по предмету «Социология»

20

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»

Факультет «Реклама и дизайн»

Кафедра «Реклама и связи с общественностью»

РЕФЕРАТ

по предмету «Социология»

На тему: «Особенности современной молодежной культуры»

Выполнил: Бубнова А. Б., студент гр. Б04-552-1з

 

Проверил: Печерских С.П., к.ф.н., доцент кафедры

«Политология, социология и право»

Ижевск 2014

1. Введение…………………………………………………………………………………………….3

  1. Основные молодежные субкультуры…………………………………………………..5
  2. Анализ публикаций………………………………………………………………………….12
  3. Выводы……………………………………………………………………………………………16
  4. Заключение……………………………………………………………………………………..18
  5. Литература………………………………………………………………………………………20

Введение

В данной работе попытались проследить возникновение молодежных субкультур, раскрыть основные мотивы включения подростков в неформальные сообщества, проанализировать формы активности этих сообществ, механизмы их влияния на личность и поведение подростков, охарактеризовать атрибуты молодежной субкультуры. Целью работы является определение социализирующих и коррекционных возможностей неформального молодежного объединения для развития личности молодого человека.

12 стр., 5762 слов

1.1. Предмет и задачи курса социологии

... г) логическая схема обработки собранных данных. 2.1. Социально – теоретические предпосылки становления социологии. Возникновение соц-ии и ее становление как самостоятельной науки связаны с ... отрицательному. Назначение позитивной философии по Конту - не разрушать, а организовывать. б) Социология в представлении О. Конта. Соц-ию как позитивную науку Конт противопоставлял теологическим ...

Что такое субкультура?

Сфера досуга как область, предоставляющая молодому поколению максимально широкие возможности для реализации индивидуальных устремлений, формальной и неформальной по характеру деятельности, служит пространством для возникновения различных молодежных субкультурных течений. Молодежную субкультуру необходимо рассматривать как результат культурно-досуговой деятельности молодежи, которая для реализации своих устремлений формирует особые интерсубъективные структуры. Субкультурная деятельность молодежи присуща высокоразвитому обществу, достигшему определенного уровня благосостояния и гарантирующему удовлетворение основных биологических и социальных потребностей подавляющему большинству своих членов. В этих условиях поведение молодых людей значительно отличается от взрослых, к тому же они уже вырабатывают свои ценностные ориентации, с помощью Интернета получают значительно больше информации о жизни своих сверстников за рубежом. Поэтому молодежная субкультура представляет собой полифункциональное явление, отвечающее разнообразным потребностям развития личности, и, прежде всего – потребности в социальной и культурной идентичности, включения личности в ту или иную культурно-досуговую общность. Стремление личности отождествить себя с целым, социум, общество, родина, а также различия в восприятии и усвоении норм и ценностей культуры отдельными и социальными, и возрастными группами выделяют молодых людей из большого сообщества и приводят к формированию специфических систем ценностей и соответствующих норм поведения. Молодежная субкультура – порождение предпринятой рядом стран национализации системы образования и науки, что привело к распространению в этих дотоле свободных сферах «третьего времени», отличающегося от рабочего времени и досуга, бюрократической централизации и жесткой регламентации. Как показывает анализ, в большинстве своем сюда вошли люди с высшим образованием или получающие высшее образование. Отсюда можно определить начальную фазу субкультуры как «бунт против утилитарного отношения к молодежи».  Рассмотрим наиболее яркие и распространенные субкультуры настоящего времени.  Классификация молодежных субкультур, разработанная применительно к США, Канаде и Западной Европе, в российских условиях должна быть несколько модифицирована. Исследователями молодежных движений была

3 стр., 1371 слов

Субкультура, контркультура, молодежная субкультура

... не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура. 2. Кризис института семьи и ... декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур. В современном мире различными субкультурами выступают: - подростково-молодежные субкультуры (рокеры, байкеры, хиппи и пр.), ломающие традиционные механизмы ...

