Тема на дом (к семинару): Общение как обмен информацией
Вопросы: 1)Общение и деятельность. 2)Структура и функции общения. 3)Коммуникативная сторона общения. 4)Вербальные и невербальные средства передачи информации. 5)Коммуникативные барьеры и причины их возникновения.
Словарь: коммуникативная сторона общения; вербальное и невербальное общение; коммуникативный барьер; коммуникатор; реципиент.
Лит-ра: Андреева «Соц. психология»; Андреенко Е.В. «Соц. психология»; Крысько В.Г. «Соц. психология» («в лекциях» и «в таблицах и комментариях»); Шевандрин Н.И. «Социальная психология в образовании»; Шибутанин Т. «Социальная психология»; Майерс «Соц. психология»; Битянова М.Р. «Социальная психология».
Тема: Предмет, задачи, история становления и методы соц. психологии.
Вопросы: 1)Понятие о предмете. 2)Связь с другими дисциплинами и специфика задач. 3)Этапы становления с.-п. теории. 4)Методы и методология с.-п. исследования.
1)Определение Петровского: Соц. психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в соц. группы, а также особенности этих групп.
Соц. псих. изучает межличностные отношения людей, пронизывающие всю систему общ. отношений. Соц. псих. занимается изучением закономерностей поведения и деятельности людей в соц. группах и дает псих. характеристику этих групп (Андреева)
Соц. псих. изучает явления, причины, условия и закономерности след. процессов: 1)влияние соц. среды на отдельную личность; 2)процесс общения и участие в нем личности; 3)межличностные отношения; 4)групповое взаимодействие. (Шевандрин)
Формы общения между людьми, выражение своих чувств и эмоций, ...
... Современные теории признают особую роль отдельных эмоций в жизни человека. Исследователи, занимающиеся прикладной психологией — инженерной, педагогической или клинической, — так или; иначе ... чувства. 2. Формы общения между людьми: Общения между людьми происходит в различных формах, которые зависят от уровня общения, его характера, цели. Наиболее типичными ...
Соц. псих. — одна из дисциплин, специализирующаяся на изучении человеческого поведения. (Шивандрин)
Соц. псих. изучает человека в системе межличностных отношений. (Д. Майерс)
2)В соц. псих. рассм. взаимосвязь с. п. с социологией и психологией, но нет единого мнения:
1)на стыке 2 дисциплин
2)часть отдельно каждой дисциплины
3)между этих 2 дисциплин
Задачи:
1)уточнение своего предмета
2)исслед. накопленного зарубежного опыта
3)исслед. процессов общения
4)исслед. групп
5)разработка прикладных основ психологии
3)Этапы становления:
1)Синкритический (люди не помышляли ни о какой науке и все псих. явления связ. с обрядами и ритуалами)
2)Философский
а)философия Античности (Платон «Республика»; Аристотель «Политика», «Этика»)
б)Философия Нового Времени -17 век (Гоббс, Локк, Руссо, Гегель, Монтескье; в их трудах содержится много наблюдений за поведением людей в обществе).
в)Середина 19 века — развитие языкознания, повлекшее миграцию людей; развитие антропологии, этнографии и археологии (Левибрюль — исследования мышления первобытного человека; Морган — изучение индейцев; Тейлор — изучение первобытной культуры); развитие капитализма, порождающего новые формы противоправного поведения; становление массового производства.
3)Феноменологический — в это время появляются такие соц.-псих. явления, как коллектив. нар. дух, поведение толпы, подражание, внушение, заражение и др., что породило необходимость разработки теорий, их объясняющих. Теории:
1)Психология народов (Германия, сер. 19 века; Вунд, Лацарус, Штенталь).
Суть в том, что помимо индивидуальной души у каждого человека, есть еще сверхиндивидуальная душа, которая подчинена сверхиндивидуальной целостности (народу как духу целого), выражающей себя в искусстве, религии, мифах, обычаях.
2)Психология масс (Франция, 2 половина 19 века; Тард, Лебон, Сигиле).
Основной принцип Лебона — заражение, Тарда — подражание. Сигиле занимался изучением противоправных поступков. Он считал, что чувства человека, наход. в массе других, отражаются в его поступках.
3)Теория инстинктов социального поведения (1908г.; Уильям Макдугалл).
2 формы инстинктов — естественные и социальные.
4)Научный — связан с появлением ряда теоретических школ и экспериментальными исследованиями.
Основные направления социальной психологии.
Основные направления |
Представители |
Ключ. идеи |
Психоанализ |
Фрейд, Фромм, Салливан |
Основа псих. жизни – бессознательное, сформ. в детстве |
Бихевиоризм |
Ютсон, Торндайк, Скиннер, Миллер, Халл |
Человек – совокупность двигательных пертурбаций на внешнее воздействие стимулов (стимулы – другие люди) |
Гештальтпсихология |
Вертхаймер, Хайдер, К. Левин, Келлер |
Внутренняя система организации целого (гештальта) какого-либо психич. образования определено свойствами и функциями его частей |
Когнитивизм |
Жан Пиаже, Бруннер, Осгуд, Аткинсон. |
Знания, представления, образы, характер протекания психич. процессов определяют поведения человека |
Гуманистическая психология |
Олпорд, Маслоу, Роджерс |
Человек – уникальная, открытая, устремленная в будущее система, стремящаяся свободно реализовывать свои потребности |
Символический интеракционизм |
Мид, Блумер |
Поведение людей по отношению друг к другу, предметам окружающего мира определено теми значениями, которые они им придают. Эти значения символичны. |
|
|
|
5)Методолгия – общая, частная и методика.
Общая – разработка основных вопросов, характ. общие принципы исследования. К ним относят:
-принцип объективности – получить достоверные результаты.
-принцип детерминизма – любое явление имеет причины, чтобы его понять, нужно проанализировать его причины.
-принцип развития – важно знать историю явления.
-принцип единства психики и деятельности – деятельность влияет на психику.
Частная – система частных принципов, применяемых в конкретной области.
Методика – конкретное исследование