Самостоятельная работа студентов 3

по учебной дисциплине

«Педагогическая антропология»

Методические рекомендации для студентов

Выпуск 3

«Психология личности»

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Человек – наиболее сложное явление из всего существующего в мире. Философия, религия, искусство и различные специальные науки строят свое видение человека, определяя его сущность, предназначение и пути развития. Но при этом создание целостного образа человека, особенно в науке, является проблемой. Однако познание человека необходимо и с теоретической, и с практической точки зрения, так как в этом нуждается любая профессия, осуществляемая в системе Человек – Человек, в частности, профессиональная деятельность педагога.

С целью создания целостного описания человека и его психической организации Б.Г.Ананьевым предложена классическая тетрада понятий: «индивид – субъект деятельности – личность – индивидуальность». Это базовые категории психологии.

Понятие «индивидуальность» в современной психологии представляет системную организацию человека как интегральную целостность, включающую различные уровни психической организации. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность социально приобретаемых свойств) и субъекта деятельности (совокупность свойств, характеризующих человека как носителя активности).

Таким образом, человек как индивид – это существо природное, телесное, представитель вида. Он предстает в своих возрастно-половых, индивидуально-типических свойствах, в структуре органических потребностей. Высшая интеграция индивидных свойств человека представлена в его темпераменте и задатках способностей. Человек как субъект – носитель активности, который способен быть распорядителем и организатором деятельности, общения, познания, поведения. Человек как личность – это продукт социализации, система социально значимых качеств.

13 стр., 6150 слов

Человек как индивид: индивидуальность, субъект и личность

... жизни и образа деятельности человека определяет особенности его индивидуальных признаков и свойств. Все люди принимают определенные психические ... было дано К.Марксом. Он определил сущность человека как совокупность общественных отношений. Понять, что такое личность, ... быть непосредственно перенесены на характеристики личности как субъекта межиндивидных отношений. Центральное место в психологической ...

Индивидом человек рождается, но лишь в человеческом обществе он способен стать личностью. По мнению А.Н.Леонтьева, «…личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека». В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие. Но при этом человек система и открытая внешнему миру, и закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность личности является в значительной мере автономной.

Личность имеет многоуровневую организацию, что нашло отражение в некоторых структурных теориях личности. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – это ее направленность. Направленность представляет собой целостный комплекс мотивов поведения. Она характеризуется прежде всего иерархичностью, наличием доминирующих мотивов, определяющих основные векторы активности личности (отношение к окружающей действительности, другим людям, самому себе; преимущественная направленность на предметную деятельность, на других людей, на самого себя).

По мнению С.Л.Рубинштейна, направленность можно рассматривать как динамические тенденции, которые в качестве мотивов определяют деятельность человека.

Основная форма развития личности – жизненный путь, главным содержанием которого являются значимые, критические жизненные события.

Жизненный путь личности имеет два взаимосвязанных измерения: вертикальное (изменение места человека в социуме, социального статуса и ролей…) и горизонтальное (временное измерение как определенная, регламентированная обществом, смена стадий личностного развития – детство, юность, взрослость).

Общество задает определенную логику смены видов деятельности, ролей и статусов человека, но от самой личности зависят ее достижения и реализация жизненного пути. О полноценной реализации личности можно говорить лишь тогда, когда то, к чему стремится человек, подкрепляется его потенциями, и у человека есть воля реализовать это соединение и найти свое место в жизни, даже если реальная ситуация препятствует этому.

Таким образом, в структуре личности (по С.Л.Рубинштейну) можно выделить три подструктуры:

1. отношения и направленность как основные тенденции личности – это то, чего человек хочет;

2. способности как человеческие возможности и потенции – это то, что человек может;

3. характер как доминирующие и устойчивые тенденции использования, реализации и расширения возможностей – это то, что человек есть.

Это не единственная структурная теория личности, существует большое количество подходов к изучению личности и определению ее структуры в отечественной и зарубежной психологии.

Например, теория личности К.К.Платонова описывает структуру личности несколько по-другому.