Основные молодежные субкультуры

Хиппи.Субкультура хиппи – одна из старейших молодежных субкультур в РФ. Движение хиппи развивалось «волнами»: первая волна относится к концу 60 – началу 70 гг., вторая – к 80 гг. Примерно с 1989 г. наблюдается резкий спад, выражавшийся в резком уменьшении числа приверженцев данного движения. Однако в середине 90 гг. неожиданно заявила о себе «третья волна» хиппи. Внешний вид хиппи «третьей волны» достаточно традиционен: длинные распущенные волосы, джинсы или джинсовая куртка, иногда балахон неопределенного цвета, на шее – «ксивник» (небольшая кожаная сумочка), украшенная бисером или вышивкой. На руках – «феньки» (от англ. thing – вещь), т.е. самодельные браслеты или бусы, чаще всего из бисера, дерева или кожи. Данный элемент атрибутики хиппи вышел за субкультурные рамки, распространившись среди молодежи: «феньки» могут украшать руки и школьницы, и преподавательницы вуза. От «классических» хиппи «третью волну» отличают такие атрибуты, как рюкзак и три-четыре колечка в ушах, реже в носу (пирсинг).

Движение хиппи следует отнести к субкультурам, которым свойственно стремление к самопознанию и самоосознанию. Работая в школе, а затем в вузе, хиппи делают глубокие и информативные сообщения (или рефераты)о ценностях хиппи,психологии хиппи,их социологии и философии,что довольно плохо согласуется со стереотипом волосатого и ленивого бездельника.

Индианисты. Молодежной субкультурой, относимой нами к числу романтическо-эскапистских, являются индианисты. Они изучают культуры индейцев, преимущественно североамериканских, стремясь к точному воспроизведению их обычаев и обрядов. По наблюдению Т. Щепанской, индианисты — нечто среднее между клубом любителей американских индейцев и религиозно-мистическим движением. При всей «этнографической» атрибутике индианистской субкультуры ценности ее: коллективизм (общинность), экологизм, космизм. 

Толкинисты и ролевики.В молодежной культуре 90 гг. появились толкинистское движение и связанная с ним, порожденная им же толкинистская субкультура. Известный английский филолог и писатель Дж. P.P. Толкин (на сленге толкинистов – Профессор) родился в 1892 и умер в 1973 г. Его книги «Хоббит», «Властелин колец» и «Сильмариллион» относятся к жанру fantasy – сказочной фантастики. Толкин – мастер особой, завораживающей атмосферы повествования, так что читатель начинает отождествлять себя с героями книги. Это стало одним из факторов, вызвавших к жизни неожиданный для самого автора социокультурный феномен – ролевые игры по книгам Толкина. Ролевая игра (roleplaying) близка к импровизированной театральной постановке. Готовится реквизит (безопасное оружие, одежда, соответствующая толкиновскому условному средневековью).

Мастера – режиссеры игры – распределяют роли, игроки проходят нечто вроде экзамена на знание фантастического мира Толкина и предыстории своего персонажа, намечается сюжетная линия. В начале 90 гг. толкинисты появляются и в России, прежде всего в Москве и С.-Петербурге. Толкинистское субкультурное движение стало частью и продолжением советской романтико-эскапистской традиции, находившей в разное время выражение и в хиппизме, и в туристическом движении. В 90-х гг. отечественные толкинисты стремительно вовлекли в свою «сферу влияния» и ассимилировали часть представителей других молодежных субкультур (хиппи, рокеров и даже панков).

11 стр., 5434 слов

Субкультура, как явление современного общества

... неформалы» На Западе существует два взгляда на возникновение субкультуры. Британские социологи в своей "теории субкультуры" рассматривают молодежные движения как "момент идеологического сопротивления буржуазным ценностям современного ... может быть использован только лишь относительно таких групп и объединений, как «Хиппи», «Панки», «Металлисты» и прочие другие группировки. Им характерен, чаще всего, ...

