Стили управления 5

Менеджмент

Курсовая работа:

Стили управления

Т.М. Никифорова

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1.1Руководитель и его функции

1.2Задачи для руководителей

.3Подбор руководителей

1.4Разница между властью и лидерством

.5Стили управления

1.6Анализ стилей управления по управленческой решетке

Блейка-Мутона и по модели Вумана-Йеттона

2.ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЕЗ-КИРОВЕЦ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Целью данной курсовой работы было выбрано изучение определённых стилей управления с целью последующего использования полученных знаний при выборе наиболее рационального стиля работы руководителя.

Однако, управленческое воздействие является направленным, и направлено оно на сотрудников, находящихся в подчинении у руководителя.

Поэтому, решая вопрос о выборе того или иного стиля, необходимо также изучить существующие и часто встречающиеся стили поведения, чтобы грамотно отреагировать на возможные поступки и действия подчинённых и по возможности пресекать те, которые могут быть вредными для организации.

Актуальность данной проблемы не вызывает никаких сомнений. Каждая фирма и общество в целом заинтересовано в эффективной деятельности её структурных составляющих, а обеспечить эту эффективность невозможно без изучения стилей работы управляющих и подчинённых.

Эта проблема стоит на стыке многих наук и дисциплин.

Изучению стилей управления посвящено множество работ множества учёных разных стран с разным уровнем экономического развития.

Как и положено в научном мире, независимо от отрасли знаний, абсолютного единства мнений по этому вопросу, к сожалению, не существует.

Можно найти множество классификаций и принципов стилей управления, где в качестве критериев и категорий классификации могут браться различные элементы и группы элементов.

Цель данной работы — изучить стили руководства в организации ОАО «Синтез-Кировец».

В рамках курсовой работы использовано значительное количество работ, касающихся проблем стиля руководства и климата в организации.

4 стр., 1501 слов

изучить проблему личности в управлении.Влияние психологических ...

... принятым в обществе подходом к руководству каждый руководитель в процессе управленческой деятельности выполняет свои функции в свойственном лишь ему стиле управления подчиненными, во многом определяющем успех конкретной ... ] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2009. – 688 с. 23. Обозов, Н. Н. Психология работы с людьми [текст] / Н.Н. Обозов. – Киев : Персонал, 2008. – 234 с. 24. Ольшанский, ...

Большое количество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов, посвящены стилю руководства или стилю управления.

Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, заключения, списка литературы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

.1 Руководитель и его функции

Cуть работы руководителя <#»justify»>Административно-организационные

Руководитель, в соответствии с официально предоставленными ему правами и обязанностями, должен объединять индивидуальные действия членов коллектива в единую общую силу:

распределять обязанности между сотрудниками;

контролировать процесс выполнения заданий;

оценивать результат и нести ответственность за деятельность отдельных сотрудников и всей группы перед вышестоящими инстанциями.

Стратегические

Реализация этих функций позволяет проявить творческий потенциал руководителя, находчивость, выдержку, способность выдвигать новые идеи.

В структуру стратегических функций включается способность к прогнозированию, предвидению конечного результата, к оперативной переработке больших объемов информации, поступающей от подчиненных и вышестоящих инстанций, результатов деятельности коллектива.

Руководитель должен также накапливать в своей памяти большой объем профессиональной информации.

К функциям данного вида добавляется также планирование как важнейшее проявление прогнозирования.

Экспертно-консультативные

В процессе групповой деятельности руководитель обычно является тем компетентным лицом, к которому все обращаются как к источнику достоверной информации и наиболее квалифицированному специалисту.

Высокая профессиональная квалификация — одна из основных составляющих авторитета руководителя.

Руководитель, назначенный сверху, но не компетентный с точки зрения решаемых коллективом задач, быстро теряет авторитет, ему подчиняются только из-за боязни дисциплинарных взысканий, а подлинного консультанта ищут в лице неформального лидера.

Коммуникативные

Руководитель является основным источником важной информации, имеющей значение для успешного функционирования рабочей группы. Эта информация передается в процессе общения с группой и отдельными ее членами.

Коммуникативность, умение общаться с людьми, доступность общения — важные качества руководителя.

Руководитель может быть открыт для общения с группой и тогда выступает как лидер.

21 стр., 10167 слов

Характеристика общения. Функции

... человека) · Позитивное самопредставление (способность человека производить хорошее впечатление) Характеристика общения. Функции. 1. Содержание общения - передача от человека к человеку информации; - восприятие друг друга; - взаимооценка партнерами друг друга; - взаимовлияние; ...

