Социальная философия 3

13

  1. Понятие общества. Основные подходы к его пониманию в истории философской мысли.
  2. Общество как материальная система.
  3. Основные сферы общества.
  4. Общественное сознание, его формы и уровни.
  5. Особенности общественного развития. Человек и исторический процесс. Личность и массы, их роль в истории.
  6. Проблемы и перспективы развития человеческой цивилизации. Глобализация и ее роль в жизни общества.

1.Понятие общества. Основные подходы к его пониманию в истории философской мысли.

Предметом социальной философииявляются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Задачи социальной философии – осмыслить сущность общества, его качественное отличие от других материальных систем, выяснить значение общества в жизни человека, цели и перспективы общественного развития.

Обществов широком, собственно философском понимании – это совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей, направленной на воспроизводство и поддержание их жизни.

В истории философской мысли сложилось несколько основных подходов к пониманию общества.

1)Натуралистический подходрассматривает общество как естественное продолжение природного бытия, как этап природной эволюции. С этих позиций человеческая история, тип общественного устройства и судьбы народов объясняются либо природно-климатическими особенностями (Ш.Монтескье, Л.Мечников), либо эволюцией генофонда (представители социобиологии Э.Уилсон и др.), либо ритмами космических излучений и солнечной активности (русские космисты, напр. А.Чижевский, Л.Гумилев).

2)Теологическийподходотстаивает идею божественного предопределения устройства общества, которое призвано обеспечить человеку условия для личного совершенствования и служения Богу. Августин Аврелий выделял в человеческой истории два вида общественного устройства: «град земной», основанный на грехе и насилии (он отождествлялся с Римской империей) и «град Божий», в котором царствует добро – это высшая духовная общность, которая утверждается благодаря христианской церкви.

3)Идеалистический подходрассматривает общество как порождение духовной деятельности людей, сущность общественных связей видится здесь в комплексе идей. Этот подход восходит к учению Платона и получил наиболее яркое выражение в философии Гегеля, который представил человеческую историю как саморазвитие Абсолютной идеи. К идеалистическим учениям об обществе можно отнести теорию общественного договора, которая получила свое развитие в философии Нового времени (Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.-Ж.Руссо и др.).

15 стр., 7496 слов

Основные этапы развития психологии, основные направления развития ...

... Наступал период Средневековья. Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного влияния на все стороны жизни общества, включая и ... существами (тотемами). Эпоха Средневековья, длившаяся почти десять веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи, т. е. ...

Согласно этой теории, общество – это искусственное изобретение человеческого разума, результат сознательно заключенного между людьми договора, благодаря которому осуществился переход людей из «естественного» состояния в «гражданское».

4)Материалистический подходв понимании общества получил свое наиболее значительное воплощение в философиимарксизма. Материалисты утверждают, что первоосновой развития общества является материально-производственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей человека. Для удовлетворения своих потребностей люди взаимодействуют как с природой, так и друг с другом – из этого складывается общественное бытие. В предисловии к «Критике политической экономии» Маркс писал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, общественное бытие определяет их сознание». Основой общественного развития, по Марксу, является способ производства материальных благ, который складывается объективно и определяет структуру общества и характер общественных отношений. Все многообразие общественных отношений делится на первичные, или базисные – это материально-производственные отношения, и вторичные, или надстроечные – это отношения политические, правовые, нравственные, эстетические и др.

Общественному бытию присущи объективные законы развития. Маркс в своем учении об обществе раскрыл содержание и действие основных из них:

-закон определяющей роли общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

-закон соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил;

-закон классовой борьбы.

В философии марксизма получил развитие взгляд на общество как материальную систему высшей степени сложности.

2.Общество как материальная система

Общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, высокоорганизованная материальная система, подчиняющаяся всеобщим законам и в то же время имеющаяся специфические особенности функционирования и развития. Как и любое материальное образование, общество обладает целым рядом неотъемлемых свойств: объективность, системность и структурность, движение, пространство, время, отражение, самоорганизация.

Общество возникает и существует объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. В то же время в истории общества играет значительную роль и субъективный фактор: люди сами творят историю, своими действиями могут ускорять или затормаживать общественное развитие.

