Раздел I: «Нейропсихология»

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

НАЧАЛЬНИК КАФЕДРЫ ПСИХОЛОГИИИ

ПОЛКОВНИК______________А. КАРОЯНИ

«___»_________________19___г.

Проведения лекции по дисциплине «Клиническая психология»

со слушателями (курсантами) военно-психологического факультета.

Раздел I: «Нейропсихология».

Тема 6: «Нарушения произвольных движений, действий и регуляции высших психических функций».

Время 2 часа.

Проблемы:

1.Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии.

2.Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и

поведения в целом.

Цель занятия:

Сформировать у слушателей основные представления и знания о нарушениях произвольных движений, действий и произвольных регуляций, опираясь на анализ эфферентных механизмов произвольных движений и структурно-функциональной организации лобных долей мозга, их конвекситальной коры.

Литература:

1.Психологический словарь /под ред. В.П. Зинченко/.

—М.: Педагогика, 1996.

2.Психология. Словарь /под общ. ред. А.В. Петровского/.

—М.: Политиздат, 1990. (Статьи : «Действие», «Двигательный анализатор»,

«Движение», «Движения произвольные и непроизвольные»,

«Синдромы нейропсихологические», «Апраксия», …).

3.Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека.

—М.:МГУ, 1969. (ч.II. 4, 5; ч. III. 6).

4.Лурия А. Р. Восстановление движений после ранения мозга.

(Трансляция конференции по невропатологии и психиатрии

Уральского военного округа, 1943.

5.Лурия А. Р. Нарушение движений при поражениях премоторных

14 стр., 6854 слов

Нарушение психического развития

... ребенка. 4) нарушение межфункциональных взаимо­действий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. При нарушениях психического развития возникают ...

систем.(Уч. пособие Московского Университета. Вып. 90,1945).

6.Лурия А. Р. Восстановление функций после ранений мозга. (Вестник

Академиии медицинских наук СССР, Вып. 4, 1946.)

7. Лурия А. Р. Восстановление реакций после военной травмы.

-М.:МГУ. 1948.

8.Лурия А. Р. О генезисе произвольных движений.( // Вопросы

психологии, —1957. N6).

9.Лурия А. Р. Роль речи в формировании произвольных движений.

Материалы совещания по психологии.- М.:МГУ, 1957.

10.Лобные доли и регуляция психических процессов.—М., 1966.

11.Хомская Е. Д., Титаевский.С. С. К проблеме оценки процессов

саморегуляции в двигательной сфере студентов.—М.: Физкультура и здоровье, 1988

I проблема Нарушения произвольных движений и действий. Апраксии.

Алгоритм изложения :

  1. Произвольная регуляция.
  2. Произвольные движения и действия.
  3. Произвольные движения и высшие психические функции.
  4. Функциональные проявления произвольных действий.
  5. Эфферентные механизмы произвольных движений.
  6. Пирамидная система.
  7. Экстрапирамидная система (корковый и подкорковый отделы).
  8. Элементарные нарушения при поражениях пирамидной системы.
  9. Элементарные нарушения при поражениях экстрапирамидной системы.
  10. Апраксии и их формы по А. Р. Лурия.

Произвольные движения и действия относятся к числу наиболее сложных психических функций человека.

ПРОИЗВОЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ И ДЕЙСТВИЯ

представляют собой сложную функциональную систему (или системы) иерархически организованную, включающую много уровней и подуровней, характеризующуюся сложным и многозвенным афферентным и эфферентным составом, условно-рефлекторным по своему происхождению, формирующуюся полностью прижизненно, как и другие высшие психические функции.

  • С помощьюпроизвольных движений и действийреализуются самые разнообразные формы поведения.
  • Произвольные движения и действияучаствуютв осуществлении многих других высших психических функций: устной и письменной речи, письменного счета, рисования, лепки и др.
  • Произвольные движения и действиявключеныв разнообразные моторные акты человека.
  • К произвольным движениям и действиямотносятся: движения поперечно-полосатой мускулатуры рук, лица, ног, всего туловища, т. е. обширнейший класс движений.

Огромный вклад в современное понимание проблемы произвольных движений и действийвнесли: физиологи И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. А. Берштейн, П. К. Анохин и др., психологи А. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец.

