Социология 4

Черноволова Н.В. гр. ЭН-41 Практикум по социологии

  1. Социология личности.
  1. Понятие «человек», «индивид», «личность»

Человек- это социально-биологическое существо, воплощающее собой высшую ступень в эволюции жизни и являющееся субъектом общественно-исторической деятельности и общения.

Понятие «человек» используется как предельно общее понятие для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей.

Используя это понятие, психологи подчеркивают, что человек является биологическим и социальным существом одновременно, которое своей жизнедеятельностью оказывает влияние на окружающую среду.

Основные характеристики человека:

особое строение организма;

способность к трудовой деятельности;

наличие сознания.

Человек как отдельный представитель человечества определяется понятием «индивид».

Индивид- единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизических и социальных черт человечества.

Общие характеристики индивида:

целостность психофизической организации организма;

устойчивость по отношению к окружающей действительности;

активность.

Иначе, можно сказать, что индивид — это «конкретный человек» от рождения до смерти. Индивид — исходное состояние человека в филогенетическом и онтогенетическом развитии.

Личность же рассматривается как результат развития индивида, воплощение собственно человеческих качеств. Личность — это социальная сущность человека.

Личность- это конкретный человек, который является носителем сознания, способный к познанию, переживаниям, преобразованию окружающего мира и строящий определенные отношения с этим миром и с миром других личностей.

Личность рассматривается как воплощение в конкретном человеке социальных качеств, которые приобретаются в процессе деятельности и общения с другими индивидами. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Сложнее определить понятие «индивидуальность», потому что, помимо личностных особенностей, которые выступают основными составляющими индивидуальности, в неё входят биологические, физиологические и другие особенности человека. Можно дать следующее определение индивидуальности.

11 стр., 5012 слов

Различные трактовки понятия личность в психологии. Соотношение ...

... человек, а лишь его социальные качества, это не просто субъект деятельности. Основные компоненты структуры личности - "некие абстрактные духовные образования". Ананьев считал, что личностью становится любой индивид ... Соотношение понятий индивид, личность и индивидуальность. Психологическая наука использует разные понятия для отражения определенных сторон субъекта: индивид, личность, индивидуальность. ...

  1. Типология личности

Типология личности — фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей и т.д.

Одна из таких попыток была осуществлена Иваном Петровичем Павловым, который, наряду с описанием четырех типов темперамента, выделил три «сугубо человеческих типа» высшей нервной деятельности:мыслительный, художественный, средний.В основе павловской типологии лежит соотносительное участие первой и второй сигнальной системы в восприятии мира и организации активности человека.

По Павлову, представители мыслительного типа, характеризующегося преобладанием активности второй сигнальной системы левого полушария головного мозга, весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно выражаются вовне, лишь пройдя через «фильтр разума». Люди этого типа, как правило, интересуются математикой, философией, их увлекает научная деятельность.

У людей художественного типапреобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга и наблюдается развитое образное мышление, на которое накладывают отпечаток высокая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересуют, прежде всего, искусство, поэзия, музыка, театр, они успешно реализуют себя в писательском и художественном творчестве. В противоположность скептицизму мыслительного типа, личности художественного склада нередко оказываются «романтическими натурами».

Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит, главным образом, от воспитания и жизненных обстоятельств. Проявляться указанные типологические особенности начинают к 12-16 годам: одни подростки большую часть времени отдают литературе, музыке, искусству, другие — шахматам, физике, математике, поэтому подростковый возраст вполне благоприятен для предварительной профориентации.

Другой пример системной разработки проблем типологии личности — теория психологических типов К.Г. Юнга. Юнг связывал типологические различия с двумя факторами: 1) преобладание определенной установки сознания в психической деятельности индивида; 2) доминирование одной из основных психических функций.

В теории Юнга выделяются две установки или ориентации сознания, соответствующие двум направлениям психической энергии: интроверсия и экстраверсия.

8 стр., 3533 слов

Личность, психологические типы, архетип. Психолого-коммуникативный ...

