Санкт-Петербургский Государственный Университет 2

(Факультет военного образования)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для проведения занятий по

Тактико-специальной подготовке

со студентами, обучающимися по ВУС 360202.

РАЗДЕЛ № 3

Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск (сил)

ТЕМА № 5:

«Морально-психологическое обеспечение оборонительного боя».

Учебные и воспитательные цели:

В результате изучения темы студенты должны:

иметь представление:

— о создании морально-психологических условий жизни и деятельности личного состава подразделения в обороне, направленных на непрерывный анализ морально-психологической обстановки, формирование у военнослужащих морально-психологической устойчивости, готовности к удержанию оборонительных рубежей.

знать:

— особенности морально-психологического обеспечения оборонительного боя.

— основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.

Литература по теме:

Наставление по обеспечению военных действий Вооруженных Сил Российской Федерации (Морально-психологическое обеспечение), проект. М.: ГУВР ВС РФ, 2003.

Боевой устав Сухопутных войск, часть 1, проект, 2003.

Боевой устав Сухопутных войск, часть 2, проект, 2003.

Боевой устав Сухопутных войск, часть 3, проект, 2003.

Наставление по обеспечению боевых действий соединений и частей Сухопутных войск, часть 2 морально-психологическое обеспечение, проект, 2003.

Наставление по мобилизации Вооруженных Сил Российской Федерации, М., 1999.

Наставление по службе штабов соединений и частей сухопутных войск, проект, 2003.

Актуальные проблемы морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил): Учебник / Под ред. В.А.Кузнецова. М.: ВУ, 2000.

Кузнецов В.А., Тютченко A.M. Документы по морально-психологическому обеспечению деятельности войск (сил).

5 стр., 2182 слов

Проект кружка ВИА

... на рынке воспитательно-образовательных услуг и дальнейшее развитие творческой  личности студентов. Проект имеет четкую художественно-эстетическую направленность, в процессе рассмотрения и утверждения может ... и составляет 200 часов (по 6 академических часов в неделю). Срок реализации проекта - 2 года.  Оптимальным вариантом преподавания курса программы «Вокально-инструментальный ансамбль» ...

М.: ВУ, 2000.

О совершенствовании морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Приказ МО РФ. М., 1996. 13 апреля.

Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил/Военная мысль, 2000, № 6.

Арзамаскин Ю.Н., Бублик ЛА. Морально-психологическое обеспечение боевых действий Объединённой группировки федеральных войск в Чечне: проблемы, уроки, выводы (декабрь 1994 г. — январь 1996 г.).

М.: Военный университет, 1996.

Зеленков М.Ю. Об идеологических основах морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил// Военная мысль, 2001. №4.

Зеленков М.Ю. Морально-психологический фактор и обороноспособность страны

Организационно-методические рекомендации по теме:

Основное внимание уделять сочетанию теоретической и методической подготовки с приоритетом практических навыков планирования, организации и осуществления морально-психологического обеспечения в различных видах боя.

Лекции должны раскрывать наиболее важные теоретические вопросы. Предметом особого внимания следует считать достижение взаимосвязи между лекцией и дальнейшей самостоятельной работой. В ходе лекции преподаватель должен дать рекомендации по самостоятельному изучению отдельных проблем. При этом вызывать у студентов стремление вдумываться в отдельные общественные явления, исторические процессы, духовно-психологические отношения в воинских коллективах.

В процессе проведения групповых занятий необходимо творчески формировать у студентов умения и навыки анализа и оценки событий военной истории, международной жизни и российской действительности, причин и характера войн и вооруженных конфликтов, умение аргументировано излагать материал по предложенной тематике, защищать и отстаивать позиции и интересы российского государства, его Вооруженных Сил.

Особое внимание следует уделять вопросам совершенствования психолого-педагогических, методических и правовых знаний, использования студентами на практике форм и методов воспитательной работы с различными категориями военнослужащих, методики изучения воинского коллектива и индивидуальных особенностей личного состава, методике проведения занятий по морально-психологической подготовке личного состава.

Теоретический материал целесообразно тесно увязывать с практическими вопросами деятельности при дальнейшем прохождении военной службы. Формировать у студентов осознанную потребность в совершенствовании военных знаний, навыков и умений организации морально-психологического обеспечения в различных видах деятельности войск (сил).

Во время самостоятельной работы основной упор делается на изучение слушателями порядка планирования и выполнения мероприятий морально-психологического обеспечения в различных условиях обстановки.

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... какого анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у которых ... громче. Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ... наилучшие условия для наблюдения? Выберите номер (см. в конце задачи), в котором все ответы правильные. а) привести детей в ...

На практических занятиях вырабатываются навыки в решении задач, разработке и оформлении документов, формируются навыки применения полученных знаний и решаются другие вопросы в соответствии с программой обучения.

В ходе семинаров обучаемые учатся свободно излагать научно-теоретические положения дисциплины, отстаивать свое мнение, развивать самостоятельность мышления.

Требовать от обучаемых глубоких и прочных знаний вопроса, четкости и ясности изложения, аргументированности доказательств, владения фактическим материалом раздела или темы дисциплины. Он проводится по основным и наиболее сложным разделам или темам дисциплины. Главная цель семинаров состоит в проверке освоения учебного материала и закреплении полученных знаний.

Контроль успеваемости, качества обучения и теоретической подготовки граждан осуществляется: а) текущий – проведением контрольной работы, летучек, опросов или иных форм, избранных преподавателем; б) итоговый – в ходе междисциплинарного комплексного экзамена.

Учебные вопросы:

1. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.

2. Создание морально-психологических условий жизни и деятельности личного состава подразделения в обороне.

3. Последовательность работы заместителя командира роты по воспитательной работе с получением задачи на проведение оборонительного боя.

4. Содержание мероприятий морально-психологического обеспечения оборонительного боя.

Оборона является одним из видов боевых действий, имеющих своей целью отразить наступление превосходящих сил противника, нанести ему максимальные потери, удержать важные районы местности и тем самым создать благоприятные условия для перехода в наступление.

Содержание учебных вопросов:

1. Основные задачи морально-психологического обеспечения оборонительного боя.

Как известно, конкретные боевые действия для военнослужащего это специфический этап (переход) боевой деятельности, который отличается особенностью боевой задачи, условиями ее выполнения, противостоящим противником, обстановкой в позиционном районе и т.д. В силу этого в кон­кретных условиях боевых действий нельзя решить все проблемы морально-психологического обеспечения в полном объеме, а необходимо решать толь­ко те задачи, которые связаны с конкретной боевой обстановкой.

Практика боевых действий показывает, что непонимание этого приво­дит к тому, что за короткий промежуток времени, отпущенный на подготов­ку к боевым действиям, командиры и воспитательные структуры пытаются решить массу проблем морально-психологического обеспечения, которые, однако, во-первых, не могут быть решены из-за отсутствия необходимого времени, а, во-вторых, они и не нужны для дос­тижения успеха.

В силу этого, те задачи этого вида обеспечения боевых действий, которые действительно надо решать, уходят из поля зрения его организаторов. Поэтому особое значение при подготовке и ведении боевых действий приобретает умение опреде­лить основные направления работы по их морально-психологическому обеспечению, рассчитать, таким образом, по­рядок деятельности органов воспитательной работы, чтобы достичь наивысшего морально-психологического состояния личного состава к моменту начала боя.

14 стр., 6778 слов

ВИДЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

... 07.09.95 г. 11. Наставление по морально-психологическому обеспечению Вооруженных Сил РФ. 12. Боевой устав сухопутных войск.   Дополнительная 1. Во ... Морально-психологическое состояние определяет морально-психологическую готовность и способность личного состава успешно действовать в условиях высокого динамизма, маневренности, скоротечности, расширения пространственного размаха боевых действий, ...

Процесс морально-психологического обеспечения конкретной боевой задачи начинается с момента ее по­лучения и заканчивается ее полным выполнением. Этот процесс имеет свои внутренние этапы, которые отличаются содержанием работы, логикой дея­тельности его субъектов, применяемыми методами, силами, средства­ми и формами, временными показателями.

Опыт боевых действий, боевой подготовки показывает, что основные усилия морально-психологического обеспечения боя необходимо направлять на решение следующих задач:

укрепление боевого духа личного состава;

формирование у него высокого морально-психологического состояния, готовности и способности к активным действиям, инициативы, самоотверженности, твердой решимости в достижении победы над противником;

создание непрерывности информационно-психологического воздействия на личный состав своих войск (сил), прежде всего тот, который действует на направлении главного удара, выполняет наиболее важные задачи;

проведение мероприятий, обеспечивающих постоянное наращивание морального духа войск (сил) в ходе боя;

повышение чувства ответственности военнослужащих за сохранение в тайне мероприятий, проводимых в ходе подготовки к бою;

строгое соблюдение маскировки и радиодисциплины;

организацию информирования личного состава о противостоящем противнике, особенностях тактики его действий, вооружения и военной техники, сильных и слабых сторонах, успехах наших войск (сил) в ходе боя;

учет наиболее опасных психотравмирующих факторов для сведения к минимуму психогенных потерь;

проведение специальных мероприятий по восстановлению боеспособности войск (сил);

поддержание у личного состава резерва постоянной готовности к вводу в бой, разъяснение ему поставленных задач.

Кроме того, как показывает практика контртеррористической операции в Северо-Кавказском регионе, содержание и объем мероприятий морально-пси­хологического обеспечения при подготовке к бою зависят от тактической, морально-психологической и информационной обстановки, боевого и морально-психологического состояния своих войск (сил), боевого построения войск (сил), наличия и состояния сил и средств морально-психологического обеспечения, местной полиграфической, радиотелевизионной и культурно-досуговой базы, а также от других факторов.