3 стр., 1028 слов

Лурия Александр Романович | Биография

... синдромов и предложил новую классификацию нарушений высших психических функций: речи, произвольных движений и действий, памяти, мышления. Предложил и опробовал на практике новые методы клинической ... соотношении речи и мышления, речи и сознания. Разработал понятие о "произвольном сознательном действии" как общепсихологической категории. Внес серьезный вклад в историческую (или кросс- ...

На важнейшую роль афферентации в управлении произвольными движениями и действиями указывалиН. А. Бернштейн и П. К. Анохин.

Произвольные движения и действия– это целый набор различных двигательных актов, регулируемых различными уровнями (структурами) нервной системы и управляемые разного рода афферентными импульсами и различной «ведущей афферентацией».

АФФЕРЕНТАЦИЯ(от лат. afferens), приносящий

постоянный поток нервных импульсов, поступаюших в центральную нервную систему от органов чувств, воспринимающих информацию как от внешних раздражителей (экстерорецепция), так и от внутренних органов (интерорецепция).

Афферентация находится в прямой зависимости от силы раздражителей и насыщенности им внешней среды, а так же от состояния индивида.

  • Патология любого из перечисленных уровней ведет к нарушениям движений данного уровня, а так же тех двигательных актов, куда данные движения включаются как «фоновые».
  • Тип афферентации, как и анатомические структуры, является критерием для выделения класса движений как внутри непроизвольных, так и внутри произвольных.

Таким образом,афферентация является важнейшим фактором, определяющим движения.

По концепции А. Р. Лурия произвольные движения и действия человекаафферентируются самыми различными видами афферентации и поэтому в корковое звено двигательного анализатора включать почти всю кору больших полушарий.

Он уточнил конкретный состав тех корковых зон, участвовавших в мозговой организации произвольных движений и двигательных актов, и включил в понятие «двигательный организатор» не только моторные, но и сенсорные и ассоциативные корковые поля.

К этим механизмам (исполнительным) относятся две взаимосвязанные, но в определенной степени автономные эфферентные системы: пирамидная и экстрапирамидная, корковые отделы которых составляют единую сенсомоторную зону, кору.

I. Пирамидная система.

Традиционная точка зрения: аппарат, регулирующий произвольные движения и действия—начинается от моторных клеток Беца, находящихся в 5-м слое моторной коры (4-е поле), продолжается в видепирамидного тракта, который переходит на противоположную сторону в область пирамид и заканчивается на мотонейронах спинного мозга (2-ой нейрон пирамидного пути), иннервирующих соответствующую группу мышц.

Новые сведенияо пирамидной системе как эффективном механизме произвольных движений и действий.

1)Не только 4-е поле (первичное моторное поле коры) является моторным. Моторные клетки (пирамидные) обнаружены и в 6-ом и в 8-ом полях прецентральной коры и во 2-ом, 1-ом, даже в 3-ем поле постцентральной коры (и других областях коры).

3 стр., 1086 слов

1. Синдром поражения третичных полей коры головного мозга

... Апраксия-неспособность выполнять последовательные комплексы движений. 2. Черепно-мозговая травма: принципы классификации, ... функции руки, обусловленное очаговым поражением коры доминантного полушария большого мозга. Алексия– ... при поражении левой угловой извилины (поле 39). Акалькулия– нарушение способности производить ... лучам, а созданию сильного магнитного поля на сегодняшний день дает самое ...

2)Пирамидный путьсодержит различные типы волокон (по диаметру и степени миелинизации) – с их помощью осуществляется физический, непосредственно исполнительный компонент произвольных движений и действий.

3)Выделен другой вентральный кортикоспинальный путь, идущий без перекреста в составе пирамид на той же самой стороне, (а не только кортикоспинальный, латеральный путь).

4)Пирамидный путь оканчивается не непосредственно на мотонейронах, а главным образом на промежуточных (вставочных) нейронах.

5)Кроме 4-го моторного поля у человека обнаружен целый ряд моторных зон, при стимуляции которых возникают двигательные эффекты. Эти две дополнительные моторные зоны коры (описаныД.Джаспером и В.Пенфилдом) находятся:

  • одна– вдоль краяСильвиевой борозды– ее стимуляция вызывает движения как ипсилатеральных, так и контралатеральных рук и ног
  • вторая– на внутренней медиальной поверхности полушария кпереди от моторной зоны в прецентральных отделах мозга – раздражение ведет к различным двигательным актам.

