«Донаучный» этап изучения психики

Марина Тагировна Холод

После каждой темы – опрос или к/р, ставятся оценки, есть автомат, посещение .Отработка за пропуски.

Литература:

  • Адреанов «Структурные предпосылки функциональной межполушарной асимметрии мозга» и «О принципах организации мозга»,
  • Анохин «Философские аспекты теории функциональных систем»,
  • Ахутина «Нейролингвистический анализ динамической афазии»,
  • Болонов и Дебрин «Слух и речь доминантного и не доминантного полушария»,
  • Бернштейн Н.А. «О построении движений» и «Очерки физиологии движения и физиологии активности»,
  • Бехтерева «Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека»,
  • Брагина и Доброхота «Функциональные асимметрии человека»,
  • Т.А. Визель «Основы нейропсихологи»,
  • Выготский «Избранные психологические исследования», собрание сочинений «История развития высших психических функций», «Мышление и речь»,
  • Жинкин Н.И. «О кодовых переходах во внутренней речи»,
  • А.Н. Леонтьев «Проблемы развития психики»,
  • А.Р. Лурия «Высшие корковые функции человека», «Маленькая книжка о большой памяти», «Речь и мышление», «Язык и сознание»,
  • Симерницкая «Доминантность полушарий»,
  • УЧЕБНИКИ: Хомская Е.Д. «Нейропсихология» и «Хрестоматия», Цветкова «Мозг и интеллект».

Основы нейропсихологии.

Лекция №1.

В 1590 году, учёный Гоклениус впервые употребил термин «психология», что означало «область богословия». В науку первым внёс это понятие учитель Ломоносова Кристиан Вульф (18 век).

Вильгельм Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге. Психология отделяется от физиологии и философии.

В России основоположником является В.М.Бехтерев.

Лекция №2.

Нейропсихология является базовой наукой для физиологии, неврологии, медицины, дефектологии и других наук. Нейропсихология изучает проблемы соотношения мозга и психики.

Тема: Нейропсихология, как наука. Ретроспектива научных исследований. Современный взгляд на нейропсихологические проблемы.

План:

1. начальный этап психологических функций человека

2. положение теории локализационизма и антилокализационизма

3. функциональная организация мозга с позиции современных исследований физиологии и психологии

Наука возникла на стыке психологии и медицины.Создателем отечественной школы нейропсихологии является Лурия Александр Романовичи работающий с ним коллектив. Его методики имеют мировую известность и связаны с восстановлением психических функций человека. Александр Романович был в большей степени клиницистом: имел дело с патологиями мозга, пытался через них понять норму. Он предложил метод синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». Его методы служат для диагностики локальных поражений головного мозга.

14 стр., 6693 слов

Cон. Мозг человека во время сна

... о существовании которого бодрствующий человек зачастую даже не подозревает. Целью моей курсовой ... людей, нашедших легкий алгоритм, в группе бодрствующих, было значительно меньше (23%). Опыт позволил сделать вывод, что во время сна мозг в состоянии найти такой вариант решения проблемы, ...

Аристотель, Гиппократ, Декарти др. говорили о работе мозга.

  • Мозг – это субстрат психики (мозг продуцирует, т.е. производит, вырабатывает психику)
  • Субстрат– материальное тело, которое продуцирует какой-то продукт.

Мозг «продуцирует» психику, сознание, мысль не так, как печень продуцирует желчь, потому что и самая психика, сознание, мысль существенно отличается от желчи и прочих физических продуктов органической жизни. С. Л. Рубинштейн, «Основы общей психологии», 1940 г.

Представление прошлых времён: ВПФ (высшие психические функции) человека – это особые специальные формы существования духа. Их не называли процессами и не сводили к элементарным частям.

Была предпринята попытка локализовать способности. Учёные выделяли 3 вида способностей:

  1. Способность воспроизведения и воображения. Считалось, что она локализована в переднем желудочке головного мозга
  2. Способность рассуждения. Средний желудочек головного мозга.
  3. Способность памяти. Задний желудочек головного мозга.