Но он может строить систему коммуникативных связей лишь в соответствии с принципом четкой субординации, т. е. коммуникативен только с другими руководителями равного с ним ранга и отдален от группы.

Тогда он обрекает себя на эмоциональное одиночество и не может рассчитывать ни на какое иное влияние, кроме официального, должностного.

Воспитательные

Принимая важные решения и направляя коллектив на достижение поставленных целей, руководитель в то же время обеспечивает воспитательный эффект в формировании личности своих подчиненных. Функция воспитания включает в себя дисциплинарные методы поощрения и наказания, если сотрудники нарушают регламент работы или нравственные принципы жизни коллектива.

К числу воспитательных функций можно отнести также психотерапевтическую. Руководитель должен учитывать эмоциональное состояние своих сотрудников, поскольку оно в значительной степени влияет на их жизнедеятельность и психологический климат в коллективе.

Оптимизм и чувство юмора, а не уныние и раздражительность должны быть присущи руководителю-лидеру, ибо это помогает предотвращать и разрешать конфликтные ситуации.

Функция представительства

Руководитель — официальное лицо, представляющее коллектив во внешней социальной среде. На совещаниях, конференциях он выступает от имени всех членов коллектива, по его поведению судят о коллективе в целом. Поэтому поведение руководителя-лидера должно соответствовать высоким стандартам общественного поведения. Он обязан хорошо владеть навыками культурного общения, достойными манерами, культурой речи.

.2. Задачи для руководителей

На различных уровнях в управленческой иерархии <#»justify»>Руководители низшего звена — отделов, бригад, участков, групп и пр., работают непосредственно с исполнителями и несут полную ответственность за их работу.

Поэтому руководители <#»justify»>1.3 Подбор руководителей

По мнению известного американского специалиста в области менеджмента <#»justify»>Личные качества это:

— высокие моральные стандарты <#»justify»>Деловые качества это:

— умение создать организацию <#»justify»>1.4 Разница между властью и лидерством

При определении функций руководителя <#»justify»>- теория личностных черт

поведенческий подход;

ситуационная теория лидерства.

Теория личностных качеств

Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей <#»justify»>- физическая и эмоциональная выносливость;

— понимание назначения и целей деятельности организации <#»justify»>- дружелюбие и привязанность;

способность вызывать доверие у других людей.

В 1948 г. Р. Стогдилл сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью <#»justify»>- управление вниманием или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий, чтобы это было привлекательным для последователей);

15 стр., 7058 слов

Решающая роль руководителя организации (подразделения) в управлении ...

... конфликтов; )определить методы профилактики стресса; )выявить роль руководителя организации (подразделения) в управлении конфликтами и профилактикой стрессов; )проанализировать сложившуюся роль руководителя ОАО ... отдельных лиц, социальных групп, формальных и неформальных организации, он принципиально подвержен управлению (урегулированию, завершению, разрешению). Отправлению управленческих функций в ...

управление знанием или способность так передать знание созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

управление доверием или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

управление собой или способность знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Стогдилл также отметил, что в разных ситуациях эффективные руководители <#»justify»>Поведенческий подход к лидерству

Отказавшись от исследований черт личности ученые в области теории организации <#»justify»>1.5 Стиль управления

Эффективная работа организации <#»justify»>СвойстваАвторитарныйДемократическийЛиберальныйСпособ принятия решенийЕдиноличный с подчиненнымиНа основе консультаций сверху или мнения группыНа основе указанийСпособ доведения решений до исполнителя <#»justify»>.6 Анализ стилей управления по управленческой решетке Блейка-Мутона и по модели Вумана-Йеттона

Многомерные стили управления <#»justify»>Из решетки стиля руководства выводится пять типичных стилей.

-1 — стиль руководства, не ориентированный на высокие трудовые достижения, на заботу о межличностных отношениях. Попустительский стиль может иметь следствием апатию и разочарование сотрудников.

-9 — стиль руководства, при котором для межличностных отношений создана благоприятная атмосфера, но трудовым достижениям уделяется мало внимания. В таких группах долго не бывает конфликтов, пока на сотрудников не начинают давить производственная необходимость или вышестоящее начальство.

-5 — стиль руководства, направленный на средние трудовые достижения и среднюю удовлетворенность сотрудников. Консервативный стиль достижения, трудовые результаты средние.

-1 — стиль руководства, ориентированный на высокую производительность труда и отсутствие заботы о межличностных отношениях. Соответствует авторитарному руководству.

-9 — стиль руководства, нацеленный на высокие трудовые достижения и высокую удовлетворенность сотрудников.

