Предисловие
Данные методические указания составлены в соответствии с программой учебной дисциплины «Основы менеджмента» и предназначены для проведения лабораторных работ по данной дисциплине. Лабораторные работы интегрируют теоретико-методологические знания и практические навыки и умения студентов в едином процессе учебно-исследовательского характера.
Изложенный в методических указаниях материал представляет практический интерес для будущего специалиста, так как найдет широкое применение в будущей профессиональной деятельности.
В процессе выполнения лабораторной работы №2 студенты знакомятся с профессионально значимыми качествами руководителя, а также получают навык представления результатов своей работы в виде отчета и навык публичного выступления.
Структура методических указаний
Каждая лабораторная работа начинается с постановки цели её проведения. Далее следует теоретический блок, после которого приводятся задания к лабораторной работе. В теоретическом блоке, кроме самой теории, связанной с заданием, также представлены сведения о возможности применения полученных теоретических знаниях на практике, что также помогает студентам закрепить материал, изученный в лекционном курсе.
В конце каждой лабораторной работы приводятся требования к составлению отчетов. Приведен список рекомендуемой литературы.
Лабораторная работа №2
«Исследование структуры личности
и профессионально значимых качеств менеджера»
Цель работы — ознакомление со структурой личности менеджера, предложенной американским психологом М. Шоу.
Ученых давно интересуют вопросы: «Как вырастает преуспевающий руководитель? Можно ли в молодом человеке распознать перспективного управляющего и определить пути развития его таланта?»
Эти и другие подобные вопросы поставили перед собой ученые Ч. Маргерисон и Э. Какабадзе1. Для того чтобы ответить на них, они опросили 400 руководителей компаний различных отраслей, проанализировали результаты и сделали некоторые обобщения. Руководителям предложили проранжировать по степени значимости ключевые факторы, которые определили развитие их карьеры. Оказалось, что большинство опрошенных определили, что продвижению на высший уровень, прежде всего, способствует:
Развитие творческих способностей младших школьников на уроках ...
... место в системе трудового обучения занимают уроки технологии по работе с природными материалами. Природный материал - кладовая для развития детского творчества. Изготовление игрушек, разных ... современной психологии и педагогики под творческими способностями понимают интегративное свойство личности, проявляющееся в деятельности. В состав творческих способностей входят интеллектуальные, личностные, ...
• личное желание занять высокий пост. Человек, который не ставит перед собой высоких целей, не склонен предпринимать особых усилий к самосовершенствованию, повышению квалификации, продвижению;
• умение работать с людьми;
• готовность рисковать и брать на себя ответственность.
Это основные факторы. Также были отмечены: способность генерировать больше идей, умение легко менять стиль управления, хорошая подготовка и семейная поддержка. Опрос показал, что становление управляющего высшего ранга происходит за щесть-семь лет. И, как правило, основной опыт руководящей работы желательно получить до 35-летнего возраста. На чем же следует сосредоточить усилия, чтобы преуспеть? Это и маркетинг, и планирование, системы финансирования, и многое другое. Но сами успешно работающие управляющие подчеркивают, что «успеха не жди без высокой коммуникабельности, умения управлять людьми и делегировать полномочия». Управлять — значит, побуждать других работать. А учиться управлению нужно не только теоретически, но и приобретая собственный опыт. Руководитель коллектива назначается вышестоящим руководством, получает властные полномочия, право на применение стимулов и санкций. Но, кроме этого, руководитель становится лидером, связующим звеном и, в некотором смысле, психотерапевтом коллектива, работой которого руководит.
Существует интересная классификация структуры личности руководителя, предложенная американским психологом М. Шоу. По мнению ученого, личность руководителя можно рассматривать, разделив ее на три основных блока: биографические характеристики, способности и особые черты, способствующие эффективному руководству. Рассмотрим их подробнее.
-
Биографические характеристики.
