Социологическое исследование на тему

5

Приложение 3

Минобрнауки России

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Факультет физической культуры

Кафедра спортивных дисциплин и методики обучения

«Способы преодоления стрессовых ситуаций среди студентов»

Выполнил(а):

Студент(ка)__курса группы___

Ф. И. О

Проверил (а): должность, звание

Ф. И. О

Киров

2010 Содержание

Введение ………………………………………………………………………….61

Задачи исследования …………………………………………………………….65

Анализ основных теоретических подходов в рамках исследования

стрессовых ситуаций …………………………………………………………….65

Эмпирическое исследование с целью изучения

способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов ………………70

Анализ, интерпретация и статистическая обработка

полученных результатов …………………………………………………………70

Выводы ……………………………………………………………………………78

Список литературы ………………………………………………………………79

Введение

Актуальность. Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Новая социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к резкой смене привычных стереотипов, дестабилизации финансового положения, к чрезвычайной остроте социальных конфликтов, сформировала ощущение безысходности, крушения надежд, неуверенности в завтрашнем дне, Наиболее остро подобные перемены ощутили уязвимые группы населения, к которым относят инвалидов, беженцев, сирот, военнослужащих, молодых граждан [1].

Студенческая молодежь обладает меньшей уверенностью в завтрашнем дне, так как имеет более слабую опору для своего развития. Имея ограниченный круг возможностей получения достойного образования и последующего трудоустройства, эта категория граждан чувствует большую социальную незащищенность. Карьерный рост, высокооплачиваемая должность представляют некоторую сложность для осуществления и находятся в числе основных жизненных целей современной молодежи. Именно поэтому молодежь как особая социальная группа больше других подвержена стрессам, перепадам настроения, эмоциональным срывам.

6 стр., 2579 слов

Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...

... в стрессовых ситуациях — опросник обобщенных реакций». Опросник прошел адаптацию и психометрическую проверку в 1999—2001 гг. в исследовании совладеющего ... отвлечение. Считается, что CISS надежно измеряет три основных стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы ... одно утверждение опросника не было удалено из анализа, т.к. значения коэффициентов альфа Кронбаха в случае удаления ...

По статистике в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1–2 раза в неделю, 30% — почти каждый день.

По данным американских ученых, 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.

В России нет столь точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения – в состоянии сильного стресса.

Вследствие постоянных стрессов почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству [12] .

По данным ВЦИОМ, россияне избавляются от стресса следующим образом: телевизор – 46%, музыка – 43%, алкоголь – 19%, еда – 16%, медикаменты – 15%, спорт – 12%, секс – 9%, йога, медитация – 2% [13].

Перечисленные выше статистические данные позволяют говорить о том, что большинство населения, включая молодежь, постоянно находится в состоянии стресса. Выработка собственной копинг-стратегии является важным условием борьбы с трудностями, поскольку позволяет менее болезненно переживать жизненные неурядицы, способствует более быстрому «возвращению» к объективной реальности. Использование активных совладеющих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия, повышению настроения, жизненного тонуса в целом.

Степень научной разработанности

Проблеме совладения со стрессом посвящено множество исследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческих стратегий), их связь с копинг-ресурсами (личностными ресурсами) и другими психологическими характеристиками. В этих работах определяются стили совладеющего поведения, изучается его влияние на процессы адаптации, самочувствие людей, Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения [6].

Установлено, что психическое и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных совладеющих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия. А к его ухудшению и нарастанию негативной симптоматики приводят избежание проблем и применение пассивных стратегий, направленных не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения [7].

7 стр., 3363 слов

Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель

... первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то длительный ... слово, которое используется в том же контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности ...

В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладеющих поведенческих стратегий [8].

Исследование стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия

негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. Кроме того, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-

стратегии (избежание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям, а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обусловливают использование когнитивных копинг- стратегий [4].

Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса, Н. Эндлер и Д. Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой более склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией [9].

Таким образом, с каждым годом интерес исследователей к проблеме

совладения со стрессом увеличивается, так же как и увеличивается число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг-поведение, создавая для этой цели специальные анкеты.

Цель – изучение способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов.

Объект исследования – поведение студентов в стрессовых ситуациях.

Предмет исследования – способы преодоления стрессовых ситуаций среди студентов.

Гипотеза: мы предположили, что проблемы со здоровьем оказывают отрицательное влияние при преодолении стрессовой ситуации, что личностные особенности студентов влияют на способы преодоления стрессовой ситуации.