Решетку Блейка-Моутона называют управленческой, менеджерской решеткой.

Большинство руководителей считают, что стиль 9-9 наиболее целесообразен для применения. Но применение этого стиля на практике затруднительно.

Недостатком данной теории является невозможность точного определения положения руководителя на данной решетке, ведь информация, которую можно получить как от руководителя, так и от подчиненных, вряд ли будет полной и достоверной.

Рис. 1 — решетка управления Блейка-Муттона

9 стр., 4040 слов

Управление в организации 2

... следующие задачи: .Охарактеризовать типологию организаций; .Изучить социальное управление в организации; .Рассматривать данную организацию магазин «Мир посуды» с позиции управления ею. Объектом исследования является магазин ... руководителей предприятий. Целью контрольной работы является изучение наиболее эффективного управления организации. В соответствии с целью, в данной работе были поставлены ...

Интересную модель стилей руководства разработали американские ученые В. Вурм и Ф. Йеттон (рис.2).

По их мнению, в зависимости <#»234″ src=»/wimg/11/doc_zip2.jpg» />

Рис. 2 — Многомерная модель стилей руководства по Вурму-Йеттону

А — Авторитарный 1. Руководитель <#»justify»>руководитель стиль управление

2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СИНТЕЗ-КИРОВЕЦ»

В практической части своей курсовой работы я опишу стиль управления на примере ОАО «Синтез-Кировец»

Открытое акционерное общество «Синтез-Кировец» — дочернее общество ОАО «Кировский завод» производит резино-технические изделия различного назначения с 1994 года.

Сегодняшний потенциал ОАО «Синтез-Кировец» позволяет выполнять полный цикл работ, связанных с обеспечением заказчиков необходимыми им формовыми, неформовыми резинотехническими изделиями и товарными сырыми резиновыми смесями.

Текущее функциональное руководство деятельностью ОАО «Синтез-Кировец» осуществляет директор

Менеджмент на ОАО «Синтез-Кировец» эффективен, поскольку процессы планирования, организации, руководства и контроля способствуют достижению целей организации посредством скоординированного использования человеческих и материальных ресурсов.

В ОАО «Синтез-Кировец» создан достаточно сильный научно-технический потенциал, способный к самостоятельному решению технически сложных, наукоемких задач в области проектирования и постановки на производство новых видов изделий.

Основными функциями управления в ОАО «Синтез-Кировец» являются планирование, организация, мотивация и контроль. Эти функции реализуются на всех уровнях управления (высший, средний и нижний уровни) и во всех видах деятельности организации.

Содержание этих функций и сложность управленческой деятельности на каждом уровне управления определяется конкретным перечнем задач, их спецификой и объемом.

В качестве морально-психологических стимулов к труду в ОАО «Синтез-Кировец» используются такие категории, как авторитет руководителя, личный пример.

В качестве основного средства воздействия на коллектив пока применяется не убеждение (как должно быть), а административное указание в форме распоряжения, рабочего задания.

При этом не предпринимаются меры по превращению таких указаний в осознанный долг, внутреннюю потребность человека.

В качестве стимулирующего средства, воздействующего на молодых работников, обучающихся в различных учебных заведениях, применяется предоставление им учебного отпуска с сохранением заработной платы.

Приведенные функции управления находятся в тесной взаимосвязи: функция планирования взаимодействует с функциями организации и контроля, функция организации, в свою очередь, тесно связана с функциями планирования и контроля, а последняя (то есть функция контроля) взаимосвязана с функцией организации и функцией планирования. Функции планирования, организации и контроля тесно взаимосвязаны с функцией мотивации.

9 стр., 4271 слов

Модели и методы управления организацией

... успешной деятельности предприятия - это, прежде всего, четкая организация управления организацией. Менеджмент как взаимозависимая система управления направлена на ... Инструктирование и координация работы — это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения ... достичь цели организации. Управление - это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их ...

Руководитель ОАО «Синтез-Кировец» придерживается принципа плановости. Суть данного принципа заключается в установлении основных направлений и пропорций развития организации в перспективе.

Планированием пронизаны (в виде текущих и перспективных планов) все звенья ОАО «Синтез-Кировец».

План рассматривается как комплекс экономических и социальных задач, которые предстоит решить в будущем.

Руководитель понимает, что от правильности составления планов и прогнозов зависит дальнейшее развитие предприятия.

Принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности предполагает, что каждый подчиненный должен выполнять возложенные на него задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Данный принцип четко выполняется.

Начальники отделов сдают понедельные, помесячные, поквартальные и годовые отчеты в строго установленные сроки.

