Рекреационные технологии

Актуальность исследования. Ускорение темпов современной общественной и личной жизни, усиление интенсивности труда подавляющей части работоспособного населения России происходит на фоне тревожных изменений в социально-демографической ситуации в стране, среди которых наиболее значимым является снижение продолжительности жизни россиян и основных показателей их духовно-нравственного и физического здоровья. Особенно остро эти проблемы проявляются в жизнедеятельности населения крупных российских городов, в том числе и столицы России — Москвы.

В одном ряду с социально значимыми аспектами рекреации стоит проблема личностного развития людей, принимающих участие в рекреативной деятельности, т.к. в ней зачастую тиражируются образцы деструктивного, криминогенного, экстремального поведения различных категорий населения крупных городов, в первую очередь — молодежи.

Социально-культурная сфера крупных городов объективно нуждается в преодолении негативных тенденций в организации рекреационной деятельности населения, в научно обоснованных технологиях, стимулирующих механизмы самоорганизации в сфере досуга.

Несмотря на то, что государственное участие в развитии социально-культурной сферы постоянно сокращается, коммерческая инфраструктура досуга и рекреации развивается бурными темпами и сегодня по праву считается одной из наиболее прибыльных сфер экономики. В сфере современной рекреации имеются достаточно мощные ресурсы для педагогического воздействия на личность, способные перевести её развитие в социально одобряемое русло. Однако богатый воспитательный потенциал рекреации еще не в полной мере реализуется в деятельности учреждений культуры, в том числе парков культуры и отдыха1. Это делает актуальным

Далее в тексте понятия «парк», «парковое» используются в качестве синонимов понятия «парк культуры и отдыха», т.к. в данной работе речь идет не обо всех типах парков, а только о парках культуры и отдыха как особом типе учреждений культуры.

обобщающее научное осмысление педагогических возможностей рекреации населения городов и конкретных условий реализации рекреативных технологий в социально-культурной деятельности городских парков культуры и отдыха.

Научная проблема исследования обусловливается противоречиями между потребностью педагогической науки в расширении представлений о процессе развития личности в условиях рекреации и отсутствием исследований, специально рассматривающих воспитательные возможности рекреации; между недооценкой научно-педагогического значения анализа различных аспектов рекреации и потребностью в конкретизации закономерностей рекреации как социально-культурного явления; между необходимостью учета в рекреативной деятельности учреждений социально-культурной сферы особенностей рекреативного поведения различных социально-демографических групп и отсутствием научно-педагогических работ, дифференцирующих рекреативные потребности населения по социально-демографическим признакам и функциональным особенностям этих учреждений и т.д.

6 стр., 2593 слов

Социально-психологические аспекты педагогической деятельности А.С. Макаренко

... подопечных. Педагог утверждал, что развитие личности детей происходит только во время их деятельности - неважно какой, учебной ли, трудовой, игровой, познавательной, физической - важно то, что именно ... различные необходимые качества, вместе с контекстными умениями и знаниями, подходящими данному виду деятельности. Иными словами, дети не только получали знания, непосредственно связанными с тем, чем ...

Эти противоречия, рассмотренные в контексте деятельности современного парка культуры и отдыха, дают возможность сформулировать основную проблему исследования как необходимость выявления педагогических условий, способствующих преодолению рассогласования между изменяющимися рекреативными потребностями городского населения и неадекватной этим изменениям рекреативной деятельностью парков культуры и отдыха.

Степень научной разработанности проблемы определяется наличием теоретико-методологических и прикладных исследований различных аспектов досугового поведения людей, выполненных в философии, социологии, педагогике, теории социально-культурной деятельности и ряде других научных дисциплин.

В отечественной педагогике имеются исследования, посвященные феномену рекреации, в которых она определятся как важнейшая сфера общественной жизни и неоспоримое условие жизнеспособности личности (А.В. Баранов, Л.А. Гордон, И.Ф. Дементьева, В.Ю. Йонайтис, Э.П. Клопов, А.К. Кодзасов, Ю.Д. Красильников, Е.А. Котляров, О.В. Филиппов и др.).

