60. Стили руководства. Современные подходы к определению стилей руководства

1. Авторитарный (единоличная власть руководителя, никакие полномочия в группе не делегируются) низкая мотивация, высокая агрессивность к руководителю и товарищам, объем самый большой

2. Демократический (либеральный — коллегиальность решения, делегирование полномочий и распределение ответственности)

3. Попустительский (подчиненные сами исполняли задачи руководителя) объем самый маленький, качество худшее, но появлялись элементы игры

Выбор стиля руководства зависит от сложности работы и уровня квалификации исполнителя: 1. применим когда работы просты не требуют особой квалификации, задачи д. решаться строго определенным образом, а дисциплина исполнителей достаточно низкая; 2. неуместен если у работников отсутствуют навыки самодисциплины, руководитель д. воспитывать коллектив, прежде чем переходить к демократическому стилю, применяется когда работа сложна требует от подчиненных большого объема знаний и опыта; 3. применим когда гл. задача руководителя не мешать работать

Поведенческий подход:

1. исследование Курта Левина (см. выше)

2. теория Х и У Макгрегор (теория х основана на принципе «кнута и пряника», а теория у на иерархии потребностей Маслоу), с помощью х человека м. держать под контролем до тех пор пока он борется за существование, у направлено на объединение людей

3. шкала лидерства Лайкерта (дополнил теорию Макгрегора) выделял 2 типа руководителей: 1. сосредоточенный на работе; 2 сосредоточенный на людях, на отношении. 4 стиля руководства: 1. эксплуататорско — авторитарный (плотно контролирует работу); 2. благосклонно — авторитарный (заботится о настроении подчиненных); 3. консультативно — демократический (значительное, но не полное доверии подчиненным); 4. основанный на участи (групповые решения с участием подчинены)

4. управленческая решетка (включает 5 стилей объединенное управление, дом отдыха, организация, власть-подчинение, команда, оптимальным считается команда)

16 стр., 7589 слов

Взаимодействие руководителя и подчиненного как предмет социологии и психологии управления

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М. К Аммосова» Финансово-экономический институт Кафедра социологии и управления персоналом Курсовая работа по дисциплине «Социология и психология управления» на тему: Взаимодействие руководителя и подчиненного как предмет социологии и психологии управления Выполнила: студентка 2 курса УП-07 ...

Ситуационный подход:

1. модель Фидлера выделяет 3 факторы, задающие оптимальность стиля руководства: отношение м.д. руководством и коллективом; структурированность задачи; должностные полномочия руководителя.

2. подход «путь-цель» Митчелла и Хауса алгоритм руководства: разъяснение того, что ожидается от подчиненных; оказание поддержки, наставничества и устранение сковывающих помех; направление усилий подчиненных на достижение цели; создание у починенных таких потребностей, которые руководитель в силу своих полномочий м. удовлетворить; удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута

3. теория жизненного цикла Поль Херси и Кен Бланшар, считали, что выбор стиля руководства определяется зрелостью исполнителя, стили указание, «продажи» мотивирование, участие, делегирование

4. модель Врума Йеттона (есть 7 критериев оценки ситуации «подчиненный-руководитель» и 5 стилей принятия решений (автократичный 1,2, консультативный 1,2, и полное участие)

61. Планирование и внедрение научной организации труда персонала

Организациия тр. — система, обладающая необходимыми свойствами имеющая конкретный состав элементов или частей.

НОТ — постоянный творческий процесс, обеспечивающий приведение в соответствии организации тр., изменяющемуся уровню развития техники и технологии производства.

На практике НОТ решает 3 осн. взаимосвязанные задачи:

1. экономическая (создание усл. д/целесообразного использования техники, материалов и сырья, что обеспечивает экономию живого и овеществленного тр. на производство единицы продукции)

2. психологическая (создание благоприятных усл. тр., обеспечивающих сохранение физического здоровья и безопасности людей, поддержание высокого уровня их работоспособности)

3. социальные (повышение степени удовлетворенности тр., создание усл., обеспечивающий рост их профессиональных знаний)

18 стр., 8621 слов

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения в отечественной психологии

Значение общения в жизни человека. Подходы к пониманию общения в отечественной психологии В отечественной психологии установлено, что развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью – первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения. И все ...

62. Природа и основные принципы деловых отношений. Этикет руководителя

Умение вести себя с людьми надлежащим образом является одним из важнейших, если не важнейшим, фактором, определяющим шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской деятельности. Дейл Карнеги еще в 30-е годы заметил, что успехи того или иного человека в его финансовых делах даже в технической сфере или инженерном деле процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять — от его умения общаться с людьми. В этом контексте легко объяснимы попытки многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как «деловой этикет»).

