Раздел 1 Глава 1

Раздел I

Теоретические основы логопедии

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ. СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИИ. ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ. ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специ­ального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений ре­чевой деятельности, систему коррекционного воздействия.

Термин «логопедия» происходит от греческих корней: ло­гос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе озна­чает «воспитание правильной речи».

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индиви­дуум), страдающий нарушением речи.

Нарушения речи изучаются физиологами, невропатологами, психологами, лингвистами и др. При этом каждый рассматри­вает их под определенным углом зрения в соответствии с це­лями, задачами и средствами своей науки. Логопедия рассмат­ривает расстройства речи с позиций предупреждения и преодоления средствами специально организованного обучения и воспитания, поэтому ее относят к специальной педагогике.

Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспита­ния лиц с нарушениями речи, а также предупреждения рече­вых расстройств.

Отечественная логопедия создает наиболее благоприятные условия для развития личности детей с нарушениями речи. В основе успехов отечественной логопедии лежат многочис­ленные современные исследования отечественных и зарубеж­ных авторов, свидетельствующие о больших компенсаторных возможностях развивающегося детского мозга и совершен­ствование путей и методов логопедического коррекционного воздействия. И. П. Павлов, подчеркивая чрезвычайную пла­стичность центральной нервной системы и ее неограничен­ные компенсаторные возможности, писал: «Ничто не остает­ся неподвижным, неподатливым, а всегда может быть достигнуто, изменяться к лучшему, лишь бы были осуществ­лены соответствующие условия»1.

21 стр., 10389 слов

Социально-психологическая готовность детей с нарушениями речи ...

... трудности в обучении. Знание педагогом основ логопедии необходимо для нахождения адекватных форм обучения и воспитания таких детей. Проблема готовности к школьному обучению рассматривалась многими ... социально – психологической готовности, проанализировать его основные компоненты. исследовать влияние нарушений речи на социально – психологическую готовность детей к школе. сравнить уровень социально ...

Исходя из определения логопедии как науки, можно выде­лить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различ­ных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и сте­пени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного раз­вития детей с нарушением речевой деятельности, а также ха­рактера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различ­ных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двига­тельного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симпто­матики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики рече­вых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых рас­стройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической по­мощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоре­тическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработ­ка научно обоснованных методов их профилактики, выявле­ния и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь на­учных и практических учреждений для более быстрого вне­дрения в практику новейших достижений науки;

• осуществление принципа раннего выявления и преодо­ления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населе­ния для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия яв­ляется развитие речи, коррекция и профилактика ее наруше­ний. В процессе логопедической работы предусматривается раз­витие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде все­го мышления, процессов памяти, внимания; формирование лич­ности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устра­нить или смягчить как речевые, так и психологические нару­шения, способствуя достижению главной цели педагогичес­кого воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагоги­ческий процесс, направленный, прежде всего, на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности.

СВЯЗЬ ЛОГОПЕДИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ

7 стр., 3096 слов

Выявление и систематизация нарушений произносительной стороны ...

... Состояние проблемы формирования речи в дошкольном возрасте Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким................... ...

Логопедия тесно связана со многими науками. Для того чтобы успешно заниматься коррекцией и профилактикой раз­личных речевых нарушений, всесторонне воздействовать на личность, необходимо знать симптоматику речевых наруше­ний, их этиологию, механизмы, соотношение речевых и нере­чевых симптомов в структуре нарушений речевой деятель­ности.

Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным относятся связи с педагогикой, различны­ми отраслями специальной педагогики: судропедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обу­чения родному языку, математике; с логопедической ритми­кой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингви­стическими науками.

Естественнонаучной психофизиологической основой лого­педии является учение о закономерностях формирования ус­ловно-рефлекторных связей, учение П. К. Анохина о функцио­нальных системах, учение о динамической локализации психических функций (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Р. Лурия) и современное нейропсихологическое учение о речевой деятельности.

Слово является сигналом особого свойства, средством обоб­щения, абстрагирования. Учет сложных нейрофизиологичес­ких механизмов речевой деятельности позволяет более эф­фективно строить логопедическую работу по коррекции нарушений речи, по компенсации нарушенных речевых и не­речевых функций.

Логопедия использует знания общей анатомии и физиоло­гии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организа­ции речевого процесса, о строении и функционировании ана­лизаторов, принимающих участие в речевой деятельности.

Для понимания механизмов речевых нарушений и выяв­ления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших пси­хических функций, о мозговой организации речи.

