Социально – психологические тренинги

Источник: книга «Программы социально-психологических тренингов»

Автор: Шепелева Людмила

Тренинг личностного роста (для молодых педагогов)

Научить ребенка достойному поведению может только тот учитель, для которого подобное поведение выступает стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только такой учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как к личности.

На мой взгляд, самыми пластичными и готовыми впитать в себя новые знания, технологии, развить необходимые умения и к тому же не обремененными грузом устаревших и неоптимальных подходов являются молодые учителя. Очень часто они приходят в школу, наделенные огромным багажом знаний, но сталкиваются с проблемой предъявления их учащимся, с трудностями формирования коммуникативных навыков. Хотя именно они зачастую свободны от догм и стереотипов, способны к профессиональному и личностному росту, помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря чему ученики идут на уроки с радостью.

Я полагаю, молодым педагогам необходима продуманная программа психологической помощи, направленная на поддержку в преодолении кризисных ситуаций, на формирование эффективного стиля работы, чтобы реализовать свой творческий потенциал.

Цель программы – помочь молодому специалисту найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем.

Данная программа может быть также использована в работе с педагогами по коррекции уже существующего стиля работы.

Проведение программы социально-психологического тренинга

Программа рассчитана на 14 занятий, каждое из которых имеет свое назначение, процедурное обеспечение, описание наиболее сложных моментов в овладении коммуникативными навыками, на которые следует обратить внимание консультанту.

Построение программы

В основе программы лежит принцип поэтапности развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником самого себя. Новая встреча логически вытекает из предыдущей и служит в содержательном плане основой для следующей.

Этапы тренинга

• Организационный – ориентация в специфике тренинга как метода обучения; первичная диагностика ожиданий участников; выявление и коррекция мотивации участников.

5 стр., 2494 слов

Программа тренинга: "Развитие чувства уверенности в себе"

... участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.). Укрепить чувство собственного достоинства. Развить навыки, необходимые для уверенного поведения. Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций. Программа тренинга ... рассчитана на 1 предварительную встречу (для определения направления работы) и 3 ...

• Второй этап – самоопределение членов группы и определение группой целей своей работы; создание в группе такой атмосферы, которая способствовала бы самопознанию и самопроявлению; дестабилизация стереотипных представлений о себе и мотивах своего поведения; актуализация каждым своей профессионально-педагогической позиции.

• Третий этап – переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе и рефлексии; расширение сферы осознаваемого в понимании поступков другого; формирование чувствительности к невербальным средствам общения; отработка эффективных средств общения.

• Четвертый этап – проектирование и конструирование каждым участником эффективных средств общения; отработка индивидуальных стратегий и тактик эффективного педагогического общения.

• Пятый этап – рефлексия изменений, происшедших в участниках группы за время тренинга; прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

Каждая встреча обеспечена некоторым набором психотехнических процедур. Однако их применение не является обязательным. Консультант должен чувствовать потребности участников.

Занятие 1. Знакомство

Информирование (от лица ведущего)

Несколько лет назад, остановив свой выбор на учительской профессии, вы вступили в удивительную страну маленьких детей, тем самым согласившись окунуться надолго в необычный мир восхитительного детства. Этот мир – как космос, но расположен он более во времени, чем в пространстве. Как и космос, он всегда близок и далек, и тот, кто смел, мудр, удачлив, да будет вхож в него!

Вы еще сами недавно были детьми, и, казалось, с легкостью найдете общий язык с теми, кого так хорошо понимали. Но, встав по другую сторону парты, вдруг осознали, что уже выросли и слегка подзабыли особенности детского языка. Возможно, вы растерялись. Но пусть вас не пугают первые шаги по тернистой дороге педагогики. У вас все получится.

На наших занятиях мы будем говорить о вас самих, о ваших отношениях с другими людьми, о целях, которые вы перед собой ставите. Вы узнаете свои сильные и слабые стороны, научитесь лучше понимать себя и разберетесь, почему вы поступаете так, а не иначе, и что вы можете сделать, чтобы стать лучше. Вы научитесь думать позитивно и поймете, что наша жизнь зависит от того, как мы ее воспринимаем. Я не буду давать вам рецепты, как правильно себя вести или решать конфликтные ситуации. Только вместе мы сможем ответить на разные сложные вопросы. Мы будем решать профессиональные проблемы, осваивать эффективные средства общения.

Знакомство

Можно использовать несколько вариантов или один.

• Все сидят в круге. Под два хлопка ладонями всей группой каждый произносит свое имя, пока не представится последний участник. Дальше каждый выбирает себе название животного. Два хлопка ладонями – свое имя, два хлопка по коленям – название животного. Следующий круг можно усложнить при переходе хода: хлопки ладонями – свое имя, хлопки по коленям – имя того, кому хочешь передать ход. Аналогично можно поступить и с названиями животных.

11 стр., 5453 слов

Общение как коммуникация. Этапы общения. Типология и модели общения

... весьма условны. Основными механизмами познания другого человека в процессе общения являются идентификация, эмпатия и рефлексия. Идентификация(от лат. identifico — отождествление, уподобление) выражает простой эмпирический ... собой модель усилителя определенного психического настроя, который может возникнуть в группе. Экспериментально установлено, что чем выше уровень развития личности, тем критичнее ...

• Каждому участнику вручается карточка с написанным на ней названием животного. Карточки должны быть парными. Участники с помощью мимики и жестов изображают свое животное, объединяясь в пары. После того как такие пары будут образованы, они расходятся по комнате, и в течение 10–15 мин два человека, составившие пару, проводят взаимное интервью. По окончании каждый представляет своего интервьюируемого. Участники имеют право задавать любые вопросы.

• К одежде участника прикалывается карточка с нарисованным на ней автопортретом, обозначением имени. В течение 15 минут участники тренинга двигаются по комнате под музыку, останавливаясь друг возле друга. После этого все усаживаются в круг и обмениваются впечатлениями.

Игра в первое впечатление . До того момента как участник начал представляться, группа высказывается о том, какое впечатление произвел на них этот человек.

Игра в ассоциации : «Кого или что мне напоминает этот человек?»

• Участник называет свое имя и качество, которое лучше всего его характеризует. Следующий участник – имя и качество предыдущего, свое имя и качество и так далее. Последний должен повторить имена и качества всей группы.

Примечания для ведущего.

1. Форма обсуждения должна быть мягкой, ненавязчивой. Желательно задать следующие вопросы: «Что вы сейчас чувствуете?», «Вам трудно быть в центре внимания?», «От чего зависит ваше общение друг с другом в группе?»

2. Особое внимание необходимо уделить тем членам группы, которые имеют психологические особенности, осложняющие общение в группе. По отношению к ним ведущий использует поддерживающий стиль, не торопит в высказывании мнений.

Рефлексия «здесь и теперь»

Эту процедуру следует проводить в начале и в конце каждой встречи.

• Предложить каждому участнику выразить свое представление о том, что происходит с ним и в группе.

• Оценить степень своей усталости, активности и интереса к происходящему. Можно использовать семибалльную шкалу.

• Дать основные понятия рефлексии.

Информирование.

Одним из основных средств, способствующих эффективному общению, служит рефлексия. Можно выделить два ее типа:

1) рефлексия как техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной деятельности и практических действий;

2) рефлексия состояний.

Она направлена на осознание своих переживаний и состояний в ходе работы.Человек должен понимать причины возникновения у себя раздражения, напряжения, удовлетворения. В этом случае с состоянием легче справиться. Такая рефлексия позволяет восстановить нормальную жизнеспособность.

Проективный рисунок

Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один элемент. Данную процедуру целесообразно провести и на последнем занятии, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.

13 стр., 6122 слов

Понятие об общении. Роль общения в жизни и деятельности человека

... во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди. Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт ... литературе разводятся понятия «ролевого» и «личностного» общения. При некоторых обстоятельствах (а именно при высшем уровне развития группы) это личностное общение по форме может выглядеть как ролевое, деловое, ...

Рекомендации по ведению дневника

Предложите участникам начать дома вести дневник, в котором они должны описывать то, что с ними происходило в тренинге: мысли, переживания, чувства; что бы они хотели сказать самим себе.

Занятия 2, 3. Осмысление понятия «эффективное общение»

Цели :

• актуализация участниками группы своей профессионально-педагогической позиции;

• выработка представления о сущности педагогического общения;

• выработка умения принимать решение в группе.

Рефлексия «здесь и теперь»

Предложить участникам выразить свое состояние на момент начала работы в группе.

Варианты :

• каждый проговаривает свое состояние: «Я чувствую… Я осознаю…»;

• представляет свое состояние в невербальной форме;

• описывает происходящее с участником и в группе на листе бумаги.

Примечания для ведущего .

1. Ведущий стимулирует обсуждение, задавая участникам вопросы: «Как ты себя чувствуешь? Что тебя волнует? Что на тебя произвело впечатление? Что тебе снилось?»

