5
Приложение 3
Минобрнауки России
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Вятский государственный гуманитарный университет»
Факультет физической культуры
Кафедра спортивных дисциплин и методики обучения
«Способы преодоления стрессовых ситуаций среди студентов»
Выполнил(а):
Студент(ка)__курса группы___
Ф. И. О
Проверил (а): должность, звание
Ф. И. О
Киров
2010 Содержание
Введение ………………………………………………………………………….61
Задачи исследования …………………………………………………………….65
Анализ основных теоретических подходов в рамках исследования
стрессовых ситуаций …………………………………………………………….65
Эмпирическое исследование с целью изучения
способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов ………………70
Анализ, интерпретация и статистическая обработка
полученных результатов …………………………………………………………70
Выводы ……………………………………………………………………………78
Список литературы ………………………………………………………………79
Введение
Актуальность. Современное общество характеризуется кризисными явлениями во многих сферах общественной жизни. Новая социально-экономическая и политическая ситуация в России привела к резкой смене привычных стереотипов, дестабилизации финансового положения, к чрезвычайной остроте социальных конфликтов, сформировала ощущение безысходности, крушения надежд, неуверенности в завтрашнем дне, Наиболее остро подобные перемены ощутили уязвимые группы населения, к которым относят инвалидов, беженцев, сирот, военнослужащих, молодых граждан [1].
Студенческая молодежь обладает меньшей уверенностью в завтрашнем дне, так как имеет более слабую опору для своего развития. Имея ограниченный круг возможностей получения достойного образования и последующего трудоустройства, эта категория граждан чувствует большую социальную незащищенность. Карьерный рост, высокооплачиваемая должность представляют некоторую сложность для осуществления и находятся в числе основных жизненных целей современной молодежи. Именно поэтому молодежь как особая социальная группа больше других подвержена стрессам, перепадам настроения, эмоциональным срывам.
Методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» ...
... в стрессовых ситуациях — опросник обобщенных реакций». Опросник прошел адаптацию и психометрическую проверку в 1999—2001 гг. в исследовании совладеющего ... отвлечение. Считается, что CISS надежно измеряет три основных стиля совладания: стиль, ориентированный на решение задачи, проблемы ... одно утверждение опросника не было удалено из анализа, т.к. значения коэффициентов альфа Кронбаха в случае удаления ...
По статистике в США (стране, которая первой осознала проблему стресса) 90% населения постоянно находится в состоянии сильного стресса. Из них 60% испытывает стресс 1–2 раза в неделю, 30% — почти каждый день.
По данным американских ученых, 2/3 всех визитов к врачу вызваны симптомами, в основе которых лежит стресс. В итоге экономические потери от стресса в США превышают 300 миллиардов долларов ежегодно.
В России нет столь точной статистики, но по приблизительным оценкам примерно 70% россиян постоянно находятся в состоянии стресса, а треть всего населения – в состоянии сильного стресса.
Вследствие постоянных стрессов почти 80% людей зарабатывают болезнь, называемую синдромом хронической усталости. Симптомы этого заболевания очень напоминают проявления СПИДа: быстрая утомляемость, слабость по утрам, «песок» в глазах, частые головные боли, бессонница, конфликтность, склонность к одиночеству [12] .
По данным ВЦИОМ, россияне избавляются от стресса следующим образом: телевизор – 46%, музыка – 43%, алкоголь – 19%, еда – 16%, медикаменты – 15%, спорт – 12%, секс – 9%, йога, медитация – 2% [13].
Перечисленные выше статистические данные позволяют говорить о том, что большинство населения, включая молодежь, постоянно находится в состоянии стресса. Выработка собственной копинг-стратегии является важным условием борьбы с трудностями, поскольку позволяет менее болезненно переживать жизненные неурядицы, способствует более быстрому «возвращению» к объективной реальности. Использование активных совладеющих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия, повышению настроения, жизненного тонуса в целом.
