Социальная коррекция и терапия

ЦЕЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ: формирование профессионального мышления будущего специалиста по социальной работе, создание возможностей для личностного и профессионального самопознания, совершенствование комплекса профессиональных умений и навыков в процессе самостоятельной работы.

Данная практика предусматривает выполнение следующих задач:

—      самостоятельное применение освоенных технологий социальной работы с различными категориями граждан в различных типах учреждениях;

—      систематизация и углубление знаний технологий социальной работы с различными категориями граждан;

—      развитие навыков самостоятельного научного анализа социальных факторов, детерминирующих социальное неблагополучие различных категорий граждан;

—      самостоятельный анализ социальной среды и проблемного поля клиента;

—      развитие навыков социальной диагностики в своем проблемном научно-исследовательском поле;

—      подтверждение готовности к самостоятельной профессиональной деятельности.

  1. 09.02.2015 года:

Оршанский государственный социально-педагогический центр функционирует с 05.07.2004 г. На базе СПЦ работает детский социальный приют для временного проживания и реабилитации детей-сирот и детей, оказавшихся без попечения родителей в возрасте от 3-х до 16-ти лет на 14-28 мест. Приоритетные направления работы ГУО СПЦ: — Реализация Декрета Президента РБ от 24.11.2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». — Обеспечение временного проживания на государственном обеспечении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, обеспечение их обучения и занятости в свободное время, реализация программ их медико-психолого-педагогической, социальной реабилитации. — Комплексное сопровождение воспитанников детского социального приюта, их социализация. — Осуществление социального патроната несовершеннолетних, возвратившихся в биологические семьи. — Развитие семейных форм устройства детей, лишенных родительского попечения, преимущественное определение детей, лишенных родительского попечения, в замещающие семьи. — Организация по поиску и обучению кандидатов в замещающие семьи. — Актуализация банка данных детей, находящихся в социально опасном положении. — Совершенствование механизма межведомственного взаимодействия в планировании и реализации программ защиты прав и интересов. — Создание методической базы системы работы по реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье, банка методик работы с замещающей семьей, оказание содействия в создании и функционировании замещающей семьи.

25 стр., 12263 слов

Социально-психологическая реабилитация детей, оставшихся без ...

... социальными проблемами, которые повлекли за собой увеличение количества неблагополучных семей, воспитание детей в которых оставляет негативный отпечаток на их психике, а также детей, оставшихся без попечения ... вышеперечисленным критериям. Более подробно эти критерии и некоторые аспекты психологической работы с детьми будут рассмотрены в разделе, связанном с практическими вопросами социально- ...

  1. 10.02.2015 года направления социальной деятельности:
  • Диагностическая работа
  • Коррекционная и развивающая работа
  • Профилактика
  • Информационно-просветительская работа
  • Защита прав и законных интересов детей Реализация мероприятий по выполнению Декрета №18
  • Консультационная работа
  • Методическая работа.
  • Работа по самообразованию

Структура Центра состоит из следующих отделений:

  • Отделение реализации программ социальной реабилитации
  • Информационно-правовая, методическая служба
  • Отделение диагностики социальной дезадаптации
  • Детский социальный приют

В каждом отделении работают педагог-психолог и педагог социальный, которые имеют специальное образование.

  1. 12.02.2015 Года

В своей деятельности социальный педагог руководствуется Конституцией и законами Республики Беларусь, указами и декретами Президента Республики Беларусь, решениями правительства и Министерства образования Республики Беларусь, органов управления образования по вопросам образования и воспитания учащихся правилами и нормами охраны труда, пожарной безопасности, а также локальными правовыми актами, настоящей должностной инструкцией.

Социальный педагог соблюдает Конвенцию ООН и Закон Республики Беларусь о правах ребенка

План работы социального педагога предтавлен в приложении.

  1. 13.02.2015 Года

Содержание работы

Сроки выполнения

Отметка о прохождении

Знакомство с ГУО «Социально-педагогический центр Оршанского района»: выявление общих сведений об учреждении, его структуре, направлениях деятельности, о составе специалистов, о проблемах учреждений

9.02.2015

Выявление структуры социальной деятельности и содержание, ее основных компонентов.

Выявление направлений социальной деятельности

10.02.2015

Изучение специфики социальной работы специалиста в ГУО « Социально-педагогический центр Оршанского района»

12.02.2015

Составление индивидуального плана работы

13.02.2015

Выявление общих технологий социальной работы, составление их классификации

16.02.2015

Участие в реализации общих технологий социальной работы

17.02.2015

Изучение технологии социальной диагностики

18.02.2015

Участие в реализации социальной диагностики

19.02.2015

Изучение технологии социальной экспертизы

20.02.2015

Изучение технологии социальной терапии, коррекции и реабилитации

23.02.2015

Изучение социальной адаптации и технологии социальной работы по регулированию адаптивных процессов

24.02.2015

Изучение технологии социального консультирования и посредничества

25.02.2015

Изучение коммуникативных технологий в социальной работе

26.02.2015

Изучение частных технологий социальной работы

27.02.2015

  1. 16.02.2015 Года

В структурном отношении технология социальной работы являет собой совокупность общих или функциональных и частных технологий.

