Семинарское занятие 1 3

Тема: Основы педагогической деятельности

Основные понятия: педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление, индивидуальный стиль педагога.

Вопросы для обсуждения

1. Сущность педагогической деятельности.

2. Цель педагогической деятельности.

3. Педагогическое действие и формы его проявления.

4. Сравнительный анализ основных видов педагогической деятельности: преподавания и воспитательной работы.

5. Структура педагогической деятельности

6. Учитель как субъект педагогической деятельности.

7. Профессиограмма как модель личности учителя.

8. Направленность личности педагога как системообразующая его характеристика.

Задания

1. Составьте профессиограмму учителя, заполнив таблицу 1.

Таблица 1. Профессиограмма учителя

Структурные компоненты

Педагогическая направленность

Знания

Способности

Качества личности

2. Напишите сочинение на одну из тем по выбору: «Мой любимый учитель», «Мой идеал учителя», «Современный учитель — каков он? «Каким учителем я стану?». Охарактеризуйте при этом те свойства личности учителя, которые отражают его социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность.

Литература:

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 2.

2. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Педагогическое общество России. – 2002.

Семинарское занятие 2

Тема: Основы педагогического общения

Основные понятия: общение, коммуникация, общительность, коммуникабельность, педагогические общение, этикет, этическая защита, стиль педагогического общения.

Вопросы для обсуждения.

1. Обыденное и научное понимание общения: общее и различное.

2. Функции общения, его слагаемые.

3. Виды и стили общения: характеристики, диагностики, инструментарий.

4. Методика и техника педагогического общения.

Вопросы для размышления.

1. Надо ли улыбаться каждому ребенку или только тому, кто заслужил это?

2. Всегда ли школьники нуждаются в визуальном контакте с учителем?

3. Какие жесты педагога свидетельствуют о расположении к аудитории?

4. Надо ли учителю выражать свои чувства воспитанникам?

5. Какие поведенческие проявления учащихся свидетельствуют о том, что учителю удалось наладить с ними психологический контакт?

6. Может ли гнев учителя быть педагогически целесообразным?

Задание

1. Конспектировать: Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М.: Роспедагенство, 1995. — С. 92-108.

Литература:

1. Грехнев В.С. Культура педагогического общения. — М.: Просвещение, 1990.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., Просвещение, 1987.

3. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. — М.: Роспедагенство, 1995.

4. Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990.

Семинарское занятие 3

Тема: Основы педагогической культуры

Основные понятия: культура, педагогическая культура, ценности, ценностные ориентации, педагогическая этика, педагогическое творчество, педагогическое мастерство.

Вопросы для обсуждения.

1. Общая культура – условие профессионализма педагога.

2. Научная эрудиция, ценностные ориентации как компоненты педагогической культуры.

3. Этика и эстетика педагогического труда.

4. Педагогическое творчество и мастерство. Уровни педагогического мастерства.

5. Учитель как интеллигентная личность и человек культуры.

Задание

Заполните таблицу, опираясь на учебник: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I, Глава 3.

Учитель

Характеристика

1.

Учитель-воспитатель

2.

Учитель-преподаватель

3.

Учитель-методист

4.

Учитель-исследователь

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 3.

2. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I, Глава 3.

3. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

4. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М.: Педагогическое общество России. – 2002.

Подготовиться к тесту

по учебнику: Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Главы 2, 3.

Семинарское занятие 4

Тема: Педагогика в системе наук о человеке

Основные понятия: Основные понятия: педагог, педагогика, образование, воспитание, социализация, обучение

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика понятия педагогики.

2. Объект, предмет и функции педагогики.

3. Категории педагогической науки.

4. Связь педагогики с другими науками.

5. Понятийный аппарат педагогики.

6. Структура современной педагогической науки.

7. Актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Задание

Дайте определения понятий (в тетради): педагогический процесс, педагогическая система, педагогическое взаимодействие, воспитание, обучение, педагогическая технология, педагогическая деятельность, педагогическая задача.

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 5.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.

3. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

5. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2000.

Семинарское занятие 5

Тема: Методология и методы педагогического исследования.

Основные понятия: методология, методология педагогической науки, научная проблема, объект, предмет, гипотеза, факты, положение (суждение), понятие, категория, принцип, теория, идея, концепция, доктрина, парадигма

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие о методологии педагогики и ее уровнях.

2. Уровни методологического знания и их специфика в педагогике.

3. Сущность системного подхода как общенаучной методологии педагогики.

4. Конкретно-педагогические принципы педагогических исследований (проиллюстрировать примерами).

5. Логика организации исследования в педагогике. Характеристика этапов педагогического исследования.

6. Сущность методики педагогического исследования.

7. Методы изучения педагогического опыта.

8. Педагогический эксперимент.

9. Методы теоретического исследования.

10. Математические и статистические методы в педагогике.