Теоретическая значимость исследования

В данной работе была уточнена сущность понятия копинг-стратегий, которые представляют собой стратегии совладения с трудностями и урегулирования взаимоотношений с окружающей средой. Выявлены закономерности применения той или иной стратегии в зависимости от характера напряжения. Изучена эффективность использования стратегии как фактора совладения с трудностями.

Практическая значимость исследования

Накоплен и систематизирован информационный теоретический материал для использования в практической работе с лицами, находящимися в стрессовой ситуации. Разработан и проведен социологический опрос как метод сбора необходимой информации. Данные рекомендации могут быть

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... реагирования в ней. Задачи исследования: 1. Определить специфику понятия «трудная жизненная ситуация». 2. Рассмотреть стратегию когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций и совладающего поведения. 3. ... работы. Практическая значимость исследования реализуется в плане рассмотрения стратегий совладающего поведения, как работы с людьми в условиях трудных жизненных ситуаций, а также анализе ...

использованы в деятельности психологов-консультантов.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать основные теоретические подходы в рамках исследования стрессовых ситуаций.

  2. Провести анкетирование.
  3. Выполнить эмпирическое исследование с целью изучения способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов.
  4. Провести анализ, интерпретацию и статистическую обработку полученных результатов.

Анализ основных теоретических подходов в рамках исследования стрессовых ситуаций

Современный человек постоянно живёт на грани. Плохая экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все взрослые и дети, нищие и олигархи, политики и рядовые труженики. Термин «стресс» стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Однако человеческое существование никогда не было лёгким. Всё развитие цивилизации, начиная с древних времён и до наших дней, сопровождалось сплошным никогда не прекращающимся стрессом. Голод, войны, болезни, природные катаклизмы, столкновение интересов и глубинных человеческих страстей, необходимость адаптации к новым формам общественного мироустройства и смене технологий. Затяжные формы, которые принимала война, ощущение постоянной тревоги в городах и деревнях, вечная угроза стать жертвой жестокого и неправедного правосудия не давали угаснуть чувству всеобщей беззащитности, что вполне способно было окрасить жизнь в самые мраченные краски. Изучая историю, мы можем с уверенностью сказать, что возникновение понятие «стресса» и стрессовой ситуации в целом, это не результат современных исследований. Это многовековой процесс, который имеет цикличный характер, приобретающий новые обороты вместе с соответствующими данной эпохе особенностями [3].

Независимо от времени, ситуаций жизнь порой предъявляет такие требования, с которыми человек не может справиться. В разных источниках данное явление называют по-разному: жизненные трудности, стрессовые ситуации, негативные события, жизненные кризисы. Каждая из этих ситуаций вносит в жизнь индивида дискомфорт, ограничивает активность, превышает имеющиеся моральные и материальные ресурсы. Все эти факторы выступают в качестве стрессоров.

Понятие «стресс» можно определить как ответную реакцию организма

на внешние раздражители. Как правило, стресс выполняет защитную функцию. Поэтому любой человек, встречая на своем пути какую-либо проблему, чаще неосознанно выбирает свой путь преодоления трудности, «включает» свою защиту.

Совладение с жизненными трудностями можно определить как постоянно изменяющиеся эмоциональные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию

или превышающие его ресурсы [7].

Ресурсы индивида образуют реальный потенциал для совладения с неблагоприятными жизненными событиями. Придают уверенность человеку, поддерживают его индивидуальность, подкрепляют самоуважение. Однако стрессовые ситуации требуют привлечения дополнительных ресурсов. Под ресурсами следует понимать жизненные ценности. Они могут быть материальными и моральными. Ресурсы – это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды. Обычно различают два крупных класса ресурсов: личностные и бредовые. Иногда их называют психологическими и социальными ресурсами. Личностные ресурсы включают навыки и способности индивида, а бредовые — отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социального окружения. Успешность управления стрессорами напрямую зависит от характера и степени наличных и доступных ресурсов. Известно, что моральное состояние (например, оптимизм) и энергичность (запас жизненных сил) влияют на стойкость, а вера в свою результативность – на настойчивость при решении трудных жизненных проблем. Наличие же материальных средств (денег) открывает доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам профессиональной помощи. Доступность ресурсов в социальной структуре различна. В обществе неравномерно распределяются не только материальные блага, но и уважение, престиж, власть. Люди с низким экономическим статусом чаще чувствуют бессилие перед лицом стрессовых обстоятельств, нежели представители обеспеченных слоев общества. Люди, обладающие небольшими ресурсами, чаще выбирают стратегию избегания по сравнению с теми, кто не испытывает в них недостатка.

