А) Я знаю о себе

5 семинар Коммуникативная личность. Коммуникатор и коммуниканты 1. Личность в системе коммуникации. Параметры, типы коммуникативной личности. Понятие языковой личности. 2. Коммуникатор и социологические способы его изучения. 3. Роль коммуникаторов в процессе обмена информацией.

 В теории коммуникации для обозначения субъектов коммуникативного процесса используется понятие “коммуникативная личность”. Под коммуникативной личностью мы будем понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида.

Исходным понятием для изучения коммуникативной личности является, прежде всего, социологическое понятие личности. Личность – это системное качество человека, обусловленное его включенностью в систему социальных отношений и институтов, приобретенное индивидом в предметной деятельности и общении. Личность есть продукт развития индивида в обществе.

«Многогранность человека как личности — воплощение инди­видуальных особенностей — позволяет изучать его во всех прояв­лениях существования и деятельности как „homo sapiens» — чело­века разумного, как „homo politicus» — человека общественного, как „homo consuments» — человека-потребителя, как „homo liber» — человека свободного. Для определения коммуникативной личности особое значение имеет изучение „homo loquens» — человека гово­рящего, т.е. реализующего себя как коммуникативная личность».[43]

Множест­венность подходов и многообразие теорий и концепций личности раскрывает сложность проблемы личности. Социологическая концеп­ция личности сформировалась в конце 19-го—в начале 20-го века. Были разработаны: «теория зеркального Я», ролевая теория, лично­стные концепции необихевиоризма, теории референтной группы.

Теория зеркального «Я» разрабатывалась американским соци­ологом Ч. Кули (1864—1929).

Потенциальная разумная природа индивидуального «Я», по его мнению, приобретает социальное качество лишь в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы. «Социальное» на микроуровне сводится к ин­дивидуальному психологическому опыту, а на макроуровне высту­пает как посредник, обеспечивающий функционирование чело­веческой жизни. Функционирование человека в коммуникации подчеркивает ее социальный характер. Американский философ, социолог Дж. Мид рассматривает стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого, т. е. стадии превращения физиоло­гического организма в рефлексивное социальное «Я». В «простой игровой фазе» индивид усваивает роль одного другого, в «сложной игровой фазе» индивид ассимилирует роли и установки несколь­ких других, в фазе «обобщенного другого» индивид идентифициру­ет себя со всей общностью. По Миду, происхождение «Я» целиком социально, главная его характеристика — способность становить­ся объектом для себя самого, что отличает его от неодушевленных предметов и живых организмов. Реакция индивидуального «Я» за­висит от разнообразия и широты систем коммуникации, в кото­рых «Я» участвует.

12 стр., 5941 слов

Модели массовой коммуникации и коммуникативной деятельности.

... исследования подтвердили, что основным средством формирования общественного мнения является массовая коммуникация. Основной механизм формирования общественного мнения – воздействие на массовое сознание, ... для массы следовательно необходимо дифференцировать информацию для образованных людей, информацию для необразованных людей и информацию для конформистов. Для организованного формирования ...

В зависимости от придаваемой роли стадиям процесса форми­рования личности различаются подходы в исследовании личнос­ти. В теории развития познания рассматривается создание позна­вательных навыков (Ж. Пиаже), в теории нравственного разви­тия — понимание чувств других людей (Л. Колберг), в психоана­литических теориях (3. Фрейд, Э. Эриксон) — преодоление напряженности в сознании собственного «Я», в теории динамиче­ских смысловых систем индивидуального сознания — формиро­вание личностного смысла как осознанного отношения к дей­ствительности, индивидуализированного отношения личности к миру.[44]

Сторонники ролевой теории считали, что личность — есть функция от той совокупности социальных ролей, которые испол­няет индивид в обществе. Американский психиатр, социальный психолог Я. Морено (1892—1974) разработал систему методов вы­явления и количественного измерения эмоциональных, межлич­ностных взаимоотношений людей в малых группах. Американ­ский социолог-теоретик Т. Парсонс (1902—1979) приходит к по­ниманию человеческого действия как саморегулирующейся системы, специфику которой, в отличие от системы физического и биологического действия, усматривает в символичности (нали­чии символических механизмов регуляции — язык,  ценности и пр.), в нормативности (зависимость индивидуального действия от общепринятых ценностей и норм), волюнтаристичности, (ир­рациональности и независимости от условий среды).

