Социально – психологические основы управления

Министерство образования и науки Российской Федерации

Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по научной работе

Председатель методической комиссии МГАКХиС

______________________ Т.А. Суэтина

«__» ______________ 20__г.

УЧЕБНО — МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

направление подготовки

1. 071800 «Социально-культурная деятельность »

Профиль подготовки

  1. Менеджмент социально – культурной деятельности

2. 080200 «Менеджмент»

Профиль подготовки

1. Управление малым бизнесом

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения: очная, заочная

Москва 2011

Составитель: Алешина Е.Ф., к.и.н., доцент кафедры права и социально-культурной деятельности Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства.

Рецензенты:

Михайлова Н.Н., доктор пед.наук, профессор НИИ развития профессионального образования.

Текутьева И.И., к.и.н., профессор Московской государственной академии коммунального хозяйства и строительства.

Учебно- методическое пособие разработано для студентов, обучающихся по направлениям 071800 «Социально-культурная деятельность » и 080200 «Менеджмент».

Профиль подготовки: «Менеджмент социально-культурной деятельности», «управление малым бизнесом», М.: Московская государственная академия коммунального хозяйства и строительства, кафедры права и социально-культурной деятельности, 2011 г. – 100с.

Аннотация: Дисциплина «Социально- психологические основы управления» является дисциплиной вариативной части Гуманитарного социального и экономического цикла Б.1 направлений подготовки 071800 «Социально-культурная деятельность » , 080200 «Менеджмент», Дисциплина преподается на 2 курсе. Учебно-методическое пособие включает учебную программу, тематический план изучения дисциплины, задания для самостоятельной работы, методические рекомендации по подготовке к семинарам и практическим занятиям, написанию контрольных работ , вопросы для подготовки к зачету, глоссарий.

Содержание

1.Организационно-методические указания___________________4 стр.

2.Учебная программа дисциплины_________________________ 6 стр.

4 стр., 1513 слов

Социально-психологические закономерности деятельности менеджера

... работы - выявить существующие психологические закономерности управленческой деятельности. Объект исследования - деятельность менеджера, руководящего состава организаций. Предмет исследования - мотивационный аспект социально – психологических закономерностей деятельности менеджера. Задачи исследования: - Выявить существующие на ...

3. Семинарские и практические занятия____________________ 7 стр.

4. Контрольные работы, задания и упражнения для

самостоятельной работы________________________________ 11 стр.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины____________24стр.

1. Организационно – методические указания

1.1. Цели и задачи дисциплины:

Сочетание в курсе «Социально-психологические основы управления» двух базовых поведенческих наук – явление объективное и потому во многом предопределяющее содержание и структуру социологической и психологической подготовки студентов. Интегрирующим эти науки фактором выступает объективная реальность – включённость человека в конкретную социальную систему управления, в которой он занимает какой-то социальный статус, выполняет разнообразные социальные роли и вступает, в связи с этим в функциональные связи и отношения с другими людьми. Механизмы взаимодействия людей в организации изучает, как известно, социология. Применительно же к процессу и методам управления – социология и психология управления выступают как прикладные отрасли научного знания, способствующие повышению эффективности труда менеджеров.

Реальное поведение человека вообще, в социальной организации в частности, всегда обусловлено множеством психологических факторов, проявляющих себя во взаимодействии людей, в том числе в процессе управления. Таким образом, включённый в систему и процесс управления человек становится объектом, как минимум, двух важнейших поведенческих наук – социологии и психологии управления. Эта связь представлена в структурно логической схеме курса.

В проблеме «Человек в системе управления» много учебно-методических вопросов, имеющих большое социальное значение для практики управления и для профессиональной подготовки специалистов к эффективному управлению. Поэтому программа курса должна максимально помочь студентам осознать сущность и социальную значимость данной сферы, научиться слушать и понимать других людей, которые реализуют цели управления, решения руководителя.

На основе объективно складывающегося взаимодействия сторон управления образуется сложная система человеческих, чувственно воспринимаемых отношений, которые исследуются, прежде всего, социологией и психологией. С позиций этих наук существенно важно знать факторы человеческих возможностей и ограничений в процессе и эффективности управления. Знание основ этих наук и умение пользоваться ими могут дать приращение качества и результативности управления только тогда, когда станут личностным компонентом специалиста-выпускника ВУЗа.

Управленческая деятельность предполагает и требует наличие определённого профессионализма. Специфика управленческого труда определяется и особенностями предмета труда, который предопределяет выбор средств и методов в работе с людьми в процессе управления. Эти общие предпосылки предают курсу «Социально-психологические основы управления» теоретико-прикладной характер. Теоретическая часть курса представлена социальными и психологическими основами технологии и специфики управленческого труда, механизмом взаимодействия личности и социальной организации, реализацией их взаимных ожиданий, системой знаний о структуре психических явлений человека, на основе которых реализуется социальная активность людей, включённых в организацию и процесс управления другими темами.

12 стр., 5762 слов

1.1. Предмет и задачи курса социологии

... по Конту, из котор должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое в его целостности. в) Основные труды О. Конта: 1. «Курс позитивной философии» в 6-ти томах ... различать в нем 2 аспекта: онтологический и методологический. Признание соц-ии специфической наукой дополняется в “социологизме” своеобразным социологич экспансионизмом (“социологический империализм”). Соц-ия мыслилась ...

Второй методически важный аспект овладения курсом – формирование у студентов навыков «системного мышления», поскольку системны объекты и предметы изучаемых наук, а так же и технологии управления. Такая учебно-методическая работа требует дополнительной подготовки преподавателей, но она необходима для формирования у студентов целостного представления об объекте и процессе управления, о системе методов управления.

Изучение курса преследует и другие цели: способствовать самосознанию студентами себя в роли руководителя, углубленному пониманию своих социальных функций в жизнедеятельности коллектива, овладению системой методов активизации человеческих ресурсов для достижения целей управления, использованию знаний социологии и психологии управления для улучшения подбора и расстановки кадров и др. Реализация этих и других целей курса должна способствовать развитию личности будущего организатора процесса управления, расширению горизонтов его профессиональной эрудиции, психологической переориентации к деятельности в условиях рыночной экономики.

Все отмеченные выше целевые и методические указания соответствуют требованиям Госстандарта РФ.