Во-первых, это возраст руководителя. Немалый интерес вызывает именно этот вопрос. Существуют ли нормативы по возрасту? Есть ли какие-нибудь требования, ограничивающие возраст руководителя? Что касается нижней границы, она, видимо, ограничивается совершеннолетием. Хотя имеют место ставшие легендой исключения. Например, о том, что А.П. Гайдар в 14 лет командовал полком. Но наблюдения показывают, для того чтобы занять пусть небольшой управленческий пост, нужно сначала получить образование, затем приобрести опыт работы, а только потом садиться в кресло руководителя. Получается, что моложе 25 лет руководители встречаются редко. Хотя в наше удивительное время бывает все. Что касается верхней возрастной границы, то она разная в разных странах. По итогам исследований японских ученых, средний возраст президентов крупных японских компаний составляет 63,5 года, а вице-президентов 56—57 лет. В некоторых организациях возраст руководителей высшего звена не ограничен. А вот во многих американских компаниях возраст 65 лет является пределом. Проблема возрастного предела для управленческих работников существует и у нас.
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2
... переживаний, подготовленные всем ходом личностного развития в дошкольном возрасте. В конце дошкольного детства наметилось осознание ребенком ... образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими ... несмотря на предварительную подготовку, больший или меньший опыт учебных занятий, попадает в принципиально новые условия. ...
Что касается железнодорожного транспорта, то на ряде руководящих должностей вводятся ограничения. И с наступлением пенсионного возраста руководитель уходит с поста, хотя, возможно, продолжает трудиться в организации. Но есть один существенный момент. Возраст, во многом, это — опыт. И если у человека хорошее здоровье, он энергичен, открыт новому, то почему бы ему и дальше не использовать его знания и мастерство. Акио Морите, основателю и многолетнему шефу всемирно известной «Сони-корпорейшн» было всего 25 лет в день учреждения фирмы. А свой первый миллион будущий миллиардер А. Хаммер заработал в 21 год, будучи студентом. Он возглавил небольшую фармацевтическую фирму., Но и Хаммер, и Морита успешно работали и в очень немолодом возрасте. А. Хаммер, оглядываясь на прожитую жизнь, писал: «Если вам повезло и вы дожили до восьмидесяти лет, не потеряв при этом способности мыслить и чувствовать, то у вас есть одно преимущество — вы точно знаете, что в вашей жизни главное, а что второстепенное. Я четко знаю, чего хочу добиться в оставшееся мне время, и если мои цели осуществить труднее, чем цели многих других людей, то это значит, что мне придется больше трудиться». Итак, все-таки, зависимость эффективности руководства и возраста не установлена.
Другая биографическая характеристика — пол. Когда мы слышим «руководитель», «менеджер», то большинство представляет мужчину. И это легко объяснить. В числе многочисленных руководителей, с которыми мы сталкиваемся, женщин — меньшинство. Из национального доклада Российской Федерации к IV Всемирной конференции по положению женщин: «…среди предпринимателей, использующих труд наемных работников, женщины составляют 17—19 %, в индивидуальной трудовой деятельности их более одной трети. Среди совладельцев товариществ с органиченной ответственностью женщины составляют 39 %; в крупном бизнесе (банки, фирмы, АО) большинство руководителей (97—98 %) — мужчины». Хотя на сегодняшний день существует много примеров, подтверждающих, что женщины могут занимать ключевые посты, вплоть до премьер-министра и министра обороны. Маргарет Тэтчер, Мадлен Олбрайт, турецкий премьер-министр Тансу Чиллер, наши соотечественницы… У нас в стране создана ассоциация женщин-предпринимателей.
Немало исследователей посвятили свои труды этой теме. Их работы показали некоторые сложившиеся закономерности. Во-первых, в смешанных по составу группах женщины меньше стремятся к лидерству, уступая первое место мужчинам. Во-вторых, в тех случаях когда коллектив под женским руководством успешно работает, многие не видят в этом заслуги руководителя, а объясняют успехи объективными обстоятельствами, но в случае неудач, напротив, активно обвиняют женщину-руководителя. А это обидно! Особенностью женщин-руководителей является повышенное внимание к межличностным отношениям в коллективе. И, видимо» в силу женской природы несколько повышенная, тревожность приводит часто к отказу от риска. Женщинам свойственно умение просчитывать ситуацию и идти только на оправданный риск.
