Российский государственный социальный университет 8

ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, СОЦИОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ

Факультет психологии, социальной медицины и реабилитационных технологий

Кафедра социальной медицины, рекреации и адаптивной физической культуры

УТВЕРЖДЕНА

на совете Института

Протокол №6

от « 08» декабря 2008 г

Директор института С.И. Григорьев

___________________

ПРОГРАММА

педагогической практики

для студентов специальности № 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

Квалификация: специалист по адаптивной физической культуре

(дневное отделение, заочное отделение)

Введение

Учебная программа практики предназначена для студентов, обучающихся специальности 032102 – «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2000 г.).

Цель педагогической практики

Цель курса — формирование основ будущей профессиональной деятельности студентов и моделирование педагогической деятельности специалиста по адаптивной физической культуре в условиях коррекционно-развивающего обучения.

Задачи педагогической практики

1. Закрепление и применение теоретических знаний студентов в условиях коррекционно-развивающего обучения.

8 стр., 3594 слов

УСР №1 по предмету «Психолого-педагогические основы физического воспитания»

... Учитель физической культуры Чтобы получить квалификацию учителя физической культуры необходимо получить степень магистра и 1 год опыта педагогической деятельности (3+2+1). Это осуществляется на факультетах физической культуры. Физическое ... в северной её части, что положительно отразилось на уровне социального благополучия, однако даже в таких условиях уровень рождаемости оставался достаточно ...

2. Формирование основных профессионально-педагогических умений и навыков практической деятельности в качестве инструктора физической культуры.

3. Изучение особенностей педагогической деятельности учителя в условиях коррекционно-развивающего обучения.

4. Формирование интереса к педагогической деятельности с пациентами с особыми потребностями.

Место курса в профессиональной подготовке выпускников

Педагогическая практика является одним из важнейших разделов профессиональной подготовки студентов к их будущей деятельности и является логическим продолжением учебной теоретической и практической деятельности студентов. Содержание программы практики основано на усвоении знаний общих профессиональных дисциплин и дисциплин специальности: теории и методики физической культуры, теории и организации адаптивной физической культуры, базовых видов двигательной деятельности и методик обучения; и дисциплин специализации: психолого-педагогическая характеристика лиц с физическими и психическими нарушениями в развитии; история, содержание образования и коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии в государственных учреждениях.

Базы практики

1) ГУК Центр социального обслуживания «Ярославский».

2) Реабилитационно-спортивный центр «всероссийского общества слепых».

3) Культурно-реабилитационный центр инвалидов «Надежда».

Данная практика может проводиться в центрах физической реабилитации, где созданы условия для организации и проведения коррекционно-развивающего обучения или в специальных (коррекционных) школах 7-го вида.

Педагогическая практика проводится в 6 семестре основной образовательной программы подготовки специалиста по адаптивной физической культуре, продолжительность практики составляет 5 недель, с объемом занятости не менее 40 часов в неделю.

Требования к уровню усвоения содержания курса

В результате освоения программы практики студенты должны знать:

— историю, закономерности принципы и методы отечественной и зарубежных систем физического воспитания, их роль и место в общей системе физической культуры;

— отечественный и зарубежный опыт массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма;

— эффективности средств и методов физического воспитания людей разного возраста и пола;

— морфо-функциональные особенности людей разного возраста и пола санитарно-гигиенические основы деятельности в сфере физической культуры и спорта, важнейшие методы проведения педагогического и медико-биологического контроля профилактику травматизма;

— психолого-педагогические, социально-психологические и медико-биологические закономерности развития физических качеств и двигательных умений субъектов профессиональной физкультурно-спортивной деятельности;

— психические особенности людей разного возраста и пола, социально-психические особенности групп людей, спортивных команд, психо-педагогические средства и способы организации и управления индивидом, группой людей, командой;

17 стр., 8145 слов

Профессиональная подготовка, психологическая природа и закономерности ...