Особое внимание программа курса и его методическое обеспечение уделяет социологии и психологии принятия управленческих решений, конфликтологии.

1.2. Требования к знаниям и умениям студентов

студент должен знать: объект, предмет, задачи и принципы курса; социально-психологические ресурсы эффективного управления; критерии оценки управленческого труда; сущность и структуру социальной организации; особенности аппарата управления как социальной группы; социальные позиции и роли личности в системе управленческих решений; объективные предпосылки процесса управления; роль руководителя в системе управления; состав управленческих способностей; структурно-психологический критерий деления способностей; понятие и структуру организационно-управленческой культуры; условия, основные факторы, субъекты социального партнерства; социальные технологии и особенности управления в XXI веке; зарубежный опыт социологии и психологии управления;

студент должен уметь: анализировать социальную природу управления (ресурсы; последствия и ответственность за результаты управления); социальные процессы в трудовой организации; деятельность руководителей по укреплению социально-психологического единства между всеми социальными группами системы управления; личностный потенциал работника в рыночных условиях хозяйствования; проблемы иерархии и власти в управлении; особенности управленческого комплекса ролей руководителя в условиях рынка; организационно-управленческую культуру как цель и продукт управленческого труда; психологические проблемы трудовых организаций в рыночных условиях хозяйствования.

  1. Учебная программа дисциплины

Раздел 1. Социология управления

Введение

8 стр., 3517 слов

Глава1. Понятие и сущность организации

... понятие и сущность организации, понятие и типы организационных структур управления; Что такое организация. Важно иметь представление, что таится под организацией. К примеру можно привести, следующее определение понятия организации ... управленческой деятельности. Они были расположены таким образом: - школа научного управления ... сторон функционирования организаций в условиях современной действительности, ...

Объект, предмет и задачи социологии управления. Понятие социологии управления. Содержательная структура социологии управления. Социальная сущность и принципы управления. Со­циологические методы управления.

Тема 1. Особенности управленческой деятельности в организации

Социальная организация как объект управления. История терминов «группа», «организация». Виды и структура групп. Группа как основа социальной организации. Формальные, не­формальные и вне формальные организации. Групповая динами­ка: понятие, характеристики, факторы, влияющие на групповую динамику.

Метод социометрии. Основной закон социометрии.

Методы и современные технологии управления.

Зарубежный опыт управления.

Тема 2. Управление организационным развитием и изменениями

Понятие и типы команд. Построение эффективных групп и команд. Роль командной работы в организации. Исследование эффективности групп и команд.

Организационное развитие: понятие, отличительные осо­бенности, концепции, основные принципы, ценности. Организа­ционные изменения. Модели организационных изменений.

Тема 3. Управление в неблагоприятных условиях

Виды неблагоприятных факторов и их влияние на деятель­ность организации. Управление организацией, находящейся в условиях стресса. Особенности управления в экстремальных условиях и условиях риска. Социально-психологические техно­логии управления организацией в неблагоприятных условиях.

Раздел 2. Психология управления

Введение

Психология управления как самостоятельная научная дис­циплина. Цели, задачи, содержание, специфика психологии управления. Связь с другими науками. Методологические под­ходы. Эволюция управленческой мысли. Основные школы и теории управления. Уровни управления. Функции управления.

Тема 1. Проблема мотивации в системе управления

Понятие мотивации, и её роль в процессе управления. Виды и характеристика мотивирующих факторов. Теории мотивиро­вания к труду. Мотивационный процесс. Разработка программ мотивирования работников.

Тема 2. Руководитель в системе у правления

Понятие руководства. Управленческие роли руководителя. Руководство и лидерство. Стили руководства и лидерства. Про­блема власти в управлении. Власть, авторитет, иерархия и власть, мотивация власти. Роль руководителя в становлении коллектива. Особенности личности руководителя, обеспечи­вающие успех в управленческой деятельности,

Тема 3. Личность в системе управления

Проблема человеческого фактора в управлении. Социально-психологические особенности личности испол­нителя.

Тема 4. Конфликты в управлении

Понятие, структура, типы, функции конфликтов. Конструк­тивные и деструктивные конфликты. Этапы развёртывания кон­фликта. Способы поведения в конфликтной ситуации. Методы урегулирования конфликтов. Наиболее распространённые ошибки при поведении в конфликтной ситуации.

Тема 5. Принятие управленческих решений

Понятие и виды управленческих решений. Общая характе­ристика процессов принятия управленческих решений. Струк­тура принятия управленческих решений. Индивидуальные раз­личия управленческих решений.

Методы и технологии принятия управленческих решений.

19 стр., 9227 слов

Мотивация самостоятельной работы студентов-психологов

... является эмпирическое изучение мотивации самостоятельной работы студентов-психологов. Объект исследования - мотивация учебной деятельности студентов-психологов. Предмет исследования - мотивация самостоятельной работы студентов-психологов Задачи исследования: - ... если все осуществляется с помощью мотива? В этом случае понятие «мотивация» становится лишним. В.Г. Леонтьев (1992) выделяет два ...

3. Семинарские и практические занятия

3.1. Методические рекомендации по подготовке студентов к практическим занятиям.

В процессе самостоятельной работы студентов ставится цель закрепить, углубить и расширить знания, полученные учащимися в ходе аудиторной работы, а также сформировать навыки самостоятельной работы с научной, учебной и учебно-методической литературой, развить мышление студентов, раскрыть их креативный потенциал.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются: изучение основной и дополнительной литературы, аннотирование книг и статей, написание докладов и рефератов, разработка научно-исследовательских и творческих проектов и презентаций, подготовка к семинарским и практическим занятиям, круглым столам, учебно-теоретическим конференциям, самостоятельная подготовка к зачету.

Каждое занятие включает обсуждение подготовленных студентами выступлений, докладов, эссе, рефератов, презентаций, контрольных заданий. Вопросы и задания могут быть использованы как для занятий в аудитории, так и для организации самостоятельной работы студентов по усвоению знаний, умений и навыков, овладению соответствующими компетенциями, а также для самоконтроля уровня их сформированности. Для каждого занятия разработаны темы докладов, рефератов, эссе, контрольные вопросы и задания.

Вопросы и задания для контрольных работ могут быть использованы как после изучения отдельной темы, так и для организации итогового контроля. Тестовые задания могут применяться на семинарских занятиях и в ходе самостоятельной работы студентов.