Функциональные технологии имеют более универсальный характер. Они применимы в работе не только с одной конкретной категорией лиц, нуждающихся в социальной помощи и поддержке, а с несколькими.

Система функциональных технологий социальной работы включает в себя следующие, наиболее значимые технологические процедуры: социальную диагностику; социальную профилактику; социальную адаптацию; социальную реабилитацию; социальную коррекцию и терапию; социальную экспертизу, прогнозирование, моделирование; социальное посредничество и консультирование; социальное обеспечение и страхование; социальную опеку и попечительство; общественную некоммерческую благотворительную деятельность.

17.02.2015 Года

    Участвовала совместно со специалистами СППС в разработке цикла бесед для несовершеннолетних по профилактике детского алкоголизма, наркотических и психотропных веществ. В рамках проведения недели правовых знаний были разработаны буклеты для детей и родителей.

    Специалисты СППС принимали участие в городских рейдах «Семья без насилия», педагог социальный посетила в рамках данного рейда 14 семей, педагог-психолог 5 семей.

    Цель и основные задачи по итогу года можно считать выполненными как по содержанию, так и в организационном плане. Цель работы поставлена адекватно запросам и психологической ситуации в приюте и может быть пролонгирована на следующий год. Необходимо отметить, что по ряду текущих причин некоторые задачи были скорректированы и дополнены. Так же в число задач были включены: участие в различных профилактических мероприятиях по предупреждению правонарушений, наркомании и алкоголизма, безнадзорности. Посещение образовательных учреждений в консультационном режиме

    1. 18.02.2015 Года

    Социальная диагностика является непременным элементом любого технологического цикла, даже самого простейшего. Диагностика обычно предшествует другим технологическим процедурам социальной работы. Социальная диагностика — это процесс исследования социального объекта, явления путем распознавания и изучения причинно-следственных связей, отношений, характеризующих его состояние и тенденции развития.

    Цель диагностики заключается в проникновении в сущность конкретных социальных проблем, присущих объекту или явлению, и их описание в системе показателей (норм, нормативов, ориентиров диагностируемой сферы жизнедеятельности).

    Отдельные исследователи самостоятельными этапами ведения социальной диагностики выделяют проведение общей и специальной диагностики. Общая диагностика предполагает выделение и анализ наиболее важных проблем исследуемого явления, а частная диагностика нацелена на распознание и анализ частных, более узких проблем диагностируемого явления.

    При принятии управленческих решений целесообразно придерживаться определенной структуры социальной диагностики. Ряд исследователей в такую структуру включает следующие основные элементы:

    • оценку состояния социального объекта на основе заранее определенного набора показателей (статистических данных, балльных экспертных оценок, средств косвенного замера и др.);
    • определение эталонного или нормативного состояния социального объекта; соотношение эталонного и реального состояния социального объекта с последующей подготовкой управленческих решений.

    Наряду с практическими предписаниями, рекомендациями социальный диагноз может содержать и теоретические выводы. Рекомендации, скорректированные с учетом конкретной ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей, являются серьезным обоснованием для принятия соответствующих решений, применения новых моделей поведения, проведения определенных коррекционных действий и других мер. Эффективное ведение социальной диагностики предполагает соблюдение ее важнейших принципов. Под ними нужно понимать строго определенные исходные положения, соблюдение которых является целесообразным и даже необходимым условием получения достоверных результатов исследования. К таким принципам диагностики обычно относят: объективность, принцип комплексного анализа, причинно-следственную обусловленность.

    Цели социальной диагностики: — установление достоверности информации о клиенте и окружающей его среде; — прогнозирование возможных изменений и влияния на другие социальные объекты; — выработка рекомендаций для принятия организационных решений, социального проектирования действий по оказанию социальной помощи.

    Социальная диагностика должна решать след задачи: 1. Выявление специфические свойства и особенности развития клиента 2. Выражение этой диагностики в количественных и качественных свойствах 3. Описание особенностей клиента (когда это необходимо) 4. Ранжирование свойств клиента

    Этапы социальной диагностики: 1)предварительное ознакомление с объектом, предполагающее получение достоверного представления о предмете изучения, определение его сильных и слабых сторон, возможных направлений и совершенствования; 2) общая диагностика, т.е. постановка задач, выделение состава диагностируемых ситуаций, определение эталонных (нормативных) параметров ситуаций, выбор методов диагностирования; 3) специальная диагностика по каждой из взятых для углубленного исследования проблем, измерение и анализ всех необходимых показателей; 4) построение выводов, на основе которых делается заключение.

