5. Компактность диагностики.

!!! Методика констатирующего эксперимента представляет собой конкретное методическое руководство:

  • позволяющее получить достоверную и разностороннюю информацию по диагностируемому явлению и проанализировать ее;
  • готовое к непосредственному использованию в практике ДОУ;
  • не требующее дополнительных разъяснений со стороны автора-составителя;
  • компактное и доступное для пользователя.

структура проекта:

подсказка

  1. Цель констатирующего эксперимента

Отражает содержание второй задачи дипломного исследования и связана с исследованием особенностей изучаемого явления

  1. Задачи констатирующего эксперимента

Раскрывают и конкретизируют цель исследования в нескольких направлениях:

  1. задача (задачи), связанные с исследованием изучаемого явления у детей (могут включать):
  • изучение индивидуальных и психологических особенностей детей;
  • изучение характера детской деятельности;
  • изучение особенностей детского опыта и представлений.
  1. задача (задачи), связанные с исследованием особенностей организации педагогического процесса по развитию изучаемого явления (могут включать):
  • изучение особенностей используемых в ДОУ методик и технологий;
  • изучение особенностей организации предметно-развивающей среды в ДОУ;
  • изучение профессиональной компетентности педагогов;
  • изучение роли родителей в развитии исследуемого явления

В целом – количество задач констатирующего эксперимента 3-5.

  1. Логика проведения констатирующего эксперимента: количество серий в эксперимента, целевая направленность каждой серии

Серия констатирующего эксперимента – совокупность методик и методов, позволяющих решить одну или несколько, содержательно объединенных задач.

Например: 1 серия – объединяет способы решения всех задач, связанных с изучением проявлений ребенка и т.д.

  1. Содержание каждой серии констатирующего эксперимента: задачи экспериментальной серии, описание психолого-педагогических методов и методик их решения, критерии оценки получаемых результатов в каждой серии

Описание серии констатирующего эксперимента:

  • обозначение (или в случае необходимости конкретизации) задач, которые в ней решаются;
  • описание метода (методов), позволяющих решить данную задачу;
  • описание примерных критериев оценки исследуемых явлений и получаемых результатов

!!!

  • использование методов психодиагностики допускает при описании только ссылку на источник использования;
  • использование методов педагогической диагностики (наблюдение, беседа, экспериментальная ситуация, праксиметрия и т.д.) предполагает модификацию известных или составление собственных методик с их подробным описанием
  1. Примерные общие результаты проведения констатирующего эксперимента: уровневое или качественное описание исследуемого явления

Для описания качественных проявлений изучаемого явления можно воспользоваться какой-либо из дошкольных образовательных программ

Ориентировочный пример:

Глава 2. Особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста (по материалам констатирующего эксперимента)

2.1 Задачи и методика констатирующего эксперимента.

Цель: изучить особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Изучить особенности развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
  2. Выявить своеобразие проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в условиях специально организованного процесса восприятия музыки.
  3. Выявить особенности организации процесса восприятия (слушания) музыки с детьми старшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач было проведено 3 серии констатирующего эксперимента.

1 серия решала первую задачу, для чего были отобраны следующие методики:

  1. Адаптивная методика Гилфорда и Торренса «Развитие творческого воображения детей» («Фасолинка»).
  2. Игровой тест «Три слова» Л.Ю. Субботиной.
  3. Тест «Выведение следствий» Л.Ю. Субботиной.
  4. Экспериментальная ситуация, позволяющая определить особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности в условиях специально организованного процесса восприятия музыки.

Данные методики были выбраны в связи с тем, что:

Во-первых, они позволяют выявить особенности проявления детей старшего дошкольного возраста в изобразительной (графической) деятельности и в речи.

Во-вторых, позволяют определить особенности «познавательного» и «аффективного» воображения детей старшего дошкольного возраста.

В-третьих, они не требуют много времени для проведения, а также, в основном. Имеют уже разработанные количественные показатели для обработки.

Описание методики «Развитие творческого воображения» («Фасолинка»), а также тестов «Три слова», «Выведение следствий» см. в приложениях 1,2,3 соответственно.

Уровни развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в двух последних тестах определяются в ходе построения модальных распределений по полученным данным.

Для определения уровня развития «познавательного» воображения детей старшего дошкольного возраста высчитывается среднее арифметическое по уровням трех выше описанных тестов по следующей формуле:

О = (У1+У2+У3)/3

О — уровень развития познавательного воображения ребенка;

У1 — уровень, полученный по первому тесту (Адаптивная методика Гилфорда и Торренса «Развитие творческого воображения» («Фасолинка»)).

У2 — уровень, полученный по второму тесту («Три слова»);

У3 — уровень, полученный по третьему тесту («Выведение следствий»).

2 серия констатирующего эксперимента была направлена на решение 2 задачи.

Для выявления особенностей проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе восприятия музыки была организована экспериментальная ситуация, состоящая из 3 этапов, в ходе которых дети сначала слушали музыкальное произведение, а потом рисовали то, что они услышали в нем, и дополняли свои рисунки рассказами.

Необходимое оборудование: магнитофон, кассеты с записью музыки, фломастеры, краски, мелки, карандаши, кисточки по количеству детей.

Организация детей: подгруппа 8-9 человек.

Время проведения: первая половина дня (оно из первых занятий).

