Семинарское занятие по Теме 2
Ведущие психоаналитики о движущих силах психического развития
Вопросы к обсуждению:
1. Теория З. Фрейда о психосексуальном развитии ребенка. Периодизация развития ребенка. Детская сексуальность. Аутоэриточность ребенка. Полоролевая идентификация.
2. Э. Эриксон – психосоциальное развитие человека. Периодизация психосоциального развития. Основные задачи, решаемые человеком на каждом возрастном этапе.
3. Анна Фрейд и ее взгляды на процесс психического развития.
4. Проблема развития личности в исследованиях Э.Берна. Виды родительских директив и их влияние на развитие ребенка.
Доклады к разделу II
Психоанализ детства (М. Клейн, А. Фрейд, Д. Винникотт).
Развитие эго и защитные механизмы личности.
А. Адлер – концепция чувства и комплекса недостаточности. Адлерианская трактовка движущих сил психического развития.
Проблема развития личности в исследованиях К.Г. Юнга и К. Хорни.
2. Ведущие психоаналитики о движущих силах психического развития | 1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М. Педагогическое общество России, 2001. 2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 3. Психология развития /под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003 4. Эриксон Э.Г. Детство и общество. (Пер. с англ.) — СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Универ. Книга», 1996 5. Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития (Пер. с англ.).
— Екатеринбург: Деловая книга, 1998 6 Курс лекций |
1. С. 76 — 120 2. С. 69-78 3. С.83-91 4. С. 25-58 5. С.12-89 6. Лекция № 2 |
Семинарское занятие по Теме 3
Бихевиоральный подход в трактовке движущих сил психического развития
Вопросы к обсуждению:
1. Основные положения теории Дж. Уотсона, эксперименты, подтверждающие точку зрения автора. Врожденные реакции новорожденных и формирование приобретенных. Обусловливание — основной механизм психического развития.
2. Р. Скиннер: понятие оперантного обусловливания.
3. Э. Толмен: представление об имманентной активности, понятие промежуточных переменных.
4. А. Бандура: об оперантном обуславливании в процессе обучения ребенка.
5. Заслуги бихевиоризма. Практическое использование оперантного обусловливания в процессе обучения ребенка.
Доклады по Теме 3
1.Типы научения в бихевиоризме.Отличие теории социального научения от подходов классического бихевиоризма к анализу поведения человека
2.Механизм воздействия поощрения и наказания на формирование поведения ребенка
3.Прикладное значение концепции бихевиоризма.
4. Психофизиологическая основа бихевиоризма: понятие о безусловных и условных реакциях (рефлексах) Вклад И.П. Павлова
3. Бихевиоральный подход в трактовке движущих сил психического развития | 1. Уотсон Дж. Бихевиоризм. 2. Толмен Э. Поведение как молярный феномен. 3. Психология развития/ под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003. 4. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 5. Торндайк.- Бихевиоризм. — Аст, 1998. 6. Курс лекций 7. Настоящие рекомендации | 1. С. 35-36. 2. С. 54. 3. С.64-74 4. С. 45-72 6. Лекция № 3 |
Семинарское занятие по Теме 4
Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о движущих силах психического развития человека.
1. Л.С. Выготский о взаимосвязи психического развития в онтогенезе с культурно-историческим развитием социума.
2. Ж. Пиаже о психическом развитии человека как о собственно когнитивном развитии. Периодизация когнитивного развития.
3. Понятие и отличительные признаки высших психических функций.
4. Законы психического развития.
5. Соотношение развития и обучения. Значение знака в психическом развитии ребенка.
6. Закон периодичности Д.Б. Эльконина.
Доклады по Теме 4
1.Значение культурно-исторической концепции Л. С. Выготского для возрастной психологии
2. Понятие «зоны ближайшего развития», его теоретическое и практическое значение.
3. Проблема сензитивных периодов.
4. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.
5. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о движущих силах психического развития человека | 1. Л.С. Выготский Педагогическая психология Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М. Педагогическое общество России, 2001. 3. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ»,2007 4. Курс лекций 5.Настоящие рекомендации | 1. С. 81-144 2. С. 215-234 3. С. 84-92 4. Лекция № 5 |
Семинарское занятие по Теме 6
Внутриутробный период психического развития
Вопросы к обсуждению:
1. Периоды внутриутробного развития: герминативный, эмбриональный, фетальный. Внутриутробное формирование врожденных рефлексов.
2. Внешние и внутренние тератогены. Действие тератогенов на различных этапах внутриутробного периода.
3. Психологические аспекты отношения беременной к своему ребенку.
4. Трансперсональная психология о внутриутробном развития человека. Концепция С. Грофа о перинатальных матрицах.
Доклады по Теме 6
Психологические аспекты аборта. |
Психологический феномен готовности к отцовству и материнству |
Психологические особенности детей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения. |
Стили переживания беременности |
Чайлд фри. Причины, основные положения. |
Эмоциональная материнская депривация, симбиотические отношения |
6. Внутриутробный период развития: составление таблицы периодов внутриутробного развития. Обсуждение концепции С. Грофа о перинатальных матрицах | 1. Коваленко Н.П. Психопрофилактика и психокоррекция женщин в период беременности: Перинатальная психология, медико-социальные проблемы. – СПб, 2001 2. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ», 2007 3. Курс лекций 4 Настоящие рекомендации | 1.С. 99-180 2. С. 98-105 3. Лекция № 6. |
Семинарское занятие Теме 7
Младенчество: обсуждение темы, наиболее эффективные методы воспитания младенцев
Вопросы к изучению:
1. Кризис новорожденности, процессы способствующие его преодолению.
2. Двигательная активность ребенка (физическое развитие, развитие тонких ручных движений).
3. Восприятие и память у младенцев. Речь и мышление младенца.
4. Эмоционально-личностное развитие младенцев. Кризис 1-го года (аффективные реакции, автономная речь).
5. Эффективные методы воспитания младенцев.
Младенчество: обсуждение темы, наиболее эффективные методы воспитания младенцев | 1. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений /под ред. Т.М. Марциновской. – М.: «Академия», 2007. 2. Психология развития/ под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003. 3. Психология человека от рождения до смерти: энциклопедия / сост. А.А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 4. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: «Академия», 2007 5. Мюнхенская функциональная диагностика развития. Первый год жизни /Т. Хеллбрюгге, Ф. Лайоси, Д. Линара, Р. Шамбергер, Т. Ройтенгитраух. — Минск: Изд-во БелАПДИ «Открытые двери»,1997. 6. Миллер С. Психология развития. Методы исследования.-СПб.: «ПИТЕР»,2002.- 464 с. 7. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ»,2007 8. Курс лекций 9. Настоящие рекомендации | 1. С. 259-264 2. С. 206-341 3. С. 96-170 4. С. 150-170 5. Все. 6. С. 226-269. 7. С. 105-113 8. Лекция №7 |
Семинарское занятие Теме 8
Развитее психики в раннем возрасте
Вопросы к изучению:
1. Особенности общения ребенка раннего возраста.
2. Новообразования раннего детства
3. Основные характеристики предметной деятельности.
4. Охарактеризуйте ССР, ВВД, основное противоречие раннего возраста.
5. Развитие речи в раннем возрасте.
8. Ребенок от 1 года до 3-х лет: обсуждение темы, выведение причин кризиса 3-х лет и составление рекомендаций по предупреждению или уменьшению проявлений кризиса. | 1. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений – М.: «Академия», 2007 2. Психология развития/ под ред. Г. Крайг. — СПб.: Питер, 2003.- 992 с. 3. Психология человека от рождения до смерти: энциклопедия / сост. А.А. Реан. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. 4. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. учеб. заведений /под ред. Т.М. Марциновской. – М.: «Академия», 2007. 5. Исторические и онтогенетические аспекты клинической психологии. Кравцова Н.А. Залевский Г. В., Лозовик Л.А.-Владивосток: «Медицина ДВ»,2007 6. Курс лекций 7. Настоящие рекомендации | 1. С. 170-219 2. С. 350-448 3. С. 174-235 4. С. 264-270 5. С. 113-119 |