Иерархическая структура личности

Краткое название подструктуры личности

К данной подструктуре относятся:

Соотношение биологического и социального

Чем формируется

Направленности

Убеждения, мировоззрение, интересы, цели,

ценности, влечения, ьстремления, желания

Социальный уровень (биологического почти нет)

воспитанием

Опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень: (значительно больше социального, чем биологического

обучением

Форм отражения

Особенности познавательных процессов, эмоций и воли

Биосоциальный уровень: биологического больше, чем социального)

упражнением,

тренировкой

Биопсихических свойств

Темперамент, половые, возрастные, патологические свойства

психики

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Все уровни иерархии, по мнению К.Платонова, пронизываются двумя интегрирующими подструктурами: характером и способностями личности, в которых есть и биологическая основа ( у характера – темперамент как психодинамическая основа, у способностей – их задатки), но в основном они определяются социальным развитием.

Человек как личность постоянно развивается и совершенствуется. Особенности и уровни его развития можно, с одной стороны, постоянно отслеживать, а, с другой стороны, активно влиять на процесс развития при обучении и воспитании.

Движущимися силами психического развития личности являются противоречия между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между ее возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми требованиями деятельности и старыми умениями и навыками.

Факторы психического развития личности могут быть внешними и внутренними. Внешними факторами выступает окружающая среда и общество, в котором развивается человек. Внутренние факторы – это биогенетические и физиологические особенности человека, его психики.

Предпосылки психического развития личности — это внешние и внутренние обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень психического развития. Внешними предпосылками психического развития личности выступают качество и особенности воспитания. К внутренним предпосылкам можно отнести активность и желания, а также мотивы и цели, которые ставит перед собой человек в интересах своего совершенствования.

Для развития личности характерно следующее:

— стадиальность развития: человек формируется как личность в определенные периоды своего возрастного и социального становления, для которых характерны свои особенности и на каждом из которых действуют свои законы;

— неравномерность развития: в зависимости от индивидуальных особенностей (в частности, психофизиологических) один человек может развиваться быстрее, другой медленнее. Различные свойства личности также развиваются неравномерно: способности быстрее, чем направленность; интеллектуальная сфера быстрее, чем нравственная и т.д.

— целостность развития: развитие личности зависит от всего комплекса влияний в процессе развития. Если присутствует доминирующее влияние одних факторов и недостает других, трудно говорить о нормальном развитии личности. Кроме того, личность – целостное психическое образование, отдельные элементы которого находятся в закономерных взаимосвязях и развиваются тоже как единое целое.

— компенсация в развитии: несмотря на возможность существования у человека определенных генетических и психофизиологических недостатков и особенностей, в ходе развития при мобилизации организма и волевых усилиях человек способен достигать хотя и более позднего, но полного индивидуального совершенствования.

Личность, адаптированная к условиям своего социального бытия, находящаяся в пределах психической нормы, в критических ситуациях сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностям. Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой механизмов психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей, сублимацией и пр.).

Нормой для такой личности является пребывание в состоянии непрерывного развития, самосовершенствования и самореализации, постоянное открытие для себя новых горизонтов. В отношениях с другими людьми устанавливаются доброжелательные отношения, проявляется чуткость к их потребностям и интересам.

В построении жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции поведения. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни способна взять ответственность на себя и проявить оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью она постоянно проявляет высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны и не лишена чувства юмора.

Содержание раздела, вопросы для самопроверки, задания для самостоятельной работы студента

Раздел «Психология личности»

Тема 1. Введение в психологию личности

Проблема человека в современной психологии. Человек как индивид, личность, индивидуальность: различия в содержании и объеме этих понятий. Индивидные свойства человека, их классификация. Возрастно-половые особенности человека. Трудности научного определения понятия «личность». Основные факторы и механизмы развития личности

Структура личности. Направленность личности, ее функции и психологические проявления.

Список рекомендуемой литературы:

1. Немов Р.С.Психология. В 3 кн.- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Психология: Учебник/ В.М.Аллахвердов,С.В.Богданова и др.- М.: Проспект, 2004.

