Методика работы над сочинением.

Сочинение — творческая работа. Оно требует самостоятельности школь­ника, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст. Сочинения служат эффективным средст­вом воспитания. Оно возбуждает эмоции, приучает детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. В сочи­нении для ученика обретает смысл орфография, все изуча­емые грамматические понятия.

Сочинения, как устные, так и письменные, различают­ся по источникам материала, по степени самостоятельно­сти, по способам подготовки, по жанру и по языку.

По источникам материала выделяются сочинения:

— о пережитом, виденном, слышанном самими учениками;

— по книжному материалу, картине, фильму, спектаклю;

— по различным источникам одновременно (по книге и картине, по картине и личным наблюдениям и т.п.)

По степени самостоятельности различаются сочи­нения коллективные и индивидуальные.

По жанрам связные тексты делятся на повествования, описания,рассуждения и сочинения смешанного типа (по­вествования с элементами описания или рассуждения).

По языку сочинения разделяются на эмоционально-об­разные и деловые.

Сочинения можно классифицировать группами: о при­роде, о труде, об истории и т.д.

Сочинения в начальных классах проводятся как обуча­ющие упражнения; оценка за них ставится в виде поощре­ния (отрицательная оценка за сочинение не ставится).

Со­чинениевыявляет практические языковые умения лучше, чемлюбое другое упражнение.

Система проведения сочинений:

—устные сочинения проводятся чаще, чем письменные;

— письменные сочинения проводятся чаще, чем изложения;

— в течение года проводятся 12-15 письменных сочинений (кроме 1 класса, где письменные сочинения, рассчитанные на целый урок, не проводятся); помимо указанного числа на уроках грамматики про­водятся сочинения и изложения малых форм (мини­атюры).

Работа над сочинением начинается в 1 классе. В период работы по «Азбуке» сочинения преимущественно носят характер устных рассказов, описаний, бесед; письменная форма – запись отдельных слов, взятых их этих рассказов, описаний, бесед, а также запись небольших предложений, фрагментов текста.

Во 2 классе дети со­ставляют устные рассказы, небольшие по объему, простые по содержанию. Проводится преимущественно коллективная подготовка текста, предназначенного для записи. Элемен­ты индивидуального творчества вводятся здесь в виде не­больших зарисовок, сообщений о себе, о своих чувствах.

17 стр., 8318 слов

Собрание сочинений по психопатологии

... ее автора. Указанные памятные даты для издательства явились поводом выпустить это собрание сочинении, относящееся к сфере "Общей психопатологии".   Если "Общая психопатология" считается систематической ... до сих пор случаи преступлений, вызванных ностальгией, часть которых разбросана по труднодоступным сочинениям. И хотя описания большей частью, конечно же, не соответствуют требованиям   ...

Чтобы ученики приобрели необходимые умения для написания сочинений, необходи­ма система упражнений, основанная на принципе наращи­вания трудностей:

1) составление предложений, объединенных темой;

2) восстановление деформированного текста;

3) устные ответы на вопросы, объединенные темой;

4) составление предложений по сюжетным картинкам;

5) устные рассказы по прочитанному.

В 3 классе школьники учатся работать самостоятель­но. Они получают индивидуальные темы, а в работе над общеклассными темами все меньше занимает подготови­тельная работа в рамках всего класса непосредственно пе­ред рассказыванием или письмом сочинения.

Сочинения третьеклассников — это небольшие сюжет­ные рассказы, в которые вводятся элементы описания.

Важное место в этой работе занимают устные рассказы. Составляя их, учащиеся приобретают умение говорить связно, последовательно, учатся пользоваться планом, правильно строить предложения, точно употреблять слова в собственной речи, приучаются систематизировать, обоб­щать свои наблюдения, осмысливать свой жизненный опыт. Поэтому устные сочинения расцениваются как подготови­тельные упражнения. Для устных рассказов целесообразно использовать сюжетные картинки.

Работу над устным рассказом поэтим картинкам рекомендуется проводить по та­кому плану:

1) Постановка цели работы.

2) Рассматривание картинок и уяснение сюжета.

3) Озаглавливание картинок.