Степень научной разработанности
Проблеме совладения со стрессом посвящено множество исследований. Среди них наиболее популярны работы, изучающие механизм действия копинг-стратегий (поведенческих стратегий), их связь с копинг-ресурсами (личностными ресурсами) и другими психологическими характеристиками. В этих работах определяются стили совладеющего поведения, изучается его влияние на процессы адаптации, самочувствие людей, Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения [6].
Установлено, что психическое и физическое самочувствие зависит от выбора копинг-стратегий в момент столкновения с психотравмирующей ситуацией. Использование активных совладеющих поведенческих стратегий и относительно низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям способствуют улучшению самочувствия. А к его ухудшению и нарастанию негативной симптоматики приводят избежание проблем и применение пассивных стратегий, направленных не на разрешение проблемы, а на уменьшение эмоционального напряжения [7].
Стресс представляет собой реакцию на значимый раздражитель
... первом примере мы видели яркое проявление кратковременного сильного эмоционального стресса; во втором – длительного стресса. Кратковременный стресс – это бурное расходование поверхностных адаптационных резервов, то длительный ... слово, которое используется в том же контексте, что и слово «стресс». Обычный стресс, который может быть приятным или неприятным, - обязательный компонент жизнедеятельности ...
В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладеющих поведенческих стратегий [8].
Исследование стратегий преодоления стресса, используемых студентами, показало, что эмоционально-ориентированные поведенческие стратегии служат непосредственному эмоциональному решению снятия
негативных ощущений, а стратегии, ориентированные на проблему, направлены на изменение реальной ситуации. Кроме того, было установлено, что люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-
стратегии (избежание, обвинение и т.п.), которые связаны со снижением самооценки, ухудшением адаптации к заболеваниям, а высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обусловливают использование когнитивных копинг- стратегий [4].
Исследуя половые различия в стиле преодоления стресса, Н. Эндлер и Д. Паркер пришли к выводу, что у женщин молодого возраста стиль преодоления депрессии более эмоционален и более ориентирован на избегание. Однако и мужчины, и женщины с явно выраженной депрессивной симптоматикой более склонны к эмоциональному стилю преодоления стресса, чем люди с менее выраженной депрессией [9].
Таким образом, с каждым годом интерес исследователей к проблеме
совладения со стрессом увеличивается, так же как и увеличивается число работ, авторы которых пытались не только изучить, но и измерить копинг-поведение, создавая для этой цели специальные анкеты.
Цель – изучение способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов.
Объект исследования – поведение студентов в стрессовых ситуациях.
Предмет исследования – способы преодоления стрессовых ситуаций среди студентов.
Гипотеза: мы предположили, что проблемы со здоровьем оказывают отрицательное влияние при преодолении стрессовой ситуации, что личностные особенности студентов влияют на способы преодоления стрессовой ситуации.
Теоретическая значимость исследования
В данной работе была уточнена сущность понятия копинг-стратегий, которые представляют собой стратегии совладения с трудностями и урегулирования взаимоотношений с окружающей средой. Выявлены закономерности применения той или иной стратегии в зависимости от характера напряжения. Изучена эффективность использования стратегии как фактора совладения с трудностями.
Практическая значимость исследования
Накоплен и систематизирован информационный теоретический материал для использования в практической работе с лицами, находящимися в стрессовой ситуации. Разработан и проведен социологический опрос как метод сбора необходимой информации. Данные рекомендации могут быть
Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций
... реагирования в ней. Задачи исследования: 1. Определить специфику понятия «трудная жизненная ситуация». 2. Рассмотреть стратегию когнитивного оценивания трудных жизненных ситуаций и совладающего поведения. 3. ... работы. Практическая значимость исследования реализуется в плане рассмотрения стратегий совладающего поведения, как работы с людьми в условиях трудных жизненных ситуаций, а также анализе ...
использованы в деятельности психологов-консультантов.
Задачи исследования:
-
Проанализировать основные теоретические подходы в рамках исследования стрессовых ситуаций.