Учебный процесс предполагает применение заданий различных типов и требует от студентов различных подходов в выявлении знаний, умений и навыков: конструирование ответов на вопросы, выбор из предложенных ответов, составление схем и таблиц, подготовка текста доклада или презентации, аргументация своей точки зрения в процессе дискуссии и т.д. Альтернативный подход к подготовке и работе на семинарских занятиях способствует развитию у студентов творческих мыслительных способностей.

Подготовку к практическому занятию следует начинать после консультации с преподавателем и в определенной последовательности:

1. Необходимо изучить тему и план занятия, содержание основных вопросов для обсуждения, темы докладов, задания для самостоятельной работы, а также список литературы.

2. Подобрать в библиотеке и на Интернет-ресурсах необходимую литературу. Ознакомиться с содержанием книги или статьи, отметить те части текста, в которых вопросы семинара раскрываются наиболее глубоко и подробно, сделать в книге закладки.

3. После подбора и предварительного просмотра литературы необходимо приступить к ее углубленному изучению. В ходе углубленного чтения выделять главные мысли, проблемы, требующие дополнительного обоснования, практического решения и т.д. В процессе углубленного чтения литературы составляются краткие конспекты, тезисы будущих выступлений, делаются необходимые выписки.

4. Подготовка теоретических вопросов к семинарскому занятию, круглому столу, конференции требует осмысления их студентами с точки зрения связи с реальной жизнью и возможностью реализации на практике. По каждому вопросу студент должен быть готов высказать и собственную аргументированную точку зрения.

7 стр., 3192 слов

Занятия для самостоятельной работы студентов

... Akademia, 2000.. 7.. Ларикова Л.В. Творчество в образовании, культуре и искусстве. - Пермь, 2000. - С. 49 - 52. Занятия для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов, предусмотренная учебным планом в объеме 50-70% ...

5. При подготовке презентации по теме практического занятия необходимо ознакомиться с ее структурой и содержанием.

Выступление на семинаре, конференции, круглом столе представляет собой устный ответстудента на заранее поставленные вопросы и подготовленные на основании указанной преподавателем литературы. В ответе должны быть представлены общетеоретические и практическиеаспекты рассматриваемого вопроса, различные точки зрения. Выступление не должно представлять собой пересказ учебного пособия или статьи. Оценивается умение студента выступать перед аудиторией. Представленный материал должен рассказываться, а не полностью считываться с листа.

Под докладом подразумевается итог самостоятельной исследовательской работы студента. Чтобы его подготовить, необходимо не только познакомиться с определенной научной литературой, но и выдвинуть свою гипотезу, провести сбор эмпирического материала (например, в клубе или творческом центре), используя самостоятельные наблюдения, применяя устные опросы, анкеты, тесты, изучить необходимые документы и т.д., проверить гипотезу, прийти к обоснованным выводам, доказать правильность собственного решения проблемы и оформить полученные результаты в виде письменной работы. Остальные требования к докладу такие же, как и к реферату.

При выставлении баллов за доклад могут учитываться следующие критерии:

  • полное раскрытие темы и соблюдение логичности изложения – 1 балл;
  • наличие собственных выводов и предложений, обобщений, критического анализа – 1 балл;
  • наличие анализа использованных источников- 1 балл;
  • правильность оформления, -1 балл.
  • качество устного выступления: умение говорить публично, заинтересовать слушателей, владение речью, ясность, образность, живость речи – 1 балл.

Конспекты статей, параграфов и глав или иного полного текста книг оцениваются с учетом труда, вложенного в их подготовку. Они не подменяются планами работ или полностью переписанным текстом: студент должен научиться отбирать основное. Конспект пишется в тетради, от руки, с обозначением фамилии владельца. Обязательно указывается автор книги (статьи), место и год издания, а на полях помечаются страницы, где расположен конспектируемый текст. Качество конспекта повышается, когда студент сопровождает его своими комментариями, схемами или таблицами.

При оценке работы студента преподаватель должен учитывать:

  • наличие конспекта статьи или параграфов и глав или иного полного текста книг – 1 балл;
  • умение анализировать, представлять собственные выводы и предложения – 1 балл.

Эссе – письменная работа, в которой студент должен представить свою точку зрения на решение какой-либо проблемы. Формулирование проблемы или круга проблем может быть компетенцией преподавателя или самого студента. Целесообразность использования этой формы самостоятельной работы в процессе обучения подтверждается, прежде всего, тем, что она позволяет формировать и развивать у студентов навык выработки суждения, что является одним из основных критериев оценки качества специалиста. Использование формы эссе дает возможность преподавателям выявлять способность и умение студентов излагать изученный материал своими словами, оценивать уровень понимания и усвоения ими полученной информации. Студенты получают возможность (особенно на младших курсах, когда у них еще недостаточно развит навык системного изложения материала) в свободном, доступном для них стиле высказать свое мнение о предмете.

12 стр., 5779 слов

Влияние личности руководителя на управление карьерой работников

... важности влияния личностных качеств руководителя на процесс управления и разработанности практических рекомендаций организации процесса. Объектом работы является отделение ГУ ЦБ ... управления. В третьем разделе курсовой работы мы рассмотрим пути совершенствования личности руководителя. РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК САМОРАЗВИВАЮЩЕЙСЯ СИСТЕМЫ Руководитель ...

При выставлении баллов за эссе могут учитываться следующие критерии:

  • полное раскрытие темы и соблюдение логичности изложения – 1 балл;
  • наличие собственных выводов и предложений, обобщений, критического анализа – 1 балл;
  • использование широкой информационной базы – 1 балл;
  • правильность оформления, соблюдение правил цитирования -1 балл.

Собеседование с преподавателем по терминологическому словарю. На каждом практическом занятии преподаватель проводит выборочный опрос студентов на знание изучаемой терминологии по данной дисциплине. В зависимости от объема изучаемого материала к каждому практическому занятию студентыдолжны запоминать от 5 и более терминов. Таким образом, по каждому из модулей может быть проверено от 20 и более терминов.

При выставлении баллов за термины могут учитываться следующие критерии:

  • даны правильные формулировки по всем терминам, задаваемым преподавателем – 2 балла;
  • допускал неточности в изложении, формулировках -2-1 балл;
  • неполный ответ, не точная формулировка термина -1 балл;
  • неправильный ответ – 0 баллов.