6)Существуют, кроме моторных зон, «подавляющие области коры»—их раздражение прекращает раз начавшееся движение. Они расположены: кпереди от 4-го поля (поле 4s)на границе 4-го и 6-го полей; кпереди от 8-го поля (поле 8s); кзади от 2-го поля (поле 2s)и кпереди от 19-го поля (поле 19s).

На внутренней поверхности полушария – находитсяподавляющее поле 24s. Эти узенькие «подавляющие полоски» коры (8s, 4s, 2s, 19s) как бы разглаживают сферу влияния разных реле—ядер таламуса.

7)В коре больших полушарий имеются еще особые «адверзиновые» зоны. , их две: премоторная и теменно-затылочная (поля 6, 8, 19-е на границе с 38, 39 полем).Участвуют в сложных реакциях, связанных с вниманием к раздражителю, т. е. в организации сложных двигательных актах, опосредующих внимание к определенному стимулу.

II. Экстрапирамидная система

является 2-ым эфферентным механизмом реализации произвольных движений и действий , более древняя, сложна по составу. До сих пор идут споры: что относить к этой системе, каковы функции этих структур. Различаюткорковый и подкорковый отделы экстрапирамидной системы.

Корковый отдел включает:

те же поля, которые входят в корковое ядро двигательного анализатора—6-е, 8-е и 1-е, 2-е поля (т. е. сенсомоторная область коры).

Все эти поля принадлежат по строению к полям «моторного типа», в3-м, 5-м слое этих полей расположены пирамидные моторные клетки, но меньшего размера, чем в 4-м.

Подкорковый отдел экстрапирамидной системы включает:

стриопаллидарная система—центральная группа образований внутри экстрапирамидной системы, куда входят хвостатое ядро, скорлупа, бледный шар (паллидум).

Эта система базальных ядер располагается внутри белого вещества и характеризуется сложными двигательными функциями.

6 стр., 2600 слов

Раздел «Физиология сенсорных систем»

... топической организации) Проводниковый отдел обонятельного анализатора. Древняя кора больших полушарий, ее связь с лимбической системой. Феромоны как средство внутривидовой коммуникации. ПРОВОДНИКОВЫЙ ОТДЕЛ ... анализатор. Строение обонятельного эпителия. Обонятельные рецепторы. Кодирование информации в обонятельной системе.  роль хеморецепция играет в жизни человека, предоставляя ему жизненно ...

Стриопаллидарная система участвует и в других сложных функциях.

В экстрапирамидную системувходят и другие образования:

поясная кора, черная субстанция, луисово тело, передне-вентральные, интраламинарные ядра таламуса, субталамические ядра, красное ядро, мозжечок, различные отделы ретикулярной формации, ретикулярные структуры спинного мозга.

Конечная инстанция экстрапирамидных влияний—те же мотонейроны спинного мозга, к которым адресуются и импульсы пирамидной системы.

Четкая граница в анатомии пирамидной и экстрапирамидной системы отсутствует. Функциональные отличия между ними отчетливы.

Пирамидная система–ответственна за регуляцию дискретных, точных движений, полностью подчиненных контролю и хорошо афферентированных «внешней» афферентацией (зрительной, слуховой): «управляет» комплексными пространственно организованными движениями, в которых участвует тело, регулирует преимущественно физический тип движений, т. е. точно дозированные во времени и пространстве.

Экстрапирамидная системаответственнапреимущественно за регуляцию тонуса, т. е. того «фона» двигательной активности, на которой разыгрываются физические кратковременные двигательные акты; «управляет» в основном непроизвольными компонентами произвольных движений, к которым, кроме тонуса, относятся поддержание позы, регуляция физиологического тремора, физиологической синергии, координация движений, общая согласованность двигательных актов, их интеграция, «пластичность» тела, пантомимика, мимика и т. д.; «управляет» разными двигательными навыками, автоматизмами.

В целом экстрапирамидная система менее кортикализована, чем пирамидная и регулируемые ею двигательные акты в меньшей степени произвольны, чем те, что обеспечиваются пирамидальной системой.

