Структура личности:

Структура личности. Темперамент. Характер. Возрастные особенности характера.

ЛИЧНОСТЬ — это человек как общественное и природное существо, наделенное сознанием, речью, творческими возможностями. В психологии понятие *личность* используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, обладающий сознанием. 2. Личность — это человек, обладающий таким уровнем психики, который делает его способным управлять своим поведением и психическим развитием. Индивидом рождаются, а личностью становятся (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Личность обладает 3-мя важнейшими характеристиками:

  1. Устойчивость личности:

Личность может предвидеть поведение в той или иной ситуации

  1. Единство личности:

Личность представляет с собой единое целое. Каждая черта личности неразрывно связана с другими чертами личности, приобретают своё значение зависимости от её соотношения с другими чертами личности

  1. Активность личности:

Она выражается в многоразнообразной и вмногостроней деятельности. Направлена на познание, на изменение, на преобразование окружающего мира, а так же на изменение собственной природы, т.е. на самовоспитание.

Таким образом, личность очень сложное целое, в этом целом можно выделить 3 основные стороны:

  1. Направленность личности, т.е. система отношений её к окружающему миру
  2. Возможности личности, т.е. психологические предпосылки успешности в деятельности
  3. Психологические особенности поведения личности (темперамент и характер), т.е. характеризуется как действует человек, так а не иначе

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

2 стр., 601 слов

Психическая деятельность – это свойство мозга

... психики, без него человек не может быть разумным существом. Осос Е.А., БрГТУ, ЭФ, Ма-31. Психика – это отражение объективной действительности. Будучи свойством, продуктом мозговой деятельности, психика по ... уровне своего развития материя (в виде живых организмов с нервной системой и мозгом) приобрела психические качества. Человек отражает окружающий мир не пассивно (как это происходит, например, ...

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов).

Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

  1. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).
  2. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).
  3. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).
  4. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

1 и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены.

Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

  • определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);
  • динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;
  • статус и социальные функции-роли;
  • мотивация поведения и ценностные ориентации;
  • структура и динамика отношений.

Темперамент

Темперамент- это индивидуальные способности человека, определяющие динамику его психологической деятельности и поведения.

Понятие «темперамент» ввел Гиппократ .

Врач античности Клавдий Гален разработал первую типологию темпераментов, которую он изложил в известном трактате “De temperamentum” (лат. “соразмерность”, “правильная мера”).

Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков. Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis — кровь), флегматика (от греч. phlegma — флегма), холерика (от греч. chole — желчь), меланхолика (от греч. melas chole — черная желчь).

3 стр., 1346 слов

Типы личности, темперамент и характер. Проведение тестирования ...

... В Таблице 1 - результаты теста на определение типа темперамента «Типы личности, темперамент и характер», где ответы на вопросы о характеристиках поведения ... рождения и не развивается сама по себе. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него ... на короткой шее (эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах); 3 тип - ...

Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.

Возникали самые различные типологии темпераментов. Наибольший интерес представляют те из них, в которых свойства темперамента, понимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституциональных типологий.

По типическим особенностям динамики психических процессов с давних пор различают четыре основные темперамента: сангвинический, холерический, меланхолический и флегматический.

Сангвиник. Человек сангвинического темперамента отличается относительно слабой интенсивностью психических процессов и быстрой сменой одних психических процессов другими. Для сангвиника характерны легкость и быстрота возникновения новых эмоциональных состояний, которые, однако, быстро сменяя друг друга, не оставляют в его сознании глубокого следа.

Обычно сангвиник отличается богатой мимикой, его эмоциональные переживания сопровождаются разнообразными выразительными движениями. Это жизнерадостный человек, отличающийся большой подвижностью. С внешней подвижностью у сангвиника связывается быстрота психических процессов: он впечатлителен, быстро отзывается на внешние раздражения и менее сосредоточен и углублен в свои личные переживания.

Сангвиник легко справляется с задачами, требующими быстрой сообразительности, если только эти задачи не являются особо трудными и серьезными. Он легко берется за разные дела, но вместе с тем легко и забывает о них, заинтересовавшись новыми. В своих решениях он нередко поспешен, мало над ними задумывается, часто разбрасывается.

Сангвиник легко входит в общение с другими людьми. Однако его отношение к другим людям часто поверхностно: он легко расстается со своими привязанностями, быстро забывает горести и радости, обиды и примирения.

