Семинар т. 2

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры ПРЭКС

кандидат медицинских наук, доцент

полковник внутренней службы,

Д.Н. Церфус

«_____» ______________ 20__ г.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ

по дисциплине «Экстремальная психология»

Тема № 2.1. Особенности психического состояния и поведения пострадавших в ЧС.

Анализ факторов, влияющих на психическое состояние и поведение пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях и в регионах с различной культурой.

Направлению подготовки (специальность)

280705.65 «Пожарная безопасность»

Квалификация специалист

Обсуждены на заседании ПМК (секции)

« » __________20__ г

Протокол №_____

Санкт-Петербург

  1. Цели занятия

Учебные:

  1. Углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекции, где обучающихся ознакомили с особенностями динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
  2. Уяснить влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях.
  3. Добиться понимания факторов, влияющих на динамику психического состояния пострадавших в ЧС.
  4. Развить качество усвоения обучающихся учебного материала.

Воспитательные:

1.Воспитать у обучающихся стремление к углубленному освоению материала.

II. Расчет учебного времени

10 стр., 4639 слов

Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ...

... состава ББР и специализированных лечебно-профилактических учреждений к эвакуации пострадавших. 2. При возникновении чрезвычайных ситуаций - направление к месту происшествия ответственных представителей регионального центра ... том, что независимо от происхождения чрезвычайных ситуаций и их масштаба организация и оказание экстренной медицинской помощи (ЭМП) пострадавшим должны осуществляться в первую ...

Содержание и порядок проведения занятия

Время, мин

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учебные вопросы:

1. Прогноз динамики психического состояния пострадавших в ЧС.

2.Влияние этнокультурных особенностей при ведении работ по тушению пожаров и аварийно-спасательных и других неотложных работ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

10

70

50

20

10

III. Литература

Основная

  1. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. к. психол. н. Ю.С. Шойгу: – СПб.: СПбУ ГПС МЧС России, 2013. – 161 с.
  2. Тарабрина Н.В. Психология посттравматического стресса. Теория и практика, 2013. http://iprbookshop.ru/15604

Дополнительная

  1. Психология деятельности в экстремальных условиях: учеб. пособие: Рекомендовано УМО / В.Н. Непопалов, В.Ф. Сопов, А.В. Родионов и др.; Под ред. А.Н. Блеера. издательский центр «Академия», 2013 г. – 256 с.
  2. Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях: учеб. Пособие: Допущено УМО. 5-е изд., перераб. И доп. – 320 с.

Нормативные документы и интернет-ресурсы:

  1. Интернет служба Экстренной психологической помощи МЧС России. [Электронный ресурс] — URL: http://psi.mchs.gov.ru/
  2. Психологическая служба МЧС России. [Электронный ресурс] – URL: http://www.mchs.gov.ru
  3. Psychology [Электронный ресурс] // ScienceDirect. – URL: http://www.sciencedirect.com
  4. IPRbooks [Электронный ресурс]: Электронно-библиотечная система. – URL: iprbookshop.ru
  5. Российская государственная библиотека. Электронная библиотека: Диссертации [Электронный ресурс]. – URL: http://diss.rsl.ru
  6. Руководство по психодиагностическому обеспечению в МЧС России, 2006 г.
  7. Методическое руководство по психодиагностическому обеспечению в министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 2011г.
  8. Руководство по организации психологической подготовки в МЧС России 2009 г.
  9. Методические рекомендации по проведению первичного профессионального психологического отбора кандидатов на обучение в ГОУ ВПО МЧС России, 2011 г.
  10. Приказ МЧС России от 20.09.2011г. № 525 «Об утверждении порядка оказания психологической помощи пострадавшему населению в зонах чрезвычайных ситуаций и при пожарах».
  11. Организационно-методические указания по подготовке территориальных органов, спасательных воинских формирований, подразделений ФПС на 2014-2016 гг. №2-4-87-27-14 от 10.09.2013 г.

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника, слайды.

2.Слайды

V. Методические рекомендации преподавателю

по подготовке к проведению семинара

При подготовке к занятию по каждому учебному вопросу изучить рекомендуемую литературу по теме из основного и дополнительного перечня. Провести консультацию в учебной группе.