... увеличить эффективность контакта в рамках делового этикета. Со времен античности известны различные типологии личности человека. Некоторые из них представляют интерес с точки зрения организации эффективной деловой ... академик Иван Петрович Павлов первый обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы. Согласно учению И.П. Павлова, у сангвиника сильный, уравновешенный, подвижный ...

Интроверсияпредполагает направленность психической активности на феномены и содержания внутреннего мира субъекта, его мысли, фантазии, переживания. В данном случае мотивирующая сила поступков исходит от самого субъекта и в меньшей степени зависит от внешних («объективных») обстоятельств. Интроверт — это человек, обращенный вглубь себя, прислушивающийся к «внутреннему голосу», ведущий интенсивную внутреннюю жизнь и проявляющий незначительный интерес к окружающему.

Экстраверсия, наоборот, обращает человека к миру внешних явлений и событий. При этом наблюдается преимущественная направленность вовне, на объект: зависимость от него или повышенный интерес к нему. Экстраверт в своих мыслях, чувствах и поступках склонен подчиняться «объективным» внешним требованиям или «притягательной силе» объекта. Юнг подчеркивал, что эти два типа не являются жестко закрепленными.

  1. Статусная-ролевая концепция личности

Организационно-регулирующим механизмом социализации является система социальных ролей и статусов.

Социальная роль – совокупность требований, предъявляемых обществом к лицам, занимающим определённую социальную позицию. При занятии людьми различных социальных позиций их поведение определяется главным образом существующими ожиданиями других людей в отношении их позиций, а не их собственными индивидуальными характеристиками. Роли отражают совокупности социально определяемых атрибутов и ожиданий, связанных с занимаемыми социальными позициями.

Понятие роли имеет важное социологическое значение, поскольку оно помогает продемонстрировать социальную обусловленность индивидуальной деятельности, следующей повторяющимся образцам поведения.

В рамках теории социальных ролей существуют 2 основных подхода к пониманию роли. Впервые понятие социальной роли было систематически представлено в 1934 г. Дж. Мидом. Роли трактовались им как результат опытного и созидательного процесса взаимодействия. Согласно Миду, каждая роль предполагает взаимодействие с другими ролями: например, роль р себя хорошенькой и действует как красивое создание. Но даже хорошенькая девушка будет чувствовать себя гадким утенком, если с раннего возраста ее родители или знакомые будут разочаровывать ее и относиться к ней, как к некрасивой. А.И. Куприн в рассказе ния о ролях других людей. Реакция последних укрепляет или ставит под сомнение эти представления, что в свою очередь подталкивает индивидов к сохранению или изменению своего ролевого поведения.

Другой подход – функционалистский – был предложен Р.Линтоном. дается только в связи с объективными фактами. Самый обычный ребенок, усилия которого оцениваются и вознаграждаются, будет ощущать чувство уверенности в своих силах и собственном таланте, в то время как поистине способный и талантливый ребенок, усилия котния и как безусловные предписания, свойственные определённым позициям. Эти предписания исходят из культуры общества, которая в рамках функционалистских концепций обычно рассматривается как унифицированная культурная система, и выражаются в социальных нормах, определяющих поведение в пределах той или иной роли.

10 стр., 4555 слов

Психологическая структура личности. Социальная структура личности

... социальной реальности.   Психологическая структура личности. Социальная структура личности   Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Существует три составляющих характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. ... себе печать тех социальных статусов и ролей, кото­рые выполняют данные индивиды и группы в обществе. Социаль­ные отношения ...

Т. Шибутани различает конвенциальные и межличностные роли. Конвенциальные роли означают предписанный шаблон поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации. Межличностные роли в построении зеркального «Я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения по поводу того, как мы смотрим; наши чувства по поводу этого мнения.

Социальный статус – каждая из социальных позиций индивида, связанная с определёнными правами и обязанностями. Статус, как бы он ни был низок, важен, ибо он определяет права, привилегии, обязанности человека по отношению к другим. Обладание статусом позволяет человеку ожидать и требовать определённого отношения со стороны других.