4) Устные рассказы по получившемуся плану. Рассказы составляются коллективно. Варианты заголовков обсуждаются. Ответы на каждый пункт плана коллективно редактируются.

Устные рассказы в 3 классе составляются и по демон­страционным картинам, на которых изображен лишь один эпизод (в отличие от сюжетных картинок), и учащиеся должны развернуть его в сюжет. Рассказам по картине мо­жет предшествовать чтение художественных произведе­ний, близких по теме к изображенному на картине. Расска­зы составляются коллективно под руководством учителя с постоянной корректировкой высказываний. План работы над устным рассказом по картине может быть таким:

1) Рассматривание картины.

2) Высказывания детей о том, что видят они на картине.

3) Беседа по выяснению содержания, в процессе которой уясняются не только факты, но и устанавливаются причинно-следственные связи между явлениями и действиями,

4) Чтение готового плана и составление ответов на каждый его пункт. Можно предложить детям слова, которыми они воспользуются в своих ответах.

5) Полный устный рассказ по картине.

В 4 классе число индивидуализированных тем возрастает, практикуется выбор собственных тем из числа предложенных учителем.

Тема сочинения — это предмет сочинения, то, о чем говорится в нем. От того, как сформулирована тема учите­лем, как школьники подготовлены к ее пониманию, зави­сит правильность и полнота сочинения.

8 стр., 3818 слов

Тема детства в рассказах А. П. Чехова: этико-психологические аспекты

... взрослых в детский мир. От взрослых в рассказе как бы представительствует гимназист пятого класса Вася. Его тянет к детям, он ... п.» [цит. по: Лысков, 245]. Основываясь на анализе рассказов Чехова, критики развивали тему виновности родителей перед детьми, унижения ... возникающие от непонимания взрослыми мира ребенка. Он строит свои рассказы чаще всего на столкновении детского сознания с миром взрослых, ...

Первым шагом в работе над сочинением является выбор темы.Тема и заглавие сочинения не всегда совпадают. В теории литературы понятие «тема» всегда неразрывно связы­вается с идейным замыслом произведения. Идея художест­венного произведения — это мысль писателя, выраженная в Художественных образах, т.е. в картинах жизни, поведения действующих лиц, их переживаний. Поэтому важно, чтобы в работе над сочинением дети не просто выполняли задание учителя, а руководствовались стремлением рассказать о чем-то для них важном, поделиться своими чувствами.

Не следует предлагать учащимся слишком широкую те­му, т.к. в этом случает они теряются перед нею, не могут раскрыть ее достаточно определенно и глубоко. В началь­ных классах широкие темы непосильны.

Поверхностное раскрытие темы — один из типичных Недостатков детских рассказов и сочинений. Не всегда дети умеют найти границы темы. Они пишут обо всем, что хотя бы отдаленно связывается в их сознании с темой.

Работа над темой — это ее обсуждение и отбор мате­риала: выбор того, что относится к теме, отбрасывание того, что к ней не относится. Помогает школьникам раскрыть правильно тему и ее ясная, конкретная формулировка.

Связной речи не может быть без плана. План — «про­ект» предстоящего высказывания, его «скелет», каркас. В начальных классах план обязателен при подготовке всех рассказов и сочинений. Предварительное составление пла­нов не обязательно лишь при подготовке рассказов-импро­визаций, зарисовок, писем, сочинений-миниатюр. В I клас­се роль плана выполняют вопросы учителя; во II классе учитель начинает привлекать учащихся к постановке вопросов, в определении пунктов плана; в III классе план составляется коллективно под руководством учителя; в IV — в основном самостоя­тельно. В начальных классах рекомендуется простой план из 3-5 пунктов, которые могут формулироваться в виде вопросов или назывных предложений. Чаще всего план со­ставляется непосредственно перед письмом сочинения (на­пример, к сочинению по картине).

Но иногда бывает целе­сообразнее составить план заранее, в ходе подготовитель­ной работы (например, по материалам экскурсии или дли­тельных наблюдений).

Подготовка к сочинению начинается за несколько дней до письма сочинения. Очень важно, чтобы дети имели возможность несколько раз вернуться к теме будущего со­чинения до его написания.