    Проблемы, выявленные в ходе общей и специальной диагностики, составляют социальный диагноз. Полученные результаты могут корректироваться в совместной работе с практическими работниками. Определение диагноза – заключительный этап социальной диагностики, затем разрабатываются конкретные программы. В социальной диагностике необходимо учитывать социальные(внешние) и биологические(внутренние) факторы. Задача социального работника состоит в том, чтобы дать клиенту целостную характеристику с различных позиций. Социальная диагностика затрагивает судьбы отдельных людей, семей, различных социальных групп, поэтому от социального работника требуются профессиональное мастерство и соблюдение определенных морально – этических принципов. Принцип объективности.  Выводы должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не зависеть от субъективных мнений тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами. Лицо, осуществляющее исследование, не имеет права искажать действительность в чьих-либо интересах. Принцип причинной обусловленности позволяет в процессе исследования не ограничиваться описанием отдельных фактов или явлений, а выяснять закономерности их возникновения и функционирования. Принцип конфиденциальности- неразглашение результатов социального диагноза клиента без его согласия на это, или родителей, или лиц, заменяющих их (если объектом исследования был ребенок).

    Принцип ненанесения ущерба. Результаты диагностики не должны быть использованы во вред человеку, подвергшемуся исследованию. Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть достоверными и надежными. Принцип эффективности. Социальный работник по итогам анализа не должен предлагать клиенту бесполезные рекомендации или такие, которые не принесут желательного или предсказуемого результата. В зависимости от специфики диагностируемой проблемы или явления используются различные методы исследования, как общенаучные, так и частные.

    Требование к методу соц диагностики 1. определение проффесианолизма у соц работника 2. установление первичных знаний, умений, навыков, кот обладает соц работник и будет работать 3. практическая подготовка соц работника и его компетентность 4. поиск взаимопонимания

    19.02.2015 Года

      Большое внимание уделяется психодиагностике поступающих в приют детей, их родителей.

      Психолого – педагогическая диагностика несовершеннолетних проводилась после восстановления у них эмоционального состояния, их адаптации.

      При проведении исследований были учтены все правила использования стандартизированных методик.

      Психологическое заключение о состоянии психического здоровья детей используются с целью более обоснованных решений, связанных с определением дальнейшей судьбы воспитанников, а также для эффективной психопрофилактической и коррекционной помощи детям и подросткам, выработки рекомендаций для воспитателей групп, родителей по взаимодействию с несовершеннолетним и их развитию.

      Диагностическая работа с воспитанниками строилась на принципе индивидуального подхода по следующим направлениям:

      • изучение эмоционального состояния;

      • изучение уровня тревожности; агрессивности;

      • изучение уровня самосознания, саморегуляции; самооценки;

      • изучение индивидуально-типологических особенностей;

      • изучение уровня развития познавательных процессов;

      • изучение отношения к себе, к членам семьи;

      • изучение межличностных отношений;

      • особенностей взаимодействия родителей и детей.

      Использовала: наблюдение за поведением воспитанника в разные режимные моменты в естественных и специально организованных условиях. Беседы с воспитателями, учителями, администрацией и прочими участниками воспитательного процесса. Изучение продуктивной деятельности (рисунки, поделки)

      Результаты диагностических мероприятий были предоставлены воспитателям и руководству СПЦ исходя из цели запроса.

      Диагностика проводилась как индивидуальной форме, так и в групповой.

      По результатам проведенных психодиагностических исследований составляла аналитические записки.

      В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика, в основном с использованием проективных методов, диагностической беседы и наблюдения.

      Выводы. Для проведения социально-педагогической психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую реабилитационную и консультативную работу.

      1. 20.02.2015 Года

      Социальная экспертиза исследования включающая изучение объекта а так же установление достоверной информации об окружающей его среде с целью выработки рекомендация в решении проблем соц. защиты.

      Функции экспертизы: 1. Социально диагностическая 2. Информационно – консультативная помощь 3. Прогностическая функция 4. Проэктировочная

      Цель – становление соответствия деятельности соц защиты в соответ с проектами соц практики, Формирование предложений по достижению этого соответствия

      Задачи:  1. Дать аргументированное заключение о соответ деятельности НПдокументов органов гос власти 2. Выявить положение деятельности документов, которые могут иметь негативные последствия 3. Выявить соц последствия для населения принятых и подготовленных НПдокументов, программ, управленческих решений 4. Адекватное восприятие в общественном сознании  и его проекта

      Принципы 1. независимость 2. авторство 3. вознаграждение 4. невмешательство

      23.02.2015 Года

        Социальная коррекция и терапия.

        Сологубова Т.К.

        Широкое распространение в практике социальной работы получили различные системы, приемы и средства коррекционного воздействия на людей, нуждающихся в определенной помощи. Социально-коррекционная работа направлена на поправку, частичное изменение или исправление недостатков и связанна, как правило, с определенными группами клиентов социальных служб, имеющих отклонения от существующих норм в той или иной социальной сфере. Это могут быть люди с ограниченными возможностями и девиантным поведением, люди в силу разных обстоятельств утратившие социальные связи в обществе или социальный статус. Исходя из вышеуказанного, можно определить социальную коррекцию как деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам.

        Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагает воссоздание тех качеств социального объекта, которые преобладали до появления отклонения.

        Компенсирование в усилении тех качеств или той деятельности социального объекта, которые могут заменить утраченное в результате каких-то нарушений. Стимулирование направленно на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, но формирование определенных ценностных ориентаций, установок отдельных клиентов, на создание положительного эмоционального фона, отношений в миеросоциуме.

        Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта на положительные.

        Коррекционная работа с клиентами, имеющими физические недостатки, прежде всего, будет направлена на развитие физических функций, которые могут компенсировать увечье, а работа с трудными подростками, в первую очередь, предполагает исправление негативных отрицательных свойств. Восстановление социальных связей и социального статуса будет приоритетным направлением в коррекционной работе с лицами, отбывшими срок наказания.

        Очень сложен и трудоемок процесс воспитания и обучения умственно отсталых детей. Эти дети в своей жизни, в своем поведении, руководствуются только эмоциями и основной сложностью в работе с ними является формирование высших чувств и эмоциональных потребностей. Коррекционная работа с такой категорией детей направлена, как свидетельствует опыт практической деятельности, на формирование положительных привычек и их сознательной мотивации. Дети должны хорошо усвоить, что существуют разнообразные нравственно-положительные привычки, которые высоко оцениваются общественным мнением и занимают большое место в повседневном индивидуальном поведении. Так, например, в вежливости без привычки обойтись невозможно. Формируя положительные привычки, и вырабатывая стойкий иммунитет к негативным явлениям, стимулируя способность руководить своими действиями и анализировать свои поступки, можно добиться определенной коррекции поведения умственно отсталых детей. Т.о. можно говорить о доминировании той или иной направленности коррекционных воздействий в определенной ситуации, но в целом они всегда будут применяться комплексно и охватывать все стороны деятельности социального объекта.

        Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания способности видеть положительное во всем и опираться на него. Коррекция и терапия — тесно связанные технологические социальные процедуры, имеющие в своем арсенале общие методы. Исходя из начального смысла слова «терапия», что означает уход, забота, лечение, можно предположить, что «социальная терапия» означает врачевание каких-то социальных явлений, отношений и т.п. российский энциклопедический словарь социальной работы, изданный в 1997 г., трактует понятие «терапия социальная» как целенаправленный процесс практического воздействия соответствующих государственных структур, общественных организаций и объединений, в том числе и религиозных, на конкретные формы проявления социальных отношений или социальных действий.

        «Процесс практического воздействия», т.е. процесс предполагающий изменение в лучшую сторону, или же как процесс лечения. Каким же образом можно лечить социальные болезни? Характер и содержание мер социально-экономического и организационно-воспитательного воздействия будут определяться спецификой социальных отношений или социальных действий и показателями социального диагноза. При этом следует отметить, что в каждом конкретном случае должны использоваться не просто необходимые, а еще и допустимые с точки зрения права и морали методы и способы решения социальных проблем.

        Решение социальных проблем всегда связано с воздействием на человека, не его поведение, не его деятельность, на его психику. Это объясняет какую важную роль в арсенале социальной терапии играют методы психотерапевтического воздействия.

        Психотерапия — система лечебного воздействия на психику, а через нее на весь организм человека. В научной литературе принято различать понятие психотерапия в узко медицинском смысле как метод лечения и более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотерапевтических факторов и т.п.

        Психотерапия давно уже вышла за пределы клинического лечения. Она применяется в работе кабинетов семейных отношений и социально-психологической помощи, в работе различных социальных служб.

        Широко используют отдельные методы психического воздейтсвия в споре, на производстве, при подготовке различных экспедиций. Многие методы психического воздействия давно взяты на вооружение служителями религиозных культов, политиками, экономистами.

        Психотерапия может осуществляться при непосредственном контакте психотерапевта с клиентом или опосредованно: с помощью звукозаписи, радио, телефона, телевидения, посредством печатного слова, произведений искусства, музыки, но как показывает опыт, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое слово и непосредственное общение.

        Главное в работе психотерапевта не изготовление для клиента «психических протезов», а стремление раскрыть перед ним его резервные скрытые возможности. Это требует соблюдения, на наш взгляд, ряда важных условий, таких как:

        — выбор психотерапевтических методов базируется на правильном диагнозе и соответствующей оценке диагностики заболевания;

        — нет «хороших» и «плохих» методов психотерапевтии, они должны применяться своевременно, с учетом механизма, психики и диагностики заболевания, самостоятельно или в комбинации, сменяя, дополняя или усилия друг друга;

        — психотерапия не эффективна, а иногда вредна без обратной связи с клиентом;

        — даже в групповых вариантах психотерапия должна быть индивидуализированной, личностно и социально ориентированной.

        Существует множество классификаций методов психотерапии. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии.

        Под методов понимается общий принцип лечения, который определяется пониманием характера заболевания. Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Так метод рациональной психотерапии может применяться в форме беседы с группой или в форме лекции.