3. Введение в психологию / Под общей редакцией проф.А.В.Петровского.- М.:Издательский центр «Академия»,1995.

4. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.

5. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология человека.- М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

6.Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности.-СПб.: Питер, 1997.

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Дайте определение следующих понятий: « индивид», «индивидуальность», «личность».

  2. В чем состоит трудность научного определения понятия «личность»?
  3. Как исторически происходило изучение личности?
  4. Каковы природные (индивидные) свойства человека?
  5. Как связаны между собой индивидные свойства и психическое развитие человека?
  6. Что такое «жизненный путь личности», и кто ввел в научный обиход это понятие?
  7. Как проявляется в поведении и поступках человека направленность личности?
  8. Что представляет собой структура личности и можно ли говорить о ее иерархичности?

Задания для самостоятельной работы:

1.Конспектирование — Хьелл Л, Зиглер Д. « Теории личности» гл. 1 – стр. 19-35, 40-51.

2.Вопросы для обсуждения на стр 51-52 : №№ 1, 3, 6, 7, 8 ( там же)

3.Составить таблицу или схему « Структура личности»

4.Творческое задание. Проведите опрос своих сверстников и людей поколения ваших родителей по следующей схеме неоконченных предложений: Личность – это….Личностью не может быть…Чтобы стать личностью, нужно…Чтобы не стать личностью нужно… Сравните полученные ответы и охарактеризуйте различия в суждениях.

Вопросы для размышления:

1. Почему в разные периоды общественной истории личность то становится предметом пристального внимания и изучения, то перестает быть таковой, уходя на второй план общественного сознания? Приведите примеры подобных исторических этапов, попытайтесь предсказать возникновение таких этапов в будущем?

2. Возможно ли утверждение о том, что «личностью не рождаются, а становятся», перенести на оформление индивида как мальчика или девочки? Согласны ли вы с утверждением, что биологический пол индивида – предпосылка для становления психологического пола человека? Для ответа на эти вопросы можно воспользоваться медицинской и психологической литературой, посвященной проблеме изменения пола.

Примечание: Задания для самостоятельной работы выполняются обязательно, вопросы же для рассуждения – по желанию студента. Из них можно выбрать лишь те, что кажутся Вам важными и интересными.

Основные понятия темы: Индивид. Личность. Индивидуальность. Жизненный путь личности. Структура личности. Направленность личности.

Тема 2. Основные психологические теории личности

Личность как поле для исследований. Значение исследования личности. Критерии оценки теории личности, классификация теорий личности Р.С.Немова. Теории личности в отечественной психологии. Психодинамическое направление в теории личности: З.Фрейд, А.Адлер, К.Юнг. Эго-психология и связанные с ней направления в теории личности: Э.Эриксон. Научающе-бихевиоральное направление в теории личности: Б.Ф.Скиннер. Феноменологическое направление в теории личности: К.Роджерс. Гуманистическое направление в теории личности: А.Маслоу.

Список рекомендуемой литературы:

1. Немов Р.С.Психология. В 3 кн..- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Психология: Учебник/ В.М.Аллахвердов,С.В.Богданова и др.- М.: Проспект, 2004.

3. Годфруа Ж. Что такое психология.- В 2 кн.- Кн.2.- М.: Мир, 1992, 2005 и др.

4.Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности.-СПб.: Питер, 1997.

Контрольные вопросы для самопроверки:

  1. Чем обусловлено многообразие существующих в психологии теорий личности?

  2. По каким основаниям можно классифицировать современные теории личности?
  3. Что означает деление теорий личности на психодинамические, социодинамические и интеракционистские ?
  4. В чем заключается подход к личности в классическом психоанализе?
  5. Каковы взгляды на природу и развитие личности З.Фрейда, А.Адлера, К.Юнга?
  6. В чем состоит бихевиористский подход к личности?
  7. Каковы основные отличия подхода к личности в гуманистической психологии?
  8. Какие гуманистические теории личности вам знакомы?
  9. Влияют ли различные психологические подходы к природе и развитию личности на выбор педагогической стратегии? Каким образом?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Конспектирование: Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности»: стр.110-118; 165-178; 482-496.