Элементарные—связаны с поражением эфферентных механизмов движений.

  • Сложные—распространяются на произвольные движения и действия и связаны преимущественно с поражением афферентных механизмов двигательных актов.

Элементарные двигательные расстройства при поражении пирамидной системы.

  1. При поражении коркового звена пирамидной системы (4-го поля)-

двигательные расстройства в виде порезов или параличей определенной группы мышц: руки, ноги, туловища на стороне , противоположной поражению.

  1. Для поражения 4-го поля (прецентральной области)—характерен вялый паралич мышцы не сопротивляются пассивному движению, протекает на фоне снижения мышечного тонуса.
  2. При поражении очагов, расположенных кпереди от 4-го поля (в 6, 8 полях коры)—картина спастического паралича выпадение соответствующих движений на фоне повышенного мышечного тонуса.
  3. При поражениях постцентральных очагов коры (1,2-го полей) – характерны явления порезов, вместе с чувствительными расстройствами (изучение неврологией всех этих поражений).
  4. При поражении пирамидальных путей патологическим процессом в подкорковых областях мозга возникает полное выпадение движений (паралич) на противоположной стороне.
  5. При грубых очагах – полное одностороннее выпадение движений руки, ноги (гемиплегия).
  6. Чаще наблюдаются явления гемипареза.

Элементарные нарушения при поражении экстрапирамидной системы

7 стр., 3477 слов

Нарушения речи при локальном поражении головного мозга (афазии). ...

... речевой деятельности; г) моторных нарушений речи- нарушение подкорковых двигательных механизмов. К афазиям ведет поражение зоны коры левого полушария ( у ... повторной. Называние - тоже выделяется в самостоятельную речевую функцию. Письменная речь - может быть самостоятельной или под ... при сохранности движений речевого аппарата. Афазию следует отличать от: а) дизартрии- нарушение произношения; б) аномии ...

Элементарные нарушения при поражении экстрапирамидной системы.

Поражение подкорковых звеньев экстрапирамидной системы приводит к появлению различных двигательных расстройств.

  1. Динамические (собственно движений).
  2. Статические (нарушения позы).
  3. Поражения стриопаллидарной системы возникает при заболеваниях: паркинсонизме, болезни Альцгеймера, Пика, опухолях, кровоизлияниях, в области базальных ядер и др.Характеры:неподвижность, адинамия, трудности передвижения, и одновременно насильственные движения в руке, ноге, голове (гиперкинезы); плюс нарушение тонуса (спактичность, ригидность, или гипотония) и нарушения двигательных актов . (усиление тремора);теряется возможность себя обслуживать.
  4. Избирательно пораженные зоны паллидума (более древней части, чем стриатум) – в области хвостатого ядра приводят к атстозу или хорео—атстозу (патологическим волнообразным движениям рук, ног, подергиванию конечностей и т. д.).
  5. Поражение стриопаллидарных образований – ведет к нарушению мимики и пантомимики (группа симптомов в виде двух форм):

а) в форме амилии (маскообразное лицо)и общей обездвиженности (отсутствие непроизвольных движений всего тела при различных эмоциях;

б) в форме насильственного смеха, плача, насильственной ходьбы, бега (пропульсии). У этих людей страдает и субъективное переживание эмоций.

У таких больных нарушаются и физиологические синергии– нормально сочетающиеся движения различных двигательных органов, например: размахивание руками, что ведет к неестественности их двигательных актов.

  1. Другие поражения структур экстрапирамидной системы мало

изучены, за исключением мозжечка. Поражение мозжечкасопровождается разнообразными двигательными расстройствами (расстройствами координации двигательных актов).

Мозжечок—центр координации различных двигательных актов, «орган равновесия», крупнейший моторный центр.

  1. При поражении пирамидного и экстрапирамидного спинного мозга –

нарушения функций мотонейронов, вследствие чего выпадают (нарушаются) движения, упражняемые этими мотонейронами.

11 стр., 5061 слов

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата

... живо­та на спину. Отставание моторного развития и нарушения произвольных движений составляют структуру ведущего дефекта и связаны с поражением двигательных зон и приводящих путей головного мозга. В зависимости ... и ранняя логопедическая работа при детском церебральном параличе (ДЦП) 15 3.3. Развитие двигательных функций 21 Заключение 25 Список литературы 26 Введение Детский церебральный паралич (ДЦП) ...