... Несмотря на большое количество исследований становления профессиональной деятельности педагогов, особенности становления личности учителя-профессионала физической культуры недостаточно полно раскрыты в психолого- ... физического воспитания. Поэтому особую роль в этом процессе играет личность преподавателя, его направленность на развивающий эффект физкультурно-спортивной работы в школе. Профессиональное ...

— организационную структуру профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта;

— психолого-педагогические основы организации учебно-воспитательной и тренировочной работы, массовых физкультурно-оздоровительных занятий;

— факторы, определяющие профессиональное мастерство в избранном виде физкультурно-спортивной деятельности;

— психолого-педагогические особенности профессионального общения;

— специальную терминологию физкультурно-спортивной отрасли;

— состояние информационного обеспечения в сфере физической культуры и спорта;

— основы моделирования и прогнозирования различных сторон физкультурно-спортивной деятельности;

— компьютерные программы, обеспечивающие решение практических задач в сфере физической культуре и спорта.

— уметь определять цели и задачи физического воспитания, спортивной подготовки и физкультурно-оздоровительной работы как факторов гармонического развития личности, укрепления здоровья человека;

— планировать уроки, другие формы физкультурно-спортивных занятий с учетом возраста и пола занимающихся, санитарно-гигиенических основ физкультурно-спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности, климатических, региональных, национальных особенностей;

— применять в профессиональной деятельности современные методы, приемы, технические средства (аудиовизуальную технику, тренажеры, микропроцессорную технику и т.п.);

— с позиций достижений психолого-педагогической науки и передовой практики изучать коллектив и индивидуальные особенности занимающихся физкультурно-спортивной деятельностью и использовать полученную информацию при построении и планировании занятий;

— использовать накопленные в области физической культуры и спорта духовные ценности, полученные знания об особенностях личности занимающихся для воспитания патриотизма, формирование здорового образа жизни, потребности в регулярных физкультурно-спортивных занятиях;

— организовать и проводить научные исследования в сфере профессиональной деятельности;

— используя педагогические, медико-биологические методы, контролировать состояние занимающихся, влияние на них физических нагрузок и в зависимости от результатов контроля корректировать их;

— оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе физкультурно-спортивных занятий;

использовать в профессиональной деятельности передовые приемы обучения и воспитания;

— использовать компьютерную технику для решения конкретных задач физкультурно-спортивной направленности;

— владеть методами и средствами сбора, обобщения и использования информации о достижениях физической культуры и спорта, приемами агитационно-пропагандистской работой по вовлечению населения к занятиям спортивно-рекреационной деятельности;

12 стр., 5748 слов

Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ...

... II РОЛЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЗАНЯТИЯХ СПОРТИВНОГО ОРИЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ВЫНОСЛИВОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ 2.1 Организация специальной физической подготовки 2.2 Организация и результаты экспериментально-практической работы по проблеме ...

— владеть образной эмоциональной речью, как средством воздействия на занимающихся физической культурой и спортом, использовать приемы межличностных отношений и общения в коллективе;

— уметь корректировать собственную преподавательскую, тренерско-педагогическую и спортивно-организаторскую деятельность в зависимости от результатов контроля за деятельностью занимающихся;

— иметь навык самоанализа собственной личности в тесной связи с духовной культурой.

Содержание педагогической практики

  1. Разделы курса.

Учебный курс педагогической практики специалиста условно подразделяется на логические части, связанные со спецификой педагогической деятельности инструктора физической культуры, по видам работы студентов:

— организационная работа;

— учебно-методическая работа;

— воспитательная работа;

— физкультурно-оздоровительная и спортивная работа;

— научно-исследовательская работа.

2. Разделы и их краткое содержание:

Организационная работа:

1. Ознакомление с организацией.

2. Ознакомление с документацией по планированию и учету работы по физической реабилитации в центре реабилитации, классах коррекционного и/или компенсирующего обучения.

Учебно-методическая работа:

1. Разработка плана-графика прохождения программного материала по физической реабилитации.

2. Разработка поурочно-тематического плана по физической реабилитации.

3. Просмотр и анализ занятий в центре.