Системность и структурность. Общество представляет собой открытую развивающуюся систему. Это сложная многоуровневая система, в которой можно выделить такие уровни структурной организации: индивид – семья – коллектив – социальные группы – классы – нации – государства – системы государств – человечество в целом. Каждый структурный элемент, в свою очередь, тоже выступает как относительно самостоятельная система. В то же время общество само является частью более сложных систем – природы, биосферы в целом.

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... Психологические проблемы подростков 5. Юношеский возраст и ранняя взрослость Особенности развития психики в возрасте 16-21 г. Психологические проблемы профессионального самоопределения ... комментариев. Памятка субъектам образовательного процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той или иной психологической ...

Как любая материальная система, общество существует только в движении, пространстве и времени. Социальная форма движения– это все социальные изменения и процессы, которые происходят в обществе. Человеческое общество является вершиной развития материального мира, результатом длительной эволюции живой и неживой природы, поэтому в социальном движении в снятом виде присутствуют все другие формы движения (механическая, физическая, химическая, биологическая).

Особенностью социальной формы движения является то, что развитие общества проявляется только через сознательную деятельность людей.

С возникновением человеческого общества сформировалось социальное пространство и время. Оно тесно связано с пространственно-временными структурами неживой и живой природы (например, хозяйственная деятельность человека подчинена смене времен года и времени суток, на темпы социального развития влияют климатические, геологические и др. факторы).

Социальное пространство – это форма существования различных социальных субъектов, начиная с отдельного человека и заканчивая обществом в целом. Говоря о социальном времени, выделяют жизненный путь отдельного человека, время жизни поколений и человеческую историю в целом. Особенностью социального пространства и времени является то, что они испытывают влияние сознательной деятельности человека. Например, город как пространственная форма жизнедеятельности индустриального общества существенно отличается от городов античности или средневековья. Особенностью социального времени является то, что человечество хранит память о прошлом и может прогнозировать будущее.

Свойство отраженияв социальной действительности проявляется в форме общественного сознания. Особенностью социальной формы отражения является, во-первых, его относительная самостоятельность по отношению к общественному бытию, т.е. в своем развитии оно может опережать бытие, а во-вторых, активный творческий характер, т.е. общественное сознание может изменять действительность.

Как любая материальная система, общество обладает способностью самоорганизации, это позволяет говорить о синергии в обществе. Самоорганизация в обществе проявляется в том, что индивидуальные действия отдельных индивидов в конечном итоге складывается в упорядоченную систему социальных связей и взаимоотношений. Источники саморазвития общества – это:

  • во-первых, взаимодействие с окружающей средой,
  • во-вторых, человеческая материально-производственная и научно-техническая деятельность,
  • в-третьих, духовная сфера человеческого бытия, в которой формируются и реализуются те или иные общественные идеалы.

3.Основные сферы общества

Общество как система состоит из нескольких подсистем, или сфер, основными из которых являются экономическая, социальная, политическая, духовная и экологическая. Сфера общества – это социальное пространство, которое фиксирует границы того или иного вида общественной деятельности.

8 стр., 3788 слов

Основные сферы жизнедеятельности человека

... включая работу транспорта, магазинов и других объектов социальной сферы, а также средств массовой информации составляет основу правопорядка, ... которых необходимо знать любому человеку, жаждущему успехов в жизнедеятельности и признания в обществе. 2. Игра как ... играет адекватная самооценка, реальное отношение к своим ценностям и возможностям, способность строить отношения с окружающими, самим собой. ...

Экономическая, или материально-производственная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству, распределению и потреблению материальных благ, обеспечивающая эту деятельность материальная база, а также взаимоотношения людей и социальных групп в процессе материальной деятельности.

Материальное производство характеризуется определенным способом производства, который представляет собой единство двух сторон: производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – это применяемые в производстве орудия и предметы труды, но главной производительной силой является сам человек как носитель знаний, умений, навыков, производственного опыта. Производственные отношения включают в себя отношения собственности на средства производства, а также отношения по поводу распределения и обмена продукта материального производства. Производительные силы и производственные отношения находятся между собой в диалектической взаимосвязи, которая нашла выражение в законе соответствия производственных отношений характеру и уровню развития производительных сил (Маркс).