При этом нельзя забывать, что в любых условиях должна обеспечиваться морально-психологическая готовность личного состава к выполнению поставленных задач.

К важнейшим качествам, характеризующим морально-психологическую готовность личного состава вести боевые действия, от­носятся:

9 стр., 4018 слов

Психологическая адаптация ребенка в условиях детского лагеря

... стартовые условия, в которых изначально находятся дети. В этой связи основными социально-психологическими задачами педагога временного детского коллектива является организация совместной деятельности, направленной на: преодоление ... перемен в жизни ребенка (смена места жительства или места учебы, изменение состава семьи или другие семейные ситуации). Приезд ребенка в лагерь, в незнакомую обстановку ...

решимость, то есть умение быстро находить решение и уверенно отдавать боевые распоряжения;

сила характера, которая выражается в твердом отстаивании собственных убеждений, а также самообладании, то есть, спо­собности подчиняться рассудку даже в момент наиболее бурных волнений;

непреклонная уверенность в разгроме врага, основанная на справедливом характере войны в защиту своего Отечества;

мужество и героизм; готовность к самопожертвованию; способность переносить тяготы и лишения боевой обстановки; войсковое товарищество, взаимовыручка в бою; психологическая готовность и устойчивость к воздействию противника и др.

Морально-психологическое обеспечение ведется в течение всего периода боя (боевых действий) и строится ис­ходя из поставленных задач, морально-психологического состояния личного состава и степени напряженности информационно-психологического противоборства.

С началом и в ходе ведения боя (боевых действий) особое внимание уделяется: непрерывному наращиванию морально-психологического состояния войск (сил); поддержанию постоянной готовности сил и средств морально-психологического обеспечения к применению; непрерывному сбору и обобщению данных о тактической, морально-психологической и информационной обстановке, морально-психологическом состоянии и обеспеченности войск (сил); их анализу и подготовке выводов; постоянному поддержанию высокой боеспособности, быстрому восстановлению и бесперебойному восполнению максимального количества вышедших из строя войск (сил), сил и средств морально-психологического обеспечения, их защите от оружия массового поражения, систем высокоточного оружия и целесообразному маневру; поддержанию устойчивого и непрерывного управления морально-психологическим обеспечением.

Основные задачи морально-психологического обеспечения в ходе ведения боя (боевых действий):

  • поддержание высокого морально-пси­хологического состояния войск (сил), мобилизация их на ведение решительных боевых действий в любых условиях обстановки;
  • сосредоточение основных усилий в подразделениях первого эшелона, действующих прежде всего на направлениях главных ударов противника;
  • активная морально-психологическая подготовка войск (сил) вторых эшелонов и резервов к быстрому маневру и нанесению по противнику контрударов и контратак;
  • сохранение организованности и предупреждение паники; развитие у всего личного состава высоких волевых качеств, инициативы, самостоятельности и творчества, способности правильно и быстро оценивать обстановку, без колебаний принимать обоснованные и смелые решения и настойчиво проводить их в жизнь;
  • поддержание среди личного состава крепкой воинской дисциплины, организованности и правопорядка, четкого исполнения приказов командиров и начальников, высокой бдительности, исключающей проникновение в расположение своих войск (сил) шпионов и диверсантов; защита войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Заместитель командира по воспитательной работе в зависимости от складывающейся обстановки в короткие сроки организуют:

24 стр., 11693 слов

Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...

... морально-психологического обеспечения подготовки личного состава к ведению боевых действий 2. Практика работы по морально-психологическому обеспечению подготовки подразделений к ведению боевых действий ... мирного населения, огневое и информационное воздействие противника способны из ... Организация морально-психологической подготовки войск иностранных армий к ведению боевых действий 2.3 Рекомендации ...

выдвижение (перемещение) и развертывание сил и средств морально-психологического обеспечения;

использование местных промышленной и культурно-досуговой базы, радиотелевизионных средств;

восполнение запасов технических средств воспитания до установленных норм (размеров), в первую очередь в войсках (силах) первого эшелона;

защиту, охрану и оборону сил и средств морально-психологического обеспечения и управление ими.

Информационно-воспитательная работа в ходе боя (боевых действий) направляется на поддержание высокой морально-психологической стойкости, активности и упорства войск (сил) при ведении боя, готовности к решительным действиям по уничтожению противника.

Главной задачей информационно-воспитательной работы в ходе боя (боевых действий) является:

целенаправленное разъяснение личному составу важности выполняемых задач;

непрерывная и разносторонняя информация об обстановке и ее разъяснение всеми формами и средствами;

острое реагирование на паникерские проявления относительно способности к победе, недостатков техники, оружия, преимущество противника, проявления тревоги перед трудностями;

сохранение бодрости и твердости духа, выработка хладнокровия, стойкости, умения преодолевать страх.

Основными формами информационно-воспитательной работы в ходе боя (боевых действий) являются:

боевое и оперативное информирование;

прямое обращение командования к личному составу в наиболее напряженные моменты боевых действий, доведение до них сведений о зверствах врага на временно захваченной им территории;

обмен опытом военнослужащих, ранее участвовавших в боевых действиях;

пропаганда проявлений образцов мужества, отваги и стойкости; индивидуальные беседы с военнослужащими, проявившими неуверенность и замешательство во время боевых действий;

доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, невыполнение боевого приказа и т.д.

Так, например, в ходе второй Чеченской кампании особое внимание в информационно-воспитательной работе уделялось укреплению воинской дисциплины в частях и подразделениях Объединенной группировки, воспитанию у лич­ного состава законопослушания, понимания необходимости беспрекословного подчинения приказу командира. В этих целях организовывались и специальные юридические информации, встречи воинов с работниками военной прокуратуры. Личному составу разъяснялись положения Уголовного кодекса Российской Федерации об ответственности за воинские преступления, прежде всего такие, как неповиновение, совершенное в военное время или в боевой обстановке, самовольное оставление поля сражения или отказ действовать оружием, добровольная сдача в плен, мародерство, насилие в отношении населения и др.

12 стр., 5681 слов

Морально-психологическое состояние военнослужащих, как основной ...

... идейного содержания их сознания, то морально-психологическое состояние больше характеризует нравственную сторону сознания, степень психологической устойчивости и готовности военнослужащих к боевым действиям. Морально-психологическое состояние имеет определенную структуру, в которой ...

Психологическая работа в ходе боя (боевых действий) направляется на достижение высокой боевой активности войск (сил), формирование способности переносить нервно-психические нагрузки с целью сохранения боеспособности при выполнении боевых задач.

Интересны данные, которые были опубликованы в США во время войны во Вьетнаме. «…Выраженный страх испытывают 80-90% участников боя. Из них у 25% наблюдается рвота, а у 10-20% потеря контроля мочеиспускания и дефекации… Часто чувство страха мешает солдату применять оружие… . Лишь около 25% применяют оружие в бою… Причем эта цифра практически неизменна со Второй мировой войны». Ряд зарубежных и отечественных психологов и психиатров считают, что частота реактивных состояний составит 25% и более. По американским данным, во второй мировой войне от боевых стрессов пострадало около 1 млн. человек, причем 450 тыс. из них были уволены с психическими заболеваниями, что составило 40% от общего количества уволенных по болезням и из-за травм.

Исходя из этого при активном взаимодействии с мобильными группами психологической помощи организуется психологическая поддержка и сопровождение войск (сил), направленные на предотвращение индивидуальных и групповых отрицательных психических состояний, пресечение паники и других негативных явлений (слухи, пораженческие настроения и т.д.).

Как показывает боевой опыт, наращиванию психологической активности личного состава способствуют:

передача боевой информации; нахождение офицеров в боевых порядках;

личный пример командиров и актива;

пропаганда боевых успехов и героических поступков военнослужащих;

поощрение отличившихся;

сообщение о фактах жестокого обращения противника с гражданским населением и военнопленными;

выявление и перекрытие каналов проникновения панических настроений;

своевременное выполнение воинами приёмов психологической саморегуляции и волевой мобилизации;

оказание экстренной психологической помощи психотравмированным военнослужащим и др.

Особое внимание уделяется контролю усталости личного состава, которое осуществляется с целью предотвращения неожиданного снижения боеспособности личного состава подразделений. Контроль осу­ществляется командирами подразделений, их заместителями по воспитательной работе. Связано это с тем, что усталость, незаметная в первые дни, может внезапно и остро проявиться в ходе последующих боев (боевых действий).

Так, например, через сутки без сна резко снижа­ется мыслительная деятельность человека, через двое бессонных суток воз­можны грубые ошибки в принятии решения, импульсивные действия, через трое суток без сна — человек теряет сознание.

Основные усилия военно-социальной работы в период ведения боя (боевых действий) сосредотачиваются на реализации социальных и правовых гарантий военнослужащих, особенно тех, кто получил ранения, увечья, контузии и т.п., оказании им всесторонней социально-правовой помощи и поддержки.

7 стр., 3222 слов

Особенности организации морально-психологического обеспечения ...

... на сознание и поведение личного состава. В ходе боевых действий наиболее эффективными стали личный пример отваги, мужества, устные обращения к военнослужащим, сообщения об отличившихся в бою. ... наших войск к Грозному и переход к решительным боевым действиям против дудаевских вооруженных бандформирований явились реальной проверкой боевой выучки и морально-психологической стойкости личного состава. ...