        Комплекс различных методов, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему или направление в психотерапии. В настоящее время наибольшее распространение получили такие направления как психоаналитическое, бихевиоральное, экзистенционально-гуманистическое. Из большого количества методов психотерапии в практике социальной работы широко применяется суггестивная психотерапия, групповая, поведенческая, семейная, игровая, рациональная, самовнушение. Все чаше используют психоанализ, трансактный анализ, гештальт-терапию и др.

        Рассмотрим некоторые из наиболее распространенных в практике социальных служб методы.

        Самовнушение тесно связано с такими понятиями как самовоспитание, саморегуляция, самовоздействие. Трактовок этого понятия существует множество. В частности, А.С. Ромен определяет самовнушение как «-волевой процесс, обеспечивающий целевое формирование готовности организма к определенному действию и при необходимости к его реализации». Самовнушение может быть не произвольным и произвольным. В первом случае самовнушение предполагает дополнительный заряд фактора, во втором необходима концентрация мыслей и внимания на чем-либо одном. Существует множество психотерапевтических методов, основанных на самовнушении. Аутогенная тренировка, основателем которой считается немецкий психолог И.Г. Шульц сочетает в себе самовнушение и саморегуляцию, ее приемы помогают управлять эмоциями, восстанавливать силы и работоспособность, снимать напряжение. Это упорядоченное использование специальных упражнений и психологической релаксации, преодоления стрессовых состояний, для ускоренной мобилизации духовных возможностей может быть рекомендовано и применено не только к клиентам социальных служб, но и к работникам этих служб в целях повышения продуктивности труда, улучшения контроля за своим эмоциональным состоянием в стрессовых ситуациях, развития способности к пониманию психического состояния других.

        Поведенческая психотерапия основана на принципах бихевиоризма. Главное — это изменение поведения клиента под воздействием позитивного стимула. Психотерапевт обучает клиента таким способам поведения, которые снимают дискомфорт, неадекватную реакцию или болезнь.

        К методам поведенческой терапии можно отнести социальный тренинг, тренинг уверенности в себе и др., осуществляемый в группе. По мнению Рудестама К. «присутствие или отсутствие людей может влиять на поведение, группа становится микрокосмосом, представляющим реальный мир. Это социальная сеть, в которой можно определить и практиковать соц. изменения.

        Целью временных групп является выработка такого поведения, которое является приемлемым не только для индивида, но и для общества в целом. Тренинг обучает управлять своими эмоциями, планировать ближайшее и отдаленное будущее, принимать решение, учит коммуникативности, уверенности в себе. Рациональная психотерапия как метод включает в себя разъяснение, внушение, эмоциональное воздействие, изучение и коррекцию личности, логическую аргументацию.

        Одна из ее главных задач — создание в сознании клиента правильного представления о заболевании или проблеме и выработке разумного адекватного отношения к этому. Эволюционная окраска болезненных переживаний может наложиться на личностные особенности клиента и задача психотерапевта — правильно, доступно трактовать характер, причины возникновения и прогноза заболевания. Причиной многих социальных проблем часто бывает конфликт личности с его средой, который не всегда можно быстро выявить. Используя приемы рациональной психотерапии, аргументируя или опровергая положения, связанные с представлениями клиента о возникшей проблеме, можно прояснить истинную суть конфликта и осуществить коррекцию взглядов клиента на причины, ход и пути его разрешения. Несомненным достоинством рациональной психотерапии является участие клиента в процессе осуществления психотерапевтического воздейтсвия

        Групповая психотерапия — это лечение людей в группах, через включение их в психологически положительное взаимодействие со специально-организованной управляемой средой.

        Мотивом деятельности индивида в группе является его собственное выздоровление, а группа и ее члены рассматриваются как средство достижения этой цели. По характеру можно выделить:

        — семейную психотерапию, предусматривающую одновременную работу с родителями, детьми и родителями;

        — групповую психотерапию в условиях совместной деятельности;

        — игровую психотерапию.

        Главные показания к применению групповой психотерапии: наличие неврозов с нарушением социальных связей, с трудностями в области общения и социальной адаптации.

        Малая группа — это общество в миниатюре, в котором также могут проявляться такие социальные факторы как социальное влияние и давление партнеров. Преимущество терапевтической группы — это возможность получения по законам обратной связи эмоциональной поддержки от участников группы, имеющих общие проблемы и общие цели. В такой группе человек чувствует себя и принимающим и оказывающим помощь, доверяющим и пользующимся доверием. Это облегчает процесс разрешения межличностных конфликтов, возникающих вне группы, т.к. у человека уже была возможность опробовать различные стили на занятиях в группе.

        Многие специалисты считают, что один из лучших способов лечения наркоманов — терапевтические коммуны. Это нечто вроде лагеря, где живут люди. Они почти не поддерживают связей с внешним миром, трудятся, ведут натуральное хозяйство. Их курируют психологи и наркологи. В России существует 3 таких лагеря: в Тольятти, Калининграде и Москве.