Гален и Галенизм. Первый серьёзный шаг в вопросе локализации. Попытки отыскать основу этих способностей в коре головного мозга.

Галльпредложил теорию локализации в коре полушарий головного мозга. Каждая психологическая способность зависит от работы нервных центров (совокупность нейронов)нервный центр – субстрат той или иной способности. Галль описал серое и белое вещество; создал карты мозга.

Эти труды вылились в направление под названием Локализационизм.Локализационисты полагали, что любая психическая функция/способность закреплена за ограниченной зоной мозга, не меняя своей структуры.

Брока и Верникеявлялись локализационистами новой формации.

Брока́ выделил в левом полушарии мозга, в заднем отделе нижней лобной извилины, участок, который получил название речедвигательного центра.Центр Брока обладает выраженной межполушарной ассиметрией.При нарушениях левого полушария (у правшей) наблюдается моторная афазия. Она не наблюдается, если нарушения имеются в правом полушарии, а если и появляются нарушения речи, то в другой сфере (нарушен тембр голоса, речь приглушенная, монотонная).

При афазии человек не может переключаться от звука к звуку.

Открытие Брока имело 2 смысла:

  1. Впервые высшая функция человека была локализована и не просто «из головы», а клинически доказана
  2. Открытие показало различие между 2 полушариями мозга и эта неравнозначность полушарий была доказана клинически.
  • Левое полушарие доминантное (ведущее) у правшей.

Вернике. 10 лет спустя появилась работа Карла Вернике, поддерживающая работу Брока и противопоставившая «центр понятия слова».Центр Вернике находится в заднем отделе верхней височной извилины. Область очень близко расположена с корковым отделом, где находится центральный слуховой нейрон.Когда у взрослого человека при повреждении зоны Вернике не нарушается воспроизведение всех звуков, но нарушается понимание речи (сенсорная афазия), т.е. он не может дифференцировать звуки. Родная речь воспринимается, как иностранная – феномен отчуждения смысла слова. С этой областью связан компонент фонетико-фонетического восприятия.

10 стр., 4501 слов

Латерализация функций большого мозга

... мозгу существует строгая локализация функций, и обнаружил, что полушария мозга человека асимметричны в функциональном отношении [5, с. 182; 6, с. 37]. В 1874 г. ученый К. Вернике ... время этот период высокой способности к компенсации. Так, например, ... правому и левому полушарию головного мозга, которая определяется интегральными ... влияние на представление Поля Брока, который впоследствии дважды ...

  • Зона Брока – 44 поле (моторная афазия)
  • Зона Вернике – 22 поле (сенсорная афазия)

Клейство время первой мировой войны вёл наблюдения за солдатами с огнестрельными ранениями головы. Он отметил в картах головного мозга зоны понимания фраз и принятия решений.

Антилокализационное направление. Манифестации о научном локализационизме длились на протяжении столетия. Было установлено, что теория о прямом отнесении сложных психических функций к отдельным участкам головного мозга не имеет оснований. Поражение ограниченных зон мозга приводит к различным патологиям. Левая височная доля отвечает за понимание речи, письмо и процесс нахождения слов. Кризис представлений о прямой локализации вылился в антилокализационное направление. Оно придерживалось мнения, чтомозг – это единое целое, его нельзя делить по функциям; весь мозг целиком отвечает за психику. Гипотезы строились на экспериментах и наблюдении. Эквипотанцеальность (равнозначность) отдельных частей мозга.

Эквипотенциальность — равнозначность всех частей мозга. К. Монаков, К. Гольдштейн, Г. Хед и др. пропагандироваликонцепцию эквипотенциальности.

В истории учения локализации функций в коре головного мозга существовало 2 противоборствующих направления:

  1. Локализационисты
  2. Антилокализационисты

Научный этап изучения психики

Сеченов. Новый кризис научных исследований мозга начался с работ Ивана Михайловича Сеченова, создателя русской физиологической школы.Он показал, что в основе психических реакций лежат физиологические процессы, открыл закон механизма центрального торможения, изучал рефлекторную природу.

