Социология как наука 5

Кафедра социологии – А-340.

Киселева Татьяна Валерьевна.

Журнал «Социологические исследования»

Учебник «Социология. Основы общей теории» под ред. Мягкова – 2003 год.

План:

  1. предпосылки возникновения социологии
  2. предмет и объект изучения социологии
  3. структура социологии
  4. функции социологии

Социология возникла лишь в середине 19 века. Основатель – Конт. Именно он в своем трактате заявил о создании социологии. Социология происходит от слов: societa– общество,logos–наука. Французская буржуазная революция явилась толчком начала социологии.

  1. социально-экономические и политические предпосылки. Новый общественный строй – капитализм. Происходит резкое расслоение общества. Появляется пролетариат и буржуазия. 19 век – это период быстрого экономического роста, но с другой стороны наблюдается расслоение населения. Это влечет за собой повышение социальной напряженности, которое происходило на фоне социального хаоса. Возникновение социологии было результатом переосмысления старой эпохи и осмысления итогов и уроков французской буржуазной революции, с другой стороны возникновение социологии стало ответом на вызовы Нового времени, требовавшего решения новых сложных задач.
  2. общецивилизационные предпосылки. В 19 веке отметилась тенденция к интеграции и универсализации мира. Начинает складываться единый социальный мир: формируется мировой рынок, единая система мирового хозяйства, эпоха ВГО, все тесней становится связь между культурами, складывается интерес к социальному устройству жизни других народов.
  3. общенаучные предпосылки. В 19 веке был накоплен большой материал о жизни общества: работала статистика, проводились переписи, проводились этнографические исследования.

Социология возникает не потому что появляется новый объект для изучения, а потому что новые задачи и проблемы, появившиеся в обществе, невозможно было решить методами данных наук. У истоков развития науки стоят Г. Спенсер и Э. Дюркгейм.

Объектом социологии является общество как социальная реальность. Предмет социологии – это связь отношений и взаимодействий людей, объединенных в различные группы. Неоднозначная трактовка предмета привела к появлению макро и микросоциологии. Макросоциология изучает общество в целом: глобальные массовые общественные системы (феодальное, капиталистическое общество); глобальные общественные процессы; большие социальные структуры – слои и классы; социальные институты как формы организованной совместной деятельности людей; различные типы культур и их взаимодействия. Микросоциология – наука поведенческая, наука о повседневном поведении людей: малые социальные группы; групповое сознание и поведение; вопросы взаимодействия личности и группы, межличностное общение. Появляется теория среднего ранга (1947 год, Р. Мертон) – третий уровень социологии, который объединяет макро и микросоциологию. К нему относятся отраслевые социологии.

9 стр., 4315 слов

Социология как наука об обществе. Предпосылки возникновения социологии

... как научное изучение общества и социальных отношений». (Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. М., 1994. С.14). «Социология – наука о социальной жизни человека, групп и обществ». (Гидденс Э. Социология.- Челябинск,1991. С.18). «Социология - это познание ...

Сорокин определяет социологию как науку о взаимодействии внутри общества. Наиболее полным и точным определением является определение: социология – наука об общности.

Структура социологии:

  1. содержательный критерий
  2. формальный критерий
  3. функциональный критерий.

Согласно первому критерию выделяют:

  1. общая социология
  2. частные социологические теории
  3. социография
  4. метасоциология.

Общая социология – это абстрактно-обобщенный анализ социальной реальности в её целостности, сущности и истории развития. В ней фиксируются основные закономерности. Частные социологические теории дают описание и анализ отдельного вида социальных явлений и структур. Социография – это изучение частных явлений, описание единичных ситуаций, проведение конкретных социологических исследований. Метасоциология изучает историю, методологию социологии.

Согласно второму критерию:

  1. теоретическая социология
  2. эмпирическая социология.

Задача теоретических исследований – понять суть вещей и явлений, эмпирической науки – ориентирована на точные описания внешних проявлений реальности.

Согласно третьему критерию:

  1. фундаментальная социология
  2. прикладная социология.

Первая из них ориентирована на приращение научного знания, на развитие самой науки, прикладная ставит своей задачей решение каких-то насущных проблем, разработку рекомендаций, выполнение социального заказа.

Общество как социальная система

План:

  1. основы социальной жизни
  2. современные концепции общества
  3. признаки общества как социальной реальности
  4. типология общества.

Биологические предпосылки формирования общества: прямохождение, противопоставление большого пальца на руках, длительная зависимость ребенка от родителей, у человека отсутствует жесткий механизм инстинктов.

Социальные предпосылки: потребности, сознание. Сознание является основой социальной регуляции, в основе которой лежит эффект ожидания, проявляющийся в ожидании определенного типа поведения от окружающих. Сознание – способ ориентации человека в социальной среде. Данные ожидания отражают степень обязательности и необходимости для индивида предписанной формы поведения. Ожидание формируется на основе предвосхищения, и именно это дает возможность прогнозировать поведение людей.

Концепции, объясняющие причины объединения человека в общество:

  1. научные
  2. ненаучные.

