Общ.псих задачи

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М. АКМУЛЛЫ»

Факультет психологии

Кафедра общей и социальной психологии

Направление 030300.62 – Психология

Курс 2, группа 205

Контрольная работа по общей психологии

Выполнена студентом:

Шангареева Ч.М.

ф.и.о.

Преподаватель:

ассистент Нугаева А.Н.

Уфа 2013

Задача 26. Развитие какого профессионально значимого свойства личности изучалось у будущих педагогов с помощью предложенной им задачи? Как вы поступили бы на месте учительницы? Почему? «Как обычно, вхожу в класс, здороваюсь, спрашиваю: — Кто сегодня отсутствует? Впрочем, и так вижу, что двоих нет. Через некоторое время дверь распахнулась, и в класс ворвались запыхавшиеся дети. В руках — ветки сирени. — Это Вам! — сказали они, протягивая мне цветы. — Спасибо, но по какому поводу? — Это Вам в день рождения. — А как вы узнали? — Э-э… это секрет фирмы. Но оказалось, что у «фирмы» есть и еще один секрет. Сирень как-то странно обломана… — Ребята, а где вы ее взяли? — Нарвали. За нами дворник до самой школы гнался!» (Э.Ш.Натанзон).

Решения, основанные на понимании эмоционального состояния детей и мотивов поступка. Учитель принимает цветы, но тактично объясняет ошибку детей, оставляя их в положительном эмоциональном состоянии. Образец: «Я приняла бы цветы, поблагодарила бы детей. Ведь они хотели сделать приятное учительнице. Это желание было главным и затмило все остальное (где их взять, можно или нельзя рвать в чужом саду).

Не принять цветы значит убить доброе побуждение. Я бы провела с детьми небольшую задушевную беседу, в которой на интересных примерах объяснила бы, почему нельзя так поступать». В решениях этого типа есть стремление к равновесию между эмпатией и нравственным поведением.

Задача 34. Подумайте, о каких свойствах личности речь идет в данном примере.

Два родителя постепенно перешли на спор. Один из них доказывал, что на подрастающее поколение влияет так много разных обстоятельств, что усилия родителей по воспитанию своих детей мало что значат. Другой, не отрицая влияния этих обстоятельств, настаивал на решающей роли родителей в воспитании детей. Когда в споре коснулись темы здоровья, первый заявил, что если уж суждено заболеть, то ничего не поделаешь, второй возразил, что решающее слово тут за образом жизни человека.

22 стр., 10683 слов

Психологическая помощь детям в ситуации развода родителей

... всеми его положительными и отрицательными качествами. Наряду с заботой о здоровье ребенка родители также постоянно должны быть ответственными за его духовное развитие. Постоянное совершенствование ... Особое внимание ученые уделяют анализу механизмов формирования деструктивных последствий развода родителей для детей и, в частности, факторам, способным усугубить его отрицательное воздействие. Доказано, ...

ОТВЕТ

Идет речь о таких свойствах личности, как характер, направленность личности, темперамент, волевые качества.

Анализируя мнения родителей (№ 1 и № 2 соответственно) можно предположить следующее.

Личность родителя № 2. Прослеживается жизненная направленность данной личности на активную деятельность, преобразование действительности. Этот человек полагается на себя и верит в свои силы, он не боится брать ответственность на себя, является оптимистом. Обладает целеустремленностью, сильными волевыми качествами личности. Можно предположить, что он относится скорее к сангвиническому типу темперамента. Родитель № 2 обладает потребностью в достижении успеха, т.е. для него характерны такие качества как: проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску т.д.)

Личность родителя № 2 характеризуется сниженной мотивацией к успеху, он привык «плыть по течению», зависит от обстоятельств, не проявляет волевых качеств. Это характеризует его как человека слабохарактерного, возможно пессимиста. С точки зрения степени выраженности мотивации достижения этот человек стремится избегать неудачи, т.е. отклоняется от риска и ответственности, избегает проявления активности, инициативы. Можно предположить, что он относится скорее к меланхолическом или флегматическому типу темперамента.

Задача 35. Сгруппируйте приведенные ниже признаки поведения школьников по принадлежности к темпераментам с учетом их характеристики, данной Н.Д. Небылицыным.

1. Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. Через 2 — 3 недели после его появления в классе в нем трудно узнать новичка.

2. Импульсивен, склонен к аффективным состояниям, поэтому недостаточно гибок во взаимоотношениях со сверстниками.

3. Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. С трудом устанавливает отношения с новыми людьми; спокоен.

4. Долго может просидеть над задачей, раздражаясь при попытках его отвлечь.

5. Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессоым состояниям. Так, спрошенный на уроке истории в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, потом осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

6. Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое чаще бывает бодрым. Расстраивается ненадолго.

7. Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи в учении легко вызывают слезы.

8. Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении к событиям; может показаться, что он на уроке равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя.

9. Проявляет высокую работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив.

