Соболева Мария

Общая характеристика самопознания. Самопознание и его значение в жизни человека. Профессиональное самопознание и саморазвитие психолога.

Соболевой Марии, 1Г

Общая характеристика самопознания.

Каждый человек хотя бы раз в жизни задавал себе вопросы: «Кто я?», «Какой я?», «В чем смысл моего существования, моей жизни?». Разные люди по-разному отвечают на эти сложные философские вопросы: одни так и не находят на них ответы; другие пытаются дать себе развернутую характеристику, определить направления и перспективы своей жизнедеятельности; третьи, ответив на поставленные вопросы, тем не менее остаются не удовлетворенными своими ответами.

Сама постановка этих вопросов примечательна и свидетельствует о том, что у человека как существа разумного существует фундаментальная потребность в самопознании, которая отсутствует у животных. Действительно, внутренний мир каждого из нас – это неисчерпаемая вселенная, такая же бесконечная, как и космос. Можно прожить жизнь, так и не заглянув в некоторые его потаенные уголки. Поэтому на протяжении всей истории человечества интерес к самопознанию оставался неизменным, останется он таким до тех пор, пока люди будут проявлять любопытство к миру, пока будут способны познавать окружающую действительность.

Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми.

У некоторых людей такой процесс может занять мало времени, произойти неожиданно, мгновенно, моментально. А у других может занять годы, десятилетия, даже всю жизнь. Но этот процесс необратим, так как очень важен для всего человечества.

Самопознание и его значение в жизни человека.

С научной точки зрения значение самопознания наиболее полно раскрывается в психологии. Здесь высвечиваются самые различные грани смысла самопознания. Вот лишь некоторые из них:

• самопознание является условием обретения психического и психологического здоровья личности;

• самопознание — средство обретения внутренней гармонии и психологической зрелости;

• самопознание — единственный путь для саморазвития личности, ее самореализации.

Разумеется, все эти стороны тесно взаимосвязаны и не выступают изолированно.

12 стр., 5714 слов

Процесс разделения людей на социальные слои

... предметов, которые раньше воздействовали на органы чувств 53. Социальная стратификация – это: процесс разделения людей на социальные слои 54. Основные признаки "субкультуры": Исключить лишнее из перечня форм ... созревание фруктов 3. научная конференция по химии 4. издание журнала «Химия и жизнь» 5. развитие химической промышленности   114. Рациональный способ постижения мира в средневековой ...

Зрелая здоровая личность, посредством самопознания, учится эффективно участвовать в разрешении конфликтов, искать пути, ведущие к истинному благу, понимать собственные глубинные побудительные мотивы и обмениваться в доступной форме полученными знаниями с другими, причем таким образом, чтобы способствовать общечеловеческому единству и прогрессу.

Только познав себя, человек сможет стать личностью, почувствовать себя счастливым, сделать счастливыми окружающих, тоже помочь им разобраться в себе и понять истину бытия.

Невозможно преувеличить роль самопознания в процессе личностного роста. Оно развивает умения находить творческий подход и новые конструктивные способы решения проблем, основываясь на принципах взаимопонимания, сопереживания и взаимопомощи. Именно эти способности определяют лидера в любом социуме.

Значения самопознания:

-на религиозном уровне — это способ единения человека с Богом через познание в себе Божественного начала;

-на поверхностно-психологическом (житейском) уровне — это средство наиболее полного использования своих возможностей, средство управления другими людьми;

-на глубинно-психологическом уровне — это путь обретения психологического здоровья, гармонии и зрелости, способности к саморазвитию и самоактуализации.

Таким образом, самопознание позволяет человеку отвечать на важные жизненные вопросы: «кто я?», «какой я?», «чего я хочу и о чем мечтаю?», «как я отношусь к своей деятельности и окружающим меня людям?», «что я могу?», «кем и каким хочу стать?» и т.д. Познавая себя, можно управлять своей жизнедеятельностью. В этом и заключается готовность человека к самостоятельной организации своей жизни.

Профессиональное самопознание психолога.

Как и самопознание в целом, профессиональное самопознание актуализируется под влиянием определенной мотивации, которая определяется своеобразием деятельности, общения и личности педагога.

Мотивы профессионального самопознания:

-Профессиональное самопознание побуждается интересом к себе, стремлением разобраться в своих сильных и слабых качествах как профессионала, расширить свой кругозор о собственной личности;

-Необходимость в самопознании возникает, когда воспитатель или учитель обнаруживает дисбаланс между своим трудом и его результатами, что также стимулирует процесс познания себя;

-Самопознание активизируется в результате критических замечаний в свой адрес других: администрации, коллег, родителей, иногда и учеников;

-В качестве стимулов самопознания могут выступать мотивы профессионального саморазвития: самоутверждения, самосовершенствования, самоактуализация.

Самопознание организуется способами педагогической технологии: самонаблюдение (наблюдение за собой в деятельности); сравнение себя с другими (психологические игры); самоанализ (творческая деятельность), три «Я»: «Я» реальное (Что я знаю о себе?), «Я» идеальное (Каким я хочу быть?), «Я» зеркальное (Что обо мне думают другие люди?).

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости ... Интерпретация: На основании полученных результатов определяется мотивационный комплекс личности. Мотивационный комплекс представляет собой тип соотношения между собой ... Однако видно, что в первом случае мотивационный комплекс личности значительно негативнее, чем во втором. Во втором случае ...

Самопознание невозможно без осознания и оценки педагогом своего образа жизни, самоанализа своего внутреннего мира. Работа над собой, преодоление себя, социальная активность возникают у человека из переживаний противоречия между требованиями жизни и собственным несовершенством. Но недовольство собой не может постоянно «питать» стремление к самосовершенствованию. Человек должен одновременно и позитивно посмотреть на себя, осознать свою уникальность, отличие от окружающих, опереться на чувство собственного достоинства.

Профессиональное саморазвитие психолога.

Профессиональное саморазвитие – это процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека.

Профессиональное саморазвитие может идти по направлениям: самоутверждения,

самосовершенствования и самоактуализации.

Самоутверждение – это стремление соответствовать некоторому нормативу образа учителя, быть не хуже других, быть на уровне требований администрации и руководства.

Самосовершенствование – это стремление превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство, приобрести

значимые для себя качества личности.

Самоактуализация — это высший уровень саморазвития, который начинается с момента самосовершенствования и самоутверждения и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки.

Критерии профессионального саморазвития:

-Самоорганизация качественных изменений в личности и деятельности;

-Доминирование в структуре педагогической деятельности действий педагога, направленных на профессиональное самообновление. Изменение своих способов работы;

-Постановка и решение по отношению к самому себе и своей деятельности педагогических, психологических, организационных, предметных задач;

-Способность педагога воспринимать различные проявления окружающей среды как предпосылки своего профессионального развития.

К числу механизмов, обеспечивающих профессиональное саморазвитие педагога, относятся:

— самосознание, ассоциированное с пониманием, признанием, принятием своего Я;

— самоопределение, показанное обозначением границ своего Я;

7 стр., 3016 слов

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ...

... выборки - 46 человек, репрезентативная –23 педагога. Научно-практическая значимость состоит: - в выделении проблемы психолого-педагогического сопровождения как условия успешного профессионального саморазвития педагогов; - в выделении критериев и показателей профессионального саморазвития педагогов; - в разработке ...

— самоактуализация, связанная с проявлением и высвобождением того, что заложено и сформировано в Я человека;

— самореализация, представленная с выражением потенциала Я;

— самодеятельность, которую человек осуществляет как субъект и в которой он объективирует и развертывает свое Я;

— саморегуляция, соединенная с управлением человеком различными сторонами своей личности и с их интеграцией;

— самостроительство, связанное с целенаправленным культивированием и развитием определенных (целостно значимых) способностей, сторон и качеств личности;

— самоидентификация, представленная с отождествлением и разотождествлением себя с какой-либо позицией, ролью;

— самооценка, связанная с соотнесением «себя актуального» и «себя потенциального» по различным шкалам.

Как показывают исследования педагогов и психологов В. И. Андреева, А. Адлера, Б. Г. Ананьева, У. Джеймса, Д. Д. Леонтьева, А. Ф. Лосева, А. Маслоу, Г. Мэрфи, Г. Оллпорта, К. Роджерса, В. А. Сластенина, В. И. Слободчикова, С. А. Смирнова, В. А. Сухомлинского, Е. Н. Шиянова, К. Юнга и др., потребность в самовыражении является одной из основных для человека.

В связи с этим, образование является непрерывным процессом саморазвития, самопознания и самосовершенствования самого себя.

Профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие тесно связаны друг с другом — они определяют вектор и стратегии развития педагога

как профессионала.