Концептуальные основы организации полноценного отдыха обоснованы в зарубежных исследованиях рекреации, которые в основном направлены на социологические и психологические аспекты рекреативной деятельности человека (Макс Каплан, Джон Келли, М.Ньюмейер, Дж. Нэш, Стенли Паркер, Джей Шивере и др.).

Изучение зарубежной теории и практики рекреации — важный источник обновления социально-культурной деятельности. Однако сравнительные исследования парковой рекреации носят единичный характер. Кроме диссертации Е.Г. Доронкиной, целиком посвященной рекреации в США, научный анализ рекреативной работы зарубежных парков можно найти лишь в отдельных разделах публикаций по теории досуга за рубежом (Л.А. Акимова, Е.И. Григорьева, Е.Г. Доронкина, В.З. Дуликов, Е.М. Клюско, А.В. Соловьев, М.Е. Мамбеков, Н.Н. Ярошенко и

ДР-)-

Большое внимание уделяется изучению рекреативной деятельности как

важного компонента экономической деятельности различных регионов

Российской Федерации, особое внимание уделяется рекреационному

комплексу в контексте управления инновациями в региональной экономике;

проблемам экономики народонаселения и демографии; экономике

природопользования и др. Эти проблемы рассматриваются в связи с

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

изучением рынка курортно-рекреативных и туристско-рекреационных услуг

Доронкина Е.Г. Теория и практика организации рекреационной деятельности в США: Автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.05 / Моск. гос. ин-т культуры. — М., 1990. -16 с.

(Ф.М. Биджиева, Г.С. Писарева, Л.И. Попова, СИ. Ручка, Е.А. Семенихина, С.А. Туменова, М.Н. Халкечев и др.)3.

Однако акцент на экономической составляющей рекреационной деятельности в определенной мере сдерживает применение научных результатов этих работ в педагогическом исследовании.

Социологические исследования рекреации — одно из наиболее продуктивных направлений научного осмысления этого феномена. В современной отечественной социологии это направление успешно разрабатывает А.С. Орлов4, хотя в последнее время появились работы новых авторов по этой проблеме (Т.А. Юдина и др.)5.

Педагогические аспекты рекреации успешно изучаются в рамках научной специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры». Здесь понятие «рекреация» является ключевым в педагогическом программировании физического воспитания школьников (С.Ф. Гытлан,

Биджиева Ф.М. Институциональные и ценовые механизмы развития рынка социальных услуг курортно-рекреационного района: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — Ростов н/Д 2003. — 167 с; Гончарова Е.Ю. Развитие рекреационной сферы в системе региональной экономики (На материалах Ставропольского края): Дис…. канд. экон. наук: 08.00.05. — Ставрополь, 2003. -191 с; Писарева Г.С. Разработка маркетинговой стратегии устойчивого развития предприятий туристско-рекреационного комплекса в регионе: На материалах Республики Адыгея: Автореф. дис. … канд. экон. наук: 08.00.05 / Рост. гос. ун-т. — Ростов н/Д, 2002. — 21 с; Попова Л.И. Влияние социально-демографических особенностей населения на характер рекреационного природпользования: (На прим. Сум. обл.): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. геогр. наук: 11.00.02 / МГУ им. М. В. Ломоносова. Геогр. фак. — М., 1989. — 21 с; Ручка СИ. Формирование механизма проведения маркетинговых исследований в сфере рекреационных услуг: На прим. санитар.-курорт. комплексов Моск. обл.: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 1998. — 161 с; Семенихина Е.А. Реформирование региональной системы управления территориально-рекреационным комплексом (На примере Сочинского ТРК): Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — Ставрополь, 2004. — 202 с; Туменова С.А. Стратегия управления развитием регионального рынка рекреационных услуг (На материалах Кабардино-Балкарской Республики): Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — Нальчик, 2003. — 146 с; Халкечев М.Н. Управление рекреационной деятельностью региона: Дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. — М., 1997. -148 с; и др.