  2. Вставьте пропущенные слова в следующих высказываниях:

а) Личность – это человек в совокупности его …..качеств, формирующихся в различных видах ….. и отношений.

б) Личность – это не только продукт, но и …..общественных отношений.

в) Понятие ….. выражает неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода.

г) Вступая в …..систему отношений, субъект обретает системные качества, которые образуют ……

  1. Можно ли говорить о том, что тип общества, который нужен для самоактуализации человека существует или же это – психологическая утопия? Напишите эссе по этой проблеме.
  2. Проведите сравнение исходных положений Адлера и Фрейда в отношении природы человека.
  3. Приведите примеры «за» или «против» важности чувства неполноценности, возникающего в детском возрасте, для взрослых устремлений и достижений.

Вопросы для размышления:

Согласны ли вы с Фрейдом, что половые влечения и агрессия – два основных мотива, лежащих в основе человеческого поведения? Приведите обоснованные доводы.

Тема 3. Темперамент личности

Понятие о темпераменте. Виды темпераментов. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психодинамические свойства темперамента. Неправомерность «оценочного» подхода к темпераменту личности.

Темперамент и характер личности. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Проблема учета и овладения психодинамическими характеристиками человека в учебной деятельности.

Список рекомендуемой литературы:

1. Немов Р.С.Психология. В 3 кн..- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Введение в психологию / Под общей редакцией проф.А.В.Петровского.- М.:Издательский центр «Академия»,1995.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.%Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.

4. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология человека.- М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.- В двух томах.- Т.2.-М.: Педагогика, 1989.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение темперамента. Какова этимология данного понятия?

2. Какие типы темперамента вам известны?

3. В чем заключается гуморальный и конституциональный подходы к определению органических основ темперамента?

4. Что, по мнению И.П.Павлова, является органической основой темперамента?

5. Каковы основные психодинамические свойства темперамента?

6. Существуют ли хорошие и плохие темпераменты?

7. Как влияют темпераментные свойства личности ученика на организацию обучения?

8. Как влияют темпераментные свойства личности ученика на организацию общения с ним?

9. Что такое «индивидуальный стиль деятельности», и кто ввел в научный обиход это понятие?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте программу наблюдения, которая позволила бы определить темперамент учащегося.

  2. Опишите четырех литературных героев, которые обладали бы различными темпераментами.
  3. Определите и опишите психодинамические свойства холерического, сангвинического, меланхолического и флегматического темпераментов.
  4. Прокомментируйте приведенные высказывания. Укажите наиболее верные, с вашей точки зрения.

а) Особенности темперамента зависят от химизма крови и гормонов.

б) В основе темперамента лежит тип нервной системы человека.

в) Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.

г) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.

д) Темперамент определяется количеством общей энергии в организме.

е) Темперамент определяется конституцией человека.

Основные понятия темы: Темперамент. Сангвиник. Холерик. Меланхолик. Флегматик. Сенситивность. Активность. Реактивность. Пластичность. Ригидность. Экстравертированность. Интровертированность. Тип высшей нервной деятельности. Сила нервной системы. Подвижность нервной системы. Уравновешенность нервной системы. Индивидуальный стиль деятельности.

Тема 4. Характер личности

Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Структура характера. Особенности выраженности характера личности. Типология характеров. Общие основания для построения типологий характеров. Конституциональные типологии в психологии. Системы акцентуированных характеров. Формирование характера.

Список рекомендуемой литературы:

1. Немов Р.С.Психология. В 3 кн..- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Введение в психологию / Под общей редакцией проф.А.В.Петровского.- М.:Издательский центр «Академия»,1995.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.%Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.

4. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология человека.- М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.- В двух томах.- Т.2.-М.: Педагогика, 1989.

6. Столяренко Л.Д. Основы психологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, 2003, 2006.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение характера.