Защита войск (сил) от информационно-психо­логического воздействия противника проводится в целях нейтрализации психологической обработки противника, недопущения деморализации и морально-психологического подавления войск (сил), изменения в свою пользу соотношения морально-психологической устойчивости войск (сил) противоборствующих сторон и поддержания ее на уровне, необходимом для ведения боя (боевых действий).

Культурно-досуговая работа в ходе боя (боевых действий) организуется и проводится преимущественно в войсках (силах), расположенных во вторых эшелонах (резерве), а также не принимающих активного участия в боевых действиях и в районах восстановления боеспособности войск (сил).

В проведении мероприятий основную часть времени занимает информирование о ходе боя (боевых действий), событиях в стране, на ТВД и районе ведения боевых действий, прослушивание и просмотр теле,- радиопередач.

В основном культурно-досуговая работа ведется традиционными формами и методами.

2. Создание морально-психологических условий жизни и деятельности личного состава подразделения в обороне

Система морально-психологического обеспечения подготовки и ведения боя (боевых действий) включает взаимодействующие между собой силы и средства, местные, военные и иные органы, объединения и организации, несущие в пределах своей компетентности ответственность за морально-психологическое состояние личного состава.

В ходе оценки морально-психологического состояния личного состава своих войск (сил) изучается:

отношение личного состава к войне и конкретному противнику;

степень обученности основных категорий военнослужащих;

способность командного состава твердо управлять войсками (силами);

степень слаженности войск (сил).

При этом критериями оценки являются: реальная готовность и способность личного состава:

стойко переносить любые испытания войны;

успешно решать поставленные боевые задачи;

проявлять стойкость и волю к победе;

обеспечить разгром противника в любых условиях обстановки;

стойкость к деморализации.

Проводя весь комплекс мероприятий морально-психологического обеспечения подготовки военнослужа­щих к боевым действиям важно постоянно иметь ввиду значение роли на­чального периода войны (военного конфликта).

Опыт показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап в выполнении боевых задач, от того, как он будет проведен, часто зависит ход (а иногда и исход) дальнейших бое­вых действий.

Как известно, к основным факторам боевых действий (особенно их начального периода) относятся:

опасность осознание военнослужащими обстановки как угрожающей их здоровью и жизни;

внезапность неожиданное для военнослужащего изменение обстановки в ходе выполнения задачи;

5 стр., 2420 слов

Организация взаимодействия в интересах морально-психологического ...

... морально-психологической и информационной обстановке в регионе, районе СБД, боевых действий; - совместные действия по изучению и доведению до личного состава примеров мужества, героизма и самоотверженности военнослужащих, ... управления морально-психологическим обеспечением СБД войск. Без слаженности и согласованности действий различных соединений, частей, подразделений, участвующих в боевых действиях ...

неопределённость отсутствие, недостаток или противоречивость ин­формации об условиях выполнения, о содержании боевой задачи или о про­тивнике и характере его действий.

новизна наличие ранее неизвестных военнослужащему элементов в ус­ловиях выполнения или в самой боевой задаче, которая определяется опытом во­еннослужащего;

увеличение темпа действий сокращение времени на выполнение бое­вой задачи;

дефицит времени условия, в которых успешно выполнить поставлен­ную задачу невозможно лишь за счет увеличения темпа действий и необхо­димо изменить содержание или структуру деятельности.

При заблаговременной подготовке к бою (боевым действиям) органы управления морально-психологическим обеспечением обязаны выполнить весь комплекс мероприятий информационно-воспитательной, психологической, военно-социальной и культурно-досуговой работы, а также провести мероприятия по защите войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника и обеспечению войск (сил) техническими средствами воспитания.

Основные усилия информационно-воспитательной работы в ходе подготовки к бою (боевым действиям) направляются на своевременное доведение до личного состава:

информации о военно-политической обстановке в мире, стране, регионе;

тактической, морально-психологической и информационной обстановки в районе предстоящего боя (боевых действий);

приказов и директив командования;

успехов своих войск (сил);

примеров мужества и героизма воинов.

Основной формой информационно-воспитательной работы является информационный час, а также ежедневное боевое информирование всех категорий личного состава.

Необходимость этого доказывает опыт Великой Отечественной войны. С первых дней войны широкое распространение получили коллективные радио слушания передач Центрального радиовещания, которые велись более чем на 70 языках на­родов СССР и на 28 иностранных языках. В кратчайший срок была решена задача создания массовой прессы для Вооруженных Сил в соответствии с требованиями войны. К началу 1943 года выходило 5 центральных, 19 фронтовых,60 армейских, 3 корпусных и 600 дивизионных и бригадных газет. Свыше 70 газет выходило в Военно-морском Флоте. Особое внимание уделялось информированию военнослужащих на языках народов страны. К 1943 году, например, издавалось 10 газет на казахском, 5 — на грузинском, 6 — на узбекском, 2 — на таджикском, 8 — на татарском и других языках. Кроме того, издавалось более 20 военных журналов, в частности, такие как «Агитатор и пропагандист Красной Армии», «Блокнот агитатора Красной Армии», «Военный вестник», «Морской сборник» и др. Опыт войны показал, что мощное информационное воздействие на военнослужащих в боевых условиях оказывает наглядная агитация. Наиболее эффективными ее формами были лозунги, плакаты в «Окнах ТАСС», фотовитрины, иллюстрации, боевые листки, листки-молнии, световые газеты и др.

Информационно-воспитательная работа ведется с соблюдением требова­ний тактической маскировки, бдительности и недопустимости преждевре­менного раскрытия характера предстоящих боевых действий. Она осуществ­ляется по единому замыслу, комплексно, всеми силами и средствами. В этой работе также участвуют силы и средства старшего начальника.

В период подготовки к бою (боевым действиям) офицеры воспитательных структур и активисты готовят необходимые документы, которые формируются в папки (сумки).

Среди них могут быть: справка о боевом пути части, бланки боевых листков, листков-молний, памятки, брошюры, материалы для бесед, информирований, занятий в системе общественно-государственной подготовки, выписки из должностных обязанностей по организации информационно-воспитательной работы, канцелярские принадлежности и др.

По возможности при подготовке к боевым действиям и в ходе них в части создаются пункты информирования. Их цель — обеспечение необходимых условий для ведения информационно-воспитательной (в том числе справочно-информационной) работы и культурного досуга военнослужащих.

Для функционирования пункта информирования выделяется палатка, в которой могут находиться: радиоприемник, магнитофон (видеомагнитофон), книги (брошюры), газеты, журналы, папки со справочными материалами, настольные игры, музыкальные инструменты, установка для показа кинофильмов.

На съемных щитах оформляется наглядная информация: боевой путь части, символика Российского государства, материалы об ответственности военнослужащих за воинские преступле­ния, политическая карта мира, карта Российской Федерации и т.д. Один из офицеров-воспитателей постоянно находится на этом пункте и организует на нем работу. Систематически на пункте ведется обновление материалов.

В роте и во взводе для проведения информационной работы обычно имеется переносной комплект наглядной информации, который может включать планшеты: «Государственные символы России», «Россия на пути реформ», «Вооруженные Силы России» (Виды Вооруженных Сил), «Дни воинской славы России», «Нам завещали великие предки», «Сыны Отечества», «Боевой путь части», «Льготы военнослужащим и членам их семей», «Воин! Соблюдай требования безопасности», «Знай вероятного противника» и другие, а также карты мира и Российской Федерации, папку со справочными материалами, боевые листки и т.д.

Для обеспечения информационно-воспитательной работы в боевых условиях в части и подразделениях создаются: ротная библиотека (рота, батарея) – 50-60 экз. книг и брошюр; 3 географические карты.

В целях своевременного доведения информации расширяется сеть активистов, внештатных информаторов, принимаются меры по увеличению снабжения командиров, штабов, органов воспитательной работы, личного состава газетами, журналами, листовками, памятками, информационно-справочными материалами и другими изданиями о действиях воинов в бою.

Боевые действия в Афганистане практически подтверждают данные положения. Так, например, в информировании личного состава ограниченного контингента советских войск упор был сделан на активизацию агитации и пропаганды при главенствующей роли агитации.

Первостепенное внимание уделялось подбору, расстановке и подготовке агитаторов подразделений. Они были назначены во всех подразделениях. Это давало определенный эффект. В частности, в 101 мсп 5 гв. мсд благодаря возросшему с 1982 г. по 1986 г. участию актива в информационно-воспитательной работе в 1,6 раза удалось за это период добиться сокращения потерь личного состава по причине беспечности и благодушия на 32 %. В 40 армии 3 раза в неделю издавалось 5 газет разовым тиражом 7,5 тыс. экз. Активно проводилось политическое и боевое информирование личного состава.

Психическая напряженность, возникающая у воинов в различных ситуа­циях боя, может являться результатом влияния любого из названных выше факто­ров или нескольких из них. Однако основным (первичным) определяющим психологическую специфику боя, выступает фактор опасности. Все остальные воздействия вторичны и они как бы преломляются через «призму опасности». Одни при этом усиливаются, другие ослабевают, что в свою очередь может дезорганизовать действия неподготовленных военнослужащих. Фактор опасности, воздействуя на мотивационную сферу воинской деятельности, придает иное значение составляющим ее действиям, меняет ее внутреннее содержание.

Например, в июне 2000 года психологами Северного флота были протестированы около 300 военнослужащих, вернувшихся с после выполнения боевых задач на территории Северного Кавказа, на предмет выявления наличия и уровня боевых посттравматических стрессовых расстройств, агрессивности, суицидального риска и адаптивности в коллективе. Среди протестированных у 15,9% были выявлены признаки расстройств средней и легкой степени; у 29,3% — выявлена повышенная агрессивность; у 4,6% — повышенный суицидальный риск.

