Самооценка личности

  1. Понятие успеха в социологии.

ПОНЯТИЕ УСПЕХА В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ

Понятие «успех» — семантическая категория

В социальных науках (философии, социологии, педагогике) успех предстает как сложный, многосторонний объект исследования, характеризующийся внутренним единством и противоречивостью: с одной стороны, «успех» — это характеристика и индикатор переживания результата индивидом собственных действий и усилий, с другой, — показатель своеобразия его положения среди других людей и, следовательно, специфики его социальных связей и отношений.

Понятие «успех» — прежде всего семантическая категория, имеющая определенное значение. В «Словаре русского языка» СИ. Ожегова фиксируются три значения понятия «успех»:

Удача в достижении чего- нибудь.

Общественное признание.

Хорошие результаты в работе или учебе [8, с.40].

Словарь Вебстера определяет успех как «…благоприятный или удачный исход попыток или усилий, удовлетворительное завершение чего-либо, …достижение благосостояния, положения и т.д…. успешное осуществление или достижение» [8, с. 153]. Обобщая, можно говорить о двух семантических «пространствах» исследуемого понятия: пространства достижения намеченной цели, каких-либо желаемых благоприятных результатов, и пространства обретения индивидом некоторого уровня в социальном развитии (статуса, положения в обществе и т.п.).

Этот вывод подтверждается и составом синонимических рядов успеха как словарной единицы. С одной стороны, в ее дериватах отражен принцип и степень ранжирования характеристик успешной деятельности: «благоприятный исход», «положительный результат», «достижение в освоении», «завоевание», «победа», «торжество», «триумф». С другой стороны, синонимический ряд описывает результаты социального взаимодействия индивида: «признание», «приобретение общественного положения», «престиж», «слава» [5, с. 546].

«Признание» предполагает «…оценку по достоинству, положительное отношение со стороны кого-чего-нибудь [8, с.591]. По своему смысловому содержанию оно близко слову «популярность», то есть «…известность, широкое внимание, общественные симпатии к кому-чему-либо [7, с.563]. Популярный человек «…пользуется широкой известностью» [8, с. 563]. «Положение» понимается как «…место, роль кого-нибудь в общественной жизни, коллективе, в семье…» [78, с. 555], «…важная, значительная роль, значительное место кого-либо в обществе, определяемое высокой служебной должностью, влиятельными знакомствами, связями…». То есть данное понятие связывается в первую очередь с такими понятиями, как ранг и статус. Близким по смыслу является слово «престиж», которое трактуется

3 стр., 1095 слов

Понятие «произносительная сторона речи» в теоретических исследованиях.Состояние ...

... гортани, в разнообразные речевые звуки (ротовая и носовая полости). Таким образом, понятие «произносительная сторона речи» включает интонацию и систему фонем языка (звукопроизношение). В любом языке ... произносятся при минимальной степени участия в артикуляции губ (губы занимают нейтральное положение) и также относятся к нелабиализованным. Согласные звуки образуются путем создания подвижными органами ...

как: «влияние, уважение, которым пользуется кто-нибудь» «авторитет, влияние, которым пользуется кто-то» Психологический словарь трактует слово престиж как: «мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально-значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности» [6,с.291]. Престиж связывается с возможностью человека пользоваться своими заслугами, влиять на других людей или ситуацию, но при этом внимание уделяется ценностям, разделяемым обществом. Часто используется в житейской речи слово «преуспеть», которое означает: «… сделать карьеру, выйти в люди, пробить себе дорогу, пойти в гору, далеко пойти» [5, с. 409]. И близким по значению к слову «успех» является слово «достижение», которое определяется как «положительный результат работы, успех», «положительный результат каких-либо усилий, успех» [8, с. 177].

Социологический аспект исследования успеха представлен в работах М.Вебера, В.Зомбарта, К.Мангейма. Известен, ставший классическим, анализ М.Вебером влияния протестантской этики на формирование ориентации на успех в период зарождения и первоначального этапа развития капитализма. Поднимая вопросы возникновения нового социального типа трудовой мотивации, он представил идею рациональности деятельности в ее конкретно-исторической постановке, как формирование целостного социокультурного механизма, обеспечивающее максимальное достижение человеческих целей.

Задача обзора основных подходов к проблематике успеха в психологии усложнена отсутствием прямых и однозначных теорий, рассматривающих его в качестве центрального или основного конструкта. Более того, большинству психологических направлений свойственен “проблемно-клинический” подход, сосредоточенный скорее вокруг психологической проблематики индивида, нежели ориентированный на выявление детерминант и манифестаций его успеха. Тем не менее, в системе научной психологии находятся категории, применимые для объяснения когнитивных, аффективных и поведенческих проявлений человека в контексте исследуемого нами феномена. Разные психологические школы по-своему трактуют феномен успеха.