4 Орлов А.С. Теоретические и прикладные проблемы социологии рекреации: Дис. … д-ра социол. наук: 22.00.01. — М., 1993. — 326 с; Орлов А.С. Социология рекреации / А.С. Орлов; Рос. АН, Ин-т социол., Центр комплекс, социал. исслед. и маркетинга. — М.: Наука, 1995. — 146 с. и др.

5 См. напр.: Юдина Т.А. Рекреативная институциональность современной России: Дис. … канд. социол. наук: 22.00.04. — Ставрополь, 2002. -172 с. и др.

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ... Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ...

И.Н. Никулин, Е.Н. Степанова и др.), рекреации различных возрастных категорий (детей и подростков, юношей, женщин и т.д.) (Н.А. Анашкина, Г.А. Мильграм, Т.Ш. Насырова, Л.Г. Рубис, Т.Г. Суржок и др.)7, а также в процессе реабилитации инвалидов (Н.В. Ганзина, Е.В. Новичихина,

О.А. Шпитальная и др.).

При этом сущность рекреации как социокультурного феномена практически не рассматривается.

Специальное изучение воспитательного потенциала рекреативно-оздоровительных технологий как средства формирования здорового образа жизни представлено в диссертационном исследовании Т.В. Ганьшиной, которое выполнено в контексте теории социального воспитания, но содержит богатый материал по проблемам культуры и досуга9.

Научная литература, специально посвященная социальным и культурным процессам, отражает процесс постоянного поиска и уточнения теоретических обоснований, основных понятий, содержания, видов и направлений социально-культурной деятельности, в которую рекреационная сфера входит в качестве подраздела. В этой связи необходимо отметить

6 Гытлан С.Ф. Педагогические основы рекреативно-досуговой деятельности школьников на переменах: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук: 13.00.01. — М, 1991. — 16 с; Никулин И.Н. Подготовка будущего учителя к физкультурно-рекреативной деятельности с учащимися общеобразовательной школы: Дис…. канд. пед. наук: 13.00.08. — Белгород, 2000. — 209 с; Степанова Е.Н. Формирование рекреационной физической культуры у школьников: Автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.04. — СПб., 2005. — 21 с; и др.

7 Анашкина Н.А. Социокультурные факторы и социально-педагогические механизмы формирования рекреативно-оздоровительной деятельности женщин: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. — М., 1996. — 31 с; Мильграм Г.А. Социально-педагогические технологии гуманизации оздоровительно-досугового процесса в лечебно-рекреационном комплексе: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Казань, 2001. — 22 с; Насырова Т.Ш. Функциональная морфология и управление двигательной активностью студенток вуза на рекреационных занятиях: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. — СПб., 2004. — 23 с; Рубис Л.Г. Физическая рекреация молодежи средствами самодеятельного туризма: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. — СПб., 1995. — 173 с; Суржок Т.Г. Физическая рекреация в профессиональной подготовке будущих менеджеров: Автореф. дис…. канд. пед. наук: 13.00.04. — СПб., 2004. — 24 с. и др.

8 Ганзина Н.В. Система рекреативно-восстановительных мероприятий в социальной адаптации инвалидов с последствиями детского церебрального паралича: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. — М, 1997. — 27 с; Новичихина Е.В. Методика игровой деятельности в адаптивной двигательной рекреации неслышащих детей 8-11 лет: Дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. — Хабаровск, 2005. — 251 с; Шпитальная О.А. Физическая рекреация младших школьников с проблемами интеллекта в условиях детского дома: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04. — СПб., 2000.-22 с; и др.

4 стр., 1958 слов

Понятие рекреации, физической рекреации, отдых, досуг, рекреационная ...

... деятельность – деятельность в свободное время, доставляющая удовольствие и обладающая социально приемлемыми качествами. Рекреация ... рекреация трактуется как целостное физическое и социально-культурное оздоровление. Понятие «рекреация» тесно связано с понятием «отдых». Отдых ... культуры, что весьма важно для решения проблемы их социально направленного использования. Социальная суть физической рекреации ...

9 Ганыыина Т.В. Рекреативно-оздоровительные технологии формирования здорового образа жизни молодежи: Дис…. канд. пед. наук: 13.00.02.-Тамбов, 2005.-233 с.

