Особенности процесса формирования идентичности и реального самоопределения молодежи в кризисные периоды развития общества

Красило Д.А.

Актуальность темы нашего исследования продиктована в первую очередь глобальными метаморфозами в социуме. Современный молодой человек оказался в ситуации предельной нестабильности в общественном сознании, смятения и неуверенности в завтрашнем дне, когда нет приемлемых идеалов в прошлом, но в то же время еще не найдены новые, адекватные происходящим в мире переменам, ориентиры для предстоящего развития, профессионального, личностного, национального самоопределения. Поэтому современной молодежи очень трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни.

Специфика нашего исследования заключается в том, что изучается особый период в жизни молодого человека: когда после школы он включается во взрослую жизнь с неизвестными до этого проблемами и трудностями, которые создают фрустрирующий момент на пути воплощения в реальную жизнь сформированного в юности образа себя в идеале. Процесс самоопределения, обретения зрелости затягивается из-за того, что юношеские мечты в реальности наталкиваются на множество проблем и трудностей взрослой жизни. Проблема дискриминации и пренебрежения человеческими правами является одной из таких реалий существования во взрослом мире.

Цель исследования состоит в изучении особенностей процесса реального самоопределения современной молодежи в период вхождения во взрослость.

Изучение вопроса реального самоопределения современной молодежи, того, как она справляется с задачами периода вхождения во взрослость, становится сегодня актуальным для психологии развития. Выделение факторов, способствующих личностному росту в данный период, возможно, в дальнейшем будет полезным в целях оказания психологической поддержки и помощи молодым людям, испытывающим трудности в адаптации во взрослом мире. В частности, это касается тех, кто не может самостоятельно справиться с проблемой дискриминации.

В ходе исследования проверялась гипотеза о том, что молодые люди, успешно решающие задачи своего возраста, в наибольшей степени используют копинговую стратегию, направленную на разрешение проблемы, а к стратегиям «избегания» и поиска социальной поддержки обращаются значительно реже.

10 стр., 4617 слов

Жизненное самоопределение молодежи. Гендерные стереотипы в массовом сознании молодежи

... молодежи. Гендерная специфика жизненного самоопределения молодежи актуальна с т.з 2х позиций:1.исследование жизненного самоопределения приобретает особое значение в условиях трансформации разл.сфер общественной жизни ... и общест-го сознания молодежи. В этот период произошло изменение основ мировоззрения молодых ... структуры. Результат сектанского тоталитаризма-отвержение мира и всех,кто вне секты ...

Периодом вхождения во взрослость (переход к ранней зрелости) мы считаем переходный период между юношеским возрастом и ранней зрелостью, который условно можно ограничить временными рамками от 18−19 до 24−25 лет, когда изживаются последние детские и подростковые связи и осуществляется сложный процесс самоопределения в реальном взрослом мире путем переориентации на ценности саморазвития.

Саморазвитие — это качественно отличающийся от детского и подросткового тип личностного развития, когда человек берет на себя полную ответственность за постановку целей собственного развития, выбор и выработку средств по их достижению.

Самоопределение — это решение возрастных задач в период перехода к ранней зрелости.

Реальное самоопределение — это процесс выработки и выбора копинговых стратегий, направленных на совладание с фрустрирующими факторами на пути решения задач саморазвития.

Копинг-стратегии — это выработанные сознательные средства совладания с реальностью взрослого мира (средства, помогающие увязать Я-идеальное и Я-реальное в конкретных жизненных отношениях, реализующихся через деятельность во всех сферах: любимом занятии, семье, работе, учебе, межличностном общении и т. д.).

Существует качественное отличие копинговых стратегий от защитных реакций — возможность обучения совладанию. Этот последний факт имеет особенную ценность в связи с помощью молодым людям, составляющим группу риска по решению задач своего возраста, то есть не сумевшим самостоятельно выработать сознательные стратегии совладания.

5 стр., 2464 слов

Группы социального риска в современном российском обществе

Реферат Группы социального риска в современном российском обществе План 1. Понятие групп социального риска 2. Молодежь группы риска: факторы риска Литература 1. Понятие групп социального риска В современном российском обществе одним из следствий довольно длительных трансформаций практически во всех сферах (социокультурной, экономической, политической), стало появление т. н. групп риска. Необходимо ...