Психологическая работа в ходе подготовки к ведению боя (боевых действий) направляется на воспитание у личного состава психологической устойчивости и готовности к выполнению поставленных задач.

Основными задачами психологической работы при этом являются:

выявление психологических особенностей предстоящих действий, их влияния на психику военнослужащих, определение требований к нравственным, интеллектуальным и волевым качествам воинов, сплоченности воинских коллективов;

психофизиологическое обследование и социально-психологическое изучение прибывающего пополнения, оказание помощи органам управления в его рациональном распределении;

выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью и осуществление реабилитационных мероприятий;

психологическая подготовка личного состава к предстоящему бою (боевым действиям).

Особое внимание следует уделять таким важнейшим задачам морально-психологической подготовки, как преодоление страха и паники.

Как показывает опыт боевых действий, особенно в Афганистане и Чечне предупреждение и предотвращение страха и паники достигаются:

целеустремленным и оперативным доведением до личного состава международной, военно-политической и тактической обстановки;

пропагандой умелых и решительных действий в экстремальных условия боевой обстановки;

непрерывным и твердым руководством личным составом, четкими командами и указаниями;

энергичными действиями офицеров, их личным примером самооблада­ния, храбрости, выдержки;

выявлением каналов проникновения панических настроений и их пере­крытием;

выявление лиц, склонных к панике, проведение с ними индивидуальной работы

обучение военнослужащих способам сохранения самообладания.

Одной из форм психологической подготовки военнослужащих в ходе подготовки к ведению боя может стать проведение тренировки по мысленной отработке действий в отдельных боевых эпизодах (идеомоторная тренировка) с последующим разбором совершенных ошибок и мысленным повторением алгоритма правильных способов решения боевых ситуаций.

В ходе подготовки боевых действий психологическая работа ведется в форме психологической поддержки и помощи (психологического сопровождения) с целью сохранения психологической устойчивости войск (сил), снижения психогенных потерь.

При наличии сил и средств создаются мобильные группы психологической помощи, которые действуют в соответствии с решением командира. Особое место в ведении психологической работы отводится пункту психологической помощи и реабилитации части.

Практика показывает, что важным средством создания морально-боевого настроя войск накануне боевых действий является решение социальных проблем военнослужащих, осуществление мероприятий по соблюдению социальных гарантий и прав военнослужащих и членов их семей, установленных на военное время.

В ходе подготовки войск (сил) к ведению боевых действий органы воспитательной работы организуют и проводят военно-социальную работу, которая организуется в интересах создания необходимых социальных условий для успешной деятельности войск (сил).

Основными задачами военно-социальной работы являются:

разъяснение законов военного времени и международных правовых норм ведения боевых действий, гуманного обращения с военнопленными и гражданским населением, прав и обязанностей военнослужащих в условиях ведения войны, их ответственности за выполнение своего воинского долга;

анализ и прогнозирование социальной обстановки в войсках (силах) и ее влияния на успешное выполнение поставленных задач.

Основные усилия военно-социальной работы в ходе подготовки к бою (боевым действиям) сосредотачиваются на решении возникающих социальных проблем в связи с ранениями, заболеваниями, гибелью и пленением военнослужащих, а также, в случае если они объявляются без вести пропавшими. Могут также решаться наиболее острые, не терпящие отлагательства жалобы и заявления военнослужащих.

Мероприятия военно-социальной работы гуманитарного характера совместно с органами местного самоуправления проводятся также среди беженцев, местного населения и военнопленных.

Культурно-досуговая работа проводится с целью поддержания и восстановления морально-психологических и физиологических сил личного состава и его мобилизации на успешное решение боевых задач.

Основными задачами культурно-досуговой работы являются:

воспитание у военнослужащих любви к своей Родине, верности воинскому долгу, славным боевым традициям Вооруженных Сил, мужества, отваги, смелости, утверждение в их сознании оптимизма и уверенности в своих силах;

снятие отрицательных эмоциональных состояний у военнослужащих;

организация отдыха и досуга военнослужащих с учетом условий конкретной обстановки.

Основные усилия культурно-досуговой работы в период подготовки боя (боевых действий) направляются на организацию выступлений в войсках (силах) ансамбля песни и пляски фронта (концертных ансамблей), отдельных концертно-художественных бригад; проведение встреч личного состава с участниками боевых действий, организацию выпуска радиогазет и радиожурналов, демонстрацию патриотических кино- и видеофильмов.

В ходе планирования применения клубных машин заместителю командира по воспитательной работе необходимо учитывать, что, например, развертывание автоклубов ПАК-89М вместе с палаткой (УП на 100 человек) из походного положения в рабочее при достаточно тренированном экипаже автоклуба составляет около 1,5 часа.

В частях и подразделениях вторых эшелонов с разрешения соответствующих командиров проводятся выступления профессиональных артистов, встречи с родителями и земляками военнослужащих. В подразделениях укомплектовываются и активно используются в интересах личного состава ротные и батальонные библиотечки. При наличии исторических памятников проводятся митинги военнослужащих и ритуалы отдания воинских почестей павшим в сражениях. Организуется работа по доведению до личного состава материалов периодической печати, трансляции радио- и, по возможности, телепередач.

Защита войск (сил) от информационно-психоло­гического воздействия противника проводится в целях повышения их морального духа и недопущения деморализации, поддержания высокого уровня морально-психологи­ческого состояния.

Например, 24 февраля 2000 года разведгруппа морских пехотинцев Северного флота, выполняющая боевые задачи в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона, обнару­жила оставленные противником: танк Т-72. БМП-1, БМД, самоходную гаубицу 2С9 «Нона», автомобиль ГАЗ-66 с кузовом, приспособленным для пыток, склад боеприпасов и документы (журнал учёта личного состава, денежные ведомости, ведомости выдачи оружия, методическая литерату­ра, конспекты занятий боевиков).

Техника была замаскирована и законсервирована. Полученные свидетельства умело использовались офицерами-воспитателями ОГВ (с) для развенчания мифа о «справедливом характере войны чеченского народа против России», для воспитания у личного состава не­нависти к врагу, решительности и готовности выполнить поставленную задачу.

Кроме того, в интересах защиты военнослужащих одшб Северного флота от информационно-психологического воздействия противника командованием батальона каждому морскому пехотинцу был доведён «Кодекс поведения военнослужащих объединённой группи­ровки войск Вооружённых Сил Российской Федерации». Выпускались листки-предостережения, призывающие к усилению бдительности, рассказывающие о примерах жестокости и коварства врага.

Основными задачами защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника являются:

анализ информационной обстановки в районе дислокации части (подразделений), характера проводимых противником психологических операций, степени их влияния на личный состав и население; проведение мероприятий, направленных на противодействие и ликвидацию негативного информационно-психологичес­кого воздействия противника.

Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания проводится на основе решения заместителя командира по воспитательной работе, при этом: ставятся задачи начальнику вещевого склада части и начальнику клуба части; осуществляется планирование обеспечения войск (сил) техническими средствами воспитания, пополняются их запасы до установленных норм, проводятся мероприятия по поддержанию их в исправном состоянии и в готовности к применению; завершается восстановление имеющегося ремонтного фонда; проводится всесторонняя подготовка вещевого склада части и клуба к выполнению боевых задач, организуется их защита, охрана и оборона, контроль готовности к выполнению поставленных задач в ходе боя (боевых действий); организуется взаимодействие и управление; при необходимости проводятся и другие мероприятия.

Основные усилия сосредотачиваются на обеспечении техническими средствами воспитания войск (сил), действующих на главных направлениях и в наиболее важных районах; возможности гибкого маневра техническими средствами воспитания и их готовности к решению внезапно возникающих задач, а также возможности наращивания усилий по обеспечению войск (сил).

Создание установленных запасов технических средств воспитания, их эшелонирование, хранение, подготовка к применению организуются и осуществляются органами снабжения войск (сил) техническими средствами воспитания в соответствии с решением командира на бой (боевые действия), установленными нормами, возможными потерями и порядком поступления их в ходе боя (боевых действий).

Запасы технических средств воспитания, культурно-досугового имущества в войсках (силах), хранящиеся на вещевом складе части, в клубе части должны обеспечивать потребность войск (сил) в ходе боя (боевых действий).

Резерв технических средств воспитания может создаваться за счет отпускаемого старшим начальником ресурса на боевые действия.

Истребование недостающего количества технических средств воспитания осуществляется по заявкам в вышестоящие довольствующие органы. Заявки на восполнение боевых потерь и доукомплектование техническими средствами воспитания направляются заместителю командира соединения (части) по воспитательной работе. Распоряжение заместителя командира по воспитательной работе на восполнение потерь и доукомплектование войск (сил) техническими средствами воспитания по средствам связи передаются на ТПУ соединения (части) начальнику довольствующего органа.

Технические средства воспитания приводятся в готовность к их применению при подготовке боя (боевых действий) начального периода войны, как правило, в пунктах постоянной дислокации, районах сосредоточения в соответствии с планами перевода войск (сил) с мирного на военное время.

Подготовка технических средств воспитания к применению заключается в проведении необходимого технического обслуживания, настроечных, выверочных и регламентных работ и восстановлении ресурса, обеспечивающего их надежную работу в ходе боя (боевых действий).

Доставка газет в войска (силы) осуществляется управлением фельдъегерско-почтовой связи через свои узлы и станции.