Из научных:

  1. инструментальная – приоритет отдается человеческой сообразительности, позволившей создать орудия труда. Возникает неравенство в трудовой и экономической сферах.
  2. сексуальная – для людей характерен несезонный характер размножения. Упорядочивание происходит в результате создания семей.
  3. кратическая – сила, ум распределяются неравномерно, формируется элита, которая формирует правила поведения, почитания, обеспечивает защиту другим людям.
  4. гендорная – формируется в рамках феминисткой социологии: женщина имеет монополии на рождение и воспитание ребенка, а мужчина играет второстепенную роль.
  5. семантическая – строится на признании слабости человека как биологического существа.

Основные теории общества:

11 стр., 5393 слов

Место культурологии в системе социальных наук

... культуры; 4) Социология культуры - рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в эмпирически данной системе общества. Культурология занимает значительное место среди социальных наук. Чтоб ... между науками. Например, наука, некогда породившая новаторское и постепенно обособившееся направление исследований (зачастую оно скоро становится отдельной наукой), сама начинает испытывать ...

  1. функционализм, который включает культурную и функциональную систему
  2. конфликтологическое направление
  3. интеракционисткое направление.

Функционализм.Основоположники – Талкотт Парсонс, Роберт Мертон, Кингсли Дэвис. В рамках этого подхода происходит отождествление понятий «социальная система» и «общество». Социальная система отличается тем, что складывается на базе той или иной социальной общности, а её элементами являются люди, чье поведение определяется социальными статусами и социальными ролями (функциями), а также ценностями и нормами. Системные качества: целостность, структурность, иерархичность (общество состоит из частей, каждая из которых представляет собой системой), зависимость элементов от их места и от функций, взаимосвязь с внешней средой. Согласно этому подходу, общественные взаимодействия и отношения носят надындивидуальный характер, и общество рассматривается как субстанция самостоятельная, первичная по отношению к личности. Общество анализируется как совокупность взаимосвязанных частей, каждая из которых выполняет определенные функции и вносит тем самым вклад в поддержание устойчивости и стабильности системы.

Постулаты функционализма:

  • общество – это система интегрированных частей
  • социальная система характеризуется стабильностью, так как у ней имеются встроенные механизмы контроля
  • социальная система имеет не только функции, но и дисфункции. Данные отклонения преодолеваются сами собой, либо укореняются
  • изменения происходят постепенно, а не революционным путем и общественная целостность достигается благодаря согласию большинства.

Конфликтологическое направление. Основоположники – Чарльз Райт Миллс, Ральф Дарендорф. Сторонники направления отрицают сплоченность и не признают сотрудничество в качестве способа социальных изменений, общество – система, но характер отношений складывается на основе конфликтов и противостояний. Любое общество характеризуется неравенством, каждая группа борется за получение привилегий. Дарендорф видел основу развития общества в политической сфере: одни имеют власть и стремятся её сохранить, а другие стараются её забрать. Без конфликтов общество невозможно. Современные конфликтологи говорят о том, что конфликты в экономической сфере также развивают общество. С точки зрения марксизма общество – сложившаяся в процессе исторического развития, относительно устойчивая система социальных связей как больших, так и малых групп людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, которая строится на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ. Дарендорф сформулировал ряд постулатов, которые легли в основу этой теории:

  • главной отличительной особенностью общества является господство, конфликт и подавление
  • общественная структура основана на власти одних людей над другими
  • у каждой социальной группы существуют свои интересы
  • когда люди осознают свои интересы, они могут создавать общественный класс (профсоюзы)
  • классовый конфликт обостряется, если вся власть сосредоточена в руках нескольких людей, а другие её лишены; те, кто лишен власти, не могут её получить; люди могут свободно организовывать политические группы.

Интеракционисткое направление.Данное направление изучает не макросистемы и структуры, а те способы, посредством которых индивиды связаны в небольшие группы и общества. Анализу подлежит роль конкретных межличностных взаимодействий в создании и функционировании структур социального мира. Наиболее известные теории: теория обмена (Джордж Хоманс, Питер Блау), теория символического интеракционизма (Джордж Герберт Мид и Герберт Блумер), феноменологическая теория (Г. Гарфинкель, Альфред Шюц).

3 стр., 1346 слов

КОНСЕНСУС СОЦИАЛЬНЫЙ -баланс интересов различных групп и слоев ...

... условия жизни, социально-политическое устройство общества, но и социальную политику государства в отношении граждан. 25. ... который направлен на достижение конкретного результата, в основе лежит объективное противоречие; возможно использование альтернативных ... нравственных предпочтениях. МИКРОСРЕДА –совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на протекание конфликта 31. МОББИНГ ...

Общество – это совокупность действий личностей и отношений между ними.

Признаки общества как социальной реальности (Эмиль Дюркгейм).

  1. общность территории. Территория – основа социальной реальности.
  2. целостность и устойчивость. Общество способно воспроизводить и поддерживать высокую интенсивность внутренних связей. Устойчивость достигается благодаря наличию социальной структуры.
  3. относительная автономность появляется в трех видах: самодостаточность, саморегулируемость, самовоспроизводство.
  4. интегративность. Новые поколения приобщаются к сложившейся системе норм, правил поведения. Существуют особые механизмы социализации, за которые отвечает культура.