Для сочинения в I классе отводится до одного урока; во II классе — до полутора уроков, в III классе — обычно один урок; в IV – возникает необходимость добавления 15-20 минут второго урока. Кроме того, еще на одном уроке проводится анализ лучших сочинений и работа над ошибками.

В зависимости от типа и задач сочинения характер под­готовительной работы меняется, но есть общие положения, которые применимы к любому сочинению, независимо от его типа. Подготовку организует учитель, ее главная цель — формирование потребности рассказать, описать что-то, накопить материал и выбрать языковые средства. Подго­товка организуется на различных уроках и во внеурочное время. Эта работа делится на три этапа:

10 стр., 4699 слов

Речевые ошибки школьников и пути их устранения

... работах Т. А. Ладыженской. По ее мнению “весь отрицательный языковой материал делится на ошибки и недочеты. Ошибка - это нарушение требований правильности речи, нарушение норм литературного языка… ... значение часто употребляемых слов. Особенно сложна для школьников письменная форма речи. Письменная речь существенно отличается от устной и в психологическом, и в лингвистическом планах. Она более ...

а) накопление материала: наблюдения, экскурсии, по­ходы, прогулки, труд, рассматривание картин, про­смотр фильмов, спектаклей, чтение литературы;

б) отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его распо­ложение: беседы, обсуждения, выделение существен­ного, составление плана, отдельные записи, подго­товка лексики и т.п.;

в) словесное речевое оформление сочинения, т.е. со­ставление самого текста, его запись, совершенствование, исправление ошибок самими учащимися, проверка. Первый и второй этапы обычно выходят за рамки урока письма сочинения. Так, накопление материала для сочине­ния по экскурсии происходит иногда задолго до письма; наблюдения за явлениями природы могут продолжаться не­делю и даже месяц; картина же обычно рассматривается непосредственно перед сочинением. Иногда заблаговре­менно составляется план. Поэтому урок, на котором пи­шется текст сочинения, рассматривается как подведение итога подготовительной работы.

Если сочинение — итог длительной подготовки, то и построение урока сочинения зависит от характера подгото­вительной работы. Могут быть выделены некоторые основ­ные черты уроков письма сочинений:

1) Сообщение темы и задач сочинения, обсуждение их с учащимися.

2) Беседа с целью упорядочения материала, если он накоплен заранее — в ходе наблюдений или для его накопления.

3) Составление плана или его уточнение, если план был составлен ранее.

4) Речевая подготовка текста: составление отдельных словосочетаний, предложений или фрагментов связного текста.

5) Орфографическая подготовка к написанию трудных слов.

6) Письмо сочинения, оказание учителем индивидуальной помощи.

7) Самопроверка, исправление замеченных недочетов и ошибок.

Проверка сочинений учителем не должна продолжаться более двух дней, т.к. в противном случае учащиеся забывают если не основное содержание, то детали, лексику, синтаксис своего сочинения. Весьма актуальным для методики развития речи является вопрос о критериях оценки ученического сочинения. Эти критерии должны учитывать основные требования к сочинению:

1. Раскрытие темы сочинения (соответствует ли содер­жание теме, достаточно ли полно она раскрыта).

Со­ответствует ли содержание действительности?

2. План, композиция, последовательность (правильно ли составлен план, соответствует ли порядок изложения материала плану, нет ли повторов в содержании или нарушений последовательности).

Ясно ли выражена главная мысль, есть ли выводы?

3. Тип текста, жанр, стиль (есть ли элементы описания в повествовательном тексте, элементы рассуждения, соблюдается ли коммуникативная целесообразность выбора языковых средств, соблюдено ли единство стиля, оправдан ли тип текста и стиль задачами раскрытия темы сочинения и ситуацией; уместны ли элементы изобразительности, художественности).

4. Размер сочинения (количество слов, предложений; лаконизм или многословие).

9 стр., 4057 слов

Теоретические основы развития связной речи младших школьников ...

... материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение. .Подготовить языковые средства - лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов. .Составить весь текст ... - правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и ...

5. Лексика (правильность её употребления, ее разнообра­зие, наличие или отсутствие слов, обладающих от­тенками значений, — использование синонимов, ан­тонимов, фразеологизмов и пр.)

