Словарь терминов специальной психологии

Абилитация (лат. а — отрицание + habillis — удобный, приспособленный) — лечебные и социальные мероприятия, направленные на улучшение физических и психических возможностей инвалида с рождения или с раннего детства, содействующие его адаптации к жизни.

Адаптация социально-психологическая (от лат. adoptation — приспособление) результат (и процесс) взаимодействия личности и социальной среды, который приводит к оптимальному согласованию (установлению оптимального соотношения) целей и ценностей личности и группы.

Акселерация психических функций- ускоренное развитие отдельных психических функций.

Асинхрония- выраженное опережение в развитии одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительная ретардация других. Это приводит в дисгармоничному развитию личности в целом.

Аутизм- погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности, отсутствием стремления к общению с окружающими людьми, бедностью эмоциональных проявлений.

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотические опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.

Гетерохронность — разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных органов и функций

Гиперкомпенсация дефекта — подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психологической неполноценности Ч, при которой Ч пытается преодолеть ее прикладываю для этого значительно большие усилия, чем требуется

Деменция (лат. de — прекращение, отрицание чего-либо, mens, mentis — ум, разум) — формы приобретенного слабоумия. Стойкое, мало обратимое снижение уровня психической, в первую очередь интеллектуальной, деятельности. Снижение интеллектуальной деятельности является непременным компонентом Д., однако изменения психики им не ограничиваются, они захватывают всю психическую деятельность; в структуру Д. входят и необратимые изменения личности

4 стр., 1879 слов

Блоки мозга и функции психического отражения

... мозга и функции психического отражения Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма ... изменяется активность мозга, сопоставить эти изменения с психическими процессами. И хотя запись биотоков ... может сложиться относительное преобладание у личности функционирования левого или правого полушария, ... поведению энергию и стремительность, четвертые -- приводят в действие мышцы и т. д. ...

Психическая депривация — это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

Виды депривации обычно выделяют в зависимости от того, ка­кая потребность не удовлетворяется.

Й. Лангмейер и 3. Матейчек анализируют четыре вида психи­ческой депривации.

1. Стимульная (сенсорная) депривация: пониженное количество сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и мо­дальность.

2. Депривация значений (когнитивная): слишком изменчивая, хаотичная структура внешнего мира без четкого упорядо­чения и смысла, которая не дает возможности понимать, пред­восхищать и регулировать происходящее извне.

3. Депривация эмоционального отношения (эмоциональная): не­достаточная возможность для установления интимного эмо­ционального отношения к какому-либо лицу или разрыв по­добной эмоциональной связи, если таковая уже была создана.

4. Депривация идентичности (социальная): ограниченная воз­можность для усвоения автономной социальной роли.

Дизонтогенез — нарушение индивидуального развития организма (онтогенеза) в перинатальный и ранний постнатальный периоды.

Дизонтогения — отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития.

Дидактогения (от греч. didaktikos — поучительный, genos — происхождение) — вызванное нарушением педагогического такта со стороны воспитателя (педагога, тренера, руководителя и т. д.) негативное психическое состояние учащегося (угнетенное настроение, страх, фрустрация и др.), отрицательно сказывающееся на его деятельности и межличностных отношениях. Дидактогения может являться причиной неврозов.

Защитные механизмы личности- это бессознательные действия или противодействия или адаптивные способы переживания человека, направленные на защиту от тех опасностей и угроз, которым он подвергается со стороны окружающей его реальности и своего собственного внутреннего мира; также они позволяют осуществлять позитивную оценку собственного Я.

19 стр., 9147 слов

Сравнительный анализ развития высших психических функций, обусловленных работой правого и левого полушария мозга у детей 6−7 лет

... и своевременному развитию высших психических функций обусловленных работой преимущественно правого полушария, создавая специальные развивающие программы, осуществляя раннюю диагностику и коррекцию нарушений в развитии именно этих ... осуществлении не только речевых, но и других, связанных с речью функций (например, вербально-логического мышления). Преимущественное участие правого полушария в анализе ...

Интеграция инвалидов в общество направлена на налаживание и восстановление утраченных инвалидами связей в обществе, на включенность его в труд, быт и досуг, на преодоление изоляции. Таким образом, интеграция — это не только и не столько терапевтические меры, сколько комплекс социальных мероприятий, призванный максимально приблизить инвалида к во всех смыслах полноценному существованию в обществе.

Компенсация дефекта — это своеобразный процесс развития, в условиях которого формируется новая динамическая система условных связей, возникают различного рода замещения, происходит исправление и восстановление нарушенных или недоразвитых функций, формируются способы действия и усвоения социального опыта; развиваются физические и умственные способности и личность ребёнка в целом.

Копинг-стратегииот англ. to cope with — справляться с чем-либо, совладать) — осознанно используемые человеком приемы совладения с трудными ситуациями (в т. ч. и в сфере коммуникации, О.), состояниями и порождающими их условиями.