4. Разработка планов-конспектов уроков по физической реабилитации.

5. Проведение занятий по лечебной физической культуре.

Воспитательная работа:

1. Ознакомление с содержанием, формами и методами воспитательной работы.

2. Проведение с учащимися трудовых, культурно-массовых, физкультурно-массовых мероприятий по плану классного руководителя.

3. Проведение с пациентами бесед на различные темы.

4. Составление психолого-педагогическую характеристики на пациентов.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа:

1. Составление плана мероприятий по лечебной физической культуре в центре реабилитации.

2. Проведение учебно-тренировочных занятий в секциях.

3. Проведение соревнований.

4. Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в закрепленной группе.

Научно-исследовательская работа:

1. Исследование уровня физического развития пациентов.

2. Проведение врачебно-педагогических наблюдений на занятиях лечебной физической культурой (хронометрирование, пульсометрия).

3. Разработка методики исследования по теме курсовой работы.

4. Проведение предварительных исследований по теме курсовой работы.

Перечень примерных заданий для самостоятельной работы

Организационная работа

1. Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике.

2. Изучить программу практики и требования группового руководителя по организации работы бригады во время практики.

3. Участвовать в оформлении «Уголка практиканта».

4. Участвовать в еженедельных собраниях бригады.

5. Заслушать сообщение директора или представителя администрации и ознакомиться с основными направлениями работы, традициями, правилами внутреннего распорядка, центра.

6. Ознакомиться с базой центра: административные и учебными кабинетами, спортивным залом и спортивной площадкой, оборудование и инвентарь.

7. Заслушать сообщение инструктора лечебной физической культуры и ознакомиться с особенностями организации процесса реабилитации.

8. Изучить документы планирования и учета процесса физической реабилитации.

9. Разработать индивидуальный план работы студента во время практики.

10. Составить личное расписание проведения занятий ЛФК, спортивных секций и других мероприятий.

Учебно-методическая работа

1. Разработать годовой план-график прохождения программного материала по лечебной физической культуре.

2. Разработать тематический план.

3. Разработать 3 плана-конспекта занятий по лечебной физической культуре для различных возрастных групп.

4. Провести наблюдение 2-3 занятий по лечебной физической культуре, проводимых инструктором в разных возрастных группах, с целью изучения особенностей методики преподавания, воспитания и организации пациентов.

5. Провести полный анализ 1-2 занятий, проводимых членами бригады.

6. Оформить письменный педагогический анализ проведения занятия лечебной физической культурой в отчете по практике.

7. Провести в качестве помощника инструктора провести 2-4 раза занятия по лечебной физической культуре в группах разных возрастных групп.

8. Провести самостоятельно 12-14 занятий лечебной физической культурой в группах разных возрастов и 6-8 занятий.

Воспитательная работа

1. Ознакомиться с содержанием и организацией воспитательной работы в реабилитационном центре.

2. Изучить план воспитательной работы коррекционной группы.

3. Изучить информацию о коллективе занимающихся.

4. В беседах собрать информацию об одном из пациентов, необходимую для разработки психолого-педагогической характеристики.

5. Составить психолого-педагогическую характеристику на пациента.

6. Разработать план и провести мероприятие (беседа, и др.) по пропаганде физической культуры, вида спорта, здорового образа жизни.

7. Организовать и провести с группой 1-2 мероприятия общевоспитательного характера.

Физкультурно-оздоровительная и спортивная работа

1. Разработать занятий по физическому воспитанию пациентов с определённым диагнозом.

2. Разработать 4-6 планов-конспектов занятий спортивных секций (групп ОФП).

3. Провести в качестве помощника инструктора 2-3 занятия спортивной секции по виду спорта или групп ОФП.

4. Провести самостоятельно 5 занятий спортивной секции или групп ОФП.

5. Разработать положение и сценарий проведения физкультурно-оздоровительного или спортивно-массового мероприятия.

6. Организовать и провести 1-2 спортивно-массовых мероприятия.

Научно-исследовательская работа

1. Провести хронометрирование занятия по лечебной физической культуре в коррекционной группе.