2. Процедура во времени должна занять 10–15 мин. Молчание более 10 с приводит к передаче слова следующему участнику.

3. Ведущий анализирует свое состояние последним.

Дискуссия «Эффективность педагогического общения»

В ходе дискуссии диагностируется уровень развития профессиональных навыков, коммуникативных умений, выявляются проблемы, не позволяющие каждому участнику группы эффективно общаться с детьми.

Дискуссия проводится в три этапа.

1. Обсуждение проблемы в микрогруппах (по 4–5 человек).

2. Защита своей работы в групповой дискуссии.

3. Анализ отснятых на видеомагнитофон материалов.

Первый этап . Группа разбивается на микрогруппы. Они расходятся по разным помещениям и в течение 1,5 ч обсуждают тему дискуссии. Консультант работает с каждой микрогруппой. Его задача – организовать групповую работу, не вмешиваясь в обсуждение. Желательно, чтобы каждая группа наглядно оформила рассматриваемые вопросы.

Примечания для ведущего .

Основные шаги решения проблемы эффективности педагогического общения:

1. Диагностика задачи . Каждый высказывает свое понимание поставленной задачи.

2. Диагностика ситуации . Каждый оценивает свою реальную профессиональную и личную ситуацию, в которой находится. Микрогруппа определяет причины неэффективного общения с детьми и коллегами.

3. Диагностика и постановка проблем , связанных с неэффективным педагогическим общением.

4. Определение целей.

Второй этап . Защита своей работы в групповой дискуссии. Обсуждение предложенного материала, обмен точками зрения, развитие навыков выступления перед аудиторией.

2 стр., 676 слов

Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными ...

... свойствами г) образованиями   Под сиюминутно возникающими и часто сменяющими друг друга мотивационными состояниями, отвечающими изменяющимся условиям выполнения действия, в психологии понимают а) мотивы и ... живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и поведения называется … а) раздражимостью б) чувствительностью в) эмоцией г) ...

Направленность дискуссии:

• определение целей микрогрупп;

• обозначение общегрупповых целей;

• ориентация на дальнейшую работу.

От каждой микрогруппы выступает в течение 7–10 мин один или несколько человек. После выступления другая группа задает вопросы, направленные на понимание сказанного, выражает свое отношение к этому.

После выступления всех групп ведущий дискуссии вместе с участниками подводит итоги, анализируя все сообщения, выделяя наиболее конструктивные моменты. Обозначаются проблемы, которые будут положены в основу тренинга.

Примечания для ведущего .

1. Цели и правила дискуссии:

♦ не уклоняться от темы;

♦ все усилия направить на проведение общей темы;

♦ не вдаваться в абстрагирование и не интеллектуализировать обсуждение;

♦ работать на понимание изложенных мыслей каждым участником;

♦ содействовать активному участию всех членов группы в работе.

2. Для получения обратной связи участникам можно раздать анкету, в которой содержались бы такие пункты:

♦ Твое отношение к проведенной работе (отрицательное, положитительное).

♦ Что мешало тебе в работе?

♦ Что дала тебе эта работа в содержательном плане?

♦ Сможешь ли ты использовать данную форму работы в своей профессиональной деятельности?

Третий этап. Если есть возможность, материалы желательно снять на видеопленку и проанализировать на следующей встрече. Ведущему при анализе следует обратить внимание на такие аспекты, как:

• ролевая структура группы: лидер, критик, генератор идей, разработчик и т. д.;

• особенности группового взаимодействия и стиль общения;

• способы аргументации и умение донести свою мысль до участников;

• соотношение вербальных и невербальных средств общения.

Информирование

Для того чтобы быть готовым к активному общению, человек должен осознавать самого себя, свои сильные и слабые стороны. Особенно значимы для педагога такие качества его личности, как открытость и искренность в общении, социальная адаптированность и способность самостоятельно решать свои проблемы. К работе над образом своего «Я» относится также определение своих профессиональных целей и установок, наиболее типичных способов реагирования в сложной ситуации. Тот же анализ педагог проводит относительно своего партнера по общению.

Средства общения можно разделить на вербальные и невербальные. К наиболее значимым средствам общения относят:

2 стр., 692 слов

Я в своих глазах и в глазах других людей

... этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас ... участников ведущий собирает рисунки. «Ассоциация». Один из участников тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, ... принципу «карусели», то есть лицом друг к ругу и образуют два круга: ... глаза в глаза». У каждого на спине будет приклеен лист бумаги. Вы будете ходить, останавливаться около тех людей, ...

• описание поведения;

• коммуникацию чувств – умение ясно сообщать о своем внутреннем состоянии;

• активное слушание;

• эмпатию – умение вчувствоваться в состояние другого человека и сопереживать ему.

Эффективное общение зависит также от совпадения мотивов сторон.

Предметной областью общения может стать все, что окружает нас, волнует, привлекает или отталкивает. Благоприятные условия общения и их создание приводят к уменьшению помех для понимания друг друга.

Теперь сделаем следующий шаг:

• ты никого не можешь изменить, кроме самого себя;

• проанализируй причины, которые кроются в тебе и не позволяют быть искренним и успешным с теми, кто тебе неприятен.

Рефлексия

Прощание

Проговаривание пожеланий друг другу.

Занятия 4, 5, 6. Невербальные средства общения

Цели :

• формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

• формирование понятийных представлений о невербальных средствах общения;

• дестабилизация стереотипных представлений о себе, мотивах своего поведения.

Разминка

Упражнения на создание работоспособности.

1. Полукруг . Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все повторяют.

2. Высказывание пожеланий . Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.

3. Мяч бросают друг другу, называя имя того, кому его передают . Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные воспроизводят ее. Упражнение позволяет участникам обратить внимание друг на друга, что создает чувство группы, объединяет ее.

4. Игра «Атомы» . Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам – это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Оно определяется тем, какую цифру назовет ведущий. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. В конце игры называется число, равное всем участникам.

5. Участники сидят в круге. Количество стульев на один меньше, чем участников. Ведущий в центре круга просит поменяться местами тех участников, у которых есть что-то общее. Например: «Поменяйтесь местами те, у кого есть брат». Все, кто обладает этим признаком, а также ведущий должны занять места. Кому места не хватило, продолжает игру.

Для разминки можно взять любые другие игры и психотехнические упражнения, предлагаемые в списке рекомендуемой литературы.

Рефлексия

Процедура 1. Немое кино

Назначение :

• формирование чувствительности к невербальным средствам общения;

7 стр., 3014 слов

Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...

... эмоции и чувства.     2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными формами ... всегда означает отношение взаимного  исключения — «либо-либо». Противоположности иногда связаны друг с другом, или одна из них вызывается с помощью другой (например,  «слезы  ...

• фиксация внимания участников на своих психологических особенностях;

• выявление реакций участников друг на друга;

• развитие умения творчески относиться друг к другу.

Группа делится пополам. Ведущий дает инструкцию одному из участников: «Ты режиссер. Вам необходимо поставить последний кадр своего фильма. Это – твои герои. Тему фильма выбираешь сам. Размести своих актеров так, как считаешь нужным, пусть они придадут свои лицам то выражение, которое желаешь ты; подумай над ситуацией, в которой находится твой герой». По окончании каждая группа предъявляет свою работу. Задача другой группы – отгадать, каков был замысел, какими чертами наделены герои, что показалось неожиданным.

Процедуру «Немое кино» можно заменить другой – «Скульптура ». Все участники «лепят» изображение каждого, используя ресурсы группы: самих людей, одежду, канцелярские принадлежности, мебель и др. Наиболее выразительная скульптура может стать предметом обсуждения. Прототип также может высказать свое суждение о замысле скульптора.

Примечания для ведущего .

1. Обсуждение вопросов:

♦ Что больше всего характеризует этого человека?

♦ Совпадает ли мнение персонажей о себе с тем, как видит их режиссер?

♦ Какие расхождения были у членов группы?

♦ Какая тема выбрана для фильма (материал для лепки) и что это может значить?

2. Желательно для представления сделать сцену и зрительный зал.

3. При анализе впечатлений сначала высказываются те, кто наблюдал, затем те, кто был участником представления. Ведущий слово берет последним. Целесообразно использовать видеомагнитофон. Это позволит получить обратную связь.

Процедура 2. Пантомима

Назначение :

• выработка навыков прочтения состояния другого по невербальным проявлениям;

• формирование умения выразить свое состояние невербальными средствами.

1. Задать тему, которую следует выразить пантомимой:

♦ индивидуально: «Какой я есть?», «Каким бы я хотел быть?»;

♦ для пары: «Внести бревно и распилить его», «Внести в комнату ковер и повесить его», «Вручить цветы даме», «Встреча на одной скамейке», «Утешение обиженного», «Перейти по узкой доске через большую лужу», «Пройти по качающемуся мостику через реку», «Передать информацию через окно в автобусе»;

♦ для группы: «Зоопарк» (каждый, взаимодействуя с другими участниками, изображает животное); «Супермаркет» (изобразить какую-либо вещь); «Встреча друзей после многих лет разлуки».