Общество – это совокупность индивидов, объединенных исторически сложившимися формами взаимодействия в целях удовлетворения потребностей, и которая характеризуется устойчивостью и целостностью, скоординированностью и самодостаточностью, а также достижением такого уровня развития культуры, при котором появляются особые социальные нормы и ценности, лежащие в основе взаимосвязи.

Типологии общества.

  1. марксистская: первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое общество. В основе классификации лежит способ и отношение к производству.
  2. Герберт и Джон Ленски. В основе лежит способ получения средств к существованию. 4 типа общества: общества, живущие охотой и собирательством (кочевой образ жизни, сбор плодов, нет орудий); садоводческие (примитивные орудия труда, социальная структура основана на семье); аграрное (сельское хозяйство); промышленное (современны технологии, экономический рост, развитие мирового рынка).

    Данная типология легла в основу следующей

  3. Фердинанд Тённис. В 1887 году провел исследование по сравнению 2 обществ: типа община и само общество – Gemeinschaft(община),Gesellschaft(общество).

    Общество общинного типа: естественное разделение труда, персонализация межличностных отношений, то есть отношения имеют личностный характер, неформальный контроль над поведением, социальная структура основана на семейно-родственных связях, примитивная система управления, данный тип стимулирует у людей жить в соответствии с общинными принципами, важную роль играют религиозные ценности. Сложное общество: в данном обществе доминируют ролевые и статусные взаимодействия, профессиональное разделение труда, формальная система регуляции отношений на основе формального права, формируется сложная система управления, появляются институты управления, секуляризация религии, данное общество ориентировано на рациональное осуществление личных интересов, формируется множество социальных институтов, которые отвечают за регуляцию взаимоотношений.

  4. теория постиндустриального общества (70 года ХХ века).

    9 стр., 4269 слов

    Современное российское общество и его социальная структура

    ... положению в обществе взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп и общностей. К общностям относятся самые различные с учетом масштабов, устойчивости и сплоченности совокупности людей, объединенных процессом взаимодействия. К социальным общностям ...

    Даниил Белл. Общество проходит 3 стадии развития: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Традиционное общество основано на аграрном укладе, развивается сельское хозяйство, рыболовство, работники находятся в личной зависимости от работодателя, продукты производятся небольшими партиями, в основе социальное регуляции лежат традиции, образование является уделом лишь небольшой части общества. Индустриальное общество: развивается машинное производство, обрабатывающая промышленность, банковское дело, продукты производятся большими партиями, работники получают личную свободу и становятся наемными рабочими, разрушаются традиционные привилегии, образование общедоступно, наблюдается урбанизация. Постиндустриальное общество: основные ресурсы – знания и информация, производство основано на новых технологиях (нано), изменяется структура хозяйства, развивается сфера услуг, собственность теряет свое значение, на первый план выходят знания, информированность, доступ к информации, на смену классам приходит стратификация, наблюдается отток жителей из городов в пригороды, хозяйственная деятельность ориентирована на работу со структурами знания, на обработку и интерпретацию информации, на научное прогнозирование, центрами становятся институты и университеты. Тоффлер называет постиндустриальное общество цивилизацией третьего уровня, информационным обществом, надиндустриальным, общество риска.

  5. массовое общество – это общество, в котором происходит стандартизация всех форм общественной жизни: массовое производство и потребление, массовое производство связано с запуском на конвейер одинаковых вещей, а потребление ведет за собой массовое удовлетворение одинаковых потребностей, формируется массовая культура со стандартизацией привычек, вкуса, образа мышления, стереотипов, происходит усреднение образа жизни множества людей, формирование универсальной публики, специфические массовые способы социальной деятельности, развивается бюрократический аппарат. Массовое общество – совокупность средних людей, в основе взаимодействия которых лежат первичные потребности и феномен массовой культуры. Минусы – духовная деградация и появление человека-массы, сознание подвергается манипулированию. Одной из разновидностей массового является глобальное общество. Признаки: оно основано на том, что формируется сеть коммуникаций, основанная на новейших технологиях, а значит, в масштабе целого мира начинают перемещаться блоки информации; общества становятся все теснее связанными сетью экономических, политических, культурных, стратегических связей, события в одной части мира сказываются в другой; появляются новые формы организации наднационального характера, не связанные с какой-либо страной, формируется наднациональные телевизионные компании, журналы, а также футбольные клубы; появляются социальные группы, жизнь и трудовая деятельность которых совершенно оторвана от конкретного места. Результатом такого изменения является универформизация.
  6. закрытое и открытое общество. Карл Поппер.

На семинар: тема «Общество», «закрытое и открытое общество».

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...

... социальная роль все в большей степени привлекают внимание ученых. Результаты исследования свидетельствуют, что вновь возникающие и утверждающие себя в обществе формы общения людей ... рассматривается концепция делового этикета как формы социального взаимодействия, соответствующей содержанию общественных отношений формирующегося информационного общества. Как таковая тема делового этикета возникла ...

Социальные действия, связи, взаимодействия

План:

  1. сущность и виды социального действия
  2. социальная связь и её виды
  3. теории межличностного взаимодействия.