 В рамках необихевиоризма рассматривается дей­ствие личности как совокупность социально приемлемых ответов на социальные стимулы. Американский социопсихолог Г. Хаймен рассматривал действия личности в зависимости от социальной группы (референтной), на которую индивид ориентирует свое поведение. В каче­стве таких референтных групп он рассматривал семью и другие со­циальные группы.

Личность в системе коммуникации рассматривается, прежде всего, с точки зрения ее роли в процессах форми­рования речи, механизмов экспрессивности, особенностей индиви­дуальной речи. Личность, имеющая способность создавать и воспри­нимать речевые тексты, называется отдельными авторами «языковой личностью». Так, Ю. Н. Караулов под языковой личностью подразу­мевает«совокупность способностей и характеристик человека, обус­ловливающих создание и восприятие им речевых произведений (текстов), которые различаются а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью отражения действительности, в) определенной целевой направленностью».[45] Караулов в модели языковой личности выделяет три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный и мотивационный. Это позволяет выделить важные характеристики языковой личности.

13 стр., 6462 слов

Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. ...

... значимые черты (И.С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность – человек как общественный ... и поэтому человек предстает каксубъект познания.В основе коммуникативной деятельности лежит общение, что позволяет рассматривать ... и восприятие, связи личностей в совместной деятельности. Существенный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, возрастная, ...

Вербально-семантическая, т. е. собственно языковая характери­стика включает в себя определение всего запаса слов и словосоче­таний, которыми пользуется личность в естественной вербальной коммуникации. При этом обращается внимание на умение пра­вильно использовать вербальные средства в соответствии с нор­мами социальной дифференциации и вариативности, функцио­нально-стилистической ценности и на имеющие место наруше­ния нормативных правил словообразования, грамматики и произношения.

Когнитивная (познавательная) характеристика связана с ин­теллектуальным потенциалом личности, его познавательной дея­тельностью. Личность проявляет себя через использование своих любимых разговорных формул, ав­торских речевых оборотов.

Прагматическая характеристика раскрывает цели и задачи коммуникации, интересы, мотивы и коммуникативные установ­ки. Она определяется огромным перечнем «коммуникативно-деятельностных потребностей» личности. Попытки определения ти­пичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематиза­ции, предпринятые психологами, социологами, лингвистами, пока не привели к стройному обоснованию структуры прагмати­ческой характеристики личности. Тем не менее обоснование мо­дели языковой личности является значительным вкладом в разра­ботку теоретического и практического аспектов социальной ком­муникации.

В теории коммуникации  по­нятие языковой личности связано с понятием личности как члена различ­ных социальных структур. Поскольку языковая личность участву­ет во всех типах коммуникации, при ее описании необходимо учи­тывать не только индивидуальные характеристики, но и нормы речевой деятельности соответствующей социальной группы. Не менее важным является изучение коммуникативной функции языковой личности в процессе разносторонней коммуникативной деятельности.[46]

Понятие «коммуникативная личность» шире понятия «языковая личность». Коммуникативная личность имеет свои особенности. Мы уже обращались к этому понятию, рассматривая различные виды коммуникации. В данной теме нужно отметить, что характеристики коммуникативной личности обусловлены совокупнос­тью индивидуальных свойств и особенностей, которые обеспечива­ют умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситу­ации, адекватно воспринимать информацию.

Определяющими параметрами коммуникативной личности являются: мотивационный, когнитивный и функ­циональный. Вполне понятно, что ряд характеристик языковой и коммуникативной личности пересекаются. Тем не менее они играют различную роль в формировании личности.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативными потребностями, занимает центральное место в языковой структуре и в целом коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. Он является сильным сти­мулом для коммуникативной деятельности и одновременно харак­теристикой индивида как коммуникативной личности. Об этом мы также говорили, рассматривая функции коммуникации. В данной теме этот аспект рассмотрим подробнее.

23 стр., 11051 слов

1.Основные понятия «коммуникация» и «информация». (тет 1)

... Интеллектуальное. Вида коммуникативного общения: вербальные и невербальные. Деловая коммуникация-это процесс ... информации. Информация – это содержание коммуникации. Социальный оттенок носит понятие коммуникации, связано с социальной жизнью. Каждая структура пронизана сетью каналов для коммуникации. Именно коммуникация ... должны соответствовать уровню развития личности, его мышления. Требования к ...

 В иерархии личностных потребностей, представленной американским психоло­гом А. Маслоу (1908—1970), обосновываются как мотивы, способст­вующие личностному росту, так и мотивы обусловливающие комму­никативные потребности личности (социальные, престижные, духовные).

Коммуникативная потребность  определяется необходи­мостью в процессе жизнедеятельности индивидов  обмениваться смысловой и оценочной информацией. Потребность взаимосвязана с ком­муникативной установкой. На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности(варьируются средства коммуникации и тактика).

Мотивом коммуникации может слу­жить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуни­кации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.

Когнитивный параметр формируется в процессе приобретения познавательного опыта индивида. Знание коммуникативных сис­тем способствует адекватному восприятию информации и позво­ляет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на си­туацию. Способность воспринимать свое «языковое сознание», а также осознавать и оценивать сам факт такого сознания и давать адекватную оценку когнитивному диапазону партнера является основной характеристикой коммуникативной личности. Когни­тивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, как бы связывает мотивационные и функцио­нальные параметры.

Функциональный параметр характеризует коммуникативную компетентность. Владение вербальными и невербальными сред­ствами, умение варьировать коммуникативными средствами в процессе коммуникации, построение высказываний и дискур­сов в соответствии с нормами избранного коммуникативного ко­да и правилами «речевого этикета» являются характеристиками профессиональной компетентности.

Коммуникативная личность представляет собой специфичес­кий социальный феномен. Можно сказать, что коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование -45%, говорение -30%, чтение -16%, письмо — 9%).

 Для выполнения таких социально зна­чимых функций, как взаимодействие и воздействие коммуника­тивная личность должна обладать целым рядом индивидуальных характеристик, но, прежде всего, коммуникабельностью и харизмой.

8 стр., 3931 слов

Коммуникативная личность

... любых других имен, называющих предмет разговора, антропоним может обозначать самих коммуникантов. Коммуникативная функция антропонима — самоосознание и самоопределение коммуникативной личности как участника коммуникации и социальной жизни (80 % которой и ...

 Понятие «коммуникабельный» по содержанию соответствует значению «общительный, разговорчивый», а по форме близко значению «сообщающийся, передаваемый». Под коммуникабельностью личности понимается ее способность легко устанавливать и под­держивать контакты. Коммуникабельность человека зависит не только от его психологического типа, но и от социального опыта.

Харизма (греч. charisma — милость, божественный дар) пони­мается как исключительная одаренность, личное обаяние, притя­гательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальными характеристиками, как мудрость, героизм, святость, целеустремленность действий, пони­мание целей, склонность к лидерству, решительность, экспрессия и пр. Все эти качества характеризуют «харизматическую лич­ность» — образ, формируемый и поддерживаемый средствами массовой информации по отношению к лидерам, претендующим на всеобъемлющую власть.

Итак, коммуникативная личность – это личность обладающая совокупностью индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают не только умение выбрать адекватную конкретной ситуации схему передачи информации, но и правильно могут воспринимать информацию. Коммуникативная личность характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Существуют различные социально-психологические способы изучения коммуникативных характеристик личности.

2 Вопрос

Отправитель и получатель информации в системе коммуника­ции осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гума­нитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной ин­формации; иметь взаимное желание к установлению и поддержа­нию коммуникации. Кроме того, они должны обладать так назы­ваемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окру­жающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п.

У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль. Как уже отмечалось ранее, в предыдущей теме, к анализу коммуникативных  стилей в рамках межличностного взаимодействия обращался ряд авторов. Так, моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является так называемое “окно Джохари”(название образовано начальными буквами имен двух американских психологов, предложивших эту модель).

Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием того, как другие воспринимают нас

А) Я знаю о себе

Б) Я не знаю о себе

В) Другие знают обо мне

Г) Другие не знают обо мне

Согласно данной модели выделено четыре стиля в зависимости от доминирования той или иной зоны.

Стиль А характеризует людей, которые демонстрируют скорее безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ригидного, т.е. сторонящегося других, некоммуникабельного человека.

Стиль Б характерен для людей, которые стремятся к общению, но одновременно боятся раскрывать себя и в целом не доверяют другим. Если кто-либо понимает это и говорит им об этом, они перестают доверять и этим людям. Здесь доминирует скрытая зона.

8 стр., 3833 слов

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

... непосредственного контакта между людьми. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения). Набор сведений, которыми люди ... различиями, но и такими характеристиками невербального поведения, как его зависимость от ситуации, многозначность, ... звонкости голоса), а также некоторых характеристик его личности (энергичности, решительности, уверенности). Экстралингвистика – включение в ...

Стиль В характерен для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они действуют на других и как воспринимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к их идеям и высказываниям не прислушиваются, считают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызвать обиду и враждебность. Здесь доминирует слепая зона.

Стиль Г характерен для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу:

Доминантный коммуникант — стремится завладеть инициативой, не любит когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие.

Мобильный коммуникант – легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения.

Ригидный коммуникант – испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок, логичен.

Интровертный коммуникант – не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданных ситуациях общения.

В зависимости от типа строится коммуникативная стратегия и коммуникативная тактикаобщения.

Процесс коммуникации, включая его главный компонент — обмен информацией между коммуникантами осуществляется в коммуникативной сфере. Рассмотрим далее это понятие.

3Вопрос

Коммуникативной целью называется стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Например, объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязанности по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивида) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью.

Коммуникативной ролью будем называть способ поведения в рамках коммуникативного акта, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций).

Известно, что индивид в жизни выполняет массу разнообразных социальных ролей. Нормы или правила поведения в обществе задают принятые в той или иной среде модели поведения. Наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций речевого поведения мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов).

Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся в рамках национальных коммуникативных структур.

7 стр., 3294 слов

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМПАТИИ И ПАРАМЕТРОВ ...

... важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, с одной стороны, и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы взаимосвязи коммуникативного поведения и эмпатии у старших дошкольников ...

Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудитори­ей, должен определить ее социальную ориентацию, знания и ин­тересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не лю­бая информация служит реализации основной цели коммуника­ции — передаче содержательной информации. Одна часть инфор­мации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный за­ряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации.

Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвя­зь между ролью и статусом.Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной до­лей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы

их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям мож­но судить о социальном статусе коммуникантов.

Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип». Американский исследова­тель У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначе­ния устойчивых образов социальных объектов и событий. В каче­стве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п. Стереотипы социаль­ных объектов могут иметь как положительную, так и отрицатель­ную стороны. В последнем случае они способствуют возникнове­нию предубеждений, неприязни как на межличностном уровне, так и на общенациональном уровне. Стереотипы оказывают боль­шое влияние на формирование образа коммуникантов благодаря коммуникативной установке, регулярности и повторяемости.