Следует выделять пять видов задач, возникающих перед человеком в кризисной ситуации [2].

Первейшая из них состоит в том, чтобы установить смысл ситуации и определить ее значение для себя. Начальная реакция индивида на стрессовую обстановку обычно выражается в замешательстве, только потом постепенно рождается понимание того, что произошло или происходит. Человек пытается оценить разные аспекты события, угадать его последствия.

Реакция человека на требования кризисной ситуации и его попытка противостоять ей входят во вторую адаптивную задачу. В периоды экономического упадка, к примеру, каждый может столкнуться с проблемой приспособления к меньшим, чем прежде, доходам. Немаловажным в такие периоды является и умение справляться с перегрузкой.

Третья задача включает необходимость поддерживать отношения с членами семьи, с друзьями и с теми, кто способен оказать содействие в решении кризисных проблем.

Четвертая категория задач – это сохранение разумного эмоционального баланса, управление негативными чувствами, вызванными неблагоприятными событиями.

Пятая адаптивная задача – это сохранение и поддержание образа себя, социальной идентичности, уверенности в себе. Кризисные события обычно испытывают способности человека, расшатывают его уверенность в себе.

Успешная реализация этих пяти задач дает возможность с наименьшими отрицательными последствиями выйти из кризисной ситуации, наметить ближайшие перспективы развития и приступить к их осуществлению.

Анкетирование

Анкета Дорогой друг!

Вятский госудаственный гуманитарный универитет проводит исследование с целью изучения способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов. Внимательно прочитайте вопрос и обведите кружком вариант или варианты ответа, которые наиболее полно отражают Ваше мнение. АНКЕТА АНОНИМНАЯ. Данные будут использоваться в обобщённом виде.

Заранее благодарим за сотрудничество!

1. Как часто Вы испытываете перепады настроения?

1. Никогда, я всегда в отличном настроении.

2. Все зависит от внешних обстоятельств, если вокруг меня все веселые, то и я веселый.

3. У меня всегда нормальное настроение: и не очень веселое, но и не грустное.

4, Я чаще бываю грустным и удрученным.

5. У меня никогда не бывает хорошего настроения.

2. Что может ухудшить Ваше настроение (Отметить не более 1–2вариантов) ?

1. Проблемы с учебой.

2. Непонимание со стороны родителей.

3. Сложности материального положения.

4, Отсутствие или проблемы в личной жизни.

5. Физические недомогания, болезнь.

6. Недовольство существующими жилищными условиями.

7. Другое.

3. Как часто Вы переживаете возникновение тех или иных стрессовых ситуаций?

№ по п.п.

События

Частота переживания стрессовой ситуации

Часто

Иногда

Редко

Никогда

1.

Трудности материального положения

2.

Болезнь

3.

Нарушение сна

4.

Проблемы в семье

5.

Жилищно-бытовые сложности

6.

Проблемы в личной жизни

7.

Другое (укажите)

4. Как долго Вы переживаете стрессовые ситуации?

1. Я быстро справляюсь с трудностями, не прибегая к помощи друзей, близких.

2. Обычно прошу друзей помочь решить проблему.

3. Всегда сам решаю свои проблемы и не делюсь ими с окружающими.

4. Как правило, при решении проблем обращаюсь за помощью к специалистам-психологам.

5. Другое.

5. Вы конфликтный человек?

1. Да.

2. Нет.

3. Затрудняюсь ответить.

6. Какую позицию Вы занимаете в конфликте?

1. Активный участник.

2. Могу вступить, если только будут затрагиваться мои принципы. 3. Пассивный участник, наблюдатель.

4. Затрудняюсь ответить.

7. Как Вы предпочитаете преодолевать трудности?

1. Обращусь к психологу.

2. Попрошу помощи у друзей и близких.

3. Употреблю спиртные напитки.

4. Займусь любимым делом, хобби.

5. Уеду в путешествие.

6. Выплесну свои эмоции через слезы.

7. Замыкаюсь в себе.

8. Куплю себе что-нибудь приятное, порадую себя.

8. Насколько глубоко Вы обычно переживаете неудачи, трудности?

1_______2 ________3 ______4 ________5_________

По пятибалльной шкале, где оценка « означает тяжелые душевные переживания, оценка «никогда не переживаю из-за неудач.