        Концепция терапевтической общины (группы) лежит в основе многих зарубежных программ лечения алкоголизма. Главную терапевтическую роль в них играют так называемые консультанты — люди, преодолевшие собственные проблемы, связанные с алкогольной зависимостью и использующие собственный опыт во благо других людей. Подобные программы предполагают желание человека следовать предложенному пути и готовность к большой работе над собой.

        Различные терапевтические методы часто используются в сочетании с трудотерапией, которая рассматривается как лечение занятостью. Хорошо организованный труд — это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет человека от личностного распада, создает условия для межличностного общения, организовывает структурированную микросреду. Методы трудотерапии активно используются в работе с пожилыми людьми и лицами с ограниченными физическими возможностями. Труд позволяет ощутить свою полезность, значимость, дет дополнительный работок. Трудотерапия является непременной частью социальных программ, связанных с реабилитацией лиц, страдавших алкоголизмом и наркоманией.

        Многообразие методов терапии определяет широкий спектр ее использования в практической деятельности различных социальных служб.

          Все воспитательные мероприятия, проводимые с воспитанниками, отражают данные направления.

          Включение ребят в различные виды социально-значимой деятельности является одним из приоритетных в системе воспитательной работы детского социального приюта.

          Ребята посещают кружки и занятия по интересам.

          Педагогическая реабилитация детей и подростков ДСП осуществляется путем создания максимального эмоционального комфорта, всестороннего развития личности в ходе воспитательной работы, которую воспитатели планируют по следующим направлениям:

          — экологическое

          — здоровый образ жизни

          — семейное

          — гражданское и правовое

          — нравственное

          — эстетическое

          -трудовое и спортивное

          На базе СПЦ для школьников работают кружки:

          Экологический кружок «Занимательная биология» (руководитель Клочкова Т.Н.);

          «Бумагия» (руководитель Бобкова О.А.);

          «Юные краеведы» (руководитель Лютынская Я.А.)

          В течение года 1 раз в неделю в группе школьников проходили встречи с организаторами Воскресной школы. Эти встречи помогали ребятам снизить их личностную тревожность и повысить собственную самооценку.

          Для дошкольников:

          Школа раннего развития «Росток»: кружок «Оригами» (руководитель Морозова О.Г.), кружок «Развивающие игры с элементами математики» (руководитель Рослик С.И.), кружок «Лепка» (руководитель Межуева Т.В.),.

          На базе ЦДТ для школьников:

          «Занимательный труд», «Смайл и К» (руководитель Морозова О.Г.).

          1. 24.02.2015 Года Технология социальной работы по регулированию адаптивных процессов

          Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:

          Преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения. В этом случае завершением адаптационных процессов чаще всего является отказ (полный или частичный) от общественно-полезной деятельности, перемещение центра активности личности в сферу досуга или самореализация человека в альтернативных группах, не входящих в социальную структуру общества. В современных условиях эти процессы находят свое выражение в переориентации человека на самого себя: всевозможные оздоравливающие системы, нетрадиционные способы психологической и физиологической самореализации, развитие «экстрасенсорных» способностей, стремление к мистическим и оккультным переживаниям и т.п.

          Другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности – создание различных социальных утопий и их пропаганда.

          Третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов личности, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.

          Специфические моменты технологии социальной адаптации:

          · только человеку свойственно создавать специальные «приспособления», определенные социальные институты, нормы, традиции, облегчающие процесс его адаптации в данной социальной среде;

          · только человек обладает способностью сознательно готовить к процессу адаптации молодое поколение, используя для этого все средства воспитания;

          · процесс «принятия» или «неприятия» индивидами существующих социальных отношений зависит как от социальной принадлежности, мировоззрения, так и от направленности воспитания;

          · человек сознательно выступает как субъект социальной адаптации, меняя под влиянием обстоятельств свои взгляды, установки, ценностные ориентации.

          Итак, только человек способен с помощью особой технологии целенаправленно контролировать и регулировать процесс социальной адаптации, только для человека характерна относительная способность варьировать свое поведение при изменении условий и обстоятельств.

          25.02.2015 Года

            В практике социальной работы встречаются и широко используются несколько типов консультирования, а именно:

            •        Общее консультирование клиентов специалистами социальной работы.

            •        Специальное консультирование клиентов по направлению социальных работников специалистами социальных служб или учреждений.

            •        Обучающее консультирование специалистов социальных служб и организаций работниками вышестоящих организаций и учреждений. Оно включает работу с персоналом, разъяснение содержания законов, социальной политики, программ, процедур, направленных на улучшение социального обслуживания населения.

            •        Договорное консультирование специалистами социальных организаций по различным организационным, экономическим, профессиональным и иным вопросам.

            Консультирование

            — это вид социальной работы, в ходе которого специалист социальной работы помогает клиенту изучить и понять существо проблемы и предположить различные варианты, которые могут быть использованы для ее решения.