11. Специфика формулировки методологических характеристик педагогического исследования.

Задание

1. Составить библиографический список по научной проблеме (проблему выбрать самостоятельно).

Не менее 10 источников. Оформить источники по представленному образцу.

2. Конспектировать: Краевский В.В. Методология и методика педагогического исследования. — Самара, 1994. (Тема, актуальность, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза исследования).

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 6.

2. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. — М., 1988.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.

4. Краевский В.В. Методология и методика педагогического исследования. — Самара, 1994.

Требования к оформлению библиографии проблемы исследования

Библиография (библиографический список) составляется в алфавитном порядке фамилий авторов или названий книг, статей (при отсутствии фамилии автора).

В библиографии применяется общая нумерация источников.

Библиографическое описание книги в обязательном порядке содержит фамилию автора (авторов), название, место издания, издательство (без кавычек), год издания, количество страниц в книге. Если это статья в сборнике или журнале, то следует указать фамилию автора (авторов), название статьи, наименование журнала (полностью, без кавычек), год выпуска, номер, страницы, на которых располагается статья.

Оформление исходных данных источника должно отвечать определенному стандарту.

Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, а затем инициалы:

Рогова Р.М. Развитие гуманистического мировоззрения и ценностных ориентаций личности. – М.: Институт развития личности, 1996. – 144 с.

Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, что и в источнике, все фамилии авторов с инициалами:

Поташник М.М., Вульфов Б.З. Педагогические ситуации. – М.: Педагогика, 1983. – 144 с.

Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов и др.:

Асмолов А.Г. и др. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности // Вопросы психологии. – 1979. – № 4. – С. 35-45.

Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, учебный курс, курс лекций, сборник, обзор, ученые записки, материалы конференции), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы:

Гуманизация и гуманитаризация образования: теории, концепции, опыт: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Самара: СамГПУ, 1997. – 272 с.

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – 608 с.

Если источник вышел под общей редакцией (под редакцией) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: Под общ. ред.; или: Под ред. Затем приводятся инициалы и фамилия автора в родительном падеже:

Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.

Если указывается редактор или составитель, то после наименования источника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишется: Ред.; или: Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже:

Совершенствование процесса повышения квалификации педагогов-воспитателей / Сост. Н.Н. Лобанов и др. – СПб.: Научно-исследовательский институт общего образования взрослых АПН СССР, 1998. – 72 с.

Если ссылка дается на источник, являющийся переведенным с другого языка, то после фамилии инициалов автора и названия ставится косая черта (/) и пишется: Пер. с англ.; Пер. с болг. и т.д.:

Момов В. Человек, мораль, воспитание / Пер. с болг. – М.: Прогресс, 1875. – 168 с.

Если ссылка дается на какое-либо произведение, изданное среди других произведений этого же автора, объединенных в одной книге, то после фамилии с инициалами автора дается название статьи, затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника:

Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений // Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. – С. 159-168.

Если ссылка дается на какое-либо произведение, изданное в сборнике среди произведений других авторов, то после фамилии с инициалами автора также дается название статьи, затем ставятся две косые линии (//) и приводятся все библиографические данные источника:

Аниськин В.Н. Профессиональная позиция преподавателя вуза и оценка ее как социально-педагогическая проблема // Развитие творческих и коммуникативных способностей личности: Сборник трудов молодых ученых. – Самара: СамГПУ, 1996. – С. 20-26.

Если описывается многотомное издание, то после фамилии и инициалов автора пишется: Собрание сочинений или Сочинения, ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-ти и т.д.):

Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1988. – 416 с.

Если источником является статья в журнале, то сначала указываются фамилия и инициалы автора (авторов), затем название статьи, далее следуют две косые черты (//) и приводятся сведения о журнале (название без кавычек, год, номер, страницы, на которых располагается статья):

Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. – № 5. – С. 16-21.

Если источником является словарь или энциклопедия, то библиографическое описание оформляется как описание статьи:

Краевский В.В. Воспитывающее обучение // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 171-172.

Если источником является материал, найденный в Internet, то дается ссылка на источник с пометкой Электронный ресурс:

Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Электронный ресурс – http//www.eidos.ru/news/compet.htm.

Или:

Фестиваль педагогических идей. «Открытый урок» 2005-2006 учебного года. Электронный ресурс – http:// festival.1september.ru

При библиографическом описании источников, относительно места издания приняты следующие сокращения: Москва – М.; Ленинград – Л.; Санкт-Петербург – СПб.; Нижний Новгород – Н.Новгород; Ростов на Дону – Ростов н/Д.

Остальные населенные пункты, являющиеся местом издания источника, указываются полностью: Самара; Оренбург и т.д.

В том случае, если источник имеет два места издания, то они указываются через точку с запятой: М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК.

Обычно на второй или на последней странице издания приводится его полное библиографическое описание, которым и можно воспользоваться при оформлении библиографии.

Семинарское занятие 6

Тема: Философские основы педагогики

Основные понятия: аксиологический, культурологический, антропологический, гуманистический, деятельностный подходы и принципы, педагогические ценности.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте суть гуманистической философии образования.

2. Специфика применения аксиологического подхода в изучении педагогических явлений.

3. Аксиологические принципы, их применение в педагогике.

4. Понятие о педагогических ценностях.

5. Классификация педагогических ценностей.

6. Образование как общечеловеческая ценность.

7. Культурно-гуманистические функции образования.

Задание

1. Подготовьте схему «Классификация педагогических ценностей».

2. Конспектировать: Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993. Предисловие, Главы III, V, VIII.

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 7.

2. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций).

– М., 1998.

3. Гуманизация образования: Теория. Практика. – Санкт-Петербург, 1994.

4. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

Семинарское занятие 7

Тема: Социализация, воспитание и образование личности.

Основные понятия: человек, индивид, индивидуальность, личность, развитие личности, формирование, социальная ситуация развития, фактор, условие, адаптация, среда, наследственность, задатки, способности, талант, воспитание, самовоспитание, воспитательный процесс, воспитательная ситуация, образование, обучение

Вопросы для обсуждения:

1. Процессы формирования и развития личности: сущность, отличия и характерные признаки.

2. Сущность и соотношение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.

3. Основные философско-психолого-педагогические концепции развития человека.

4. Факторы, влияющие на развитие и формирование человека.

5. Закономерности процесса развития.

6. Условия, обеспечивающие развитие личности.

Задание

Конспектировать: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Глава 4.

Литература

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Глава 8.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М., 1999. Кн. 1.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. — М., 1992.

4. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000.

5. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.-Ростов-на-Дону, 1999.

Подготовиться к тесту

по учебнику: Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. Главы 5, 6, 7, 8.

Семинарское занятие 8

Тема: Ученик как творчески саморазвивающаяся личность

Основные понятия: возрастные особенности, индивидуальные особенности, одаренные дети, трудные дети, идеальная модель личности ученика.

Вопросы для обсуждения:

1. Возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

2. Проблемы творчески одаренных и способных учащихся.

3. Проблемы трудных учащихся.

4. Идеальная модель личности ученика – выпускника средней школы.

5. «Я-концепция» творческого саморазвития ученика.

Задание

Заполните таблицу, опираясь на учебник: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I, Глава 4. Возможно привлечение дополнительной литературы. Рассмотреть не менее двух проблем по одаренным учащимся и не менее трех по трудным учащимся.

Одаренные учащиеся

Трудные учащиеся

Проблема

Пути решения

Проблема

Пути решения

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I, Глава 4.

2. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов – М., 1997. Раздел II, Глава 8.

3. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – М.-Ростов-на-Дону, 1999.

Семинарское занятие 9

Тема: Педагогический процесс как система и целостное явление

Основные понятия: система, педагогическая система, цель, содержание, методы, формы, результат, образовательное учреждение, образование как система, образование как процесс, образование как результат, педагогический процесс, педагогическая ситуация, педагогическая задача, движущие силы педагогического процесса, педагогическое воздействие, педагогическое взаимодействие, принципы.

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие педагогического процесса.

2. Функции педагогического процесса.

3. Сущность педагогического процесса.

4. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе.

5. Педагогический процесс как целостное явление.

6. Закономерности педагогического процесса.

7. Принципы педагогического процесса.

8. Этапы педагогического процесса.

Задание

Конспектировать: Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2000. Раздел I. Глава 5.

Литература

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов – М., 1997. Раздел II, Глава 9.

2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М., 1999. Кн. 1.

3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб., 2000.

4. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. Учебник. – 6-е изд. – Минск, 2000.

Семинарское занятие 10

Задание

Подготовить проект авторской школы (работа по группам 3-4 человека).

Обязательные требования к проекту:

1. Название школы, отражающее ее суть

2. Идеи кого из педагогов (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и т.д.) положены в основу концепции школы. Обосновать, что взято и почему именно это. Если не опираетесь на идеи педагогов, а предлагаете что-то свое объясните почему.

3. Основная цель, которую ставит перед собой школа.

4. Пути, с помощью которых она этой цели будет добиваться.

5. Характеристика школы (местоположение, здание, содержание обучения, содержание воспитания и т.д.).

Не нужно вдаваться в детали и подробности. Нужно представлять все в общем, но объяснить почему. Например, пояснить, почему школа будет находиться именно в этой местности или почему упор будет на эстетическое развитие и т.д.

6. Какие педагоги будут работать в школе (личностная и профессиональная характеристика).

7. Модель идеального выпускника этой школы.

8. Компьютерная презентация проекта в PowerPoint

9. Время презентации проекта 7-10 минут.

Приветствуются творческий подход и самые смелые идеи!

13