  • Физиология и психология тесно связаны: постичь психологию можно только через физиологию.

Павлов- российский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности, создатель крупнейшей физиологической школы современности. Лауреат Нобелевской премии. Создал ряд работ о динамической локализации. Писал о целевых рефлексах и «рефлексе свободы» (сейчас он носит название «рефлекс сопротивления принуждению»).Павлов считал, что основная функция головного мозга – восприятие и отработка сигналов.

Интегративные уровни корковой деятельности. Высший уровень интеграции связан с процессом обучения.

1ая сигнальная система действительности-связана с работой органов чувств. С помощью неё осуществляется работа гнозиса и праксиса. Общая у нас с животными.

2ая сигнальная система действительности–слово, оно является сигналом первых сигналов. Слово суммирует в себе всё то, что человек ощущает.

Основная задача головного мозга – обработка и восприятие информации и внешней действительности в виде непосредственных ощущений или 1ых сигналов действительности. Отражается не только в форме изображения, но и словами – 2ая сигнальная система.

Когда ребёнок сталкивается со знакомым словом, в его психике сталкиваются те знания, которые он получал когда-то. Слова аккумулируют сенсорно-чувственный, моторный и эмоциональный опыт. Слово становится сигналом сигналов. Каждое слово действует на человека на подсознательном уровне (в диалоге – на обоих собеседников) – образы, чувства. Влияние оказывает не только слово, но и его семантическое поле. Все стороны мозговой деятельности пронизаны 2ой сигнальной системой.

Лекция №3.

Слово действует на человека на подсознательном уровне. Влияние оказывает не только звуковой состав, но и смысловое поле. Слово вызывает образы и чувства. Мозг принимает и реагирует на сигналы, но не входит в сознание – перцепция.

В условиях депривации человек – животное.

Своевременность решает всё. Периоды развития нельзя перескочить. Обучение и овладение психическими процессами идёт при участии родителей, с помощью подражания им. Общение возможно только при понимании, а оно возможно только при3х составляющих:

  • Восприятие
  • Интеллект
  • Память

«Донаучный» этап изучения психики. Бихевиоризм.

Уотсон1913 год: «Сознание не должно входить в изучение психологии». В центре изучения оказалось поведение. Все выводы Уотсона сделаны с игнорированием сознания (сферы сознания).

Уотсон: «В жизни человека очень много страха (эмоциональных реакций)». Он пытался понять: врождённые ли они или приобретённые. Проводил эксперимент в доме ребёнка:

1.) Громкий неожиданный звук приводит ребёнка к плачу

2.) Потеря опоры ребёнком вызывает негативную реакцию

3.) Демонстрация мышей и крыс – не приводит к негативной реакции

Поведение– система реакций

Единица поведения- отношение стимульных реакций

Действия – комплексы реакций

Сложные реакции– это комплексы простых стимульных реакций

Бихевиористы экспериментировали на животных, т.к. считали, что они «чистые» объекты, т.е. лишены сознания. Полученные результаты «переносились» на человека.

С ссылкой на Павлова и Бехтерева бихевиористы заявляли, что с помощью стимулов можно модернизировать поведение человека и манипулировать им.

Бихевиоризм

Достоинства

Недостатки

+он ввёл объективный метод, основывающийся на регистрации и анализе внешне наблюдаемых фактов, процессов и событий

+был расширен класс исследуемых объектов, стало интенсивно изучаться поведение животных и доречевых младенцев

+были значительно продвинуты отдельные разделы психологии

+внёс в психологию сильный крен в научную сторону

— недоучёт сложности психической деятельности

-излишнее сближение психики животных и человека

-игнорирование процессов сознания

— игнорирование высших форм научения, творчества, самоопределения личности.

Особое исследование условных (инструментальных) реакций (по Скинеру – аберрантного типа): если действие подкреплять, то оно начинает фиксироваться=необихевиоризм.

Гештальтпсихология

Влиятельное направление в начале прошлого века – гештальтпсихология – возникло в Германии.

Целостные структуры – гештальты. Кант: «Восприятие – это активная организация». Восприятие – не сумма ощущений.

  • Целое не равно сумме его отдельных частей.
  • Неделимость, целостность сложных форм психической деятельности.

Гештальт:

  1. Форма/очертание предметов (общие свойства, характеристики)
  2. Целостный объект (особая форма/очертания)

Гештальтпсихология

Недостатки

Достоинства

— не научное засвидетельствование

— не отчётливые позиции

— много теорий, мало опытов

— нет строгого контроля

— данные не подходили для статической обработки

+влияние на отношение к проблеме перцепции

Бехтерев(психиатр, невропатолог, физиолог, психолог) – один из основателей рефлексологии, основатель большой научной школы, организатор мощного психоневрологического направления. Впервые употребляет слово «неврология». 1903 год – термин «психоневрология» введён в энциклопедию. Создал институт изучения головного мозга и нервной деятельности. Павлов и Бехтерев работали вместе над 7-томником «Основы учения о функциях мозга». Они являются основоположниками рефлексологии, мануальной терапии, рефлекторной терапии.

Выготский – работал в разных направлениях психологии, занимался разными функциями мозга. Заложил основу советской дефектологии. Наиболее влиятельное направление (20-30-ые года) –культурно-историческая концепция развития человечества Выготского Л.С.(при участии Леонтьева и Лурия).

Проблема развития сознания человека и механизмы его формирования. Выготский подошёл к изучению с исторической позиции.ВПФ формируется благодаря социальной природе, стимулами являются труд и язык. В центре внимания – сознание.Сознание– совместное знание.

Основные положения:

  1. Человек и природа
  1. Человек способен к овладению природой
  2. Человек способен к овладению природой благодаря оружию
  1. Человек и его психика
  1. Проявление высших психических функций (ребёнок учится овладевать психикой)
  2. Овладение своим поведением с помощью орудий духовного производства (язык, знаки, схемы)
  1. Генетический аспект

Онтогенез(исходя из теории Выготского) –присвоение культурного опыта, т.е. присвоение искусственного опыта.

Интериоризация – присвоение.

Процесс интреоризации:

  1. Воздействие взрослого на ребёнка
  2. Ребёнок перенимает и воздействует на взрослого
  3. Ребёнок воздействует на самого себя

Каждая психическая функция проявляется в 2х планах:

  1. Социальный план (внешний)— интерпсихическая категория (происходит обучение навыкам, знаниям)
  2. Психологический план (внутренний)– интрапсихическая категория (из внешнего во внутреннее)

Интрапсихическая стадия должна быть для того, чтобы интерпсихическая прошла через неё.

Лекция №4.

Интенциональная активность – побудительная сила, мощный потенциал к жизни (желание научиться читать, что-то уметь).

В науке долгое время преобладали подходы, которые основывались на детерминизме.

Детерминизм– явление, причина, влечёт за собой явления следствия. Эволюция любого объекта лежит в рамках предсказуемости. Настоящее определяется прошлым, будущее – настоящим и прошлым.

Человек является сложноорганизованной системой, и навязать ему путь развития системы невозможно.

Важнее всего, осознание того, каким образом можно способствовать внутренним тенденциям развития сложных систем, чьё настоящее формируется прошлым и грядущим потоком информации.

Пиаже

Эгоцентризм – до 8 лет, а в 8-12 лет развивается только одна сфера мысли.

Эгоцентрическая мысль – переходная форма мышления между артистической мыслью и разумной речью.

Мысль – направленна, сознательна, разумна

Синкретизм – особенность мышления и восприятия

Стадии научения детей:

  1. Сенсомоторная стадия (от 0 до 1,5-2 лет).

    Младенцы познают мир. Младенец мыслит функционально, основываясь на органах чувств.

  2. Дооперационная стадия (от 2 до 7 лет).