В психологической теории личности и “метапсихологии» З.Фрейда нет явного обращения к внутренним детерминантам или внешним поведенческим проявлениям успеха. С другой стороны, в рамках метода анализа случаев им и его соавторами дан анализ личности исторических и современных ему персоналий, чья творческая или художественная биография ассоциирована с успехом. Сюда относятся исследования жизни Леонардо да Винчи, Ф.М. Достоевского, Т. Вильсона. И хотя, по мнению, К. Холла и Г. Линдсея “не следует смешивать… описания случаев с использованием психоаналитической теории для лучшего понимания литературы и искусства или социальных проблем”, знакомство с интерпретацией З. Фрейдом художественной и политической деятельности дает возможность увидеть работу бессознательных механизмов психики персонажей, конвенционально причисленных к “успешным”.

2 стр., 692 слов

Основные виды деятельности. 1. Игровая деятельность не создает ...

... как процесс взаимодействия и взаимовлияния. Во время общения, в результате систематических контактов в ходе совместной деятельности ее участники получают разнообразные знания о себе, своих ... Продолжает занимать большое место и после окончания школы. 3. Трудовая деятельность – главный вид деятельности. Основной отличительный признак этого вида – создание продуктов, необходимых для удовлетворения ...

  1. Историческая динамика осмысления проблемы успеха.

Философские произведения и труды, прямо или косвенно затрагивающие данную тему и касающиеся таких категорий как активность, воля, деятельность, личность.

Успех — это то, что человек завоевывает, добивается, потому он немыслим без активности человека. Человеческая активность, рассматриваемая в философии как особое личностное свойство, связанное с жизненным путем, самоорганизацией и самоосуществлением. Проблема активности субъекта в познании и деятельности давно была в центре внимания многих западноевропейских философов. В той или иной степени о ней говорили и пытались исследовать ее природу Р. Декарт, Г. Лейбниц, Г. В. Гегель, К. Маркс, М Хайдеггер, Э. Гуссерль, М Мерло-Понти, П. Рикер, К. Г. Юнг, Й. Хейзинга, Т. Шарден, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Левин, Н. Хоппе. В отечественной науке проблемам активности занимались С. Л. Рубинштейн, Д. Н. Узнадзе, В. С, Мерлин, П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, А. Г. Спиркин, Ф. Т. Михайлов, И. С. Кон, М. М. Мамардашвили, Т. И. Ойзерман, Л. И. Анциферова, В. А. Лекторский, В. М. Розов, М. А. Розов, В. С. Степин, В. И. Садовский, О. К. Тихомиров. Многие философы, близкие к позиции гилозоизма рассматривали активность как универсальную категорию и видели в ней свойство не только духа, но и материи, способной к самоорганизации (на то, что активно-деятельная сторона материи осталась для философии в стороне, указывал в своих «Философско-экономических рукописях» К. Маркс).

Однако, хотя активность является важнейшей предпосылкой успеха, одной активности для успешного достижения поставленной цели явно недостаточно. Как указывает К.А. Абульханова-Славская, понятие активности дало возможность рассмотреть «как личность объективирует себя в деятельности». Категория деятельности — одна из наиболее изученных в философии. Осмыслением природы деятельности в той или иной степени занимались Г. В. Гегель, И. Г. Фихте, К. Маркс, Л. Витгенштейн, Д. Лукач, Ю Хабермас, Г. Башляр, Р. Харре, С. Л. Рубинштейн, Л. С.

Выготский, А. Н. Леонтьев, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев, Г. П. Щедровицкий, М. К. Мамардашвили, Э. Г. Юдин, П. Я. Гальперин, В. В. Дадашвили, В. А. Лекторский, К Н. Трубников, В. С. Швырев. Большинство современных ученых сходятся на том, что структура деятельности имеет такие главные элементы как цель-мотив-способ-результат. Для достижения успеха важен каждый из перечисленных элементов. С чисто внешней точки зрения о степени успешности деятельности в целом судят по результатам, а через них и о действующей личности. Наиболее распространенной, но далеко неполной характеристикой результата деятельности является его оценка с точки зрения наличия или отсутствия ошибочных действий, которые либо приводят, либо не приводят к достижению цели. Ряд философов (Н. Н. Трубников, Э. Г. Юдин) выявили проблему несовпадения цели и результата деятельности, причину которого они связывают с невозможностью учесть в целеполагании все реальные последствия, которые порождает осуществление конкретной цели. С точки зрения деятельностного подхода, успех — это максимальное совпадение цели и результата. С точки зрения личностного подхода, подобное определение недостаточно, так как в нем фактически отсутствует личностное отношение человека к достигнутому результату. Многие ученые, в частности К. А. Абульханова-Славская, вводят в теорию деятельности понятие удовлетворенности-неудовлетворенности, характеризующее как личность реализует себя в жизни, «цену» (трудность) деятельности и общения и представляющее собой форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни. Исследования К. Левина и Н. Хоппе показали, что притязания, достижения и удовлетворенность человека достигнутыми результатами имеют четкое соотношение, зависящее от его индивидуальных особенностей.