Каждого человека можно охарактеризовать «статусным набором». Статусный набор – совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом. Человек может иметь ряд статусов, но лишь один из них – главный статус – определяет его положение в обществе.

  1. Социальный статус и роли личности

  В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др.           В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;           б) системы ценностей, характерной для данного общества.           Если престиж каких-либо статусов необоснованно завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать.           Социальный статус личности прежде всего оказывает влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер.           Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу).

15 стр., 7186 слов

Воспитание волевых качест личности у ребенка

... - обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей - выработка волевых качеств личности. Все эти процессы онтогенетически начинаются с того момента жизни, когда ребенок овладевает речью ... провести теоретический обзор исследований в области волевой сферы человека и, в частности, особенностей волевой сферы детей; 2) провести теоретический обзор литературы, посвященной исследованию волевых ...

          Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения.     

  1. Социализация и воспитание личности

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе.

Выделяют следующие стадии социализации

1. Первичная социализация или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает социальный  опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (критическое отношение к   общественным нормам поведения).

Это промежуточная социализация, т.к. неустойчиво и мировоззрение, и характер подростка. Юношеский возраст(18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация.

3. Стадия интеграции — желание найти свое место в обществе. Интеграция идет успешно, если свойства человека принимаются обществом, группой.

4. Трудовая  стадия  социализация  охватывает весь период трудовой деятельности, когда человек не только усваивает трудовой опыт, но и воспроизводит его.

5. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в процесс передачи опыта новым поколениям.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой социокультуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Психосоциальная концепция развития личности, разработанная известным психологом Эриксоном, показывает тесную связь психики человека и характера общества, в котором он живет.

На стадии младенчества главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, ухаживает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру.

3 стр., 1011 слов

Личность как высшее психическое образование, биологическое и ...

... нервной системы составляют почву для формирования психических черт человека, содержания личности, ее социальных связей и т.д., личность - это биосоциальное понятие (где, по словам В.Н.Мясищева, "биологически-органи- чес ... кое неразрывно связано с социальным, но не является ни личностью, ни ее частью, а только условием личности".) Учение о личности относится к области многих наук: фи ...

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя, общество и родители приучают ребенка к аккуратности, начинают стыдить за «мокрые штанишки».

В возрасте 3-5 лет, на 3-ей стадии, ребенок уже убежден,  что он личность, т.к. он бегает, умеет говорить, расширяет область овладения миром, у ребенка формируется чувство предприимчивости, инициативы, которое закладывается в игре ребенка.  Игра очень важна для развития ребенка, т.е. формирует инициативу, творчество, ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Но если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4 стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологический эгос культуры.

В подростковом возрасте (5 стадия) формируется  центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание,  способности, умения — вот вопросы, которые встают перед подростком. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты.

На 6-ой стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой,  человек не боится обезличивания, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми.

7-я — центральная стадия — взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со  стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности,  человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах.

  1. Социальные институты и организации
  1. Понятие социального института

Социальные институты (от лат. Institutum — установление, учреждение)— это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, социальных групп, общества в целом. Социальные институты предопределяют жизнеспособность любого общества. Термин употребляется в самых разнообразных значениях. Говорят об институте государства, семьи, церкви, образования и т.д.

12 стр., 5891 слов

Семья как институт российского общества 2

... объект демографии. - М.: Мысль. 2012. С. 11-13.. 1.2 Социальный институт семьи семья общество социальный брак Общества как такового может не стать, если кто-то не ... одновременно как социальный институт и как малую социальную группу. Целью данной работы является изучение семьи как института российского общества. Задачи: - рассмотреть основные понятия семьи; - определить социальный институт семьи; ...