- Провести анкетирование.
- Выполнить эмпирическое исследование с целью изучения способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов.
- Провести анализ, интерпретацию и статистическую обработку полученных результатов.
Анализ основных теоретических подходов в рамках исследования стрессовых ситуаций
Современный человек постоянно живёт на грани. Плохая экология, жёсткий ритм городской жизни, агрессивная социальная среда, политическая нестабильность, финансовые кризисы и т. д. От этого страдают все взрослые и дети, нищие и олигархи, политики и рядовые труженики. Термин «стресс» стал привычным в нашем повседневном лексиконе. В это короткое и ёмкое слово мы вкладываем представления об изменениях своего поведения и целой гамме чувств и переживаний, возникающих в сложных ситуациях или при повышенной опасности, которые стали неотъемлемой частью современного образа жизни. Однако человеческое существование никогда не было лёгким. Всё развитие цивилизации, начиная с древних времён и до наших дней, сопровождалось сплошным никогда не прекращающимся стрессом. Голод, войны, болезни, природные катаклизмы, столкновение интересов и глубинных человеческих страстей, необходимость адаптации к новым формам общественного мироустройства и смене технологий. Затяжные формы, которые принимала война, ощущение постоянной тревоги в городах и деревнях, вечная угроза стать жертвой жестокого и неправедного правосудия не давали угаснуть чувству всеобщей беззащитности, что вполне способно было окрасить жизнь в самые мраченные краски. Изучая историю, мы можем с уверенностью сказать, что возникновение понятие «стресса» и стрессовой ситуации в целом, это не результат современных исследований. Это многовековой процесс, который имеет цикличный характер, приобретающий новые обороты вместе с соответствующими данной эпохе особенностями [3].
Независимо от времени, ситуаций жизнь порой предъявляет такие требования, с которыми человек не может справиться. В разных источниках данное явление называют по-разному: жизненные трудности, стрессовые ситуации, негативные события, жизненные кризисы. Каждая из этих ситуаций вносит в жизнь индивида дискомфорт, ограничивает активность, превышает имеющиеся моральные и материальные ресурсы. Все эти факторы выступают в качестве стрессоров.
Понятие «стресс» можно определить как ответную реакцию организма
на внешние раздражители. Как правило, стресс выполняет защитную функцию. Поэтому любой человек, встречая на своем пути какую-либо проблему, чаще неосознанно выбирает свой путь преодоления трудности, «включает» свою защиту.
Совладение с жизненными трудностями можно определить как постоянно изменяющиеся эмоциональные и поведенческие усилия индивида с целью управления специфическими внешними и внутренними требованиями, которые оцениваются им как подвергающие его испытанию
или превышающие его ресурсы [7].
Ресурсы индивида образуют реальный потенциал для совладения с неблагоприятными жизненными событиями. Придают уверенность человеку, поддерживают его индивидуальность, подкрепляют самоуважение. Однако стрессовые ситуации требуют привлечения дополнительных ресурсов. Под ресурсами следует понимать жизненные ценности. Они могут быть материальными и моральными. Ресурсы – это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды. Обычно различают два крупных класса ресурсов: личностные и бредовые. Иногда их называют психологическими и социальными ресурсами. Личностные ресурсы включают навыки и способности индивида, а бредовые — отражают доступность инструментальной, моральной и эмоциональной помощи со стороны социального окружения. Успешность управления стрессорами напрямую зависит от характера и степени наличных и доступных ресурсов. Известно, что моральное состояние (например, оптимизм) и энергичность (запас жизненных сил) влияют на стойкость, а вера в свою результативность – на настойчивость при решении трудных жизненных проблем. Наличие же материальных средств (денег) открывает доступ к информационным, юридическим, медицинским и другим формам профессиональной помощи. Доступность ресурсов в социальной структуре различна. В обществе неравномерно распределяются не только материальные блага, но и уважение, престиж, власть. Люди с низким экономическим статусом чаще чувствуют бессилие перед лицом стрессовых обстоятельств, нежели представители обеспеченных слоев общества. Люди, обладающие небольшими ресурсами, чаще выбирают стратегию избегания по сравнению с теми, кто не испытывает в них недостатка.