10 стр., 4870 слов

Философия 16 с

... индивида, характеризующих его как субъекта деятельности и общения. Соотношение этих понятий: это две группы качеств, которые ... в античной философии (Демокрит), поддерживался позитивизмом, прагматизмом. В философии ХХ в. в его рамках появляется идея ... знания и познавательные навыки; эмоционально-волевая — сила воли или безволие; общий уровень эмоциональной реактивности, преобладающие ...

Одним из главных факторов успешной деятельности человека философско-психологические науки считают сознательную волю. О воле писали такие философы как Аристотель, Д. Скотт, У. Оккам, М. Лютер. Особое место занимало понятие воли в трудах идеологов протестантизма Ж. Кальвина и У. Цвингли и в наследии всего корпуса работ мыслителей, развивавших свои идеи в рамках направления протестантской этики, а также в работах мыслителей Нового Времени, занимавшихся социальными проблемами. Воля, существующая в форме практического разума, интересовала представителей немецкой классической философии. Кант, ввел в философский оборот понятие «автономной доброй воли», Фихте, разработал теорию взаимоотношений «Я» и «Не-Я» и уделял большое внимание проблеме активности сознания с его способностью суждения и чистой деятельности — «самосознания».

Философия Гегеля охватывает все перечисленные категории и сопрягает чистую волю с нравственным самосознанием. В человеческой воле он видел «практический дух», являющийся выражением «Абсолютного Духа». Успех отдельной высокоморальной и самосознающей личности для него связан с тем, насколько эта личность выражает волю Целого — государства в своем конкретном материальном проявлении и Абсолютного Духа в идеальном проявлении.

Автор работы «Мир как воля и представление» А. Шопенгауэр, придавший воле абсолютный онтологический статус и видевший в познании одну из объективации мировой воли, полностью отрицал понятие успеха в его земном смысле. Единственный вариант успешного завершения земной жизни, по мнению философа, заключается в умерщвлении всех земных желаний и в полном аскетизме, что сближает его позицию с наиболее пессимистическими направлениями индийской мысли. Ф. Ницше интересовал в воле аспект «воли к власти», которую он рассматривал как разновидность познания, опирающуюся на веру в «я». Субъект в философии Ницше — это «деятель», нечто, «что само в себе стремится к усилению» и «хочет превзойти самого себя». Позднее о воле говорили самые разные мыслители — А. Бергсон, видевший в волевом импульсе виталическую причину творческой эволюции вселенной и человека, М. Шелер, рассматривавший «духовную волю» как главный принцип человеческой жизни, Н. Гартман, разрабатывавший метафизические аспекты воли, Э. Гуссерль, говоривший о «воле к знанию» как о силе, возвращающей философию к субъекту, экзистенциалисты, понимавшие волю то как способность человека подобно древним стоикам с достоинством противостоять трагическим условиям бытия (Ж.-П. Сартр, А. Камю), то как силу, помогающую человеку реализовывать заложенную в нем «онтологическую потребность» к «самоосуществлению» и «полноте бытия» (Г, Марсель).

13 стр., 6008 слов

Философия 98

... рационального обоснования окружающей реальности. х/ч: принципиально новый способ его формирования; Генезис философии. Историческая динамика предмета философии. Философия зародилась примерно в 6-5 в. до н. э. в ... Бытие3 – мир, существующий вечно в целостном единстве, многообразия его проявлений, вне воле и сознания субъекта. Идеальное и материальное бытие. Структурная организация бытия. «Бытие есть, ...

Наиболее подробно о воле именно в связи с успехом говорили американские философы, начиная еще с Б. Франклина. Прежде всего, это представители философии прагматизма — Ч. С. Пирс, У. Джемс, система которого пронизана идеями волюнтаризма («воля к вере», метод закрепления веры, названный «методом упорства»), Д. Дьюи. Именно они заложили основную базу под понятие успеха. Идеологи прагматизма игнорировали познавательную природу мышления, видя в нем функцию, обслуживающую действие и практические интересы субъекта. «Радикальный эмпиризм», провозглашенный Джемсом, получил у Дьюи новое развитие: отбросив традиционные понятия теории познания (субъект, объект, познавательная реальность), философ вводит понятие «проблематической ситуации», которая постепенно

разрешается с помощью «исследования». Истина, обнаруживаемая в процессе исследования, определятся как завершение, несущее в себе значение полезности для человека. Таким образом, прагматизм увязывает успех познания и человеческой деятельности с понятием полезности.

Своеобразно толкует природу человеческой активности и воли восточная философия. В Упанишадах введено понятие Абсолютного Бытия или Абсолютной Воли («Сат»), которое наряду с Абсолютным Знанием или Мудростью («Чит») и Абсолютным Блаженством («Ананда») составляет триединую природу Бога -Брахмана. Человеческая воля с точки зрения индийской философской традиции есть отражение Воли Божественной, и успех человеческих начинаний зависит от того, насколько соответствует человеческая воля Воле Абсолюта. Человеческая активность и воля, не ставящая цель следовать этой Абсолютной Воле, рассматривается в лучшем случае как иллюзорная суета, а в худшем как тягостное заблуждение, ведущее к отпадению от Целого.