Появляются продолжения Толкина, написанные с иных мировоззренческих позиций, издается обширная фэн-пресса, есть масса web-ресурсов, созданных и поддерживаемых толкинистами. Это существенно отличается от движения западных почитателей Толкина: известно, что там преобладают узость, изолированность, деятельность толкинистов сводится к компьютерным играм, переписке по E-mail и узкоакадемическим студиям. В 1993—94 гг. движение толкинистов переживает кризис роста. Он был преодолен путем расширения диапазона ролевых сюжетов, включения в них не только произведений Толкина, но и других писателей-фантастов, а также исторических сюжетов. В это же время организационно отделилось движение ролевых игр, хотя по атрибутике, ценностным ориентациям ролевики близки к толкинистам. Впрочем, организационное размежевание, кажется, никогда не было абсолютным. Можно заметить, что в России субкультура толкинистов и ролевиков развивается в последние годы наиболее активно и динамично. 

Байкеры. С определенными оговорками можно отнести к романтическо-эскапистским субкультурам также байкеров и хакеров. Традиционно их относят к субкультурам соответственно спортивной и интеллектуальной направленности.  Байкеры (от англ. bicycle – сокр. bike) – мотоциклисты, которых у нас часто именовали рокерами, что неточно: рокеры это любители рок-музыки.  Сообщество байкеров нельзя определять как сугубо молодежное. Первых «настоящих» байкеров называли «харлеистами» – по известной марке мотоцикла «Harley-Davidson» (основана в 1903 г. Уильямом Харли и братьями Девидсон).

Подлинное признание эти мотоциклы получили в 30-х годах ХХ века в США. В 40-х годах ряды байкеров солидно пополнились за счет ветеранов Второй мировой войны. Отечественная субкультура байкеров, как и хиппи, пережила по крайней мере два подъема: один в конце 70 – начале 80 гг., другой – уже в 90 гг. 

Растафари. Субкультура, возникшая в 20-е гг. XX в. на Ямайке и уходящая корнями в синкретические культы стран Африки и Карибского бассейна, на российской почве выглядит весьма экзотичным растением. Красно-желто-зеленые (цвета флага Эфиопии) береты, волосы, заплетенные в косички (дреды) – вот наиболее броские черты внешнего облика «растаманов». Можно смело утверждать, что мало кто из молодых россиян, примеривших на себя подобный стиль, глубоко знаком с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения Ямайки, увидевшего в эфиопском императоре Хайле Селассие мессию, своего рода собирателя «пребывающих в рассеянии» выходцев из Африки. В 1930 г. далекая Ямайка представляла гремучую смесь африканских сект с трудно выговариваемыми названиями. Высланный из США Маркус Мосайя Гарви активно проповедовал идею о том, что Иисус Христос был черным, поэтому следует ждать пришествия из Африки великого царя – избавителя черной расы. 2 ноября 1930 г. принц (рас) Тафари Маконен (или Рас Тафари – отсюда и название движения) короновался императором Эфиопии.Тысячи людей сочли пророчества сбывшимися.Так зародилось растафарианство. С самого первого дня своего существования оно было призвано помочь африканским нациям обрести потерянный рай и восстановить справедливость на Земле. Джа (иск. англ. Jesus) – главный Бог растафарианства.Растафари считают, что изначально Библия была написана на амхарском языке (язык Эфиопии) и только потом переведена на древнееврейский. Растафари считают, что все ценное для человечества зародилось в Африке. Африка – это рай на Земле, где живут растафари, согласно воле великого Джа. Вавилон с их точки зрения – ад, губительный город, родина греха и смерти. Они объявляют Вавилону (белой культуре) войну. С их точки зрения, можно: любить людей, курить траву, бездельничать, постигать смысл жизни, рассказывать другим о растафари, философствовать, играть на барабанах, бороться с Вавилоном, носить дреды и слушать регги; нельзя: есть свинину, моллюсков, соль, уксус, рыб без чешуи, коровье молоко, курить табак, пить ром и вино, носить вещи с чужого плеча, есть приготовленную другими пищу, играть в азартные игры, касаться мертвых, проповедовать недостойным. Растафари любят праздники. Их жизнь можно смело определить как «праздник каждый день».Обычно они подрабатывают музыкой или любым другим творчеством, живут в квартирах своих знакомых. Во внешнем облике, помимо маек с листом каннабиса, вязаных балахонов и шапок (самодельных) и расцвеченных под эфиопский флаг, у растафари имеются и другие знаки отличия. Например, расточки. Это несколько длинных волосков с вплетенными в них нитками, камушками, шариками или еще чем-нибудь и, конечно же, дреды – длинные локоны, натертые воском для волос и скрученные в плотные тяжи. Возвращаясь к субкультуре растафарианства в России, следует отметить, что молодые растафари, будучи практически не знакомы с идеологией национально-религиозного движения афро-американского населения, в большинстве своем являются просто поклонниками музыки регги (зародилось в 60-е гг. на Ямайке).  Хакеры. (компьютерные фанаты) — В основном это студенты технических факультетов вузов, старшеклассники школ с физико-математическим уклоном. Установить точно численность хакеров затруднительно еще и потому, что общаются они преимущественно посредством компьютерных сетей. Кроме того, далеко не все компьютерные фанаты осознают себя некоей общностью со своими ценностями, нормами, специфическим стилем.  Рэйверы . Хотя обычно рэйверов относят к музыкантам, а роллеров – к спортивным субкультурам, общность базовых ценностей, лежащих в основе этих субкультур: легкое, беззаботное отношение к жизни, стремление жить сегодняшним днем, быть одетым по последней моде, — достаточное основание для их сближения при типологизации.  Субкультура рэйверов (rave – англ. бред, бессвязная речь) возникает в 80 гг. в США и Великобритании. В России распространяется с начала 90-х гг. В музыкальном отношении стиль рэйв — преемник стилей техно и эйсид. Неотъемлемая часть рэйверского стиля жизни — ночные дискотеки с мощным звуком, компьютерной графикой, лучами лазеров. Для одежды рэйверов характерны яркие краски и использование искусственных материалов (винил, пластик).