Холерик. Холерический темперамент характеризуется большой интенсивностью и яркой выраженностью эмоциональных переживаний и быстротой их протекания. Эта особенность выражается в характерных для холерика вспыльчивости и отходчивости, непосредственно следующей за бурными вспышками чувств. Холерик — человек горячий, страстный, отличающийся резкой сменой чувств, которые у него всегда глубоки, захватывают его целиком. Он глубоко и сильно переживает как радости, так и печали, что находит свое (иногда бурное) выражение в его мимике и действиях.

Люди холерического темперамента отличаются большой подвижностью, однако их подвижность иная, чем у сангвиников. Если сангвиника отличают быстрые, плавные и ловкие движения, то у холерика они часто носят резкий характер, отличаются стремительностью. Для людей холерического темперамента характерна большая активность и энергия.

Меланхолик. Для людей с меланхолическим темпераментом характерно медленное течение психических процессов, в том числе эмоциональных переживаний; вместе с тем эти переживания у меланхолика отличаются большой глубиной, накладывая свой отпечаток на весь склад его личности. Чувства и настроения меланхолика однообразны и вместе с тем очень устойчивы. Нередко они носят астенический характер. В связи с этим самый термин «меланхолик» часто обозначает человека, отличающегося грустным и даже мрачным настроением. Люди с меланхолическим темпераментом нередко очень болезненно относятся к внешним обстоятельствам, легко уязвимы, тяжело переживают трудности жизни. Нередко они отличаются замкнутостью в самих себе и необщительностью.

7 стр., 3396 слов

Характер и темперамент

... что когда речьидет о характере человека, то имеются в виду все его индивидуально выра­женныеи своеобразные психологические черты. Характеризовать человека всегда означаетдать психологию его ... способности, еслиони являются ярко выраженными индивиду­альными чертами и при этомвоздействующими на поведение человека.   Темперамент и характер имеютдостаточно тесную связь между собой, зависят от ...

Эти особенности меланхолического темперамента находят свое выражение и во внешнем облике человека: движения его медлительны, однообразны, сдержанны; глубокие чувства внешне выражаются слабо; по внешним проявлениям можно судить только об общем астеническом характере его эмоций, но не об отношении к окружающим явлениям и событиям в данном конкретном случае: меланхолик редко обнаруживает свои чувства.

Меланхолический темперамент часто характеризуется упадничеством, отсутствием бодрости и решительности в своих действиях, частыми колебаниями, а в наиболее резких своих проявлениях — пассивностью, вялостью, незаинтересованностью порученным человеку делом.

Флегматик. Внешне человек флегматического темперамента отличается прежде всего малой подвижностью, движения его очень медлительны и даже вялы, не энергичны, от него нельзя ожидать быстрых действий. Флегматика характеризует также слабая эмоциональная возбудимость. Его чувства и настроения отличаются ровным характером и изменяются медленно. Это невозмутимый, размеренный в своих действиях человек. Он редко выходит из ровного, спокойного эмоционального состояния, его можно редко видеть сильно взволнованным, ему чужды аффективные проявления личности.

Характерный для флегматика строй эмоциональных состояний находит и соответствующее внешнее выражение. Мимика и жесты флегматика однообразны, невыразительны, речь медленная, лишенная живости, не сопровождается выразительными движениями.

Прежде чем что-либо сделать, флегматик долго и обстоятельно обдумывает предстоящие действия; однако принятые решения выполняет спокойно и неотступно, сильно привязывается к привычной для него работе и с трудом переключается на новые виды труда.

Было бы ошибкой думать, что каждый человек может быть отнесен к одному из рассмотренных выше четырех видов темперамента. Описанные темпераменты в жизни встречаются редко. В характере каждого человека обычно своеобразно соединяются черты, прису­щие разным темпераментам; про таких людей говорят, что они обладают смешанным темпераментом. Лишь тогда, когда в характере человека значительно преобладают черты того или иного темперамента, он может быть очень приближенно отнесен к представителям одного из указанных четырех видов темперамента.

Характер. Возрастные особенности характера

Характер- это  структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

... ерунда, - я не умею, - я не творческий человек, - мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, - мне уже слишком поздно/ еще рано и ... когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. ... эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями ...

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. — слабый) — люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера — шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. — свойственный борцам) — люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера — иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. — плотный. толстый) — люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера — циклотимики — люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Возрастные особенности характера:

Юность категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется — наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым в практическом употреблении. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев — действовать лучше других. Мир, ранее наполненный звуками, красками, наполнен теперь обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности — рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самого этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Но уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. Мир, однако, еще не познан до конца, он полон красок и звуков, тяга к нему огромна.