Речь является сложной функциональной системой, в осно­ве которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Сложнейшая система языка является про­дуктом длительного общественно-исторического развития и усваивается ребенком в сравнительно короткое время.

Речевая функциональная система основывается на деятель­ности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определенную операцию речевой деятельности.

А. Р. Лурия выделяет 3 функциональных блока в деятель­ности мозга.

Первый блок включает подкорковые образования (обра­зования верхнего ствола и лимбической области).

Он обес­печивает нормальный тонус коры и ее бодрствованное состо­яние.

Второй блок включает кору задних отделов больших полу­шарий, осуществляет прием, переработку и хранение чувствен­ной информации, получаемой из внешнего мира, является ос­новным аппаратом мозга, осуществляющим познавательные (гностические) процессы.

В его структуре выделяются первичные, вторичные и третичные зоны. Первичные зоны — это проекци­онные зоны коры, нейроны которых обладают чрезвычайно высокой специфичностью. В них происходит прием чувствен­ной информации от определенных органов чувств.

Над аппаратами первичных зон коры надстроены вторич­ные зоны, которые осуществляют анализ возбуждений, по­лучаемых первичными зонами. Вторичные зоны, как и первич­ные, сохраняют свою специфическую модальность (зрительные, слуховые и др. зоны).

Первичные и вторичные зоны пред­ставляют собой корковый отдел того или иного анализатора (зрительного, слухового и др.).

15 стр., 7164 слов

Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи

... по степени выраженности, никогда не существует сам по себе (Л С Выготский) Нарушение речевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) носит многоаспектный характер, что подтверждается ... и разработать методики использования малых форм фольклора в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, - проследить динамику преодоления речевых нарушений у детей с ОНР с помощью малых фольклорных ...

Третичные зоны являются зонами перекрытия кор­ковых отделов анализаторов, выполняют функцию анализа, синтезирования, интеграции полученной чувственной инфор­мации различных модальностей. На основе их деятельности происходит переход от уровня к оперированию со значения­ми слов, сложными логико-грамматическими структурами, с отвлеченными соотношениями.

Третий блок включает кору передних отделов больших, полушарий (моторную, премоторную и префронтальную обла­сти), обеспечивает программирование, регуляцию и контроль человеческого поведения, осуществляет регуляцию деятель­ности подкорковых образований, регуляцию тонуса и бодрственного состояния всей системы в соответствии с постав­ленными задачами деятельности.

Речевая деятельность осуществляется совместной работой всех блоков. Вместе с тем каждый блок принимает опреде­ленное, специфическое участие в речевом процессе.

Выделение и дифференциация значимых акустических признаков звучащей речи обеспечивается аналитико-синтетической деятельности кортикальных аппаратов речеслухового анализатора, куда входят вторичные отделы левой височ­ной области коры головного мозга (зона Вернике), которые связаны с нижними отделами постцентральной и премоторной области коры.

Процесс артикулирования, моторной организации речево­го акта осуществляется на основе тончайшей регуляции слож­ной координированной работы мышц речевого аппарата. Мо­торная организация речевого акта обеспечивается вторичными отделами постцентральной области (кинестетический аппа­рат) и нижними отделами левой премоторной области (кине­тический аппарат).

В постцентральной области про­исходит анализ кинестетических ощущений, поступающих от мышц речевого аппарата. В премоторной области орга­низуются моторные программы речевого акта, создаются се­рии нервных импульсов, кинетические модели, обеспечиваю­щие возможность плавного перехода от одного движения к другому.

Выбор языковых единиц и их комбинирование, процессы кодирования смысла в речевую форму невозможны без учас­тия наиболее высоко организованных структур коры голов­ного мозга, третичных отделов переднелобной и теменно-затылочной области. Третичные отделы коры головного мозга обеспечивают перевод последовательно выступающей акустико-моторной информации в смысловые схемы и образы. В теменно-затылочной области коры формируются также схемы, обозначающие простран­ственные отношения.

В процессе же письменной речи принимают участие и раз­личные отделы затылочной и теменно-затылочной области коры головного мозга.

Таким образом, различные зоны головного мозга по-раз­ному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам наруше­ний речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельнос­ти. Особенно необходимы эти данные для дифференциальной диагностики различных форм расстройства речи (афазий) при локальных поражениях головного мозга, что позволяет более эффективно проводить логопедическую работу по восстанов­лению речи у этих больных.