Употребляя термин «социальный институт», чаще всего имеют в виду всякого рода упорядочение, формализацию общественных связей и отношений, обладание такими чертами, как:

-постоянное и прочное взаимодействие между участниками связей и отношений;

-четкое определение функций, прав и обязанностей, которые обеспечивают взаимодействие каждого из участников связи;

-регламентация и контроль за этим взаимодействием субъектов;

-наличие специально подготовленных кадров, обеспечивающих функционирование социальных институтов, и т.д.

  1. Институционализация общественной жизни

Институционализация — превращение какого-либо явления или движения в организованное учреждение, упорядоченный процесс с определённой структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной, правилами поведения.

Вместе со становлением индустриального общества наука превращается в один из решающих факторов общественного развития. Она становится не только «производительной силой» и обязательным условием успешного технико-экономического развития, но и оказывает сильнейшее влияние почти на все сферы человеческой деятельности, решительно меняет устаревшие представления об окружающем мире, космосе, живой и неживой природе, биологических основах человеческой жизни, раскрывает тайны мозга и психики. Овладение научными знаниями становится необходимым условием формирования человеческой личности, причем процесс этот начинается с первых классов общеобразовательной школы, продолжается в профессиональной высшей школе, но на этом не заканчивается. Динамично развивающееся современное общество требует от человека постоянного овладения новыми научными знаниями, необходимыми для профессионального роста. Сфера образования испытывает наиболее сильное воздействие науки и научных открытий, она постоянно меняет свои образовательные программы, включая в них сведения о новейших научных открытиях, и, готовя высоко профессиональные кадры, способствует дальнейшему прогрессу науки и техники. Благодаря небывалому триумфу науки в XX веке научная рационализация охватила почти все сферы человеческой жизни, а сам человек науки — ученый стал одной из влиятельных фигур общественной жизни.

  1. Виды и функции социальных институтов

Каждый  институт выполняет свою, характерную  для него социальную функцию. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определенных видов социальной системы. Эти функции очень многообразны. Социологи разных направлений стремились как-то классифицировать их, представить в виде определенной упорядоченной системы. Наиболее полную и интересную классификацию представила так называемая «институциональная школа». Представители институциональной школы в социологии (СЛипсет; Д.Ландберг и др.) выделили четыре основных функции социальных институтов:

3 стр., 1445 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

... 1. Понятие и сущность социального института 1.1. Понятие и функции социального института В научной литературе имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое ... литературу по теме работы; - рассмотреть понятие и функции социальных институтов; - рассмотреть психологию как социальный институт; - выявить основные этапы развития психологии; - изучить современное ...

    1) Воспроизводство членов общества. Главным институтом, выполняющим  эту функцию, является семья,  но к ней причастны и другие  социальные институты, такие,  как государство. 

    2) Социализация — передача индивидам  установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности — институты семьи, образования, религии и др.

    3) Производство и распределение.  Обеспечиваются зкономическо-социальными  институтами управления и контроля — органы власти.

    4) Функции управления и контроля осуществляются через систему социальных норм и предписаний, реализующих соответствующие типы поведения: моральные и правовые нормы, обычаи, административные решения и т. д. Социальные институты управляют поведением индивида через систему поощрений и санкций.

    Социальные  институты отличаются друг от друга  своими функциональными качествами:

    1) Экономическо-социальные институты  — собственность, обмен, деньги, банки,  хозяйственные объединения различного типа — обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

    2) Политические институты — государство,  партии, профсоюзы и другого рода  общественные организации, преследующие  политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

     3) Социокультурные и воспитательные  институты ставят целью освоение  и последующее воспроизводство  культурных и социальных ценностей,  включение индивидов в определенную  субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

    4) Нормативно-ориентирующие — механизмы  морально-этической ориентации и  регуляции поведения индивидов.  Их цель — придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

    5) Нормативно-санкционирующие — общественно-социальную  регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной силой государства и системой соответствующих санкций.