Главным источником развития экономической сферы являются экономические потребности людей. Производство направлено на удовлетворение потребностей, но и, в свою очередь, воздействует на формирование потребностей (*современная бытовая техника, средства связи и т.д.), чем создает условия для своего устойчивого развития. В этом проявляется диалектика экономических потребностей, производства и потребления.

С точки зрения материалистического подхода, экономическая сфера является базисной, определяющей для функционирования и развития других сфер общества:

-в этой сфере создаются и воспроизводятся материальные условия бытия людей как фундаментальное условие человеческой истории и самой способности творить историю (т.е. прежде чем мыслить, заниматься наукой, политикой, философией, религией человеку надо есть, пить, иметь одежду, жилище и т.д.);

-способ производства и соответствующие ему отношения собственности определяют появление и развитие социальных групп и слоев общества;

-материальная сфера во многом обусловливает развитие политической жизни (в ней доминируют экономически господствующие классы, которые определяют деятельность государственного аппарата, деятельность многих политических партий и т.д.);

-в процессе материального производства создаются условия для развития духовной жизни общества.

Социальная сфера – это исторически сложившаяся относительно устойчивая система связей между различными элементами общества: отдельными индивидами, социальными группами и социальными общностями. Социальная сфера имеет в своем основании многообразные виды и формы совместной деятельности людей, образующих через свои связи и отношения социальные общности. В социальной сфере реализуются интересы классов и слоев общества, социальных общностей и групп, отношения общества и личности, здесь создаются и совершенствуются условия труда, быта и досуга.

11 стр., 5393 слов

Объект и предмет социологии. Эволюция общества и теории социальных изменений

... группами людей, занимающими разное положение в обществе, принимающее неодинаковое участие в экономической и духовной жизни. Различающиеся уровнями и источниками своих доходов, структурой личного развития, типом общественного сознания. 4) Социальные ...

Уровень развития социальной сферы – необходимая предпосылка и объективный результат функционирования всех сфер жизни общества.

Социальная сфера имеет сложную и динамическую структуру. Основные элементы социальной структуры:

-индивиды, занимающие в обществе определенные позиции (статусы) и выполняющие соответствующие этим статусам социальные роли;

-социальные общности – объединения индивидов на основе общих статусных признаков;

-социальные институты – исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

Социальные институты. Их главная функция – упорядочивание жизнедеятельности людей, поэтому многообразие социальных институтов – это признак зрелости и устойчивости общества. Основные виды социальных институтов:

-социально-экономические (*институт производства, финансов и др.),

-политические (*государство, партии),

-социокультурные (*семья, институт образования, науки, здравоохранения и др.).

Основные виды социальных общностей:

-социально-демографические – складываются на основе половых и возрастных признаков (*молодежь, мужчины и женщины);

-социально-территориальные (*горожане, жители села, северяне);

-социально-профессиональные, сложившиеся в результате общественного разделения труда;

-социально-этнические, которые складываются на основе общности исторической судьбы людей, их культуры, традиций и психологических особенностей (*племена – народности – нации);

-социально-классовые, формирующиеся по признаку отношения к частной собственности (*феодалы – зависимые крестьяне).

Некоторые из социальных общностей складываются и существуют объективно (*классы), другие создаются сознательно (*политические партии).

Основные концепции социальной структуры:

1)марксистская социально-классовая структура общества, в которой деление общества на классы рассматривается как результат общественного разделения труда и формирование отношений частной собственности. Главным признаком класса считается отношение к средствам производства, а основой социального развития – классовая борьба;

2)теория социальной стратификации, основным понятием которой является «страта» – социальный слой, объединяющий людей, имеющих сходные показатели по 4 основным критериям социального неравенства: доход, власть, образование, профессиональный престиж. Изменение положения в системе стратификации получило название социальной мобильности, которая может быть вертикальной (восходящей или нисходящей), приводящей к изменению статуса, или горизонтальной.

Политическая сфера – область общественной жизни, включающая в себя политические отношения данного общества. Политическую сферу составляют взаимоотношения классов, социальных слоев и групп, наций и государств по поводу завоевания и использования власти, а также деятельность по осуществлению государственной власти.

Структуру политической сферы составляют:

6 стр., 2621 слов

Развитие экологического сознания

... Предметом  исследования в экологической психологии является экологическое сознание, рассматриваемое в социогенетическом, онтогенетическом и функциональном аспектах ... стоят следующие задачи: создание технологии, анализ развития в процессе социогенеза и онтогенеза, изучение ... (витальных) психологических релизеров являются сравнение с человеком и возникающая на этой основе эмоциональная оценка. ...

-политические институты (государство, полит. партии, профсоюзы, различные общественные организации);

-политические отношения (внутри государства – между государством и личностью, между полит. партиями и т.д., и международные);

-политическая деятельность;

-политическое сознание (политическая идеология и политическая психология).

Основным звеном политической сферы является государство как механизм политического управления обществом. Для государства свойственны такие характеристики, как

-форма правления (монархия, республика);

-форма государственного устройства (унитарное, федеративное);

-политический режим (демократический, авторитарный, тоталитарный).

Государство выполняет множество функций.

Внутренние функции:

-сохранение общественного порядка и существующей системы социальных отношений,

-экономические (регулирование производственных, имущественных отношений, планирование народного хозяйства и т.д.),

-социальные (поддержка социально незащищенных слоев, организация здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.) и др.

Внешние функции: оборона страны, защита ее интересов во взаимоотношениях с другими государствами и др.

Экологическая сфера общества сформировалась во 2-й половине ХХ в. в связи с обострением экологических проблем, которые связаны с возрастающим воздействием общества на природную среду и обратным негативным влиянием измененной человеком природной среды на условия и образ жизни людей.

Экологическая сфера – подсистема общества, формирующаяся на основе специализированной деятельности по охране, воспроизводству, улучшению и приумножению природных факторов человеческого бытия. Основная функция экологической сферы – в объединении людей и социальных общностей с целью сохранения и воспроизводства природной среды – необходимого условия существования и прогресса общества.

Духовная сфера включает в себя совокупность различных видов деятельности по производству политических, правовых, нравственных, религиозных, художественных представлений и идей, научных теорий, а также настроений, эмоций.

Основным структурным элементом духовной сферы является духовное производство – это производство идей и взглядов, представлений и мнений. Духовное производство направлено на удовлетворение духовных потребностей (потребность в нравственном совершенствовании, в познании окружающего мира, в удовлетворении чувства прекрасного и др.).

Духовные потребности удовлетворяются через духовное потребление, особенностью которого является то, что духовные ценности не исчезают в процессе потребления, а преобразуются в богатство духовного мира человека.

Совокупным результатом духовного производства выступает общественное сознание.

4.Общественное сознание, его формы и уровни

Общественное сознание представляет собой отражение в духовной жизни людей общественного бытия, социальной и природной реальности в целом. Особенностью общественного сознания является то, что оно не только отражает мир, но и творит его. Это говорит об относительной самостоятельности ОС по отношению к общественному бытию. В отдельных случаях ОС может опережать в своем развитии общественное бытие и определять направление его развития (*русская культура XIX в.: уровень развития которой значительно опережал уровень развития материально-производственной сферы; *Германия начала XIX в.).

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... и выбора эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... преимущественно определяющих развитие силы мышц человека. Считается, что для увеличения мышечной силы более важными являются нервные факторы, ...

Общественное сознание – это целостное развивающееся явление, обладающее определенной структурой, включающее разные уровни и формы.

Основные уровни общественного сознания.

1)Обыденное сознание отражает повседневную практическую деятельность людей, формируется как непосредственное отражение внешней стороны мира и не направлено на поиск истины. Обыденное сознание выражается в форме общественной психологии – совокупности чувств, эмоций, настроений, переживаний, обычаев, традиций, характерных для данного общества. Общественная психология складывается под влиянием конкретных условий и событий социальной жизни.

2)Теоретическое сознание – это систематизированное отражение бытия в виде идей, концепций, теорий. Теоретическое сознание выражается в форме общественной идеологии – системы взглядов, отражающей степень познания мира обществом.

Общественная психология формируется стихийно, под воздействием конкретных жизненных обстоятельств, а общественная идеология – результат целенаправленной теоретической деятельности людей; психология – это эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания, а идеология – рациональный.

Общественное сознание отражает бытие в различных формах. Это, во-первых, обусловлено сложностью окружающего мира как объекта познания, который не может быть достаточно полно отражен в одной форме, а во-вторых, свидетельствует о богатстве самого общественного сознания.

Основные формы общественного сознания.