22 стр., 10531 слов

Самооценка младших подростков с разными типами привязанности

... младших подростков с разными типами привязанности Объект исследования: самооценка младших подростков Предмет исследования: разные типы психологической привязанности младших подростков Гипотеза исследования: Самооценка подростка имеет ... резкие качественные изменения, затрагивающие разнообразные стороны развития и жизни Реан, А.А. Психология человека. От рождения до смерти / Под общей редакцией ...

Дальнейшая жизнь человека более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях — и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. И силы мобилизуются на новые свершения — на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека от ложных представлений и догм. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни — ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еще судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, в разнообразных формах социального взаимодействия.

Возраст 36-40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями.

На склоне же лет многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. И только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная. Остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше мучило и терзало, становится малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя за собою следов. Прошлое обволакивается туманом и становится едва различимым. Однако отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и согревают душу животворящей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени существует не все наше «Я», а лишь отдельные его проявления.

Вторая половина жизни предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.

Характер людей может наиболее оптимально проявляться в разном возрасте. Одни люди особенно привлекательны в юности, другие — деятельны, продуктивны и красивы в зрелом возрасте. Некоторые особенно привлекательны в старости, когда они становятся предельно задушевными, доброжелательными, уступчивыми и полезными своей мудростью и бескорыстной гуманностью. Вероятно, в характере индивида имеется то, что предназначено для наиболее полного проявления в определенном возрасте.

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... части содержит элементы сатиры, комизма и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный комизм с общественной точки зрения ... Столь же вредной оказывается гипертрофия праздничной фазы, искусственно (особенно в жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. ...

К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в своей непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек, наконец, узнает сам себя свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности. Утихают страсти (которые и в молодости порой не приносили особого счастья).

Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает бодрости духа. Освободившись от многих житейских тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, зная подлинную цену всему земному.

Отвергая мишуру маскарадных нарядов и мирской суеты, старость более объективно относится к подлинным ценностям жизни, причисляя к ним прежде всего отсутствие острых страданий и духовно-созидательную деятельность. И человек наконец узнает, что самое ценное у него — это он сам.

Сильным чувством старого человека является чувство его значимости в делах минувших дней, состоявшейся самореализации, причастности к вечному потоку жизни. И даже уходя из этого мира, человек знает, что он не исчезает полностью. Его жизнь обеспечила беспрерывность человеческого бытия.

Многое меняется в психике человека на протяжении всей его жизни — меняется объем его знаний, образ мыслей, поведенческие навыки, отношение к различным явлениям действительности. Но очень устойчивым, стабильным психическим образованием остается его «Я-концепция», его жизненное самоощущение. Эта стабильность личностной концептуальности, очевидно, и породила понятие души человека.

Типология характера

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее известных и ранних из них явилась та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э. Кречмером. Несколько позже аналогичную попытку предпринял его американский коллега У. Шелдон, а в наши дни — Э. Фромм, К. Леонгард, А.Е. Личко и ряд других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).

Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела и профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник — это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.

24 стр., 11694 слов

Особенности формирования здорового образа жизни подростков (на ...

... воздействия внешней среды, а на 60% от образа жизни самого человека. Особенно это относится к подросткам, поскольку именно в этот возрастной период в силу ... рассмотреть факторы, влияющие на формирование здорового образа жизни среди подростков; - проанализировать современное состояние формирования здорового образа жизни у подростков; изучить современные технологии решения проблемы формирования ...

Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.

Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.

Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.

Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.

Акцентуация характера, по Личко, — это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Такие акцентуации как временные состояния психики чаще всего наблюдаются в подростковом и раннем юношеском возрасте. Объясняет этот фактор автор классификации так: “при действии психогенных факторов, адресующихся к “месту наименьшего сопротивления”, могут наступать временные нарушения адаптации, отклонения в поведении”. При взрослении ребенка особенности его характера, проявляющиеся в детстве, остаются достаточно выраженными, теряют свою остроту, но с возрастом вновь могут проявиться отчетливо (особенно если возникнет заболевание).

Классификация акцентуаций характеров у подростков, которую предложил Личко, выглядит следующим образом:

Гипертимный тип. Подростки этого типа отличаются подвижностью, общительностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события они всегда вносят много шума. Любят неспокойные компании сверстников. При хороших общих способностях они обнаруживают неусидчивость, недостаточную дисциплинированность, учатся неровно. Настроение у них всегда хорошее, приподнятое. Со взрослыми — родителями и педагогами — у них нередко возникают конфликты. Такие подростки имеют много разнообразных увлечений, но эти увлечения, как правило, поверхностны и быстро проводят. Подростки гепертивного типа зачастую переоценивают свои способности, бывают слишком самоуверенными, стремятся показать себя, прихвастнуть, произвести на окружающих впечатление.