6. Синтаксис (размеры предложений, разнообразие или однообразие синтаксических конструкций, наличие сложных конструкций, глубина фразы).

7. Орфографическая и пунктуационная грамот­ность, характер ошибок.

8. Каллиграфия, внешнее оформление.

Одним из приемов анализа сочинений является выделе­ние микротем.

Микротемой называют компонент текста, посвященный минимальной теме в рамках общей темы сочи­нения. Так, если тема сочинения «Наступление весны», то микротемами могут быть: «Все, связанное с солнцем», «То, что связано со снегом, льдом», «Животный мир», «Чело­век» и т.д. Выделение микротем помогает учителю глубже и точнее выяснить полноту раскрытия вопросов в сочинении.

 

Исследование ошибок и их причин позволяет классифи­цировать ошибки как стилистические, которые, в свою очередь, делятся на речевые и неречевые ошибки.

Речевые ошибки — это неудачно выбранное слово, не­правильно построенное предложение, искаженная морфо­логическая форма.

Речевые ошибки делятся:

— на лексико-стилистические (повторение слов, упот­ребление слов в неточном значении, нарушение соче­таемости слов, употребление слов без учета их оце­ночной, или эмоциональной окраски, употребление диалектных и просторечных слов и словосочетаний);

морфолого-стилистические (детское словотворчество, использование диалектных и просторечных слов, пропуск морфем, образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном);

синтаксико-стилистические (нарушение управления, согласования, неудачный порядок слов, нарушение смысловой связи местоимений с другими словами, не соотнесение временных и видовых форм глаголов, на­рушение границ предложений).

Неречевые ошибки — это композиционные, логические, искажение фактов. Типичная композиционная ошибка — не­соответствие сочинения предварительно составленному пла­ну. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. К числу логических ошибок относятся:

— пропуск необходимых слов;

— нарушение логической последовательности и обосно­ванности;

— употребление в одном ряду понятий разных уровней;

— нелепые, парадоксальные суждения.

От речевых и логических ошибок следует отличать ис­кажение фактического материала. Система исправления и предупреждения ошибок речи разрабатывается на осно­ве их классификации и изучения причин возникновения. Система работы складывается из следующих элементов:

а) исправление речевых ошибок, в тетрадях учащихся;

б) классная работа над общими, типичными ошибками на уроке;

в) индивидуальная и групповая внеурочная работа, их обнаружение, уяснение и исправление;

V) система стилистических и иных языковых упражнений;

языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики;

д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением; стилистические акценты при изучении грамматических тем;

ж) обучение самопроверке и самостоятельному редак­тированию изложения и сочинения.

4 стр., 1658 слов

Алгоритм сочинения сказки

... его следовать социальным нормам, помогают разобраться с трудностями. Сочинение сказок для ребенка — это универсальный инструмент, который ... естественными последствиями Наши хорошие, замечательные, любимые дети совершают ошибки, делают неправильные действия, не становясь при этом « ... детей в садике, научился выражать негативные эмоции словами». Выбор главного героя, похожего на ребенка Герой может ...

Все речевые ошибки должны быть исправлены, а школьник должен уяснить причины их появления. На уроке, посвя­щенном анализу сочинения или изложения, зачитываются лучшие работы, разбираются недочеты содержания, рас­крытия темы, орфографические и типичные речевые ошиб­ки. Индивидуальные ошибки исправляются вне урока с от­дельными учениками или с небольшими группами.

Предупреждение возможных ошибок при изучении грамматических тем опирается на исследование типов ошибок и их причин. Необходимо уяснить, какие возможности дает изучаемая грамматическая тема — для выражения оттенков мысли, для краткости и точности высказывания, для устранения речевых ошибок.

Самопроверке (редактированию) обучают в процессе коллективной, общеклассной работы. Учитель предлагает прочитать текст, вдуматься и поискать, не нужно ли что-либо исправить, уточнить, дополнить, изменить, улучшить. Вно­сятся поправки, и скорректированный текст прочитывается вновь. Редактирование текста — один из наиболее активных методических приемов. Самопроверка и редактирование про­водятся на последовательной стадии урока письма изложения или сочинения, когда закончено написание текста.