Экономическим методам управления ОАО «Синтез-Кировец» отводится центральное место. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей.

Зная особенности поведения, характера каждого отдельного человека, можно прогнозировать его поведение в нужном для коллектива направлении.

Это связано с тем, что каждой группе свойствен свой психологический климат. Поэтому существенным условием образования и развития трудовых коллективов является соблюдение принципа психофизиологической совместимости.

Основное средство воздействия на коллектив — убеждение. Убеждая, руководитель должен максимально полно учитывать природу человеческого поведения и человеческих отношений в процессе совместной деятельности.

Понимание руководителем биологической природы и внутреннего мира личности помогает ему подобрать наиболее эффективные формы сплочения и активизации коллектива.

Объектом же социально-психологического руководства в трудовом коллективе являются взаимоотношения работников, их отношение к средствам труда и окружающей среде.

Организационно-административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д.

В ОАО «Синтез-Кировец» возможны три формы проявления организационно-административных методов: обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.); согласительные (консультация, компромисс); рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Необходимость использования в практике управления организацией социально-психологических методов руководства очевидна, так как они позволяют своевременно учитывать мотивы деятельности и потребности работников, видеть перспективы изменения конкретной ситуации, принимать оптимальные управленческие решения.

10 стр., 4727 слов

Теория и практика управления Программа курса

... результатах. Потребности общества в государственном управлении. Управленческие интересы отдельных людей и коллективов. Решение как центральное звено управления. Понятие управленческого решения. Факторы, ... Раздел I. Государственное управление как многогранное общественное явление. Тема 1. Управление. Сущность и специфика государственного управления. Понятие управления. Управление как особая сфера ...

Приемы и способы социально-психологического воздействия во многом определяются подготовленностью руководителя, его компетентностью, организаторскими способностями и знаниями в области социальной психологии.

Общепринято положение, что именно руководитель <#»justify»>- имеет мужество самоопределения, то есть знает свои функциональные границы и границы своих подчиненных и четко им следует;

стремится вкладывать не только в свое благосостояние, но и в благосостояние группы;

редко проявляет раздражение при своих сотрудниках;

старается избегать догм в своей работе;

на изменение себя направляет больше энергии, чем на изменение других;

знает и уважает весь спектр чужих мнений;

может изменить себя в соответствии с сильными сторонами своих подчиненных;

неподвержен воздействию безответственных действий других;

— старается воспитывать качества <#»justify»>- хорошо продуманные убеждения;

внутренняя ясность собственных позиций, связанных с позициями предприятия в целом;

жизненные принципы, воплощенные или воплощающиеся в жизнь.

Не менее важным критерием <#»justify»>- самосознание и саморазвитие;

большее внимание к своему поведению, чем к поведению других.

определение себя не в противопоставление другим;

наличие личных целей, соотнесенных с целями предприятия.

При этом в успехе и развитии предприятия большую роль играет способность удерживать курс. Эта способность важна не только для руководителя <#»justify»>Директор ОАО «Синтез-Кировец» вот уже пятнадцать лет является его бессменным руководителем. На языке психологии- он приверженец директивного стиля руководства, но вместе с тем является активным сторонником современных демократических методов руководства (то есть создание необходимых предпосылок для самовыражения и самореализации в подчиненных звеньях, цехах, управленческих отделах и т. д. в рамках их компетенции).

Все изменения, происходящие на заводе, не могут осуществляться старой управленческой командой.

По мнению руководителя, это должны быть новые люди, являющиеся высококвалифицированными специалистами в области экономики, финансов, менеджмента.

Позиция руководителя как внутри коллектива, так и вне его в различных производительных случаях зависит от объективных условий, а также от своеобразия жизненного и профессионального опыта.

По характеру деятельности директор ОАО «Синтез-Кировец», на мой взгляд, относится к универсальному лидеру, которому в полной мере присущи также качества, как принципиальность, инициативность, коллективизм, уверенность в своих силах, самообладание, умение проявлять организаторские и научно-технические способности, желание систематически повышать профессиональный уровень.

29 стр., 14296 слов

Профессиональные качества руководителя, психологические особенности ...

... деятельности руководителя является конечный результат труда всего коллектива, в котором соединены усилия и руководителя, и исполнителей. С экономической точки зрения, таким критерием ваяется прибыль предприятия ( ... организацией, контролем), являются наиболее значимыми. Признанные в мире авторитеты в области менеджмента отмечают: "Хозяйственные операции можно, в конечном счете, свести к обозначению ...