1)Мораль – ФОС, представляющая собой совокупность норм, правил, принципов поведения и направленная на регуляцию общественных отношений. Специфика морали как способа регуляции жизнедеятельности общества заключается в том, что соблюдение моральных норм носит несанкционированный, добровольный характер, является внутренней потребностью человека и контролируется общественным мнением и совестью как формой самоконтроля.

2)Религия – представления о мире, основанные на вере в сверхъестественное и отражающие мир в иллюзорной форме. Религия как ФОС проявляется в религиозной психологии, основанной на эмоциях, и религиозной идеологии – учении о Боге и его отношении к миру. Объединяющим элементом этих уровней религиозного сознания служит вера.

3)Искусство как ФОС – это средство отражения мира в форме художественных образов, оно направлено на реализацию эстетических потребностей общества. Искусство – не только ФОС, но и деятельность общества по производству художественных ценностей, и результаты этого производства – художественные образы. Специфическая функция искусства – эстетическая.

2 стр., 963 слов

Физическое развитие в младенчестве. Врожденные формы психики ...

... становления первичных и вторичных свойств индивидной организации человека. Этот период характеризуется созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия со взрослыми. ... А.В. Запорожец считал, что процесс познавательного развития у младенца идет следующим образом: - в возрасте 3 месяцев восприятие формы и величины предмета начинается одновременно с ...

4)Наука – ФОС, отражающая действительность в рациональной форме, в виде системы знаний о природе, обществе и человеческом мышлении.

5)Философия – ФОС, объединяющая в себе научно-теоретический и духовно-практический способы освоения человеком мира и направленная на постижение наиболее общих закономерностей бытия и на формирование целостного взгляда на мир и на место в нем человека.

6)Политическое сознание представляет собой идеи, отражающие интересы больших социальных групп, их отношение друг к другу и к политическим институтам общества.

7)Право – ФОС, совокупность взглядов, установок, убеждений, отражающих жизнь с точки зрения прав и обязанностей участников общественных отношений и представляющих собой одну из важнейших форм регуляции взаимоотношений людей в обществе.

8)Экологическое сознание – совокупность взглядов, теорий и эмоций, отражающая процесс взаимоотношений общества и природы и направленная на сохранение и совершенствование природной среды как важнейшего фактора жизнедеятельности общества.

Формы общественного сознания представляют собой различные способы духовного освоения действительности и отличаются по ряду признаков:

1)по объекту познания. Например, политическое сознание отражает отношения между государствами, нациями, социальными слоями по поводу власти, философия отражает всеобщие закономерности бытия, а наука – отдельные области природной и социальной действительности;

2)по формам отражения. Наука отражает действительность в форме гипотез, теорий, законов, философия – в форме общих понятий и категорий, а искусство – в форме художественных образов;

3)по выполняемым функциям. Основной функцией науки является познавательная, искусства – эстетическая, мораль выполняет воспитательную и регулятивную функции и т.д.

5.Особенности общественного развития. Человек и исторический процесс. Личность и массы, их роль в истории

Вопрос о движущих силах и направлении общественного развития является центральным в таком разделе философского знания, как философия истории. Этот термин ввел в научный оборот в XVIII в. французский просветитель Вольтер, который видел в истории не проявление божественной воли, а творчество самих людей. Наиболее значительные философские концепции истории представлены в философии Гегеля и в марксизме.

Гегель предложил идеалистическую трактовку общественно-исторического процесса. историю человечества он понимал как единый закономерный процесс, имеющий внутренние причины развития. Но ступени истории он рассматривал только как этапы саморазвития Абсолютной идеи. Мировой дух движет историю, воплощаясь в деятельности миллионов людей. Поэтому историческая закономерность, в отличие от природной, может реализовать себя только в результате сознательной деятельности людей. Преследуя свои частные интересы, достигая своих субъективных целей, люди, сами того не сознавая, реализуют объективные исторические закономерности. При этом каждая ступень исторического развития находит свое выражение в духовной жизни определенного народа, который и реализует эту ступень в своей истории. Гегель выделял три таких ступени и соответственно три исторических типа общества: восточный мир, античность, германский мир. Целью развития абсолютного духа, по Гегелю, является достижение свободы, в том числе и свободы личности.

12 стр., 5721 слов

3. Этапы формирования оптимального взаимодействия человека со средой обитания

... и животный. Большое влияние на рост и развитие растений оказывают промышленные выбросы, которые могут ... гражданские организации. Гражданские организации создают свои гражданские общества, куда зачисляются граждане мужчины 18-60 лет, ... люди. 2. Организация государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В соответствии с законом о защите населения и территории от ЧС природного ...

В марксизме получило обоснование материалистическое понимание истории, в основе которого – идея об определяющей роли материального производства в жизни общества. К. Марксом был предложен формационный подход к пониманию исторического процесса. История человечества рассматривается в марксизме как закономерный процесс развития и смены общественно-экономических формаций – ступеней развития общества, а переход от одной из них к другой, по Марксу, осуществляется в ходе социальной революции, которая приводит к качественным изменениям во всей системе социальных отношений. В то же время Маркс полагал, что законы истории действуют как тенденции, выражающие лишь общие направления развития социальной системы, и могут модифицироваться под влиянием конкретных исторических условий.

Вопрос о роли в истории народных масс и отдельных личностей в философской мысли решался относительно однозначно.

Любая личность, так или иначе участвуя в жизни общества, является субъектом исторического процесса. Объединяясь в различные социальные группы, индивиды становятся реальной решающей силой истории. Однако такая оценка не умаляет роли в истории отдельных личностей, выдающихся исторических деятелей. Став во главе государства, армии, политической партии и т.д., личность может оказывать значительное влияние на ход исторических событий, положительное или отрицательное. Поэтому обществу далеко не безразлично, в чьих руках сосредоточена власть. Появление на исторической арене выдающихся деятелей обуславливается, с одной стороны, личными качествами людей, с другой – потребностями общества. Сам факт появления конкретного человека в определенное время и в определенной стране – это случайность, но выдвижение его на роль исторической личности определяется исторически сложившейся необходимостью – потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода.

К вопросу о роли личности в истории обращались мыслители различных исторических эпох. Платон считал, что мир тогда станет счастливым, когда во главе государств станут мудрецы. Цицерон говорил, что значение предводителя народных масс состоит в том, что он чувствует свою ответственность и поэтому способен остановить ослепленный страстью народ от бессмысленных действий. Гегель называл всемирно-историческими личностями тех выдающихся людей, которые выражают волю Мирового духа. Они являются не только политическими деятелями, но и духовными руководителями, понимающими, что нужно для истории и ведущими за собой массу людей. Большое внимание уделял вопросу о роли народных масс и личности в истории русский марксист Г.В. Плеханов. Творцами истории он считал народные массы. По его мнению, великий человек велик прежде всего тем, что его личные качества делают его наиболее способным для служения общественным потребностям своего времени. Его деятельность становится выражением естественного хода вещей, но не может изменить объективный ход событий.

6.Проблемы и перспективы развития человеческой цивилизации. Глобализация и ее роль в жизни общества

В развитии человеческой цивилизации принято выделять несколько этапов:

1) доиндустриальное общество, в котором доминировало производство продуктов сельского хозяйства, основанного на использовании ручного труда, а также ремесленничество. Для этого типа общества характерны высокая зависимость общества от природной среды, слабое развитие рынка, низкая социальная мобильность, коллективизм, господство обычаев и традиций как регуляторов жизнедеятельности.

2) Индустриальное общество– это стадия общественного развития, главной экономической характеристикой которой является промышленное производство.для этого типа общества характерны господство человека над природой, высокоразвитые экономика и рыночные отношения, высокая социальная мобильность, правовое государство, динамичность социальных норм и ценностей.

3) постиндустриальное общество – историческая стадия развития общества, на которой главной производительной силой становится наука. Главной характеристикой этого типа общества является приоритетное развитие сферы услуг, которые начинают превалировать над объемами промышленного производства (начало формирования этого типа общества относят к середине ХХ в.).

4) Информационно-техническое общество – стадия развития общества, на которой компьютерные информационные технологии становятся ведущей производительной силой, обеспечивающей ускоренный прогресс всех сфер жизни общества. Производство информации, его техническое обеспечение и оказание информационных услуг преобладают над всеми другими видами социально-экономической активности людей. Обладание информацией становится одним из важнейших объектов собственности и власти. Информационное общество начало складываться в конце ХХ в. в экономически развитых странах, переход к этому типу характерен для современной цивилизации.