Макс Вебер. Теория социального действия. Социальное действие – действие, которое по субъективно подразумеваемому смыслу соотносится с действиями других людей или ориентируется на них. Свойства действия: осознанность, ориентация на другого человека или группы. Субъект действия – индивид. Если действие не осознанно или не направлено на других людей, то оно не социально. Классификация социальных действий:

  1. целерациональное – индивид ясно осознает цели, которые хочет достигнуть, просчитывает все возможные реакции окружающих, соотносит их со своей целью и выбирает наиболее эффективные для себя средства достижения цели. В основе этого действия лежит принцип: для достижения цели хороши любые средства. Оно всегда ориентировано на успех. Этот тип является идеальной конструкцией, которая в жизни редко встречается.
  2. ценностнорациональное – ценностнорационально действует тот субъект, который, не считаясь с предвиденными последствиями, поступает так, как ему кажется, требует от него долг, честь, совесть и т.д. Это действие на основе убеждений, в результате цель может быть не достигнута. Формируется в рамках общей системы ценностей.
  3. традиционное – это действие через традицию, привычку. Оно формируется на основе подражания тем или иным образцам поведения, закрепленным традициями культуры. К нему относятся ритуалы, рукопожатия, поздравления и т.д.
  4. аффективное – действие находится на грани того, что является осознанным, основа – эмоциональное состояние субъекта и стремление его к немедленному удовлетворению страсти, владеющей индивидом. В этом действии нет цели, в основе – эмоции.

Структурно-фунциональная теория Парсонса. Эта теория строится не вокруг самого действия, а вокруг ориентации действующего субъекта на ситуацию. Виды ситуаций:

  1. выбор между действием в исключительно собственных интересах или необходимостью учета в своем поведении потребностей коллектива.
  2. выбор между стремлением удовлетворения сиюминутных потребностей или отказ от них ради перспективы.
  3. выбор между ориентацией на социальные характеристики индивида или на внутренне присущие ему свойства.
  4. подчинение индивидом своего поведения какому-либо общему правилу или поведение с учетом специфики ситуации.

Все ориентации субъекта на ситуацию рассматриваются с точки зрения их функционального значения для системы. Анализу подлежит система действия: деятель и ситуация. Единичный акт – одно действие. Субъектом является любая социальная структура: личность, группа, институт. Любое действие социально.

Социальная связь. Действия, взаимодействия.

Социальная связь – это зависимость людей друг от друга, выражающаяся в различный сочетаниях социальных действий. Типы связи:

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... праздник является, в первую очередь, типом связи, произрастающей из включенности в некую группу людей, живущую по определённым правилам и по определённому календарю. Празднование, как ... ё и полезным. Подводя итоги, можно сказать, что праздник оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – на психическое состояние.  

  1. социальный контакт – это единичный акт связи, соучастие, поскольку в нем отсутствует система сопряженных действий партнеров по отношению друг к другу. Любой социальный контакт имеет 3 черты: поверхностный мимолетный характер, субъекты могут меняться, ожидания или ориентации на другого не распространяются далее ситуации контакта. Виды контактов: устойчивые и преходящие (по времени), частные и публичные (по потребности), личные и вещественные (по предмету заинтересованности), опосредованные и непосредственные (по способу совершения контакта).
  2. социальное взаимодействие (интеракция) – это систематические достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать вполне определенную реакцию. Ответная реакция порождает новую реакцию действующего, то есть речь идет об обмене социальными действиями. Свойства: сопряженность с социальным действием партнера, возобновляемость и координация, устойчивый интерес к ответным действиям. Социальные взаимодействия осуществляются между знакомыми людьми. Взаимодействия могут быть устойчивыми.
  3. социальные отношения – это наиболее устойчивые самовозобновляющиеся и чувственно переживаемые социальные взаимодействия.

Любые связи могут осуществляться как на микро так и на макроуровне. Они могут иметь характер сотрудничества или конкуренции, конфликта.

Теории межличностного общения:

  1. теория обмена. Джордж Хоманс и Питер Блау. Люди взаимодействуют друг с другом на основе опыта, взвешивая возможные затраты и вознаграждения. Поведение в настоящий момент обусловлено тем, как вознаграждалось оно в прошлом. Основные принципы: чем больше вознаграждение, тем чаще поведение повторяется; если вознаграждение зависит от условий, то человек стремится воссоздать эти условия; если вознаграждение велико, то человек стремится затратить больше усилий; когда потребности близки к насыщению, то он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.
  2. символический интеракционизм. Джордж Мид и Герберт Блумер. Идея: поведение людей по отношению друг к другу и предметом окружающего мира обусловлено тем значением, которое они им придают. Поведение людей не является пассивной реакцией на наказание и поощрение, а имеет социальный характер и основывается на коммуникации. Взаимодействие – это непрерывный диалог, в процессе которого люди осмысляют, наблюдают и реагируют не только на поведение других, но и на их намерения. В основе коммуникации лежат символы. Значимый жест – жест, в который вложен смысл, незначимый жест – автоматически выполняемый. Эта теория научно субъективна.
  3. управление впечатлениями (драматургический подход).

    Эрвин Гоффман. Любое общение – спектакль. В процессе общения человек стремится создать о себе благоприятное впечатление.

  4. психоаналитическая концепция. Зигмунд Фрейд. На межличностное взаимодействие оказывают влияние понятия, усвоенные в раннем детстве и конфликты, пережитые в тот период, то есть, в процессе общения воспроизводится детский комплекс.