Джен Ягер в книге «Деловой этикет: как выжить и преуспеть в мире бизнеса» выделяет шесть следующих основных принципов:

1. Пунктуальность (делайте все вовремя).

Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2. Конфиденциальность (не болтайте лишнего).

Секреты учреждения, корпорации или конкретной сделки необходимо хранить так же бережно, как тайны личного характера. Нет также необходимости пересказывать кому-либо услышанное от сослуживца, руководителя или подчиненного об их служебной деятельности или личной жизни.

3. Любезность, доброжелательность и приветливость. В любой ситуации необходимо вести себя с клиентами, заказчиками, покупателями и сослуживцами вежливо, приветливо и доброжелательно. Это, однако, не означает необходимости дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

ГОУ Гимназия №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория» Реферат Психологические проявления лжи в общение людей Выполнила: ученица 9 класса «Б» Меркулова Анастасия Научный руководитель: Савина Ольга Олеговна Москва 2011 г. Оглавление . Введение. 3 Глава 1. Теоретические подходы и исследования лжи в психологии. 6 § 1. Ложь. Обман. Неправда. 6 §2. Ложь и чувства. 11 §3. Ложь и ...

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе).

Внимание к окружающим должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, старайтесь понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать вам быть скромным.

5. Внешний облик (одевайтесь как положено).

Главный подход — вписаться в ваше окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо выглядеть самым лучшим образом, то есть одеваться со вкусом, выбирая цветовую гамму к лицу. Большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком).

Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранных слов. Даже если вы всего лишь приводите слова другого человека, окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором — с помощью переписки или технических средств.

Как в процессе прямого, так и косвенного общения используются различные методы влияния или воздействия на людей. Среди наиболее употребительных из них И. Браим выделяет следующие — убеждение, внушение, принуждение. Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение — ненасильственный, а значит, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.

5 стр., 2129 слов

Рефлекторная природа деятельности нервной системы человека

Содержание Введение 1. Рефлекторная теория и ее основные принципы 2. Рефлекс – понятие, его роль и значение в организме 3. Рефлекторный принцип построение нервной системы. Принцип обратной связи Заключение Литература Введение Взаимодействие человека с действительностью осуществляется посредством нервной системы. У человека нервная система состоит из трех отделов: центральной, периферической и ...

Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль во внушении играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.

Принуждение — наиболее насильственный метод воздействия на людей. Предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.

На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.

63. Структура и функции делового общения. Вербальное и невербальное общение

Деловое общение — искусство, которое позволяет легко войти в контакт с др. людьми, партнерами по бизнесу подняться выше своих личных предубеждений, перешагнуть через неприятное и достичь желаемое.

Содержание делового общения определяется потребностями совместной деятельности, которая предполагает согласованность действий, понимание и принятие каждым ее участником целей, задач и специфики этой деятельности, своей роли и своих возможностей в ее реализации.

Процесс взаимопонимания в ДО складывается из 3 основных компонентов: умение вести себя; умение понимать партнера; умение видеть и слышать партнера

Важнейшими видами общения у людей являются вербальное и невербальное.

6 стр., 2709 слов

Чувства и эмоции человека

12 Оглавление Введение 1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека 2. Классификация чувств и эмоций Заключение Тестовое задание Список использованной литературы Введение Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что в эмоциональных психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему. Чувства и эмоции - основные разновидности ...

Невербальное общение не предполагает использование звуковой речи, естественного языка в качестве средства общения. Невербальное — это общение при помощи мимики, жестов, пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица. Большинство невербальных форм и средств общения у человека являются врожденными и позволяют ему взаимодействовать, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях, не только с себе подобными, но и с другими живыми существами.

Вербальное общение присуще только человеку и в качестве обязательного условия предполагает усвоение языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить. Да и само развитие вербального общения первоначально непременно опирается на невербальные коммуникации.

Пожалуй, самым плодотворным является общение

1) на основе увлеченности совместной деятельностью. В основе этого стиля — единство высокого профессионализма партнеров и их этических установок. Ведь увлеченность совместным творческим поиском — результат не только коммуникативной деятельности партнеров, но в большей степени их отношения к деятельности в целом. Достаточно продуктивным является и стиль общения

2) на основе дружеского расположения. Такой стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной деятельности. В известной мере он как бы подготавливает выделенный выше стиль общения. Ведь дружеское расположение — важнейший регулятор общения вообще, а делового общения особенно. Дружественность и увлеченность совместным делом — стили общения, тесно связанные между собой. Увлеченность общим делом — источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

37. Влияние эмоций на профессиональную деятельность персонала. Психофизиология памяти, внимания и сознания

Эмоции — это своеобразное личностное отнош-ие чел-ка к окружающ. действительности и к самому себе. Эмоции возникают в процессе деят-ти и влияют на ее протекание. Источниками эмоций служат объективно существующие предметы и явления, выполняемая деятельность, изменения, происходящие в нашей психике и организме.