Рефлексия

2. Игра «Видеомагнитофон» . Участники сидят в круге и по очереди передают свое эмоциональное состояние, используя только мимику и жесты. Первый участник передает информацию второму. Остальные сидят с закрытыми глазами. Затем второй просит открыть глаза третьего и невербально объясняет, что он понял. И так далее, пока не завершится круг. По завершении круга первый участник сопоставляет то, что получилось, с тем, что он передавал, отмечая тех из группы, кто более достоверно воспринял информацию.

13 стр., 6484 слов

Невербальные средства общения в речевой деятельности человека 2

... похлопывания, поглаживания и т. п. 2. Дистанция между общающимися. Расстояние между участниками делового общения свидетельствует о его формальности или неформальности, об отношении партнеров друг к ... РАН. , - не поддается прямому управлению. Эмоции, как и другие психические процессы человека, регулируются центрами головного мозга, выражаются в разнообразных двигательных актах - жестах, мимике, ...

Информирование

Основными элементами невербальной коммуникации выступают язык тела и манера говорить. Поступки и слова могут обманывать, реакции тела скрывают правду редко. После определенной тренировки можно научиться расшифровывать собственные скрытые социальные, эмоциональные, сексуальные и другие установки, а также лучше узнать других.

К элементам невербального общения относятся:

• тембр голоса и интонация;

• расширение и сужение зрачка;

• пространство, разделяющее говорящих;

• частота дыхания;

• жесты, телодвижения;

• осанка;

• одежда;

• выражение лица;

• символы статуса;

• контакт глаз.

Бывает, слова не соответствуют языку тела, и это помогает лучше понять человека. Если, например, придя в класс, вы поднимаете плечи и опускаете голову, проявляете нетерпение, говорите повышенным, раздражительным голосом, то у детей может возникнуть о вас одно из следующих впечатлений:

• вам все надоело;

• вы находитесь в стрессовой ситуации;

• вы не контролируете события;

• вас раздражают дети;

• вам не нравится ваша работа;

• вы недоброжелательны к детям;

• вы не уважаете других.

Правила интерпретации языка тела

• Не делать выводы по отдельно взятой детали.

• Учитывать национальную специфику.

• Не проецировать свое состояние и жизненный опыт на другого человека.

Наиболее важные элементы языка тела

Мимика . Лицо – зеркало души, оно прекрасно передает эмоциональное состояние. Широко распахнутые глаза и приподнятые брови могут выражать удивление; опущенные уголки рта, отсутствующий взгляд – печаль, скорбь, грусть; сжатые зубы и очень сомкнутые губы – подавляемый гнев; сведенные к переносице брови, но при этом расслабленная нижняя часть лица – задумчивость; прищуренные глаза и чуть заметная улыбка – иронию; поднятые брови и опущенные уголки рта – недоверие; поднятые брови и открытая улыбка – простодушие, радость и т. д.

Реакция глаз . По реакции глаз можно узнать, насколько человек искренен с вами. Прежде всего необходимо представлять зависимость взгляда от работы головного мозга, его правого и левого полушарий: репродуктивная функция связана с работой левого полушария, а более сложные процессы конструирования и моделирования – правого. Если человек что-то вспоминает, хочет воспроизвести уже готовую информацию, реакция глаз будет направлена влево вверх. Когда же необходимо быстро что-либо придумать – вправо вверх. Эмоциональное состояние (возбуждение, волнение, стыд и др.) можно проследить по движению глаз вниз.

Примечания для ведущего .

15 стр., 7392 слов

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

... Ф. Ломов в своих трудах указывал на следующие уровни общения. A. Макроуровень – общение человека с другими людьми в соответствии со сложившимися общественными отношениями, нормами и ... И наконец, можно выделить разновидности общения и по критерию состава его участников. Тогда основные типы общения будут выглядеть следующим образом: общение по схеме «человек-природа», примером которого ...

Перед сообщением о реакции глаз целесообразно провести видеосъемку, чтобы наглядно показать участникам роль взгляда в понимании услышанной информации. Процедура проводится следующим образом.

Каждому участнику задается тема. Например: «Расскажите о влиянии магнитного потока на организм человека», «Что вы знаете о дифракции?», «Кто такие капуцины?» и др. В течение 2 мин каждый участник должен сделать небольшое сообщение. Он выходит на середину полукруга и начинает свой рассказ. По окончании процедуры происходит обсуждение отснятого материала с интерпретацией мимики и жестов, анализом реакции глаз. Желательно провести рефлексию.

Величина зрачков . Расширение зрачка может быть реакцией на слово «да», тогда как сужение – «нет».

В подтверждение этого факта можно предложить игру. Участники образуют пары. Один из них прячет в руке мелкий предмет. Второй должен угадать, где находится спрятанная вещь. При этом первый игрок отвечает неправильно, а думает так, как нужно: «да» – рука с предметом, «нет» – без предмета. По изменению величины зрачков партнер должен угадать, где находится предмет.

При истолковании следует учитывать степень освещенности (чем ярче свет, тем ýже зрачки), глазные болезни – у близоруких зрачок всегда больше, чем у дальнозорких; употребление алкоголя или наркотиков – зрачки в таком случае широкие; отсутствие интереса, враждебность, усталость, стресс, похмелье – зрачок маленький. Уровень заинтересованности тоже влияет на величину зрачка: чем выше интерес, тем он шире.

Личностное пространство . Это та территория вокруг человека, которую он признает своей. Если кто-либо входит в это поле, появляется эффект вторжения, ощущается дискомфорт, что влияет на эффективность общения. Чаще всего встречаются люди с личностным пространством 1–1,5 м в диаметре, и если его не нарушать, то всегда можно суметь построить конструктивную беседу, установить добрые дружеские отношения. Люди с большим личностным пространством (2–3 м и более) отличаются тревожностью, аналитическом складом ума, склонны рассматривать себя как отличных от других. Те, у кого маленькое личностное пространство (0–0,5 м), – нетерпеливы, для них характерно чувство соперничества, риска; они трудно расслабляются, постоянно заняты делом, умеют работать в стрессовых условиях; их отличает выраженное «территориальное» поведение: свойственны утверждения «мой стол», «моя комната» и т. д.

В зависимости от того, как строятся отношения, личностное пространство может изменяться:

• 0–0,5 м – интимное расстояние, на котором общаются люди, находящиеся в близких отношениях;

• 0,5–1,2 м – межличностное расстояние для разговора друзей, допускающих соприкосновения или без таковых;

• 1,2–3,7 м – зона деловых отношений (руководитель – подчиненный);

• 3,7 и более – публичное расстояние, можно обменяться несколькими словами или воздержаться от общения.

Примечания для ведущего.

Перед изложением данного материала можно провести игру «Личностное пространство ». Участники работают в парах. Определяется тема беседы, и они начинают диалог сначала с большого расстояния, затем подходят друг к другу все ближе, пока не сойдутся почти вплотную. После этой процедуры необходимо поделиться ощущениями, определив, на каком расстоянии беседовать было комфортнее.

Одежда . Это вторая кожа человека, защищающая его от внешних воздействий. Одежда может рассказать о социальном статусе, эмоциональной сфере, сексуальных потребностях. Манера одеваться отражает внутреннее личностное содержание. Чем строже одевается человек, тем он более официален. Мягкость в одежде располагает к открытому общению.

Примечания для ведущего.

Предложить участникам придумать название своему костюму, рассказать о нем:

• Как часто они надевают свой костюм?

• Куда в нем ходят?

• Как себя чувствуют в нем?

Эта процедура вызовет проекцию своих чувств, мыслей, переживаний.

Жесты .

Позитивные:

• руки, раскрытые ладонями вверх, – дружелюбие, открытость;

• рука у щеки – раздумья, нерешительность;

• наклоненная набок голова – интерес;

• гочесывание подбородка – процесс принятия решения;

• гощипывание переносицы с закрытыми глазами – сосредоточенность;

• готирание глаз, потирание за ухом – сомнение;

• устойчивый визуальный контакт – открытость;

• шаг вперед – проявление активности;

• движение корпуса вперед – склонность отзываться на первый позыв;

• малое количество жестов – знак высокого самоконтроля.

Негативные:

• руки скрещены на груди, за спиной, в карманах, нога на ногу – закрытость, нежелание вступать в контакт, оборонительная позиция;

• сжатые кулаки, поглаживание шеи – агрессия;

• подбородок подпирается двумя пальцами – критическая оценка;

• подбородок подпирается всей ладонью – усталость, скука;

• манипуляция с предметами (очками, ручкой) – неуверенность, досада;

• пальцы сплетены в замок – закрытость для общения;

• взгляд в сторону – подозрение и сомнение.

Поза и особенности внешнего вида .

Расстегнутый пиджак – открытость, свободное поведение.

Расхаживание – обдумывание, оценивание ситуации. В этом случае не стоит заговаривать, чтобы не прервать течение мыслей.