Логопедия тесно связана с оториноларингологией, невро­патологией, психопатологией, клиникой олигофрении, пе­диатрией. Так, данные патологии органов слуха и речи (на­пример, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействи­ем (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.).

4 стр., 1552 слов

Виды речевых нарушений.Речевое нарушение. Виды и классификация ...

... системы, отклонения в интеллектуальном развитии. 1.Теоретические основы изучения речи и речевых нарушений 1.1 Понятие речи, функции речи Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. Logos - слово ...

Эти данные являются необходимыми при изучении и устранении расстройств голо­са, ринолалии, нарушений речи при сниженном слухе и др. В частности, расстройства голоса могут вызываться различны­ми органическими повреждениями гортани и голосовых скла­док (опухоли, узелки, папилломы, рубцовые изменения голо­совых складок и др.)« Устранение нарушений голоса в этих случаях невозможно без нормального физиологического фун­кционирования голосового аппарата, что обеспечивается ме­дикаментозным, хирургическим, физиотерапевтическим, пси­хотерапевтическим воздействием.

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагности­ка возможна только совместными усилиями логопеда и вра­ча-невропатолога или психоневролога. При речевых расстрой­ствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: отставание психического развития, поведенчес­кие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памя­ти, умственной работоспособности и др. Их оценка в структуре речевых расстройств, анализ механизмов их возникновения, разграничение первичных, связанных с поражением централь­ной нервной системы, и вторичных нарушений психической деятельности в связи с речевым дефектом являются компе­тенцией врача-психоневролога. Врач-психоневролог дает зак­лючение о состоянии интеллекта ребенка, устанавливает кли­нический речевой диагноз, проводит соответствующее лечение.

Эти данные имеют важное значение для правильного педа­гогического анализа речевого нарушения и организации ло­гопедической работы, выбора профиля специального учреж­дения.

Многие виды речевых нарушений связаны с задержкой созревания мозга в связи с ранним органическим (иногда даже минимальным) его поражением. В этих случаях логопе­дическая работа оказывается эффективной только тогда, ког­да она сочетается со специальным медикаментозным лечением, стимулирующим созревание центральной нервной сис­темы. Это лечение назначает врач-психоневролог. В некото­рых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение.

Причинами отдельных видов речевых расстройств, напри­мер, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изме­нение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствую­щем режиме и лечении, только совместная работа врача-пси­хоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровле­нию. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может ус­пешно решать только в связи с медицинскими науками и преж­де всего невропатологией и детской психиатрией.

4 стр., 1930 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста ...

... создает предрасполагающие условия для нарушения речевого развития или срыва речи. Однако, необходимо помнить об уникальных компенсаторных возможностях мозга ребенка. Рано выявленные речевые нарушения и своевременная помощь специалистов ... каким-то причинам не произошло, следует говорить о развитии у ребенка речевых нарушений. Причем, эти нарушения уже не являются просто возрастными. Это означает, что ...

Теория обучения и воспитания аномальных детей, в том числе и детей с речевыми расстройствами, строится на основе знаний о строении нервной системы, ее функций и особеннос­тей развития.

Логопед должен знать неврологические основы речевых расстройств, быть ориентирован в вопросах детской психопа­тологии, иметь представление о наиболее частых формах пси­хических нарушений у детей, так называемых пограничных состояниях, проявляющихся в поведенческих и эмоциональ­ных нарушениях, олигофрении и задержках психического развития. Эти знания помогут ему правильно определить структуру речевого нарушения, выбрать наиболее оптималь­ные методы коррекции, обучения и воспитания ребенка и пре­дупредить аномальное развитие его личности.

Связь с невропатологией, психопатологией, клиникой оли­гофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходи­ма для дифференциальной диагностики нарушений речи. Так, диагностика нарушений речи при снижении слуха и сенсор­ной алалии требует тщательного обследования состояния слу­ховой функции; диагностика нарушений речи при олигофре­нии и алалии невозможна без определения состояния интеллекта, особенностей психического и сенсомоторного раз­вития.

Данные медицинских наук помогают логопеду правильно подойти к пониманию этиологии, механизмов речевых нарушений, позволяют более правильно решать вопросы диагнос­тики и дифференцированного коррекционного воздействия при устранении различных форм речевых нарушений. От точного диагноза зависит и правильное определение детей в различные типы специальных учреждений.