2. Взаимосвязаны ли темперамент и характер личности? Если да, то в чем заключается данная взаимосвязь?

3. Какова структура характера?

4. Какие типологии характера вам известны?

5. Как формируется характер человека?

6. Что такое акцентуация характера?

Задания для самостоятельной работы:

1. Обсудите следующую проблему: Может ли учитель, используя только метод наблюдения, определить характер ученика? Приведите примеры точной диагностики и ошибочной, которые повлияли на учебную деятельность ребенка и его взаимоотношения с учителем.

2.Составьте схему « Структура характера», представив в ней основные черты личности, определяющие содержание характера.

  1. 3.Творческое задание. Предположите тип характера у литературных героинь:

Анна Каренина, Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Джен Эйр, Катерина Измайлова, Людоедка Эллочка, миледи де Винтер, мисс Марпл, Клеопатра.

  1. Творческое задание. Напишите психологическое сочинение

« Характер моего …. (друга, подруги, учителя, соседа и т.п.)

Вопросы для размышления:

1. Спортивный психолог П.А.Рудик пишет: « В бытовой обстановке человек может проявлять себя вялым, на работе же – энергичным и деятельным. Это можно наблюдать и среди спортсменов. Часто боксеры, футболисты, легкоатлеты, выходя на ринг или стадион, как бы преображаются, показывают совсем другие черты темперамента, чем в обыденной жизни». Можно ли на этом основании сделать вывод о зависимости темперамента человека от условий и характера его деятельности?

2. Почему именно характер составляет остов, стержень человека как субъекта? Может ли быть выдающаяся личность с плохим характером? Что является объективной предпосылкой расхождения характера и личности?

3. По вашему мнению, существуют ли перспективы у профессионального отбора в учителя? Какие показатели личности при этом вы посчитали бы наиболее существенными?

Основные понятия темы: Характер. Черты характера. Типология характера. Акцентуация характера.

Тема 5. Эмоционально — волевая сфера личности

Эмоции и чувства как особая сторона душевной жизни человека. Функции эмоций. Связь эмоций и потребностей личности. Классификация эмоциональных переживаний личности: собственно эмоции, настроения, страсти, стрессы, аффекты, чувства. Параметры, по которым оцениваются эмоциональные процессы и состояния. Виды чувств. Развитие эмоционально-личностной сферы человека.

Проблема воспитания культуры чувств. Роль эмоциональной сферы личности в процессе обучения.

Значение воли в жизни человека, в организации его общения и деятельности. Характер и воля. Основные признаки воли. Волевая регуляция поведения. Волевые качества личности, средства их воспитания и самовоспитания.

Список рекомендуемой литературы:

1. Немов Р.С.Психология. В 3 кн..- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Введение в психологию / Под общей редакцией проф.А.В.Петровского.- М.:Издательский центр «Академия»,1995.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.

4. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология человека.- М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.- В двух томах.- Т.2.-М.: Педагогика, 1989.

6. Годфруа Ж. Что такое психология.- В 2 кн.- Кн.2.- М.: Мир, 1992, 2005 и др.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое эмоции?

2. Зачем человеку эмоции? Каковы основные функции эмоций?

3. Каковы основные виды эмоциональных состояний?

4. Чем чувства отличаются от эмоций?

5. Чем отличается аффект от настроения?

6. Каковы основные характеристики психо-эмоционального напряжения (стресса)?

7. Какие классификации эмоций вам известны?

8. Какое поведение человека называют волевым?

9. Из каких этапов состоит сложное волевое действие?

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспектирование: Годфруа Ж. Что такое психология», том 1, стр. 259-263 (факторы, определяющие эмоции).

2. Составить схему « Классификация эмоций и чувств».

3. Конспектирование: С.Л.Рубинштейн «Основы общей психологии» — глава 16 « Эмоции» ( с. 147 – 178)

4. Составить схему « Классификация эмоций и чувств».