    Ребёнок пользуется языком для общения. Дети имеют ограниченные представления о причинах и следствиях.

  3. Стадия конкретных операций (от 7 до 12 лет).

    Дети мыслят логически, оперируют систематическими понятиями, используют логику.

  4. Стадия формальных операций (от 11 до 12 лет).

    Дети строят планы, рассуждают по плану, вспоминают прошлое.

ВыготскийЛ.С. Занимался семантической проблематикой: между значением слова (объективное отражение — стол) и смыслом (субъективные моменты – кухонный стол, письменный стол) есть разница. Осмысленное слово – микрокосмос человеческого сознания.

• Выделяет феномен влияния смыслов

• Принцип системности ВПФ (более детально – Лурия)

• Создал постоянно действующий семинар на Манежной площади в институте психологии

• Открыл институт дефектологии, саму дефектологию, как науку

• Ученики и соратники: Леонтьев, Лурия, Запорожец, Эльконин, Гальперин.

Зона ближайшего развития– это то, что ребёнок может сделать с помощью взрослого; становление ВПФ.

Зона ближайшего развития – расстояние между актуальным развитием и потенциальным развитием – определяет функции не созревшие, но находящиеся в процессе созревания; это возможности обучения.

Грамотно спланированное обучение всегда опирается на зону ближайшего развития.

Обучение – движущая сила психологического развития, необходимый процесс развития.

  • 1917 год – эпоха, нуждающаяся в развитии.

Детское развитие – подчиняется историческому развитию.

  1. ?
  2. Закон метаморфоза
  3. Закон неравномерности детского развития
  4. Закон развития ВПФ (опосредованность, осознанность, произвольность)

Русская физиологическая школа

Бернштейн и Анохин– психофизиологи, изучали психические аспекты через физиологию: шли от тела к душе, описали психологические процессы. Они заложили основу психофизиологии.

Бернштейн– физиология движений (современная кибернетика – связь и переработка управления информацией).Создал концепцию двигательного акта: движения человека сознательны, могут меняться в соответствии с замыслом человека.

Анохин– лауреат Ленинской премии, ученик Павлова, «Теория функциональности систем». Выпустил монографию «Узловые вопросы теории функциональной системы».Удалось описать тончайшие физиологические механизмы опережающего возбуждения, выявилась роль обратной афференциации, точно подошёл к понятию принятия решения человеком, исходит из рефлекторного понимания человеческой сути, высказал гипотезу о наличии акцептора – результата действия человека. Полагал, что движущей силой поведения может быть не только раздражение, которое человек испытывает в данный момент, но и ожидание будущего.

Функциональные системы– это динамические, саморегулирующиеся организации, деятельность элементов которых способствует получению жизненно важных для организма приспособительных результатов. Центральным системообразующим фактором каждой функциональной системы является результат её деятельности.

Выделяются 2 типа функциональных систем:

1. Системы I типаобеспечивают гомеостаз (постоянство) за счёт внутренних (уже имеющихся) ресурсов организма, не выходя за его пределы (напр. кровяное давление).

2. Системы II типаподдерживают гомеостаз за счёт изменения поведения, взаимодействия с внешним миром, и лежат в основе различных типов поведения (например, чувство жажды заставляет человека искать воду).

Системы II типа делятся на 2 типа приспособительного поведения:

1. Поведение, удовлетворяющие основные биологические потребности

2. Социальное поведение, удовлетворяющие социальные потребности

Центральная архитектура целенаправленного поведенческого акта (ФС II типа), стадии:

1. Афферентный синтез — синтез материала, запечатленного в памяти, мотивации, информации о среде и пускового стимула с целью принятия решения. Заканчивается принятием решений.

2. Принятие решения — выбор подходящего, ведущего в данный момент типа поведения.

3. Формирование акцептора результата действия — это создание идеального образа цели и его удержание, предвидение и оценка предполагаемого результата.

4. Эфферентный синтез — объединение соматических и вегетативных функций в цельный поведенческий акт. Действие уже сформировано, но ещё не проявляется внешне.