Во вводной части занятия (10 мин) проверить наличие обучающихся на занятии. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы, актуальность изучаемой темы, а также акцентировать внимание практическую значимость изучаемого материала в дальнейшей практической деятельности.

Актуальность. Мы с вами уже говорили о том, что реакции людей в ЧС могут быть разными, в том числе и неадекватными. В таких случаях может наблюдаться

частичная или полная утрата способности к:

  • целенаправленной деятельности;
  • критической оценке окружающего и своего поведения;
  • вступлению в контакт с окружающими.

Выделяют несколько групп пострадавших:

  • жертвы (люди, изолированные в очаге ЧС);
  • пострадавшие (люди, пострадавшие физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС; люди, потерявшие близких, не имеющие о них информации);
  • очевидцы (проживающие или оказавшиеся в непосредственной близости люди);
  • наблюдатели (зеваки, люди, узнавшие о ЧС и прибывшие на место);
  • телезрители (люди, следящие за развитием ЧС с помощью СМИ);
  • специалисты (негативное влияние ЧС на состояние специалиста мы рассматривали в предыдущем разделе).

Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • С какими из перечисленных групп пострадавших вы сталкивались в своей работе?
  • С кем вам приходится сталкиваться чаще всего?

Чаще всего специалисты сталкиваются в ходе выполнения работ с первыми четырьмя группами пострадавших.

Как вы помните, поведение пострадавших может мешать проведению работ. То, как специалисты, проводящие аварийно-спасательные работы, взаимодействуют с пострадавшими, может оказать влияние на их состояние и поведение. Но прежде чем перейти к тому, за счет чего это может происходить, давайте рассмотрим, что оказывает влияние на пострадавших в ЧС.

Обсуждение первого учебного вопроса (50 мин) начать с заслушивания доклада «Особенности динамики психического состояния и поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях»

Предложить курсантам законспектировать в тетрадях определения и основные положения выступления. Затем провести краткий контрольный опрос, обращая внимание обучающихся, что Тяжесть последствий для состояния людей зависит от факторов, которые можно разделить на три группы.

Рассмотреть группы факторов.

1. Группа факторов, характеризующих ЧС.

Сюда относятся такие особенности ЧС, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Как, на ваш взгляд, эти особенности ЧС оказывают влияние на состояние пострадавших?

Чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна ЧС, тем более выраженные изменения наблюдаются в психическом состоянии и поведении пострадавших.

  1. Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших, и особенности групп пострадавших.

К данной группе факторов относятся состояние здоровья, возраст, пол пострадавших; их подготовленность к ЧС; индивидуальные психологические особенности; личностный смысл события; этнические особенности населения.

Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Как вы думаете, пострадавшие какого возраста более уязвимы психологически?
  • Как, на ваш взгляд, тяжесть последствий ЧС зависит от состояния здоровья пострадавших?

Как правило, психологически более уязвимы пожилые люди, а также подростки. Но известны случаи, когда люди пожилого возраста проявляли стойкость в ЧС, оказывали посильную помощь. При крепком здоровье люди в целом лучше адаптируются, легче переносят негативные воздействия среды, имеют больший запас ресурсов. Но мы не должны рассматривать каждый фактор в отдельности. Состояние и поведение людей зависит от всей совокупности этих факторов.

Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Каким образом, на ваш взгляд, смысл, приписываемый ЧС, влияет на состояние пострадавшего?

Шансы выйти с меньшими потерями выше у тех, кто настроен бороться, выжить несмотря ни на что, продолжать реализовывать свои планы. Пострадавшие, которые считают, что произошедшее — окончание всей жизни, что дальше ничего хорошего уже не будет, более уязвимы.

3. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.

Значимое влияние на состояние пострадавших оказывают: особенности организации аварийно-спасательных работ; особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в СМИ хода работ.