5. Конспектирование: С.Л.Рубинштейн « Основы общей психологии» –

Глава 17 «Воля» (в 2-х томном издании с. 182-204)

Вопросы для рассуждения:

1. Выдающийся педагог К.Д.Ушинский писал: « Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя». Дайте психологическое обоснование правомерности этого высказывания.

2. « Эмоции не только играют роль важнейших факторов в жизни отдельной личности, но они вообще самые могущественные из известных нам природных сил. Каждая страница истории – как целых народов, так и отдельных лиц – доказывает их непреодолимую власть. Бури страстей погубили больше человеческих жизней, опустошили больше стран, чем ураганы. Их поток разрушил больше городов, чем наводнения». ( К.Г.Ланге)

Можете ли вы привести примеры подобных катаклизмов? Выскажите свое отношение к точке зрения автора.

3. «Воля в строгом смысле слова представляет собой как бы венец, последнее слово развития, результат большого числа дисциплинированных в иерархическом порядке стремлений, что она есть наиболее совершенный вид того, что называется деятельностью» ( Т.Рибо)

Почему так считает Т.Рибо? Каковы тогда «менее совершенные» формы развития?

Основные понятия темы: Эмоции. Чувства. Настроение. Аффект. Страсть. Фундаментальные эмоции. Психо-эмоциональное напряжение (стресс).

Воля.

Тема 6 .Способности личности.

Понятие о способностях. Основные признаки наличия у человека способностей: быстрота овладения новыми знаниями, умениями и навыками, их качество. Общие и специальные потребности. Природные и приобретенные, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Понятие о задатках способностей. Неоднозначность связей способностей и задатков.

Одаренность, ее виды и особенности. Понятие о таланте и гениальности. Развитие способностей, факторы, способствующие ускоренному развитию способностей. Развитие способностей в процессе обучения.

Список рекомендуемой литературы:

1. Немов Р.С.Психология. В 3 кн..- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Введение в психологию / Под общей редакцией проф.А.В.Петровского.- М.:Издательский центр «Академия»,1995.

3. Еникеев М.И. Общая и социальная психология.- М.%Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2000.

4. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология человека.- М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

5. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии.- В двух томах.- Т.2.-М.: Педагогика, 1989.

6. Столяренко Л.Д.Основы психологии.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2000, 2003, 2006.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение понятия «способность».

2. Можно ли считать способностями те знания, умения и навыки, которыми уже обладает человек?

3. Что такое задатки способностей?

4. В чем основные отличия способностей от задатков?

5. Какие виды способностей вы знаете?

6. В чем заключается развитие способностей? Каковы общие условия, необходимые для развития способностей?

7. Какими могут быть масштабы способностей человека?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Творческое задание: Ниже приведены расхожие мнения об одаренных детях. Прокомментируйте каждое из них с точки зрения истинности или ошибочности. Попробуйте определить источник возникновения подобных установок в отношении талантов.

а) Талант всегда пробьет себе дорогу.

б) В малоимущих (неполных, конфликтных, деревенских, рабочих и т.п.) семьях таланты рождаются реже, чем в материально обеспеченных (полных, благополучных, городских и т.п.).

в) На детях знаменитостей природа отдыхает.

г) Способный ребенок, как правило, одарен не в одной, а в нескольких областях знаний и умений.

д) В «средней» среде способности ребенка легко затухают.

е) Школа предпочитает иметь дело с отстающими, а не с одаренными детьми.

ж) Талантливые дети всегда невротики.

з) Одаренные дети более уязвимы, чем «обычные»

и) Одаренные дети часто сталкиваются с враждебностью окружающих.

к) Сенсорные недостатки (слепота, глухота и т.п.), нарушения речевого развития являются непреодолимыми препятствиями для развития способностей.

Вопросы для размышления:

  1. Примите участие в споре двух мыслителей эпохи Просвещения. Определите свое отношение к проблеме спора.

К.Гельвеций: « Все люди с нормальной организацией обладают одинаковыми умственными способностями».