Следует выделять пять видов задач, возникающих перед человеком в кризисной ситуации [2].
Первейшая из них состоит в том, чтобы установить смысл ситуации и определить ее значение для себя. Начальная реакция индивида на стрессовую обстановку обычно выражается в замешательстве, только потом постепенно рождается понимание того, что произошло или происходит. Человек пытается оценить разные аспекты события, угадать его последствия.
Реакция человека на требования кризисной ситуации и его попытка противостоять ей входят во вторую адаптивную задачу. В периоды экономического упадка, к примеру, каждый может столкнуться с проблемой приспособления к меньшим, чем прежде, доходам. Немаловажным в такие периоды является и умение справляться с перегрузкой.
Третья задача включает необходимость поддерживать отношения с членами семьи, с друзьями и с теми, кто способен оказать содействие в решении кризисных проблем.
Четвертая категория задач – это сохранение разумного эмоционального баланса, управление негативными чувствами, вызванными неблагоприятными событиями.
Пятая адаптивная задача – это сохранение и поддержание образа себя, социальной идентичности, уверенности в себе. Кризисные события обычно испытывают способности человека, расшатывают его уверенность в себе.
Успешная реализация этих пяти задач дает возможность с наименьшими отрицательными последствиями выйти из кризисной ситуации, наметить ближайшие перспективы развития и приступить к их осуществлению.
Анкетирование
Анкета Дорогой друг!
Вятский госудаственный гуманитарный универитет проводит исследование с целью изучения способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов. Внимательно прочитайте вопрос и обведите кружком вариант или варианты ответа, которые наиболее полно отражают Ваше мнение. АНКЕТА АНОНИМНАЯ. Данные будут использоваться в обобщённом виде.
Заранее благодарим за сотрудничество!
1. Как часто Вы испытываете перепады настроения?
1. Никогда, я всегда в отличном настроении.
2. Все зависит от внешних обстоятельств, если вокруг меня все веселые, то и я веселый.
3. У меня всегда нормальное настроение: и не очень веселое, но и не грустное.
4, Я чаще бываю грустным и удрученным.
5. У меня никогда не бывает хорошего настроения.
2. Что может ухудшить Ваше настроение (Отметить не более 1–2вариантов) ?
1. Проблемы с учебой.
2. Непонимание со стороны родителей.
3. Сложности материального положения.
4, Отсутствие или проблемы в личной жизни.
5. Физические недомогания, болезнь.
6. Недовольство существующими жилищными условиями.
7. Другое.
3. Как часто Вы переживаете возникновение тех или иных стрессовых ситуаций?
№ по п.п. |
События |
Частота переживания стрессовой ситуации |
|||
Часто |
Иногда |
Редко |
Никогда |
||
1. |
Трудности материального положения |
|
|
|
|
2. |
Болезнь |
|
|
|
|
3. |
Нарушение сна |
|
|
|
|
4. |
Проблемы в семье |
|
|
|
|
5. |
Жилищно-бытовые сложности |
|
|
|
|
6. |
Проблемы в личной жизни |
|
|
|
|
7. |
Другое (укажите) |
|
|
|
|
4. Как долго Вы переживаете стрессовые ситуации?
1. Я быстро справляюсь с трудностями, не прибегая к помощи друзей, близких.
2. Обычно прошу друзей помочь решить проблему.
3. Всегда сам решаю свои проблемы и не делюсь ими с окружающими.
4. Как правило, при решении проблем обращаюсь за помощью к специалистам-психологам.
5. Другое.
5. Вы конфликтный человек?
1. Да.
2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
6. Какую позицию Вы занимаете в конфликте?
1. Активный участник.
2. Могу вступить, если только будут затрагиваться мои принципы. 3. Пассивный участник, наблюдатель.