8 стр., 3893 слов

Понятие социального института, его виды

... потребности, выступают в качестве социальных институтов. Итак, социальный институт есть определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством системы ... и подавления отклоняющего поведения, культурные символы. Состав социальных институтов разнообразен. Важнейшие социальные институты: экономические (собственность, банки, деньги) политические (государство, ...

    6) Церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциональных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

  1. Социальная организация: основные черты и формы

Социальная организация (англ.-Social organization) — система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации. Социальная организация — по А.И.Пригожину — группа людей, совместно и координировано реализующая общую цель. Социальная организация, как элемент социальной структуры – искусственное объединение институционального характера, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения четко очерченных функций. К существенным признакам социальной организации относятся:

  • Наличие целей;
  • Конкретное воплощение отношений общественной власти;
  • Совокупность функциональных положений (статусов) и социальных ролей;
  • Правила, регулирующие отношения между ролями;
  • Формализация значительной части целей, задач и отношений.

Важнейшими функциями социальной организации в обществе являются:

  • интеграция и социализация индивидов в систему общественных отношений;
  • упорядочивание и социальный контроль действий ее членов в жизненно важных для них сферах.
  1. Социальная структура и стратификация
  1. Сущность термина «социальная стратификация», её основные измерения.

Социальная стратификация — это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.        В случае первобытного общества то неравенство было не столь значительным, и в силу этого явление стратификации почти отсутствовало. С тем как общество развивалось — неравенство только росло и росло. В сложных обществах оно поделило людей по уровню образования, доходам, власти. Возникали касты, потом сословия, а не так давно классы. Некоторые общества запрещают переход от одного класса к другому, некоторые его ограничивают, а есть и такие где он разрешен полностью. Именно свобода социальных перемещений помогает определить то, каким является общество: открытым или закрытым. 

Представим себе социальное пространство, в котором расстояния по вертикали и горизонтали не равны. Так или примерно так мыслил социальную стратификациюП.Сорокин -человек, первым в мире давший полное теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала.

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другoe — оно вертикальное. Мастер — начальник, рабочий- подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить и так, что мастер и рабочий расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем рассматривать того и другого не как начальника и подчиненного, а всего лишь как работников, выполняющих разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

Социология — Стр 2

Неравенство расстояний между статусами — основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

1.  доход,  2. власть 3. образование, 4. престиж.

Доходизмеряется в рублях или долларах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет обучения в учебном заведении.

Властьизмеряется количеством людей, на которых распространяется принимаемое личностью решение.

Престиж — уважение статуса, сложившееся в общественном мнении.

В социологии выделяют три базисных вида стратификации:

1.   экономическую (доход), 2. политическую (власть), 3. профессиональную (престиж) и множество небазисных, например культурно-речевую и возрастную.

Принадлежность к страте измеряется субъективными и объективными показателями:

1.  субъективный показатель — ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

2. объективные показатели — доход, власть, образование, престиж.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж — необходимые условия для того, чтобы вас могли отнесли к высшей страте общества.

  1. Исторические типы стратификационных систем

В социологии выделяют пять типов стратификационных систем: физико-генетическую, рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.

В основе физико-генетической стратификационной системы лежит дифференциация социальных групп по социально-демографическим признакам: полу, возрасту и наличию физических качеств (силы, красоты, ловкости).

Рабовладельческая стратификационная система дифференцирует социальные группы по наличию или отсутствию гражданских прав и прав собственников. Она также основана на прямом насилии. Однако неравенство здесь детерминируется не физическим, а военно-юридическим принуждением.

В основе кастовой стратификационной системы лежат этнические различия, которые закрепляются религиозным порядком и религиозными ритуалами. Кастой называют социальную групп (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Широкое распространение данная система получила в Индии.

В сословной стратификационной системе группы различаются юридическими правами, которые жестко связаны с их обязанностями. Сословие — социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия в Европе сложились к XV в. Для сословной системы, включающей в себя несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. Выделялись высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне).