1 стр., 441 слов

Методика «Самооценка Эмоциональных состояний» (сокращённый ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

10. Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается.

11. Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе неуверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами отказывается.

12. Характеризуется боевым настроением, в отношениях с товарищами слишком прямолинеен.

ОТВЕТ:

Холерик.

2. Импульсивен, склонен к аффективным состояниям, поэтому недостаточно гибок во взаимоотношениях со сверстниками

10. Активен на уроках в тех случаях, когда работа представляется интересной. Если это не так, то легко отвлекается.

12. Характеризуется боевым настроением, в отношениях с товарищами слишком прямолинеен.

Сангвиник.

  1. Подвижен, находчив, легко привыкает к новой обстановке, остроумен в общении со сверстниками, легко устанавливает дружеские отношения, поэтому пластичен в поведении. Через 2 — 3 недели после его появления в классе в нем трудно узнать новичка.

6. Экспрессивен, по внешнему виду легко угадать отношение к событию и настроение, которое чаще бывает бодрым. Расстраивается ненадолго.

9. Проявляет высокую работоспособность, надолго сосредоточивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, терпелив.

4. Долго может просидеть над задачей, раздражаясь при попытках его отвлечь.

Меланхолик.

3. Трудно переключается с одной работы на другую и приспосабливается к меняющимся обстоятельствам. С трудом устанавливает отношения с новыми людьми; спокоен.

5. Легко теряется при изменении обстоятельств, подвержен стрессоым состояниям. Так, спрошенный на уроке истории в присутствии завуча, начал говорить слабым голосом, потом осекся и в целом ответить на вопрос не смог, хотя, как выяснилось, материал знал.

7. Очень чувствителен. Это касается и малейших неприятностей. Долго переживает замечания учителя, неудачи в учении легко вызывают слезы.

11. Задумчив, мечтателен, к подвижным и шумным играм не тяготеет, в себе неуверен, в коллективе класса пассивен, от выступлений перед товарищами отказывается.

Флегматик.

8. Экспрессивность низкая, по внешнему виду трудно судить о настроении и отношении к событиям; может показаться, что он на уроке равнодушен к изучаемому материалу. Его трудно рассмешить или вывести из себя.

Задача 36. Согласны ли вы с точкой зрения, опирающейся на некоторые научные данные, в соответствии с которой склонность к преступным действиям передается по наследству?

Согласны ли вы с мнением некоторых мыслителей о том, что формирование характера человека, будучи социально обусловленным процессом, происходит в первые пять лет жизни, когда у ребенка складывается свой стиль поведения, определяющий его действия во все последующие периоды жизни?

ОТВЕТ.

— Склонность к преступлению можно рассматривать как склонность к агрессии. Учеными доказано, что существует «ген агрессивности».

Ген, конечно, важен. Нельзя объяснять поведение человека воздействием одной аминокислоты или гормона. Ген только сигнализирует о потенциальной опасности, само его наличие не делает преступником или убийцей. Генетики говорят: есть ген, отвечающий за агрессивность. Психиатры говорят: есть глубинные структуры головного мозга, отвечающие за агрессивность и за соединение ее с сексуальностью. Если эти структуры нарушены, мы получаем маньяка.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... обстоятельства играют важную роль в формировании характера. Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около 150, ... русский врач-психиатр А. Личко в середине XX в. предложили свой типологии характеров людей. Леонгард распространил созданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее ...

Говоря об агрессивности в целом необходимо ее разделять по направленности. Ген агрессивности существует, но мы должны знать, как социализируется и как направляется эта энергия. Человек, посещающий секцию дзюдо, проявляет на матах свою агрессивность. Другой человек грабит и проявляет ее же. Третий насилует Люди делятся по психотипам на разные категории. Есть личности, которые никогда не впадают в агрессию, — и боязливые, и смелые, и некоторые другие. Но особняком стоят агрессоры. Их около 15%. Независимо от возраста агрессивность они сохраняют. Направленность ее — вот в чем проблема. Ребенок родился, катался на велосипеде, плавает, боксом занимается. Его агрессивная энергия социализирована. Другой, запущенный семьей ребенок, душит кошек, отрезает им хвосты, стреляет в птиц — тоже агрессор, но социальная направленность другая.

Стоит сказать, что агрессивность в разной степени встречается у всех. До конца понять, проявит ли ее человек только криком или все закончится более плачевно для оппонента, наука пока не в силах. Можно лишь выявить предрасположенность.

Считаю, что в данной проблеме решающую роль играет семейный фактор: эмоциональная обстановка в семье, стиль воспитания, психическое благополучие самих родителей и т.п.

— Не согласна полностью.

Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окру­жающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистич­ность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало фор­мирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.

Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудо­любие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — скла­дываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда.В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребен­ка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззрен­ческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти нико­гда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школь­ные годы.

Таким образом, характер не является застывшим образованием, а фор­мируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека, хотя основа для будущего характера складывается еще в дошкольном возрасте.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...