2. Провести пульсометрию занятия по лечебной физической культуре, составить график динамики пульса.

3. Провести исследования уровня физического развития.

4. Обработать полученные данные для соответствующих педагогических выводов и практических рекомендаций.

План (по дням) прохождения практики Примерный перечень требований к зачету

1. Принять участие во вводной и итоговой конференциях по практике, в еженедельных собраниях бригады, в методических занятиях-инструктажах директора и врача директора.

2. Изучить программу практики и разработать индивидуальный план на период практики с учетом особенностей и условий базы практики.

3. Изучить программу по предмету «Физическая культура» и программу по предмету «»Физическая реабилитация».

4. Изучить документы планирования и учета процесса физического воспитания.

5. Провести наблюдение занятий лечебной физической культуры в разных возрастных группах с целью изучения особенностей методики преподавания.

6. Разрабатывать и представлять на утверждение методисту конспект каждого проводимого мероприятия.

7. Провести в качестве помощника инструктора 6-8 занятий с пациентами разных возрастных групп.

8. Провести самостоятельно не менее 12 занятий по лечебной физической культуре для приобретения необходимого уровня профессиональных умений и навыков.

9. Провести хронометраж, пульсометрию и анализ занятий, проводимых членами бригады.

10. Провести контрольные испытания и оценить уровень физического развития пациентов.

11. Провести 5-6 занятий спортивной секции или группы общей физической подготовки.

12. Принять участие в организации и проведении физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

13. Обсудить с руководителем особенности коллектива, систему и план воспитательной работы. Принять участие в проведении мероприятия общевоспитательного характера.

14. Разработать психолого-педагогическую характеристику одного из пациентов.

15. Подготовить документацию и защитить отчет по итогам практики.

Отчетная документация практиканта

В перечень документов, представляемых групповому руководителю и сдаваемых на кафедру, входят:

1. Индивидуальный план работы практиканта на период практики.

2. Характеристика учреждения.

3. Годовой план-график прохождения программного материала по лечебной физической культуре.

4. Поурочно-тематический план по лечебной физической культуре на полугодие.

5. Планы-конспекты занятий по лечебной физической культуре (не менее 3).

6. План воспитательной работы в закрепленной группе на период практики.

7. Педагогический анализ занятия по лечебной физической культуре.

8. Пульсометрия занятия по лечебной физической культуре.

9. Хронометрия занятия урока по лечебной физической культуре.

10.Психолого-педагогическая характеристика пациента.

11. План работы по физическому воспитанию на период практики.

12. Планы-конспекты занятий в секции, кружках с пациентами (не менее 7)

13. Положение и сценарий спортивно-массового мероприятия.

14. Протокол исследования физического развития пациента.

15. Отчет по практике.

Вид практики – педагогическая

№№

Содержание работы

Сроки

Оценка

Замечания руководителя группы

1.

Организационная работа

1.1.Участие в установочной конференции

1.2.Участие в беседе с администрацией, директором центра.

1.3.Участие в заключительной конференции.

1.4.Предоставление отчетной документации руководителю практики для ее окончательного оценивания.

1.4.Предоставление всей отчетной документации по результатам прохождения педагогической практики в деканат.

2.

Педагогическая

3.

Учебно-методическая работа

4.

Воспитательная работа

5.

Психокоррекционная работа

Форма итогового контроля

Формой итогового контроля профессиональных знаний, умений и навыков студентов, их готовности к будущей профессии является дифференцированный зачет.

Учет и оценка работы, выполненной студентами в период практики

Учет и оценку деятельности студентов осуществляют групповые руководители практики, совместно с инструктором лечебной физической культуры и представителями администрации учреждения.

Деятельность практикантов оценивается с учетом творческого подхода к учебно-воспитательной, организационной, лечебно-оздоровительной, физкультурно-оздоровительной работе и ее эффективности, качества отчетной документации.