9. Помогает ли Вам образование, получаемое в университете, лучше справляться с трудностями? 1. Да, нас этому и учат.

2. Что-то можно использовать.

3. Нет, у нас не тот профиль.

10. На Ваш взгляд, с возрастом меняется ли Ваше отношение к стрессовым ситуациям?

1. Да.

2. Скорее да, чем нет.

3. Скорее нет, чем да.

4. Нет.

11. Как Вы считаете, человек, имеющий проблемы со здоровьем, хуже справляется с трудностями? Ответ обоснуйте

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. По Вашему мнению, какую роль играют трудности в Вашей жизни?

1. Исключительно положительную. Закаляют характер.

2. Скорее положительную, чем отрицательную.

3. Скорее отрицательную, чем положительную

4. Отрицательную, так как могут «сломать» человека.

5. Затрудняюсь ответить.

Пожалуйста, несколько слов о себе

13. Ваш пол?

1.Мужской.

2. Женский.

14. Ваш возраст?

1. 16–19 лет.

2. 20–22 года.

3. 23–25 лет.

15. Ваш профиль образования.

1. Гуманитарный.

2. Социально-экономический. 3. Физико-математический. 4. Естественнонаучный.

16. Есть ли у Вас хронические заболевания?

1. Да (укажите):__________________________________________________

2. Нет.

Благодарим за сотрудничество!

Эмпирическое исследование с целью изучения способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов

В исследовании приняли участие студенты Вятского государственного гуманитарного университета. Объем выборки составил 100 студентов.

Анализ, интерпретация и статистическая обработка полученных результатов

В качестве метода обработки статистических данных выбран корреляционный подход. Анализ количественной информации производился при помощи компьютерных программ SPSS 10.0 for Windows и Microsoft Office Ехсеl.

В ходе данного социологического исследования были изучены способы преодоления стрессовых ситуаций среди студентов. Полученные результаты представлены в таблицах.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы испытываете перепады настроения?»

Варианты ответа

Частота

% ответивших

Все зависит от внешних обстоятельств

49

49

У меня всегда нормальное настроение

29

29

Никогда, я всегда в отличном настроении

10

10

Я чаще бываю грустным и удрученным

10

10

У меня никогда не бывает хорошего настроения

2

2

Итого:

100

100

По данным исследования, чуть меньше половины респондентов (49%) подвержены влиянию со стороны окружения, что влечет за собой перепады настроения. Причинами этого могут быть предположительно сильная эмоциональная зависимость современной молодежи от своих друзей и знакомых, не до конца сформированная жизненная позиция. Являясь социально уязвленной группой, молодежь часто сталкивается с материальными проблемами ввиду отсутствия возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, поэтому данная проблема может быть расценена как стрессовая ситуация для молодого человека и выступать в качестве одного из факторов, влияющего на настроение.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Что может ухудшить Ваше настроение?»

Варианты ответа

Частота

% опрошенных

% ответивших

Физические недомогания, болезнь

30

30

38,4

Отсутствие или проблемы в личной жизни

25

25

32

Сложности материального положения

10

10

12,8

Непонимание со стороны родителей

8

8

10,2

Недовольство существующими жилищными условиями

3

3

3,8

Другое

2

2

2,5

Итого:

78

78

100

Пропущенные значения:

22

22

Итого:

100

100

В качестве факторов, ухудшающих эмоциональное состояние, 30% молодых людей отметили физические недомогание и отсутствие или проблемы в личной жизни. Здесь можно говорить о прямой зависимости: неудовлетворенность в любви может выражаться в различного рода расстройствах, в том числе и физических недомоганиях. Потребность в любви и личном благополучии является одной из ведущих у молодых граждан.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы переживаете возникновение тех или иных стрессовых ситуаций?»

Варианты ответа

Трудности материального положения

Болезнь

Нарушение сна

Проблемы в семье

Жилищно- бытовые сложности

Проблемы в личной жизни

Часто

12

3

‘ 11

5

5

13

Иногда

51

32

24

22

17

48

Редко

33

58

43

52

50

32

Никогда

2

7

21

19

28

7

Итого:

98

100

99

98

100

100

Нет ответа

2

1

2

Итого:

100

100

100

100

100

100

Исследование показало, что современная молодежь иногда испытывает трудности материального положения и проблемы в личной жизни (51% и 48%

соответственно).