Движение плечами и головой вперед – признак готовности «взорваться».

Руки в карманах, большой палец обращен наружу – превосходство.

Бросание предметов на стол, резкие жесты – демонстрация раздражения, агрессивности.

Руки на боках – готовность.

Пальцы стучат о пальцы (жест «пирамиды») – вера в абсолютную правоту своих идей, доверительный контакт, превосходство.

Домашнее задание

Назначение : углубление опыта невербального общения.

Понаблюдать за людьми во время общения, обратить внимание на их жесты, выражение лица; подумать, какие чувства они испытывали.

Познакомиться с тем, какие вы принимаете позы, какими жестами пользуетесь как средствами своего отношения к другим.

Занятия 7, 8. Как я вижу, чувствую и понимаю других Цели:

• расширение сферы осознаваемого в поступках другого;

• освоение умений адекватной коммуникации;

• формирование представления о сущности эмпатийного понимания.

Рефлексия

Процедура 1. Доверие

Назначение : развитие умений чувствовать другого.

Группа выбирает ведущего – «поводыря», задача которого в течение 5–7 мин водить группу с завязанными глазами по комнате. Участники держат друг друга за талию или за плечи. После проведения игры каждый описывает свои ощущения, степень доверия «поводырю».

Все стоят в круге, плотно прижавшись друг к другу. В середине круга – участник с закрытыми глазами, расслабившись, падает на руки играющих. Они раскачивают его, стараясь не производить грубых движений. Игра продолжается, пока все не побывают в круге.

Участник с закрытыми глазами падает на спину. Его подхватывают члены группы. Нужно постараться, чтобы играющий упал как можно ниже.

Каждый делится своими чувствами относительно руководства и ответственности за благополучие других.

Процедура 2. Впечатления

Назначение :

• развитие умения открыто и честно высказывать свое мнение о другом;

• формирование умений вести себя в соответствии с принципом «здесь и теперь».

Участники делятся своими впечатлениями друг о друге.

Инструкция: «Один участник садится по очереди перед каждым членом группы. Внимательно глядя ему в глаза, прикасаясь к нему, надо рассказать, как ты его воспринимаешь, какие чувства вызывает у тебя его поведение. Говорить нужно достаточно громко, чтобы группа слышала. Когда первый закончит, следующий участник должен перемещаться по кругу, оказываясь каждый раз лицом к лицу только с одним человеком. Слушающему нельзя задавать вопросы, перебивать, спорить».

Модификация. Упражнение «Осознание ». «Условно разделите мир вашего осознания на три зоны: внешнюю, внутреннюю и зону фантазий. Выберите себе партнера. Сядьте лицом друг к другу. Делитесь по очереди осознанием своего vis-a-vis . Начинайте свою речь словами: «Сейчас я осознаю, что…» и заканчивайте ее рассказом о своих представлениях о партнере. Осознайте по очереди внешнюю, внутреннюю и среднюю зоны. Обменяйтесь впечатлениями».

Информирование

Эмпатия – это способность понять другого человека, войти в его положение, представить себе чувства, позиции и намерения, предвидеть его поведение.

Научиться эмпатийному пониманию помогут следующие рекомендации.

• Сосредоточьтесь на вербальных и невербальных сообщениях и формах эмоциональной экспрессии другого человека.

• Попытайтесь использовать в своей речи парафразы.

• Старайтесь говорить на языке, созвучном собеседнику.

• Используйте эмоциональный тон, соответствующий тону собеседника.

• Уточняйте и расширяйте смысл высказываний собеседника.

• Старайтесь осознать и понять чувства и мысли, которые не были прямо высказаны собеседником, но подразумевались им.

Процедура 3. Игра «Эхо»

Назначение : отработка умений эмпатийного понимания.

Выступающий предъявляет группе и одному из участников свой рассказ на значимую для него тему. Слушающий должен повторить смысл сообщения, показывая, что понял и почувствовал его. После этого первый участник подтверждает, что был понят правильно, и отмечает те моменты, которые не были правильно поняты. Второй участник начинает свой рассказ.

Процедура 4. Понимание другого человека

Назначение : отработка средств общения по формированию эмпатийности.

Первый этап . Работа осуществляется в парах. Один из участников дает какую-либо информацию. Второй пытается продолжить разговор, своими словами повторяя сказанное партнером, чтобы показать, что он его слушает, задает наводящие вопросы. Через 5 мин участники меняются ролями.

Второй этап. Ролевая игра: учитель должен выяснить скрытый мотив, который лежит в основе поведения второго участника. Одного из играющих просят покинуть помещение. Группа разрабатывает ситуацию. После того как она придумана, приглашают участника, который находится за дверью, и разыгрывают эту ситуацию. Например: мать учащегося жалуется, что учителя не уделяют особого внимания ее сыну. Подлинная проблема в том, что у самой матери нарушен контакт с ребенком. Группа наблюдает за диалогом и отмечает те приемы эмпатийного понимания, которые использовал педагог.

Такую игру проводят 2–3 раза.

Примечания для ведущего .

Следует обсудить следующие вопросы:

• Насколько успешно протекало общение между участниками?

• В каких эго-состояниях пребывали участники?

• Какие приемы использовались для позитивного контакта?

• Если контакт не получился, то почему?

Рефлексия

Домашнее задание

Ассоциативное письмо . Группа выбирает участника и дома каждый пишет ему письмо, используя ассоциации, которые возникают в связи с данным человеком. В письме не должно быть никаких советов адресату, а только выражение собственных мыслей и чувств.

Занятия 9, 10. Проектирование средств общения Цели:

• отработка эффективных средств общения;

• отработка умения анализировать себя и другого в ситуации общения;

Рефлексия

Процедура 1. Аналитическая работа

Назначение : отработка умения давать обратную связь.

Анализируются ассоциативные письма. При обсуждении следует акцентировать внимание на следующих вопросах:

• Что неожиданного нашел для себя участник?

• Хочет ли он что-либо уточнить?

• Какие чувства испытывал при прочтении писем? Проводится работа над понятием «обратная связь».

Информирование

Обратная связь – это информация о таком влиянии нашего поведения на других людей, которое мы не осознаем; это выражение того, как один человек реагирует на другого.

Механизмы и функции обратной связи (по Л. А. Петровской)

1. Обратная связь носит описательный, а не оценочный характер.

2. Она скорее специфичная, чем общая.

3. Обратная связь должна учитывать потребности того, кто ее дает, а также того, кому она предназначена.

4. Обратная связь должна относиться к такому поведению, которое ее получатель может исправить.

5. Обратная связь приносит больше пользы в тех случаях, когда обращаются с просьбой о ней, чем тогда, когда ее навязывают.

6. Она должна быть своевременной.

7. При передаче обратной связи следует избегать негативных жестов, родительской позиции.

Процедура 2. Ролевая игра

Назначение :

• отработка активного слушания;

• выявление индивидуальных особенностей общения членов группы.

Ситуации для разыгрывания.

1. Дети жалуются классному руководителю на то, что учитель несправедливо выставляет им оценки.

2. Учитель вызывает родителя ребенка, у которого не складываются отношения с классом.

3. Учитель беседует с родителем, ребенок которого систематически пропускает уроки без уважительных причин.

4. Директор школы беседует с учителем, который отпустил детей с двух последних уроков.

5. Завуч беседует с учителем, который не хочет идти на замену уроков.

6. Классный руководитель беседует с учащимся, сорвавшим урок.

После проигрывания наблюдатели высказывают свои суждения, участники игры делятся чувствами.

Информирование

Слушание – активный процесс в том смысле, что мы делим с говорящим ответственность за общение.

Активное слушание предполагает такие аспекты:

внимание – устойчивое, направленное, визуальный контакт, позитивные жесты;

слушание – молчание, начало разговора, невмешательство, ограничение числа вопросов;

активное слушание – уточнение, парафраз, отражение чувств, резюмирование;

основные установки – одобрение, эмпатия;

язык невербального общения – мимика, взгляд, изменение тембра голоса, позы и жесты.

Вербальная часть активного слушания предполагает:

поддержку – в виде подтверждения «да», «угу»; повторение;

выяснение – уточнение: «Не повторите ли вы еще раз?», «Что вы хотите этим сказать?», «Пожалуйста, уточните это…»;

парафраз – переформулирование: повторение говорящему его же мыслей, но своими словами;

отражение чувств : «Мне кажется, что вы чувствуете…», «Вы несколько расстроены…»;

резюмирование – подытоживание основных идей и чувств говорящего.

Процедура 3. Ролевые игры с конфликтным содержанием

1. Учительница услышала, что ученик нецензурно выражается в ее адрес.

2. Дети на уроке устроили драку.

3. Учитель опоздал на урок на 20 мин. Беседа с директором школы.

4. Учащиеся поздравили с днем рождения учителя и сорвали урок.

5. Учитель поставил ученику «двойку» в году. Беседа с родителем.

Примечания для ведущего.

Условия игры даются в общих чертах.

В ролевой игре целесообразно использовать элементы психодрамы, к которым относятся: мысленное создание обстановки; монолог – выражение скрытых внутренних мыслей; вспомогательное «Я» – несколько участников имеют право высказать мысли и чувства, которые затрудняется выразить играющий; обмен ролями.

Вводят эти элементы постепенно, иллюстрируются примерами.

Процедура 4. Разминка

Назначение : снятие напряжения.

1. «Саймон сказал…» Выполнение установок ведущего только тогда, когда он произносит: «Саймон сказал…» Это могут быть любые физические или танцевальные упражнения.

2. Все встают и, закрыв глаза, протягивают руки так, чтобы взять другого за руки. Задача: открыв глаза, попытаться распутаться и образовать круг.

3. Бросая друг другу мяч, называют имя того, кому его посылают. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу.

4. Ведущий считает. На каждый счет участники должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90°. Выполнять задание следует молча. Задача – всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее.

Процедура 5. Конструктивное решение проблем

Назначение : отработка умения эмпатийного понимания, анализа проблемы, умения увидеть проблему глазами другого.

Каждый участник делится неразрешимой для него проблемой. Затем группа коллегиально выбирает проблему, которая значима для каждого. После этого участники делятся на микрогруппы по 3 человека в каждой и вырабатывают свое решение проблемы. Следующий этап – от микрогруппы выступает представитель с сообщением. Тот, чья проблема рассматривается, может задать вопросы на понимание, после чего благодарит всех за участие в решении его проблемы и сообщает, чей вариант ему подходит больше всего, не критикуя и не оценивая другие варианты.

Данную процедуру можно провести несколько раз, так как она затрагивает непосредственно проблемы участников группы.

Рефлексия

Домашнее задание

Написать психологический автопортрет.

Проанализировать те особенности, которые каждый проявляет в общении с людьми и которые отличают его от других.

Занятия 11, 12, 13. Индивидуальный стиль общения Цели:

• отработка умений самоанализа;

• отработка индивидуальных стратегий и тактик в общении.

Рефлексия

Процедура 1. Какой я есть и каким бы хотел быть

Назначение :

• диагностика своих индивидуальных особенностей каждым участником;

• осмысление различий между реальным и желаемым «Я»;

• проявление неосознанных представлений о себе;

• получение обратной связи каждым участником.

1. Ведущий просит каждого из участников представить животное, которое олицетворяет его личность. Затем просит представить то животное, каким бы каждый хотел видеть себя. В обсуждении следует уделить внимание тем качествам участников, которые они хотели бы скорректировать; обсудить, что мешает им формировать полноценные отношения с людьми; почему было выбрано то или иное животное.

2. Упражнение «Метафора ». Каждый выбирает в комнате предмет, от имени которого он хотел бы произнести монолог на 2 – 3 мин. По окончании упражнения участникам задается вопрос: «А могут ли думать и говорить неодушевленные предметы?» Каждый приходит к выводу, что он выражал свои мысли и чувства. При интерпретации рассказа важны выбор предмета, его удаленность от группы, постоянно ли он находится в этом помещении или принесен лишь на время.

Примечания для ведущего.

Ценность данных техник состоит в том, что участники проецируют свои скрытые желания и потребности. Часто, действуя под чужой маской, нерешительный, скрытный человек может раскрыться. Он может почувствовать себя увереннее и метафорически выразить проблему, связанную с общением.

3. Техника «Снаружи – внутрь ». В ряд выстроено 6–7 стульев спинкой к сиденью. Стулья изображают различные «пласты личности». Стул с левого края – внешний пласт, видимый миру и всем известный. Стул с правого края – самый глубинный пласт, сердцевина личности. Остальные стулья – это промежуточные слои.

Каждый участник по очереди выходит, садится на крайний стул и описывает себя таким, каким он внешне представляется людям. Затем садится на следующий стул и описывает себя уже в соответствии со следующим слоем. Не обязательно пройти все пласты. Можно остановиться на любом этапе, как только возникнет чувство неловкости.

Эта техника облегчает самопредставление, а также раскрывает «Я» человека.

Целесообразно обсудить следующие вопросы:

• Что вы чувствовали во время представления?

• Что вас удивило?

• Какие различия вы увидели между разными пластами человеческой личности?

Информирование

Каждый из нас уникален и неповторим. Мы все рождены, чтобы добиться успеха, человеческий организм запрограммирован на это. Самое главное – воспринимать себя позитивно. Именно такой человек успешен во всем, и в общении также. Возможны четыре вида психологических установок на общение с окружающими:

1. У меня все хорошо – у тебя все хорошо . Эта установка позволяет конструктивно сотрудничать, ценить себя и других. В таком случае человек способен решить все проблемы.

2. У меня все хорошо – у тебя все плохо . Эта установка характерна для тех, кто недобрал внимания и ласки в детстве, кого обижали. Человек с такой установкой перекладывает ответственность за свои трудности на других. Конструктивное сотрудничество затруднено.

3. У меня все плохо – у тебя все хорошо . Личность испытывает бессилие по сравнению с другими, избегает тесных контактов с окружающими либо нуждается в симбиотической связи с сильными.

4. У меня все плохо – у тебя все плохо . Эта установка близка к патологической. Вызывает чувство безнадежности, потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены депрессии, непредсказуемы.

Редко кто придерживается одной из установок. Всегда в большей или меньшей степени присутствует каждая из них. Чаще всего доминирует какая-то одна. Важно осознать, какая у вас доминирующая установка, поверить в то, что ее можно изменить.

Когда люди попадают в сложные ситуации, они склонны реагировать привычным способом. Транзактный анализ выделяет три таких способа реагирования или различных состояний нашего «Я»: Родитель , Взрослый , Ребенок .

Родительское «Я ». Состояние, перенятое в детстве от родителей. Характеризуется по преимуществу приказами, запретами и правилами. Существует две стороны родительского «Я»: контролирующая и помогающая. Контролирующий родитель пользуется следующими словами: правильно – неправильно, хорошо – плохо, никогда – всегда, разумно – неразумно; что скажут другие; всему есть предел; должен, обязан.

Помогающий родитель говорит: бедняжка; будь осторожен; не бойся; я тебе помогу; потерпи.

У учителей в основном развито родительское эго-состояние. Если оно становится преобладающим, могут возникнуть трудности в общении.

Взрослое «Я ». Это зрелая, размышляющая часть человека. Своеобразный компьютер, собирающий, оценивающий и просчитывающий информацию. Действия взрослого продуманы и логически обоснованы. Языковые знаки такого «Я»: могу; сумею; это возможно; давай подумаем; разберемся; попробуем.

Ребенок . В этом состоянии собраны наши чувства и переживания. Характерны импульсивность, требовательность, спонтанность, непосредственность, послушание, желание идти на компромиссы; протест. Языковые показатели: хочу – не хочу; мне нравится; буду – не буду; помоги мне; я тоже устал; я чувствую.

Надо уметь почувствовать, кто говорит в вас сейчас, и изменить свой способ поведения в зависимости от обстоятельств.

Процедура 2. Какие мы в контакте с другими людьми

Назначение :

• отработка аналитических умений;

• понимание своих эго-состояний;

• отработка эффективных способов реагирования.

Решение ситуаций :

1. Разговор с учеником, который грубит учителям, получает «двойки».

2. В учительской в присутствии других тебе делает замечание коллега, указывая на методические ошибки, допущенные на уроке.

3. Разговор с родителем, который не хочет сдавать деньги на ремонт школы.

4. Беседа с девочкой, которая пришла в школу с ярким макияжем.

5. Ученик тебе говорит, что не понимает, как ты объясняешь тему урока.

6. Ученик обвиняет тебя в некомпетентности.

При обсуждении спросить, какие эго-состояния испытывал каждый участник; какие чувства испытывал; предложить группе попробовать конструктивно решить каждую ситуацию.

Домашнее задание

Понаблюдать за своими эго-состояниями.

Занятие 14. Мое будущее

Цели :

• анализ и осознание каждым участником качественных изменений, произошедших за время тренинга;

• осмысление того, что произошло с группой за время тренинга;

• проектирование своего будущего.

Рефлексия .

Процедура 1. Анализ дневниковых записей (по желанию)

Обсуждение вопросов :

• Что характеризовало этого участника за время тренинга?

• Чем он может быть интересен для окружающих?

• Какое место он занимает в ролевой структуре группы?

Процедура 2. Спасательная шлюпка

Назначение : дать членам группы возможность исследовать тему смысла жизни.

Ведущий обращается к группе: «Вы провели в лодке семь долгих дней. Вы очень устали, вас обожгло солнце, запас воды совсем мал, а еды почти не осталось, и если вы не избавитесь хотя бы от двух человек, то умрете. Выберите двух человек, которых выбросите за борт. Но прежде пусть каждый из вас попробует убедить группу, что пощадить нужно именно его. А вы будете решать».

