15.Механизмы речепорождения и афазия

Психолингвистика мышления

Представители направления: Лев Семенович Выготский Николай Иванович Жинкин Михаил Михайлович Бахтин

Речевая деятельность — процесс расчленения мысли посредством языка.

Процесс перевода её из глубин человеческого сознания во внешние материальные формы. Процесс восприятия речи и усвоения его содержания.

Этапы порождения речевого высказывания

Планирование; семантическая и грамматическая актуализация высказывания; его озвучивание.

Формы речи

Внешняя речь – устная и письменная (экзофазия).

Внутренняя речь (эндофазия) — самостоятельный специфический способ формирования мысли, осуществляющийся без её выражения, устного или письменного.

Внутренняя речь

Предикативность Свёрнутость, сокращенность, грамматическая аморфность.

Большая, по сравнению с внешней речью, скорость (Н.И. Жинкин).

Рабочая единица – образ вещей.

Не имеет сиюминутной привязки.

Механизмы озвучивания речи

Артикуляционный механизм, обеспечивающий выбор единиц, возведение вариантов звучания к инвариантам фонем – установление звукового тождества, различение звукового облика слов с помощью фонем.Динамический, формирующий синтагматическую, слоговую структуру слова.

Речевое действие Реализация РД Подготовка высказывания.

Структурирование высказывания. Переход к внешней речи.

Восприятие речи

Переход с акустического / графического кода на код внутренней речи. Расшифровка синтаксических структур, грамматических форм. Понимание общего плана высказывания.

Понимание замыслов и мотивов. Оценка полученной информации. Понимание выбора языковых средств.

Психолингвистика мозга

Представители направления: Александр Романович Лурия (1902-1977)

Наталья Петровна Бехтерева (1924-2008)Татьяна Владимировна Черниговская Пеэтер Тульвисте

9 стр., 4498 слов

5.Формирование мышления и речи в процессе онтогенез

... понимание речи имеет уровневый характер: оно состоит из понимания слов, словосочетаний, отдельных фраз и связного высказывания. ... Понимание речи Мышление и речь не являются тождественными процессами, не сливаются между собой, хотя оба эти процесса неотделимы друг от друга. Понимание речи ... обусловленные особенности речевого (фонематического) восприятия. Звуковые образы фонем неполноценны, не расчленены ...

Периферические органы речи — энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука (легкие и главная дыхательная мышца – диафрагма);генераторная система – звуковые вибраторы, при колебании которых образуются звуковые волны

(голосовые связки гортани – тоновый вибратор; щели и затворы, получающиеся во рту при артикуляции); резонаторная система (носоглотка, череп, гортань и грудная клетка).

Мозговые центры речи

Гомункулюс Пенфилда Позитронно-эмиссионныйтомограф

Фотографирует работу мозга, решающего языковую /психологическую задачу.

Функционирующий мозг.

Мозговые центры речи — Зона Брока (задняя треть нижней лобной извилины левого полушария) – управление связной речью.

Поль Брока (1824–1880)– французский антрополог, анатом, хирург. Разработчик антропологического инструментария, основатель Парижского общества антропологии (первого в мире), главой которого оставался до конца жизни.

Речевые центры — Зона Вернике (задняя треть верхней височной извилины левого полушария) – управление пониманием устной речи.

Карл Вернике (род. 1848) – немецкий врач-психиатр,написавший руководство мозговых

болезней («Lehrbuch der Gehirnkrankheiten», 1883), множество журнальных статей по нервным и душевным болезням и по анатомии мозга, разработал учение о расстройствах речи.

Речевые центры

Теменно-затылочнаязона –логико-грамматическиесвязи и грамматическая правильность предложения.

Нейролингвистика

Идея системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности.

Функциональная асимметрия

Правое полушарие – чувственно-наглядноемышление.

Левое полушарие – логическое мышление, управление звуковой речью и последовательными движениями области рта.