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... русский педагог К.Д. Ушинский писал: «Характер каждого человека слагается всегда двух элементов: природного и духовного, вырабатывающегося в жизни под влиянием воспитания и обстоятельств. Оба эти элемента ...

Циклоидный тип. Характеризуется повышенной раздражительностью и склонны к апатии. Подростки данного типа предпочитают находится дома одни, вместо того чтобы где-то бывать со сверстниками. Они тяжело переживают даже незначительные неприятности, на замечания реагируют крайне раздражительно. Настроение у них периодически меняется от приподнятого до подавленного (отсюда название данного типа) с периодами примерно в две-три недели.

Лабильный тип. Этот тип крайне изменчив в настроении, причем оно зачастую непредсказуемо. Поводы для неожиданного изменения настроения могут оказаться самыми ничтожными, например кем-то случайно обороненное слово, чей-то неприветливый взгляд. Все они “способны погрузится в уныние и мрачное расположение духа при отсутствии каких-либо серьезных неприятностей и неудач”. Поведение этих подростков во многом зависит от сиюминутного настроения. Такие подростки, находясь в подавленном настроении, крайне нуждаются в помощи и поддержке со стороны тех, кто может поправить их настроение, способен отвлечь, приободрить и развлечь. Они хорошо понимают и чувствуют отношение к ним окружающих людей.

Астеноневротический тип. Этот тип характеризуется повышенной мнительностью и капризностью, утомляемостью и раздражительностью. Особенно часто утомляемость проявляется при выполнении трудной умственной работы.

Сензитивный тип. Ему свойственна повышенная чувствительность ко всему. Эти подростки не любят больших компаний, азартных и подвижных озорных игр. Они обычно застенчивы т робки при посторонних людях, отчего часто производят впечатление замкнутости. Они отличаются послушанием и обнаруживают большую привязанность к родителям. В юношеском возрасте у таких подростков могут возникать трудности в общении со сверстниками, а также “комплекс неполноценности”. Вместе в тем у этих же подростков довольно рано формируется чувство долга. Они разборчивы в выборе друзей, обнаруживают большую привязанность к дружбе, обожают друзей, которые старше их по возрасту.

Психастенический тип. Такие подростки характеризуются ускоренным и ранним интеллектуальных развитием, склонностью к размышлениям и рассуждениям, к самоанализу и оценкам поведения других людей. Такие подростки, однако, нередко бывают сильны только на словах, а не на деле. Самоуверенность у них сочетается с нерешительностью.

7. Шизоидный тип. Его наиболее существенной чертой является замкнутость, Эти подростки не очень тянутся к сверстникам, предпочитают быть одни, находиться в компании взрослых. “Душевное одиночество даже не тяготит шизоидного подростка, который живет в своем мире, своими необычными для детей этого возраста интересами”. Такие подростки нередко демонстрируют внешнее безразличие к другим людям, отсутствие к ним интереса. Они плохо понимают состояния других людей, их переживания, не умеют сочувствовать. Их внутренний мир зачастую наполнен различными фантазиями, особыми увлечениями. Во внешнем проявлении своих чувств они достаточно сдержаны, не всегда понятны окружающим, прежде всего для своих сверстников, которые их, как правило, не очень любят.

Эпилептоидный тип. Эти подростки часто плачут, изводят окружающих, особенно в раннем детстве. “ Такие дети, — любят мучить животных, избивать и дразнить младших и слабых, издеваться над беспомощными и неспособными дать отпор. В детской компании они претендуют не просто на лидерство, а на роль властелина. В группе детей, которыми они управляют, такие подростки устанавливают свои жесткие, почти террористические порядки, причем их личная власть в таких группах держится в основном на добровольной покорности других детей или на страхе. В условиях жесткого дисциплинарного режима они чувствуют себя нередко на высоте, “умеют угодить начальству, добиться определенных преимуществ, завладеть… постами, дающими в руки… власть, установить диктат над другим”.

Истероидный тип. Главная черта этого типа — эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе. У подростков данного типа выражена склонность к театральности, позерству, рисовке. Такие дети с трудом выносят. когда в их присутствии хвалят их товарища, когда другим уделяют больше внимания, чем им самим. “Желание привлекать к себе взоры, слушать восторги и похвалы становиться для них насущной потребностью”. Для таких подростков характерны претензии на исключительное положение среди сверстников, и чтобы оказать влияние на окружающих, привлечь к себе внимание, они часто выступают в группах в роли зачинщиков и заводил. Вместе с тем, будучи неспособными выступить как настоящие лидеры и организаторы дела, завоевать себе неформальный авторитет, они часто и быстро терпят фиаско.