13 стр., 6104 слов

Проблемы самоиндификации подростков в субкультурах постсоветского ...

... выделить выяснение сущностных особенностей субкультур, определение субкультур, получивших распространение в современной России. Феномен «субкультура» рассмотрен с точки зрения современных психологический концепций. Субкультуру можно определить как культуру четко определенной части внутри ...

Развитие субкультуры рэйва шло параллельно с распространением наркотиков, в частности психостимуляторов амфетаминового ряда («экстази», «скорость»).

Принятие стимуляторов и галлюциногенов с целью «расширения сознания» стало, к сожалению, практически неотъемлемой частью рэйверской субкультуры.Вместе с тем многие деятели молодежной культуры, в том числе и ди-джеи – ключевые фигуры рэйв-субкультуры — высказывали и высказывают крайне негативное отношение к приему наркотиков.  Роллеры. Роллерами называют любителей роликовых коньков. Они предпочитают спортивную одежду ярких расцветок, часто повседневно носят наколенники и налокотники. В основном роллеры – школьники обоего пола или студенты начальных курсов (13—19 лет).

11 стр., 5479 слов

Культурные потребности современной молодёжи

... больше возможностей для появления субкультур разных слоев населения. Российское общество отличается неустойчивостью социальных типов культур. Что относится к молодежи, то эта та группа ... и изменяются. Нельзя не учитывать, что у молодежи существует перспектива развития собственной субкультуры в дальнейшем. Формирование субкультуры связано с культурным новшеством наиболее устойчивых общественных ...