3 стр., 1261 слов

Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………..………………3 1.Теоретические аспекты исследования особенности восприятия речи учителя, учащимися с репрезентативными системами разного типа…....5 1.1 Репрезентативные системы человека……………………….……..………...5 1.2 Особенности восприятия речи учителя учащимися с репрезентативными системами разного типа …………………………………………………...…....14 Заключение ...

Афазиология – раздел медицины о патологических нарушениях в коре головного мозга, приводящих к расстройствам речевых механизмов.

Афазия – системные нарушения уже сформировавшейся речи, обусловленные очаговыми поражениями головного мозга (например, в результате перенесенных травм, инсульта, опухолевых заболеваний и т.п.).Алексия – болезненная неспособность читать.

Аграфия – болезненная неспособность писать.

Виды афазии

Эфферентная моторная афазия – распад грамматической структуры высказывания при сохранении возможности произносить слова, или отдельные звуки, но не слова.

Афферентная моторная афазия – утрата расчлененности высказывания (при данном типе афазии больной не может выбрать нужную единицу: звук, слово).

Динамическая афазия – нарушение способности говорить фразами, при этом типе воспроизводить готовые фразы больной может, но нарушается механизм программирования.

Семантическая афазия – нарушение возможности находить слова по из семантике, или понимать смысловые отношения между словами. Возникает при поражениитеменно-височныхдолей.

Изучая внутреннюю психологическую организацию процесса порождения и продуцирования речи, представители Московской психолингвистической школы, возглавляемой долгие годы академиком А.А. Леонтьевым, выделили динамические характеристики порождения речи, среди которых были обозначены такие этапы, как внутреннее программирование высказывания, соответствующее его «содержательному ядру», и последующаяграмматико-семантическая реализация внутренней программы. Последняя, по мнению ученых, осуществляется, в том числе, с помощью синтаксического программирования, обеспечивающего линейность высказывания и конкретную реализацию грамматических, семантических и артикуляционных (графических) признаков. Завершается этот процесс «включением» механизма синтаксического контроля, позволяющего соотнести высказывание с его содержательным ядром, контекстом и ситуацией общения.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ АУТИЗМ Термин «аутизм» предложен швейцарским психиатром и психологом Э. Блейлером (1857–1939). Аутизм выражается в снижении контактов ребенка со взрослыми и сверстниками и проявляется в его «погружении» в свой собственный мир. Проявления раннего детского аутизма наблюдаются с самых первых дней жизни ребенка и выражаются в отсутствии контактов ...

В случае, если результат оказывается неудовлетворительным по какому-либоиз параметров, построение высказывания осуществляется по иной синтаксической схеме, и так далее до соответствия выражаемого содержания словесной речевой форме.

Анализируя процессы речепорождения и речевосприятия в своей работе «Механизмы речи», Н.И. Жинкин также обращал внимание на отбор и составление, как на основные операциональные механизмы, обеспечивающие анализ и синтез при продуцировании речи. Кроме того, Жинкин выделял механизм упреждающего синтеза, обеспечивающий связность речи при формулировании мысли.

Из этого мы можем сделать вывод, что механизм речепорождения, единый у индивида независимо от того, на каком языке он говорит, тем не менее, «включается» лишь в том случае, если его работа может быть обеспечена смысловыми системными языковыми связями, а также заложенными в памяти синтаксическими конструкциями.

Формулирование мысли в речи, как мы видим, происходит с помощью аналитико-синтетическойобработки языковых средств (грамматических, лексических и фонетических) в их взаимосвязи и взаимообусловленности, т.е. с помощью владения языковой системой, без которого ни речь, ни тесно связанное с ним мышление ни при каких условиях не могли бы воплотиться.

При условии системной презентации и отработки языковых средств в их взаимосвязи и взаимоотталкивании, процесс порождения иноязычной речи в скором времени начнет совпадать с указанными выше условиями речепорождения на родном языке.

Афазия — это системное нарушение уже сформировавшейся речи[1] (в отличие от алалии).