Оценку студентам выставляет комиссия по итогам практики. В отчетах раскрывается содержание выполненной работы, анализируется ее качество, делается вывод об уровне своей теоретической и практической подготовленности. Дифференцированная оценка по педагогической практике соответствуют общепринятым в высшей школе критериям и заключаются в следующем:

— оценка «отлично» выставляется студенту, который на высоком уровне, выполнил в полном объеме все задания по программе педагогической практики; проявил при этом умение, опираясь на теоретические знания изученных дисциплин, правильно определять и эффективно решать задачи: учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы; проявил самостоятельность, творческий, исследовательский подход и выполнил некоторые виды дополнительных работ;

— оценка «хорошо» ставится студенту, который полностью выполнил намеченную на период педагогической практики программу, проявил умения, опираясь на теоретические знания изученных дисциплин, умеет определить основные задачи организации учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы и находить способы их решения; студент, проявивший инициативу, но в проведении отдельных видов работ допускавший незначительные ошибки;

— оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил в основном программу педагогической практики, однако, не обнаружил глубоких теоретических знаний, не в полной мере овладел умением их применять, допускал ошибки в планировании и проведении отдельных видов работ;

— оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не выполнил основных заданий педагогической практики, имеет слабые теоретические знания, и не овладел умениями ставить и решать конкретные учебно-воспитательные, коррекционно-развивающие, физкультурно-оздоровительные задачи, не научился устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с пациентами.

Учебно-методическое обеспечение педагогической практики Литература:

1. Хрипковой А.Г., Антроповой М. Б. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам/Под редакцией. — М.: Педагогика, 1982.

2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. — М.: Физкультура и спорт, 1978.

3. Бальсевич В. К. Физическая культура для всех, — М.: Физкультура и спорт, 1988

4. Благуш П. К. К теории тестирования двигательных способностей. — М.: Физкультура и спорт, с. 982.

5. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. — М.: Физкультура и спорт, 1985.

6. Булич Э. Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. — М.: Высшая школа, 1986.

7. Железняк Ю. Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности. В уч. пос. Основы общей и прикладной акмеологии, — М., 1995.

8. 3алетаев И.П., Муравьев В.А. Анализ проведения урока физкультуры. –Спорт Академ Пресс, 2002.

9. Зациорский В. М. Физические качества спортсмена. — М.: Физкультура и спорт, 1970.

10. Качашкин В. М. Физическое воспитание в начальной школе. — М.: Просвещение, 1978.

11. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. — М.: Физкультура и спорт, 1998.

12. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры. — М: Советский спорт, 2003.

13. Маркова А.К., Матис А.Б. Орлов Формирование мотивации учения -М: Просвещение, 1990.

14. Матвеев Л.П. Обновы спортивной тренировки.- М.: Физкультура и спорт, 1977.

15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. — М.; Физкультура и спорт, 1991.

16. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. Учебник для завершающего уровня высшего физкультурного образования. — М. 1997.

17. Немов Р.С. Психология образования. — М: Просвещение, 1995.

18. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. — М. Физкультура и спорт, 1988.

19. Программы по физическому воспитанию для общеобразовательной школы (последние издания).

20. Подласный,. И.П. Педагогика. — М: Владос, 2002

21. Ратов И.П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления).

— Минск, 1994.

22. Реан А.А. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб: Питер, 2000.

23.Справочник работника физической кульутры и спорта /Под редакцией А.В. Царика. — М: Советский спорт, 2002.

24. Теория и методика физического воспитания /Под ред. Б. А. Ашмарнна. — М.: Просвещение, 1990.

25. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /Под редакцией A.M. Шлемина. — М: Просвещение, 1988.

26. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. — М.: Физкультура и спорт, 1987.

24. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Б. А. Ашмарнна. — М: Просвещение, 1990.

25. Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя /Под редакцией A.M. Шлемина. — М: Просвещение, 1988.

26. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. — М.: Физкультура и спорт. 1987.

27. Холодов, Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высших уч. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000.

Зав.кафедрой социальной медицины, рекреации и адаптивной физической культуры, д.м.н., профессор В.Г. Тактаров.

13