            Результат консультирования во многом зависит от достижения взаимопонимания между консультантом и консультируемым. Для этого необходимо     соблюдать     следующие     технологические    условия.

            Методика посреднической деятельности

            Специалисты социальных служб в процессе своей деятельности устанавливают и развивают функциональные связи с различными профильно специализированными организациями и учреждениями, к которым они могут направлять клиентов. Специалист социальной работы как посредник в обязательном порядке выясняет, насколько приемлемы и соответствуют профилю деятельности требования клиента, для тех учреждений, которые могут оказывать профессиональную, компетентную помощь.

            Для этого проводит диагностику личностной проблемы. Быть осведомленным о характере услуг, которые оказываются населению различными организациями и учреждениями, – одна из обязанностей социального работника. Это позволяет ему быстро реагировать на проблему, оценивать ее и давать клиенту четкие разъяснения о том, кто и как может ему помочь.

            Посредническая деятельность осуществляется тогда, когда социальный работник не может предложить пути и средства разрешения проблем клиента самостоятельно или в своем учреждении. Тогда он рекомендует и содействует приему клиента в соответствующем учреждении, организации или специалистом, который может их разрешить.

            Организационно в посреднической деятельности социального работника можно выделить три этапа:

            • Определение проблемы клиента, оценка возможностей ее решения.
            • Оценка   и   выбор    учреждения,   способного   наилучшим    образом решить проблему.
            • Помощь клиенту в установлении контакта и содействие в приеме учреждением.

            Для повышения эффективности посреднической деятельности социальный работник использует ряд проверенных практикой приемов.

            1.     Простейшим приемом является выписка для клиентов самых необходимых данных об организации или учреждении: их адрес и номер телефона, фамилию, имя, отчество специалиста (если это возможно), разъяснения пути следования и каким транспортом. Важно четко и ясно объяснить, что именно клиент может ожидать в этом учреждении. Этот прием постоянно используется при направлении клиентов в общеоздоровительные учреждения, центры социальной помощи, дома-интернаты, приюты, детские дома, дома для ветеранов и т.д. Инициатива установления контакта с учреждением, договоренность о встрече и проведении самой встречи остаются за клиентом.

            2.     Значительную помощь клиенту и учреждению, в которое он направляется, оказывает сопроводительное письмо работника социальной службы. В этом случае клиент имеет на руках ясное описание причин и цели обращения в учреждение, а учреждение — четкое представление о том, что ожидает от него клиент.

            3.  Весьма полезно сообщать клиенту имя человека, к которому в этом учреждении обратиться.

            4.  Прежде чем отправить в учреждение клиента, следует предварительно позвонить туда и сообщить необходимые сведения о клиенте.

            5.  Важно, если клиента будет сопровождать кто-либо из его родственников или близких, предварительно проинструктированный работником социальной службы.

            Эти организационные приемы дают возможность клиенту быстро связаться с необходимыми учреждениями, облегчают поиски необходимого учреждения социальной службы.

            26.02.2015 Года

              Специфика социальной работы заключается в том, что при решении стоящих перед ней проблем она прямо или косвенно затрагивает все формы и виды общественных отношений и деятельности людей, все стороны общества. Выявление и решение этих проблем осуществляется прежде всего посредством установления и поддержания контактов с представителями государственных служб, общественных организаций и объединений, гражданами и социальными группами (клиентами), нуждающимися в помощи, защите, поддержке, что требует, в свою очередь, высокого развития у социальных работников коммуникативных способностей.

              Таким образом, профессию социального работника можно назвать коммуникативной, поскольку его практическая деятельность подразумевает общение, и успех этой деятельности в значительной мере зависит от его коммуникативной компетентности — в межличностной коммуникации, межличностном взаимодействии, межличностном восприятии. Кроме того, интенсификация социальных связей, расширение поля общения увеличивают психологические нагрузки и создают напряженность в процессе общения. Высокий уровень коммуникативной компетентности защищает социального работника от этих нагрузок и способствует интенсивному межличностному общению.

              Общение характерно для всех сфер жизни людей, это условие и средство формирования систем отношений общества и самого человека. Но как особый феномен жизнедеятельности общества общение обладает специфическими содержательными и функциональными характеристиками.

              Обычно выделяют перцептивную, коммуникативную и интерактивную функции общения. Имеется в виду, что общение — это одновременно восприятие партнерами друг друга, их обмен информацией, действиями и ролевыми влияниями, установление определенных взаимоотношений.

              Коммуникативные средства общения чрезвычайно разнообразны. К ним относятся:

              речевые (вербальные) средства:

              • лексика; стилистика, грамматика; семантика;

              неречевые (невербальные) средства:

              • оптокинетические (жестикуляция, мимика, направление взгляда, визуальный контакт, покраснение и побледнение кожи, стереотипы моторики);

              • паралингвистические (интенсивность, тембр, интонация голоса, его диапазон, тональность);

              • экстралингвистические (паузы, темп речи, ее связность, смех, покашливание, заикание);

              • проксемические (персональное пространство, физическая дистанция контакта: интимная (от 0 до 40—45 см), личная (от 45 до 120—150 см), социальная (150-400 см), публичная (от 400 до 750—800 см), угол поворота к собеседнику;

              • предметные контактные, тактильные действия (рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывание, толчки, поглаживание, касания);

              • ольфакторные средства (связанные с запахом).