научные изыскания, проводимые в МГУКИ, где ведутся исследования методологических, теоретических и методических основ социально-культурной деятельности, а соответственно — социально-культурных и культурно-досуговых технологий, к которым относятся и рекреационные. Этот аспект основательно разрабатывается представителями московской школы социально-культурной деятельности (А.Д. Жарков, Л.С. Жаркова, Ю.Д. Красильников, Г.Н. Новикова, Ю.А. Стрельцов, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.)10, а также санкт-петербургской школы социально-культурной деятельности (М.А. Ариарский, Г.М. Бирженюк, А.А. Конович, А.П. Марков, А.В. Соколов, А.А. Сукало, Б.А. Титов, В.Е. Триодин и др.)п.

Наличие источников, в которых проблема рекреации изучена с применением научного аппарата различных отраслей знания (экономика, искусствоведение, культурология, социология, отдельные отрасли педагогики), с одной стороны, свидетельствует об актуальности и необходимости комплексного изучения процесса рекреации, а с другой -определяет необходимость педагогического исследования технологий рекреативной деятельности. В этой связи нужно указать на то, что практически неизученным остается феномен парковой рекреации. Несмотря на то, что исследования в этом направлении выполнялись советскими и российскими учеными, их результаты нуждаются в современном

Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности: Уч. пособие.- М: МГИК, 1992; Бакланова Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: Уч. пособие. -М.: МГУКИ, 2003; Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности.- М.: МГУКИ, 2004; Стрельцов Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики.- М.: МГУКИ, 1999; Ярошенко Н.Н. Социокультурная деятельность: парадигмы, методология, методика: Монография. -М.: МГУКИ, 2000; Жарков А.Д., Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. -М: МГУКИ, 1999; Жаркова Л.С, Жарков А.Д, Чижиков В.М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований.- М.: МГУК, 1994; Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова,- М., 1998; Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность.- М.: МГИК, 1993; Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. История, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. -М.: МГУКИ, 2001; Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации / Материалы Всероссийской научно-практической конференции (ноябрь 2001).

-Тамбов: Изд-во Тамб. ГУ, 2001. 11Ариарский М А. Прикладная культурология как область научного знания и социальной практики. -СПб., 1999; Марков А.П. Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Уч. пособие. -СПб., 1998; Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. -М., 1984.

переосмыслении. Проблематика парковой рекреации активно разрабатывалась в исследованиях НИИ культуры, выполненных в 1980 -1990-е годы . Сегодня эти исследования можно рассматривать как свидетельство глубокой проработки социологического аспекта проблемы, но жесткая привязка результатов исследований к историко-социальной ситуации советского периода делает невозможным перенос полученных результатов в деятельность современного парка. Специально посвящены деятельности парков культуры и отдыха научные исследования А.Х. Дзиова, В.Я. Викторова, В.Л. Кабанова и др. Однако в них социально-культурные технологии рекреационной деятельности городских парков культуры и отдыха не рассматриваются в качестве предмета исследования.

2 стр., 815 слов

1. Теоретические знания: теория поведения личности в организации. ...

... организации, планирования, организации деятельности, распорядительства, стимулирования, руководства, координации, контроля, исследований, коммуникаций, оценки, ... рационального режима труда и отдыха, учитывающего естественные ограничения в деятельности человека. Одна часть ... Социально-психологический климат коллектива. — Л.: Наука, 2011. — 192 с. 10. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: ...

Объект исследования — рекреационная деятельность парка культуры и отдыха.

Предмет исследования — процесс применения социально-культурных технологий в рекреации городского населения в парках культуры и отдыха.

Цель исследования — научно обосновать и экспериментально апробировать технологическую модель социально-культурной рекреации городского населения в парках культуры и отдыха.