Из сказанного можно сделать следующий вывод: руководитель является настоящим хозяином предприятия.

Рассматривая аспекты управленческого аппарата, директор ОАО «Синтез-Кировец» относится к вдохновителю-организатору по типу личности лидера. По стилю руководства- авторитарно-демократический.

Позиция директора ОАО «Синтез-Кировец», как внутри коллектива, так и вне его; в различных производственных случаях зависит от объективных условий.

Поэтому, по характеру деятельности директора ОАО «Синтез-Кировец», можно отнести к универсальному лидеру, которому, в полной мере, соответствуют такие качества, как принципиальность, инициативность, коллективизм, уверенность в своих силах, самообладание, умение проявлять организаторские и научно-технические способности, желание систематически повышать профессиональный уровень.

Управленческая деятельность ОАО «Синтез-Кировец, как и любых других типов предприятий, способствует выполнению как общих, так и специфических функций.

Под общими функциями подразумевается: планирование, организация, координирование, стимулирование, контроль. Под специфическими функциями рассматриваются: подбор и расстановка кадров, технико-экономическое планирование, контроль за качеством продукции, заработная плата, снабжение, организация сбыта, техническое и организационно-хозяйственное обслуживание.

Тип организации фирмы — линейно-функциональный.

Высшее звено — руководство требует выполнения заданий по всем вытекающим функциям. Руководители низшего звена в управленческой системе завода выполняют функции своими участками (цехами, подразделениями), исполняя поручения, приказы сверху.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Безусловно, главенствующую роль в психологическо-управленческом взаимодействии данного предприятия играет сам директор ОАО «Синтез-Кировец».

От правильности его действий, единстве с исполнителями, их взаимосвязи и взаимообусловленности всего предприятия в целом.

Точность выбора стиля и методов руководства соответствующих данному предприятию, представленные в данной дипломной работе соответствуют поддержанию стабильного состояния человеческого коллектива, предложенные социально-психологические методы построенные главным образом на убеждении, личном примере и авторитете руководителя носят взаимосвязанный характер и также влияют на продуктивность самого предприятия.

Любой работник, являясь членом данного предприятия (коллектива), занимает в нем определенную позицию, то есть именно свою социальную роль.

17 стр., 8203 слов

Социально-психологические методы управления 4

... между администрацией и трудовым коллективом, Правила внутреннего трудового распорядка, организационная структура управления, штатное расписание предприятия, положения о структурных подразделениях, ... прибыльности организации. Правильное и целесообразное управление персоналом гарантирует успех работы предприятия. А успех предприятий обеспечивает благоприятную социально-экономическую обстановку ...

Эффективность выполнения работниками своих обязанностей обусловлено социально-психологическими факторами управления, формирования и развития коллектива, а это: мотивация труда именно на данном производстве, стабилизация кадрового состава, благоприятный психологический климат, психологические аспекты стимулирования добросовестности и инициативности.

Целенаправленное использования этих факторов делают процесс развития коллектива управляемым.

В заключении можно сказать следующее: при всех существующих сложностях и проблемах, с которыми сталкивается ОАО «Синтез-Кировец» немало из них было решено и решается, и ситуация на предприятие остается не плохой.

Важно не забывать, что главное составляющее предприятие — это живые люди.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Дорофеев В.Д.. Менеджмент: учебное пособие для вузов по спец. «Менеджмент организации» / В.Д, Дорофеев, А.Н. Шмелева, Н.Ю. Шестопал. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 439 с.: ил.

.Виханский О.С., Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008. — 670 с. — (Homo faber).

.Веснин В.Р., Менеджмент: учебник для вузов по спец. «Менеджмент организации» / В.Р. Веснин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект, 2008. — 502 с.

.. Кнорринг В.И., Теория, практика и искусство управления: учебник для вузов по экономическим спец. / В.И. Кнорринг. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: НОРМА, 2007. — 527 с. — (Основы менеджмента).

.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д., Психология управления: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 1997.Сборник ситуационных задач, деловых и психологических игр, тестов, контрольных заданий, вопросов для самопроверки по курсу «Менеджмент». М., 2000.

.Кравченко А.И., История менеджмента: учебник для вузов по направлению 080507 «Менеджмент организации» / А. И. Кравченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КноРус, 2010. — 431 с.: ил.

.Основы менеджмента: учебное пособие / под ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева. — 2-е изд. — М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Академцентр, 2010. — 270 с.: ил.

8.«Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей» Цифровая аудиокнига, Ицхак Калдерон Адизес , языки: Русский, издательство: Альпина Паблишер , 2011 г.