Среди редко возникающих трудностей были выделены: болезнь (48%), нарушение сна (43%), проблемы в семье (52%), жилищно-бытовые сложности (50%).

Данные результаты не позволяют нам сделать выводы, что респонденты очень часто подвержены тем или иным стрессовым ситуациям.

Таблица 4

Распределение ответов на вопрос «Как долго Вы переживаете стрессовые ситуации?»

Варианты ответа

Частота

% опрошенных

% ответивших

Я быстро справляюсь с трудностями

39

39

39,4

Обычно прошу друзей помочь решить проблему

27

27

27,3

Всегда сам решаю свои проблемы и не делюсь ими с окружающими

27

27

27,3

Другое

5

5

5,1

При решении проблем обращаюсь за помощью к специалистам

1

1

1,0

Пропущенные значения

1

1

Итого:

99

99

100,0

Итого:

100

100

С жизненными неурядицами молодое поколение справляется быстро (39%), самостоятельно (27%) или прибегая к помощи друзей и близких (27%).

Данные показатели обусловлены более «легким» взглядом на жизнь молодежи, чем у старшего поколения, верой в светлое будущее и быстрое разрешение любой сложной ситуации.

Таблица 5

Распределение ответов на вопрос «Вы конфликтный человек?»

Варианты ответа

Частота

% ответивших

Нет

73

73

Затрудняюсь ответить

14

14

Да

13

13

Итого:

100

100

Таблица 6

Распределение ответов на вопрос «Какую позицию Вы занимаете в конфликте?»

Варианты ответа

Частота

% от ответивших

Могу вступить, если только будут затрагиваться мои принципы

70

70

Активный участник

18

18

Пассивный участник, наблюдатель

6

6

Затрудняюсь ответить

6

6

Итого:

100

100

Преобладающее число респондентов отрицательно ответили на вопрос «Вы конфликтный человек?» (73%), но наряду с этим 70% опрашиваемых ответили, что могу вступить в спор, если будут затрагиваться их принципы и убеждения. Это свидетельствует о стремлении молодых людей отстаивать свою точку зрения, проявляя порой амбициозность и напористость.

Таблица 7

Распределение ответов на вопрос «Как Вы предпочитаете преодолевать трудности?»

Варианты ответа

% опрошенных

% ответивших

Попрошу помощи у друзей и близких

28,7

41

Займусь любимым делом, хобби

21 0

30

Выплесну свои эмоции через слезы

19,6

28

Куплю себе что-нибудь приятное, порадую себя

147

21

Употреблю спиртные напитки

4,9

7

Замыкаюсь в себе

4,9

7

Уеду в путешествие

3,5

5

Обращусь к психологу

0,7

1

Другое

2,1

3

Итого:

100

143

В преодолении трудностей молодежь чаще обращается за помощью к друзьям (41%), что свидетельствует о высокой зависимости современной молодежи от своих друзей, стремлении разделить с ними все горести и несчастья; полностью посвящает себя любимому делу (30%) как эффективному средству через хобби взглянуть на проблемы с другой стороны или выплескивает свои эмоции через слезы (28%).

Таблица 8

Распределение ответов на вопрос «Насколько глубоко Вы обычно переживаете неудачи, трудности?»

Варианты ответа

Частота

% ответивших

Тяжелые душевные затруднения

5

5

Не очень глубокие переживания

16

16

В зависимости от ситуации

54

54

Стараюсь быстро переключиться на что-нибудь позитивное

24

24

Никогда не переживаю из-за неудач

1

1

Итого:

100

100

Согласно ответам респондентов, глубину переживания той или иной неудачи определяет ситуация, из-за которой данная трудность возникла (54%).

Данные результаты говорят о несформированности внутренних установок молодых граждан, характеризующих незрелость личности.

Таблица 9

Распределение ответов на вопрос «Помогает ли Вам образование, получаемое в университете, лучше справляться с трудностями?»

Варианты ответа

Частота

% ответивших

Что-то могу использовать

74

74

Нет, у нас не тот профиль

18

18

Да, нас этому и учат

8

8

Итого:

100

100

Преобладающее число респондентов (74%) считает, что образование, получаемое ими в университете, помогает справляться с трудностями. Данные результаты независимы от профиля получаемого образования, что, несомненно, является положительным эффектом.

Таблица 10

Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, с возрастом меняется ли Ваше отношение к стрессовым ситуациям?»