Классовая стратификационная система установила ранжирование социальных групп — классов — по богатству и собственности. Классы представляют собой социальные группы свободных в политическом и правовом отношении граждан.

  1. Социальная мобильность

Социальная мобильность (лат. mobilis — подвижный) — это перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.  Виды социальной мобильности:  Вертикальная — это движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.  Горизонтальная — это географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).  Индивидуальная — это перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.  Групповая — это перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).  Межпоколенная — это сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).  Внутрипоколенная — это изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).  Организованная — это перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.  Структурная — это вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).  Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами». К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

  1. Социальная структура современного российского общества

Социальная структура современной России — это структура государства переходного типа — из социализма в капитализм, эту эпоху называют периодом первичного накопления капитала. Такое общество описали исследователи общества середины — конца XIX века, среди них М. Вебер и К. Маркс. Принятое в современной науке положение о переходных обществах, как сердцевине теории «модернизации»1, имеет глобальное значение и призвано характеризовать главным образом переход от доисторического состояния традиционалистских обществ к современному обществу западного типа. Нас, разумеется, интересует, какие именно аспекты теории «модернизации» применимы к современной России. Но особенно важно знать, в чем российское своеобразие такого перехода, от чего к чему и как конкретно он осуществляется. Парадигма «модернизации» основывается на нескольких постулатах, важнейшими из которых являются:

а) развитой или «современной» может считаться только страна со значительным уровнем индустриализации, устойчивым экономическим развитием при высоком валовом внутреннем продукте и с широким использованием неорганических (неживых) источников энергии, верой общества в силу рационального научного знания как основы прогресса, изобилием промышленных и пищепродуктов, потребительских товаров; высоким уровнем и качеством жизни; развитыми управленческими и политическими структурами; развитой профессионально-отраслевой структурой высокомобильного населения, занятого преимущественно в промышленности, науке и сфере обслуживания; большим удельным весом «среднего класса» в системе социальной стратификации и т.д.;

б) те общества или страны, которые не отвечают этим критериям, относятся либо к «традиционным», либо к «переходным»;

в) образцом развитости, «модернизированности» являются западные страны, поэтому сама теория «модернизации» нередко именуется и теорией «вестернизации»;

г) «модернизированность», «развитость», «современность» — это комплексный феномен, имеющий технологические, экономические, политические, социальные и психологические измерения, а сама модернизация — сложный комплексный процесс изменения по каждому из указанных направлений; сердцевиной всех изменений является научно- технический и технологический прогресс, который определяет необходимость и условия соответствующих изменений и в других сферах2.

1Ильин В.В. История философии. С-Пб.,2003. с.82.

2Философия: Часть 2. Основные проблемы философии. Под ред. В.И. Кириллова. М.,2003. с.294.

  1. Методология, методика и техника социологических исследований
  1. Социологические исследования: понятие и виды

Социологическое исследование — система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.

2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.

    Виды исследований:

1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.

2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.

  1. Программы социологических исследований

 Место и роль программы в социологическом исследовании. Социологическое исследование начинается с разработки его программы. От научной обоснованности этого документа в значительной мере зависят результаты исследования. Программа представляет собой теоретико-методологическую основу осуществляемых социологом процедур исследования (сбора, обработки и анализа информации) и включает:

    — определение проблемы, объекта и предмета исследования;

    — предварительный системный анализ объекта исследования;

    — характеристику цели и задач исследования;

    — интерпретацию и операционализацию основных понятий;

    — формулирование рабочих гипотез;

    — определение стратегического плана исследования;

    — составление плана выборки;

    — описание методов сбора данных;

    — описание схемы анализа данных.

    Иногда в программе выделяют теоретический (методологический) и методический (процедурный) разделы. К первому относят компоненты программы, которые начинаются с постановки проблемы и завершаются составлением плана выборки, ко второму- описание методов сбора, обработки и анализа данных.