Доставка киновидеофильмов в войска (силы) осуществляется силами походных фильмопрокатных пунктов отделения киновидеопроката склада (центра) технических средств объединения. Доставку киновидеофильмов планирует начальник довольствующего органа.

Ремонт технических средств воспитания в войсках (силах) осуществляется передвижными ремонтными мастерскими, входящими в состав склада (центра) технических средств объединения. График выезда в войска (силы) передвижных ремонтных мастерских составляет начальник довольствующего органа и утверждает у заместителя командующего объединением по воспитательной работе.

Защита, охрана, оборона и маскировка сил и средств морально-психологического обеспечения части (подразделения) организуется и осуществляется в целях максимального ослабления воздействия на них противника, сохранения их боеспособности и обеспечения безопасности выполнения поставленных им задач.

Решение этих задач достигается проведением мероприятий по защите сил и средств морально-психологиче­ского обеспечения от оружия массового поражения и высокоточных систем обычного оружия, противовоздушной и наземной обороне, охране, противопожарной защите и проведением спасательных работ в очагах поражения. В интересах этого должны приниматься все возможные меры для быстрейшего сбора сведений об обстановке, потерях, разрушениях, затоплениях, пожарах, действиях разведывательно-диверсионных групп противников в районах размещения сил и средств морально-психологического обеспечения.

Защита сил и средств морально-психологического обеспечения от оружия массового поражения включает комплекс мероприятий, в том числе инженерного обеспечения и радиационной, химической и биологической защиты. Основными среди них являются: рассредоточение и маскировка сил и средств морально-психологического обеспечения, периодическая смена и инженерное оборудование районов их размещения (развертывания); использование защитных и маскирующих свойств местности; предупреждение о непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, разрушениях предприятий атомной энергетики и химической промышленности, а также о своих ядерных ударах; оповещение о радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении местности, атмосферы и о районах пожаров, завалов, разрушений и затоплений; противоэпидемические, санитарно-гигиениче­с­кие и специальные профилактические медицинские мероприятия; выявление последствий применения противником оружия массового поражения и разрушения предприятий атомной энергетики и химической промышленности; обеспечение безопасности и защиты личного состава при действиях в зонах заражения, районах разрушений, пожаров и затоплений; ликвидация последствий применения противником оружия массового поражения.

Рассредоточение (смена районов размещения) сил и средств морально-психологического обеспечения производится решением заместителя командира по воспитательной работе по согласованию со штабом части.

Исходными данными, определяющими степень рассредоточения, являются: характер выполняемых задач и укомплектованность личным составом; ожидаемая мощность ядерных ударов, которые может нанести противник; возможности сил и средств морально-психологи­ческого обеспечения по использованию укрытий и защитных свойств местности.

Периодическая смена силами и средствами морально-психологического обеспечения районов размещения (развертывания) осуществляется скрытно и в короткие сроки под руководством их начальников на основании распоряжений заместителя командира по воспитательной работе по согласованию со штабом. Запасные районы должны быть заранее разведаны (проведена рекогносцировка) и по возможности подготовлены в инженерном отношении.

Маскировка сил и средств морально-психологи­ческого обеспечения заключается в устранении или ослаблении демаскирующих признаков, раскрывающих характер выполняемых задач. Это достигается: использованием маскирующих свойств местности, естественных укрытий с учетом времени года и суток; применением табельных маскировочных средств и местных материалов, а также аэрозолей (дымов); окрашиванием техники под фон местности; строгим соблюдением правил скрытого управления войсками (силами); постоянным проведением мероприятий по радиосветовой, тепловой, звуковой, оптической и другим видам маскировки.

Инженерное оборудование районов размещения (развертывания) сил и средств морально-психологического обеспечения, как правило, осуществляется самостоятельно. При необходимости по решению вышестоящего начальника для этих целей могут выделяться дополнительные силы и средства. В зависимости от выполняемых задач и наличия времени оборудуются фортификационные сооружения открытого и закрытого типов для личного состава, техники и запасов материальных средств.

Предупреждение сил морально-психоло­гического обеспечения о непосредственной угрозе и начале применения противником оружия массового поражения, разрушениях предприятий атомной энергетики и химической промышленности, радиоактивном, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении местности и атмосферы, районах пожаров, разрушений и затоплений осуществляется штабом части на основании данных разведки. Оповещение осуществляется установленным порядком и едиными сигналами по всем имеющимся каналам связи вне всякой очередности.

Противоэпидемические, санитарно-гигиенические, специальные профилактические медицинские мероприятия силы морально-психологического обеспечения осуществляют самостоятельно, а также специально направляемыми в очаги поражения силами и средствами медицинской службы соединения (объединения).

Радиационный, химический и биологический (бактериологический) контроль проводится во всех силах и средствах морально-психологического обеспечения. Его данные учитываются соответствующими начальниками.

Локализация, тушение пожаров и спасательные работы проводятся, как правило, своими силами и средствами во взаимодействии с соседними частями, подразделениями. При необходимости для этого по указанию командира могут выделяться дополнительные силы и средства.

На всех этапах подготовки боя (боевых действий) заместитель командира по воспитательной работе организует контроль за проведением мероприятий морально-психоло­гического обеспечения и оказание помощи войскам (силам), силам и средствам морально-психологического обеспечения.

При работе в войсках (силах) основные усилия представителей органов воспитательной работы сосредотачиваются на морально-психологической подготовке личного состава к бою (боевым действиям), мобилизации органов управления на четкое выполнение функциональных обязанностей.

Так, например, в ходе контртеррористической операции на территории Северо-Кавказского региона в одну из ночей октября 1999 года боевиками было осуществлено нападение на командный пункт оперативной группы. Благодаря смелым и решительным действиям личного состава разведгруппы, охраны командного пункта и дежурной смены подвижной группы связи, мужеству и успешному руководству офицеров двухчасовой бой был выдержан. Нападение боевиков было отбито без потерь.

Особое внимание уделяется оказанию помощи органам воспитательной работы в мобилизации личного состава на эффективность нанесения первого ракетно-ядерного удара и огневого поражения противника в ходе боя (боевых действий).

При работе с офицерским составом основные усилия сосредотачиваются на доведении сложившейся в районе морально-психологической обстановки, возможных тактических изменениях в ходе боя (боевых действий), оперативном информировании о сильных и слабых сторонах противника, возможном применении им новых тактических приемов ведения боевых действий, видов оружия и военной техники.

В работе с кадрами органов воспитательной работы особое внимание уделяется обучению их практическим вопросам организации морально-психологического обеспечения в различных условиях боя (боевых действий).

Основными формами и методами работы с кадрами органов воспитательной работы являются:

инструктирование;

заслушивание руководящего состава;

оказание помощи оперативными группами или отдельными должностными лицами вышестоящих органов воспитательной работы в организации морально-психологического обеспечения на местах;

снабжение необходимым информационно-справочным материалом.

В ходе организации взаимодействия главное внимание уделяется согласованию вопросов оповещения, управления и организации связи, оказанию взаимной помощи в выполнении поставленных задач морально-психологического обеспечения при резких изменениях обстановки, а также мероприятиям по быстрому восстановлению боеспособности войск (сил), сил и средств морально-психологического обеспечения.

Взаимодействие с органами воспитательной работы соседних частей (подразделений) организуется, прежде всего, по вопросам: согласованного размещения, перемещения и применения их сил и средств морально-психологического обеспечения; использования производственных мощностей местной полиграфической, культурно-досуговой базы, органов печати и радиотелевизионных средств; взаимного обеспечения материально-техническими средствами; эвакуации и ремонта технических средств воспитания; оказания взаимной помощи в защите, охране и обороне сил и средств морально-психологического обеспечения.

При планировании мероприятий морально-психо­логического обеспечения в ходе подготовки к ведению боя (боевым действиям) совместно со штабом и службами части уточняются и согласовываются следующие вопросы:

содержание, сроки и последовательность задач, решаемых в интересах информационного противоборства;

задачи, возлагаемые на СМИ, порядок и последовательность размещения в СМИ материалов, готовящихся штабами и другими органами управления;

объекты информационного и психологического воздействия противника и возможность их огневого поражения и радиоэлектронного подавления;

порядок обмена информацией о составе сил и средств психологических операций противника и их тактике действий, содержании подрывной пропаганды на наши войска и население и меры по ее ослаблению;

порядок работы с местным населением;

районы активного информационно-психологического воздействия и активной информационно-психологической защиты;

состав привлекаемых сил и средств

порядок выполнения совместных задач по защите войск (сил) и населения от информационно-психологического воздействия противника;

сроки, состав сил и средств РЭБ, привлекаемых для защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника, а также порядок радиоэлектронной защиты радиоэлектронных объектов морально-психологического обеспечения;

порядок применения агитационных снарядов в интересах морально-психологического обеспечения боя (боевых действий).

Для управления морально-психологическим обеспечением при подготовке к ведению боя (боевым действиям) используются подготовленные пункты управления морально-психологического обеспечения, организационно входящие в состав командных, запасных командных и тыловых пунктов управления части.

Связь в интересах морально-психологического обеспечения при подготовке боя (боевых действий) организуется с учетом необходимости заблаговременного развертывания средств связи в запасных районах размещения командных, запасных командных и тыловых пунктов управления части.

Обязанности должностных лиц органов воспитательной работы по морально-психологическому обеспечению боевых действий изложены в Боевом Уставе, Наставлении по МПО, Руководстве по психологической работе, а также в соответствующих руководящих документах и должностных инструкциях на период различных боевых действий.