Д.Дидро: « Господин Гельвеций, ответьте на маленький вопрос. Вот пятьсот только что родившихся детей. Их готовы отдать вам на воспитание по вашей системе. Скажите мне, скольких из них вы сделаете гениальными людьми? Почему не все пятьсот?»

Основные понятия темы: Способности. Одаренность. Задатки способностей. Талантливость. Гениальность. Сензитивный период развития.

Тема 7. Мотивационно-потребностная сфера личности

Потребности человека, их функции и свойства. Сущность «пирамиды потребностей» А.Маслоу. Виды потребностей человека.

Мотив как предмет потребности. Функции и основные виды мотивов. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Притягательные и побудительные формы мотивов: интересы, мечты, идеалы, убеждения и установки, влечения и желания.

Список рекомендуемой литературы:

1. Немов Р.С.Психология. В 3 кн.- Кн.1.- М.:Владос, 1994; 2000; 2005.(осн.)

2. Психология: Учебник/ В.М.Аллахвердов, С.В.Богданова и др.- М.: Проспект, 2004.

3. В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев Психология человека.- М.: ШКОЛА-ПРЕСС, 1995.

4.Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 1997.

Контрольные вопросы для самопроверки:

1, Каковы механизмы регуляции поведения человека?

2. Что такое потребность?

3. Какие потребности существуют у современного человека?

4. Что такое мотивация поведения?

5. Какова структура мотивационной сферы личности?

Задания для самостоятельной работы:

1. Конспектирование: Л.Хьелл, Д.Зиглер «Теории личности»: стр. 487- 496.

2. Нарисуйте «пирамиду потребностей», обозначив все ее компоненты.

3.Оцените иерархическую теорию мотивации Маслоу. Имеет ли смысл его точка зрения на мотивацию поведения в ключе понимания вашего собственного поведения и поведения других людей? Приведите соответствующие примеры.

4. Создайте схему «Основные виды мотивов».

5. Мотивы человека образуют иерархическую систему, которой определяется масштаб и характер личности человека. Попробуйте описать мотивационную сферу и ведущий мотив перечисленных литературных и исторических персонажей.

Акакий Акакиевич (Н.В.Гоголь); Плюшкин ( Н.В.Гоголь); доктор Альберт Швейцер; мать Тереза; Галилео Галилей; Петр Первый, рыцари Круглого стола.

Вопросы для размышления:

1. Потребность буквально означает «по требованию». Но по требованию кого или чего? Поразмышляйте в связи с этим над следующим утверждением: «Наши аппетиты, как и наши насущные потребности, ограничены. Но в отношении чего? Только в отношении к тем предметам, которые существуют. Ведь не могут же люди пресытиться чем-то заранее. Значит, мы будем изобретать потребности, вот и все! Разве наши предки в прошлые века могли испытывать потребность в телевизоре или телефоне? Они великолепно обходились без них. Но стоило их изобрести, и мы все оказались в их власти».

2. Как вы считаете, чем обычно могут мотивировать отказ от учебной деятельности школьник младщего, среднего, старшего классов, студент? Одинаковой ли у них будет мотивировка отказа?

Основные понятия темы: Потребность. Мотив. Мотивация.

Тест для самопроверки по разделу «Психология личности »

А.Выберите правильный ответ:

1. Из приведенных ниже понятий наименее широким по содержанию является:

а) индивид

б) личность

в) субъект деятельности

г) индивидуальность

2. Из приведенных ниже понятий наиболее широким по содержанию является:

а) индивид

б) личность

в) человек

г) индивидуальность

3. Понятие, выражающее неделимость, целостность и генотипические особенности человека как представителя рода Homo sapiens

а) индивид

б) личность

в) субъект деятельности

г) индивидуальность

4. Человек как носитель различных видов специфически человеческой активности

а) индивид

б) личность

в) субъект деятельности

г) индивидуальность

5. Человека как индивида характеризует

а) индивидуальный стиль деятельности

б) креативность

в) средний рост

г) мировоззрение

6. Личностные качества, предопределенные, главным образом, социальными факторами:

а) инстинкты

б) механическая память

в) ценностные ориентации

г) музыкальный слух

Б.Вставьте пропущенное слово:

7.Человек рождается…….