4. Затрудняюсь ответить.
7. Как Вы предпочитаете преодолевать трудности?
1. Обращусь к психологу.
2. Попрошу помощи у друзей и близких.
3. Употреблю спиртные напитки.
4. Займусь любимым делом, хобби.
5. Уеду в путешествие.
6. Выплесну свои эмоции через слезы.
7. Замыкаюсь в себе.
8. Куплю себе что-нибудь приятное, порадую себя.
8. Насколько глубоко Вы обычно переживаете неудачи, трудности?
1_______2 ________3 ______4 ________5_________
По пятибалльной шкале, где оценка «1» означает тяжелые душевные переживания, оценка «5» – никогда не переживаю из-за неудач.
9. Помогает ли Вам образование, получаемое в университете, лучше справляться с трудностями? 1. Да, нас этому и учат.
2. Что-то можно использовать.
3. Нет, у нас не тот профиль.
10. На Ваш взгляд, с возрастом меняется ли Ваше отношение к стрессовым ситуациям?
1. Да.
2. Скорее да, чем нет.
3. Скорее нет, чем да.
4. Нет.
11. Как Вы считаете, человек, имеющий проблемы со здоровьем, хуже справляется с трудностями? Ответ обоснуйте
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. По Вашему мнению, какую роль играют трудности в Вашей жизни?
1. Исключительно положительную. Закаляют характер.
2. Скорее положительную, чем отрицательную.
3. Скорее отрицательную, чем положительную
4. Отрицательную, так как могут «сломать» человека.
5. Затрудняюсь ответить.
Пожалуйста, несколько слов о себе
13. Ваш пол?
1.Мужской.
2. Женский.
14. Ваш возраст?
1. 16–19 лет.
2. 20–22 года.
3. 23–25 лет.
15. Ваш профиль образования.
1. Гуманитарный.
2. Социально-экономический. 3. Физико-математический. 4. Естественнонаучный.
16. Есть ли у Вас хронические заболевания?
1. Да (укажите):__________________________________________________
2. Нет.
Благодарим за сотрудничество!
Эмпирическое исследование с целью изучения способов преодоления стрессовых ситуаций среди студентов
В исследовании приняли участие студенты Вятского государственного гуманитарного университета. Объем выборки составил 100 студентов.
Анализ, интерпретация и статистическая обработка полученных результатов
В качестве метода обработки статистических данных выбран корреляционный подход. Анализ количественной информации производился при помощи компьютерных программ SPSS 10.0 for Windows и Microsoft Office Ехсеl.
В ходе данного социологического исследования были изучены способы преодоления стрессовых ситуаций среди студентов. Полученные результаты представлены в таблицах.
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы испытываете перепады настроения?»
Варианты ответа |
Частота |
% ответивших |
Все зависит от внешних обстоятельств |
49 |
49 |
У меня всегда нормальное настроение |
29 |
29 |
Никогда, я всегда в отличном настроении |
10 |
10 |
Я чаще бываю грустным и удрученным |
10 |
10 |
У меня никогда не бывает хорошего настроения |
2 |
2 |
Итого: |
100 |
100 |
По данным исследования, чуть меньше половины респондентов (49%) подвержены влиянию со стороны окружения, что влечет за собой перепады настроения. Причинами этого могут быть предположительно сильная эмоциональная зависимость современной молодежи от своих друзей и знакомых, не до конца сформированная жизненная позиция. Являясь социально уязвленной группой, молодежь часто сталкивается с материальными проблемами ввиду отсутствия возможности самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, поэтому данная проблема может быть расценена как стрессовая ситуация для молодого человека и выступать в качестве одного из факторов, влияющего на настроение.
Таблица 2
Распределение ответов на вопрос «Что может ухудшить Ваше настроение?»