1. Последовательность работы заместителя командира роты по воспитательной работе с получением задачи на проведение оборонительного боя

Боевым Уставом СВ статьей 586н предусмотрено, что “основным организатором МПО является заместитель командира дивизии (бригады, полка) по работе с личным составом “(в новой редакции это — заместитель командира по воспитательной работе).

Там же определено, что “Он несет ответственность за организацию МПО, работу по поддержанию высокой морально-психологической устойчивости и готовности военнослужащих к ведению боевых действий; оказание психологической помощи и восстановление психологи0ческих потерь; действенность воспитательной, информационной, социально-психологической, социально-правовой и культурно-досуговой работы; управление информационно-техническими силами и средствами”(наименование составных частей МПО — видов работ уточнены приказом МО РФ от 13 апреля 1996 года и Наставлением по МПО — 1997 года).

В статье 586о Боевого Устава четко говорится, что “При подготовке к боевым действиям ЗКВР на основе решения командира дивизии (бригады, полка) вырабатывает предложения по МПО, составу сил и средств для их выполнения, разрабатывает план МПО боевых действий”. Об этом же говорится и в статье 586г, где определяются основные требования к проведению мероприятий морально-психологического обеспечения и к МПО в боевых условиях в целом.

В основах морально-психологического обеспечения Наставления по МПО очерчен общий круг вопросов, решаемых органами воспитательной работы в ходе подготовки и ведения боевых действий. А в остальных главах конкретизированы обязанности тех или иных должностных лиц воспитательных органов и структур по осуществлению на практике цели и задач МПО. Например, на основе замысла командира и оценки обстановки, морально-психологического состояния войск сторон “…заместитель по воспитательной работе (начальник органа ВР) готовит предложения по организации МПО боевых действий и разрабатывает его содержание”.

После принятия командиром решения по МПО, определения цели и задач, а также основного содержания морально-психологического обеспечения предстоящих боевых действий “Заместитель по воспитательной работе (нач. органа ВР) детализирует порядок выполнения задач МПО с учетом особенностей по этапам боевых действий, организует и осуществляет планирование и взаимодействие в интересах МПО, координирует работу служб в выполнении задач МПО

В Наставлении по МПО определена роль и место заместителя командира по воспитательной работе также в вопросах планирования, организации МПО в подчиненных подразделениях и частях, а также в организации управления морально-психологическим обеспечением, силами и средствами МПО и техническими средствами воспитания.

Важными фигурами в воспитательных структурах являются офицеры по общественно-государственной подготовке и информированию, психологи, офицеры по социальной работе и профилактике правонарушений, а также другие должностные лица ВР (заместитель начальника отделения ВР, офицер по культурно-досуговой работе — начальник клуба, инструктор по работе с семьями военнослужащих).

Их обязанности, как и должностные обязанности заместителя командира по воспитательной работе, определены общевоинскими уставами, Наставлением по МПО, Руководством по психологической работе в ВС РФ, приказом МО РФ №226 от 6 июля 1995 года “Об органах воспитательной работы в Вооруженных Силах РФ” (Приложение №3), а также определяются рамками решаемых ими практических задач.

Рассмотрим подробнее основные обязанности должностных лиц структурных подразделений органов воспитательной работы полка.

Заместитель командира полка (батальона, роты).

Руководствуются обязанностями соответствующих должностных лиц, изложенных в Уставе внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и перечисленными выше требованиями Боевого Устава Сухопутных Войск (Часть 1,2), Наставления по морально-психологическому обеспечению и Руководства по психологической работе в части их касающегося.

Психолог.

Несет ответственность за состояние и организацию психологической работы в интересах воспитания личного состава, укрепления его морально-психологического состояния и поддержания психологической устойчивости военнослужащих. Он подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе. Психолог полка:

  • обязан знать психологические качества военнослужащих, изучать социально-психологические процессы в полку и подразделениях, вырабатывать предложения и участвовать в выполнении задач, поставленных командиром по формированию здорового морально-психологического климата в воинских коллективах, укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;
  • отвечает за организацию и проведение психологической работы по поддержанию боевой и мобилизационной готовности, выполнению планов боевой подготовки, боевого дежурства и боевой службы, караульной и внутренней служб, повседневной и боевой деятельности полка;
  • совместно с медицинской службой полка выявляет и ведет постоянное наблюдение за военнослужащими с признаками нервно-психической неустойчивости, оказывает им психологическую помощь;
  • лично проводит мероприятия и несет ответственность за работу по психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы;
  • принимает участие в профессиональном психологическом отборе личного состава полка, участвует в его расстановке по подразделениям и воинским специальностям;
  • лично организует и оказывает психологическую помощь военнослужащим и членам их семей, гражданскому персоналу;
  • несет ответственность за организацию взаимодействия с медицинской службой полка и проведение мероприятий психологической работы по сохранению психического здоровья личного состава;
  • отвечает за методическое обеспечение занятий по психолого-педагогической подготовке с офицерами, прапорщиками, сержантами;
  • несет ответственность за проведение мероприятий по противодействию негативному психологическому воздействию на личный состав и вырабатывает предложения командирам по повышению психологической устойчивости военнослужащих;
  • обязан соблюдать этические нормы профессиональной деятельности психолога, не допускать использования полученной информации в ущерб военнослужащим и членам их семей, гражданскому персоналу;
  • участвует в развитии материально-технической базы психологической работы;
  • информирует о проводимых мероприятиях вышестоящих должностных лиц, организующих психологическую работу.

Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию.

Отвечает за организацию, методическое обеспечение, проведение общественно-государственной подготовки и информирование личного состава. Он подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе. Офицер по общественно-государственной подготовке и информированию полка:

  • несет ответственность за планирование, методическое обеспечение и проведение информационных мероприятий по морально-психологическому обеспечению боевых действий, выполнению планов боевой и мобилизационной готовности полка;
  • организует и проводит обучение руководителей групп общественно-государственной подготовки (ОГП) и информационного актива полка, обобщает и распространяет передовой опыт;
  • лично проводит информирование военнослужащих полка и членов их семей, гражданского персонала, ведет занятия по ОГП в одной из групп, вырабатывает предложения по их комплектованию, подбору и расстановке руководителей;
  • направляет работу библиотеки, телецентра и радиоузла полка в интересах методического и информационно-справочного обеспечения ОГП и информирования;
  • организует подписку на периодические издания, совместно с начальником связи полка обеспечивает их своевременную доставку;
  • разрабатывает методические материалы по общественно-государственной подготовке и информированию в полку, методику использования технических средств воспитания;
  • анализирует информационные запросы и настроения личного состава, докладывает предложения и участвует в реализации мер по защите военнослужащих от негативного информационно-психологического воздействия;
  • изучает социально-политическую обстановку в районе дислокации полка (предстоящих боевых действий) и ее влияние на настроения личного состава;
  • по поручению командира полка взаимодействует с органами государственной власти на местах, общественными организациями, ветеранскими движениями, патриотическими клубами и т.п. в интересах общественно-государственной подготовки, информирования личного состава, военно-патриотического воспитания населения, подготовки молодежи к военной службе;
  • участвует в наглядно-художественном оформлении территории, клуба, комнаты боевой славы полка в целях воспитания у личного состава уважения к государственной символике России, гордости за историю страны, традиции Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • анализирует состояние ОГП и информирования личного состава, вырабатывает и осуществляет меры по их совершенствованию.

Офицер но социальной работе и профилактике правонарушений.

Отвечает за состояние и организацию социальной работы, проведение воспитательных мероприятий по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений в полку. Он подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе. Офицер по социальной работе и профилактике правонарушений полка:

  • изучает социальные процессы среди военнослужащих и гражданского персонала полка, вырабатывает и участвует в реализации предложений командиру по предупреждению негативных социальных явлений;
  • обязан знать нужды, запросы военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала, информировать о них командира полка, совместно с другими должностными лицами принимать меры по своевременному разрешению социально-бытовых проблем;
  • отвечает и лично проводит работу по разъяснению приказов и директив Министра обороны РФ по социальным вопросам;
  • организует взаимодействие и оказывает помощь общественным организациям, действующим в полку, в их работе в интересах социальной защиты военнослужащих и членов их семей, гражданского персонала и разрешению социально-бытовых проблем;
  • обязан знать состояние воинской дисциплины в полку, вырабатывать предложения командиру по ее укреплению, оказывать помощь командирам подразделений в проведении воспитательных мероприятий по предупреждению правонарушений;
  • участвует совместно с помощником командира полка по правовой работе в правовом воспитании личного состава, формировании у него дисциплинированности и послушания, укрепления единоначалия;
  • совместно со штабом полка, командирами подразделений анализирует и несет ответственность за обобщение и внедрение передового опыта воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений;
  • участвует в обучении должностных лиц полка, командиров подразделений практике и методике индивидуальной воспитательной работы с личным составом, укреплении воинской дисциплины и правопорядка.

Офицер по организации досуга — начальник клуба.

В мирное время отвечает за организацию и проведение культурно-досуговой работы в полку, а в военное время уходит в состав дивизионного клуба или на одну из должностей в органах воспитательной работы (в военное время по штату в линейном полку клуба нет).

Однако, по нашему мнению, с учебной точки зрения важно обо значить круг его обязанностей, тем более, что подобная должность имеется в отдельном полку и в отделении воспитательной работы дивизии. Он подчиняется заместителю командира по воспитательной работе.

Офицер по организации досуга — начальник клуба:

  • совместно со штабом планирует и лично организует культурно-досуговую работу с личным составом;
  • несет ответственность и организует работу клуба, руководит советом клуба;
  • отвечает за организацию культурно-досуговой работы с личным составом на учениях и в ходе боевых действий;
  • обязан планировать и проводить культурно-массовые мероприятия в части и подразделениях в дни, когда позволяет боевая обстановка и в тылу, а также в праздничные, выходные и предвыходные дни;
  • способствует развитию самодеятельного творчества личного состава и культурно-шефских связей;
  • по поручению соответствующего командира взаимодействует с органами государственной власти и управления на местах, учреждениями культуры, общественными, творческими объединениями, мастерами культуры в интересах эстетического воспитания личного состава и организации культурно-содержательного отдыха военнослужащих;
  • вырабатывает предложения по наглядно-художественному оформлению служебных, учебных и казарменных помещений, территорий военных и жилых городков, мест дислокации подразделений в полевых или боевых условиях, участвует в их реализации;
  • обеспечивает кино-, теле-, видео- и радиообслуживание личного состава в полевых условиях, изучает эстетические интересы и запросы личного состава, принимает меры к их удовлетворению;
  • руководит и организует работу библиотеки и ее подразделений в полевых условиях;
  • участвует в организации работы по оформлению комнаты (походного варианта) боевой славы, комнат (мест) досуга личного состава подразделений;
  • осуществляет регулярный контроль использования технических средств воспитания и информации, проверяет их техническое состояние и правильность использования, обеспечивает своевременный ремонт, замену и списание выслуживших установленные сроки или вышедшего в результате боевых действий клубного имущества и аппаратуры;
  • оказывает квалифицированную помощь командирам подразделений в организации и проведении культурно-досуговых мероприятий с офицерами и прапорщиками в полевых условиях.

Должностные лица отделения воспитательной работы соединения в основе своей работы имеют подобные полковому звену обязанности, однако, их объем и детализация определяется их организационно-штатным предназначением и ролью в том или ином органе воспитательной работы и носят более организующий и общий характер. Их обязанности непосредственно вытекают из основных задач соответствующих органов воспитательной работы, направлений морально-психологического обеспечения в конкретных видах боевых действий и определены VI главой Положения об органах воспитательной работы в ВС РФ (Приложение №1 к приказу МО РФ № 226 от 6 июля 1995 г.).

Таким образом, должностные лица органов и структур воспитательной работы имеют четкие обязанности по осуществлению работы по организации эффективного морально-психологического обеспечения боя. От качества их исполнения соответствующими должностными лицами, деловой требовательности командира и его компетентности в данном вопросе во многом будет зависеть качество организации и осуществления на практике мероприятий МПО, замысла и принятого решения на бой.

(образец)

» УТВЕРЖДАЮ» КОМАНДИР __ МСП

полковник Н. ПОТАПОВ.

ПЛАН

МЕРОПРИЯТИЙ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБОРОНИТЕЛЬНОГО БОЯ __МСП

МЕРОПРИЯТИЯ

Дата

Испол-нители

Отметка о вып.

Главными задачами МПО в оборонительном бою считать:

— формирование у личного состава высокого боевого духа и достижение морально-психологического превосходства над противником;

— поддержание у военнослужащих стойкости, мужества и упорства в ведении оборонительного боя;

— воспитание твердости в обороне занимаемых позиций, а также стремления стоять на смерть и ни при каких обстоятельствах не покидать занимаемых позиций без приказа командира.

В период подготовки к бою:

1 Принять участие в оценке обстановки и выработке решения по МПО. Подготовить предложения КП в решение на оборону

2 Определить основные направления и содержание работы с личным составом полка в оборонительном бои

3 На совещании с командирами подразделений и ЗКВР, исходя из сложившейся обстановки и распоряжений командира дивизии, поставить задачи на организацию МПО.

4 Снабдить командиров и ЗКВР: справочным материалом о противнике, его сильных и слабых сторонах: дополнительными данными о социально-политических условиях в районе предстоящих боевых действий; тематикой информаций и бесед; памятками и листовками, др. материалами для бесед с л/с

5. Проанализировать морально-психологическое состояние своих войск, войск противника, района предстоящих боевых действий и подготовить справку-доклад командиру.

6. Определить перечень документов, их содержание и сроки разработки. Распределить офицеров ВР для изучения МПС, быта и обустройства л/с, оказания помощи в подразделениях в организации и проведении мероприятий МПО:

-Bl МСБ

-в 2 МСБ

-в 3 МСБ

-в ТБ

— в АДН

7 Организовать взаимодействие со структурами ВР приданных и поддерживающих подразделений, соседями, а также с мёстными органами государственной власти и местного управления в интересах координации работы и обмена информацией

8 Активизировать информационно-воспитательную работу с личным составом. С этой целью организовать:

  • ежедневное боевое и политическое информирование:
  • разъяснение личному составу обстановки, решений правительства. Верховного Главного Командования, обращений Военного Совета Фронта о защите Отечества и разгроме агрессора;
  • коллективное прослушивание радиопередач:
  • пропаганду боевых традиций, встречи с ветеранами войны, военнослужащими, имеющими боевой опыт;
  • разъяснение военнослужащим требований законов военного времени и ответственности

9 Перед выходом в район сосредоточения в подразделениях провести короткие митинги под лозунгом «Ни пяди родной земли агрессору. Предусмотреть участие в них командования полка и офицеров управления

10 В целях повышения морально-психологической устойчивости личного состава, его готовности к боевым действиям:

  • организовать выявление лиц с неустойчивой психикой; провести дополнительно занятий по психологической подготовке, обкатке танками и т.п.;
  • провести ИМЗ с офицерами, прапорщика) ми. сержантами по совершенствованию навыков оказания психологической помощи, приемов воздействия на психические состояния подчиненных в бою;
  • провести инструктажи с личным составом по овладению простейшими приемами саморегуляции;

11 В районе ТПУ на базе ПМП. БИЛ оборудовать места для осуществления психологической реабилитации военнослужащих, получивших боевые психические травмы.

Проинструктировать актив и организовать проведение мероприятий по разоблачению возможной дезинформации и информационно-психологического воздействия противника.

В этих целях

  • исключить возможность пользования индивидуальными радиоприемниками:
  • — назначить специальные группы актива для сбора и уничтожения листовок и другой печатной продукции противника распространяемых на наши войска:
  • усилить контроль за военнослужащими, работающими на средствах связи.

В органах боевого управления, с офицерами штабов батальонов и управления полка провести работу по вопросам повышения их ответственности за качество и эффективность отрабатываемых документов, принимаемых решений, развития творчества и профессиональных навыков по осуществлению устойчивого управления подчиненными подразделениями, осуществления всех видов обеспечения в обороне.

В ходе оборонительного боя:

1. На период ведения оборонительного боя полка офицеров распределить:

  • КП — ЗКПВР, Оф.по ОГП и информ
  • ТПУ — Психолог полка

2. Оперативно доводить до личного состава результаты боя, боевые успехи полка и подразделений, примеры героизма и отваги солдат, сержантов, офицеров и прапорщиков

3 Постоянно пропагандировать отличившихся, образцы мужества и героизма, подвиги военнослужащих, организовать поощрение отличившихся, представление их к награждению орденами и медалями.

4 Оперативно информировать личный состав об обстановке, своевременно доводить задачи, широким привлечением актива обеспечивать высокую стойкость воинов в обороне

5. Обеспечить высокий личный пример офицеров. активно привлекать их к доведения передового опыта, мобилизации воинов на успешное выполнение стоящих задач.

6. Своевременно восстанавливать выбывших из строя ЗКВР подразделений. Для чего назначить из числа наиболее подготовленных командиров нештатных ЗКВР

7 Для снижения эффективности информационно-психологического воздействия противника на наши войска:

— немедленно подавлять обнаруженные средства «психологической войны» противника;

— быть в готовности оперативно применить специальные агитснаряды для залистования указанных районов.

8. Предусматривать меры для своевременной эвакуации раненых и .больных с поля боя, оказания им медицинской и психологической помощи, а также захоронения

9. В случае применения противником ОМП и ВТ. О организовать работы по мобилизации личного состава на быстрое восстановление боеспособности, ликвидацию последствий их применения.

10. Установить порядок и периодичность предоставления донесений о морально-психологическом состоянии личного состава.

11. Систематически информировать командиpa о ходе МПО и результатах проводимой работы.

ЗАМЕСТИТЕЛЬ КОМАНДИРА ___МСП ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ ПОДПОЛКОВНИК А. СМИРНОВ

НАЧАЛЬНИК ШТАБА ___МСП

ПОДПОЛКОВНИК В. НИКОЛАЕВ

2. Содержание мероприятий морально-психологического обеспечения оборонительного боя

Организация морально-психологического обеспечения боя (боевых действий) начинается с получением боевого приказа и распоряжения по морально-психологическому обеспечению.

На основе уяснения боевой задачи, оценки морально-психологической и информационной обстановки, морально-психологического состояния личного состава, а также в соответствии с указаниями командира и вышестоящих органов управления морально-психологическим обеспечением заместитель командира по воспитательной работе принимает решение на морально-психологическое обеспечение боя (боевых действий), которое доводит до аппарата воспитательной работы части.