Задачи исследования:

  1. Выявить социально-культурную сущность и специфику рекреации;
  2. Определить содержание рекреативных потребностей городского населения как субъекта рекреативной деятельности парков культуры и отдыха;
  3. Обосновать типологию современных социально-культурных технологий парковой рекреации населения;

12 Парк и отдых: Сб. статей / Сост. Л.Г. Лабурдова, В. П. Телегина. — М.: НИИ культуры, 1980. -168 с. — (Труды НИИ культуры, Т. 94); Парк и отдых: Модель парка культуры и отдыха малого города / Сост. Л. Г. Лабурдова, В. П. Телегина]. — М.: НИИК, 1982. — 151 с. — (Труды НИИ культуры, Т. 116); Парк и отдых. Современный парк в системе организации досуга населения: [Сб. ст.] / М-во культуры РСФСР, АН СССР, НИИ культуры; [Редкол.: Е.М. Петоян (отв. ред.) и др.]. -М.: НИИ культуры, 1989. — 189 с; Программа социологического исследования «Парк в вашей жизни» / М-во культуры РСФСР; АН СССР; НИИ культуры и др. — М., 1989. -117 с.; и др.

4. Разработать и экспериментально апробировать педагогическую технологию комплексной рекреации городского населения в парках культуры и отдыха. Гипотеза исследования заключается в том, что эффективность

рекреации городского населения в парках культуры и отдыха существенно

возрастает при соблюдении следующих педагогических условий:

учет сущностных особенностей рекреативной деятельности населения города;

комплексное использование двух групп социально-культурных технологий рекреации городского населения: первая группа -технологии организации рекреативной деятельности и стимулирования рекреативной активности; вторая группа -технологии формирования рекреативных потребностей и стилей поведения;

23 стр., 11405 слов

Глава II. Методы социально-психологического исследования

... продуктов деятельности. 2.2. Основные методы качественного социально-психологического исследования Наблюдение как метод социально – психологических исследований Н Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие ... анализа, контроля надежности получаемых данных и т. д. Методология социально-психологического исследования имеет три уровня существования. Первый уровень – общая ...

включение в воспитательную деятельность парка культуры и отдыха технологий формирования потребностей и ценностей рекреации личности и социальных групп.

Методологическую основу исследования составляют философские,

психолого-педагогические положения об активной роли среды и социальных

институтов (организованных сред) в формировании культуры личности, о

социально-педагогической обусловленности социальных отношений

политическими и социально-экономическими факторами. В исследовании мы

опирались на личностно-деятельностный подход, определяющий

систематизацию и взаимосвязь интересов личности и общества, а также на

идеи синергетики и междисциплинарного подхода к управлению сложными

социально-культурными системами.

Теоретическая основа исследования. В качестве теоретической

основы диссертации были взяты: диалектическая теория познания; научные

концепции о человеке как объекте и субъекте социального развития и

саморазвития в трудах классиков отечественной педагогики (П.П. Блонский,

А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, СТ. Шацкий и др.); идеи о

гуманизации образования и воспитания (Ю.П.Азаров, Ш.А.Амонашвили,

Д.В. Вилькеев, Л.А. Волович, К. Роджерс, О.С. Газман, Р.А. Валеева и др.);

положения о роли микросреды и ее воспитательного пространства как фактора формирования личности (В .Г. Бочарова, А.В. Мудрик, В.Ш. Масленникова, Н.Л. Селиванова и др.); идеи коллективно-творческой и средовой организации отдыха (И.П. Иванов, Л.И. Новикова, В.А. Караковский, В.М. Коротов, О.С. Газман и др.); социально-культурного воспитания (А.Д. Жарков, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.М. Чижиков, Н.Н. Ярошенко и др.).

Методы исследования. Для решения исследовательских задач применялись следующие методы: теоретический анализ философской, социологической, педагогической, психологической и культурологической литературы, программно-методической документации по вопросам образования и воспитания (специальные программы и рекомендации Министерства культуры, методические сборники по вопросам организации воспитательного процесса в парках культуры и отдыха); обобщение педагогического опыта деятельности парков (в том числе, изучались материалы архивов государственного парка культуры и отдыха «Таганский» и государственного сада культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана (г. Москва), научно-методические публикации в журналах «Парк», «Праздник» и др.); комплексный метод опытно-экспериментальной работы; метод наблюдения; метод устного и письменного опроса (беседа, анкетирование, интервьюирование и др.); анализ результатов совместной творческой деятельности работников парка; статистические методы; социально-культурное моделирование.