Неустойчивый тип. Его иногда неверно характеризуют как слабовольный, плывущий по течению. Подростки данного типа обнаруживают повышенную склонность и тягу к развлечениям, причем без разбора, а также к безделью и праздности. У них отсутствуют какие-либо серьезные, в том числе профессиональные интересы, они почти не думают о своем будущем.

Конформный тип. Данный тип демонстрирует бездумное, некритическое, а часто конъюнктурное подчинение любым авторитетам, большинству в группе. Такие подростки обычно склонны к морализаторству и консерватизму, а их главное жизненное кредо — “быть, как все”. Это тип приспособленца, который ради своих собственных интересов готов предать товарища, покинуть его в трудную минуту, но, что бы он ни совершил, он всегда найдет оправдание своему поступку, причем нередко не одно.

Акцентуация характера при воздействии неблагоприятных условий может привести к патологическим нарушениям и изменениям поведения личности, к психопатии.

Счастье первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интенсивное развитие интеллекта. Через активное взаимодействие с миром дети исследуют сущность бытия, меру необходимого поведения. Впечатлительность детства не упускает ничего, что может пригодиться в жизни. С годами детская впечатлительность притупляется, но опыт и знания детства дают юности устойчивые формы поведения. Юность категорична в оценках, максималистична в требованиях к жизни. Круг потребностей юных расширяется — наступает пора волевых действий, страданий и терзаний. Взаимодействовать с миром трудней, чем созерцать его. То, что было прекрасно на вид, может оказаться тяжелым в практическом употреблении. Распоряжаться собой сложнее, чем распоряжаться вещами. В водовороте жизни надо уметь действовать и в ряде случаев — действовать лучше других. Мир, ранее наполненный звуками, красками, наполнен теперь обременительными социальными требованиями и непреложными обязанностями. Возникает кризис юности — рушатся декоративные модели счастья, познается относительность самого этого понятия. Неутолимая жажда счастья постепенно сменяется в человеке стремлением избежать хотя бы неудач и поражений. Но сил еще много и трудности преодолимы. Еще сильны ожидания счастья и вера в лучезарное будущее. Но уже знакомо и чувство покинутости, ненужности. Мир, однако, еще не познан до конца, он полон красок и звуков, тяга к нему огромна. Дальнейшая жизнь человека более спокойна и осмотрительна. Уже понятно, что жизнь не является беспрерывным потоком счастья и наслаждения, что следует довольствоваться тем, что есть, находя удовольствие и в маленьких радостях. Понимание мира человеком становится реалистичным, а во многих случаях — и по-житейски приземленным, прагматичным. Романтический туман прошлого развеян. Флер розовой пелены сброшен с большинства жизненных явлений, но не со всех, и жизнь еще сулит неожиданности. И силы мобилизуются на новые свершения — на то, что реально, полезно и достижимо. В плену у грез остаются немногие. Опыт освобождает человека от ложных представлений. Он хорошо различает опасность заблуждений и неадаптивного поведения. Человек познает как бы изнанку жизни — ее внутренние хитросплетения, тонкости взаимодействия людей. Происходит социальная самореализация индивида. Он еще судит о других по себе, утверждается в любви, дружбе, в разнообразных формах социального взаимодействия.

Возраст 36-40 лет считается жизненным водоразделом. С этого времени жизненные силы начинают понемногу убывать. Но процесс вначале идет очень медленно и компенсируется духовными приобретениями.

На склоне же лет многие ценности переоцениваются, многое девальвируется, прожитая жизнь представляется сгустком отдельных событий. И только первая четверть жизни вспоминается как самая дорогая и счастливая и наиболее продолжительная. Остальные периоды кажутся короткими и не очень благополучными. Многое вытесняется из памяти. То, что раньше мучило и терзало, становится малозначительным. Многое обесценивается, и время уже бежит, не оставляя за собою следов. Прошлое обволакивается туманом и становится едва различимым. Однако отдельные личностно интимные события время от времени вспыхивают ярким пламенем и согревают душу животворящей жизненной энергией. И это еще раз доказывает, что во времени существует не все наше «Я», а лишь отдельные его проявления. Вторая половина жизни предопределяется капиталом, созданным в ее первой половине.

Характер людей может наиболее оптимально проявляться в разном возрасте. Одни люди особенно привлекательны в юности, другие — деятельны, продуктивны и красивы в зрелом возрасте. Некоторые особенно привлекательны в старости, когда они становятся предельно задушевными, доброжелательными, уступчивыми и полезными своей мудростью и бескорыстной гуманностью. Вероятно, в характере индивида имеется то, что предназначено для наиболее полного проявления в определенном возрасте.