На основе принятого решения:

определяются мероприятия, которые необходимо провести немедленно;

ставятся задачи подчиненным подразделениям;

осуществляется планирование и проведение мероприятий морально-психологического обеспечения войск (сил);

развертываются силы и средства морально-психологического обеспечения, проводится их всесторонняя подготовка;

производится пополнение запасов технических средств воспитания и материально-технических средств до установленных норм, проводятся мероприятия по подготовке их к применению;

завершается восстановление имеющегося ремонтного фонда;

осуществляется прием сил и средств морально-психологи­ческого обеспечения, поступающих в часть (подразделение), организуется их защита, охрана, оборона и маскировка, а также проводится контроль готовности к выполнению поставленных задач;

осуществляется контроль готовности войск (сил) в морально-психологическом отношении к бою; при необходимости проводятся и другие мероприятия.

Морально-психологическое обеспечение первых боев (боевых действий) организуется заблаговременно и завершается накануне, а иногда и с началом войны.

Заблаговременная подготовка проводится в мирное время скрытно, с особой тщательностью и в возможно более полном объеме. При этом задачи морально-психологического обеспечения доводятся заранее до отдельных подразделений включительно. В соответствие с разработанными планами проводятся занятия с личным составом органов воспитательной работы по уточнению и отработке задач.

Как показывает опыт боевой подготовки войск (сил) при заблаговременной подготовке к боевым действиям необходимо планировать и проводить следующие мероприятия:

анализ морально-психологического состояния на индивидуальном и групповом уровнях;

психологическая подготовка к действиям в боевых условиях и психологическое слаживание боевых расчетов и смен;

составление прогностических расчетов психогенных потерь личного состава и планирование практических мер по их снижению в различных условиях обстановки;

анализ и оценка морально-психологической и информационной обстановки в районах дислокации части и подразделений, выработка предложений по ее стабилизации и оперативному реагированию на факторы снижающие боеготовность и боеспособность войск (сил);

весь комплекс мероприятий осуществляемых в ходе общей, специальной и целевой психологической подготовки личного состава и др.

Разработанные в ходе заблаговременной подготовки планы морально-психологического обеспечения должны постоянно уточняться и соответствовать изменениям обстановки. С этой целью во всех звеньях органов управления морально-психологическим обеспечением планируются, отрабатываются и уточняются планы морально-психологического обеспечения перевода части (подразделения) с мирного на военное время, поддерживается в постоянной готовности система управления морально-психологическим обеспечением.

Непосредственная подготовка боя (боевых действий) проводится в полном объеме в угрожаемый период накануне войны с получением боевых приказов вышестоящих органов управления. При этом, как правило,

уточняются ранее принятые решения и планы морально-психологического обеспечения боя (боевых действий) и доводятся уточненные задачи до подчиненных органов управления морально-психологическим обеспечением;

проводятся мероприятия морально-психологического обеспечения войск (сил) при их отмобилизовании и развертывании; приводятся в готовность к применению технические средства воспитания;

осуществляются мероприятия по морально-психологическому обеспечению частей (подразделений), предназначенных для прикрытия Государственной границы, обеспечивается поддержание устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих, выделенных в состав подразделений, предназначенных для уничтожения диверсионно-разведывательных и террористических групп противника и др.

В масштабе объединения для выполнения задач морально-психологического обеспечения соединений, частей и подразделений этого объединения развертываются группировки сил и средств морально-психологи­ческого обеспечения, которые, как правило, включают: группировку для обеспечения войск (сил), действующих на главном направлении; группировку для обеспечения войск (сил), действующих на других направлениях. Кроме того, в составе объединения создается группировка, выполняющая задачи в интересах всех сил объединения, и резерв сил и средств морально-психологического обеспечения, часть их может предназначаться для выполнения задач в интересах вторых эшелонов, а также войск (сил), действующих в отрыве от главных сил, морских и воздушных десантов и для решения других задач.

Обеспечение войск (сил) техническими средствами воспитания осуществляется за счет запасов технических средств воспитания, созданных в отделениях хранения технических средств вещевых складов объединения (соединения).

В ходе боя (боевых действий) запасы технических средств воспитания в войсках (силах) поддерживаются в пределах установленных норм, обеспечивающих решение поставленных войскам (силам) задач и возможность ведения последующих боев (боевых действий) без оперативных пауз. Восполнение потерь технических средств воспитания и ЗИП в первую очередь осуществляются в войсках (силах), ведущих боевые действия на главном направлении и выполняющих наиболее важные задачи.

Передвижные ремонтные мастерские объединения (соединения) в ходе боя (боевых действий) направляются для работы в районы наибольшего выхода технических средств воспитания из строя. Продолжительность работы передвижных ремонтных мастерских в одном районе в ходе боя (боевых действий) определяется объемом ремонтных работ и складывающейся обстановкой.

Походные технические средства воспитания на автомобильной базе, подлежащие капитальному ремонту, эвакуируются, как правило, средствами объединения на станции (в порты, на пристани) погрузки для отправки на ремонтные предприятия.

Походные технические средства воспитания на автомобильной базе безвозвратных потерь эвакуируются средствами объединения и попутным транспортом для последующей разборки (разбраковки) в соответствии с указаниями довольствующих органов. Остальные походные технические средства воспитания безвозвратных потерь разбираются (разбраковываются) на месте, узлы и агрегаты используются для восстановления или проведения ремонта боеспособных средств.

В процессе управления войсками (силами) в ходе боя (боевых действий) основные усилия морально-психологического обеспечения направляются на поддержание четкого выполнения функциональных обязанностей органов управления. Главной задачей является воспитание офицеров в духе высокой личной ответственности за подготовку и своевременное доведение до войск (сил) планирующих и распорядительных документов, контроль и проверка исполнения приказов и распоряжений командира, поддержание инициативы, оперативности и четкости в работе, способности глубоко анализировать ход боя (боевых действий), развитие событий, делать обоснованные выводы и предложения.

Особое внимание при этом уделяется обеспечению скрытого управления войсками (силами), маскировки, охраны и обороны пунктов управления, созданию нормальных условий для работы и отдыха их личного состава.

В ходе проведения мероприятий по снижению эффективности ядерных и огневых ударов противника, основные усилия морально-психологического обеспечения сосредотачиваются в подразделениях ракетных войск и артиллерии, авиации, разведки, РЭБ с целью обеспечения умелого применения ими всех возможных средств и способов для выявления и уничтожения (радиоэлектронного поражения) важнейших объектов противника.

Содержание морально-психологического обеспечения в этих подразделениях включает:

воспитание у личного состава глубокого понимания особой важности выполняемых боевых задач;

мобилизацию воинов на достижение высокого боевого мастерства; поддержание вооружения и военной техники, а также средств управления в постоянной готовности к боевому применению;

обеспечение высокой бдительности боевых дежурных смен и расчетов, непрерывного и устойчивого управления войсками (силами) в любой обстановке, особенно в условиях РЭБ и непрерывного информационно-психологического воздействия противника;

обеспечение надежной охраны и обороны элементов боевого порядка.

Защита, охрана и оборона сил и средств морально-психологического обеспечения в ходе боя (боевых действий) усиливаются с учетом возможного воздействия радиоактивного заражения и сильнодействующих ядовитых отравляющих веществ в результате разрушения АЭС и предприятий химической промышленности. При применении противником оружия массового поражения силы и средства морально-психологического обеспечения выводятся из зон заражения (районов пожаров, разрушений, затоплений) в безопасные районы. Действия их в зонах радиоактивного и химического заражения должны организовываться так, чтобы максимально уменьшить дозы облучения (заражения), а с выходом из этих зон они были способны выполнить поставленные задачи.

Восстановление потерь органов воспитательной работы осуществляется за счет перераспределения внутри части, а также резерва вышестоящих органов воспитательной работы.

Морально-психологическое восстановление боеспособности войск (сил) осуществляется по мере выполнения боевых задач при наличии оперативной паузы. Оно включает:

дальнейшее наращивание (восстановление) морально-психологического превосходства над противником;

поддержание морально-психологического состояния личного состава на уровне, необходимом для успешного ведения последующих боев (боевых действий);

повышение (восстановление) психологической устойчивости войск (сил);

психологическую реабилитацию военнослужащих, получивших боевые психические травмы;

организацию культурного досуга и полноценного отдыха военнослужащих, решение их социально-правовых проблем.

Боеспособность сил и средств морально-психоло­гического обеспечения восстанавливается обычно в их прежней организационной структуре и включает:

восстановление нарушенного управления;

сбор и изучение информации о морально-психологическом состоянии и степени боеспособности сил и средств морально-психоло­гического обеспечения;

уточнение задач органам воспитательной работы, сохранившим боеспособность по поддержанию психологической устойчивости войск (сил);

своевременное восполнение потерь среди личного состава органов воспитательной работы и технических средств воспитания.

Взаимодействие в интересах морально-психологи­ческого обеспечения боя (боевых действий) организуется и осуществляется с учетом особенностей обстановки, морально-психологического состояния войск (сил) по поставленным задачам на всю глубину боя (боевых действий) и включает:

выработку единого понимания в оценке всех видов обстановки;

согласование целей, задач, направлений совместных действий при организации морально-психологического обеспечения;

разностороннюю пропаганду примеров мужества, отваги, боевых успехов;

объединение усилий в проведении защиты войск (сил) от информационно-психологического воздействия противника.

Наиболее детально прорабатываются вопросы взаимодействия при нанесении первого ядерного удара, удара по первоочередным объектам, массированного огневого удара, при проведении контрподготовки, ведении боевых действий за удержание первого (главного) оборонительного рубежа (тактической зоны обороны), а также при нанесении контрударов.

Управление морально-психологическим обеспечением, как правило, осуществляется отдельными распоряжениями, постановкой задач начальниками подчиненным лично, по техническим средствам связи или через своих представителей, которые при необходимости могут выезжать в наиболее важные районы.

37