В русской философии проблема воли интересовала Н. Н. Бердяева, критиковавшего идею свободы воли и утверждавшего волевое стремление «к качеству, самовозрастанию и самореализации» как основание этики; Б. Л. Вышеславцева, рассматривавшего волю как силу, способную обуздать и преобразить энергию Эроса; И. А. Ильина, утверждавшего волевую идею «противостояния злу силой»; Н. Н. Федорова, видевшего в воле к труду во имя Общего Дела единственную возможность для человека преобразовать культ личного успеха в философию всеобщего спасения; Н. О. Лосского, полагающего, что волевой процесс всегда направлен на ценности бытия и потому неразрывно связан с эмоциональной сферой, и, наконец, С. Н. Булгакова, создавшего учение о трансцендентном субъекте хозяйства, «излучающем волю к организации природы» и превращению ее из состояния хаоса в состояние космоса. Следует подчеркнуть, что русская философия никогда не проповедовала культ личного успеха как самоцель, но всегда увязывала его с соборной деятельностью народа и со следованием высшей духовной Воле Бога. Потому и воля, составляющая пружину успешной человеческой деятельности, интересует русских философов отнюдь не в аспекте практического целеполагания, продиктованного эгоистической мотивацией, а в аспекте следования Высшей Воле. (Как утверждал Бердяев: «Человек есть существо, действующее не по целям, а в силу заложенной в нем творческой свободы и энергии и благодатного света, озаряющего его жизнь»).

15 стр., 7455 слов

Волевые процессы личности человека

... как сила, а на другом как слабость воли. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, встречающиеся на пути ... ставил перед собой воспитатель»2 . Как и любые качества личности, волевые качества имеют горизонтальную и вертикальную структуру. Горизонтальную ... целеподчиненные. Совершенно очевидно, что когда мы говорим о воле, то уже интуитивно всегда относим эти процессы к ...

Кроме философов западной традиции, тема успеха и успешности (правда, не в личностном, а в национальном историософском смысле) касались некоторые русские философы — Вл. Соловьев, К. Н. Леонтьев, И. А. Ильин, Н.О. Лосский, Л. П. Карсавин, П. Н. Савицкий, П. П. Сувчинский, С. Л. Франк, Г. В. Флоровский, А. Ф. Лосев.

Таким образом, можно подытожить вклад немецкой классической философии, американской философии, восточной (индийской) философии и русской философии в понятие активности и воли, составляющее необходимую и важнейшую предпосылку успеха. Немецкая философия привнесла в теорию успеха подробный анализ природы субъекта как человеческого, так и Божественного, исследование онтологии воли, метафизики волевого действия, виталической природы активности людей. Американская философия связала активность с пользой, а волю с методом, помогающим достижению цели, разработав инструментально- технологические аспекты успеха. Восточная философия показала неотделимость человеческой воли от Воли Абсолюта. Русская философия делала акцент на рассмотрении активности с точки зрения единства материального и духовного начала. Наиболее ярко подобный подход проявился в трудах С. Н. Булгакова (прежде всего в его учении о софиологии и в работе «Философия хозяйства»).

Согласно представлениям философа, успех хозяйственной деятельности обеспечивается единством материи и духа как гаранта софийности — мудрости. Мудр тот хозяйственник, который в своей деятельности соблюдает это единство. Материальный, экономический успех всегда односторонен, неполон и ущербен, если он достигается за счет ущемления духовной стороны, то есть интересов других, эксплуатации или же ограбления.

В современной философской и философско-психологической литературе сложилось устойчивое представление о воле, как о начале, объединяющем в себе когнитивные и побудительные стороны. Практическое целеполагание, предполагающее сознательную активность человека в выборе цели, принятии волевого решения и его практическое осуществление, является стержневым элементом деятельности, прямым образом влияющим на ее успешность.

Теснейшим образом переплетается с понятием успеха категория личности. В отечественной науке тема личности больше всего разрабатывалась в трудах С. Л. Рубинштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. Н. Мясищева, В. С. Мерлина, В. И. Ковалева, А. И. Щербакова, К. К. Платонова, А. Г. Спиркина. Именно личность, не только действует и достигает поставленной цели, но и оценивает собственную деятельность, либо как успешную, либо как неуспешную. 

  1. Самооценка личности и проблема успеха.

Каждому человеку следует заглянуть в себя хотя бы потому, что именно там, внутри, находятся решения большинства текущих проблем. Только «покопавшись» в себе, человек может решительно выбросить находящийся там мусор точно так же, как это делается при капитальной уборке квартиры под Новый год. При этом нужные, полезные вещи располагает поближе, а то, что не для чужих глаз, прячет подальше.

13 стр., 6405 слов

Теоретические основы изучения самооценки личности

... устойчивости, уровня, адекватности) с чертами личности пока исследованы недостаточно. Объект исследования – личность как комплексное явление. Предмет исследования – самооценка личности. Цель – изучение особенностей, причин, формирование ... жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца ...

