Ювенология как наука о молодежи

Ювенология как наука о молодежи

План

1. Отечественный опыт молодёжных исследований. Зарубежный опыт молодежных исследований.

2. Предпосылки становления ювенологии в России.

3. Объект и предмет ювенологии.

4. Задачи и функции ювенологии

5. Ювенология в структуре научного знания

6. Основные проблемы ювенального знания

Литература

1.Павловский В.В. Ювенология: проект интегративной науки о молодежи. М.: Академический Проект, 2001.

2. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодёжь в обществе риска. – М.: Наука, 2001. – 230 с.

3.Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования / Колл. Монография / Под ред. Е.Г. Слуцкого. – СПб.: Знание, ИВЭСЭП, 2004. – 734 с.

Отечественный опыт молодёжных исследований

Первые попытки определения молодежи как общественной группы, изучения ее проблем и ценностных ориентации были предприняты в нашей стране еще во второй половине 20-х годов XX столетия. К исследованию проблем молодого поколения обратились психологи и педагоги В. Смирнов, И. Армянов, А. Залкинд, В. Мясищев, М. Рубинштейн, В. Игнатьев, Н. Рыбников и другие. По их инициативе и при их участии начали проводиться массовые социологические исследования. Всего за период 20—30-х годов издано около 300 книг и брошюр, в которых подробно освещались результаты конкретных исследований новых социальных процессов и явлений в стране Советов. Среди них: «Революция и молодежь», «Рабочая молодежь как она есть», «Дети и Октябрьская революция», «Какова же наша молодежь?», «Очерки рабочего быта», «Крестьянский ребенок». Затем длительное время, после пика исследовательской активности в 20-х годах и вплоть до середины 50-х годов, молодежь не рассматривалась отечественными учеными как специальный объект исследования, как самостоятельная социально-демографическая группа в структуре советского общества, имеющая свои специфические проблемы. Взгляды научной общественности отражали распространенные тогда идейно-политические установки партии на социальную структуру: «Нет проблем у советской молодежи и не может быть, так как она вся охвачена энтузиазмом в деле построения светлого будущего всего человечества!»

Ситуация стала меняться в послевоенный период. В единичных исследованиях 50-х годов акцент делался на изучении ценностных ориентаций и идеалов молодого поколения (В. Сыркина, Л. Раскин, С. Крантовский, В. Термякова, Л. Дукат).

10 стр., 4737 слов

Влияние телевидения на массовое сознание молодежи 14-16 лет

... 1. Описание методики исследования Изучение влияния телевидения на массовое сознание молодежи 14-16 лет производилось в течение 2003 и 2004 годах. В 2003 г. ... в сфере образования и досуга молодежи. Эмпирической базой данного исследования являлись: социологический мониторинг (материалы самостоятельных исследований); вторичный анализ социологических исследований специалистов; TV программы. Для ...

Первыми, кто начал регулярно изучать молодежь среди гуманитариев, стали социологи. Именно они заговорили о специфических противоречиях в среде подрастающего поколения и проблемах в отношениях молодежи, общества и государства. В период 60-80-х годов психологами, педагогами, психофизиологами, демографами и юристами в предметных рамках своих дисциплин так же проводились серьезные исследования различных сторон молодежного сознания и поведения. Редко, но изучались частные проблемы детства и семейных отношений.

В 60-х годах начинают проводиться массовые исследования социальных проблем молодежи в Москве (Г. Осипов, В. Грушин, Ф. Филиппов), Ленинграде (В. Полозов, В. Ядов, А. Здравомыслов, В. Лисовский, С. Иконникова, И. Кон, С. Голод, В. Водзинская), Свердловске (М. Руткевич, Л. Коган, Ю. Волков, В. Мордкович), Таллинне (М. Титма, Э. Саар), Киеве (В. Паниотто, Н. Соболева), Новосибирске (В. Шубкин, У. Устинов, Г. Чередниченко) и других городах. В центре внимания ученых — изучение роли и места молодежи в современном мире, анализ интересов и потребностей, ценностных ориентации и социальных ожиданий различных категорий молодого поколения в сферах труда, учебы и досуга. Важно заметить: уже тогда отдельные работы ученых, противоречившие общепринятым политическим взглядам, начинают подвергаться резкой критике.

Постепенно в стране начинает складываться «социология молодежи» — отдельная отрасль социологического знания, изучающая молодое поколение как специфическую социальную общность, а также особенности его социализации и жизнедеятельности. В качестве эмпирических объектов исследований выступали учащиеся школ и студенты, реже — молодые рабочие, сельские труженики, еще реже — молодые ученые и творческие работники. Опросы носили чаще всего фрагментарный характер. Регулярные массовые обследования по острым проблемам не практиковались, тенденции не отслеживались, прогнозы не делались. Вплоть до 90-х годов отечественные обществоведы вообще не смогли определить суть, специфику социальных проблем подрастающего поколения. Универсальные вопросы, касающиеся работы, досуга, ценностных ориентации, задавались как молодому, так и старшему поколению респондентов. Специфика была заключена лишь в выбранном эмпирическом объекте.

За 60-80-е гг. сложились основные направления молодежных исследований, современная классификация которых представляется относительно условной. Наиболее полно эта типология описана В. Чупровым (ИСПИ РАН).

1. Антропологическое (психологическое или социально-психологическое) направление. В его основе лежит концепция личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами. Представителями этого направления были К. Абульханова-Славская, Г. Андреева, Л. Архангельский, Л. Божо-вич, В. Бочарова, Л. Буева, С. Голод, Р. Гурова, И. Кон, А. Кулагин, A. Петровский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн, Е. Шорохова, B. Щердаков, Д. Эльконин.

7 стр., 3027 слов

Методические указания к спецкурсу «Основы психолингвистики» для ...

... и развития психолингвистики в ХХ столетии. 5. Психолингвистика первого поколения: ассоцианистское направление в психолингвистике 50-х годов 20 века (вопрос об уровнях порождения речи, точка зрения ... Ч. Осгуда). 6. Психолингвистика второго поколения: трансформационистское направление в психолингвистике 60-х годов (подход к коммуникации с точки зрения Дж. Миллера). 7. ...

2. Структурно-функциональное направление сформировалось в 70-е годы XX века на основе общественной потребности в структурном (системном) анализе эмпирического объекта (молодежи) и его сложных и противоречивых взаимосвязях с окружающей социальной средой. Последователями указанного направления стали такие ученые, как Н. Блинов, С. Быкова, В. Васильев, Ю. Волков, С. Гурьянов, С. Григорьев, В. Журавлев, Е. Катульский, А. Колесников, В. Криворученко, Е. Леванов, М. Маршак, В. Мансуров, В. Мордкович, Б. Павлов, В. Родионов, Л. Рубина, М. Руткевич, Б. Ручкина, И. Слепенков, Н. Слепцов, Е. Слуцкий, В. Староверов, М. Титма, Э. Саар, Ф. Филиппов, В. Шубкин. В центре внимания их исследовательских разработок и многочисленных публикаций положены концептуальные модели межпоколенных связей и отношений, механизмы социализации и проблемы формирования молодых поколений рабочего класса, реже — колхозного крестьянства и интеллигенции.

3. Представители культурологического направления пытались, и весьма успешно, осмыслить сложный мир молодых людей через субъективные проявления (идеи, интересы, мотивы действий), которые отражались в определенных типах культуры. Соответственно мир молодого поколения интерпретировался через некую форму его субкультуры. Исследователи (В. Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто, Г. Квасов, Л. Коган, С. Кугель, В. Лисовский, Б. Лисин, В. Левичева, В. Немировский, Ю. Ожегов, В. Чурбанов, В. Харчева, А. Шендрик) успешно анализировали мировоззренческие позиции, формы досуга молодежи под углом зрения феноменологии культуры.

В силу известных причин исследования по всем названным направлениям были ограничены рамками социально-политических отношений в обществе. Стихийно формировалось четвертое направление молодежных исследований, которое более четко оформилось позднее, уже в середине 90-х годов.

4. Интеграционное направление. Суть его заключается в синтезе разных сочетаний трех других. В конце 80-х и начале 90-х годов отечественные исследователи пытались изучать молодежь во всем многообразии проявлений ее сознания и поведения, а также в сложных взаимосвязях с окружающим миром. Впервые был поставлен вопрос о медико-биологических характеристиках молодежной популяции, опосредующих ее социальную жизнедеятельность. Учитывая богатый отечественный опыт проведения молодежных исследований, к интеграционному направлению обратились многие ученые, в том числе Института социально-экономических проблем (ИСЭП) АН СССР.

Впервые в середине 80-х годов в ИСЭП исследовалось состояние здоровья молодого поколения как фактор, детерминирующий и опосредующий всю социальную активность юношей и девушек в различных сферах жизнедеятельности. До этого времени биологические (психофизиологические, репродуктивные и т.д.) параметры молодежной популяции оставались вне поля зрения социологов, экономистов, демографов-молодежников.

23 стр., 11063 слов

Роль неправительственных организаций в решении проблем наркомании ...

... специалистами по социальной работе. Объект исследования : молодежь группы риска в возрасте 14-29 лет. Предмет исследования: социально-профилактическая работа неправительственных организаций ... 3-6 ГЛАВА 1. МОЛОДЕЖНАЯ НАРКОТИЗАЦИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА…………………………………………….. 7 1.1 Организация антинаркотической работы с молодежью в зарубежных странах …………………………………………………………………………7 ...

В ряде академических институтов (ИСЭП РАН, ИС РАН, ИСПИ РАН) продолжался научный поиск некоего интегрального показателя, способного наиболее полно и комплексно отразить различные стороны жизнедеятельности молодежи. Строилось и изучалось «дерево» молодежных проблем, а также делались попытки исследовать не только молодежь, но и все подрастающее поколение (детей, подростков и собственно молодежь в возрасте 18-29 лет)

Попытки исследовать молодое поколение с различных точек зрения, используя интегральное понятие «качество» (качество жизни, качество молодежи), постепенно привели сотрудников ИСЭП к разработке комплексного междисциплинарного знания о молодом поколении. Впервые в стране они подошли к формированию новой научной дисциплины, системно раскрывающей суть особенностей подрастающего поколения, сложные и противоречивые процессы его «взросления». Появился и новый подход в исследовательской работе — комплексный междисциплинарный. Эти нововведения позволили ИСЭП РАН войти в число ведущих исследовательских центров страны по молодежной проблематике (наряду с такими известными, как НИЦ ВКШ — руководитель И. Ильинский, сектор социологии молодежи ИС АН СССР — руководитель В. Чупров, лаборатория исследований студенческой молодежи НИИКСИ ЛГУ — руководитель В. Лисовский).

В настоящее время в структуре Института проблем региональной экономики (ранее — ИСЭП) РАН образованы лаборатория и центр региональных проблем воспроизводства человеческого потенциала и ювенальной политики. Это первое в стране научное подразделение, которое комплексно изучает проблемы взросления, становления и развития подрастающего поколения (детей, подростков и молодежи).

На базе центра ИРЭ РАН с 1997 г. образована и успешно функционирует Национальная академия ювенологии.

Таким образом, в нашей стране (в советский и постсоветский периоды) в течение длительного времени не выделялась объективная оценка роли и места «молодежного фактора» в социально-экономическом развитии современного общества. Важную роль в развитии молодежных исследований 60—80-х гг. сыграла социология молодежи как отрасль общей социологической теории.

Период становления отечественной «науки о молодежи» с 60-х до середины 90-х годов имел наряду с позитивными и ряд отрицательных сторон, в том числе:

1) отсутствовал системный подход в определении приоритетных направлений исследований проблем молодежи;

2) проводимые исследования часто имели слабую теоретическую, эмпирическую и методическую базу (в основном использовался анкетный опрос в ущерб другим методам и процедурам);

3) исследования не были связаны с практикой решения конкретных молодежных проблем;

4) отсутствовало необходимое комплексирование в исследованиях, проводимых социологами, педагогами, психологами, медиками, юристами, демографами и экономистами, а также междисциплинарное изучение явлений и процессов, происходивших в молодежной среде;

5) редко проводились исследования по единым и сопоставимым программам и методикам, что не позволяло отслеживать тенденции и делать прогнозы;

6) существовала выраженная диспропорция в исследованиях: большинство работ были посвящены студенчеству и школьникам, что подтверждало, по мнению исследователей, «суть молодёжных проблем».

5 стр., 2135 слов

Профилактика алкоголизма у молодёжи. проблемы профилактики алкоголизма ...

... молодежной среде; -изучить особенности молодежного алкоголизма; - обосновать принципы и методы эффективной социальной профилактики алкоголизма; Объект исследования - процесс профилактики алкоголизма среди молодежи Предмет исследования ... спиртных напитков, выдвигает на первый план проблему профилактики алкоголизма . Решить проблему алкоголизации молодежи только с помощью запретительных, медицинских и ...