Известный японский ученый X. Ватанабэ отмечаете «Система ценностей работников, в частности руководителей, должна быть многомерной и гибкой. Иным должен быть вытекающий из такой системы ценностей и образ действий. Но, вообще говоря, именно женщинам свойственна подобного рода многомерность и гибкость». Кстати, по доле женщин-депутатов в парламентах 179 стран мира лидирует Швеция (40 %), а Япония находится на 83-м месте — 4,6 %. И это легко объяснить. Лишь двенадцать лет назад в этой стране вступил в силу закон о предоставлении равных условий на работе мужчинам и женщинам. И за это время уже многое изменилось. Можно было привести много историй из российского опыта об успехах женщин-политиков, женщин-руководителей. Что касается женщин-предпринимателей, здесь более-менее ясно — тенденция такова, что их число неумолимо растет. А вот женщины-руководители, работающие на транспорте… Много ли их? На самом высоком уровне руководства отраслью совсем немного: заместитель министра путей сообщения Российской Федерации Анна Белова, а на уровне руководителей и заместителей департаментов МПС абсолютное большинство— мужчины и только пять (!) женщин.
Интеллект: новый взгляд
... значительной степени определяются различиями в IQ, но также и многими другими параметрами. В целом социальный интеллект проявляется в использовании IQ для социальной адаптации, и работы ... себя (рис.2). Таким образом, из трех концепций та, которая касается интеллекта А (биологического интеллекта), может с наибольшими основаниями рассматриваться как фундаментальная. Рис 2. Взаимовключенность различных ...
В отличие от возраста и пола две другие биографические характеристики руководителя —. социально-экономический статус и образование — не нуждаются в специальном анализе. Образовательный уровень играет серьезную роль в карьере менеджера. Наличие одного, а то и двух дипломов у руководителя сегодня кажется вполне естественным. В настоящее время почти все руководители стараются обновить знания, благо в отрасли такие возможности есть. «Человек, который за шесть месяцев не приобрел новых знаний, не стоит на месте, а уверенно откатывается назад»,—сказал наш современник. Хорошо понимая это, большинство руководителей продолжает учиться и подает этим пример своим подчиненным.
Важнейшим звеном новой системы управления персоналом в процессе реформы должна стать непрерывная подготовка и переподготовка кадров. На железных дорогах России происходит внедрение современных информационных технологий, поэтому необходимость в повышении квалификации специалистов постоянно возрастает. В Концепции кадровой политики отрасли на 2001—2010 гг. предложено укрепить связи учебных заведений МПС России с предприятиями железных дорог, форсировать развитие дополнительного и непрерывного профессионального образования.
Теперь несколько слов относительно роли социально-экономического статуса личности как предпосылки реализации себя в менеджменте. На первый взгляд, самый легкий способ стать руководителем отдела состоит в том, чтобы иметь папу — директора фирмы. Но так бывает не всегда. Хотя стартовые площадки у всех разные. Часто ребенок, выросший в обеспеченной семье, привыкший получать все без особых усилий, и во взрослой жизни не стремится их прикладывать, избегает всяческого напряжения. А те, чьи родители не имели возможности все время подстраховывать любимых чад, научились преодолевать трудности. И, главное, у них выработалось стремление, определилась цель. «Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть», — сказал М. Мон-тень. Поэтому путь наверх в менеджменте открыт для всех. Ученые говорят, что именно низшие и средние слои населения являются основным поставщиком руководящих кадров. Интересный пример: основатель знаменитой купеческой династии Елисеев был из крепостных графа Шереметева, что не помешало ему позднее создать известную не только в России торговую сеть.
Волевые процессы личности человека 2
... целеустремленность, дисциплинированность, мужество и смелость. Цель работы Рассмотреть психические процессы личности человека. Задачи работы Дать определение воли, ее характеристику Оценить ... Сделать выводы Объект исследования – волевые процессы личности человека. Предмет исследования – психологические основы формирования волевых процессов личности и волевая регуляция сознания. 1. Определение ...
Способности
В классификации личности, разработанной М. Шоу, способности делятся на общие (к ним ученый относит интеллект) и специфические (знания, умения, компетентность, информированность).
Немало ученых связывают эффективность руководства со способностями менеджера. Интеллект (от латинского intellectus — понимание, познание) в широком смысле — совокупность всех познавательных функций человека — от ощущений и восприятия до мышления и воображения; а в более узком смысле — мышление (Психологический словарь, 1983 г.).
Интересны данные, полученные на основе статистических процедур японским ученым Т. Коно. Он обратил внимание на тот факт, что студенты; имевшие исключительно высокие оценки в школе и университете, поступая на работу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. Т. Коно объясняет это, зачастую, неумением таких людей налаживать коллективные действия, что является препятствием при построении менеджерской карьеры.
Ли Якокка, которого многие считают «менеджером номер один в мире», пишет в своей книге «Карьера менеджера» о своем бывшем руководителе Р. Макнамаре: «Он был самым умным человеком из всех, кого я знавал, обладал феноменальным коэффициентом умственного развития и необычайно цепкой памятью/Это был воистину титан мысли. У него была поразительная способность накапливать факты и ничего не забывать из того, о чем узнавал». То, что в этой цитате называется коэффициентом умственного развития, чаще всего носит другое название — Ай-кью (Intellectual Quotient — IQ).
Вопросами измерения интеллекта интересуются очень многие, в том числе кадровые службы на этапе анализа кандидатов на место. Бывают случаи, когда уже работающих сотрудников тестируют для определения коэффициента интеллектуальности. В одной из газет была публикация о том, как мэрия города Братска осуществила проверку сотрудников с помощью этого теста. Результаты умалчивались, но вскользь упоминались, что особенно недовольными были почему-то руководители. Важно, чтобы люди имели правильное представление о том, что такое тест на коэффициент интеллектуальности и как им пользоваться. Это тесты, предназначенные для определения общего уровня способностей. В них используется словесный, цифровой и графический материал в сочетании с различными способами формулирования и предъявления заданий.
Раньше определить собственный IQ можно было только в специальных лабораториях у психологов. Сегодня публикуется множество тестов: и профессиональных, и любительских. Если читатель, «загорится» желанием узнать свой IQ, он может обратиться к специальной литературе. Например, к сборнику «Проверьте свои интеллектуальные способности» Ганса Юргена Айзенка. Имя этого профессора, Нобелевского лауреата, известно многим. Известный ученый, доктор, Почетный профессор психологии Лондонского университета пишет в предисловии: «Моя книга написана для того, чтобы ознакомить широкого читателя с некоторыми фактами оценки интеллекта и показать, какого рода задачи содержатся в типичном тесте по проверке интеллектуальных способностей. Хотя многие сознают важность интеллекта, мало кто представляет себе, как он необходим для жизненного успеха. Существует очень тесная связь между интеллектуальными способностями представителей той или иной профессии и тем, насколько престижна эта профессия в обществе… Конечно, интеллект не единственное качество, имеющее отношение к успеху. Эффективность высокого интеллекта может быть снижена в результате нервных расстройств, алкоголизма, болезни или просто невезения. И, конечно же, многие добиваются успеха и зарабатывают большие деньги, не обладая высоким интеллектом… Но они-то призваны только развлекать нас и отнюдь не составляют ядро нашей государственной экономики. Успех же в названной области базируется на использовании высокого интеллекта в научных исследованиях, в промышленности и коммерции».
Кстати, результаты тестирования могут быть неожиданными. Если вернуться к теме женских возможностей, то следует упомянуть, что самый высокий коэффициент интеллектуальности в мире среди женщин у американки итальянского происхождения Мэрилин Вое Саван — 228! Он был поставлен Мэрилин еще в десятилетнем возрасте, что зафиксировано в Книге рекордов Гиннесса… К сведению: IQ от 0 до 19 свидетельствуют о тупоумии, 20—36 — о нехватке разума, 69—85 — близко к норме, 86 —114 — норма, 115:—124 — выше нормы, 125—134 — высокий уровень интеллекта, более 135— гений…
3. Черты личности, обусловливающие эффективность руководства
Известный у нас в стране психолог Р.Л. Кричевский в своей замечательной книге «Если вы — руководитель» (Издательство «Дело». — М., 1993 г.) отобрал наиболее часто упоминаемые в различных исследованиях личностные черты, обусловливающие эффективность руководства. К их числу относятся: доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, предприимчивость, ответственность, надежность; в выполнении заданий, независимость, общительность. Рассмотрим их подробнее. Первая в перечне стоит доминантность, что означает в переводе с английского «преобладание, влияние, господство». В данном случае имеется в виду доминантность как возможность и стремление влиять на подчиненных. Руководителю без этого не обойтись. Причем, возможность влиять у руководителя есть благодаря должности и наличию властных полномочий. Но этого недостаточно. Важно, какой отклик в душе подчиненных рождает такое влияние. Есть несколько основных форм власти и влияния. Мы остановимся на них позже.
Уверенность в себе — необходимый элемент в наборе личностных черт. Каждый подчиненный хотел бы видеть руководителя таким. В трудную для подчиненного минуту именно руководитель — надежная опора, «стена», «спина», которая прикроет. Встречаются руководители, которые после конфликтов с вышестоящим начальством по возвращении в собственные подразделения ведут себя, подобно обиженному королю из старого кинофильма про Золушку. «Ухожу в монастырь!» — так протестовал разочарованный киноперсонаж. Но если подобным образом ведет себя руководитель, нервозность, без сомнения, передается сотрудникам, а это не на пользу организации. Колеблющийся, неуравновешенный, паникер — плохо, но и диктатор, волюнтарист немногим лучше.
Креативность буквально переводится как способность к творческому решению задач. Эта черта нужна руководителю в процессе реализации каждой управленческой функции. Но особенно важен творческий подход в процессе инновационной деятельности. Творец, социальный архитектор — это тоже роли руководителя. И умение видеть элементы новизны и творчества подчиненных, поддерживать их в процессе выработки важных для организации решений.
Стремление к достижению целей и предприимчивость — важнейшие атрибуты поведения руководителя. Мы говорим, что способность к риску руководителю необходима: Только к риску оправданному. Уже упоминавшийся нами Арманд Хаммер говорил: «Для меня бизнес — это не просто способ обогащения: накопление богатства никогда не было для меня самоцелью. Бизнес доставляет мне удовольствие потому, что он постоянно стимулирует, требует ежедневной концентрации всех умственных способностей для решения бесконечного количества разнообразных проблем, начиная с мельчайших деталей и кончая принципиальными решениями».
Рассмотрим теперь две близкие по содержанию личностные черты руководителя — его эмоциональную уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителя всегда окружают люди, а значит, он должен следить за своими эмоциональными проявлениями. И вне зависимости от настроения и личного расположения у него должны быть ровные деловые отношения. Неуравновешенность часто влияет на деловую активность. Но ведь руководитель живой человек, а значит, ему свойственны и разочарование, обида, негодование, раздражительность. Если негативными эмоциями пропитан его рабочий день, то к вечеру могут «сдать нервы». Как противостоять нагрузкам, неудачам, как избежать нехороших для человека последствий — заболеваний, неврозов?
Средств эмоциональной разрядки достаточно много, и они разнообразны. Многие вспоминают поразивший российского журналиста прием, используемый некоторыми японскими фирмами. В проходной предприятия по пятницам устанавливали фанерный манекен с портретом вышестоящего руководителя, и каждый желающий сотрудник мог выразить все негодование за накопившуюся рабочую неделю, не сдерживаясь, но только не человеку, а его изображению. А сам руководитель? Как ему уравновесить эмоции? Есть разные способы, помогающие человеку «расслабиться». Некоторые весьма примитивны и могут позднее привести к алкоголизму. Сохранить здоровье и работоспособность можно благодаря рационализации менеджерского труда, поддержанию хорошей физической формы, общению с друзьями и близкими людьми. С эмоциональной уравновешенностью соседствует стрессдус-тойчивость личности, называемую способностью переносить нагрузки. Стресс — негативное состояние личности, связанное с предъявлением к ней повышенных требований. Увеличение объема работ, ограниченность во времени, угрозы для жизни человека или его статуса — все это может привести к стрессу.
Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг рассмотрели взаимосвязь между работой и вызываемыми в ходе нее страхами работников. Их несколько разновидностей. Страх допустить ошибку присущ почти всем новичкам в процессе адаптации. Но если начальник агрессивен, несправедлив, то и у опытного работника могут возникнуть разного рода комплексы. Страх не справиться с работой. Если человек не умеет организовать работу, плохо себя чувствует или не умеет включиться в проблему, могут возникнуть такие опасения. А иногда причина— недостаточная компетентность. Страх потерять работу. К сожалению, ожидание увольнения знакомо многим. «Пропадает уверенность в себе, человек перестает себя уважать. Могут пройти годы, прежде чем к нему снова вернется вера в собственные силы и возможности. Безработица, отсутствие заработка, поиски новой работы, безуспешное хождение по кабинетам — все это не может не вызвать чувство страха» (Зигерт В., Ланг Л., 1990),
Страх потерять собственное «Я». В его основе современное разделение труда и отчужденность работника от конечных его результатов. У сотрудника может возрасти ощущение ненужности, профессиональной обезличенности. Особенно, если он становится «винтиком» в сложном технологическом процессе. Страх быть обойденным другими. Он проявляется в реакции людей на несправедливость в связи с продвижением по работе. Руководство может поручать одним сотрудникам интересную, творческую работу, а другим выпадает однообразная рутина. Кто-то поднимается по служебной лестнице, а усилия других могут оставаться незамеченными. Как пишут немецкие авторы: «…каждый реагирует по-своему: одни испытывают разочарование, спасаются бегством в болезнь, впадают в апатию, другие же проявляют повышенную активность, энтузиазм, заметно повышают показатели работы» (Зигерт В., Ланг Л., 1990).
Задания на лабораторную работу
Задание № 1
Прочитать теоретический блок. Сделать опорный конспект по приведенному теоретическому материалу, используя графические систематизаторы.
Задание № 2
Ознакомьтесь с профессионально значимыми качествами руководителя, приведенными в Приложении12. Выберите 10 наиболее значимых, на ваш взгляд, качеств, заполнив Бланк (Приложение 2).
Задание №3
Проанализируйте полученные результаты в заданиях №1 и №2. Подготовьте краткое (2-3 мин.) выступление по своему опорному конспекту. Проведите обсуждение в группе.
Приложение 1
Профессионально значимые свойства руководителя, предлагаемые для оценки
1 |
Профессиональная компетентность. Знания, опыт, кругозор, позволяющие успешно решать профессиональные задачи. |
|
2 |
Порядочность. Честность, правдивость, неспособность к низким, аморальным поступкам. |
|
3 |
Личная организованность. Собранность, умение упорядочить свою деятельность. |
|
4 |
Дальновидность, проницательность. Способность видеть перспективы своей работы, предвидеть экономические и социальные последствия принимаемых решений. |
|
5 |
Трудолюбие. Умение найти привлекательные стороны в любой работе. Стремление каждое дело выполнять наилучшим образом. |
|
6 |
Предприимчивость. Способность к самостоятельным, активным действиям. Проявление находчивости, практичности, изобретательности. |
|
7 |
Надежность. Единство слова и дела, обязательность в выполнении данных обещаний. |
|
8 |
Аналитичность ума. Умение обстоятельно анализировать факты, явления, выделять главное. |
|
9 |
Коллегиальность. Умение делегировать свои права заместителям, поддерживать и развивать инициативу и активность подчиненных. |
|
10 |
Интуиция. Способность принимать правильное решение при недостатке необходимой информации или при отсутствии времени на ее осмысление. |
|
11 |
Лидерство. Способность оказывать влияние на дела в коллективе, мобилизовать его на достижение поставленной цели, регулировать взаимоотношения в коллективе. |
|
12 |
Человечность. Чуткость, внимательность к людям, уважение их мнения, их достоинства. |
|
13 |
Самостоятельность. Способность принимать ответственные решения и действовать по своей инициативе, без посторонней помощи или руководства. |
|
14 |
Решительность. Смелость в принятии решений, способность принимать решения быстро и, не колеблясь, приводить их в исполнение. |
|
15 |
Волевая устойчивость. Устойчивость к внешнему давлению, к условиям, вызывающим волнение. |
|
16 |
Энергичность. Способность к длительному сохранению высокой активности. |
|
17 |
Нравственная устойчивость. Устойчивость к искушению наживой, коммерческим риском и т. п. |
|
18 |
Новаторство. Умение отбросить обычные, стандартные методы, ставшие негодными, стремление искать новые, оригинальные решения. |
|
19 |
Выдержанность, уравновешенность. Умение владеть своими чувствами, ровность в поведении. |
|
20 |
Коммуникабельность. Способность располагать к себе людей, вызывать у них доверие. Умение быстро найти нужный тон в зависимости от настроения и характера собеседника. |