Самооценка входит в состав тех процессов, которые формируют самосознание. При самооценке человек пытается оценить свои качества, свойства и возможности. Это осуществляется через самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, а также благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми, с которыми приходится находиться в непосредственном контакте. Самооценка не простое удовлетворение генетически обусловленного любопытства, столь свойственное нашему далекому предку (по Дарвину).

Движущим мотивом здесь служит мотив самосовершенствовании, здоровое чувство самолюбия и стремление к успеху. Ведь человеческая жизнь — не блиц-турнир. Это скорее затяжная борьба с самим собой и за ссбм, фгбую щая воли и предельной искренности перед собой.

Самооценка не только дает возможность увидеть настоящее «Я», по и увязать его со своим прошлым и будущим. Ведь, с одной стороны, формирование самооценки осуществляется в ранние годы. С другой -самооценка принадлежит к наиболее устойчивым характеристикам личности. Поэтому она позволяет человеку рассмотреть корни своих слабых и сильных сторон, убедиться в их объективности и находить более адекватные модели своего поведения в различных повседневных ситуациях. По словам Т. Манна, человек, познавший самого себя, становится другим человеком.

В структуре самооценки выделяют два компонента: — когнитивный, отражающий все то, что индивид узнал о себе от различных источников информации; — эмоциональный, выражающий собственное отношение к различным сторонам своей личности (чертам характера, поведению, привычкам и др.).

Американский психолог У. Джемс предложил формулу для самооценки: Самооценка = Успех / Уровень притязаний

Уровень притязаний — уровень, которого индивид стремится достичь в различных сферах жизнедеятельности (карьера, статус, благосостояние и т.п.), идеальная цель своих будущих действий. Успех — факт достижения определенных результатов, выполнение определенной программы действий, отражающих уровень притязаний. Из формулы видно, что самооценку можно повысить либо снижая уровень притязаний, либо повышая результативность своих действий.

Самооценка может быть адекватной, завышенной и заниженной. При сильных отклонениях от адекватной самооценки личность может испытывать психологический дискомфорт и внутренние конфликты. Печальнее всего то, что сам человек зачастую не осознает истинных причин этих явлений и ищет причины вне себя.

При явно завышенной самооценке человек: — приобретает комплекс превосходства («я самый правильный»), или комплекс 2-летннх («я лучше всех»); — имеет идеализированное представление: о себе, о своих способностях и возможностях, о своей значимости для дела и для окружающих людей (стараясь жить согласно этому идеальному «Я», часто порождает ничем не оправданные трения с другими людьми; ведь, как говорил Ф. Ларошфуко, ист лучшего способа попасть в жизни впросак, чем считать себя лучше других); — игнорирует свои неудачи ради поддержания своего психологического комфорта, сохранения привычного для себя высокого самомнения; отталкивает псе, ЧТО мешает сложившемуся представлению о тебе; — истолковывает свои слабые стороны как сильные, выдавая обычные агрессивность и упрямство за волю и решительность; — становится недосягаемым для других, «душевно глухим», теряет обратную связь с окружающими, не при слушивается к чужому мнению; — экстернален, cвой неуспех связывает с внешними факторами, чужими происками, кознями, обстоятельствами — с чем угодно, но только не с собственными ошибками; — к критической оценке себя со стороны других относится с явным недоверием, относя все это к придир кам и зависти; — как правило, ставит перед собой невыполнимые цели; — имеет уровень притязаний, превышающий его реальные возможности; — легко приобретает такие черты, как высокомерие, зазнайство, стремление к превосходству, грубость, агрессивность, жесткость, неуживчивость; — ведет себя подчеркнуто независимо, что воспринимается окружающими как высокомерие и пренебрежительность (отсюда — скрытое или явное негативное отношение к нему); — подвержен преследованию невротических и даже истерических проявлений («я способнее, умнее, практичнее, красивее, добрее большинства людей; но я самый несчастный и невезучий»); — прогнозируем, имеет стабильные стандарты своего поведения; — имеет характерный внешний вид: прямая осанка, высокое положение головы, прямой и продолжительный взгляд, командные нотки в голосе.

4 стр., 1550 слов

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООЦЕНКИ С МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА И ИЗБЕГАНИЯ ...

... достижению успеха и избеганию неудач и самооценкой. Объектом исследования является мотивация к достижению успеха и избеганию неудач и самооценка. Гипотеза исследования: у людей с мотивацией успеха сформирована адекватная самооценка, ... изучить теоретические основы мотивационной сферы человека и самооценки; - рассмотреть основные аспекты мотивации достижения успеха и избегания неудач; - провести ...