3 стр., 1427 слов

9. эмоции как внутренние регуляторы деятельности. классфикация эмоций

9. Эмоции как внутренние регуляторы деятельности. Классификация эмоций. Эмо́ции (от лат. emovere — возбуждать, волновать) — состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека, либо ...

Аффекты — это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождающиеся резко выражен­ными двигательными и висцеральными проявлениями. Собственно эмоции в отличие от аффектов представляют собой более длительно текущее состояние, иногда лишь слабо проявляющееся во внешнем поведении. Собственно эмоции возникают на основе представлений о пережитых или воображаемых ситуациях.

3 — предметные чувства. Они возникают как специфическое обобщение эмоций и связаны с представлением или идеей о некотором объекте, конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к человеку, к родине, чувство ненависти к врагу и т. д.).

Предметные чувства выражают устойчивые эмоциональные отношения.

Выделяют ведущие и ситуативные эмоции. Они связаны с разными фазами поведения. Ведущие эмоции сигнализируют человеку о неудовлетворенности его потребностей и побуждают к поиску целевого объекта, стимулируя определенное поведение. Ситуативные эмоции, возникающие в результате опенок отдельных этапов или поведения в целом, побуждают субъекта действовать либо в прежнем направлении, либо менять поведение, его тактику, способы достижения цели.

ПАМЯТЬ — это психическое свойство человека, способность, к накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и информации.

Основн. черты памяти: Объем — способность одновременно сохранять значительный объем информации. Средний объем памяти — 7 элементов (единиц) информации. Быстрота запоминания — отличается у разных людей. Скорость запоминания можно увеличить с помощью специального тренирования памяти. Точность — проявляется в припоминании фактов и событий, с которыми сталкивался человек, а также в припоминании содержания информации. Длительность — способность в течении долгого времени сохранять пережитый опыт. Готовность к воспроизведению — способность быстро воспроизводить в сознании человека информацию. Именно благодаря этой способности мы можем эффективно использовать приобретенный раньше опыт.

Внимание характеризует динамику любого психического процесса: это тот фактор, который обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, как простой так и сложной. Психологи выделяют три вида внимания. Произвольное, или активное, внимание характеризуется направленностью субъекта на сознательно выбранную цель. Пассивное, или непроизвольное внимание выражается в переключении внимания на неожиданное изменение физических, временных, пространственных характеристик стимулов или на появление значимых сигналов. Третий вид внимания называется постпроизвольным вниманием, которое появляется в процессе освоения деятельности и увлеченности выполняемой работой. Оно не требует усилий воли, так как поддерживается интересом к ней.

Можно определять сознание как субъективно переживаемую последовательность событий, противопоставляемых бессознательным процессам. Часто сознание связывают с осведомленностью человека о том, что с ним происходит или что он воспринимает.

43. Компетентность и конкурентоспособность персонала как стратегический фактор успешной деятельности организации

Модели компетентности:

Анализ деятельности наиболее выдающихся работников позволяет раскрыть секреты их мастерства, хотя полученная при этом модель слишком привязана к специфике данного вида деятельности и страдает излишне сложной архитектурой;

Сравнительный анализ многих образцов деятельности работников облегчает обобщение опыта и построение достаточно простых моделей, однако является весьма трудоемким делом.

Опрос экспертов приносит быстрые и статически надежные результаты, но область их применения оказывается, как правило, ограниченной. Комбинирование моделей, заимствованных из других областей деятельности, дает возможность аккумулировать самый передовой опыт, однако он не всегда применим в рамках данной организации.

Таким образом, при построении моделей компетентности следует сочетать имеющиеся подходы, чтобы получить приемлемые средства кадрового менеджмента.

Модели компетентности, описывающие интеллектуальные и деловые качества работника, его навыки межличностной коммуникации, позволяют направлять развитие персонала в 2-х измерениях:

1.приспособление к сложившейся в организации культуре (готовность работников демонстрировать ожидаемое от них эффективное поведение, что обеспечивается единством взглядов на профессиональную этику, потребителя товаров и услуг, механизмы принятия управленческих решений, ответственность за качество продукции и услуг);

2.овладение знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешной работы в специализированной профессиональной сфере деятельности.

Единство этих измерений достигается интерпретацией оргкультуры, понимаемой как социальный механизм воспроизведения опыта, жизненно важного для успешного функционирования и развития организации.