Социальные группы и общности

План:

  1. понятие социальной общности. Виды общности
  2. сущность социальных групп
  3. квазигруппы и их виды
  4. классификация социальных групп.

Общность– это реально существующая и эмпирически фиксируемая совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия. Существует 2 класса социальных общностей:

6 стр., 2937 слов

Социализация личности. Социальный конфликт. Возрастная структура общества

... личности продолжается всю свою жизнь. Социализация личности Социализация личности представляет собой процесс; формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный ... Структура социального конфликта В упрошенном виде структура социального ... в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, ...

  1. массовые – им присущи: аморфный характер (общности равны сумме входящих индивидов), структурная нерасчлененность (некая определенность качественного и количественного состава), ситуативный способ существования (они существуют в рамках и по поводу одного вида деятельности), разнородность состава (межгрупповая природа), они не могут выступать в качестве структурных единиц больших по размеру социальных систем. Примеры: ассоциации по интересам. Массовые общности делятся на 2 вида:
    1. социальная агрегация – это совокупность индивидов, объединенных в некотором физическом пространстве и не осуществляющих взаимодействие друг с другом, их объединяет территориальный признак. Примеры: пассажиры, покупатели, люди на остановке, площади и т.д.
    2. социальная категория – это совокупность индивидов, имеющих одну или несколько взаимосвязанных общих характеристик. Примеры: рабочие, студенты, пенсионеры; молодежь.
  2. групповые. Им характерны: органический характер (они целостны, в основе – взаимодействие), определенность границ, качественного и количественного состава, они способны осуществлять разнообразные виды деятельности, они имеют выраженный однородный состав, могут входить в качестве структурных единиц в социальные системы. Примеры: трудовые коллективы, политические партии, факультеты и потоки в институте.

Социальные общности – это такие объединения людей, которые: во-первых, возникают и формируются на основе их культурно-исторической самобытности (нации, народности), родственных связей или сходства стадий жизненного цикла (семейные общности); во-вторых, различаются по профессионально-квалификационным и территориально-региональным признакам.

Социальная группа.

Понятие социальной группы обобщает сущностные характеристики коллективных субъектов общественных связей.

Группа – это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанные системой отношений, которая регулируется формальными и неформальными институтами. При этом члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления.

Группа – это совокупность индивидов, тем или иным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к этой группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других. Это определение было сформулировано Робертом Мертоном.

Для всех социальных групп характерен определенный уровень сплоченности.

Квазигруппы.

Имеют отличительные черты: спонтанность, случайность образования; неустойчивость; отсутствие разнообразия в взаимодействиях, однонаправленность связей. Виды квазигрупп: аудитория, толпа, социальный круг. Аудитория – это совокупность индивидов, объединенная взаимодействием с коммуникатором, владеющим информацией и доводящим её до этой общности. Для аудитории характерен односторонний характер связи. Информацию аудитория получает непосредственно и опосредованно. Получая информацию, люди по-разному её воспринимают, анализируют. На базе аудитории формируются социальные круги. Социальные круги – это совокупность людей, объединенная для обсуждения информации, присутствует двусторонняя связь. Социальные круги имеют лидеров мнения, которые подводят итог обсуждению. Виды социальных кругов: контактный круг– формируется из людей, которые периодически встречаются в транспорте, на улице, наличие общей заинтересованности в теме дискуссии позволяет людям завязывать мимолетные контакты, они легко создаются и легко распадаются;профессиональный круг– общности людей для обмена информацией по профессиональному признаку (семинары, конференции, совещания);дружеский круг– образуются из людей, связанных дружбой;статусный круг– формируется из людей, имеющих одинаковые или близкие социальные статусы, статусный круг является более закрытым объединением. Толпа – совокупность людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов и эмоциональным настроем. Все толпы имеют схожие черты: внушаемость – лица, попадая в толпу, быстрее принимают веру толпы; неотделенность личности от толпы. Виды толпы:случайная– неопределенная структура, людей объединяет либо незначительная цель, либо бесцельное времяпрепровождение, индивиды слабо эмоционально включены в толпу;обусловленная– собрание людей, заранее планируемого и относительно структурированное, эта толпа обусловлена в том смысле, что поведение её членов находится под воздействием определенных, заранее установленных правил;экспрессивная– образуется для личного удовольствия её членов, а поэтому активность людей в толпе является целью её создания и результатом её действия;действующая– есть 2 вида: сборище и восставшая. Сборище – это эмоционально возбужденная толпа, тяготеющая к агрессивным, насильственным действиям. Сборище может иметь лидеров, однонаправленных в своих агрессивных намерениях и требующих от остальных членов толпы конформного поведения. Сборище имеет кратковременный характер и после воздействий распадается. Например, действия фанатов. Восставшая толпа в отличие от сборища имеет менее структурированное поведение, оно менее целенаправленно и менее устойчиво. Восставшая толпа может состоять из различных групп людей, преследующих свои цели, но в критический момент действующих сходным образом. Этот вид толпы неустойчив и подвержен воздействию случайных фактов. Например, демонстрации, шествия.