3.2. Планы групповых занятий и образовательные технологии

Семинар. Тема 1. Управление конфликтами

Цель: формирование у студентов системы знаний о конфликте в социологии и психологии управления, о функциях конфликта, об основных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях и способах урегулирования конфликта

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие, типология, этапы развития конфликта.
  2. Позитивные и негативные функции конфликта.
  3. Стратегии поведения в конфликтной ситуации (по Тома­су — Килмену).
  4. Правила поведения в конфликте. Ошибки поведения в условиях конфликта.
  5. Способы урегулирования конфликта.

Образовательные технологии: классические, активные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

1. Определите понятие «Конфликт».

2. Составьте таблицу: «Типология конфликтов».

3. Составьте схему: «Стратегии поведения в конфликтной ситуации».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), обсуждение эссе, докладов, презентаций, подготовленных по теме семинара, проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

4 стр., 1968 слов

Воспитательная работа классного руководителя

... работы классный руководитель определяет содержание и различные формы работы с детьми и оформляет план воспитательной работы. Наиболее распространенной является такая структура плана, которая представляет одновременно работу классного руководителя ... Классный руководитель - член педагогического коллектива Организаторскую и воспитательную работу он проводит не в одиночку, а под управлением директора ...

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

Семинар. Тема 2. Корпоративная культура

Цель: формирование у студентов системе знаний о корпоративной культуре в организации, о роли руководителя в ее формировании, об эффективных методах создания и развития корпоративной культуры.

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие, структура и характеристики корпоративной культуры в организации. Типология корпоративной культуры.
  2. Развитие и поддержание корпоративной культуры.
  3. Роль руководителя в формировании корпоративной культуры.
  4. Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность.

Образовательные технологии: классические, активные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Составьте схему: «Типология корпоративной культуры».
  2. Составьте таблицу: «Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

«Круглый стол». Тема 3. Личность в системе управления.

Цель:сформировать у студентов систему знаний в области социально-психологических характеристик управленческой личности, о взаимодействии руководителя и исполнителя, умений и способностей к управленческой деятельности.

Темы докладов:

  1. Модели поведения руководителя.
  2. Методы руководства и подчинения.
  3. Особенности руководства подчиненными с различными типами мышления.

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности личности руководителя.
  2. Человеческий фактор в управлении.
  3. Особенности личности исполнителя.
  4. Способности к управленческой деятельности.
  5. Психологический практикум.

Образовательные технологии: интерактивные.

Задания для самостоятельной работы студентов:

Письменно выполните задания:

  1. Составьте таблицу «Типология психологических характеристик личности руководителя».
  2. Составьте схему «Особенности руководства исполнителями, принадлежащими к различным психологическим типам личности».

Формы контроля самостоятельной работы студентов: устный опрос (групповой или индивидуальный), проверка выполнения заданий для самостоятельной работы.

Формы текущего контроля знаний и освоенных компетенций: устный опрос (групповой или индивидуальный), проведение контрольных работ, тестирование (письменное или компьютерное).

8 стр., 3914 слов

Методические указания по выполнению рефератов, контрольных работ

... и глубины. 8.Составление библиографии, тематических обзоров, рецензий, рефератов для изложения существа отдельных положений, основных точек ... формулировка гипотезы исследования, проведение опытно-экспериментальной работы, проведение контрольных срезов, обобщение и формулировка ... Объяснительные и описательные гипотезы. 6. Стратегический план исследования. 7. Тезаурус и ключевые понятия исследования. ...

4. Контрольные работы, задания и упражнения для самостоятельной работы

4.1.1. Методические указания по выполнению контрольной работы.

1. Выбор темы.

Тема должна быть привлекательна для студента новизной, субъективной значимостью, желанием расширить свои представления о дисциплине. Необходима соответствующая база для выполнения контрольного задания по выбранной теме, что предполагает доступность специальной литературы требуемой тематики в библиотеках или Интернет-ресурсах.

2. Подбор литературы по теме.

При подборе литературы целесообразно руководствоваться следующими критериями:

— Полнота охвата материала по теме. Не следует ограничиваться одним или двумя источниками, поскольку полноценная контрольная работа должна отражать не только многочисленные факты, но и различные (порой противоположные) мнения по определенным вопросам, а также демонстрировать широкий кругозор, уровень подготовленности студента по теме, знание научной проблематики.

— Научный уровень издания. При выборе литературы следует отдавать предпочтение научным изданиям и избегать обращения к популярным и научно-популярным брошюрам (вид издания указывается в аннотации).

— Новизна материала. Как правило, при наличии выбора следует использовать более поздние по времени издания, поскольку они, с одной стороны, используют предшествующий опыт изучения проблемы, с другой — содержат оценку современного состояния изучаемой дисциплины.

3. Предварительное изучение литературы и составление плана.

На этом этапе можно ограничиться просмотром оглавления и, при необходимости, отдельных разделов для формирования основы плана контрольной работы.

Главные требования к плану: он должен быть выстроен логически правильно, названия разделов должны быть сформулированы в жанре научного сочинения, а не публицистической или популярной статьи, кратко и в то же время отражать основное содержание раздела.

4. Работа над текстом.

Во введениинеобходимо отразить актуальность темы и дать общую характеристику литературы по теме, сформулировать задачи, которые ставит автор.

В основной части(число разделов определяется самостоятельно) целесообразно выстроить материал таким образом, чтобы его анализ включал и раскрывал:

— цели и задачи изучаемой дисциплины;

— содержание изучаемой дисциплины;

— формы изучаемой дисциплины;

— объект изучаемой дисциплины;

— объективные результаты;

— авторское отношение к исследуемому объекту.

На использованные в тексте цитаты должны быть сделаны ссылки. В конце каждого раздела необходимо сформулировать выводы.

В заключении делаются выводы, отражающие значение изучаемой дисциплины, изложенные последовательно но степени значимости, то есть от общего к частному.

Список литературы.

Критерии оценки:

1) глубина и полнота раскрытия темы (избранного аспекта темы);

2) самостоятельность и оригинальность мысли: умение выделить проблему, связать теорию с практическими нуждами, историю с современностью;

3) умение работать с источниками (реферирование, а не списывание);

4) логичность, ясность, грамотность изложения;

5) соблюдение правил оформления.