Варианты ответа |
Частота |
% опрошенных |
% ответивших |
Физические недомогания, болезнь |
30 |
30 |
38,4 |
Отсутствие или проблемы в личной жизни |
25 |
25 |
32 |
Сложности материального положения |
10 |
10 |
12,8 |
Непонимание со стороны родителей |
8 |
8 |
10,2 |
Недовольство существующими жилищными условиями |
3 |
3 |
3,8 |
Другое |
2 |
2 |
2,5 |
Итого: |
78 |
78 |
100 |
Пропущенные значения: |
22 |
22 |
|
Итого: |
100 |
100 |
|
В качестве факторов, ухудшающих эмоциональное состояние, 30% молодых людей отметили физические недомогание и отсутствие или проблемы в личной жизни. Здесь можно говорить о прямой зависимости: неудовлетворенность в любви может выражаться в различного рода расстройствах, в том числе и физических недомоганиях. Потребность в любви и личном благополучии является одной из ведущих у молодых граждан.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы переживаете возникновение тех или иных стрессовых ситуаций?»
Варианты ответа |
Трудности материального положения |
Болезнь |
Нарушение сна |
Проблемы в семье |
Жилищно- бытовые сложности |
Проблемы в личной жизни |
Часто |
12 |
3 |
‘ 11 |
5 |
5 |
13 |
Иногда |
51 |
32 |
24 |
22 |
17 |
48 |
Редко |
33 |
58 |
43 |
52 |
50 |
32 |
Никогда |
2 |
7 |
21 |
19 |
28 |
7 |
Итого: |
98 |
100 |
99 |
98 |
100 |
100 |
Нет ответа |
2 |
|
1 |
2 |
|
|
Итого: |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Исследование показало, что современная молодежь иногда испытывает трудности материального положения и проблемы в личной жизни (51% и 48%
соответственно).
Среди редко возникающих трудностей были выделены: болезнь (48%), нарушение сна (43%), проблемы в семье (52%), жилищно-бытовые сложности (50%).
Данные результаты не позволяют нам сделать выводы, что респонденты очень часто подвержены тем или иным стрессовым ситуациям.
Таблица 4
Распределение ответов на вопрос «Как долго Вы переживаете стрессовые ситуации?»
Варианты ответа |
Частота |
% опрошенных |
% ответивших |
Я быстро справляюсь с трудностями |
39 |
39 |
39,4 |
Обычно прошу друзей помочь решить проблему |
27 |
27 |
27,3 |
Всегда сам решаю свои проблемы и не делюсь ими с окружающими |
27 |
27 |
27,3 |
Другое |
5 |
5 |
5,1 |
При решении проблем обращаюсь за помощью к специалистам |
1 |
1 |
1,0 |
Пропущенные значения |
1 |
1 |
|
Итого: |
99 |
99 |
100,0 |
Итого: |
100 |
100 |
|
С жизненными неурядицами молодое поколение справляется быстро (39%), самостоятельно (27%) или прибегая к помощи друзей и близких (27%).
Данные показатели обусловлены более «легким» взглядом на жизнь молодежи, чем у старшего поколения, верой в светлое будущее и быстрое разрешение любой сложной ситуации.
Таблица 5
Распределение ответов на вопрос «Вы конфликтный человек?»
Варианты ответа |
Частота |
% ответивших |
Нет |
73 |
73 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
14 |
Да |
13 |
13 |
Итого: |
100 |
100 |
Таблица 6
Распределение ответов на вопрос «Какую позицию Вы занимаете в конфликте?»
Варианты ответа |
Частота |
% от ответивших |
Могу вступить, если только будут затрагиваться мои принципы |
70 |
70 |
Активный участник |
18 |
18 |
Пассивный участник, наблюдатель |
6 |
6 |
Затрудняюсь ответить |
6 |
6 |
Итого: |
100 |
100 |
Преобладающее число респондентов отрицательно ответили на вопрос «Вы конфликтный человек?» (73%), но наряду с этим 70% опрашиваемых ответили, что могу вступить в спор, если будут затрагиваться их принципы и убеждения. Это свидетельствует о стремлении молодых людей отстаивать свою точку зрения, проявляя порой амбициозность и напористость.