    Программа должна ответить на два основных вопроса:

    — во-первых, как перейти от исходных теоретических положений социологии к исследованию, как «перевести» их в средства исследования, методы сбора, обработки и анализа материала;

    — во-вторых, как от полученных фактов, от накопленного эмпирического материала снова подняться к теоретическим обобщениям, чтобы исследование при этом не только давало практические рекомендации, но и служило основой для дальнейшего развития самой теории.

  1. Методы сбора социологической информации

Методы сбора социологических данных, с помощью которых организуется процесс получения научной информации:

  • анализ документов;
  • социологическое наблюдение;
  • опрос (анкетирование, интервьюирование, экспертный опрос);
  • социальный эксперимент;
  • некоторые социально психологические методики (групповые тесты).

Метод анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Основное назначение метода — извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно-оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.

Метод социологического наблюдения — метод сбора первичной социологической информации, осуществляющийся путем непосредственного восприятия и прямой регистрации событий, значимых с точки зрения целей исследования. Такие события называются единицами наблюдения. Ключевой особенностью метода является то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого метода.

  1. наблюдения, в процессе которых наблюдатель не вступает в общение с членами группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;
  2. наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;
  3. включенное наблюдение имеет место тогда, когда наблюдатель включается в действия группы полностью, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым способом или же инкогнито. Возможен еще один вариант — так называемое стимулирующее наблюдение, в процессе которого исследователь создает некоторую экспериментальную обстановку, с целью выявить такие состояния объекта, которые в обычной ситуации не наблюдаются;
  4. самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты своих действий, состояний. Практикуется, как правило, для изучения поведения людей в совершенно новых, необычных условиях.

Метод опроса представляет собой метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (в случае интервью) или опосредованного (при анкетировании) социально-психологического общения социолога (или интервьюера) и опрашиваемого (называемого респондентом) путем регистрации ответов респондента на вопросы, заданные социологом, вытекающие из целей и задач КСИ. Таким образом, опрос — это метод, основанный на ответно-вопросной ситуации.

Основное назначение метода — получение информации о состоянии общественного, группового, индивидуального мнения, а также информации о фактах и событиях, отраженных в сознании опрашиваемого.

Социа́льный экспериме́нт — метод изучения социальных явлений и процессов, осуществляемый путем наблюдения за изменением социального объекта под воздействием факторов, которые контролируют и направляют его развитие.

Социальный эксперимент предполагает:

  • внесение изменений в сложившиеся отношения;
  • контроль за влиянием изменений на деятельность и поведение личности и социальных групп;
  • анализ и оценку результатов этого влияния.

Групповые тесты — это такой тип методик, который позволяет одновременно проводить испытания с очень большой группой людей (до нескольких сот человек).

Одно из главных преимуществ групповых тестов — массовость испытаний. Другое преимущество — инструкции и процедура проведения достаточно просты, и от экспериментатора не требуется высокой квалификации. При групповом тестировании в большой степени соблюдается единообразие условий проведения эксперимента. Обработка результатов обычно носит более объективный характер.

  1. Обработка и анализ социологических данных

Обработка данных включает в себя следующие компоненты:

Редактирование и кодирование информации. Основное назначение этого шага состоит в унификации и формализации той информации, которая была получена в ходе исследования.

Создание переменных. Собранная на основании анкет информация в ряде случаев прямо отвечает на те вопросы, которые необходимо решить в исследовании. Вопросы получили форму индикаторов в процессе операционализации. Сейчас же необходимо провести обратную процедуру, то есть перевести данные в форму, которая бы отвечала на вопросы исследования.

Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.

В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Так, если социолог определенную часть информации извлекает из документальных источников, то он использует два основных метода анализа документов. Неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ).

При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок. Шкалирование и основные виды шкал были рассмотрены ранее в настоящей главе.

Завершается эмпирическое социологическое исследование формирова­нием выводов, предложений и рекомендаций. Выводы, предложения и рекомендации должны носить конкретный, реалистический характер, иметь необходимые обоснования в материалах исследования, подтверждаться документальными и статистическими данными.