Роллеры, как правило, дети из обеспеченных семей.  Панки. Субкультуры, относимые нами к анархо-нигилистическим или даже радикально-деструктивным – маргиналы среди молодежных субкультур. Это, в частности, относится к панкам. Влияние панковской субкультуры в СССР и постсоветской России никогда не было значительным. Панки в ортодоксальном смысле слова – для России скорее редкость, чем норма. Обычно люди, называющие себя панками, во многом используют и элементы атрибутики других субкультур, футбольных и хоккейных фанатов, рокеров или ролевиков, – так или иначе «мигрируют» в направлении этих субкультур. Подобная культурная диффузия особенно характерна для неформальных молодежных групп российской провинции. Но не только для нее. В 90 гг. на Западе такая диффузия, например, охватила субкультуры панков и металлистов (музыка стиля хэви-металл или трэш-метал).  Среди рок-музыкантов и их слушателей появляются люди, называющие себя панк-трэш-металлистами. На Западе панк-культура оказала огромное влияние на развитие других течений и породила множество собственных. Среди таких ответвлений есть и относительно «просоциальные» – например straight edge (SXE).  Философия панка главным образом заключается в борьбе с серостью, агрессией и однообразием. Главный абстрактный враг панка – корпорация, промывающая мозги людей (главным образом СМИ), и превращающая людей в муравьев. Теперь о более приземлённых врагах панка — парни в спортивных штанах и кожаных куртках (гопники), буржуи, бандиты, и скинхеды.  Причины неприязни к перечисленным персонажам.  Гопники. Этих молодых людей не любят все здравомыслящие люди (кроме самих гопников).

Гопники на дух не переносит любое проявление панка (от внешней атрибутики до идей).

Они хотят сделать всех похожих на себя путем насилия. Так как многие панки проповедуют пацифизм, они никак не могут сходиться с гопниками. Буржуи. Негативное отношение к ним вызывает социальная несправедливость. Буржуи ради бизнеса готовы на все.  Скинхеды. С этими личностями панки не сходятся ни в идеях, ни в поведении. Скинхеды проповедуют фашизм, гомофобию, сексизм и прочие дискриминации человека. То есть всё то, что отрицают на корню панки, являющиеся нонконформистам. Очень раздражает, когда скинхедов путают с панками (сходства только обувь, музыкальные интересы, и танцы на концертах — «слэм»). 

Анализ публикаций

Научные представления о молодёжных субкультурах в значительной степени эволюционировали с момента их возникновения. Первые субкультурные теории, как российские, так и зарубежные, базируясь на традиции проблематизации юношеского возраста, строились на отождествлении молодёжных субкультур и сообществ лиц с отклоняющимся поведением. Дальнейшее развитие этого направления исследований связано с британской неомарксистской традицией, акцентировавшей внимание не на внешних проявлениях девиации, а на глубинных классовых противоречиях их порождающих. Современные концепции зачастую являются междисциплинарными и охватывают широкий круг молодёжных проблем: от маргинализации подростков городских окраин до специфических форм эскапизма столичной богемы. Молодёжная субкультура. Под ней мы понимаем совокупность эстетических, политических и иных ценностных ориентаций, символику, модели поведения, жизненный стиль и внешнюю атрибутику какой-либо группы молодёжи, представляющую собой самостоятельное целостное образование в рамках общей культуры нации. При этом молодёжная субкультура далеко не всегда антагонистична по отношению к другим формам культуры, она может включать в себя многие общекультурные элементы, создавая их оригинальные комбинации и дополняя материальными артефактами и духовными составляющими.

11 стр., 5084 слов

Молодежь как социальная группа

... поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в ХХв, в ... поднимается вопрос о необходимости выработки специальной государственной политики. Ухудшение состояния здоровья населения России, по оценке экспертов, не имеет прецедентов в индустриально развитых странах в ...

В современном обществе тенденция к укрупнению субкультур и образованию больших молодёжных направлений имеет место, как в России, так и за рубежом. С этим процессом связано и изменение идентификации субкультурной молодёжи, всё чаще отрицающей свою принадлежность к той или иной субкультуре, но осознающей связь с более крупным образованием, т.е. движением. Примером укрупнения современных субкультурных образований является т.н. «dark-культура» (используются также понятия

«тёмная культура», «шварц-сцена» и др. самоназвания), объединяющая такие субкультуры как готика (идейное и стилистическое ядро движения), индастриал (industrial), фетиш/BDSM, фрик (freak), японский рок (j-rock) и металл, тяготеющий к мрачной около готической эстетике (black metal, death metal, doom metal, love metal).