Музыка: в данной экспериментальной ситуации, состоящей из 3 серий, использовались следующие музыкальные произведения:

  1. А. Вивальди Времена года. Весна.
  2. Оркестр Поля Мориа. Тема «Шербургские зонтики».
  3. Ванесса Мэй «Шторм» (современная обработка А. Вивальди «Времена года». «Лето»).

Данные музыкальные произведения были выбраны исходя из предположения. Что для разных детей разная музыка — классическая, современная, либо классическая в современной обработке — будет являться толчком к проявлению творческого воображения. Описание музыкального материала см. в приложении № 4.

Методика (ход) экспериментальной ситуации.

В ходе экспериментальной ситуации детям предлагалось прослушать интересные истории, которые им расскажет музыка. Особенно подчеркивалось то, что всем детям музыка «рассказывает» свою историю и никому не рассказывает одинаковых. Тем самым, делается попыт5а активизировать творческое воображение детей и предотвратить возможные случаи срисовывания. После этого детям ставится музыка для слушания, название которой детям не дается, т.к. это может задать детям определенные темы (сюжеты) дальнейшего рисования.

После слушания музыки детям предлагалось нарисовать то, что они услышали, то, что им «рассказала» музыка. Ни в коем случае нельзя спрашивать у детей, что они собираются рисовать, т.к. они могут подражать друг другу.

В процессе рисования музыкальное произведение детям еще 2-3 раза для стимулирования их фантазии. По окончании рисования дети рассказывают, что они нарисовали и какую историю им рассказала музыка.

Продукты творческого воображения детей, полученные в ходе данной экспериментальной ситуации, оцениваются по следующим критериям:

  1. Красочность, яркость (по рисункам):

5 баллов — яркий, красочный рисунок (использование в нем 6-7 и более цветов).

С помощью цвета ребенок отражает характер музыки, изменения в мелодии, ритме, темпе, динамике.

3 балла — обычный, красочный рисунок, использовано 3-5 цветов.

1 балл — тусклый, неяркий рисунок. Ребенок пользуется всего 1-2 цветами.

  1. Сюжет (по рисунку и рассказу):

5 баллов — оригинальный, необычный сюжет, который предает характер музыки, ее изменения.

3 балла — необычный, но встречающийся у данных детей сюжет.

1 балл — типичный, часто встречающийся сюжет у детей дошкольного возраста.

  1. Соответствие рисунков и рассказов детей характеру музыки:

3 балла — ребенок передает в рисунке и рассказе характер музыки с помощью различных средств выразительности (цвета, сюжета, композиции рисунка и т.д.).

0 баллов — ребенок никак не предает характер музыки.

Для определения уровня развития «аффективного» воображения детей старшего дошкольного возраста суммируется количество баллов, полученных ребенком в ходе всех трех серий экспериментальной ситуации. При построении модального распределения по полученным (окончательным) результатам и определяется данный уровень (от 1 до 4), который сравнивается с уровнем развития «познавательного» воображения у этих же детей.

Также между собой предполагается сравнить проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в рисунках, которые дети рисовали без слушания (восприятия) музыки, по собственному замыслу, и в рисунках, которые были нарисованы при условии слушания (восприятия) музыки (три серии экспериментальной ситуации).

Для этого считается среднее арифметическое количество баллов, полученных ребенком в ходе экспериментальной ситуации (без учета 3 параметра), которые сравниваются с количественной обработкой рисунков детей по собственному замыслу, без слушания музыки. Данное сравнение позволит определить, насколько музыка способствует проявлению творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

3 серия констатирующего эксперимента решала 3 исследовательскую задачу:

Для выявления особенностей организации процесса восприятия (слушания) музыки с детьми старшего дошкольного возраста воспитателями и музыкальным работником предлагается использовать следующие методы:

  1. Беседа с музыкальным работником и воспитателями детей данной возрастной группы (старшего дошкольного возраста).

    Список вопросов для беседы см. в приложении № 5.

  2. Наблюдение по разработанным параметрам за организацией процесса восприятия (слушания) музыки с детьми старшего дошкольного возраста на музыкальном занятии и в повседневной жизни в группе. Карту наблюдений см. в приложении № 6.

Использование данных методов позволит получить объективную и более надежную информацию.

Для решения третьей задачи констатирующего эксперимента предлагается также провести анализ элементов развивающей среды группы детей старшего дошкольного возраста по следующим критериям:

  • Наличие в группе проигрывателя или магнитофона для организации процесса восприятия (слушания) музыки;
  • Наличие в группе грампластинок или кассет с записями разнообразных (классических и современных) музыкальных произведений, которые со временем меняются;
  • Наличие нот, портретов композиторов, а также разнообразной литературы, в т.ч. и для детей, рассказывающей о жизни и творчестве различных композиторов, музыкантов;
  • Наличие в группе специального музыкального уголка, в котором находится весь материал, перечисленный выше;
  • Доступность детям всех перечисленных элементов развивающей среды;
  • Наличие у воспитателей группы какого-либо музыкального образования, т.к. это может существенно влиять на особенности организации ими процесса восприятия (слушания) музыки с детьми;
  • Наличие (разнообразие, доступность и достаточность) в группе материалов для изобразительной деятельности детей (краски, кисточки, ножницы, цветная бумага, открытки и др.).