10 стр., 4707 слов

СТАТУС ЭМБРИОНА Человек 2007

... нас с процессами электрохимического взаимодействия в нерв­ных структурах. Однако корректен ли отказ считать состояние преэмбриона стадией ... человека и нечувствительность к боли не могут служить основанием для отказа ему в помощи и защите прав личности. ... ­римый генетический материал"9. Гуманитарные, этико-философские концепции Проблема статуса эмбриона активно обсуждается и гуманитария­ми — этиками, ...

Классификация социальных групп.

Наиболее распространенная:

  1. большие
  2. малые.

Эти группы отличаются друг от друга не только по численности, но и по качественным признакам. Малые – от 2 до 15-20 человек, характерно: непосредственное межличностное общение, неформальный контроль за поведением, высокая степень совпадения ценностных ориентаций, цель деятельности складывается из целей её членов. В больших группах доминирует общая цель, характерно: опосредованный характер общения, доминируют формальные санкции, группа более разнородна.

Следующая классификация – по характеру взаимоотношений:

  1. первичные.
  2. вторичные.

Это понятие было введено Ч.Х. Кули. Первичная группа создается для межличностного общения людей, члены группы выступают как личности и индивидуальности (дружеские группы, семьи).

Вторичная группа – это группа функциональная, создается для выполнения определенных функций решения задач, достижения целей, а значит, отношения внутри группы имеют статусный, безличный характер.

Большая группа первичной быть не может!

Третья классификация:

  1. ингруппа
  2. аутгруппа.

Ингруппа – это та группа, которая по отношению к индивиду является его группой (семья, команда), аутгруппа – чужая.

Последний тип: референтная группа – группа, которую индивид считает для себя эталонной.

Личность и общество

План:

  1. понятие личности в социологии
  2. основные направления, стадии и факторы социализации
  3. социальные статусы и их роли
  4. отклоняющееся поведение, виды социальных отклонений и причины возникновения.

Понятие личности. Существует 3 близких понятия: человек – биологическое понятие, индивид – обозначает отдельно взятого представителя человечества и личность – индивид, взятый в социальном контексте. Личность – конкретное выражение сущности человека, воплощение и реализация в нем системы социально-значимых черт и качеств данного общества. Личность – это индивид, который в отношениях с другими людьми выполняет определенные функции и реализует в своей деятельности социально-значимые качества. Социально-значимые качества:

  1. социально определяемая цель деятельности
  2. ожидания в отношении социальных позиций, занимаемых индивидом
  3. ролевые функции, выполняемые для достижения конкретных целей
  4. ценностные ориентации и нормы, а также наличие личностного самосознания
  5. совокупность знаний, уровень образования и специальной подготовки
  6. социально-психологические особенности
  7. активность и степень самостоятельности в принятии решений.

Социология изучает личность с точки зрения ее социально-типических качеств и как субъекта социального действия.

Формирование личности. В самом общем смысле социализация понимается как процесс общественного формирования личности. Она включает в себя социальное познание, общение, овладение навыками практической деятельности, активное переустройство окружающего мира, изменение свойств самой личности. Выделяют 2 стадии:

  1. социальная адаптация
  2. интериоризация – формирование внутреннего мира личности включением в него социальных норм. Как результат формирование внутреннего Я, духовного мира личности, её индивидуальности. Результат – формирование специфики социального поведения.

Эти 2 стадии существуют параллельно.

Социализация также рассматривается как усвоение индивидом культурной системы того общества, в котором он живет. Усваиваются, прежде всего, общезначимые нормы, причем усваиваются до такой степени, что становятся частью личности и уже автоматически управляют её деятельностью. Социализация также выражается в процессе идентификации с социальными группами. Принадлежность к различным группам проявляется через признание и личное восприятие групповых ценностей и норм. Освоение черт, присущих общностям, с одной стороны выражается в социально-типических проявлениях поведения данной личности, а с другой стороны придает личности индивидуальность.

Выделяют 3 этапа социализации:

  1. дотрудовая
  2. трудовая
  3. посттрудовая.

Основные факторы формирования:

  • Биологическая наследственность – играет важную роль в процессе формирования способностей, склонностей, характер взаимоотношений.
  • Физическое окружение – формирует свойства-характеристики личности.
  • Культура. Каждое общество предоставляет своим членам особенный опыт и особенные культурные черты, которые не может предоставить другое общество. Из этого возникает личностная конфигурация, типичная для многих членов общества. В обществе существует модальный тип личности.
  • Групповой опыт. Накапливая социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и сопоставляя себя с другими, формирует собственный образ Я. Ч. Х. Кули – «теория зеркального Я». Суть – наблюдается эффект зеркального отражения у людей представлений о том, как их оценивают. Человек оценивает то, как его воспринимают, реагирует на это и ведет себя в соответствии с этой реакцией. Джордж Гербер Мид – «обобщенный другой» – ценности, нормы, стандарты группы, которые в дальнейшем личность воспроизводит в поведении.
  • Индивидуальный опыт.

Социальный статус и роли.

Первоначально термин «социальный статус» пришел из латыни. Статус – это всесторонняя характеристика, отражающая социальное положение в группе или обществе. Социальный статус отражает обусловленное соответствующими социальными связями положение личности в структуре группы, организации или общества. Социальный статус – это есть определенная позиция в структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Поскольку каждая личность входит в разные группы, то каждая личность синтезирует в себе разные социальные статусы. Статусный набор – совокупность социальных статусов. Среди всех статусов есть главный статус – это тот, который наиболее характерен для данного индивида.