Таблица 7
Распределение ответов на вопрос «Как Вы предпочитаете преодолевать трудности?»
Варианты ответа |
% опрошенных |
% ответивших |
Попрошу помощи у друзей и близких |
28,7 |
41 |
Займусь любимым делом, хобби |
21 0 |
30 |
Выплесну свои эмоции через слезы |
19,6 |
28 |
Куплю себе что-нибудь приятное, порадую себя |
147 |
21 |
Употреблю спиртные напитки |
4,9 |
7 |
Замыкаюсь в себе |
4,9 |
7 |
Уеду в путешествие |
3,5 |
5 |
Обращусь к психологу |
0,7 |
1 |
Другое |
2,1 |
3 |
Итого: |
100 |
143 |
В преодолении трудностей молодежь чаще обращается за помощью к друзьям (41%), что свидетельствует о высокой зависимости современной молодежи от своих друзей, стремлении разделить с ними все горести и несчастья; полностью посвящает себя любимому делу (30%) как эффективному средству через хобби взглянуть на проблемы с другой стороны или выплескивает свои эмоции через слезы (28%).
Таблица 8
Распределение ответов на вопрос «Насколько глубоко Вы обычно переживаете неудачи, трудности?»
-
Варианты ответа
Частота
% ответивших
Тяжелые душевные затруднения
5
5
Не очень глубокие переживания
16
16
В зависимости от ситуации
54
54
Стараюсь быстро переключиться на что-нибудь позитивное
24
24
Никогда не переживаю из-за неудач
1
1
Итого:
100
100
Согласно ответам респондентов, глубину переживания той или иной неудачи определяет ситуация, из-за которой данная трудность возникла (54%).
Данные результаты говорят о несформированности внутренних установок молодых граждан, характеризующих незрелость личности.
Таблица 9
Распределение ответов на вопрос «Помогает ли Вам образование, получаемое в университете, лучше справляться с трудностями?»
Варианты ответа |
Частота |
% ответивших |
Что-то могу использовать |
74 |
74 |
Нет, у нас не тот профиль |
18 |
18 |
Да, нас этому и учат |
8 |
8 |
Итого: |
100 |
100 |
Преобладающее число респондентов (74%) считает, что образование, получаемое ими в университете, помогает справляться с трудностями. Данные результаты независимы от профиля получаемого образования, что, несомненно, является положительным эффектом.
Таблица 10
Распределение ответов на вопрос «На Ваш взгляд, с возрастом меняется ли Ваше отношение к стрессовым ситуациям?»
Варианты ответа |
Частота |
% опрошенных |
% опрошенных |
Да |
45 |
45 |
45,4 |
Скорее да, чем нет |
49 |
49 |
49,4 |
Скорее нет, чем да |
4 |
4 |
4,04 |
Нет |
1 |
1 |
1,01 |
Итого: |
99 |
99 |
100 |
Пропущенные значения: |
1 |
1 |
|
Итого: |
100 |
100 |
|
Чуть меньше половины опрошенных считает, что с возрастом их личное отношение к стрессовым ситуациям меняется, и почти половина – что скорее меняется, чем не меняется. Данные ответы условно можно объединить, поскольку они несут одну смысловую нагрузку, и сделать вывод, что большинство респондентов положительно ответили на вопрос об изменении отношения к стрессовым ситуациям. Данный факт обусловлен получением молодыми гражданами новых знаний, приобретением умений и навыков, правильно применяя которые они могут иначе относиться к тем или иным жизненным неурядицам.
Таблица 11
Распределение ответов на вопрос «Как Вы считаете, человек, имеющий проблемы со здоровьем, хуже справляется с трудностями?»
Варианты ответа |
Частота |
% от ответивших |
Да |
56 |
56 |
Нет |
24 |
24 |
Затрудняюсь ответить |
20 |
20 |
Итого: |
100 |
100 |
Молодые люди считают, что человеку, имеющему проблемы со здоровьем, намного сложнее справляться с трудностями (56%).