Рекомендации по ведению: Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Представим, что пострадавшие оценивают оказываемую им помощь как плохо организованную, несвоевременную. Повлияет ли это на их состояние?
  • К каким последствиям для самих специалистов может привести такое отношение к их работе?
  • Как вы думаете, за счет чего пострадавшие могут негативно оценить оказываемую помощь?
  • Может ли этому способствовать отсутствие информации о ходе работы?
  • Важно ли информировать пострадавших и их родственников о ходе работ?
  • Какая информация для них важна?
  • Как повлияет на их состояние полное отсутствие информации?

Для людей, попавших в ЧС, крайне важно иметь информацию о ходе аварийно-спасательных работ, поскольку неопределенность ситуации способствует повышению тревожности. Когда пострадавшие не имеют сведений, они могут интерпретировать ситуацию, опираясь на обрывочные фразы специалистов, отдельные эпизоды. И если эта интерпретация искажена, это может привести к росту отрицательных эмоций у пострадавших и негативному (порой даже агрессивному) отношению к специалистам. Поэтому крайне важно четкое, достоверное и своевременное информирование. Информируя пострадавших, мы можем решить сразу несколько задач: с одной стороны, это положительно влияет на их состояние и поведение; с другой — это формирует правильное представление о работе специалистов, способствует налаживанию взаимоотношений.

Это основные факторы, определяющие состояние и поведение пострадавших. Как мы уже говорили, специалист может оказать влияние на состояние и поведение пострадавшего. В первую очередь, этого можно достичь за счет определенным образом построенного общения.

По окончании учебного вопроса подвести итоги рассмотрения первого вопроса и приступить к рассмотрению второго учебного вопроса.

Обсуждение второго учебного вопроса (20 мин) начать с заслушивания доклада «Влияние этнокультурных особенностей пострадавших на поведение в чрезвычайных ситуациях». Законспектировать в тетрадях определения и основные положения выступления.

Важными являются и этнические особенности групп. Их нужно учитывать, поскольку специалист в ходе работы может столкнуться с этими особенностями.

Рекомендации по ведению. Далее рекомендуется привести пример.

Проводились работы по ликвидации последствий ЧС в регионе, где проживали мусульманские семьи. Один из горноспасателей извлек из- под завала молодого человека и тем самым спас ему жизнь. По словам специалиста, он испытывал гордость за проделанную работу. Но когда он встретил мать пострадавшего, она набросилась на него с обвинениями, говоря, что «Аллах хотел забрать ее сына в лучший мир», а специалист «все испортил».

По окончании рассмотрении учебного вопроса подвести итоги, затем провести контрольную работу по вариантам. Во время работы обучающихся, собрать и проверить конспекты лекций, выставить оценки.

В заключительной части (10 мин) — подвести итоги занятия, дать характеристику последующих тем, указав, где будут использоваться обсужденные материалы, оценить работу обучающихся, дать задание на самоподготовку.

Разработал:

«____»_____________20__г

Приложение

Файл-задание 1

Грузино-Осетинский военный конфликт. Пострадавшие проживают в палаточном пункте временного размещения. Периодически происходит прибытие новых людей. Обстановка напряженная. Из высказывания людей следует, что событие для них не было столь уж неожиданным. «Мы всегда знали, что это произойдет, только не знали когда. Мы все время были в напряженном ожидании. Но, когда стали обстреливать наши дома… Было очень страшно! Как, где мы будем теперь жить? Что с нами будет?» Многие пострадавшие не знают о судьбе своих родных, близких.

Файл-задание 2

Грузино-Осетинский военный конфликт. События в Осетии вступили в завершающую стадию: идет подготовка к возвращению беженцев домой. Пострадавшие проживают в одном из пунктов временного размещения: в интернате. В лагере относительно спокойная обстановка, люди, в основном, заняты сбором вещей.

Файл-задание 3

В одном из районов Дагестана произошло землетрясение силой 4 балла по шкале Рихтера. Население без паники покинуло свои жилища, прихватив необходимые вещи. В одной семье в это время гостила подруга из Твери. Девушка очень испугалась. Она первый раз оказалась в зоне землетрясения. Несмотря на убеждения друзей, ее охватила паника, она не знала, что делать, металась по помещению. Сейчас сидит возле знакомых, дрожит. На улице тепло, на девушку накинули одеяло, но дрожь не проходит.