Больше нарушаются двигательные функции верхних или нижних конечностей в зависимости от уровня поражения спинного мозга, причем все местные двигательные рефлексы ощущаются в норме или даже повышаются вследствие устранения коркового контроля.

Нарушения произвольных движений и действий, которые относятся к сложным двигательным расстройствам, и связаны в первую очередь с поражениями коркового уровня двигательных функциональных систем—апраксии (в неврологии и нейропсихологии).

  • Апраксии –это такие нарушения произвольных движений и действий,

которые не сопровождаются четкими элементарными двигательными расстройствами—параличами и порезами, грубыми нарушениями мышечного тонуса и тремора. Это, прежде всего, нарушения произвольных движений, совершаемые с предметами.

Эта проблема (апраксии) насчитывает историю в несколько десятилетий, но: не изучена окончательно.

идеаторная

кинетическая

идеомоторная

Исходя из общего понимания психической структуры и мозговой организации произвольного двигательного акта, А. Р. Лурия разрешил классификацию апраксий –4формы.

  1. Кинестетическая апраксия (описана В.Ферстером в 1936 году).

  • при поражениях нижних отделов постцентральной области коры больших полушарий (задних отделов коркового ядра двигательного анализатора: полей 1, 2, частично 40 преимущественно левого полушария).
  • страдает кинестетическая основа движений.
  • движения становятся недифферинцированными, плохо управляемы (симптом: «рука—лопата»);
  • нарушаются движения письма, апраксия позы, не могут показать без предмета, как совершается то или иное действие (закуривание, наливание чая в стакан).
  • достаточна сила мышц, нет парезов, нет четких двигательных дефектов. При поражении левого полушария — данная апраксия носит двухсторонний характер; при поражении правого полушария – апраксия только в одной левой руке.

  1. Пространственная апраксия (апрактоагнезия).

  • При поражениях теменно-затылочных отделов коры на границе 19 и39 полей, особенно при поражении левого полушария или при двух сторонних очагах:
  • в основе расстройство зрительно пространственных синтезов, нарушение пространственных представлений («верх-низ», «правое-левое»).
  • апраксия позы, трудности выполнения пространственно—ориентированных движений (больше не могут одеться, застелить постель).
  • нет разницы при выполнении движений с открытыми, закрытыми глазами.
  • трудности конструирования целого из отдельных элементов (кубики Кооса и т. п.)

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной координации. 2. Развитие навыков самообслуживания. 3. Развитие речи и коммуникативных способностей. На ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, на новые ...

  1. Кинетическая апраксия.

  • Связана с поражениями нижних отделов премоторной области коры больших полушарий (6, 8-го полей, т. е. передних отделов коркового ядра двигательного анализатора).
  • Входит в премоторный синдром, т. е. протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических функций.
  • В виде распада «кинетических мелодий»—нарушения последовательности, временной организации двигательных актов.
  • Характерны двигательные персеверации. Персеверации—бесконечное продолжение раз начавшегося движения.
  • Общность нарушений двигательных функций руки и речевого аппарата в виде первичных трудностей автоматизации движений, выработки двигательных навыков.
  • Нарушения различных двигательных актов: предметных действий, рисования, письма, выполнения графических работ, особенно при серийной организации движений.

  1. Регуляторная апраксия. (префронтальная).

  • Возникает при поражениях конвекситальной префронтальной коры кпереди от премоторных отделов.
  • Протекает на фоне сохранности тонуса и мышечной силы;
  • В виде нарушений программирования движений, отключении сознательного контроля за их выполнением, замены нужных движений моторными стереотипами.
  • Характерны системные персеверации – не элементов двигательной программы, а всей программы в целом.
  • Особые трудности – смена программ движений и действий.
  • Нарушение речевой регуляции двигательных актов.

ВЫВОД ПО I ПРОБЛЕМЕ:

Таким образом нарушения произвольных движений и действий связано с поражением левого полушария головного мозга и в меньшей степени – при поражении различных корковых зон правого полушария.