Варианты ответа

Частота

% опрошенных

% опрошенных

Да

45

45

45,4

Скорее да, чем нет

49

49

49,4

Скорее нет, чем да

4

4

4,04

Нет

1

1

1,01

Итого:

99

99

100

Пропущенные значения:

1

1

Итого:

100

100

Чуть меньше половины опрошенных считает, что с возрастом их личное отношение к стрессовым ситуациям меняется, и почти половина – что скорее меняется, чем не меняется. Данные ответы условно можно объединить, поскольку они несут одну смысловую нагрузку, и сделать вывод, что большинство респондентов положительно ответили на вопрос об изменении отношения к стрессовым ситуациям. Данный факт обусловлен получением молодыми гражданами новых знаний, приобретением умений и навыков, правильно применяя которые они могут иначе относиться к тем или иным жизненным неурядицам.

Таблица 11

Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, человек, имеющий проблемы со здоровьем, хуже справляется с трудностями?»

Варианты ответа

Частота

% от ответивших

Да

56

56

Нет

24

24

Затрудняюсь ответить

20

20

Итого:

100

100

Молодые люди считают, что человеку, имеющему проблемы со здоровьем, намного сложнее справляться с трудностями (56%).

Объяснением этому служит тяжелое душевное состояние, снижение жизненного тонуса, угнетение, слабая реакция защитных механизмов организма на стрессовые ситуации. Однако 24% опрошенных считают, что проблемы со здоровьем несут положительный эффект, поскольку больные люди намного лучше адаптируются в стрессовой ситуации, более стрессоустойчивы.

Таблица 12

Распределение ответов на вопрос: По Вашему мнению, какую роль играют трудности в Вашей жизни?»

Варианты ответа

Частота

% от ответивших

Исключительно положительную, закаляют характер

29

29

Скорее положительную, чем отрицательную

42

42

Скорее отрицательную, чем положительную

13

13

Отрицательную, так как могут сломать человека

2

2

Затрудняюсь ответить

14

14

Итого:

100

100

Молодые граждане (42%) определяют роль трудностей в своей жизни скорее как положительную, полагая, что некоторые неурядицы могут «закалить» характер, сформировать новые сильные качества личности. Это обусловлено высокой степенью готовности молодежи к новым свершениям, открытиям и решительностью в преодолении стрессовых ситуаций, часто сопровождающих те самые открытия.

Таблица 13

Социально-демографические характеристики респондентов

Социально-демографические характеристики респондентов

Частота

% от опрошенных

% от ответивших

ПОЛ

Женский

61

61

61

Мужской

39

39

39

Итого:

100

100

100

ВОЗРАСТ

16–19 лет

39

39

39,4

20–22 года

55

55

55,6

23–25 лет

5

5

5,1

Итого:

99

99

100

Нет ответа

1

1

Итого:

100

100

ПРОФИЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Физико-математический

30

30

30

Социально-экономический

27

27

27

Естественнонаучный

27

27

27

Гуманитарный

16

16

16

Итого:

100

100

100

ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Нет

76

76

76,8

Да

23

23

23,2

Итого:

99

99

100,0

Пропущенные значения:

1

1

Итого:

100

100

В выборке присутствовало 61% женщин и 39% мужчин, что может быть обусловлено статистически большим количеством девушек, обучающихся в вузе. Наибольшее число респондентов опрошено в возрасте от 20 до 22 лет (55%).

Это связано с большим количеством поступающих в вузы после средних специальных учебных заведений, за счет чего возрастной диапазон значительно расширен. Профиль образования среди опрошенных в среднем примерно одинаковый, за исключением гуманитарного направления (16%).

Основная доля респондентов не имеет хронических заболеваний (76%), что позволяет судить в целом об удовлетворительном состоянии здоровья.

Выводы

1. Был обработан большой массив информации, включавший изучение исследований ученых, занимающихся стрессовыми ситуациями и способами их преодоления. Проанализированы различные подходы к стратегии совладения с кризисными ситуациями. Выявлены закономерности использования той или иной стратегии в зависимости от пола и возраста.

2. Составлена и проведена анкета, которая является анонимной, данные использовались в обобщенном виде. Гипотеза, что проблемы со здоровьем оказывают отрицательное влияние при преодолении стрессовой ситуации и о влиянии личностных особенностей студентов на способы преодоления стрессовой ситуации не подтвердились.

3. Проведенное социологическое исследование позволяет изучить актуальную проблему преодоления трудных жизненных ситуаций имеет большую как теоретическую так и практическую значимость.