К концу жизни у человека окончательно исчезают иллюзии, его характер обнажается в своей непосредственности, ослабляются социально-ролевые наслоения. И человек, наконец, узнает сам себя свои подлинные мироотношения. Жизнь вновь приобретает оттенок созерцательности. Утихают страсти (которые и в молодости порой не приносили особого счастья).

Но как юность не избегает печали, так и старость не избегает бодрости духа. Освободившись от многих житейских тягот, человек на склоне лет чувствует себя более свободным, зная подлинную цену всему земному.

Отвергая мишуру маскарадных нарядов и мирской суеты, старость более объективно относится к подлинным ценностям жизни, причисляя к ним прежде всего отсутствие острых страданий и духовно-созидательную деятельность. И человек наконец узнает, что самое ценное у него — это он сам.

Сильным чувством старого человека является чувство его значимости в делах минувших дней, состоявшейся самореализации, причастности к вечному потоку жизни. И даже уходя из этого мира, человек знает, что он не исчезает полностью. Его жизнь обеспечила беспрерывность человеческого бытия.

Многое меняется в психике человека на протяжении всей его жизни — меняется объем его знаний, образ мыслей, поведенческие навыки, отношение к различным явлениям действительности. Но очень устойчивым, стабильным психическим образованием остается его «Я-концепция», его жизненное самоощущение. Эта стабильность личностной концептуальности, очевидно, и породила понятие души человека. В последнее время большое внимание уделяется изучению причин педагогической запущенности учащихся и преступности несовершеннолетних, но психологические особенности этой группы детей и подростков изучены весьма недостаточно. А ведь без этого невозможна научно-обоснованная система их перевоспитания. Мы согласны с теми из авторов, которые не думают, что в основе поведения таких ребят лежат наследственно обусловленные патологические компоненты. Но это не дает основания отрицать их психологическое своеобразие.

Два подростка А и В смотрят низкопробный, сомнительного содержания фильм. Но почему один эпизод фильма — красочно показанное убийство — не привел ни к каким последствиям в поведении А, но зато В толкнул на садистский поступок? Перед теми же подростками встала задача выбрать один из трех способов проводить свободное время: почитать книгу, отправиться с товарищами бродить по городу, предварительно выпив вина, или помочь по хозяйству семье больного друга. Почему В, не задумываясь, выбрал пустое времяпрепровождение, а его товарищ А решил помочь другу?

Вопросы эти на первый взгляд могут показаться до предела примитивными. Ясно, что неодинакова воспитанность подростков, степень их морального развития, наконец, жизненная установка. Все это так. Но если, например, эгоизм — это черта характера (в более общем плане — особенность личности), то стремление к воровству — тоже? Или есть какая-то особенность личности, которая является субъективной причиной воровства? Или комплекс этих особенностей? Мы можем говорить о некоторых причинах аморального поведения несовершеннолетних вообще, например, о пагубном влиянии алкоголя, о кадрах некоторых фильмов, где стимулируются сексуальные влечения подростка и т. д. Но значит ли это, что они неизбежно отрицательно влияют на каждого ребенка и подростка? Мы же не можем гарантировать того, что подросток, потом взрослый никогда в течение своей жизни не встретится с обстоятельствами, которые могут отрицательно повлиять на него! Между тем, абсолютное большинство людей противостоит отрицательному влиянию объективных факторов, обладая своеобразным моральным иммунитетом. В чем его сущность?

Исчерпывающих ответов на эти и многие другие аналогичные вопросы мы пока не имеем.

Всякий мотивированный поступок есть реализация определенной осознанной потребности. Известны и понятны потребности органические, потребности социальные, духовные, обусловленные соответствующими моральными нормами, ставшими убеждением человека. А воровство или хулиганство — это тоже потребность? Хулиганство даже косвенно свидетельствовать о наличии какой-то мало-мальски сознательной потребности никогда не может. Воровство — бывает. Даже хищение нескольких конфет или плитки шоколада — это уже реализация совершенно естественной потребности съесть что-то вкусное. Но ведь у несовершеннолетних бывают и иного рода кражи, по принципу «просто так, от нечего делать», ради озорства, стремления к необычному, «романтическому». Здесь налицо присущая возрасту потребность, но средства ее удовлетворения (в данном случае — кража) характерны только для трудных подростков. Самое существенное значение при этом имеет вопрос о субъективной причине таких поступков.

К слову говоря, мы не склонны отождествлять понятия «трудный» и «педагогически запущенный». Первое констатирует положение ребенка или подростка в системе воспитательных воздействий в данный момент, второе — особенности истории «го воспитания.