Классификация статусов:

  1. социальный и личный статус. Социальный статус – положение личности в обществе, которое она получает автоматически как представитель социальной группы. Личный статус – это статус, который приобретает личность в первичной группе, в зависимости от своих индивидуальных качеств.
  2. предписываемые и достигаемые статусы. Предписываемый статус назначается не зависимо от усилий индивида. Достигаемый статус – это статус, который индивид может получить благодаря усилиям, везению.
  3. номинальные и ранговые статусы. Номинальные статусы не дают возможности сопоставления положения. Ранговые позволяют распределять людей, например, по возрасту.

Социальная роль – ожидаемое поведение, ассоциируемое со статусом.

Ролевое поведение – фактическое поведение личности, имеющей социальный статус. Ролевое ожидание и поведение никогда не совпадают. Результатом успешной социализации будет формирование непротиворечивой системы социальных статусов и ролей. Однако бывает такое, что в результате социализации появляются социальные отклонения.

Социальные отклонения.

Это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. Типы социальных отклонений:

  • Культурные и психические отклонения. Культурные – отклонения в социальном поведении, а психические – нарушения внутренней структуры личности.
  • Индивидуальные и групповые. Индивидуальные характерны для отдельной личности, а групповые – отклонения группы от общей культуры (субкультуры).
  • Первичные и вторичные. Первичные – отклонения, которые в целом соответствуют культурным нормам, принятым в обществе, они незначительны и терпимы. Вторичные отклонения – окружение характеризует личность как девиант.
  • Культурно-одобряемые и культурно-осуждаемые отклонения. К первым относят: гениев, полководцев.

Причины возникновения отклонений:

  1. биологический подход – антропологическая теория Ч. Ломброзо, теория физических типов У. Шелдона, теория генетической предрасположенности. Основная идея состоит в том, что определенные физические черты личности, особенности анатомического строения предопределяют совершение личностью различных форм отклонений.
  2. психологический подход – З. Фрейд и Э. Фромм. Обращает внимание на особенности, определяющие ядро личности, её психический облик. Инстинктивные влечения, биологически обусловленные человеческой природой и проистекающие из них мотивационные конфликты, являются первопричиной человеческих отношений.
  3. социологический подход. Первая теория – аномия – это состояние безнорменности, Эмиль Дюркгейм, Роберт Мертон. В обществе существует масса противоречащих друг другу норм. Теория стигматизации – теория навешивания ярлыков. Теория депривации – теория лишения, её идея: люди становятся девиантами. Теория дифференциальной ассоциации – «С кем поведешься от того и наберешься».

2 мая 2012 г.

Социальные институты и социальные организации

План:

  1. сущность социальных институтов и их виды
  2. функции
  3. социальные организации, структура организаций
  4. виды социальных организаций.

Социальный институт (лат. – установление) – совокупность правил поведения, принципов, установок, которые регламентируют определенную сферу общественной жизни.

Основные институты:

  • Политический – потребность в безопасности и социальном порядке.
  • Экономический – обеспечение средствами существования.
  • Религии – помогает решать людям духовные проблемы.
  • Культуры.
  • Семьи и брака.

Социальные институты тесно связаны с социальными группами, но тем не менее отличаются от них. Социальный институт выступает как исторически сложившиеся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей. И реализация социальными институтами значимых функций обеспечивается тем, что внутри каждого существует целостная система, стандартизированы образцов поведения, а также ценностно-нормативная структура с соответствующими ей социальными статусами и ролями.

Виды институтов:

В зависимости от содержания и предметов регулирования существует 6 видов институтов:

  • Экономические – наиболее устойчивые, с четкой регламентацией в хозяйственной деятельности (институты торговли, банковские институты, ООО, ИП).
  • Политические – связаны с установлением, поддержанием политической власти (государство, армия, партия, администрации, самоуправление).
  • Социокультурные и воспитательные – отвечают за воспроизводство и поддержание социальных ценностей (школы, сады, музеи, выставки).
  • Организационно-управленческие институты (церемониально-символические) – осуществляют процесс управления и планирования за оптимальным ходом взаимодействия.
  • Нормативно ориентирующие – механизмы морально-этической регуляции поведения. Задача – придать поведению нравственную аргументацию.
  • Нормативно санкционирующие – осуществляют регуляцию поведения на основе правил, прописанных в документах. Гарант выполнения – государство и его представительные органы.

Функции институтов.

  1. функция закрепления и воспроизводство общественных отношений
  2. регулятивная
  3. интегративная – процесс сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности. Интеграция сопровождается упорядочиванием взаимодействий, а также увеличением объема и частоты отношений.
  4. транслирующая
  5. коммуникативная – обеспечивает хождение информации как внутри института, так и между институтами.

Дисфункции институтов внешне могут выражаться в недостатке подготовленных кадров, материальных средств и организационных недостатков. С содержательной т.зр. дисфункции проявляются в неясности целей, неопределенности функций, падении престижа.

Социальные организации.