5. Действие — взаимодействие соматических, вегетативных и эндокринных реакций, обеспечивающих собственно выполнение сформированной программы действия. Одновременно выполнение контролируется акцептором результата действия за счет непрерывного потока нервных импульсов + происходит оценка этапов совершаемого действия.

6. Санкционирующая стадия поведенческого акта — оценка организмом результата своего целенаправленного действия с помощью обратной афферентации от рецепторов.

Акцептор– базовый механизм человеческой деятельности. Суть: в сознании человека содержится ответ на вопрос, который ещё не решился.Момент предвосхищения, опережения действительного между организмом и средой. Несовершенные акты доводятся до совершённых.

Антиципация– «предвосхищая» — механизмы акцептора.

Обратная афферентация-от совершенного действия в мозг идёт сеть нервных импульсов (связь). Она обязательно включается в любой акт действия. Происходит сличение желаемого с достигнутым (акцептор – желание, обратная афферентация – информация о прошедшем и сличение).

Об успешности или неуспешности действия; при неудачном результате – поиск следующего действия, стимулирующего активирующие системы мозга, перемена степеней свободы,методом проб и ошибок мозг выбирает приспособительный результат. Информация о параметрах выполнения процесса замыкает кольцо (обратно в мозг).

Ухтомский(физиолог, академик) «Учение о доминанте».

Доминант– основной рабочий принцип работы нервной системы и основной вектор поведения, оно выстраивается в соответствии с доминантом.

Альфа-ритм (электроэнцефалограмма ЭЭТ) – в 30х годах.

Лурия– доктор медицинских и педагогических наук, профессор. Соратник, последователь и ученик Л.С. Выготского.Создатель отечественной школы нейропсихологов. Нейропсихология становится самостоятельной наукой.60-70е года – годы расцвета творчества А.Р.Лурия. Предложил системный метод анализа ВПФ.Теория системно-динамической локализации ВПФ в головном мозге.Он описал,показал роль первичных, вторичных и третичных полей мозговой коры в построении высших форм сознания деятельности человека. Изложил концепцию о 3х функциональных блоках мозга. Онсоздал классификацию афазии, классифицировал нарушения памяти (амнезий);автор сопряженной моторной методики – способ исследования аффективной реакции человека.Предложил первую модель детектора лжи. Она открывает большие возможности в плане исследования эмоциональных реакций организма, показывает взаимосвязь эмоциональных состояний и физиологических реакций.

Другие учёные времён Лурия:

  • Дональд Хебб – первый исследователь в области нейропсихологии
  • Б.М. Величковский – профессор нейропсихологии, специалист в области когнитивной психологии
  • П. Милнер
  • К. Лешли
  • Х. Тойбер
  • К. Прибрам
  • Р. Сперри — исследования расщепленного мозга
  • О. Сакс
  • Р. Рестак
  • Г. Джеффри

Все они занимались подробной количественной характеристикой и описанием мозговых нарушенийи тщательнымобъективным анализом сопутствующих изменений поведения.

Учёные нашего времени:

  • Ахутина Т.В. – работает нейропсихологом на психологическом факультете МГУ
  • Грозина Н.А.
  • Визель Т.Г.
  • Бизюк А.П.
  • Хомская Е.Д.
  • Цветкова Л.Ц.
  • Полонская Н.Н.
  • Пылаева
  • Гончаров
  • Глозман

Современная нейропсихология

Современная нейропсихология— обособленная отрасль психологической науки дочерняя отрасль психологии. Тяготеет к клинической психологии.

Нейропсихология составляет основу физиологии, психологии, лингвистики, дефектологии.

Современная нейропсихология включает ряд направлений:

— клиническое

— реабилитационное

— психофизиологическое

— нейропсихология детского возраста

Ранее не входили:

— нейропсихологические нормы (упор на изучение общих и индивидуальных особенностей психологических процессов и их мозговых организаций в здоровом мозге).