Коррекционная психология — это специальный раздел психологии, который «занимается» психическим развитием детей с приобретенными или врожденными нарушениями физического и психического развития.

Нарушение развития — (developmental disorder) — любое нарушение развития, возникающее в младенческом или детском возрасте, которое характеризуется задержкой биологически необходимых психических функций, например, развития речи. Чаще такое нарушение развития встречается у мальчиков, чем у девочек, однако со временем оно постепенно проходит. Нарушения развития делятся на всеобъемлющие (pervasive), при которых ребенок отстает в развитии по многим показателям (например, при аутизме), и специфические (specific), при которых отставание наблюдается по какому-либо одному показателю (как, например, при дислексии).;

4 стр., 1732 слов

33. генотип и среда в развитии когнетивных функций

... 4. Генотип и среда в развитии когнитивных функций В соответствии с изложенным выше можно ... что от дошкольного к подросткому возрасту сохраняется преимущественно генотипическая обусловленность образной зрительной памяти и устойчивости ... развития психологических характеристик, но также и индивидуальные особенности движения в этом направлении, которые могут включать периоды ускорения и замедления ...

Невропатия (греч. neuron — нерв, pathos — страдание, болезнь)

1. полное прекращение функций периферического нерва вследствие его местного повреждения;

2. преимущественно генетически и конституционально обусловленная нервная дисфункция, берущая начало с раннего детства и вызванная преимущественно психическим дизонтогенезом

Олигофрения— врожденное или рано приобретенное (в первые 3 года жизни) слабоумие, выражается в недоразвитии всей психики, но преимущественно интеллекта. Врожденное слабоумие с признаками недоразвития (олигофрению) принято отличать от деменции — приобретенного слабоумия с распадом психической деятельности.

Псевдокомпенсация — шантаж окружающих своими болезнями, чтобы вызвать сочувствие и получить поблажки.

Психологическая профилактикадеятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Психопатия — патология характера — неадекватное развитие его эмоционально-волевых черт, при коей у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в среде социальной. Группа болезней психических, проявляемых в дисгармоничном складе характера, темперамента и поведения, отчего страдает и сама личность, и окружающие. Психопатов отличает прежде всего неадекватность эмоциональных переживаний, склонность к состояниям депрессивным и навязчивым.

Психический распадглубокое нарушение психической деятельности с полнымпрекращением всех умственных процессов, потерей контакта с окружающим миром и полнойбеспомощностью; обычно сочетается с другими проявлениями маразма.

Реабилитация - сложное многоуровневое образование, система государственных, социально-экономических, медицинских, профессиональных, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящей к временной или стойкой утрате трудоспособности, на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов (детей и взрослых) в общество.

7 стр., 3160 слов

Формирование и развитие личности

... общества и социальных групп для развития личности, а также закономерностей и этапов развития, кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.  ... защиты. Многие виды профессиональной деятельности характеризуются значительной неопределенностью, вызывающей психическую напряженность, часто сопровождаются отрицательными эмоциями, деструкциями ожиданий. В этих ...

Ретардациялат. retardatio — замедление, задержка) — 1. в биологии — более поздняя закладка органа и замедление его развития по сравнению с предками; 2. в психиатрии — а) замедленное, частичное или неполное созревание личности и психической сферы, что проявляется такими явлениями, как инфантилизм, недоразвитие речи и школьных навыков, умственная отсталость (в противоположность акселерации), б) замедление времени реакции, наступления некоего патологического события (например, ретардированная амнезия).

Социализация личности — это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.

Специальная психология — это раздел общей психологии, занимающийся изучением закономерностей развития людей с физическими и психическими недостатками (аномальным развитием).

Понятие «структура дефекта» ввёл Л.С. Выготский. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефект. Первичный дефект — повреждение биологических систем (отделов ЦНС, анализаторов), которое вызывается биологическими факторами. Вторичный дефект — недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у умственно отсталых).

Холдинг-терапия была разработана американским детским психиатром Мартой Велч и впервые внедрена в Материнском центре в Гринвиче, США, в 1878 году. В «классическом» варианте процедура холдинг-терапии заключалась в следующем: в специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки и крепко прижимает к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях так, чтобы у нее была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к ребенку и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему.

3 стр., 1376 слов

Диагностика и развитие эмоциональной сферы личности у детей дошкольного возраста

... дошкольном возрасте не позволяет эффективно определить её влияние на дальнейшее развитие личности ребёнка и результаты его деятельности. На наш взгляд, исследования в данном ... не только об общих закономерностях развития психики детей и ее отдельных сторонах, но и об особенностях становления личности дошкольника. Недостаточное исследование мира детских ...

Хроногенность — принцип, согласно которому, чем раньше в возрастном отношении возникает патогенное воздействие тем тяжелее и разнообразнее его последствия для процесса психического развития.

Умственная отсталость — нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер.

Ятрогения (от греч. iatros врач + gennao рождение) — ухудшение физического или эмоционального состояния человека, невольно спровоцированное медицинским работником.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector