Шпаргалка по Психологии 8

2. Основные методы псих.  исследований.

·          Наблюдение

·          Исследование

·          Эксперимент  (это моделирование ситуации, в которой меняются 1-2 значимых фактора и отслеживают изменение ситуации в целом)

·          Психодиагностика (тесты)

·          Метод анализа продуктов деятельности

·          Опрос

12. Психологическая структура личности

Личность – это набор социально значимых характеристик формирующихся и усваивающихся по мере усвоения социального опыта и по мере возможности реализации этого опяты.

Индивид – это характеристика человека, как представителя человеческого рода.

Структура психических свойств:

1) динамика психических процессов и состояний ( темперамент)

2) возможности в определенных сферах деятельности ( способности)

3) направленность ( характерные идеалы, симпатии и т.д)
8. Мышление.

– это процесс отражения существенных связей и отношений,  предметов и явлений. Мыслительные операции: анализ (разложение) – синтез (восстановление целого); сравнение (сопоставление); абстрагирование (мысленное отвлечение); обобщение ( объединение по признаку).

Формы мышления:

·          Понятие-это отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

·          Суждение – это основная форма мышления в процессе которой утверждается или отрицается связи между предметами или явлениями.

·          Умозаключение- это выведение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Виды мышления:

·          Наглядно — деятельностное- мышление, непосредственно включенное в деятельность, непосредственное восприятие и практическое осуществление причинно-следственных связей.

·          Образное- осуществляется на основе образов предметов и явлений принадлежащих опыту человека.

·          Отвлеченное совершается на основе отвлеченных понятий, которые не могут быть представлены образно.

Способы мышления:

4 стр., 1816 слов

Семинар № 1. Общение в структуре деятельности участников образовательного ...

учеб. Заведений. - М. : Аспект Пресс, 2007 Вачков И.В. Психологический тренинг. Методология и методика проведения. - М.:Эксмо, 2010 Кондратьев Ю. М. Социально-психологический феномен авторитета и отношения авторитетности в группе. — М. — 2006. Коломинский Я.Л. Психология взаимооотношений в малых группах (общие и возрастные особенности): Учеб. пособие. – 2-е изд., доп. – Мн.: ТетраСистемс, 2000. ...

·          Индукция — от единичных фактов к общему выводу

·          Дедукция – от общего суждения к частному
7. Память

 — это процесс запечатления , сохранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта. Процессы памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.

Виды памяти:

·          Образная память ( зрительная, звуковая, осязательная, обонятельная, вкусовая)

·          Двигательная (память на единичное движение и комплексное движение)

·          Словесно — логическая (смысл изложенного, логику, соотношение между элементами полученной информации)

·          Эмоциональная (память на переживания)

·          Кратковременная, оперативная, долговременная
Свойства памяти

Точность

Объём

Скорость процессов запоминания

Скорость процессов забывания
Процессы памяти

   Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала.

5 стр., 2325 слов

Мнемические процессы

... оптимальным. 1. Мнемические процессы память забывание мнемический управленческий Мнемические процессы - совокупность процессов, обеспечивающих функционирование механизмов памяти: запоминания, воспроизведения, забывания и пр. Память - это сложный познавательный процесс, направленный на запечатление, сохранение и воспроизведение поступившей на органы ...

    Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

     Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека.
Если в процессе воспроизведения затруднения, то идет процесс припоминания. Отбор элементов нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

     Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже и в узнавании раннее запомненного. Наиболее часто забываем то, что не значимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания).

Выделяют временное и длительное забывание.
5. Ощущение и восприятия. Виды ощущений. Свойства восприятий.

Ощущения— Позн.Псих.Проц., отражение отдельных св-в предметов при их непосредств-ом воздействии на органы чувств .Виды: осязание, обаяние, слух, вкус, зрение. Сенсибилизация –развитие чувств., в результ. тренировок.

Восприятие П.П.П.отражение целостного образа предмета при воздействии его на органы чувств. Св-ва восприятия: целостность –единое целое; константность –постоян-во образа предмета(чел. в анфас, профиль); обобщенность –образ относится к классу с названием (все обобщено), предметность –восприн. как обособл. в пространстве и во времени  физическое  тело.

 Типы: аналитическое (вним. на отдельн. детали) и синтетическое (на предмет как единое целое).
14. Темперамент личности. Психофизическая характеристика типов темпераментов.

Темперамент- это психическое свойство личности характеризующее динамику протекания психических процессов. Высшая нервная деятельность характеризуется различным соотношением двух основных процессов – возбуждения и торможения. Нервные процессы характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью. Сила нервных процессов характеризует нервную систему человека с точки зрения способности выдерживать влияние раздражителей. Уравновешенность н. п. Указывает на соотношение н. п. возбуждения и торможения. Подвижность определяется способностью к быстрой смене процессов возб. И торм.

15 стр., 7493 слов

Процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

... областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Объектом данного исследования является процесс развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Предмет: использование возможностей метода ... группы в количестве 20 человек. Глава 1. Теоретические основы развития и использования метода проектов в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста ...

Свойства: Сензитивность- чувствительность, Реактивность- непроизвольная реакция, Активность- энергичность в преодолении, Темп реакции- скорость протекания рекаций и процессов, Пластичность – приспособление, Регидность – противопол пласт, Экстраверсия-интроверсия –в данный момент – прошлое и будущее

Сангвиник:

1          Пониж сензитивность

2          Высокая реактивность

3          Высокая активность

4          Уравновешенность

5          Пластичность

6          Экстравертированность

7          Ускоренный темп реакции

Холерик

1          Пониженная сензитивность

2          Высокая реактивность

3          Ввысокая активность

4          Ускоренный темп реакции

5          Регидность

6          Экстраверт

7          Повышенная эмоциональная возбудимость

Флегматик

1          Пониженная сензитивность

2          Низкая реактивность

3          Высокая активность

4          Регидность

5          Интроверт

6          Пониженная эмоциональная возбудимость

7          Замедленный темп реакций

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... преграду между видимым и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На ... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ...

Меланхолик:

1          Повышенная сензитивность

2          Невысокая реактивность и активность

3          Регидность

4          Интроверт

5          Повышенная возбудимость

6          Замедленный темп реакции

Депрессивный характер эмоций
3. Историческое становление  науки.

Следует различать время накопления знаний о психологии и время нормирования официальной науки – психологии.Первое упоминание о важности стандартов поведения для людей в обществе и о долге появляются уже в изречениях Конфуция ( 5век до н.э.) Философия Древней Греции породила представления о моральных нормах и качествах людей, как основу существования общества. Спиноза ( 17век) сформулировал мысль о роли  человеческой  индивидуальности, которая  характеризует  внутренний  мир человека и выражает в разных психологических состояниях ( аффектах)

Философия просвещения  продемонстрировала взаимосвязь общественной морали и морали личности, интересы определяют характер и общение между ними. И. Кант – долг как основание поведения и жизни человека, важность воспитания. В 19 веке появились психологические направления ( в социологии например Жан  Габриель Тард) Механизм подражания, как начальный элемент социализации человека, кго существования в общественных группах. Психология народов (Вильгельм Максимилиан Вундт) слияние «духа» народа на каждого человека конкретной нации. Психология толпы  ( Гюстав Лебон) изучение характеристик толпы и особенностей поведения человека в ней.

20 век формирование основных направлений:

·          Бихевиоризм —  направление в психологии и других научных дисциплинах (например, социологии и политологии), в центре изучения которого находится поведение. Программу этого направления провозгласил в 1913 году американский исследователь Джон Уотсон, хотя схожие идеи формулировались и ранее. Вопреки распространенному мнению, бихевиористы отнюдь не утверждают, что поведение человека не зависит от врождённых инстинктов.Бихевиоризм изучает непосредственные связи стимулов и реакций (рефлексов), чем привлекает внимание психологов к изучению навыков, учения, опыта в противоположность ассоцианизму и психоанализу.

24 стр., 11662 слов

Эмоции. Регуляторная функция эмоций

... владения человеком собой и своими эмоциями. Контроль эмоций - как спорт: здоровому полезен, а больному - вреден. Контроль эмоций социально необходим, но для невротической или переживательной личности слишком ... мимики, тренированность мимики и жестов, использование богатого набора тембров голоса. - Развитость воображения, умение верить тому, что только что придумал, умение действовать «как если бы», ...

·          Гештальтпсихология – рассматривает психологические явления человека, группы как целостность, которая имеет свои оригинальные характеристики.

·          Психоанализ- представление о психике как о многоуровневой структуре. У Фрейда индивидуальная бессознательная, у Юнга коллективная бессознательная.

·          Гуманистическая – в центре внимания человек, его своеобразие и индивидуальность. Маслоу- потребности как фактор определяют потребности человека. Д.Кейли – теорич личностных конструкций.

·          Интернационализм – течение в рамках которого пытаются объяснить основы  взаимодействия людей  построенного на единообразии:

1. теория символов — одинаково прочтенные знаки, люди действуют единообразно

2. теория ролей – выполняя требования роли, люди одинаковы в поведении

3. теория референтных групп – ориентируясь на мнениях референтной группы, люди демонстрируют единообразие взглядов, оценок. 
4. Структура и функции психики. Психика и особенности строения мозга.

Психика
это способность челка (человеческого мозга) активно отражать окружающий мир и самого себя в нём, строить картинку этого мира и регулировать собственное поведение. Псих. чел-ка явл. функ-ей мозга – составной части нервн. системы. Первичн. элемент-клетка.(аксон, тело, дентрита).

Состоит из головн. и спинного мозга. Нервн. сист. подразд. на центральную и переферическую. Функц. левгополушария: Хронологич. порядок; чтение карт, схем; запомин. имен, слов; речевая активн., чувствит-ть к смыслу; виденье мира весёл. и легким; детальное восприятие. Правого полушария: Текущее время; конкретное пространство; запоминание образов, конкр. событий; эмоцион. активность; виденье мира мрачно; целостно образное восприятие.

Структура: 1)псих.процессы:-познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление, речь, внимание, воображение).-эмоционально-волевые (чувства, любовь, долг, зависть, патриотизм).

2)св-ва личности (направленность, темперамент и  способности)3)псих.состояния(апатия,стресс,устойчивый интерес, творческий подъём,угнетение, страсть, бодрость).4)псих.образования (характер,знания, убеждения, навыки, привычки,умения.

Функ-ии ψ: адаптация — приспособление; регуляция поведения и деятельности
Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Оказалось, что у правшей левое полушарие ведает не только речью, но и письмом, счетом, вербальной памятью, логическими рассуждениями. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознать целое по части. Значит, одну и ту же задачу оба полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает.
9. Воображение

8 стр., 3817 слов

Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка

... - «Исследование влияния акцентуации характера на развитие личности подростка». Предмет исследования: динамика изменения влияния акцентуации характера на формирование личности подростка.Объект исследования: характерологические ... личности осознаются подростком (в других людях и в себе самом) в равной мере. Прежде всего, начинают осознаваться качества, связанные с выполнением ведущей деятельности ...

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

Образное представление действительности;

Регулирование эмоциональных состояний;

Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.

Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.

Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.
6. Внимание – его виды, свойства и функции.

Внимание
–сосредоточённость сознания чел. на определённых предметах при одновременном отвлечении от других.

 Факторы опред. направл-ть внимания: 1. внешн. раздражитель (интенсивн. яркость, громкость).

2.деят-ть чел-ка (выдел. инфо, которая интересна и понятна).

 Св-ва:1)объём (кол-во объектов одновр. находящ. в сознании 5-2); 2)концентрация (степень сосредоточения предмета); 3)распределение (способн. выполн. одноврем. несколько действий и вести наблюдение за несколькими процессами); 4)отвлекаемость (колебание, переодич. ослаблен. внимания); 5)переключ-ть (переключ. внимания с 1 объекта на другой).

8 стр., 3819 слов

Власть как регулятор управленческой деятельности. Руководство и лидерство

... «руководитель», организационный лидер. Различия влияния лидерства и формального руководства на деятельность группы определяются следующими положениями: лидер ... действующие часто на подсознательном уровне; независимость характера; ораторские способности; 5) восприятие восхищения своей личностью ... образуется в результате спонтанной ак-/ тивности людей, которые вступают в регулярные взаимодействия между ...

Виды: произвольное (целенапр., осознано), непроизвольное, послепроизвольное (после воспртия возник. интерес, станови. непроизвольным).

Функции внимания:

·          активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы,

·          способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями,

·          обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

·          определяет точность и детализацию восприятия,

·          определяет прочность, и избирательность памяти,

·          определяет направленность и продуктивность мыслительной деятельности.

·          является своеобразным усилителем для перцептивных процессов, позволяющим различать детали изображений.

·          выступает для человеческой памяти как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти.

·          для мышления выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи.

·          в системе межчеловеческих отношений способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов.

·          о внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению.

·          внимательный человек лучше и успешнее обучается, большего достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

Основные виды внимания:

природное и социально обусловленное внимание,

непосредственное и опосредствованное внимание,

непроизвольное и произвольное внимание,

7 стр., 3448 слов

Характер 10

... роль. Не претендует на лидерство, уступая его другим людям, предпочитает подчиняться другим и находиться в тени. Неприятные черты характера: легкомыслие, необдуманность поступков, подверженность ... играют важную роль в формировании характера. Под типологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чаще всего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум около ...

чувственное и интеллектуальное внимание.
Природное внимание — дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны (ориентировочный рефлекс).

Социально обусловленное внимание — складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание — не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание — регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

Непроизвольное внимание — не связано с участием воли, не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание.

Произвольное внимание — обязательно включает волевую регуляцию, требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов,

Чувственное внимание — связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление.

Интеллектуальное внимание — преимущественно связано с сосредоточенностью и направленностью мысли, объектом интереса является мысль.

10. Эмоциональные процессы и состояния.                                                                                                                     

Эмоции- это переживания человека связанные с реакцией человека на внешние и внутренние раздражители и изменение деятельности. Эмоции я являются внутренними переживаниями, однако

Имеют внешние проявления. Это проявляется в мимике, «языке тела», изменении голоса.

 Виды эмоций:

1. по сложности выделяют : простые, сложные

2. по содержанию: моральные, интеллектуальные, эстетические

3. по влиянию деятельности: стенические, астенические

4. по силе проявления: настроение, страсть, аффект

Функциональное назначение эмоций

Ф-ия биологического индикатора – при помощи эмоций реальная действительность отражается в форме переживаний.

Информационная ф-ия – т.к. эмоции помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.

Регулятивная ф-ия – способствует мгновенное мобилизации всех сил и возможностей индивида для избежания опасности и сраданий (н-р, человек попадающий в водоём, но не умеющий плавать, может спастись под влиянием сильных эмоций)

Ф-ия «эмоционального памятника» — эмоции не только сопровождают другие псих. явления, но обладают самостоятельной ценностью для личности – нужны индивиду сами по себе.
11. Воля, волевое действие, волевые качества личности.

Воля –это псих. процесс, проявл-ся в способн-ти чел-ка управлять своей психикой и поступками, Мобил-ть силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Волевые кач-ва формир-ся на протяжении жизни и деятел-ти человека.

Волев. кач-ва личности: целеустремленность— способн. чел. подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть; решительность –принят. своеврем. решений; инициат-ть –действов. творчески, отвечающи вр. и услов. активн. и сменная гибкость действ. и поступков; самостоятельность – способность не поддаваться влиянию различных сил, которые могут отвлечь человека от достижения поставленной цели. Дисциплинарность – способность ч-ка соблюдать порядок, определённые правила. Самообладание – способность ч-ка управлять своими мыслями и чувствами, действиями и поступками. Настойчивость – спос-ть ч-ка мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями. Энергичность– сп-ть ч-ка действовать быстро и с большим напряжением своих физ. и духовных сил. Исполнительность – сп-ть ч-ка активно, старательно и систематически испольнять принимаемые решения.

Волевое действие – действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).
13. Типология личности

1) по темпераменту

2) по направленности ( экстраверты, интроверты)

3) по конституциональному признаку ( пикники, астеники, атлетики, дипластики)

4) по способу принятия решений ( рациональное- логическое и интуитивное- чувственное)

5) по доминирующему инстинкту ( эгофильный, либертофильный, доминантный, генофильный, альтруистический, исследовательский)
15. Характер человека. Структура характера. Понятие акцентуацией характера.

Характер — психологическое свойство личности опреднл. Линию поведения и поступки человека и выраж. В его отношении к окружающему миру, деятельности, дрдругим людям и самому себе.

Виды характера:

1          по отношению к окружающему миру:

\         Убежденный

\         Беспринципный

2          По отношению к деятельности

\         Деятельный,

\         Бездеятельный

3          По отношению к людям

\         Общительный

\         Замкнутый

4          По отношению к самому себе

\         Альтруистический

\         Эгоистичный

1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Типология характеров, предложенная немецким ученым К. Леонгардом: гипертимный, дистимный, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивный,  демонстративный, экзальтированный, экстравертированный, интровертированный.

Акцентуации характера

Чрезмерная выраженность черт характера и их сочетание в крайних проявлениях нормы называется акцентуацией характера. Акцентуации характера — это уязвимость  психотравмирующего воздействия на слабое звено (место наименьшего сопротивления) данного типа характера при устойчивости к другим воздействиям, они могут быть выявлены при тестировании с помощью опросника Шмишека.

Проявление акцентуаций характера происходит в тех ситуациях, когда задействуется именно это уязвимая точка характера, в других случаях человек ведет себя адекватно, без срывов и потрясений.

Выявлены явные и скрытые акцентуации характера. Явные акцентуации  относятся к крайней границе нормы и отличаются постоянными чертами определенного типа характера. Скрытые акцентуации — обычная норма, слабовыраженная или не выраженная вообще, они могут проявляться в результате воздействия различных факторов (болезни, травм) к месту наименьшего сопротивления.

Явные и скрытые акцентуации могут взаимозаменяться под воздействием различных обстоятельств, в зависимости от деятельности человека, его воспитания, окружения и пр.

Акцентуации характера находятся на границе психопатических расстройств. Многие акцентуации формируются уже в подростковом возрасте и могут уже достаточно сильно проявляться, их выявление с помощью опросника Шмишека для детей может помочь определить яркое проявление акцентуаций для дальнейшего корректировки воспитания ребенка, оттачивания его черт характера.
16. Способности личности в профессиональной деятельности. Профессиональные способности менеджеров.

Способности – это совокупные психические особенности человека, которые позволяют ему усиленно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности. Основу способностей составляют задатки.

Способности бывают общие (к выполнению  жизнедеятельности вообще) и специальные (возможность развития отдельных психических процессов или свойств личности или конкретного вида деятельности).

Совокупность общих и специальных способностей конкретного человека составляют его одаренность. Одаренность обуславливает особенности усиленной деятельности человека в определенной области и выделяться из тех лиц, кто выполняет то же на тех же условиях.

Следующая ступень – талант – это высокая степень одаренности, реализованная человеком в определенной области.

Высшая ступень одаренности, выраженная в выдающихся результатах, достигнутых одновременно в ряде областей деятельности, называется гениальностью.

По уровню развития:

·          Репродуктивные – умение человека овладевать знаниями и осуществлять деятельность на основе этих знаний.

·          Творческие – обеспечивает способы человека открывать новое, оригинальное и т.д.
17. Понятие руководства и лидерства. Отличия. Основания власти руководителя и лидера.

Лидерство и руководство — это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи.

Лидерство — это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство — это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс.

Однако, несмотря на приведенные различия, и лидер, и руководитель имеют дело с одним и тем же типом проблем, связанных со стимулированием персонала организации, нацеливанием его на решение определенных задач, заботой о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Руководитель — это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей.

Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Руководители имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе, поэтому он чаще, чем кто-либо другой, становится лидером. Однако необходимо помнить, что быть руководителем не означает автоматически считаться лидером, так как лидерство в значительной мере базируется на неформальной основе.

Можно определить основные различия между руководством и лидерством, которые сводятся к следующему:
·          Разновидности власти: у лидера — личностная власть, у руководителя — совокупность личностной и статусной при приоритете статусной.
·          Лидерство связано с регулированием внутригрупповых межличностных отношений, носящих неофициальный характер, а руководство является средством регулирования отношений в рамках социальной организации.
·          Лидерство возникает и функционирует преимущественно стихийно, характеризуется относительной стабильностью функций и проявлений, тогда как руководство представляет собой процесс целенаправленной и контролируемой деятельности социальных организаций и институтов и отличается большей стабильностью и постоянством в своих проявлениях.
·          Процесс принятия решений в системе руководства носит более сложный и многократно опосредованный характер, чем в условиях лидерства.
Обобщая перечень различий, можно утверждать, что для поведения руководителя более характерны планирование действий подчиненных, распределение заданий и выявление путей их выполнения, разъяснение обязанностей, требование соблюдения определенных стандартов деятельности, критика неудовлетворительной работы. Руководство можно определить как процесс управления группой, осуществляемый начальником как посредником социальной власти на основе правовых норм и полномочий более широкой социальной общности, в которую включена данная малая группа.

Создается впечатление, что руководство и лидерство решают близкие социальные задачи: стимулирование группы, нацеливание ее на выполнение определенных задач, поиск средств для их эффективного решения. Однако лидерство представляет собой психологическую характеристику поведения отдельных членов группы, а руководство является определенным проявлением социальных отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления — подчинения.