При явно заниженной самооценке человек: — обладает преимущественно тревожным, застревающим, педан тичным типом акцентуации характера, что и составляет психологическую базу такой самооценки; — как правило, не уверен в себе, застенчив, нерешителен, чрезмерно осторожен; — более остро нуждается в поддержке и одобрении окружающих, зависит от них; — конформен, легко поддается влиянию других людей, необдуманно идет у них на поводу; — страдая комплексом неполноценности, стремится самоутвердиться, самореализоваться (иногда — любой ценой, что приводит его к неразборчивости в средствах достижения своих целей), лихорадочно наверстать упущенное, доказать всем (и прежде всего самому себе) свою значимость, что он чего-то стоит; — ставит перед собой более низкие цели, чем может достигнуть; — нередко уходит в свои неприятности и неудачи, преувеличивая их роль в своей жизни; — слишком требователен к себе и окружающим, чрезмерно самокритичен, что приводит нередко к замкнутости, зависти, подозрительности, мстительности и даже жестокости; — становится часто занудой, доводит окружающих мелочами, вызывая конфликты как в семье, так и на работе; — имеет характерный внешний вид: голова чуть втянута в плечи, походка нерешительная, как бы вкрадчивая, при разговоре часто глаза отводит в сторону.

Адекватность самооценки определяется соотношением двух противопололшых психических процессов в человеке: — познавательного, способствующего адекватности; — защитного, действующего в направлении, обратном действительности.

Защитный процесс объясняется тем, что в любом человеке заложено чувство самосохранения, которое в ситуациях самооценки действует в направлении самооправдания своего поведения и самозащиты своего внутреннего психологического комфорта. Это происходит даже тогда, когда человек остается наедине с собой. Человеку трудно признавать хаос внутри себя. Кстати, согласно статистике, собранной психологами, только 40 % менеджеров разных должностных уровней оценивают себя объективно. Имеется и такая цифра: только у 15 % людей самооценка совпала с той, которую он получил от своего брачного партнера. Так что внутренняя «полиция нравов» у нас не на уровне.

26 стр., 12541 слов

Мотивация учебной деятельности и достижений у старших подростков

... поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое ... в выявлении факторов, способствующих формированию мотивации достижения и успешности учебной работы, выработке ... и развитие теории автомата было вызвано успехами механики в XVII-XVIII вв. ... совершенствованием системы образования, подготовкой к жизни людей, способных самостоятельно приобретать знания, ...

Механизм функционирования самозащиты можно рассмотреть, используя психоаналитическое понимание психологической структуры личности. По 3. Фрейду, как известно, в мире человеческой психики имеется три «царства»: «Оно» — бессознательная система, движимая принципом удовольствия. В основе ее лежат потребности биологического и эмоционального характера, неукротимые страсти. «Я» — сознательная система, регулирующая процесс взаимодействия с внешним миром. Это оплот благоразумия и трезвой рассудительности. «Сверх-Я» — своеобразная внутренняя «полиция нравов», моральная цензура. Устав ее составляют нормы и запреты общества, принятые личностью.

Между «Я» и «Оно» всегда имеются отношения противоречий. Бедняга «Я» всегда оказывается между тремя «тиранами»: внешним миром, «Сверх-Я» и «Оно». Регуляция противоречий осуществляется с помощью механизмов психологической защиты человека, представляющих собой приемы достижения его душевного равновесия. Набор таких приемов достаточно велик: снижение уровней притязаний, агрессия, самоизоляция, перенос своих эмоциональных состояний на другого человека, переключение нежелательных влечений и др.

Самооценка относится к наиболее устойчивым психологическим характеристикам человеческой личности. Ее трудно изменить. Она складывается в раннем детстве и зависит как от врожденных факторов, так и от обстоятельств жизни. Наибольшее влияние на самооценку индивида оказывает отношение окружающих. Ведь самооценка формируется благодаря непрерывному сравнению себя с другими людьми. Чтобы научиться преодолевать себя, необходимо: — бросить смелый и трезвый взгляд внутрь себя; — изучить свои характер, темперамент и ряд других психологических свойств, особенно тех, которые важны для взаимодействия с другими людьми; — постоянно копаться в себе, выискивать «психологический мусор», стараясь либо выбросить его (волевое преодоление), либо упрятать за фасад (формирование своего положительного имиджа).

Самооценка связана также с самоуважением. От себя не убежишь и не скроешься, поэтому каждый из нас должен видеть себя со стороны: кто я такой; чего ждут от меня другие; в чем совпадают и расходятся наши интересы. Уважающие себя люди имеют и свою линию поведения: они более уравновешенны, не столь агрессивны, более независимы.

  1. Успех как форма самореализации личности.

Самореализация личности — как достичь успеха и счастья одновременно.

Самореализация – ракета с двумя двигателями. Один зависит от твоих способностей, талантов, склонностей. Другой работает от мотивации, от желания. Главным образом, имеет значение второй двигатель – твоих стремлений и желаний. Поэтому перестань с тревогой спрашивать себя: можешь ли ты, есть ли у тебя способности к чему-либо. Спроси себя лучше, хочешь ли ты. (Мишель Лакруа — доктор философии, преподаватель французского университета Эври-Валь д’Эссон).

Что значит «реализовать себя»?

Самореализация означает две вещи. Во-первых, мы должны воспринимать себя как некое вместилище возможностей. Как писал философ Мартин Хайдеггер, «я есть обещание возможностей». Иными словами, у меня есть потенциал. Он состоит из способностей и побуждений, из склонностей и желаний. Меня одновременно формирует то, что я способен делать, и то, что я хочу сделать. Самореализация также предполагает, что этот потенциал не должен пропадать зря. Резерв возможностей, которые я в себе ощущаю, должен быть задействован, его надо использовать.

Важно не только воспринимать себя как человека, имеющего возможности, но и переводить их в поступки, важен переход от слов к делу. Вспомним изречение Фридриха Ницше: «Стань тем, кто ты есть». Процесс самореализации предполагает усилия, направленные на самосовершенствование. Я должен приложить усилия, чтобы сделать максимум того, на что я способен.

Стремление к самореализации и желание стать счастливым — не одно и то же?

Самореализация исходит скорее из перфекционизма, чем из стремления к счастью, эвдемонизма, рассматривающего блаженство, счастье как мотив и цель всех устремлений. «Счастье вызывает у меня скуку», – говорила героиня романа Руссо «Новая Элоиза». Эта фраза очень хорошо передает дух самореализации. Тем не менее, прикладывая усилия, чтобы реализовать себя, я вовсе не отказываюсь от счастья. Оно в итоге придет – как дополнение, как вознаграждение за мою работу. Если, подводя итоги своей жизни, я смогу сказать: «Я сделал все, что мог, я использовал все свои способности, я достиг тех целей, которые наметил, я следовал своему призванию, я остался верен жизненному плану, который составил в юности», – если я смогу, не слишком греша против правды, произнести одну из этих фраз, тогда я испытаю чувство удовлетворения, покоя, безмятежности. Не это ли в конечном счете называется счастьем?

Надо ли непременно активно действовать, чтобы самореализоваться?

Что значит усилие по самореализации? Это некий «жизненный проект», который предполагает постоянство и упорство. «Меня определяет мой проект», – писал Жан-Поль Сартр. Чтобы самореализоваться, надо захотеть добиться какой-то цели в какой бы то ни было области: в профессиональной или в сфере досуга (к примеру, хобби), в спорте или артистических занятиях, в общественной жизни, в волонтерстве, в семейной жизни, в любовных отношениях. Способов личной реализации огромное множество! Одни люди стремятся достичь чего-то исключительного, экстраординарного, величественного. Они нуждаются в великих целях, в благородной миссии, которую хотят исполнять. Им нужен шумный, блестящий успех, известность, слава. Другие, наоборот, собирают свой урожай на ниве повседневности и очень хорошо себя чувствуют. И замечательно, что это так. Общая черта у них одна – действие. Действие необходимо для самореализации. Как говорил писатель Андре Мальро, «мы есть сумма наших поступков». Жизнь, состоящая лишь из непрерывной череды моментов созерцания («пусть все идет как идет»), была бы неполноценной.

Как связана самореализация личности с развитием индивидуализма

Стремление к самореализации заложено в человеческой природе. В некотором смысле оно вечно. Ведь в этом сущность человека – жить в тревоге, в напряжении. Мы никогда не удовлетворены полностью тем, кто мы есть. Мы сотканы из желаний. Человек – тот, кем он не является, и не тот, кем он является… Вы правы, предполагая, что необходимость в индивидуальной реализации стала усиливаться начиная с XVIII века, то есть с эпохи индивидуализма. И тому есть три причины.

Во-первых, появилась новая концепция индивидуума. До XVIII века представления о Боге, спасении души, о метафизическом и космическом порядке создавали непреодолимую линию горизонта для личностного развития. Вспомним, к примеру, какое значение для христиан на протяжении веков имело «подражание Иисусу Христу». В XVIII веке человек начал освобождаться от этих трансцендентных моделей, связанных с религией или метафизикой. Он научился сосредотачиваться на самом себе. И что он обнаружил? Свой потенциал, то есть сумму возможностей и желаний, стремлений и способностей, побуждений и предрасположенностей, которые располагаются внутри него. Наука психология, появившаяся в XIX веке, стала исследовать этот потенциал, впрочем, уделяя больше внимания способностям, нежели мотивации (и это можно было бы поставить ей в упрек).

С этого времени современная философия самореализации стала стремительно развиваться под знаком радикальной автономии
 (понятие, разработанное Иммануилом Кантом и Жан-Жаком Руссо).

Речь идет о том, что современный человек развивает свой потенциал полностью автономно, без опоры на Божественное предопределение свыше или еще какие-то метафизические материи. Такая реализация подразумевает реализацию себя самого самим собой, то есть «самореализацию».