Возникает при органических поражениях речевых отделов коры[2][3] (и «ближайшей подкорки» — по выражению А. Р. Лурии) головного мозга в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов, воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности[3]

8 стр., 3804 слов

1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

В психологии эмоциями (от лат. emotio – потрясаю, волную) называют процессы, отражающие в форме переживания личную значимость (субъективное переживание) и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Решающей чертой эмоционального состояния является его интегральность, ...

Типы афазий

Афазия Брока, или эфферентная моторная афазия (efferentis — выносящий; эфференты — конечная часть рефлекторной дуги) впервые описана Полем Брока в 1861 году. Она возникает при поражении нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга (двигательный речевой центр (центр Брока)).

Она вызывает распад грамматики высказывания (телеграфный стиль высказываний) и трудность переключения с одного слова (или слога) на другое вследствие инертности речевых стереотипов. Наблюдаются литеральные парафазии (замещения одних звуков другими), грубые нарушения чтения и письма.

Динамическая афазия проявляется в невозможности построения внутренней программы высказывания и ее реализации. А. Р. Лурия полагал, что в основе этой формы афазии лежит распад внутренней речи. Эта форма возникает вследствие поражения префронтальной области левого полушария (у правшей).

Афферентная моторная афазия (от afferentis — привносящий; афференты — нервные окончания).

Возникает при поражениизадне-центральнойи теменной областей коры. Для таких больных характерно нарушение звена выбора звука. Первичный дефект заключается в неразличении близких по артикуляции

звуков. Они смешивают артикулемы внутри группы (халат-хадат,слон-снол).Нарушаются кинестетические ощущения от органов артикуляции. Ведущий дефект — невозможность найти точные артикуляционные позы и уклады для произнесения слова.

Афазия Вернике, или сенсорная афазия. В её основе лежит нарушение фонематического слуха, различение звукового состава слов. Приакустико-гностическойафазии наблюдается утрата способности понимания звуковой стороны речи.

Акустико-мнестическая афазия — в основе лежит нарушение объёма удержания слухоречевой информации, сужение объема и тормозимость слухоречевой памяти. В основеоптико-мнестическойафазии лежит нарушение зрительной памяти, слабость зрительных образов слов, она проявляется в трудности называния слов. Эта форма афазии и афазия Вернике могут рассматриваться в рамках амнестической афазии, картина которой схожа с проявлениями этих форм.

11 стр., 5248 слов

Клинический аспект формирования нарушений речи у больных с различными видами афазии

... афазией, нарушением походки и чувствительности (транзиторная ишемическая атака). Осложнения - тромбоз мелких мозговых сосудов; III стадия - полная окклюзия артерии, проявляющаяся ... трудно понять из-за путаницы в использовании слов, нарушения структуры предложения и применения временных форм, ... его социальные установки. Афазия проявляется в разных формах, в основе которых лежат разные факторы, имеющие ...

Амнестическая афазия проявляется при поражениитеменно-височнойобласти. Дефект заключается в трудности называния предметов, хотя больной знает их значение и употребление. Например, при показе пациенту ключа, он не может его назвать, но отвечает, что это то, чем открывают и закрывают замок, либо делает ключом вращательные движения.[5] Наблюдаются вербальные парафазии, амнестические западения. Некоторые исследователи считают различение этих трех форм афазии сугубо теоретическим.

Номинальная афазия, близкая к вышеописанной амнестической, проявляется в затруднении называния предметов и является одним из симптомов болезни Альцгеймера.

Воснове семантической афазии лежат дефекты симультанного анализа и синтеза речи, одновременного схватывания информации. Ведущим дефектом для этой формы является нарушение понимания сложных логико-грамматическихконструкций, описывающих пространственные и квазипространственные отношения.

Врамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» — когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.[6]

Вцелом речь афазиков характеризуется бедностью лексики, они редко употребляют прилагательные, наречия, описательные обороты, почти не используют и не понимают пословицы, поговорки.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики).