Семинар №4 – Внимание

1.Общая характеристика внимания. Основные функции внимания.

Внимание — это особое свойство человеческой психики. Оно не существует самостоятельно — вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзя быть просто внимательным — можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. Формы проявления внимания многообразны. Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое и т.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательную активность.

Основные функции внимания -Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психологических и физиологических процессов. -Способствование организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. — Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. — Внимание сопутствует любой деятельности как составной элемент различных психических (восприятие, память, мышление) и двигательных процессов. В отличие от познавательных процессов (восприятие, память, мышление и т.п.) внимание своего особого содержания не имеет; оно проявляется как бы внутри этих процессов и неотделимо от них. Внимание, с одной стороны, является сложным познавательным процессом, с другой -психическим состоянием, в результате которого улучшается деятельность. Внимание порождается деятельностью и сопутствует ей, за ним всегда стоят интересы, установки, потребности, направленность личности. 

2.Психологические теории внимания:

Моторная (моторно-эмоционалъная) теория внимания Т. Рибо. Автор указанной теории полагал, что непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания.

Важное внимание в теории Рибо уделяется изучению семейного древа человека.  С помощью генеалогического древа Рибо исследовал свойства внимания, характера,  памяти и т.д.  нескольких поколений одной семьи.  Благодаря генограмме, в частности, установил, что случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения.

5 стр., 2391 слов

Современные теории нарушения памяти

... компонент является неотъемлемым в строении и протекании процессов памяти. Современная психология не является больше наукой ... даже здоровыми подростками, при патологических изменениях мышления создание таких условных связей бывает затруднено. ... памяти наиболее разработана в классической психологической литературе. Различные теории, подвергают анализу расстройства памяти с разных позиций это теория ...

Т. Рибо определяет внимание как «умственный моноидеизм» (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый естественным (при непроизвольном внимании) или искусственным (при произвольном внимании) приспособлением индивида.

Внимание представляет собой определенное психофизиологическое сочетание, для которого как двигательные, так и субъективные составляющие являются необходимыми элементами. Внимание, по мнению французского психолога, это психологическая неподвижность, которая противоречит нормальному течению жизненных процессов.

С учетом значения физиологических коррелятов психических процессов и состояний для изучения механизмов внимания Р.С. Немов предлагает называть концепцию Т. Рибо психофизиологической. Как чисто физиологическое состояние внимание включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций.

Интеллектуальное внимание также сопровождается усилением кровообращения в органах, обеспечивающих процессы мышления. Неразрывный характер физиологических и психологических сторон внимания Т. Рибо иллюстрирует устойчивыми идиоматическими выражениями: «собраться с мыслями», «ломать голову», «глаза на лоб полезли».

Двигательный эффект внимания, по мнению Т. Рибо, состоит в том, что некоторые ощущения, мысли, воспоминания получают особую интенсивность и ясность вследствие того, что вся двигательная активность оказывается сосредоточенной именно на них. Так, для органов чувств – зрения и слуха – внимание означает сосредоточение и задержку движений, связанных с их настройкой и управлением ими. В умении управлять движениями как раз и заключается секрет произвольного внимания.

-Среди отечественных психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются в следующем: 1) внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека; 2) по своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым; 3) в отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого результата; 4) с точки зрения внимания, как деятельности психического контроля, все конкретные акты внимания — и произвольного и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий.

-Огромное значение воспитанию внимания придавал Н.Ф. Добрынин который связывал развитие внимания с воспитанием личности и постепенным возрастанием ее активности. С ним солидарен еще один выдающийся представитель отечественной психологии С.Л. Рубинштейн. Он был убежден, что внимание «связано с устремлениями и желаниями личности, а также с целями, которые она себе ставит». Н.Ф. Добрынин вслед за Э. Титченером выделил в развитии внимания три ступени: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Формы непроизвольного внимания — внимание вынужденное, невольное и привычное — еще не требуют, по словам Н.Ф.Добрынина, «сознательной воли». Но даже внутри этой ступени развития внимания вклад личности в выбор объектов внимания постепенно возрастает. Развитие идет от факторов биологических, генетически заданных, через эмоции и актуальные потребности к прошлому опыту, позволяющему нам «привычно» замечать нечто, на что «вынужденно», только лишь из-за присущих стимулу характерных особенностей, мы бы никогда не обратили внимания. Произвольное внимание уже в полной мере выражает активность личности, поскольку представляет собой волевой акт — решение «направить деятельность в определенное русло».

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

За таким решением стоят «осознанные потребности», которые Н.Ф.Добрынин называл стремлениями, а один из создателей психологической теории деятельности А.Н. Леонтьев — осознанными «ведущими мотивами», или «мотивами-целями». Эти стремления — результат всего развития и воспитания личности, ее мотивационно-потребностной сферы и волевых качеств. Но и это тоже лишь промежуточный этап в развитии внимания: стремиться, по Н.Ф.Добрынину, следует к послепроизвольному вниманию. Для его поддержания уже не требуется или почти не требуется волевых усилий, хотя оно и способствует достижению осознанно поставленных личностью целей, в точности как «организованное внимание» Т. Рибо и «производное первичное внимание» Э. Титченера. Работа становится интересной сама по себе, но интерес этот проявляется именно в процессе самой работы, за которую берется личность. Поэтому послепроизвольное внимание и оказывается особой, «высшей» формой личностной активности.

3. Физиологические основы внимания. Современные представления о нейропсихологических механизмах внимания.

Внимание — физиологический многоуровневый фильтр

Получается, что внимание — это физиологический многоуровневый фильтр, который что-то пропускает, а что-то задерживает. Вообще вопрос о физиологических основах внимания вызывал много споров. На протяжении долгого времени больше всего привлекала исследователей органическая интерпретация процессов внимания. Делались попытки представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилием, возникающим в процессе припоминания.

Нервные процессы возбуждения и торможения

Психическая деятельность концентрируется в нужном направлении и одновременно отвлекается от всего остального, что достигается вследствие закона взаимной индукции нервных процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий головного мозга. Очаг возбуждения в коре больших полушарий, появившийся при воздействии внешнего сигнала, вызывает торможение в других участках коры. Так создаются наилучшие условия для восприятия того, на что направлено внимание. И. П. Павлов описывал этот процесс так:

«Если бы можно было видеть сквозь черепную крышку и если бы место больших полушарий с оптимальной возбудимостью светилось, то мы увидали бы на думающем сознательном человеке, как по его большим полушариям передвигается постоянно изменяющееся в форме и величине причудливо неправильных очертаний светлое пятно, окруженное на всем остальном пространстве полушарий более или менее значительной тенью».

6 стр., 2695 слов

1. Понятие о высшей нервной деятельности человека. Условные и ...

... осуществляются в коре больших полушарий. Аналитическая деятельность коры головного мозга неразрывно связана с ее синтетической деятельностью, выражающейся в объединении, обобщении возбуждения, которое возникает в ... больших полушарий головного мозга, слой серого вещества толщиной 1—5 мм, покрывающий полушария большого мозга млекопитающих животных и человека. Эта часть головного мозга, развившаяся ...

По мнению физиолога А.А. Ухтомского в нервной системе человека под влиянием внешних или внутренних причин появляется очаг возбуждения, который на определенное время подчиняет себе остальные участки, доминирует, господствует над ними, управляет поведением. В этом проявляется диалектика психической жизни человека, его увлеченности, вдохновения, интуиции, неожиданных открытий.

Нейропсихология внимания

Благодаря развитию нейронауки мы можем изучать процессы, происходящие в головном мозге во время его работы. На животных, например, на кошках, проводят эксперименты, вживляя им в мозг электроды, в ту часть, которую собираются исследовать, наблюдая затем за их поведением. Человеческий мозг исследуют при помощи снятия электроэнцефалограммы (ЭЭГ) мозга в разных состояниях организма (сон, бодрствование).

Но если говорить именно о физиологических механизмах активного внимания, то естественно, отбор информации возможен только при общем бодрствовании организма, связанного с активной мозговой деятельностью.

Уровни бодрствования определяются и по внешним признакам, и с помощью электроэнцефалографа (ЭЭГ), определяющего по слабым токам мозга его электроактивность. Можно выделить 5 стадий бодрствования: глубокий сон, дремотное состояние, спокойное бодрствование, активное (настороженное) бодрствование, чрезмерное бодрствование.

Самое эффективное внимание будет происходить на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь какие либо отдельные функции.

Так, в состоянии дремоты может произойти реакция лишь на 1-2 раздражителя, а на другие реакции может не быть. Приведу классический пример, мать спокойно спит при любом шуме, но мгновенно проснется при малейшем движении ребенка.

Физиологические основы внимания

Физиологическими основами внимания занимались В.М Бехтерев, Л.А. Орбели, П.К. Анохин. Ведущая роль корковых механизмов в регуляции внимания установлена благодаря нейрофизиологическим исследованиям.

Установлено, что избирательное внимание основано на общем бодрствовании коры головного мозга, повышении активности ее деятельности. Оптимальный уровень возбудимости коры придает активизации внимания избирательный характер. При наличии очагов оптимального возбуждения человек постоянно к чему-либо проявляет внимание. Если же человек невнимателен в своей деятельности, значит, его внимание в это время отвлечено или направлено на что-то постороннее, не связанное с родом его деятельности.

Особенно подчеркивается важная роль лобных областей мозга в отборе информации. С помощью нейрофизиологических исследований в мозгу обнаружены особые нейроны, получившие названия «нейронов внимания». Это клетки-детекторы новизны, которые наблюдаются на всей поверхности коры головного мозга и даже во внутренних структурах.

3 стр., 1284 слов

Восстановление сознания и психической деятельности после травмы ...

... процессов, в создании системы нейропротекции и нейрореабилитации при повреждениях головного мозга. В конечном итоге, восстановление психической деятельности есть восстановление личности пострадавших – главной цели наших лечебных усилий. ...

Установлено, что в глубоких отделах мозга имеется скопление нервных клеток и волокон, идущих в различных направлениях и тесно переплетающихся между собой. Это вроде сети нервных путей, соединяющих рецепторы органов чувств с участками коры мозга.

Скопление нервных клеток, расположенное в стволовой части мозга, получило название ретикулярной формации. Нервные импульсы, идущие от этой части мозга, возникают в результате воздействия на органы чувств сильных, новых или неожиданных раздражителей, которые и возбуждают кору больших полушарий.

Мозг активизируется неспецифической системой, которая включает ретикулярную формацию, диффузную таламическую систему, гипоталамические структуры, гиппокамп и т.д.

4. Виды внимания и критерии их выделения: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание: характерные признаки и отличия между ними.

Существуют несколько разных классификаций внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.  Непроизвольное внимание не требует приложения усилий, оно привлекается либо сильным, либо новым, либо интересным раздражителем. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении тех объектов, которые могут иметь в данный момент, наибольшее жизненное или личностное значение. В научной литературе можно встретить разные синонимы для обозначения непроизвольного внимания. В некоторых исследованиях его называют пассивным, оттеняя тем самым зависимость непроизвольного внимания от объекта, который его привлек, и подчеркивают отсутствие усилий со стороны человека, направленных на то, чтобы сосредоточиться. В других — непроизвольное внимание называют эмоциональным, отмечая тем самым связь между объектом внимания и эмоциями, интересами и потребностями. В этом случае также как и в первом отсутствуют волевые усилия, направленные на сосредоточение: объект внимания выделяется в силу соответствия его причинам, побуждающим человека к деятельности. Произвольное внимание свойственно только человеку и характеризуется активным, целенаправленным сосредоточением сознания, связанным с волевыми усилиями. Синонимами слова произвольное (внимание) являются слова активное и волевое. Все три термина подчеркивают активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Произвольное внимание возникает в случаях, когда человек в своей деятельности ставит перед собой определенную цель, задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов. Этот вид внимания тесно связан с волей, требует волевого усилия, которое переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной задачи. Именно благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять планы, возникающие в деятельности.  Послепроизвольное внимание обнаруживается в тех случаях, когда человек, забыв обо всем, с головой уходит в работу. Этот вид внимания характеризуется сочетанием волевой направленности с благоприятными внешними и внутренними условиями деятельности. В отличие от непроизвольного внимания послепроизвольное внимание связано с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. Отличие послепроизвольного внимания от произвольного в отсутствии волевого усилия. 

4 стр., 1980 слов

Технологии социально-культурной деятельности с людьми пожилого возраста

... центре социального обслуживания 48 2.2 Разработка и реализация программы социально-культурной деятельности людей пожилого возраста 66 Выводы по второй главе 87 Заключение 89 Список ... была конкретизирована на основе обобщения данных различных отраслей знания. Культурологические аспекты деятельности людей «третьего возраста» отражены в исследованиях отечественных философов и социологов культуры, таких ...

5.

6.Свойства внимания:

а) Объем внимания — это количество объектов, которое человек может строго одновременно осознать при восприятии в связи с какой-нибудь одной задачей. Одновременно можно охватить 3-7 объектов, хотя объекты бывают разные. Неодинаково они охватываются и вниманием. Много зависит от опыта человека, его профессиональной подготовки, что дает возможность формировать объем внимания, объединяющий несколько объектов в один, более сложный.

Концентрация внимания (сосредоточенность) — выделение сознанием объекта и направление на него внимания. Роль концентрированного внимания может быть различна. С одной стороны, оно необходимо для более полного и глубокого исследования того или иного объекта, а другой стороны, чрезмерная концентрация внимания приводит к резкому сужению поля внимания, что создает трудности в восприятии других важных объектов.

Устойчивость внимания — продолжительность времени, в течение которого человек может поддерживать свое внимание на объекте. Она особенно нужна в условиях однообразной и монотонной работы, когда длительное время выполняются сложные, но однотипные действия.

Переключение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнородных объектов одновременно позволяет совершать сразу несколько действий, сохраняя их в поле внимания.

Но как показывает жизненная практика, человек способен выполнить только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких обязано быстрому последовательному переключению с одной на другую.

На самом деле, в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован, и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, совмещение деятельности невозможно.

Распределение — это способность одновременно выполнять несколько действий. Оно зависит от индивидуальных особенностей личности и от профессиональных навыков. Никто не сможет одновременно делать два дела, не умея делать каждое в отдельности.

б) свойства продуктивности внимания: производительность, качество, точность, надежность.

Выделяют ряд показателей переключаемости внимания:

1.        время, затрачиваемое на переключение внимания;

19 стр., 9195 слов

Структура и содержание психологической компетентности специалиста ...

... направлений и достижения нового качества работы в интересах пожилых людей. В.Д.Шапиро ещё в 1983году писал, что всё более важное место в деятельности социальных служб будет занимать ... знаний и специальной подготовки невозможно установить, что определяет состояние пожилого человека. Так как деятельность специалиста широка, от него требуется оперативность, инициативность, сообразительность в решении ...

2.        продуктивность (производительность) работы по сравнению с объемом ее или временем выполнения определенного объема работы без переключения внимания;

3.        качество, т.е. точность или наличие ошибок, обусловленных переключением.

Свойства продуктивности внимания:

Производительность — скорость переключения, широта распределения

Качество — ошибки распределения, ошибки переключения, интенсивность

Точность – достоверность передаваемой информации Надежность — длительность концентрации, устойчивость

7.Формирование и развитие внимания:

а) состояния внимания: внимательность (невнимательность), рассеянность, их проявления и причины

Внимательность связана с большим развитием свойств внимания: его объема, сосредоточенности, устойчивости, распределения. Обладая этим качеством, человек легко сосредоточивается даже при отсутствии интереса к работе внимательный человек может быстро мобилизовать произвольное внимание, заставить себя сосредоточиться на трудном и неинтересном занятии. Внимательность, проявляемая как к определенным предметам и явлениям, говорит о направленности личности, так и к моральным качествам человека.

Невнимательность же проявляется в невнимании сосредоточиться на объекте, в скольжение по поверхности предметов и в неспособности отразить существенные свойства их, скрытые от глаз. Невнимательность, как внимательность, сказывается на мышлении, вызывая в нем, в противовес внимательности, непоследовательность, неаргументированость, и т.д.

Рассе́янность внима́ния — нарушение способности к концентрации внимания. Рассеянность внимания относится к явлениям невнимания, так же как ошибки внимания и феномены избирательного (направленного) невнимания. Она различается по характеру и причинам возникновения.

Определенные трудности сосредоточения внимания возникают при прочтении хорошо знакомого текста, часто повторяемых действий и речей и т. Д

Выделяют несколько видов рассеянности внимания: Истинное невнимание (рассеяние), мнимая рассеянность, ученическая рассеянность, старческая рассеянность,  когнитивное или избирательное невнимание, мотивационно-обусловленное невнимание.

Причины 

Рассеянность внимания приобретается в течение жизни человека, а не является врожденной. Данный симптом не является нозоспецифическим и может возникать вследствие разных причин. Есть мнение, что рассеянность внимания может быть отражением бессознательного нежелания делать то, на чём оно должно быть сосредоточено. Рассеянность внимания может возникать от усталости, бессонницы, головной боли, однообразной и монотонной деятельности (чаще такое встречается при первом виде рассеянности).

Рассеянность внимания также появляется вследствие органического поражения головного мозга. Она встречается при различных психических заболеваниях, например, таких как депрессия или тревожное расстройство, когда человеку трудно сконцентрировать внимание на чем-либо. Существует понятие апрозексия, то есть полное выпадение внимания.

9 стр., 4369 слов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКИХ ЗАДАЧ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ...

... исходного уровня сформированности познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста на уроках технологии......41 2.2. Содержание работы, направленное на формирование у ... темы нашей выпускной квалификационной работы: «Использование художественно-конструкторских задач при формировании познавательной деятельности младших школьников на уроках технологии». Цель исследования: теоретически ...

Факторы активизации внимания; пути привлечения и поддержания внимания учеников на уроке

Обычно выделяют три группы факторов, играющих существенную роль в привлечении внимания. Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен быть достаточно сильным. Также для привлечения внимания важен фактор новизны, необычности. Вторая группа факторов связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Эти факторы зависят от потребностей, интересов школьников. Так, ученик, увлекающийся чем-то, выделяет из всей доходящей до него информации ту, которая относится к предмету его интереса. Третья группа факторов выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности. Внимание прежде всего привлечено к действию, направленному на известную цель. Это отчетливо проявляется при демонстрации наглядных пособий на уроке. Другим примером служит повышенное внимание оканчивающих школу к тому, что связано с выбором их будущей профессии. Непроизвольное внимание зависит от знаний человека, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений, богатства его прошлого опыта.

В)Организовать внимание школьников на уроке — значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать, формировать необходимые свойства внимания.  ^ Концентрация внимания достигается за счет выработки ориентировочной основы действий: школьники должны уяснить для себя условия и порядок выполнения самостоятельной работы.  ^ Распределение внимания, необходимое на уроке, легче достигается тогда, когда два (или более) вида действий подчинены одной ясно осознаваемой цели и когда одно из действий является привычным и частично автоматизированным.  ^ Устойчивости внимания на уроке способствует такое изложение учебного материала, когда учитель размышляет, рассуждает, ведет мысль от решения одной проблемы к решению другой.

8.Психодиагностика внимания

Психодиагностика внимания – это совокупность приемов и методов, направленных на психологическое изучение и измерение качеств внимания (его распределения, концентрации, устойчивости и переключаемости).

Исследование внимания имеет большое значение в операторской деятельности, в частности при анализе ошибочных действий оператора, прогнозировании успешной деятельности, проведении профессионального отбора, организации контроля функционального состояния и пр. Это обусловлено тем, что для многих видов операторской деятельности качества внимания относятся к числу профессионально важных качеств оператора. Большинство тестов для оценки качеств внимания являются сравнительно простыми по процедуре проведения тестами скорости (см. Корректурная проба).

8 стр., 3886 слов

Специфика деятельности концертмейстера в работе с вокалистами

... также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера; 2) выявить специфику деятельности концертмейстера в условиях работы с вокалистами. Глава 1. Способности, умения и ... и внешних обстоятельств, весьма различных по своему значению: аккомпанемент может характеризовать действия и движения самого персонажа, его состояние, темп и пульс высказывания, ...

В психодиагностической практике для исследования внимания применяются такие методики, как тест Бурдона (см. Корректурная проба), таблицы Шульте, красно-черная таблица, тест «Перепутанные линии», методика Мюнстерберга и др. Одной из наиболее распространенных методик являются таблицы Шульте. В них в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Задача испытуемого заключается в том, чтобы отыскать и показать числа в порядке их возрастания. Это он проделывает с пятью различными таблицами. Основной показатель — время выполнения задания. По результатам работы строится «кривая истощаемости»; отражающая устойчивость внимания и динамику работоспособности. Модификацией таблиц Шульте является красночерная таблица Ф. Д. Горбова, которая служит для оценки переключения внимания. Для оценки избирательности и концентрации внимания рекомендуется методика Мюнстерберга, в которой среди случайного буквенного текста имеются слова. Задача испытуемого — как можно скорее просматривая текст, подчеркнуть эти слова. Помимо бланковых тестов для П. в. могут использоваться и аппаратурные методики. Примером ее является прибор «Аттенциометр» (Е. А. Милерян).

На его лицевой панели расположена модель самолета, лампочки, счетчики и измерительные приборы. При работе с аппаратом испытуемый должен, действуя одной рукой, непрерывно корректировать положение самолета. Одновременно он должен следить за лампочками и приборами и, действуя другой рукой, производить заданные переключения органов управления. Успешное решение задачи обусловлено прежде всего способностью испытуемого к распределению и своевременному переключению внимания.

9. Нарушение внимания

Под нарушениями внимания понимают негативные изменения направленности, избирательности или устойчивости психической деятельности, отмечающиеся при состоянии утомления или при нарушении нормальной работы мозга (как функциональной, так и органической природы).

Насчитывается несколько видов нарушения внимания

Модально-специфическими нарушениями внимания являются:

•    снижение внимания;

•    уменьшение объема внимания;

•    уменьшение его концентрации;

•    появление сложности переключения внимания;

•    непостоянство концентрации внимания;

•    истощаемость. Произвольное и непроизвольное внимание может подвергаться асимметричным повреждениям.  Модально-специфическое нарушение внимания может проявляться исключительно в одном направлении: игнорируются стимулы какого-то одного типа, при этом познавательные функции в этой модальности могут быть сохранены. Бывают зрительные, слуховые, тактильные, двигательные односторонние игнорирования стимулов, при этом одновременно  совершаются движения или стимуляция.  Модально-специфические нарушения возникают из-за расстройства внимания вследствие изменений местных неспецифичных активационных процессов в коре головного мозга.