Для современного общества характерны следующие особенности:

1)небывалый научно-технический прогресс и связанное с этим резкое ускорение темпов общественного развития;

2)масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;

3)возрастание антропогенного влияния на природу: в современном мире возможности человека сопоставимы с силами природы;

4)неуклонный рост численности населения:

к началу нашей эры на Земле было около 200 млн. человек,

через 13 веков это число удвоилось (400 млн.),

в начале XIX в. – 800 млн. (для удвоения понадобилось 6 веков),

в начале ХХ в. – 1,7 млрд.(х 2р.),

к началу ХХIв. – свыше 5,6 млрд. (х>3р.);

5)глобализацияпроцессов, происходящих в мире. Под глобализацией понимается процесс объединения всех сфер человеческой деятельности в масштабах всего человечества. Этот процесс охватывает экономику, технологию, торговлю, культуру, политические институты.

Процессы глобализации являются объективными, они вызваны особенностями современного этапа общественного развития. В то же время они несут в себе множество противоречий.

С одной стороны, глобализация привела к расширению связей между государствами и народами во всех сферах жизнедеятельности (яркий пример тому – международные экипажи космических кораблей); к формированию целого ряда международных организаций, деятельность которых направлена на совместное решение задач и проблем современного человечества (среди них ООН,целью которой является поддержание и укрепление мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами (в ее составе около 200 государств);ЕЭС, ее главная задача – экономическое развитие и укрепление сотрудничества между европейскими странами;Римский клуб– международная организация ученых и бизнесменов, созданная для изучения проблем и перспектив развития человечества в эпоху научно-технического прогресса и др.).

С другой стороны, в настоящее время процессы глобализации направляются мировыми банками и финансовыми корпорациями, что привело к поляризации общества: к углублению пропасти между богатством и бедностью, к доминированию отдельных стран в мировом сообществе (по данным ученых, в настоящее время 15% населения планеты диктуют свою волю остальным 85%).

Это вызвало, с одной стороны, явление международного терроризма, а с другой – движение антиглобализма. Кроме того, установка на экономический прогресс, на повышение материального уровня привела к утрате гуманитарных ценностей, к духовному кризису современного общества.

Противоречия глобализации стали причиной возникновения ряда глобальных проблем– затрагивающих не отдельные страны и регионы, а человечество в целом и требующих для своего решения объединения усилий всего мирового сообщества.

Все глобальные проблемы можно разделить на три группы:

1)проблемы, порожденные взаимоотношениями общества и природы и связанные с ограниченностью возможностей природной среды выносить нагрузки антропогенного характера (экологическая проблема, проблема сырьевых и энергетических ресурсов и др.);

2)проблемы, связанные с отношениями между государствами и народами (проблема мировых войн и угрозы термоядерной катастрофы и др.);

3)проблемы, в основе которых взаимоотношения между индивидом и обществом (демографическая проблема, проблемы общественного здоровья и образования и др.).

Одной из самых острых глобальных проблем является экологическая, которая объединила в себе широкий круг вопросов, затрагивающих различные аспекты взаимоотношений общества и природной среды: охрану водного и воздушного бассейнов, охрану почв, сохранение растительного и животного мира, влияние загрязненной среды на здоровье человека и др. Особое место в этом ряду занимают проблемы социально-экологические, предполагающие выработку оптимальной стратегии во взаимоотношениях общества и природы, формирование экологического сознания.

В современной науке формируется новая дисциплина – глобалистика. Это наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и конструирует модели управляемого жизнеспособного мира. Глобалистика диктует необходимость общечеловеческого, планетарного подхода к решению проблем современного общества. Основной вопрос глобалистики состоит в определении пределов возможности биосферы выносить нагрузки антропогенного воздействия. Главную задачу современного общества глобалистика определяет как переход к ноосферной цивилизации, т.е. управляемого человеческим разумом научно и духовно организованного этапа развития человечества в условиях ограниченных возможностей природной среды. В качестве основы перехода к новому этапу развития предлагается модельустойчивого развития, которая призвана обеспечить баланс между удовлетворением экономических потребностей общества, повышением уровня его материального благосостояния и сохранением окружающей среды.