Типологизация молодёжных субкультур как исследовательская задача заинтересовала советских социологов ещё в 70-е годы XX в., однако до середины 1980-х гг. исследования по данной проблематике проводились довольно редко. Типологический метод познания является общенаучным методом, широко используемым в социологии. Мы опираемся на определение типологического анализа, данное Г. Г. Татаровой: «Типологический анализ — это метаметодика анализа данных, совокупность методов изучения социального феномена, позволяющих выделить социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные друг от друга группы эмпирических объектов, характеризующиеся типообразующими признаками, природа которых различна, и интерпретируемых как носители различных типов существования феномена». Следует различать изучаемый социальный феномен и конкретные эмпирические объекты исследования. Если социальный феномен — это то, что существует реально в виде неких социальных процессов, явлений, сложных социальных объектов, то эмпирические объекты — это конкретные проявления данного социального феномена. Мы типологизируем молодёжные субкультуры по стадии внутреннего развития.

Субкультуры прошлого (40 — 80-е гг. XX в.) (не существующие в настоящее время: моды, тедди-бойз, стиляги, битники, митьки, люберы и пр.).

11 стр., 5139 слов

Формы и методы профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи.

... делинквентности; -описать делинквентную культуру молодежи в современной России; -охарактеризовать формы, методы пути профилактики и коррекции делинквентного поведения молодежи. Объектомисследования является современная молодежь, а предметом– делинквентное поведение молодежи.   Методы исследования: ...

Реанимированные субкультуры (воспроизводящие стилистику субкультур 60 — 90-х гг. XX в.: хиппи, готы старой школы, гранджеры, глэм-рокеры и др.).

Эти группы малочисленны сегодня, их идеология и основные ценностные ориентации подверглись значительной трансформации. Современные субкультуры (которые зародились многие десятилетия назад и сейчас не теряют популярности).

Ценностные ориентации и стиль жизни представителей таких субкультур, как байкеры, металлисты, наци-скинхеды, футбольные фанаты практически не изменились со времён их возникновения, они существуют стабильно на протяжении длительного времени. Хип-хоп, гламур, готика, индустриальная субкультура, фрик-культура и пр. находятся на стадии активного развития, появляются новые течения в их рамках, меняется стилистика (например, эмо-культура).

Мы сосредоточим внимание на субкультурах второй и третьей групп, типология которых дана по двум основаниям: главному системообразующему признаку субкультуры и гендерной ориентации. В рамках данной типологии мы сознательно избегали выделения имиджевых характеристик субкультур, т.к. даже в рамках одной субкультуры вероятно множество имиджевых направлений. Помимо этого,

имидж включает в себя не только внешнюю стилистику, но и поведенческие характеристики, манеру общения, дополнительные атрибуты принадлежности к субкультуре (например, мотоцикл для байкера).

Важнейшим признаком, дифференцирующим молодёжные субкультуры сегодня, является их гендерная ориентированность. Она позволяет их носителям экспериментировать с собственной гендерной идентичностью. Андрогинность, предполагающая нивелирование граней различимости полов, достигается посредством использования особо стилизованной внешней атрибутики противоположного пола, инверсии стереотипных форм поведения, предписанных гендерными ролями. Она может быть как способом

субкультурного самовыражения, так и общей тенденцией в области современной моды. Её необходимо отличать от серьёзных психофизиологических расстройств, связанных с полом — гендерной дисфорией и транссексуализмом. Андрогинность также не тождественна кроссдрессингу (трансвестизму), хотя

отдельные элементы данной практики могут быть использованы. Маскулинная ориентация, напротив, подчёркивает мужественность носителей субкультуры, которая в подобном понимании соотносится с брутальностью и культом физической силы. Андрогинность и маскулинность — два полюса гендерной субкультурной ориентации, порождающие конфликты между субкультурными группами. Существуют и субкультуры без выраженной гендерной ориентации — как с сохранением гендерных ролей (гламур, ролевики, хип-хоп), так и гендерно индифферентные (панк, раста, инди, рейв, альтернатива, многие спортивные субкультуры).