Данная процедура показывает групповую сплоченность, подводит участников к размышлению над вопросом, в чем смысл жизни. Возможно принятие решения «вместе в жизни и в смерти».

После проведения игры уделить внимание чувствам, которые пережил каждый участник, трудностям выбора.

Процедура 3. Групповой автопортрет

Участники рисуют автопортрет группы, каждый вносит по одному элементу. Далее сравнивают с автопортретом, нарисованным на первом занятии.

Нужно уделить внимание тому, какие детали изменились, какие элементы говорят о сплоченности группы.

Процедура 4. Мои жизненные планы

Каждому участнику предлагается представить свою жизнь и найти два события, наиболее значимые в прошлом, и два события, которые наиболее желанны в будущем.

При обсуждении акцент делается на события ожидаемые.

Вопросы:

• От кого зависит возможность осуществления этих планов?

• В какое время они должны осуществиться?

• Если эти события не произойдут, что ты будешь чувствовать?

• Что может помешать тебе осуществить твои планы?

Рефлексия произошедшего в тренинге

Назначение : осмысление качественных изменений, которые произошли с группой и каждым участником.

Вопросы:

• Что дала тебе тренинговая работа?

• Произошли ли в тебе какие-либо изменения?

• Можно ли использовать данный метод или отдельные процедуры в своей педагогической деятельности?

• Что ты можешь сказать о роли консультанта в тренинге?

Окончание встреч

Вся группа стоит в круге. Участники передают друг другу клубок ниток, проговаривая, что значит для него данный человек, произнося пожелания, слова благодарности. Постепенно середина круга превращается в узор из натянутых нитей. Когда круг завершен, каждый участник натягивает свою нить, и группа минуту стоит с закрытыми глазами, стремясь прочувствовать другого человека.

По окончании встречи ведущий благодарит группу за работу и всем желает успеха.

Социодрама. Тренинг коммуникативных умений

Цели :

1. Формирование навыков эффективного общения с использованием вербальных и невербальных компонентов.

2. Развитие навыков работы в группе.

3. Формирование умения рефлексировать по поводу происходящего вокруг.

Введение

Тренинг ориентирован на то, чтобы научиться общаться, легко вступать в контакт с людьми и, самое главное, не бояться незнакомых людей. Общение для нас – важнейший способ взаимодействия, и его развитие влечет за собой развитие интеллекта и нравственности.

«Интервью»

Цель : знакомство членов группы друг с другом, установление контактов в парах.

Каждому члену группы предлагается окинуть взглядом всю группу и найти человека, которого он знает хуже всего и хотел бы узнать поближе. Произвольно образуются пары (из не знакомых друг с другом).

Парам предлагается расположиться в пространстве комнаты. Каждый должен побывать в роли интервьюера и интервьюируемого. Участники задают один другому любые вопросы на разнообразные темы, стараясь максимально узнать друг друга, разобраться в применении различных коммуникативных средств партнером.

«Зеркало»

Цель : развитие способностей эффективно общаться, осознавая действия партнера.

Работа осуществляется в тех же парах. Партнеры встают друг напротив друга. Один показывает какое-то движение, а другой повторяет его, как в зеркале; затем они меняются ролями. Участникам предлагается обратить внимание на то, что показалось трудным, вызвало максимальные затруднения.

«Диалог глухонемых»

Цель : совершенствование навыков невербального общения, развитие способности понимать язык жестов, мимику партнера и правильно их интерпретировать.

Упражнение проводится с теми же парами. Участникам предлагается представить себе, что они глухонемые и могут разговаривать только при помощи жестов, мимики, движений. Им надо не только о чем-то поговорить; главное, чтобы каждый из участников, поставив перед собой цель что-то узнать у партнера, добился этого.

После окончания работы можно предложить партнерам выяснить друг у друга детали беседы, чтобы уточнить содержание. Необходимо обратить внимание участников на трудности в понимании, на неизбежные искажения смысла текста, передаваемого по невербальному каналу. В качестве иллюстрации предлагается выполнить следующее упражнение.

«Немое кино»

Цель : проиллюстрировать искажение смысла текста при попытке его интерпретировать. Тренировка вербального выражения наблюдаемых явлений.

Участвуют две пары одновременно. По одному участнику из каждой пары садятся на стул, напротив соответственно встают партнеры. Стоящие участники упражнения договариваются о чем-то на невербальном уровне. Сидящие участники озвучивают каждое их слово, фразу. После выполнения задания участники обмениваются впечатлениями, проясняют смысл происходящего, после чего меняются ролями. Если участники испытывают трудности в выборе тем для разговора, им можно их подсказать, тогда упражнение будет продолжаться до достижения желаемого результата.

«Рефлексия»

Цель : знакомство участников тренинга с понятием «рефлексия», овладение навыками саморефлексии и анализ на ее основе результатов проделанной работы.

Рефлексия (от лат. reflection – отражение) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных переживаний и мыслей, размышления о самом себе, осознание того, как воспринимают и оценивают человека окружающие люди.

Таким образом, можно сказать, что рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой собственный внутренний мир. В то же время это умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди.

Рефлексия не только позволяет познать себя, но и во многом способствует становлению человека как личности. Он все больше освобождается от непосредственного выполнения требований окружающих, которое бывает неосмысленным, импульсивным, случайным.

После информирования необходимо предложить участникам ответить на некоторые вопросы, поделиться мыслями, чувствами.

Вопросы могут быть следующие:

• Что вы чувствовали, выполняя задание?

• Что было легко/трудно?

• Какие мысли по поводу происходящего возникали? «Картина мира»

Цель : выстраивание идеального образа мира и себя самого у участников группы, осознание того, что ты не единственный в мире, увеличение способности видеть общее в разном.

Упражнение состоит из трех этапов.

Первый этап : участникам предлагается представить группе тот идеальный мир, в котором хотелось бы жить каждому или в котором он субъективно уже существует (параллельно с реальным).

Рассказать о своем месте в этом мире, дать ему название.

Второй этап : участникам предлагается объединиться в 2 – 3 группы по принципу сходства их миров; если это не получается, то руководитель должен настоять на этом. Когда группы образованы, каждой дается задание (одинаковое для всех):

1. Объединить миры, создав нечто общее, причем каждый мир должен быть представлен, нельзя ничего упускать.

2. Дать «объединенному» миру название.

3. Показать свой мир в его в динамике, какие процессы в нем существуют, озвучить это движение, назвать. Каждый участник в мини-группе должен иметь какую-то роль.

Время на подготовку ограничено – 5–7 мин.

Третий этап (по желанию): объединить все миры во «Вселенную» (этот этап руководитель вводит, если видит, что группа готова к такому взаимодействию).

Рефлексия

Цель : снять вероятные негативные последствия работы в группе, дать возможность проговорить все невыясненные ситуации.

Ход работы

Руководитель сам выбирает схему этого упражнения в зависимости от состояния группы в целом. Варианты могут быть следующие.

1. Вспомнить проделанную в группе работу и продолжить фразу:

• Я нашел…

• Меня удивило…

• Я почувствовал…

• Думаю, что…

• Сегодня меня раздражало…

• Мне очень понравилось…

2. Каждый по кругу, включая руководителя, говорит о своих ощущениях, переживаниях, о том, что хочется сказать, в чем чувствует нужду поделиться с группой.

Завершение тренинга.

Тренинг рациональных убеждений

1. Знакомство.

Участникам предлагается назвать себя по имени, которое им больше всего нравится. Можно использовать другие способы знакомства (см. выше).

2. Введение правил тренинга.

3. Введение понятия установки.

Установка – предрасположенность человека к определенным действиям или реакциям на определенные стимулы.

Например, если перед тем как новый человек войдет в комнату, охарактеризовать его в качестве конфликтного и недружелюбного, то впоследствии к нему будут относиться именно как к конфликтному и недружелюбному.

4. «Препятствие».

Ведущий дает инструкцию: «Вслед за мной преодолейте это препятствие». Препятствием может быть стол, стул и т. д. Упражнение проводится два раза. После этого следует обсуждение : «Почему я преодолел это препятствие именно так?»

5. Введение понятия иррациональной установки (убеждения).

Иррациональные убеждения живут в нашем сознании как команды, выражая требования, а не пожелания, необходимость, а не выбор.

Эти установки (при несоответствии их действительности) приводят к нарушению эмоционального состояния, депрессии и тревоге. Они ограничивают возможности человека и не помогают в достижении поставленных целей. Примером иррациональных убеждений могут служить фразы типа: «Я ничего не умею»; «Я всегда во всем виноват».

6. «Кто виноват?»

В игре участвуют трое. Ситуация такова: участник А предложил участнику В воспользоваться услугой его знакомого. Однако знакомый оказал услугу либо не в срок, либо не полностью. Инсценировка ситуации происходит в двух случаях:

а) участник В навязывает вину участнику А , и участник А ее принимает;

б) участник В навязывает вину участнику А , но участник А ее не принимает.

