Системно-деятельностный подход

 

Приоритетная задача школьного образования с точки зрения ФГОС состоит в развитии у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения.

В качестве образовательных результатов рассматриваются личностные, метапредметные и предметные результаты. Метапредметные результаты раскрываются через УУД (универсальные учебные действия).

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов).

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.

 Виды УУД — личностные, познавательные (общеучебные и логические), регулятивные, коммуникативные

1. Личностные УУД:

— действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

— действия самоопределения (личностного, профессионального, жизненного);

— действия нравственно-этического оценивания (оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), которое обеспечивает личностный моральный выбор.

 

2. Познавательные УУД:

— общеучебные универсальные действия :

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

 структурирование знаний;

 осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

 выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

13 стр., 6007 слов

Понятие универсальные учебные действия, познавательные универсальные ...

... универсальных учебных действий. «Планируемые результаты» федерального государственного образовательного стандарта второго поколения определяют предметные, метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения - это формирование универсальных учебных действий, умений и навыков. Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями ... совокупность способов действия учащегося ...

 смысловое чтение ;

 постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

— логические универсальные действия :

 анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

 синтез — составление целого из частей, в том числе и самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

 выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

 подведение под понятие, выведение следствий;

 установление причинно — следственных связей;

 построение логической цепи рассуждений; доказательство;

 выдвижение гипотез и их обоснование.

 

3. Регулятивные УУД:

— целеполагание, планирование, прогнозирование;

— волевая саморегуляция;

— контроль, коррекция, оценка

 

4. Коммуникативные УУД

 — планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

— владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка

 

Традиционный подход к определению целей образования ориентирует на объём знаний. С позиций этого подхода, чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Компетентностный подход предполагает перенос акцента с ЗУНов как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.

Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимаются:

Информационная компетентность – готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

2 стр., 741 слов

Современный взгляд на проблему РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ дошкольникА

... следует текст.   Образец оформления текста статьи: современный взгляд на проблему РАЗВИТИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ дошкольникА И.И. Иванова ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», ... и педагоги образовательных организаций.   Цель конференции – выявление и обсуждение проблем организации образовательной среды в образовательных организациях в условиях реализации ФГОСов.   ...

Компетентность разрешения проблемы – целеполагание — планирование деятельности — действия по решению проблемы — оценка результата/продукта деятельности.

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно-деятельностный подход. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов), деятельностный подход, который всегда был системным в трудах М.Н. Скаткина, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина).

Системный подход — это подход, при котором любая система (например, образовательная) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход отвечает на главный вопрос о развитии любой системы (личности, компетентности и т.д.) — развитие происходит в деятельности.

В контексте системно-деятельностного подхода сущностью образования является развитие личности, как элемента системы «мир — человек». В этом процессе человек, личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, он строит сам себя. Активно действуя в мире, он самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности. Главный источник развития — учебная деятельность. По мнению А.Г. Асмолова, «процесс учения — это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Системно-деятельностный подход исходит из положения о том, что способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность при содействии и помощи педагога (переход из актуальной зоны развития в зону ближайшего развития и превращение ее в новую, расширенную зону актуального развития).

Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной. Содержание обучения позволяет «вести за собой» развитие.

Основная идея подхода заключаются в том, что главный результат образования — это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Здесь новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Важно организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска.

9 стр., 4489 слов

Системно-деятельностный подход: понятия, организация в учебном процессе

... критического мышления; информационно-коммуникационные технологии; технология проектного обучения. Концепция системно- деятельностного подхода к обучению Деятельностью в психологии называют процесс активности человека, связанной с ... между педагогическими явлениями и процессами» [2]. Обсуждая проблему оценки качества образования на основе образовательных стандартов, все ученые в области педагогики и ...

Ключевой технологический элемент технологии системно-деятельностного подхода — ситуация актуального активизирующего затруднения. Её целью является личный образовательный результат, полученный в ходе специально организованной деятельности в виде идеи, гипотезы, версии, способов и продуктов деятельности (схемы, алгоритмы, модели, опыты, тексты, проекты и пр.).

Цикл образовательной ситуации включает в себя основные технологические элементы обучения:

мотивацию деятельности,

её проблематизацию,

личное или групповое решение проблемы участниками ситуации,

демонстрацию образовательных продуктов,

их сопоставление друг с другом, с культурно-историческими аналогами,

рефлексию результатов.

Учебный материал играет роль образовательной среды, а не результата, который должен быть получен учащимися. Цель такой среды — обеспечить условия для рождения у учеников собственного образовательного продукта. Степень отличия созданных учениками образовательных продуктов от заданной учителем образовательной среды является показателем эффективности обучения.

Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса:  

− подготовка дидактического материала для работы,

− организация различных форм сотрудничества,

− исполнение функции наставника и эксперта (при необходимости),

− активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы,

−  «запуск» рефлексивных процессов, обучение способам подачи обратной связи,

− создание условий для взаимного контроля, обмена мнением и самооценки.

 Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Именно это создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

При системно-деятельностном подходе образовательный процесс имеет следующие компоненты:

1. Мотивационно-целевой компонент, который определяет личностный смысл предстоящей деятельности: для чего будет осуществляться предстоящая деятельность?

Источником целей ученика является целостный характер содержания изучаемой системы, а также ситуация «образовательной напряжённости», создаваемой учителем.

Способы её создания следующие:

− выход на противоречие или проблему через учебное задание,

− нарушение привычных норм образовательной деятельности,

− несоответствие полученных результатов ожидаемым,

− сопоставление разнородных ученических образовательных продуктов,

− введение противоречивых культурно-исторических аналогов,

7 стр., 3034 слов

Тема 6. Психологическая теория деятельности Образовательные задачи:

... – человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат. Во-вторых, деятельность человека связана с изготовлением, употреблением и хранением орудий труда. ... психологического изучения. Без деятельности невозможна человеческая жизнь. В процессе деятельности человек познает окружающий мир, создает духовные продукты, изменяет окружающую действительность. Деятельность человека формирует ...

− самоопределение субъектов образования в поле многообразия позиций по рассматриваемому вопросу и пр.

2.Содержательный компонент предполагает, что содержание должно быть системным и деятельностным, т.е. в основе его должны лежать универсальные средства, методы и нормы деятельности. Знание уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а наиболее важным становится мыследеятельность, как метадеятельность. Содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм преобразующей деятельности (поисковой, проблемной, проектной, исследовательской).

Системное содержание развивает способность порождать своё знание, видеть мир своими собственными глазами, понимать его своим собственным пониманием. Человек развивается успешно тогда, когда он не просто усваивает чужой опыт и чужие знания, но умеет творить, создавать свои собственные знания о мире.

Системно-деятельностный подход обеспечивается интеграцией частно-предметного, общепредметного и метапредметного содержания. Возможность деятельности учащихся на данных уровнях обеспечивается разноуровневой образовательной картой, предложенной в качестве примера А.В. Хуторским.