7 стр., 3144 слов

Социально-психологический подход к исследованию конфликтов

...                   исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся области психологии. За последние ... Предмет - процессы возникновения, протекания и разрешения конфликтов. Конфликт как социально-психологическое явление, основные виды и особенности конфликтов. Существуют некоторые наиболее ...

В рамках исследования был осуществлен организационно-педагогический эксперимент, в котором участвовали представители различных возрастных и социальных групп. В программу эксперимента входила задача многолетней апробации авторской модели взаимодействия структурных подразделений парка, обеспечивающей успешную реализацию комплекса социально-культурных технологий рекреации, что позволило проследить в динамике изменение показателей рекреации городского

населения (реальной, ситуативной и потенциальной аудитории парка культуры и отдыха), а также проверить достоверность полученных результатов в сравнении с контрольной группой.

Организация исследования. Исследование осуществлялось в течение четырех лет с 2002 года по 2007 год и включало три основных этапа.

Первый этап (2002-2003 гг.) включал теоретический анализ научных источников, законодательных и нормативных документов по проблеме исследования, социологической, медицинской и педагогической литературы, посвященной рекреационной проблематике. Также изучался практический опыт организационно-педагогической деятельности городских парков культуры и отдыха, готовилась к разработке модель организационно-педагогической деятельности. Результатами этого этапа стали выводы о степени изученности проблемы в педагогической теории социально-культурной деятельности, разработка теоретической концепции исследования.

Второй этап (2003-2004 гг.) — констатирующая часть опытно-экспериментальной работы. На этом этапе проводилась проверка педагогической эффективности авторской экспериментальной программы, внедренной в деятельность городского парка культуры и отдыха «Таганский» (г.Москва) (экспериментальная группа), и сравнительный анализ рекреативной деятельности посетителей сада культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана (г. Москва) (контрольная группа).

Третий этап (2005-2007 гг.) стал этапом подведения итогов опытно-экспериментальной работы, в которой был реализован комплекс социально-культурных технологий рекреативной деятельности населения г. Москвы. На основании анализа эмпирических данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы, была уточнена теоретическая концепция, сделаны выводы о правильности гипотезы исследования, сформулированы научно-практические рекомендации.

Базой для проведения исследования выступало Государственное учреждение культуры парк культуры и отдыха «Таганский» (Центральный административный округ г. Москвы), а также городские парки культуры и отдыха московского мегаполиса, в частности государственный сад культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана.

В трехлетней опытно-экспериментальной работе в парке «Таганский», проведенной по авторской программе, приняли участие более 2000 посетителей парка разных возрастных категорий (детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, взрослых трудоспособного возраста, пенсионеров, инвалидов, ветеранов войны и др.), а также 848 участников самодеятельных объединений клубного типа, действующих в парке.

Анализ эффективности авторской программы проводился в 2004-2004 гг. по результатам опроса 1300 респондентов (2004 г. — 423 чел., 2005 г. — 422 чел., 2006 г. — 455 чел.), принадлежащих к постоянной, ситуативной и потенциальной аудитории парка культуры и отдыха «Таганский». В качестве контрольной группы были опрошены 615 посетителей сада культуры и отдыха им. Н.Э. Баумана (2004 г.- 193 чел., 2005 г. — 210 чел., 2006 г. — 212 чел.).

25 стр., 12357 слов

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования здорового ...

... опыте сложился целый ряд интереснейших авторских систем, занявших прочное место в социально-культурной деятельности семьи, школы, учреждений дополнительного образования и досуга. Для массовой практики физического ... раннего начала физического развития и закаливания( Б.П. и Л.А. Никитины), приоритета физической культуры как предмета и сферы жизнедеятельности( А.Ф. Пазухин) и другие. Так же, ...