После игры проводится обсуждение : «Когда вину навязать легче: в случае а) или в случае б)?

7. Список иррациональных установок.

В сознании людей существует огромное количество иррациональных установок, которые доставляют множество неудобств и неприятностей. Сейчас я зачитаю наиболее распространенные убеждения.

1. Я несу ответственность за поступки других людей.

2. Я должен быть вежливым.

3. Я причастен к проблемам других людей.

4. Во всем виноваты другие.

5. Я не должен быть агрессивным.

6. Я не достоин хорошего отношения.

7. Я не нравлюсь себе.

8. У меня нет качеств, чтобы преуспеть.

9. Мой удел – страдать.

10. Ничего не получится.

11. Все родители плохие.

12. Со мной всегда происходит все плохое.

13. Людям нельзя доверять.

14. Надо быть настороже.

15. Я недостаточно хорош.

16. Я одинок в этой жизни.

17. Нельзя расслабляться.

18. Я предпочитаю ничего не менять.

Параллельно с тем, как установки зачитываются, идет их краткое комментирование.

8. Работа по группам (3–4 человека).

Каждый участник выбирает «свои» иррациональные установки и рассказывает о ситуациях, когда они «работают» и когда«не работают». Участники в группах обсуждают, почему это происходит.

9. Введение понятия рационального убеждения.

Рациональные убеждения в противоположность иррациональным соответствуют реальности, подкрепляются доказательствами, доступными проверке, отражают предположения, предпочтения, желания, а не абсолютную уверенность или требование.

Запишем примеры рациональных установок.

1. Я имею право на ошибку.

2. Я имею чувство собственного достоинства.

3. Я имею право хорошо к себе относиться.

4. Я имею право поступать, исходя из своих убеждений и ценностей.

5. Человек имеет право идти своей дорогой, если она не нарушает путь других людей.

6. Я имею право не чувствовать ответственность за поступки других людей.

7. Я имею право чего-то не знать или не уметь.

8. Я имею право быть свободным от оценок других людей.

9. Я имею право заботиться о себе.

10. Нахождение различий между убеждениями

Критерии рациональных убеждений:

• возможность выбора;

• ощущение позитивного настроя;

• ощущение силы и свободы.

11. Заключение.

Каждый выбирает для себя рациональное убеждение в противовес собственной иррациональной установке, формулирует и записывает его в тетради, после чего старое убеждение зачеркивается, а новое проговаривается вслух. Рациональные установки закрепляются, после этого тренинг заканчивается.

Тренинг креативности

Цель: осознание креативности в себе и ее развитие. Задачи:

• осознание и преодоление барьеров для проявления и развития творческого потенциала;

• осознание характеристик креативной среды;

• формирование навыков и умений управления творческим процессом.

Упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того, упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

Программа тренинга Занятие 1

Вступительное слово ведущего: цели и задачи тренинга, основные понятия, принципы работы тренинговой группы.

Упражнение 1. Участники группы сидят по кругу.

Знакомство.

Вариант 1. Каждый по очереди называет свое имя и три присущие ему качества, начинающиеся на ту же букву, что и его имя.

Вариант 2. Каждый называет свое имя и самое ярко выраженное у него качество. Следующий участник – имя и качество предыдущего, свое имя и качество. Последний должен назвать имена и качества всех присутствующих.

Упражнение 2.

Инструкция : «Математики почти все явления описывают с помощью формул. Я предлагаю на время нашего знакомства перевоплотиться в математиков и, называя свое имя, сказать формулу, которая, с вашей точки зрения, достаточно точно описывает вашу личность».

Это задание может вызвать затруднения. Не стоит приводить примеры, можно сказать, что язык математических описаний очень богат.

Упражнение 3.

Инструкция : «Вспомните человека, с которым вы лично знакомы и который служит для вас образцом человека творческого, нестандартного. Назовите свое имя и скажите, какие качества, особенности поведения вашего знакомого дают вам основания считать его креативным, творческим».

Ведущий подводит итоги работы.

Упражнение 4 .

Цель: многократная проработка проблемы логическими средствами (левополушарные процессы) и ее перевод в ассоциирование идей с содержанием опыта (правополушарые механизмы).

Инструкция : необходимо перевоплотиться в животное или растение.

Стратегии участников не анализируются на данном этапе работы, но ведущий фиксирует их проявления. Полученный опыт применяется для иллюстрации данных об этапах и механизмах творческого процесса.

Упражнение 5. Участники группы сидят по кругу. Тренер стоит в центре круга.

Инструкция : «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. Сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то умением. Это умение он называет. Например, я скажу: “Поменяйтесь местами те, кто умеет плавать” – и все те, кто умеет плавать, должны поменяться местами. Тот же, кто стоит в центре круга, постарается тоже занять одно из освободившихся мест, а тот, кто останется в центре круга без места, продолжит работу. Будьте внимательны и запоминайте, кто и когда пересаживался».

Необходимо называть разные умения, отмечая особенно оригинальные.

Упражнение 6.

Инструкция : «Я вам даю 5 мин, в течение которых каждый напишет рассказ о нашей группе, используя ту информацию, которую вы сейчас узнали».

Через 5 мин участники читают свои рассказы. Желающие дают обратную позитивную связь.

Выводы : в ходе занятия изменяется групповая атмосфера, появляется эмоциональная свобода, снижается напряженность.

Занятия 2, 3

Цель: осознание барьеров в проявлении креативности и создание условий для преодоления или уменьшения их влияния.

Упражнение 1. Участники группы сидят по кругу.

Инструкция : «Сядьте, пожалуйста, поудобнее и медленно закройте глаза. Обратите внимание на ваше дыхание, ощутите, как воздух проходит через нос, горло, попадает в грудь, наполняет легкие. Ощутите, как с каждым вдохом в ваше тело попадет энергия, а с каждым выдохом уходят ненужные заботы, исчезает напряжение… Обратите внимание на ваше тело. Почувствуйте его все – от ступней ног до макушки головы… Вы сидите на кресле, слышите какие-то звуки, ощущаете прикосновение воздуха на вашем лице. Если вам захочется изменить позу, сделайте это.

А теперь сосредоточьтесь на идее изменчивости мира, в котором мы живем… Наше сложное время характерно быстрыми и резкими изменениями… Порой они бывают молниеносными…

Социальные и технологические изменения, которые в прошлые столетия тянулись десятки лет, теперь могут произойти в считанные месяцы или даже недели, и все это постоянно действует на каждого из нас.

Подумайте об этом.

Какие мысли у вас возникают? Как вы чувствуете себя в этом изменчивом мире? (Эти вопросы тренер повторяет 2–3 раза).

Подумайте о том, какие ваши качества, особенности поведения помогают вам жить в этом изменчивом мире, а какие – мешают.

А теперь вспомните, что вы сидите в этой комнате и здесь есть еще другие люди. Вернитесь сюда, в наш круг, и сделайте это в удобном для вас темпе».

Задание . Нарисовать свои мысли, чувства, впечатления.

Рисунки участников располагаются так, чтобы их могли все видеть.

Работа в группах

Цель : осознание каждым участником группы своего опыта жизни.

Участники объединяются в группы по 4–5 человек и делятся впечатлениями, размышлениями, рассказывают, какие качества, особенности поведения помогают, а какие затрудняют жизнь в нашем изменчивом мире. Каждая группа составляет перечень таких качеств. По окончании работы каждая группа представляет свой список. Ведущий на доске записывает.

Упражнение 2.

Цель : анализ затруднений, барьеров для проявления креативности.

Реквизит : карточки с названиями предметов и состояний.

Инструкция : «Сейчас я приколю карточку с написанным на ней словом на спину одному из вас так, чтобы он не видел, что на ней написано. Его задача – узнать, что написано на карточке. Каждый из нас может подсказать, используя только язык жестов.

Обратите внимание на то, как возникает ответ, а также на то, какие состояния у вас возникнут и как они изменяются».

Обсуждение и выводы : для успешного разрешения проблемы важно пройти этапы подготовки и сбора информации.

Упражнение 3.

Цель : на осознание барьеров креативности.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Сейчас я бросаю кому-то мяч и называю любой предмет. Тот, кому мяч достанется, должен назвать три нестандартных способа использования этого предмета, а затем бросить мяч следующему участнику, назвав другой предмет. Мяч должен побывать у каждого, а реагировать нужно быстро. Если кто-то затрудняется назвать вариант нестандартного использования предмета, любой из вас может поднять руку и сказать свою версию.

Вопросы для обсуждения:

• В чем заключались основные трудности?

• Какие состояния возникали и как они изменялись в ходе работы?

• Что помогало справляться с поставленной задачей?

Упражнение 4.

Цель : развитие беглости мышления, скорости извлечения информации из памяти, а также способности осознанно переходить в новые содержательные области.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Этот мяч – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, рассказывая, какой это апельсин. Нельзя повторять уже названные качества, а в работе все должны принять участие».

Упражнение 5.

Цель : развитие гибкости, беглости и точности мышления.

Реквизит : листы бумаги и ручки.

Инструкция : «Это задание надо выполнить письменно. Напишите четыре буквы: С, О, Л, П. Надо составить как можно больше предложений: первое слово должно начинаться на букву С, второе – на букву О, третье – на Л, четвертое – на П. Например, “Саша Очень Любит Петь”. Сейчас у вас есть три минуты на выполнение задания. Начали».

Через 3 мин каждый участник читает одно предложение. Это может быть то, которое он сам считает наиболее удачным.

Затем процедура повторяется еще раз.

Инструкция : «Теперь каждый напишет рассказ о нашей группе. Количество слов в предложениях, из которых будет состоять этот рассказ, может быть любым, но слова должны начинаться на буквы С, О, Л, П. Знаки препинания могут ставиться в любом месте. На выполнение этого задания у вас будет пять минут».

Когда работа завершена, каждый участник зачитывает свой рассказ. Содержание рассказов не обсуждается, не комментируется и не оценивается.

Упражнение 6.

Цель : отработка умения осознания креативности как свойства личности.

Реквизит : бумага, краски, фломастеры.

Инструкция : «Вам нужно нарисовать креативность, как вы ее понимаете. Время не ограничено. Рисуем, пока последний участник не закончит работу».

После того как все завершат работу, каждый участник рассказывает о своем рисунке, о том, как он(а) понимает, что такое креативность.

В ходе обсуждения участники задают друг другу вопросы, уточняют содержание высказываний.

Подведение итогов : перечислить основные идеи, касающиеся проявлений креативности.

Занятия 4, 5

Упражнение 1.

Цель : развитие гибкости, оригинальности, точности, беглости мышления, воображения и т. д.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Нужно бросать друг другу мяч и называть какой-либо цвет, а когда ловим – предмет такого цвета. Условие – нельзя повторяться».

Упражнение 2.

Цель : развитие беглости мышления.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Мы бросаем друг другу мяч, бросающий произносит одно из трех слов: “воздух”, “земля” или “вода”, а тот, кто ловит, если прозвучало слово “воздух”, произносит наименование птицы, во втором случае (“земля”) – животного, если же было сказано “вода” – рыбы. Реагировать нужно быстро».

Упражнение 3.

Цель : расширение представлений о конкретной проблеме.

Реквизит : бумага и карандаши.

Инструкция : «Упражнение состоит из нескольких шагов. За 3 мин каждому из вас нужно написать как можно больше аргументов в пользу курения».

Через 3 мин каждый говорит, сколько аргументов у него написано. Информация не обсуждается и не комментируется.

Продолжение инструкции : «Теперь вы поделитесь друг с другом своими аргументами, при этом запомните один-два из тех, которые записал партнер, а вы не отметили, но которые кажутся вам особенно оригинальными (работа в парах)».

Через 5–7 мин – продолжение инструкции : «А сейчас за 3 мин напишите как можно больше аргументов против курения».

Через 3 мин участники обмениваются результатами своей работы в парах.

Обсуждение продолжается в общем круге: назвать самые оригинальные способы.

Упражнение 4.

Цель : развитие гибкости, оригинальности мышления.

Реквизит: мяч.

Инструкция : «Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож – придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Бросая мяч, надо сказать, что упало, например: барабан, монетка и т. д.

Тот, кто ловит мяч, говорит, кто придет, и, если у остальных появляются вопросы, объясняет, почему это происходит. Делать все постараемся как можно быстрее».

В процессе выполнения упражнения ведущий поощряет неожиданные, оригинальные идеи.

Упражнение 5.

Цель : развитие гибкости, оригинальности мышления.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Бросающий мяч говорит, где окажется тот, к кому мяч летит. Можно направлять участников в самые необычные, даже фантастические места – в шкаф, в Атлантиду, на дерево и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. Повторять места, где побывали другие, нельзя».

Упражнение 6.

Цель : развитие воображения, преодоление привычного восприятия окружающего.

Инструкция : «Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет в этой комнате, от имени которого вы произнесете короткий монолог. Когда все будут готовы к этому, кто-то из нас начнет, и все по очереди произнесут свои речи».

Упражнение 7.

Реквизит : листы бумаги, карандаши, фломастеры.

Ведущий в случайном порядке раздает каждому по три карточки, на которых напечатано по три слова.

Упражнение проводится в три этапа.

Первый этап. «Прочтите слова, напечатанные на ваших карточках. В течение 3 мин найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе свойства объектов и смыслы понятий, относящихся одновременно ко всем словам, напечатанным на каждой из карточек».

Второй этап. «Поработайте по очереди с каждой карточкой. Нарисуйте образы, возникшие у вас в связи с каждым из трех слов, написанных на ней. После этого еще раз найдите слово, обозначающее любой объект или понятие, объединяющее в себе смыслы всех трех упомянутых на карточке слов».

Когда все участники справятся с заданием, ведущий предлагает им поделиться полученными результатами и своими впечатлениями от работы.

Третий этап. На этом этапе работа продолжается с помощью приемов Э. де Боно (1967, 1973).

Рассмотрим вариант такой работы на конкретном примере.

1. Функциональный анализ (фа)

Кубик – игрушка; груз; мера веса, объема; подставка; украшение; упор; сигнал; инструмент для измельчения зерна, соли, орехов.

Трость – средство для опоры; дрова; рычаг; спортивный снаряд; измерительный инструмент.

Река – экспериментальная площадка для экологических исследований; транспортная артерия; сила, создающая электроэнергию.

2. Структурный анализ (са).

Кубик – грани, плоскости; металл, дерево или пластмасса.

Трость – набалдашник, палка, лаковое покрытие, искривленные поверхности, наконечник.

Река – берега, дно, вода, химический состав воды (водород, кислород).

3. Оценка всех факторов (овф).

Кубик : может быть набалдашником у трости; объем воды в реке может быть измерен в кубических метрах; из кубиков может быть построен мост через реку.

Трость : тростью можно играть в новый вид бильярда, где вместо шаров используется кубик, то же самое можно делать в реке; на трости можно укрепить кубические емкости и переносить в них речную воду.

Река : на реке можно выращивать тростник для изготовления тростей; кубик можно сделать из замерзшей речной воды; трость может испортиться в реке.

4. Положительное, отрицательное, интересное (пои).

Кубик :

П – очень функционален; может быть развивающим средством, строительным материалом; удобный в складировании.

О – сделанный из прочного материала, может стать причиной ушибов и травм.

Трость :

П – символ респектабельности; орудие защиты; средство для развития кистей рук; записная книжка с длительным сроком хранения сделанных пометок.

О – лишняя тяжесть; ограничивает свободу; одновременно может быть тайником, оружием и средством, вызывающим жалость к ее обладателю.

Река :

П – на реке могут быть организованы праздники с купанием, катанием на лодках, рыбной ловлей; средство орошения.

О – на реке тонут люди; по реке приплывают враги; вода – путь передачи инфекции.

В других заданиях целесообразно использование и других приемов де Боно:

• цели, задачи, намерения (ЦЗН);

• точки зрения различных лиц на эту ситуацию (ТЗ);

• основное преимущество (ОП);

• последствия и результаты (ПР);

• альтернативы, возможности, выводы из данного события (АВВ).

Упражнение 8.

Цель : развитие ассоциативных механизмов, умение давать обратную связь.

Инструкция : «Сосредоточьтесь на своем соседе справа (слева).

За 2 мин вспомните все, что он говорил, делал при выполнении заданий, как себя проявлял. Вспомните чувства, которые возникали у вас по отношению к этому человеку».

Через 2 минуты : «Теперь решите, какое из описаний природы, погоды, времени года, которое вы встречали в литературе или придуманное вами, соответствует вашим впечатлениям об этом человеке. Когда все будут готовы, каждый по очереди пусть расскажет своему соседу возникшее у него описание».

Упражнение 9.

Цель : развитие аналитических способностей.

Реквизит : мяч.

Инструкция : «Когда-то во всем мире было очень популярно движение хиппи. Хиппи имели разные традиции, привычки, обычаи, отличающие их от других людей. Одним из таких обычаев было делать какие-нибудь надписи на своей одежде, часто отражающие жизненную позицию, девиз ее обладателя. Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч со словами: «Если бы ты был хиппи, то на твоей футболке было бы написано…» – и одновременно проговаривать текст, который, с вашей точки зрения, мог быть написан на футболке человека, которому вы бросаете мяч. Тот, кому брошен мяч, должен сказать, согласен он надеть футболку с подобной надписью или нет. Надо, чтобы мяч побывал у всех, чтобы каждый из нас получил футболку с какой-то надписью».

Рефлексия происшедшего в тренинге

Участники осознают качественные изменения, которые произошли с ними в ходе тренинга.

Вопросы :

• Что дала тебе тренинговая работа?

• Произошли ли в тебе какие-либо изменения?

• Как можно использовать приобретенные навыки в работе, учебе, повседневной жизни?

Окончание встречи.