В подходе к пониманию особенностей личности педагогически запущенного подростка и несовершеннолетнего правонарушителя мы, естественно, исходим из марксистского положения о том, что сущность личности есть совокупность общественных отношений. Объективные отношения, которые определяют развитие ребенка с момента его рождения, отражаясь в его сознании, приводят к формированию субъективного отношения ребенка, подростка к действительности. Это отношение и становится опосредствующим звеном между объективными воздействиями среды и поступками человека. По мере социальной зрелости последнего оно играет все большую роль, личность в своем поведении не только подвергается воздействию среды, не только приспосабливается к ней, но, активно преобразуя в своем сознании факторы объективных воздействий, приспосабливает среду к себе, действует в немалой мере в соответствии со своими субъективными установками. Личность — в известной мере, разумеется — становится независимой от внешних воздействий в своем поведении. Внешние воздействия претерпевают значительную субъективную переработку. Конечно, относительная независимость личности не означает ее автономности, неподверженности воспитательному влиянию со стороны. Но соотношение объекта и субъекта в процессе воспитания меняются. Если взрослый воспитывает ребенка, то в начальном периоде их отношений первый выступает в качестве субъекта, а второй — лишь объекта воспитания. По мере развития ребенка, подростка, отношения меняются. Появляются элементы влияния бывшего объекта воспитания на его субъект. Возрастает роль самовоспитания. Наконец, в условиях коллектива (ученического и, тем более, производственного) понятия субъект и объект воспитания перестают быть постоянными, теперь они переменны, взаимозаменяемы.

Игнорирование роли субъективного фактора в воспитании и поведении человека порой проявляется в интерпретации причин аморального поведения. Причиной аморальных поступков иногда считают ближайшее по времени воздействие на молодого человека. Так, например, было много разговоров о плохом влиянии на поведение наших подростков некоторых низкопробных фильмов. Конечно, фильмы сильно — и положительно, и отрицательно — влияют на подрастающее поколение. Но весьма сомнительна возможность их непосредственного влияния. Педагогически запущенный подросток, несовершеннолетний правонарушитель активно, как и всякий человек, отражает действительность, но отражает ее порой иначе, чем большинство его ровесников или сверстников. Наше замечание о характере влияния фильмов, спектаклей, литературы в конкретных случаях не следует распространять на влияние определенных аморальных лиц и подстрекательства к совершению правонарушения. Личное влияние человека всегда сильнее каких-либо других воздействий. Педагог никогда не сможет добиться существенных результатов, применяя самые прогрессивные методы воспитания, если морально он не на высоте. Подросток, нравственные устои которого еще недостаточно прочны, сравнительно быстро может подпасть под влияние человека, который путем соблазна, уговоров, угроз, провокации стремится подчинить его себе. Говорят, что «дурные примеры заразительны». Но эта формула неправильна — она одностороння. «Заразительны» всякие примеры, если они действуют и на ум, и на чувства человека. Будем откровенны: дурной пример именно потому и оказывает порой более сильное влияние, что он бывает ярче, интереснее, более волнует, чем отдельные положительные примеры.

Уже давно среди специалистов обсуждается вопрос: не является ли аморальное поведение своего рода психопатологическим явлением? Известная часть педагогически запущенных подростков действительно страдает тем или иным расстройством нервной системы или психики. Так, совершенно отчетливые признаки функционального расстройства нервной системы были отмечены у 33% обследованных нами детей, 15% страдали энурезом, около 50% занимались онанизмом. Далее: у 52% отмечалась чрезмерная подвижность, 37% отличались большой раздражительностью, 17%-несвойственной подросткам склонностью к слезам. Л. Н. Вишневская (научно-исследовательский институт им. В. М. Бехтерева) обследовала 37 учащихся Себежского профессионально-технического училища, поведение которых беспокоило педагогов. У 31 мальчика были выявлены различные формы нервно-психической неполноценности, 15 из них, по мнению обследователя, категорически не должны находиться в учреждениях такого типа. Вишневская разделила этих подростков на 3 группы:

. Страдающие интеллектуальной неполноценностью. Они нуждаются в специальном обучении.

. Учащиеся с нарушениями невротического характера. Они должны лечиться у невропатолога или психиатра.

. Психопаты, перевоспитание которых может быть осуществлено лишь совместными усилиями педагогов, психологов и врачей, что практически невозможно осуществить в условиях специального профессионально-технического образования.