Научная новизна исследования. Впервые в теории социально-культурной деятельности, на основе системно-деятельностного подхода выявлены и научно обоснованы:

сущность парковой рекреации, а также разработано научное представление о её компонентной структуре и технологической обеспеченности;

специфика рекреативных потребностей населения крупных городов, которая определяется комплексом проблем социально-экономических, социально-культурных и экологических проблем городской жизни (дисгармонии рекреативного сознания и

рекреативного поведения, депопуляция, ухудшение здоровья, экологический кризис и др.); совокупность технологических условий, обеспечивающих педагогически эффективную рекреацию городского населения в парке культуры и отдыха. Впервые научно обоснована актуализация в системе технологической деятельности парка культуры и отдыха социально-культурных технологий формирования рекреативных потребностей и стилей поведения, которые составляют технологический резерв деятельности современного парка культуры и отдыха в условиях крупного города.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

установлена последовательность перехода рекреативных потребностей личности в рекреативную деятельность. Рекреативная потребность при наличии ситуации, дающей возможность ее осуществления, превращается в деятельность лишь после формирования психологической установки на рекреацию, формулой которой становится последовательность «рекреативная потребность —> социально-культурная ситуация — установка на рекреацию —> рекреативная деятельность»;

обоснована диалектическая взаимосвязь социального и личностного уровней парковой рекреации населения крупных городов;

разработана типология технологий социально-культурной деятельности, ориентированных на обеспечение социального и личностного уровней рекреации.

Совокупность положений и выводов диссертации дает возможность для дальнейшей теоретической разработки проблем социально-культурной педагогики парковой рекреации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении в практику технологической модели по организации и управлению рекреационной деятельностью парка.

Основные результаты диссертационного исследования могут быть использованы в ходе разработки комплексных программ социального развития, предусматривающих комплексную рекреацию населения мегаполисов, крупных российских городов. Педагогические выводы диссертации могут стать основой для дальнейших исследований в области организационно-педагогических технологий рекреации, подготовки учебных курсов по данной тематике.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-практических конференциях в Московском государственном университете культуры и искусств, научно-практических конференциях вузов культуры, в ходе обсуждения диссертации на заседании кафедры социокультурного менеджмента МГУКИ. Основные результаты диссертационного исследования представлены в пяти научных публикациях автора, в том числе в статье, опубликованной в научном журнале «Вестник МГУКИ», включенном в перечень ВАК РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

Рекреационные технологии — Стр 2

1. Сущность рекреации как социально-культурного явления определяется целостностью её структурных компонентов: рекреационных потребностей и ценностных ориентации личности; индивидуальных психологических установок и стилей рекреативного поведения личности; рекреационной активности личности, т.е. её мотивированного стремления к удовлетворению рекреационных потребностей; рекреативной деятельности как формы реализации рекреативной активности.

2. Население крупных городов является субъектом парковой рекреации, т.е. инициатором и участником рекреационной деятельности парка культуры и отдыха, которая представляет собой совокупность просветительных, развивающих, развлекательных, спортивно- оздоровительных технологий. Результатом социально-культурной рекреации населения выступает улучшение психофизиологического статуса личности;

оптимизация социально-психологических отношений; формирование рекреативной культуры личности.

3. Технологии рекреации городского населения в парках культуры и отдыха целостно представлены в следующей типологии: а) Технологии формирования рекреационных потребностей и ценностей личности (сферы реализации — PR-деятельность парка, информационная поддержка рекреативной деятельности парка); б) Технологии стимулирования рекреационной активности личности (сферы реализации — социально- культурный менеджмент, маркетинг культурных услуг парка); в) Технологии организации рекреативной деятельности (сферы реализации — культурно- творческая и социально-педагогическая деятельность посетителей парка); г) Технологии формирования установок и стиля рекреативного поведения личности (сферы реализации — индивидуально-личностная работа и социально-психологическая поддержка участников парковых объединений).

4. Авторская организационно-педагогическая модель парковой рекреации городского населения основывается на взаимодополнительном использовании двух групп технологий: первая группа — технологии организации рекреативной деятельности и стимулирования рекреативной активности; вторая группа — технологии формирования рекреативных потребностей и стилей поведения. Введение в воспитательную деятельность парка культуры и отдыха технологий формирования потребностей и ценностей рекреации личности и социальных групп является наиболее важным инновационным компонентом социально-культурных технологий парковой рекреации.