4.1.2.Примерная тематика контрольных работ

Тема 1. Корпоративная культура

План

  1. Понятие, структура и характеристики корпоративной культуры в организации. Типология корпоративной культуры.
  2. Развитие и поддержание корпоративной культуры.
  3. Роль руководителя в формировании корпоративной культуры.
  4. Влияние корпоративной культуры на организационную эффективность.

Тема 2. Социальное партнёрство как управленческая проблема

План

  1. Социальное партнёрство в социально-трудовой сфере, как общественное явление.
  2. Условия, основные факторы и субъекты социального партнёрства.
  3. Механизм управления через систему социального парт­нёрства.

Тема 3. Исторические этапы развития социально-психологических основ управления

План

  1. Возникновение и эволюция управленческой мысли.
  2. Основные подходы, теории и школы управления.
  3. Отечественная и зарубежная социальная психология на современном этапе.

Тема 4. Социально-психологические аспекты развития группы

План

  1. Формальные и неформальные группы. Теории малых групп. Групповые нормы.
  2. Социальная роль и социальный статус. Критерии роле­вого поведения.
  3. Психологические механизмы саморегуляции группы. Малая социальная группа, как социально-психологическая ха­рактеристика организации.

Тема 5. Социально-психологические аспекты управленческого общения

План

  1. Общение и его роль в деятельности руководителя и под­чинённых.
  2. Формы, принципы, уровни и стадии управленческого общения.
  3. Социальное восприятие как функция общения.
  4. Методы руководства и подчинения.
  5. Способы манипулирования людьми.

Тема 6. Социально-психологические механизмы групповой динамики

План

  1. Понятие групповой динамики.
  2. Механизмы групповой динамики.
  3. Динамика неформальной группы и её использование в сфере управления.

Тема 7. Конфликты в управлении

План

  1. Природа и социальная роль конфликтов. Причины их возникновения.
  2. Классификация конфликтов. Типы поведения людей в конфликтных ситуациях.
  3. Способы разрешения конфликтов.
  4. Стратегия поведения руководителя в условиях конфликта.

Тема 8. Социально-психологические аспекты принятия управленческих решений

План

  1. Психологические подходы к принятию решений.
  2. Классификация решений и этапы выработки решений.
  3. Методы решения управленческих задач.
  4. Модели поведения руководителя в процессе принятия решения.

Тема 9. Стили руководства и управления

План

  1. Различие понятий «руководство» и «лидерство».
  2. Теории индивидуальных стилей руководства Макгрегора, Лайкерта, К. Левина.
  3. Авторитарный, демократический и нейтральный стили руководства: их характеристики.

Тема 10. Лидерство

План

  1. Сущность лидерства. Теории лидерства.
  2. Отношения «лидер — группа». Лидерство и факторы формирования «команды». Лидеры и элитные группы в органи­зации.
  3. Психологические противопоказания к руководящей ра­боте.

Тема 11. Психологические особенности личности руководителя

План

  1. Личность руководителя как интегрирующая система.
  2. Типология психологических характеристик личности руководителя.
  3. Управленческие роли руководителей.
  4. Уровни притязаний руководителя.
  5. Творческий потенциал личности руководителя.

Тема 12. Психология управления мотивацией

План

  1. Мотивирование деятельности работников – важнейшая функция менеджера.
  2. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу и двухфакторная теория мотивации Херцберга.
  3. Принципы управления мотивацией работников для ме­неджера.
  4. Принципы управления собственной мотивацией работ­ника.

Тема 13. Личность в группе

План

  1. Социальные роли личности. Критерии ролевого пове­дения.
  2. Закон социометрии — закон поведения личности в ма­лой группе.
  3. Референтные группы и личность.

Тема 14. Психологические особенности руководства людьми с различными типами темперамента

План

  1. Социально-психологические черты личности исполни­теля.
  2. Особенности руководства исполнителями, принадлежа­щими к различным психологическим типам личности.

Тема 15. Психология переговорного процесса

План

  1. Типичные модели поведения на переговорах.
  2. Психология эффективного переговорного процесса.
  3. Психологические основы деструктивной переговорной тактики и способы её преодоления.

Тема 16. Социально-психологический климат в трудовом коллективе

План

  1. Воздействие макро- и микросреды на социально-психологический климат коллектива.
  2. Основные методы диагностики психофизиологической и социально-психологической совместимости людей в коллекти­ве.
  3. Роль руководителя в создании благоприятного социаль­но-психологического климата.

Тема 17. Психологический портрет менеджера

План

  1. Профессионально важные психологические качества менеджера.
  2. Психологическая подготовка менеджеров в профессио­нальных школах бизнеса в различных странах.

Тема 18. Создание имиджа как составная часть культуры общения менеджера

План

  1. Имидж менеджера и его слагаемые.
  2. Принципы создания имиджа.
  3. Формула воздействия имиджа.
  4. Схема самопрезентации менеджера.

Тема 19. Повышение стрессоустойчивости менеджера

План

  1. Теория стресса Г. Селье. Основные стрессообразуюшие факторы.
  2. Психологические эго-защиты.
  3. Техники психической саморегуляции и их роль в профи­лактике психосоматических реакций, вызванных стрессом.

Тема 20. Способности к управленческой деятельности

План

  1. Структура способностей человека.
  2. Способности к управленческой деятельности.

21. Социальные технологии и особенности управления в XXI веке

План

  1. Инновационно-практическая направленность социаль­ных технологий.
  2. Социальные технологии формирования лидера и коман­ды.
  3. Социальные технологии управления в экстремальных ситуациях.
  4. Социальные технологии функционирования и управле­ния организацией.

22. Особенности управления подчинёнными с различными типами мышления

План

  1. Мышление: понятие, типы, индивидуальные различия.
  2. Особенности управления подчинёнными с различными типам и мышления.

4.1.3. Методические указания по выполнению реферата.

В качестве образовательной технологии в учебном процессе применяется подготовка студентами рефератов по предлагаемым в планах практических занятий темам (См. п 3.2).

Реферат- письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение срока (от одной недели до месяца).

Реферат (от лат. referrer — докладывать, сообщать) — краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос — что содержится в данной публикации (публикациях).

Однако реферат — не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем. В реферате нужны развернутые аргументы, рассуждения, сравнения. Материал подается не столько в развитии, сколько в форме констатации или описания. Содержание реферируемых произведений излагается объективно от имени автора. Если в первичном документе главная мысль сформулирована недостаточно четко, в реферате она должна быть конкретизирована и выделена.

Функции реферата:

Информативная (ознакомительная);

поисковая;

справочная;

сигнальная;

индикативная;

адресная коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Требования к языку реферата: он должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата:

Титульный лист.

После титульного листа на отдельной странице следует оглавление(план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.

После оглавления следует введение.Объем введения составляет 1,5-2 страницы.

Основная частьреферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблицу — обязательно сделайте ссылку на того автора у кого вы взяли данный материал.

Заключениесодержит главные выводы, и итоги из текста основной части, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

Библиография (список литературы) здесь указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.

Этапы работы над рефератом.

Работу над рефератом можно условно подразделить на три этапа:

Подготовительный этап, включающий изучение предмета исследования;

Изложение результатов изучения в виде связного текста;

Устное сообщение по теме реферата.

Подготовительный этап работы.

Формулировка темы.

Подготовительная работа над рефератом начинается с формулировки темы. Тема в концентрированном виде выражает содержание будущего текста, фиксируя как предмет исследования, так и его ожидаемый результат. Для того чтобы работа над рефератом была успешной, необходимо, чтобы тема заключала в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников. Грамотно сформулированная тема зафиксировала предмет изучения; задача студента — найти информацию, относящуюся к данному предмету и разрешить поставленную проблему.

Выполнение этой задачи начинается с поиска источников. На этом этапе необходимо вспомнить, как работать с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); как работать с систематическими и алфавитными каталогами библиотек; как оформлять список литературы (выписывая выходные данные книги и отмечая библиотечный шифр).

Работа с источниками.

Работу с источниками надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении закладками отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание ученика на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

Наилучший способ научиться выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции — это сравнительное чтение, в ходе которого студент знакомится с различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования).

Если в конспектах приводятся цитаты, то непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, № страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Создание текста.

Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: он должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотносительность отдельных компонентов, а цельность — смысловую законченность текста.

С точки зрения связности все тексты делятся на тексты — констатации и тексты — рассуждения. Тексты-констатации содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается им оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата.

Изложение материала в тексте должно подчиняться определенному плану — мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы — от реферата до докторской диссертации — строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования к введению.

Введение — начальная часть текста. Оно имеет своей целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.

Во введении аргументируется актуальность исследования, — т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения — в среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предполагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы основная часть не имела форму монолога. Аргументируя собственную позицию, можно и должно анализировать и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, чему-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов — компиляции.

Изложение материала основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение.

Заключение — последняя часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части — пусть это будут две-три фразы. Но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 печатных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа формата А4. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 12-14, интервал — 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

4.2. Контрольные вопросы, тесты и методические рекомендации по организации самоконтроля знаний

Комплексное изучение студентами основного содержания дисциплины «Психология социального взаимодействия» предполагает овладение материалами лекций, учебников и учебных пособий, творческую работу в ходе проведения практических занятий, а также целенаправленную, систематическую деятельность по самостоятельному закреплению, углублению и расширению знаний данной дисциплины.

4.2.1. Тесты для самопроверки знаний.

1. Для какого стиля мышления характерны эмпирический склад ума, опора на мнение экспертов, упрощение?а) для аналитика

б) для реалиста

в) для синтезатора

2. Просить помощи, избегать конфликта, поддерживать постоянную связь – такое поведение будет уместно по отношению:

а) к идеалисту б) к реалисту в) к прагматику 3. Что включает в себя понятие «лидер»?а) чёткие, ясные цели, мощное желание достичь этих целей б) манипулирование людьми в) объединение людей 4. Какая коммуникационная роль у секретаря?а) сторож б) связной в) лидер мнений г) космополит5. Что следует относить к специальным знаниям менеджера?

а) способность работать в команде б) логическое мышление в) эрудиция

6. Имидж руководителя -это: а) современные требования к внешнему облику руководителя в соответствии с ожиданиями коллектива б) способность быть ведущим в) способность предъявлять к людям адекватные требования в зависим ости от особенностей ситуации

7. Харизма — это:а) стиль поведения руководителя б) принцип управления в) власть примера

8. Психологическое состояние «мы», характерное для общности:

а) унифицирует её б) порождает противопоставление себя другим

9. Такие характеристики систем управления как «пожизненный найм», «неформальный контроль», «принцип старшинства» при оплате и назначениях нашли отражение в:а) японском менеджменте б) американском менеджменте в) российском менеджменте

10. Наиболее эффективны результаты совместного труда в группах численностью: а) 7 человек 6) 14 человек в) 21 человек

11. Потребность руководителя в успехе, уважении, власти относится к потребностям:а) первичным б) физиологическим в) психологическим г) врождённым

12. Усиливают внушаемость следующие факторы:а) ослабление контроля б) интенсификация общения в) деморализация, нестабильность

13. В частной организации работает 30 человек. Среди них появился неформальный лидер в сфере деятельности руководителя (руководитель является собственником организации).

Какой наилучший выход для руководителя в данной ситуации:

а) не обращать внимания б) уволить неформального лидера в) повысить и сделать своим заместителем г) поставить на своё место, а самому остаться хозяином организации и получать часть прибыли как собственник

14. К какому из основных типов исполнителей трудовых заданий относится работник, ориентированный на творческий подход к работе, самостоятельно мыслящий, стремящийся к поиску наилучших решений: а) самостоятельный исполнитель б) предприимчивый исполнитель в) застенчивый исполнитель г) терпеливый исполнитель

15. Какой характерный признак малой формальной группы из перечисленных означает официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений?а) коммуникация 6) позиция в) статус г) роль д) композиция

16. С каким подходом к подбору служащих ближе всего ассоциируется групповая дискуссия без лидера:

а) тест способностей

б) личное интервью

в) анализ содержания работы

г) оценочный центр

17. Какая стратегия поведения в конфликтной ситуации предпочтительна, если у сторон примерно одинаково убедительные аргументы, силы, ресурсы и т.д.:а) соперничество б) сотрудничество в) компромисс г) приспособление д) избегание

18. Глубокое дыхание животом, плавные движения. румянец, низкий грудной голос — характерны для:а) визуалистов б) аудиалистов в) кинестетиков

19. Посадка на стул верхом, руки на пояснице, ноги расставлены, демонстрация большого пальца – это жесты, свидетельствующие о:

а) нервозности

б) агрессии

в) решительности

20. Медитация, аутотренинг, восточные психотехники, методика «дзен» — это:

а) групповая психотерапия

б) методы «мозгового штурма»

в) способы повышения стрессоустойчивости менеджера

21. Когда человека постоянно что-то тревожит, эта тревога порождена:

а) врожденным психическим заболеванием

б) событием из его личной жизни

в) его Суперэго г) психическим детерминизмом

22. Если человеку тяжело что-то переживать, его Эго старается избавиться от этого чувства при помощи психических механизмова) вытеснения б) переноса в) рационализации г) замещения

2З. Приписывание своих ощущений кому-то другому — это:

а) вытеснение, б) перенос, в) рационализация, г) замещение.

24. Психоанализ может помочь а) понять поведение окружающих; б) понять себя, своих коллег и подчиненных; в) найти конкретные способы лечения психических травм.

25. Теория научения развивалась в работах Павлова, Уотсона и Скиннера. Один из основных элементов этой теории — концепция изменения человеческого поведения. Она оперирует понятиями:а) «механизмы» б) «психический детерминизм» в) «иерархия потребностей» г) «условные рефлексы»

26. Согласно среднестатистическим данным спад работоспособности здорового человека обычно приходится на:

а) 2 часа ночи

б) 8 часов утра

в) 4 часа утра

27. Использованная должным образом обратная связь, может стать незаменимым инструментом.

а) обучения нормам приемлемого поведения б) обеспечения желаемого поведения в) исправления нежелательного поведения г) предупреждения нежелательного поведения

28. Укажите, какая категория имеет психологическую природу и занимает особое место в структуре неформальных отношений.а) лидерство

б) руководство. в) подчинение

29. Согласно Маслоу, поведение работника зависит от удовлетворения той потребности, которая стала для него главной в данное время. Поэтому менеджер должен:

а) попытаться определить эту потребность, чтобы дать работнику возможность удовлетворить все в ходе работы

б) заметить работнику, что первым делом он должен думать об интересах компании

30. Удовлетворенная потребность больше не служит стимулом:

а) верно

б) неверно

  1. Вопросы к зачету
  1. Дайте характеристику психологии управления как само­стоятельной научной дисциплины.
  2. В чём заключаются цели, задачи, содержание, специфи­ка психологии управления?
  3. Как вы понимаете предмет и объект психологии управ­ления?
  4. Какие функции управления вы знаете?
  5. Какие основные категории психологии управления вам известны?
  6. В чём сущность основных подходов, теорий и школ к проблеме управления?
  7. Какие уровни управления вы знаете? Охарактеризуйте их.
  8. Что такое мотивация и какова её роль в процессе управления?
  9. Какие виды мотивирующих факторов вам известны? Охарактеризуйте их.
  10. Дайте характеристику основных теорий мотивирования к труду.
  11. В чём заключается сущность мотивационного процесса?
  12. Каким образом осуществляется разработка программ мотивирования работников?
  13. Что такое руководство?
  14. Какие управленческие роли руководителя вы знаете?
  15. Как вы понимаете взаимосвязь между терминами «ру­ководство» и «лидерство». Стили руководства и лидерства.
  16. В чём заключается проблема власти в управлении. Как соотносятся понятия: власть, авторитет, иерархия и власть, мо­тивация власти.
  17. Какова роль руководителя в становлении коллектива?
  18. Что такое человеческий фактор, и каким образом он влияет на процесс управления?
  19. Какие психологические качества необходимы руководи­телю, лидеру для успешного осуществления управленческой деятельности?
  20. Что такое конфликт? Какие способы поведения в кон­фликте Вы знаете?
  21. Дайте характеристику управленческих решений.
  22. Объясните особенности стратегий и тактик принятия управленческих решений.
  23. Объект, предмет и задачи социологии управления. Поня­тие социологии управления. Содержательная структура социо­логии управления.
  24. В чём заключается социальная сущность и принципы управления?

Какие социологические методы управления вы знаете?

  1. Что такое «социальная организация», «группа»? Виды и структура групп?
  2. Почему группа является основой социальной организа­ции?
  3. В чём различия между формальными, неформальными и внеформальными организациями?
  4. Групповая динамика: понятие, характеристики, факторы, влияющие на групповую динамику.
  5. В чём сущность метода социометрии?
  6. Какие современные методы и технологии управления вам известны?
  7. Что такое команда? Каким образом строятся эффектив­ные группы и команды?
  8. Какова роль команды в организации?
  9. Какие критерии эффективности групп и команд вы мо­жете отметить?
  10. Как вы понимаете термин «организационное развитие»?
  11. Какие концепции и основные принципы организацион­ного развития вам известны?

4.4. Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины под руководством преподавателя

Курс «Социально-психологические основы управления» имеет значение для освоения студентами дисциплин профильной направленности, необходимо ак­тивизировать познавательную деятельность учащихся. В целях активизации познавательной деятельности студентов, развития спо­собности анализировать научные и практические проблемы необходимо включение в лекции следующих методов и приемов: элементов диалога, эвристической бесе­ды, групповой дискуссии, анализа конкретных ситуаций и др.

Использование наглядного материала на лекции (возможно использование рисунков, иллюстраций, фотографий, обучающих кинофильмов, слайдов и др.).

Проведение практических занятий осуществляется с использованием учебно-методического комплекса (рабочей тетради студентов) и организуется в соответст­вии с темами дисциплины. Каждая тема включает в себя ключевые понятия, цели обучения, конкретные задания. К каждому заданию дается краткая, исчерпываю­щая инструкция.

При самостоятельной работе рекомендуется составлять схемы, подбирать примеры под изучаемый теоретический материал, т.к. это позволит освоить его прочнее.

В течение семестра студентам так же рекомендуется самостоятельно состав­лять словарик основных понятий курса, по мере изучения дисциплины.

Промежуточный контроль предполагает проведение тестов промежуточного контроля, отчет по результатам самостоятельной и практической работы.

Итоговый контроль осуществляется на основании проведенной промежуточ­ной аттестации и итогового теста. Форма итогового контроля — зачет.

5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

Изучение основной и дополнительной литературы является наиболее распространённой формой самостоятельной работы студентов и в процессе изучения «Психологии социального взаимодействия» применяется при рассмотрении всех тем. Результаты анализа основной и дополнительной литературы в виде короткого конспекта основных положений той или иной работы отражаются в рабочей тетради, что даёт основания в отдельных источниках называть эту форму самостоятельной работы «заполнением рабочей тетради». Следует учитывать, что в ряде случаев изучение литературы осуществляется в процессе подготовки студентов к семинарским и практическим занятиям, написания реферата, подготовки реферативного обзора. В данном случае самостоятельный отчёт о проделанной работе не требуется. В случае, если изучение конкретной темы не предусматривает перечисленных форм, то результаты изучения литературы отражаются в рабочей тетради и представляются преподавателю для проверки.

Для обеспечения дисциплины «Психология социального взаимодействия» используются отечественные и зарубежные учебные и научные из­дания и мультимедийные средства.

5.1. Основная литература.

  1. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М.: Зеркало, 2009.
  2. Ромашев О.В., Ромашева Л.О. Социология и психология управления. – М.: Экзамен, 2008.
  3. Островский Э.В. Психология управления: Учеб. пособие. – М.; ИНФРА-М, 2009.
  4. Зуб А.Т. Управленческая психология. –М.; Форум. 2007.
  5. Кравченко С.Н. Социология менеджмента. – М., 2010.

5.2. Дополнительная литература

  1. Морозов А. В. Деловая психология. – М., 2001.
  2. Андреев В. И. Конфликтология – М., 1995.
  3. Виткин Дж. Мужчина и стресс. СПб., 1996.
  4. Виткин Дж. Женщина и стресс. СПб., 1996.
  5. Голизек Э. Преодоление стресса за 60 секунд. – М., 1995.
  6. Психология управления: Курс лекций. / Л. К. Аверченко и др. — М. – Новосибирск, 2000.
  7. Кузин Ф. А. Современный имидж делового человека, бизнесмена, политика. – М., 2002.
  8. Андреев В. А. Саморазвитие менеджера. – М., 1995.
  9. Шепаев В. М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. – М., 1994.
  10. Кузин Ф. А. Культура делового общения: практическое пособие для бизнесменов. – М.: Ось-89, 2000.
  11. Розанова В. А. Психология управления. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.
  12. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2001.
  13. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994.
  14. Карлоф Б. Деловая стратегия. – М., 1991.
  15. Холард К., Коротков Э. Принципы менеджмента. – М., 1996.
  16. Кравченко С.Н. Социология менеджмента. – М., 1999.
  17. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М., 1994.
  18. Шепель В.М. Управленческая психология. – М., 1993.
  19. Морозов В. А. Психология делового общения. – М., 2000.
  20. Малышев К. Б. Психология управления. – М., Пер СЭ, 2000.
  21. Иванова Е. Н. Эффективное общение и конфликты. – СПб., Владос, 1997.
  22. Обозов Н. Н. Психология делового общения. – СПб.: Прикладная психология, 1993.
  23. Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. – Минск; ТПУ «Полифакт», 1992.
  24. Алдер Э. НЛП: новые психотехнологии. М.: 2000.
  25. Кричевский Р. П., Дубовская Е. М., Психология малой группы. Теоретический и прикладной аспекты. – М., 1991.
  26. Психология управления: курс лекций. – / под. Ред. М. В. Удальцова./ – М., Инфра-М, 2000.
  27. Лебедев Н. П. Уметь вести переговоры. – М., 1991.
  28. Глушакова К. П. Переговоры: эффективное «ты-я» взаимодействие. – М., 1991.
  29. Фишер Р., Браун С. Путь к единению, или от переговоров – к тесному взаимодействию. – М., 1992.
  30. Юри У. Преодолевая «Нет». Или переговоры с трудными людьми. – М., 1992.
  31. Мейтланд Я. Руководство по управлению персоналом в малом бизнесе. – М., Прогресс, 1996.
  32. Социально-психологический климат коллектива. – М.: Наука, 1993.
  33. Устюжанин А. П., Устюмов Ю. А. Социально-психологические аспекты управления коллективом. – М.: Прогресс, 1993.
  34. Психология. / Учебник под ред. А. А. Крылова. М., 1998.
  35. Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. – М., 1992.
  36. Модина Я. и др. Как работают японские предприятия. – М., 1995.
  37. Курицын А. Н. Секреты эффективной работы (опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров).

    – М., 1994.

  38. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов-на-Дону, 1999.
  39. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. Секреты совершенного бизнеса. – М., 1992.
  40. Лавриненко. Психология и этика делового общения. – М., 2004.
  41. Бабосов Е.М. Социология управления.- Минск: ТетраСистемс, 2000.
  42. Удальцова М.В. Социология управления. – Москва-Новосибирск: ИНФРА-М-НГАЭиУ, 2001.

5.3. Программное обеспечение

1. Сайт «Психологический журнал». Режим доступа: http://www.ipras.ru/08.shtml

2. Сайт журнала «Вопросы психологии». Режим доступа: http://www.voppsy.ru/

3. Сайт журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология». Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/index.html

6.Глоссарий

Авторитет

Власть

Неформальная организация

Группа

Групповая динамика

Деструктивные конфликты

Задачи управления

Избегание

Команда

Командная работа

Компромисс

Конструктивные конфликты

Конфликт

Корпоративная культура

Лидер

Личность

Менеджер

Менеджмент

Метод социометрии

Методологические подходы к управ­лению

Мотивация

Мотивация власти

Мотивационный процесс

Мотивирующие факторы

Неформальная организация

Общение

Организационное изменение

Организационная культура

Организационные принципы

Организационное развитие

Организационные ценности

Психология управления

Приспособление

Противостояние

Роли руководителя

Руководитель

Сотрудничество

Соционика

Социальная организация

Социально-психологические осо­бенности личности исполнителя

Социально-психологические осо­бенности личности руководителя

Социология управления

Стадии стресса

Стили лидерства

Стимулирование

Стратегии поведения в конфликте

Стресс

Структура конфликта

Теории мотивирования

Теории управления

Типы конфликта

Управление конфликтами

Управление рисками

Управление стрессом

Управленческое решение

Уровни управления

Формальная организация

Функции конфликта

Функции управления

Цели управления

Человеческий фактор

Школы управления

Этапы конфликта

Эффективность команд

27