Из сказанного вытекают следующие практические выводы. Необходимо:

. При решении вопроса о направлении ребенка или подростка в специальное учреждение подвергать его тщательному психоневрологическому обследованию. Для этого в некоторых странах, например, в Югославии, созданы специальные учреждения, где ребенок проходит обследование в течение двух-трех месяцев. У нас, к сожалению, таких обследований, как правило, не проводится.

. Создать специальные школы и профессионально-технические училища для подростков, проступки которых связаны с нарушениями нормальной деятельности их нервной системы и психики, лечение которых, однако, не требует клиники.

. Обеспечить периодическое (не менее двух раз за время обучения) психоневрологическое обследование подростков, находящихся в специальных учебных заведениях.

. При выборе форм и методов перевоспитания трудных учащихся всегда располагать заключением психиатра или психоневролога (следовало бы написать — и обязательно психолога, — но это предложение будет совершенно нереальным из-за недостатка специалистов).

Принцип единства медико-педагогического воздействия на учащихся не нов. Но в русских дореволюционных и особенно советских медико-педагогических учреждениях периода 20-30-х гг. был накоплен большой опыт его реализации. Сейчас он практически забыт. Если по отношению к обычным школьникам это не всегда существенно, то по отношению к педагогически запущенным учащимся многие усилия педагогов будут обречены на провал при игнорировании этого принципа.

Нередко у педагогически запущенных учащихся проявляется заметный интерес к отдельным учебным предметам. Это — ключ, с помощью которого можно изменить их отношение к учебной деятельности в целом. Убедительные примеры этого мы находим в произведениях А. С. Макаренко и в обычной педагогической практике. Едва ли можно добиться такого положения, чтобы слабо успевающий подросток в течение короткого времени стал заниматься лучше по всем учебным предметам. У него просто не хватит на это сил даже при самом добросовестном отношении к делу; в результате может усугубиться и без того отрицательное отношение его к учению. А вот помочь такому учащемуся удовлетворить свои интересы в определенной отрасли знаний — значит убедить его в том, что знаниями он овладевать может, и в том, что для этого нужны знания также и по смежным наукам. Так постепенно можно изменить отношение учащегося к теоретическим занятиям вообще.

Среди сравнительно распространенных педагогических ошибок, приводящих впоследствии к конфликтной ситуации между преподавателем и учащимися, а отсюда- и к искривлениям в поведении последних, имеет место некоторое отождествление собственно умственной деятельности учащихся, их интеллектуального развития,- и отношения их к учебной деятельности; или, иначе говоря, отождествление механизмов умственной деятельности и ее мотивов. Разумеется, «чистого» процесса решения интеллектуальной задачи, процесса, протекающего вне отношения личности к данной задаче, вне ее жизненного опыта, быть не может. Возможна лишь известная автоматизация отдельных мыслительных операций, приемов, но эффективность включения этих операций в систему умственной деятельности зависит от отношения к. ней субъекта. Собственно умственная деятельность и отношение к ней вступают в сложное, не всегда контролируемое взаимодействие. Они тесно связаны, но не тождественны и не равнозначны. Неодинаковы природа и пути их формирования. Обучающая сторона учебно-воспитательного процесса определяет, главным образом, умственное развитие учащихся, а сторона воспитывающая — их отношение к умственной деятельности, к знаниям. Вычленить, что преобладает у педагогически запущенного подростка: отрицательное отношение к знаниям или неумение овладевать ими необходимо, чтобы определить степень активизации-каждой из этих сторон в учебно-воспитательном процессе. Характер взаимодействия умственного развития трудных учащихся и их отношения к учебной деятельности может быть различным:

а) хорошее умственное развитие сочетается с отрицательным отношением к учебной деятельности;

б) недостатки умственного развития сочетаются с положительным отношением к учебной деятельности;

в) недостатки умственного развития сочетаются с отрицательным отношением к ученью.

Установив, какой из этих типов сочетания характерен для данного» учащегося, педагог акцентирует свое внимание на компенсации выявленного недостатка за счет усиления или собственно учебной, или воспитательной работы. Тем самым достигается экономия педагогических усилий в индивидуальной работе с учащимися и повышается их эффективность.

Подходя к вопросу об особенностях нравственно-волевой сферы педагогически запущенных подростков, нельзя, хотя бы кратко, не коснуться условий, в которых проходило их развитие. И из этих условий возьмем только одно — основное — семью.

Как бы ни была велика роль школы и других учебных заведений в формировании личности детей и подростков, сама жизнь и специальные исследования показывают, что семья — это фактор номер один. Хартшорн и Мей, например, установили корреляцию между моральными суждениями детей и семейными условиями ближайшими группировками влиянием учителей влиянием воскресной школы.