Объяснением этому служит тяжелое душевное состояние, снижение жизненного тонуса, угнетение, слабая реакция защитных механизмов организма на стрессовые ситуации. Однако 24% опрошенных считают, что проблемы со здоровьем несут положительный эффект, поскольку больные люди намного лучше адаптируются в стрессовой ситуации, более стрессоустойчивы.
Таблица 12
Распределение ответов на вопрос: По Вашему мнению, какую роль играют трудности в Вашей жизни?»
Варианты ответа |
Частота |
% от ответивших |
Исключительно положительную, закаляют характер |
29 |
29 |
Скорее положительную, чем отрицательную |
42 |
42 |
Скорее отрицательную, чем положительную |
13 |
13 |
Отрицательную, так как могут сломать человека |
2 |
2 |
Затрудняюсь ответить |
14 |
14 |
Итого: |
100 |
100 |
Молодые граждане (42%) определяют роль трудностей в своей жизни скорее как положительную, полагая, что некоторые неурядицы могут «закалить» характер, сформировать новые сильные качества личности. Это обусловлено высокой степенью готовности молодежи к новым свершениям, открытиям и решительностью в преодолении стрессовых ситуаций, часто сопровождающих те самые открытия.
Таблица 13
Социально-демографические характеристики респондентов
Социально-демографические характеристики респондентов |
Частота |
% от опрошенных |
% от ответивших |
|
ПОЛ |
||||
Женский |
61 |
61 |
61 |
|
Мужской |
39 |
39 |
39 |
|
Итого: |
100 |
100 |
100 |
|
ВОЗРАСТ |
||||
16–19 лет |
39 |
39 |
39,4 |
|
20–22 года |
55 |
55 |
55,6 |
|
23–25 лет |
5 |
5 |
5,1 |
|
Итого: |
99 |
99 |
100 |
|
Нет ответа |
1 |
1 |
|
|
Итого: |
100 |
100 |
|
|
ПРОФИЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ |
||||
Физико-математический |
30 |
30 |
30 |
|
Социально-экономический |
27 |
27 |
27 |
|
Естественнонаучный |
27 |
27 |
27 |
|
Гуманитарный |
16 |
16 |
16 |
|
Итого: |
100 |
100 |
100 |
|
ХРОНИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ |
||||
Нет |
76 |
76 |
76,8 |
|
Да |
23 |
23 |
23,2 |
|
Итого: |
99 |
99 |
100,0 |
|
Пропущенные значения: |
1 |
1 |
|
|
Итого: |
100 |
100 |
|
В выборке присутствовало 61% женщин и 39% мужчин, что может быть обусловлено статистически большим количеством девушек, обучающихся в вузе. Наибольшее число респондентов опрошено в возрасте от 20 до 22 лет (55%).
Это связано с большим количеством поступающих в вузы после средних специальных учебных заведений, за счет чего возрастной диапазон значительно расширен. Профиль образования среди опрошенных в среднем примерно одинаковый, за исключением гуманитарного направления (16%).
Основная доля респондентов не имеет хронических заболеваний (76%), что позволяет судить в целом об удовлетворительном состоянии здоровья.
Выводы
1. Был обработан большой массив информации, включавший изучение исследований ученых, занимающихся стрессовыми ситуациями и способами их преодоления. Проанализированы различные подходы к стратегии совладения с кризисными ситуациями. Выявлены закономерности использования той или иной стратегии в зависимости от пола и возраста.
2. Составлена и проведена анкета, которая является анонимной, данные использовались в обобщенном виде. Гипотеза, что проблемы со здоровьем оказывают отрицательное влияние при преодолении стрессовой ситуации и о влиянии личностных особенностей студентов на способы преодоления стрессовой ситуации не подтвердились.
3. Проведенное социологическое исследование позволяет изучить актуальную проблему преодоления трудных жизненных ситуаций имеет большую как теоретическую так и практическую значимость.