II проблема Нарушения произвольной регуляции высших психических функций и поведения в целом

Алгоритм изложения:

3 стр., 1281 слов

1. Нарушение высших психических функций при поражении лобной доли

... психики, эпилептические припадки, афазия (при левостороннем поражении), двигательные нарушения. Опухоли прецентр извилины - возникают клонические судороги в ... Третий функциональный блок мозга - блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности. Он связан ... пути) Лобная апраксия– утрата целенаправленности движений, из-за нарушения программы сложных действий. Поражение заднего отдела ...

  1. Произвольная регуляция.
  2. Произвольность, опосредованность речью, осознанность высших

психических функций.

  1. Структура моторной коры лобной области и немоторной коры.
  2. Особенности лобных долей мозга (конвекситальной) префронтальной коры.
  3. Нарушения при поражениях лобных долей мозга.
  4. Нарушения произвольной регуляции сознательной психической

деятельности.

  1. Нарушения произвольной регуляции двигательных функций.
  2. Нарушения произвольной регуляции зрительных функций.
  3. Нарушения произвольных регуляций в слуховом восприятии.
  4. Нарушения в тактильном восприятии.
  5. Нарушения произвольной регуляции в мнестических процессах.
  6. Нарушения произвольной регуляции в интеллектуальной деятельности.

ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ—один из аспектов динамичной организации психической деятельности.

  • В соответствии с общими представлениями о структуре высших психических функций все высшие психические функции произвольны по способу своего осуществления.
  • Произвольность высших психических функций – возможность сознательного управления психическими функциями (или отдельными их этапами).

    Произвольное выполнение высшими психическими функциями предполагает наличие программы, постоянный контроль за ее протеканием и контроль за окончательным результатом деятельности. Он предполагает наличие соответствующего мотива.

  • Важное значение в произвольной регуляции играет речевая система, т. к. речь является центральной по значимости, как психическое орудие, опосредующее психические функции. Произвольная регуляция опирается на речевые процессы.
  • Произвольная регуляция связана с осознанностью высших психических функций. Лучше всего осознаются цель и конечный результат деятельности, а процесс психической деятельности бессознателен.

С произвольным контролем высших психических функций в соответствии с концепцией А. Р. Лурия о структурно функциональной организации связан 3-ий структурно – функциональный блок мозга – блок программирования и контроля, за протеканием психических функций. В лобной конвекситальной области коры больших полушарий выделяютмоторную (агранулярную и слабогранулярную) и немоторную (гранулярную) кору.

В моторной корехорошо развитыV и III слои коры (сосредоточены моторные клетки пирамиды, слабо развитIVслой – слой афферентных клеток (гранул)).

В немоторной коре—III и V слои развиты меньше, чем IV.

И моторная и немоторная кора связаны с различными подкорковыми структурами: агранулярная моторная кора получает проекции от вентролатерального ядра таламуса, гранулярная – от мелкоклеточной части ДМ – ядра таламуса.

В отличие от медиальнойибазальной лобной корыконвекситальная лобная корав целом характеризуется вертикальной, а не горизонтальной исчерченностью.

1)Большая индивидуальная изменчивость в расположении отдельных корковых полей. Более четко приурочены к бороздам и извилинам левой и правой лобной доли 44, 45, 47, 11, 32 поля, остальные поля (6, 8, 9, 10, 12) – очень вариабельны.

2)Ее позднее развитие – лобной коры.

У ребенка –незрелые лобные структуры, к 12-14 годам площадь лобной коры увеличивается на 360%. Медленное постнатальное созревание лобной коры коррелирует с медленным формированием у ребенка произвольных форм управления психическими функциями и поведением в целом.

1)Нарушается произвольная регуляция различных форм сознательной психической деятельности и целесообразности поведения в целом.

  • Страдает сама структура психической деятельности.
  • Остаются сохраненными отдельные частные – операции, сохранен запас знаний, но их целесообразное использование в соответствии с сознательно поставленной целью – невозможно.
  • При массивных поражениях лобных долей мозга – больные не только не могут самостоятельно создать какую-либо программу действий, но и не могут действовать в соответствии с готовой программой, данной им в инструкции.
  • В менее грубых случаях — нарушается преимущественно способность к самостоятельной выработке программы и в большей степени – сохранено выполнение программ (в инструкции).