Выводы

1. Субкультурные феномены легко поддаются описанию, но их классификация и типологизация затруднены многообразием несводимых в систему признаков. Методологически важно видеть, что какой-то стройной классификации субкультур создавать нет смысла. Здесь упорядочение фиксируемых данных скорее всего возможно в рамках каждого из отдельных фрагментов субкультурной мозаики.

8 стр., 3941 слов

Социально-психологические представления об особенностях подростковой субкультуры

... происходит лишь в активной самостоятельной культуротворческой деятельности. Третьей характерной особенностью подростковой субкультуры можно назвать ее авангардность, устремленность в будущее, часто экстремальность. Зачастую ... норм и правил, которые исповедовали их отцы и деды. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим ...

2. Молодежные субкультуры в России несут на себе воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяги к преодолению рутины повседневности, «родимых пятен» советской эпохи. Эти воздействия переплетаются, в разной мере присущи тем или иных субкультурным феноменам. Главное же состоит в том, что субкультурная специфика не свойственна молодому поколению россиян как таковому, это мозаика социокультурных образований, фрагментарно рассеянная в молодежной среде.

3. Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.).

Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности.

4. Анализ ряда субкультурных феноменов в современной России неожиданным образом приводит нас к пониманию того, что в российской социальной практике укоренились те стороны общинного взаимодействия молодежи, которые в советское время реализовывались в деятельности комсомола. Утеря этого института социализации по соображениям политического характера не была восполнена на уровне обыденности, что вызывает определенную неудовлетворенность и поиск новых форм коллективности. Это обстоятельство следует учитывать при рассмотрении вопроса о молодежных субкультурных феноменах в современной России. С этой точки зрения яснее станет характер организованных структур в российском молодежном движении. Собственно, это и позволяет более широко представить субкультуры молодежи в России в их специфике, генезисе и возможном влиянии на стили жизни в ближайшие десятилетия.

Заключение

Сегодня в мире сложилась ситуация, когда существуют как бы два полюса культуры: на одном массовая, коммерческая, на другом – «высокая», интеллектуальная между ними существует как внешние, так и внутренние связи. Влияние обоих на молодежь очевидно. Исследователи отмечают, что массовая культура резко отличается от прежних форм тем, что она в большой степени, нежели элитарные формы, опирается на достижения самой передовой технологии. Кроме того, в сфере массовой культуры активно используются потенциалы социологии, менеджмента, психологии, политологии. Скажем так: массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс молодежи с использованием новейших достижений техники.  Дети понемногу и незаметно вырастают. Раньше, дома и в начальной школе, они слушали родителей, учителей которые были для них опорой, и «окном» в мир. Лет с десяти ребенок переходит в ту особую социальную и возрастную группу, которую называют подростки, тинэйджеры, молодежь, — среду, важную для формирования человека и трудную для родителей и учителей в педагогическом и социально-психологическом плане. Подростки начинают более активно осваивать мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и совместная деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо, так как является мощным фактором развития, адаптации к окружающей социальной действительности.  Подростка отличает от большинства взрослых неразвитое, слабое чувство ответственности за свое поведение, за соблюдение различных норм, закона, за выполнение работы, в отношениях с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым, то есть нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях.  Подростки во все времена составляли особую социально-демографическую группу, но в наше время сложилась специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными факторами, играет большую роль в развитии школьника. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в 20в. В силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.  Проблема в том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми. 

Литература

1. Алексеевский, М. Субкультура панкеров:генезис и вектор развития//Знание сила.–2006.-№6–С.109-117. 2. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание.–2007.-№5.–С.49-53. 3. Воронова, В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. — 2001. — №4. – С. 20-25. 

4.Журнал «Социс» 6 выпуск 2013г. ФЕНОМЕН МОЛОДЁЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, Т. В. ЛАТЫШЕВА, с.93-94.

http://www.isras.ru/files/File/Socis/2010-6/Latysheva.pdf