|
21 |
Готовность памяти. Способность быстро и точно извлекать из памяти нужный материал. |
|
22 |
Настойчивость. Упорство в преодолении возникающих трудностей. |
|
23 |
Самокритичность. Способность объективно оценивать свои достижения, силы и возможности, критически осмысливать свои действия. |
|
24 |
Склонность к риску. Способность идти навстречу опасности. |
|
25 |
Уверенность в себе. Внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений. |
|
26 |
Рационализм. Умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения. |
|
27 |
Терпимость к взглядам и мнениям других. Умение понять чужие взгляды, уважать иные вкусы, обычаи, привычки. Умение прощать другим их ошибки и заблуждения. |
|
28 |
Дисциплинированность. Умение повиноваться, в точности исполнять предписания. Высокая нормативность поведения. |
|
29 |
Широкий кругозор. Знания, выходящие за рамки профессии. |
|
30 |
Эмпатия. Способность переживать то, что переживают и чувствуют другие. |
Приложение 2
Фамилия, имя, отчество ___________________________
Дата____________________ Возраст ______________
Ранг |
Профессионально значимые свойства руководителя |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
|
7 |
|
8 |
|
9 |
|
10 |
|
Требования к отчету по лабораторной работе №2
Отчет по лабораторной работе №2 «Психогеометрическое исследование личности» должен содержать:
- Титульный лист
- Цель работы
- Краткий опорный конспект (в виде структурно-логической схемы)
- Перечень профессионально значимых качества руководителя
- Заполненный бланк (Приложение 2)
- Выводы по лабораторной работе.
Список рекомендуемой литературы:
1. Козырев В.А., Палкин С.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2003. 166с.
2. Лякишева О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. – М.:УМК МПС России, 2002. – 296 с.
3. Алексеев А.А., Громов А.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л.: Знак, 1991.
4. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. – М.: Дело, 1994.
6. Мильнер Б.З. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 1998.
- Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Пер. с англ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.
- Управление организацией: Учебник / Под ред. Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина И.А.-М.: Инфра-М, 1999
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник,-М.: Гардарики, 2001
- Коротков Э.М. Концепции менеджмента. М., 1996
- Аникин Б.А. Высший менеджмент для руководителей: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000
- Менеджмент на транспорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. Под общ. ред. Н.Н.Громова, В.А. Персианова.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-528с.
- Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала: Опыт лучших промышленных фирм США, Японии и стран Западной Европы.-М.: МП «Сувенер», 1993
- Федоров Л.С., Федина Т.В. Управление и регулирование на транспорте.-М.: ГУУ, 2001
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. – М., 2002 г.
16. Дмитриева М. А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности / Практикум по инженерной психологии и психологии труда/ Под. ред. А. А. Крылова. – Л., 1983.
Список использованных источников и литературы:
1. Козырев В.А., Палкин С.В. Основы менеджмента. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2003. 166с.
2. Лякишева О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. – М.:УМК МПС России, 2002. – 296 с.
3. Дмитриева М. А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности / Практикум по инженерной психологии и психологии труда/ Под. ред. А. А. Крылова. – Л., 1983.
Содержание
Предисловие |
3 |
Лабораторная работа №2 |
4 |
Задания на лабораторную работу |
13 |
Приложение 1 |
14 |
Приложение 2 |
16 |
Требования к отчету по лабораторной работе №2 |
17 |
Список рекомендуемой литературы |
18 |
Список использованных источников |
19 |
Учебно-методическое издание
Кошелев Рустам Евгеньевич
Лякишева Ольга Михайловна
Вавилов Николай Евгеньевич
Козырев Валентин Александрович
Лабораторная работа №2
«Исследование структуры личности и
профессионально значимых качеств менеджера»
Методические указания к практическим занятиям
по дисциплине «Основы менеджмента»
для студентов специальностей
«Менеджмент организации» и «Управление персоналом»
Подписано в печать Формат
Усл.-печ. л. Тираж 100 экз.
Заказ № Изд.№
127994, Москва, ул. Образцова, 15.
Типография МИИТа
1Лякишева О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для техникумов и колледжей железнодорожного транспорта. – М.:УМК МПС России, 2002. – с 147-156
2Адаптировано. Источник Дмитриева М. А. Исследование представлений субъекта труда о необходимых для деятельности свойствах личности / Практикум по инженерной психологии и психологии труда/ Под. ред. А. А. Крылова. – Л., 1983. – С. 110-116.
22