              1. 27.02.2015 Года

              Управление – это осознанное, систематическое, специально организованное воздействие на общество, с целью упорядочить и усовершенствовать его социально-деятельностную структуру. Воздействие означает способы, формы, приемы решения как глобальных, так и конкретных общественных проблем. Цель воздействия – оптимизировать функционирование объектов, субъектов, явлений, социальных процессов.

              Необходима технологизация социальных процессов, которая сводится к следующему:

              • разграничение, разделение, расчленение процесса на внутренне взаимосвязанные этапы, фазы, операции;

              • координация и поэтапность действий, направленных на достижение искомого результата;

              • однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций;

              Социальная технологизация базируется на социальных технологиях. Социальные технологии можно трактовать двояко.

              1) как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач. Общественные науки имеют дело прежде всего с практическими задачами, связанными с функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае следует понимать не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы в разных сферах жизнедеятельности;

              2) как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, для решения тех или иных социальных проблем.

              В социальных технологиях можно выделить две формы:

              • программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности);

              • саму деятельность, построенную в соответствии с такими программами.

              Социальные технологии рассматриваются как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

              Термин «социальные технологии» появился в отечественном обществознании сравнительно недавно. Однако это не означает, что в стране вообще не занимались социальными технологиями. Были выработаны способы применения теоретических выводов общественных наук для решения широкого круга социальных проблем, применялись различные приемы, методы и воздействия для достижения целей социального развития общества.

              Стадии социальных технологий:

              • теоретическое обоснование:

              • технологические процедуры;

              • технологический инструментарий:

              • критерии и методы;

              • замеры результатов:

              • гуманитарно-экономическое обеспечение:

              • этапы внедрения.

              Социальные технологии существенно отличаются друг от друга по своему содержанию.

              Глобальные социальные технологии выделяются с точки зрения масштабности. Они связаны с решением общечеловеческих проблем. Речь идет о таких знаниях, методах, способах, которые способствуют уяснению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Внедрение глобальных технологий прямо или косвенно касается жизнедеятельности и социальной защищенности людей. 

              Инновационные социальные технологии представляют собой такие методы и приемы инновационной деятельности, которые направлены на осуществление нововведений в обществе, на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни, приводящих к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе. 

              Рутинные социальные технологии предусматривают такие методы воздействия на социальные процессы, которые характеризуются малой наукоемкостью, отражают вчерашний день социального воздействия и не стимулируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

               Региональные социальные технологии направлены на изучение и реализацию закономерностей территориальной организации социальной жизни и планомерное ее изменение.

              Одной из разновидностей универсальных технологий является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

              Информационные социальные технологии охватывают способы и приемы оптимизации информационного процесса, его воспроизводства и функционирования.

               Интеллектуальныесоциальные технологии направлены на развитие творческих способностей людей. 

              Исторические технологии предполагают технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования. 

              Демографические технологии нацелены на изучение механизма воспроизводства населения и выработку способов изменения его численности, состава, размещения и т.д.

               Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности. 

              Административно-управленческие технологии среди управленческих технологий имеют особую важность как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект.

              Социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, для решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения. Если рассматривать социальную работу как науку, то социальные технологии есть способы применения теоретических выводов и решений практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть органическое единство знаний и умений социальной работы как науки.

              Когда речь идет о социальной работе как учебном процессе, сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, методах и организации, т.е. эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.

              Рассматривая социальную работу как особый вид практической деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать в первую очередь как совокупность приемов, методов и воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки, защиты всех людей, оптимальное развитие социальной сферы в целом и ее структурных компонентов.

              Направления (виды) социальной работы с различными группами населения: социальный контроль и социальная профилактика, социальная терапия и социальная реабилитация, социальная помощь и защита и др. Эти виды социальной работы и выступают ее основными технологиями, которые принято называть общими (применимыми ко всем объектам) и частными(применимыми лишь к некоторым, например попечительство, опека).

              Они очень тесно связаны между собой и в то же время относительно автономны, специфичны по целевому назначению и функциональному содержанию.

              Различают технологии работы с социально уязвимыми слоями населения; технологии социальной защиты всех слоев населения; технологии глобального характера, затрагивающие процесс функционирования и развития общества; технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности социальной направленности. Выделяют собственно социальные технологии, социально-педагогические, социально-психологические, социально-медицинские и т.д.

              Технологии в социальной работе различаются по своемууровню: простые, доступные неспециалистам: сложные, требующие квалификации одного специалиста; сложные, требующие квалификации специалистов в разных областях. Различают социальные технологии и по сложности субъекта социальной работы, в частности социальные службы различных уровней и направлений.