Логопедия тесно связана с лингвистическими науками и психолингвистикой. Речь предполагает использование язы­ковых единиц различного уровня и правил их функциониро­вания. Они могут по-разному нарушаться при различных расстройствах речи. Знание законов и последовательности усвоения ребенком норм языка способствует уточнению ло­гопедического заключения, является необходимым для раз­работки системы логопедического воздействия.

При изучении и устранении системных речевых наруше­ний в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учении Л. С. Выготс­кого, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьева о сложной структуре рече­вой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания.

Восприятие и порождение речевого высказывания представ­ляют собой многоуровневые процессы, имеющие сложную иерархически организованную структуру, включающую раз­личные операции. Каждый уровень, каждая операция про­цесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объединения единиц.

При изучении речевых нарушений важно определить, ка­кая из операций порождения речевого высказывания наруше­на. В отечественной логопедии используются модели порожде­ния речевого высказывания, разработанные Л. С. Выготским, А. А. Леонтьевым, Т. В. Рябовой.

Л. С. Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, он выделял следующие планы движения: мотив — мысль — внутренняя речь — внешняя речь, различая внешний (физи­ческий) и семантический (психологический) планы речи. Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи являет­ся внутренняя речь. Л. С. Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл ее характерные особенности.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... обучаться даже в массовой школе. 3. Для детей этой группы характерны отвлеченные интересы и фантазии, более развита речь, выше уровень когнитивного развития. Они менее зависимы от матери и ... Детям с данным нарушением в развитии свойственны механические стереотипные движения (раскачивания, кружения). Они болезненно реагируют на смену обстановки, ...

Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л. С. Выготским, А. А. Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: мотив — мысль (рече­вая интенция) — внутреннее программирование — лексичес­кое развертывание и грамматическое конструирование — мо­торная реализация — внешняя речь.

Всякое речевое высказывание порождается определенным мотивом, который обуславливает возникновение речевой ин­тенции (мысли).

На этапе внутреннего программирования соответствующего у Л. С. Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыслов, закрепленных в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н. И. Жинкину).

Создается программа, как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказы­ваний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдель­ного высказывания включаются такие компоненты, как субъект, объект, предикат и др., которые соединены содержа­тельной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»).

В процессе восприятия на этом этапе осуществляется операция свертывания системы объективных языковых зна­чений во внутреннюю схему.

Этап лексико-грамматического развертывания включает две операции, принципиально отличающиеся по своим механиз­мам: операцию порождения синтаксической конструкции и ее лексическое наполнение, которые осуществляются в кодах определенного языка, т. е. на языковом уровне. Затем следу­ет этап моторной реализации.

Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нару­шения, уточнить структуру дефекта, определить это наруше­ние как языковое расстройство.

Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возмож­ность определить специфику их нарушения при различных ее формах.

Психолингвистический подход способствует большей эф­фективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы. Эта проблема в последние годы продуктивно разрабатывается на основе сис­темного подхода В. И. Бельтюковым. На основе анализа мно­гочисленных литературных данных автором убедительно показана противоположность по характеру построения языко­вой и речевой структур, которая заключается в дискретности первой и непрерывности второй. Несмотря на то, что речь и язык формируются на основе одних и тех же элементов, харак­тер их отношений в образованных структурах значительно раз­личается. Принципы взаимодействия языковой и речевой струк­тур, согласно В. И. Бельтюкову, отражают общий механизм самоорганизации и саморегуляции в живой и неживой приро­де, а именно не только принцип интериоризации, но и принцип экстериоризации в их диалектическом единстве.

Логопедия тесно связана с общей и специальной психоло­гией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономер­ности психического развития ребенка, владеть методами пси­холого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать раз­личные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недоста­точностью, эмоциональными и поведенческими расстройства­ми. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правиль­но понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особен­ностями психического развития в целом. Знание это помо­жет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприя­тия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедичес­кую работу.

7 стр., 3178 слов

Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида

... поэтому существуют специальные детские сады и школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. 1. Особенности речевого развития учащихся специальной (коррекционной) школы V вида .1 Школа для детей с ... в широких пределах:от полного отсутствия экспрессивной речи до незначительных нарушений какой-либо подсистеме. В связи с этим выделяют три уровня речевого развития при моторной алалии: · первый уровень ( ...

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛОГОПЕДИИ. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия опирается на следующие основные принципы: системность, комплексность, принцип развития, рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психи­ческого развития ребенка, деятельностный подход, онтогене­тический принцип, принцип учета этиологии и механизмов (этиопатогенетический принцип), принцип учета симптома­тики нарушения и структуры речевого дефекта, принцип об­ходного пути, общедидактические и другие принципы.