8.Личность в ее своеобразии и неповторимости называется……

9.Относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности составляют ее ……..

10.Ведущим компонентом структуры личности является ……

11.Теории личности, разрабатывающие проблемы бессознательного, защитных механизмов и их роли в детерминации поведения, называются……

12.Теории личности, согласно которым основная потребность личности — самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению, называются ……

А.Выберите правильный ответ:

13. Понятия “холерик”, “флегматик”,”меланхолик” и”сангвиник” были введены в науку

а) Гиппократом

б) Платоном

в) И.Кантом

14. Под темпераментом понимают характеристики психический деятельности

а) статические

б) содержательные

в) динамические

15. Темпераментные свойства человека являются

а) наследуемыми

б) приобретенными

16. Высокая степень работоспособности, устойчивость к действию раздражителей характеризуют такое свойство нервной системы, как

а) подвижность

б) сила

в) уравновешенность

17. По И.П.Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для

а) сангвиников

б) холериков

в) флегматиков

г) меланхоликов

Б.Вставьте пропущенное слово:

18. Высокой сензитивностью характеризуется человек с …… темпераментом.

19. В психологических исследованиях В.С.Мерлина проблема учета и овладения человеком своими темпераментными особенностями связывается с выработкой ими ……стиля деятельности.

20. Не существует хороших” и “плохих” темпераментов, каждый темперамент в конкретных видах …… имеет как свои достоинства, так и свои недостатки.

А.Выберите правильный ответ:

21. В характере личность раскрывается со стороны ее

а) содержания

б) физиологии

в) динамики

22. Характер человека соответствует его телесной конституции, по мнению

а) Э.Фромма

б) И.П.Павлова

в) Э.Кречмера

23. Такие черты личности, как добросовестность или леность, характеризуют отношение личности:

а) к людям

б) к деятельности

в) к вещам

г) к самому себе

24. Аккуратность, бережливость, щедрость – это черты, характеризующие отношение

а) к людям

б) к деятельности

в) к вещам

г) к самому себе

Б.Вставьте пропущенное слово:

25. Характер представляет собой индивидуально-своеобразное постоянных существенных свойств личности, проявляющихся в ее ……

26.Силу характера, его определенность и твердость составляют ……качества.

27. Для того, чтобы сформировать у учащихся положительные черты характера,…… должен сам обладать ими.

А. Выберите правильный ответ:

28.О наличии способностей к какому-либо виду деятельности свидетельствует:

а) высокий темп обучения соответствующей деятельности

б) легкость обучения

в) глубина овладения деятельностью

г) все ответы верны

29.Высшая ступень развития творческих способностей называется

а) одаренность

б) гениальностью

в) талантом

30.К задаткам способностей человека можно отнести:

а) особенности органов чувств

б) самостоятельность

в) высокую коммуникабельность

Б.Вставьте пропущенное слово:

31. Задатки – это ….. предпосылки развития способностей.

32. Задатки не имеют определенной …. И могут реализовываться в различных типах способностей.

33. Без постоянного развития способности …….

А. Выберите правильный ответ:

34. Эмоции выполняют различные функции, но общей функцией является

а) внутренней регуляции деятельности

б) экспрессивная

в) оценочная

35. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется

а) интересом

б) радостью

в) удивлением

36.Показателем аффекта является

а) незначительное изменение сознания

б) нарушение контроля воли за своими действиями

в) сохранение самообладания

37. Способность человека определять свои поступки, ориентируясь не на окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений и знаний, характеризует его

а) настойчивость

б) самостоятельность

в) принципиальность

38. Необходимость волевой регуляции поведения возникает

а) при недостатке побуждения к действию;

б) при действии по непосредственному желанию;

в) при заинтересованности в деятельности;

Б.Вставьте пропущенное слово:

39. Воля – это ….. регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности

40. Регулятором поведения ребенка-дошкольника являются не только слова, но и …… взрослых, которым ребенок стремится подражать.