Организация понимается как вид специфической деятельности по налаживанию устойчивых связей и координации усилий. Организация понимается как свойство какого-либо объекта иметь упорядоченную структуру. Организация – искусственное образование институционального характера, выполняющее определенную общественную функцию.

Признаки организации:

  1. Организация – социальная группа, ориентированная на достижение взаимосвязанных или специфических целей.
  2. Организация представляет собой социальную систему.
  3. Структура в социальных организациях представляет собой иерархию.
  4. Организация – группа, которой свойственна высокая степень формализации.
  5. Организация имеет программу деятельности. Эта программа может формулироваться в общих чертах и отражает общие цели.
  6. Организация позволяет идентифицировать её членов на принадлежащих и не принадлежащих.
  7. Организация обладает коллективной идентичностью, то есть она имеет название.

Организация – это социальная группа, ориентированная на достижение целей и основанная на формировании высоко формализованных структур, включающих в себя систему управления, программу действий и фиксирование участников.

Элементы организации.

Основным элементом является структура. При чем существует формальная структура – совокупность обезличенных правил, образцов поведения, которые проявляются в правовых, организационных и социокультурных формах. Формальная структура обеспечивает устойчивость и упрощает процесс управления. Она может быть вертикальной и горизонтальной. Наряду с формальной формируется внеформальная и неформальная. Неформальная – социально-психологическая – совокупность отношений, сложившихся между участниками в процессе общения. Внеформальная – это взаимоотношения между членами, которые возникают для выполнения профессиональных задач (внеформальная организованность персонала).

Второй элемент – цель. Вне цели не существует организации. Существуют разные виды целей: цели-задания – цели, которые ставятся перед организацией более высокой структурой; цели-ориентации складываются из личных целей; цели-системы – обеспечение устойчивости самой системы.

Третий элемент – члены организации. Каждый из членов должен обладать определенными знаниями, навыками и качествами.

Четвертый элемент – технология. Организация – это место, в котором энергия участников применяется для модернизации материалов или информации. Технология включает в себя методы, средства и процесс модернизации.

Пятый элемент – внешнее окружение. Полностью закрытых организаций не существует.

Виды организаций:

В основе классификации лежат 3 признака: степень формальности отношений, подвижность цели и возможности членов влиять на результаты деятельности организации.

  1. административные (деловые) – у них есть жесткая структура, высокая формальность и слабая возможность членов влиять на результаты.
  2. общественные (союзные) – цели подвижны, структура менее формализована, члены имеют некие возможности влияния (партии, профсоюзы, клубы по интересам).
  3. ассоциативные – минимальная степень формальности, структура подвижна, цели вырабатываются в ходе деятельности, влияние индивидов высокое (дружеские компании, семья).

По типу взаимоотношений:

  1. формальные
  2. неформальные.

Впервые в науку такое деление ввел Элтон Мэйо.

16 мая 2012 г.

Социальная структура

План:

  1. сущность понятия «социальная структура»
  2. социальная стратификация, основные критерии и теории
  3. социальная мобильность
  4. современная структура российского общества.

В широком смысле социальная структура – это строение общества в целом, это система взаимосвязей между всеми его элементами. В этом случае основными элементами являются: группы, организации, институты, статусы и роли. В узком смысле термин «социальная структура» применятся для обозначения деления общества на социально-классовые и групповые общности.

Социальная структура – это совокупность взаимосвязанных между собой и упорядоченных относительно друг друга социальных групп, которые занимают различные места в системе социального неравенства данного общества по основным для него критериям; связаны между собой политическими, экономическими и культурными отношениями; являются субъектами функционирования социальных институтов и организаций.

Основу стратификации составляет неравное распределение прав и привилегий, ответственности и обязанностей. Социальная стратификация – это иерархически организованная система социального неравенства, существующая в определенном обществе в определенный исторический отрезок времени. Для описания структуры общества используют 2 подхода: классовый и стратификационный. Отличаются они по критериям. В основе классового подхода лежат экономические критерии: отношение к средствам производства, место в системе разделения труда, доходность. Классовый подход всегда имеет политическую окраску, поскольку подразумевает борьбу между классами. Стратификационный подход позволяет выделять группы на основе любых критериев, воспроизводящих статус в обществе. Макс Вебер выделяет классы на основании емкости рынка:

  • Класс собственников капитала.
  • Класс интеллектуалов, менеджеров и администраторов.
  • Традиционный мелкобуржуазный класс.
  • Рабочий класс.

Дорендорф в основе стратификации использует политический критерий – авторитет. И т.д.

В теории социальной стратификации выработана упорядоченная совокупность признаков, дифференцирующих общество. К ним относятся такие, как форма и объем власти, размер собственности, профессия, престиж и образование.

Социальная мобильность.

Это переход индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Существуют разные виды мобильности: горизонтальная и вертикальная. Вертикальная мобильность может быть восходящая и нисходящая. Мобильность бывает индивидуальная и групповая. 3 сферы: экономическая, политическая и профессиональная.

Каналы вертикальной циркуляции – социальные лифты, позволяющие индивиду менять социальное положение. К ним относятся армия, церковь, школа, семья и собственность. Скорость и интенсивность социальной мобильности.

Скорость – количество социальных слоев, которые индивид преодолевает за определенный промежуток времени. Интенсивность – количество индивидов, изменивших свой социальный статус.