2)Поражение конвекситальных отделов коры лобных долей мозгаведет к нарушению произвольной регуляции двигательных функций – к регуляторной апраксии в видеэхопраксии (подражательные движения) и в видеэхолалии (повторение услышанных слов).

Эти нарушения проявляются преимущественно в форме нарушений их речевой регуляции.

Специальные исследования произвольных движений у больных с поражением лобных долей мозга показали, что в условиях эксперимента у всех больных можно обнаружить

Признаки ослабления или нарушения речевой регуляции двигательных актов

а) медленное, после нескольких повторений инструкции, включение в задние;

б) частая «потеря программы» при выполнении серийных движений;

в) патологическая легкость образования двигательных стереотипов при выполнении различных двигательных программ;

г) отсутствие компенсирующего эффекта от присоединения к двигательным реакциям громкой речи, который наблюдается у больных с другой локализацией поражения мозга;

д) отсутствие компенсирующего эффекта при предъявлении «обратной афферентации» от движений;

е) невозможность выполнять двигательные реакции в конфликтных ситуациях, быстрое появление имитации движений стимулам – по количеству, интенсивности, длительности и т. п.

ж) замена относительно сложных двигательных программ простыми, и т. д.

Не менее четко нарушения произвольной регуляции движений проявляются в таких сложных двигательных актах, как рисование и письмо. При попытках нарисовать замкнутую геометрическую фигуру. При написании слов, особенно тех, где имеются однородные элементы, больные пишут лишние штрихи, проявляющиеся в сложном автоматизированном навыке – письме.

3)Нарушения произвольной регуляции при выполнении при выполнении зрительных гностических задач.

  • Не могут выполнить задания, требующие последовательного рассматривания изображения.
  • Не в состоянии отыскать скрытое изображение в загадочных картинках.
  • Плохо воспринимают эмоциональный смысл картины.

4)Нарушение произвольной регуляции в слуховом восприятии – трудности оценки и воспроизведения звуков (ритмов).

  • При оценке ритмов у них легко проявляются персевераторные ответы. Появлению персевераций способствует ускорение темпа подачи сигналов, а так же общее утомление больного.

5)Нарушения произвольной регуляции в тактильном восприятии—в трудности опознания на ощупь серии тактильных образцов (фигур доски Сегена);

  • появляются ошибочные персевераторные ответы (тактильные псевдоагнезии).

    И при выработке тактильной установки – по методике

Д. Узнадзе.

6)Нарушение произвольной регуляции в мнестических процессах.

  • При массивном поражении лобных долей мозга – особые нарушения памяти по типу псевдоамнезии.
  • Проявляется в трудностях произвольного запоминания и произвольного воспроизведения любых по модальности стимулов.
  • Сочетаются с трудностями опосредования или семантической организации запоминаемого материала.
  • Диссоциации между пассивным (через узнавание) и активным воспроизведением запоминаемого материала.
  • Диссоциации между продуктивностью произвольного и непроизвольного запоминания.
  • Снижение продуктивности процесса произвольного заучивания материала при его неоднократном предъявлении.

7)Нарушения произвольной регуляции интеллектуальной деятельности (особенно левой лобной доли).

  • Не могут самостоятельно анализировать условия задачи, сформулировать вопрос и составить программу действий.
  • Повторяют лишь отдельные фрагменты без взаимосвязи.
  • Производят случайные действия с числами, не сличая полученные результаты с исходными данными.
  • Хаотическое, случайное манипулирование числами – решение задачи.

ВЫВОД ПО II ПРОБЛЕМЕ:

Таким образом, поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга приводит к генеральному нарушению механизмов произвольной регуляции различных форм сознательной психической деятельности и сознательного целесообразного поведения.

ВЫВОД ПО ЛЕКЦИИ:

Механизм произвольной регуляции можно рассматривать как самостоятельный фактор, нарушение которого вызывает целую совокупность дефектов, т. е. целый нейропсихологический синдром.

Произвольная речевая регуляция высших психических функций преимущественно связана с работой левой лобной доли.

ЗАДАНИЕ НА САМОПОДГОТОВКУ:

  1. Изучить методы исследования произвольных движений и произвольной регуляции.
  2. Прочитать по хрестоматии описание клинических случаев

Лекция рассмотрена на заседании ПМК «Психотерапия»

от «___»________19__г.

Руководитель занятия:____________________

21