Внутренние препятствия для самореализации

Некоторые из них имеют психопатологическую природу; неврозы, депрессии выкачивают из нас энергию и мешают реализовать себя. Бывает так, что препятствием становятся «ограничивающие мысли». Некоторые из нас переполнены страхами, робостью, боязнью потерпеть поражение, нам не хватает уверенности в себе. К этому порой еще добавляются негативные мысли, которые разрушают само желание, что приводит, в конце концов, к тому, что мы добровольно отказываемся от своих стремлений, перечеркиваем мечты. «Слишком поздно» – установка, мешающая самореализации. И наоборот, нашему самоосуществлению может помешать слишком величественная картинка, которую мы мысленно рисуем. Неумеренные амбиции, жажда славы, отчаянное стремление к блеску могут парадоксальным образом привести к поражению. Так же как идея «преодоления себя», символом которой стал ницшеанский сверхчеловек. Я противник такого романтического видения самореализации, целью которой оказывается непременно исключительность, гениальность, героизм и превосходство. В наших силах достичь самореализации на поле повседневности. Вовсе не обязательно совершать экстраординарные поступки, чтобы реализовать себя. Еще одна преграда – солипсизм, горделиво заявляющий: «Я сделаю себя сам». А ведь самореализация, хотим мы этого или нет, совершается в связи с другим человеком. Она нуждается в дружеской поддержке, нежности, любви и доверии к другим. В начале романа Виктора Гюго «Отверженные» есть замечательный эпизод, в котором Жан Вальжан, вернувшийся с каторги, спасается благодаря доброте господина Бьенвеню. Для того чтобы Вальжан стал другим человеком, нужно было, чтобы кто-то поверил в него. Все повествование Гюго, по сути, и есть история личного перевоплощения, совершенного волшебной магией милосердия и доверия. И наконец, последняя ловушка: гиперактивность, безудержная деятельность. Безусловно, действие необходимо для самореализации, но все же важно следить за тем, чтобы не превратиться в гипердеятельного непоседу.

  1. «Достигающий» тип личности и проблема успеха.

Ничего путевого не нашла, но много где встречается эта фамилия, когда ищешь достигающий тип личности. На основе этой методики можно что-то от себя придумать.

Методика Орлова Ю.М. Тест — опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха.

Методика Потребность в достижении цели используется для измерения потребности в достижении цели, успеха и в целом достижений. Чем выше у человека самооценка, тем более он активен и нацелен на достижения. Потребность в достижении превращается в таком случае в личностное свойство, установку.

Шкала оценки потребности в достижении успеха доказала свою эффективность при подборе кадров, оценке мотивации труда, работе с резервами кадров, сопровождении резерва кадров на выдвижение, диагностике качеств, необходимых руководителю, в психологии спорта и других областях.

Мотивация достижения (успеха, цели) выражается в стремлении к улучшению результатов, настойчивости в достижении своих целей, и оказывает влияние на всю человеческую жизнь.

Данный тест — опросник был разработан Орловым Ю.М. в 1978 году. Методика включает в себя 23 вопроса. Среднее время тестирования — 10-15 минут. 

Методика Орлова Ю.М. (Тест — опросник Потребность в достижении цели. Шкала оценки потребности в достижении успеха).

Инструкция.

Вам предлагается ряд утверждений. Если Вы согласны с высказыванием, то рядом с его номером напишите «да» или поставьте знак «+», если не согласны — «нет» («-«).

Стимульный материал.

1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.  2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.  3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.  4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.  5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.  6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.  7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.  8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.  9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.  10. Мои близкие считают меня ленивым.  11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.  12. Терпения во мне больше, чем способностей.  13. Мои родители слишком строго контролировали меня.  14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.  15. Думаю, что я уверенный в себе человек.  16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.  17. Я усердный человек.  18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.  19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.  20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.  21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.  22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.  23. Я мог бы достичь большего, освободившись от текущих дел.

Ключ к тесту — опроснику Орлова.

ответы «Да» («+») на вопросы: 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22, 23;  ответы «Нет» («-«) на вопросы: 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Обработка результатов.

За каждый ответ совпадающие с ключом ставится 1 балл, ответы суммируются.

Интерпретация и расшифровка методики Орлова.

0 — 6   баллов — низкая потребность в достижениях.

7 — 9   баллов — пониженная потребность в достижениях.

10 — 15 баллов — средняя потребность в достижениях.

16 — 18 баллов — повышенная потребность в достижениях.

19 — 23 баллов — высокая потребность в достижениях. 

Лица с высоким уровнем потребности в достижениях отличаются следующими чертами:

— настойчивостью в достижении своих целей

— неудовлетворенностью достигнутым

— постоянным стремлением сделать дело лучше, чем раньше

— склонностью сильно увлекаться работой

— стремлением в любом случае пережить удовольствие успеха

— неспособностью плохо работать

— потребностью изобретать новые приемы работы в исполнении самых обычных дел

— отсутствием духа соперничества, желанием, чтобы и другие вместе с ними пережили успех и достижение результата

— неудовлетворенностью легким успехом и неожиданной легкостью задачи

— готовностью принять помощь и помогать другим при решении трудных задач, чтобы совместно испытать радость успеха.