Изучают:

— проблемы межполушарных асимметрий

Н.П. Бехтерева – русский нейрофизиолог, внучка В.Н.Бехтерева. Первая начала работать в непосредственном контакте с мозгом. Изучала коды психической деятельности, гипноз, амнезию, открытия в области механизмов мышления, памяти, эмоций, организации головного мозга. Первой применила метод долгосрочного вживления электродов в мозг.

Теория Бехтеревой Н.П. «О жёстких и гибких звеньях мозгового обеспечения психической деятельности».

Нейропсихологический подходраспределяется на:

  • эмоциональный этап – личностная сфера
  • речеязыковое пространство

Нейропсихология – это наука о системно-динамической мозговой (церебральной) организации психической деятельности.

Нейропсихология – интегративная наука о человеке. Направлена на комплексное изучение человека. За основу взяты социальные и психологические аспекты.

Психика – это одно из свойств мозга, она имеет непосредственное отношение к нему.

Энергоинформационное взаимодействие – это обмен информацией с внешней и внутренней средой = психическая деятельность.

Чем выше на эволюционной ступени развития стоит существо, тем дольше период детства. Существует закон, который определяет упорядоченное устройство нашего мира – закон гармонии. Учёные утверждают, что болеют только те живые существа, которые введены в состояние стресса. Степень гармоничности организма и среды определяет образ жизни человека.

Эмануил Кант «Звездное небо надо мной, а нравственный закон во мне».

Лекция №5.

Нейропсихология и её базовые понятия.

План:

  1. Мозг, как субстрат психических функций
  2. Психическая функция и её основные свойства
  3. Понятие фактора нейропсихологии

Нейропсихология – это наука о системно-динамической мозговой (церебральной) организации психической деятельности.

Нейропсихология имеет свой объект изучения, тезаурусом (база данных, хранящая информацию о различных связях (отношениях) между словами (словарными статьями) и словосочетаниями (фразовыми статьями)), своими методами, языковыми описаниями и включает базовые позиции.

Объектом нейропсихологии являются различные психические функции и процессы. Психика, с точки зрения взаимодействия с мозгом.

Единица психического анализа – фактор.

Метод исследования – синдромальный анализ.

Центральная проблема – мозговая организация (локализация)

Как соотносить мозг и психическую функцию?

Что подлежит локализации?

Базовые позиции:

  1. Теория факторной системно-динамической организации (локализации) ВПФ в головном мозге
  2. Теория 3х функциональных блоков мозга
  3. Теория межполушарной асимметрии
  4. Теория синдромного анализа (батареи, тесты)

Человек = мозг +тело.

Мозг – это не только правое и левое полушарие (гемисферы), но и субкартикальные (подкорковые) структуры, базальные ядра (скопление нейронов), периферическая нервная система. Нейрофизиологическая и другие системы внутренних органов тоже могут быть отнесены к мозгу.

Мозг – единая система, которая включает много систем и уровней. Работа мозга направлена на адаптацию человека (гомеостаз).

Обладает механизмами самозащиты и самосохранения. Содержит память о прошлом и представления о будущем; чтобы связать между собой внешнюю среду и внутренний мир.

Мозг – носитель генетической информации. Субстрат психических функций (деятельности), высоко дифференцированная многоуровневая система, которая состоит из нервных сетей, из глии, сосудов и построена по пространственно-временному принципу.

Пространственно-временной принцип построения мозга. Мозг объёмная структура. Мозг имеет трёхмерную объёмную организацию, благодаря определенным нервным связям. Между различными областями существует взаимодействие:

  1. Подкорково-корковый тип связи / верхне-нижний подкорково-корковый тип связи (обратная афферентация)
  2. Внутриполушарный тип связи / передне-задний тип связи
  3. Межполушарный тип связи / право-левый тип связи (горизонтальный тип связи)

Мозг развивается в филогенезе, эмбриогенезе и онтогенезе

Когнитивная психология, 2 напр:

  1. Познание – осущ.опосредованно
  2. Осн. Знание — восприятие