Показателем эффективности выработанной копинг-стратегии в данном возрасте будет успешное решение основных возрастных задач. Они представляют собой определенные шаги на пути саморазвития, а также пересекающиеся и накладывающиеся друг на друга этапы, составляющие индивидуальную картину гетерохронного развития: I) принятие ответственности за собственное развитие на себя; 2) изживание или радикальное изменение связей, оставшихся от детства и подросткового возраста, ярче всего проявляющееся в преобразовании детско-родительских отношений; 3) согласование юношеской мечты с реальностью взрослой жизни; 4) формирование предварительного основания для жизни во взрослом мире (получение высшего образования, приобретение профессии, служба в армии и т. п.); 5) обретение наставника (выполняющего двойную функцию: помогает совместно выстроить первые шаги в карьере, а также способствует процессу психологического отделения от родителей); 6) актуальной остается задача поиска идентичности; 7) установление близких интимных отношений.

Исследование проводилось по двум основным направлениям:

1. Исследование особенностей реального решения задач развития 28 испытуемыми — молодыми людьми в возрасте от 17 до 25 лет (главная часть работы).

2. Изучение основных копинговых стратегий, выработанных испытуемыми для более эффективного совладания с трудностями, стоящими на пути самоопределения во взрослом мире.

В ходе эмпирического исследования были выделены две группы, относительно благоприятно проходящие процесс реального самоопределения, и группа риска, у которой не сформирована готовность к решению задач саморазвития. Подтвердилась гипотеза о том, что молодые люди, успешно решающие задачи своего возраста, используют в наибольшей степени копинг-стратегию, направленную на разрешение проблемы. В то же время молодые люди, менее эффективно справляющиеся с реальным самоопределением, помимо стратегии разрешения проблемы, выраженность которой значительно ниже, используют в равной степени стратегию поиска социальной поддержки либо — что характерно для группы риска — используют ее в большей степени.

24 стр., 11639 слов

Проблема групп в социальной психологии

Вопрос Психология и поведение каждого индивида существенно зависят от его социального окружения, или среды. Социальная среда является сложно устроенным обществом, состоящим из многочисленных, разнообразных, более или менее устойчивых объединений людей, называемых группами.Существуют группы, различные по величине, по характеру и структуре отношений, существующих между их членами, по индивидуальному ...

Уровень стратегии «разрешение проблемы» наиболее выражен в первой группе, эффективно справляющейся с задачами саморазвития, и составляет в среднем по этой группе 90,6%. Стратегии «поиск социальной поддержки» и «избегание проблемы» в большей степени выражены во второй группе, которая имеет больше факторов риска в личностном развитии и реальном самоопределении (усредненный процент выраженности равен 74,6%).

Уровень выраженности стратегии «избегания» в самой отстающей, третьей группе приближается по своему значению ко второй группе и составляет 67,8%. Разрыв между выраженностью одних и тех же типов coping в группах снижается от стратегии «разрешение проблемы» до стратегии «избегание», то есть самые незначительные различия наблюдаются в наименее популярном coping — «избегание проблемы». Самые заметные различия наблюдаются по первым двум стратегиям.

Анализ картины реального решения задач периода вхождения во взрослость показал, что в целом современная молодежь лишь наполовину справляется с ними (то есть находится в процессе решения).

При этом наиболее эффективно проходит процесс формирования идентичности и увязывания юношеской мечты с конкретными жизненными ситуациями взрослого мира. Наименее эффективно осуществляется процесс психологического отделения от родителей и поиска наставника. В успешной группе задача обретения наставника решается значительно легче. Возможно, этот факт объясняется их более высокими достижениями в реальном самоопределении.

3 стр., 1449 слов

Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Понятие самооценки в психолого-педагогическ

Содержание Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста 7 1.1 Понятие самооценки в психолого-педагогической литературе 7 1.2 Особенности формирования самооценки у детей старшего дошкольного возраста 15 1.3 Игра как средство формирования нормального уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста 26 ...

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.fpo.ru/