Рассмотрим некоторые из них.

Принцип системности опирается на представление о речи как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим изучение речи, процесса ее развития и коррекции на­рушений предполагает воздействие на все компоненты, на все стороны речевой функциональной системы.

Для логопедического заключения, для дифференциальной диагностики сходных форм речевых нарушений необходим корреляционный анализ речевых и неречевых симптомов, дан­ных медицинского, психологического, логопедического обсле­дования, соотнесение уровней развития познавательной деятель­ности и речи, состояния речи и особенностей сенсомоторного развития ребенка.

Речевые нарушения во многих случаях включаются в син­дром нервных и нервно-психических заболеваний (например, дизартрия, алалия, заикание и др.).

Устранение речевых на­рушений в этих случаях должно носить комплексный, меди­ко-психолого-педагогический характер.

Таким образом, при изучении и устранении речевых рас­стройств важное значение имеет принцип комплексности.

В процессе изучения нарушений речи и их коррекции важ­но учитывать общие и специфические закономерности разви­тия аномальных детей.

Принцип развития предполагает выделение в процессе логопедической работы тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

Исследование детей с нарушениями речи, а также органи­зация логопедической работы с ними осуществляются с уче­том ведущей деятельности ребенка (предметно-практической, игровой, учебной).

Разработка методики коррекционно-логопедического воз­действия ведется с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе (онтогенетический принцип).

Возникновение речевых нарушений во многих случаях обусловлено сложным взаимодействием биологических и социальных факторов. Для успешной логопедической коррек­ции речевых нарушений большое значение имеет установле­ние в каждом отдельном случае этиологии, механизмов, сим­птоматики нарушения, выделение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре дефекта.

3 стр., 1350 слов

Развитие логопедии в 20 веке

... развитии логопедии. На них происходи публичный разбор наиболее тяжелых случаев. В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи (например, нарушении речи ...

В процессе компенсации нарушенных речевых и нерече­вых функций, перестройки деятельности функциональных систем используется принцип обходного пути, т. е. формиро­вания новой функциональной системы в обход пострадавше­го звена.

Важное место при изучении и коррекции речевых наруше­ний занимают дидактические принципы: наглядность, дос­тупность, сознательность, индивидуальный подход и др.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравни­тельный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплек­сный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: об­сервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизирован­ные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестичес­ких данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с приме­нением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, спо­собы теоретического исследования связей между изучаемы­ми явлениями (связь между частями и целым, между отдель­ными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Широко используются технические средства, обеспечиваю­щие объективность исследования: интонографы, спектографы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры и другая аппа­ратура, а также рентгенокинофотография, глоттография, ки­нематография, электроммиография, позволяющие изучать в динамике целостную речевую деятельность и ее отдельные компоненты.

Раздел 1 Глава 1 — Стр 2

ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИИ

Логопедия как наука имеет важное теоретическое и прак­тическое значение, которое обусловлено социальной сущнос­тью языка, речи, тесной связью развития речи, мышления и всей психической деятельности ребенка.

Речевая функция является одной из важнейших психи­ческих функций человека.

В процессе речевого развития формируются высшие фор­мы познавательной деятельности, способности к понятийно­му мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождествен­ны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает слож­ное, качественно новое единство — речевое мышление, речемыслительная деятельность.

Овладение способностью к речевому общению создает пред­посылки для специфически человеческих социальных кон­тактов, благодаря которым формируются и уточняются пред­ставления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.

Овладение ребенком речью способствует осознанию, пла­нированию и регуляции его поведения. Речевое общение со­здает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельно­сти, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уров­ней познавательной деятельности, что обусловлено тесной вза­имосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществ­ляется познание ребенком окружающей действительности.

Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особеннос­ти эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию от­рицательных качеств характера (застенчивости, нерешитель­ности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).

Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на выборе профессии. Значение ло­гопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нарушения, тем самым обеспечить полноценное, все­стороннее его развитие.

ЛИЧНОСТЬ ЛОГОПЕДА

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и ши­рота которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, вла­деть приемами и методами их устранения и коррекции, специ­альными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неус­певаемости, хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспита­ния, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Успех в выполнении этих задач зависит от наличия у ло­гопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широ­кой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его твор­ческой активности и инициативы. Профессиональная компе­тентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике наруше­ний речи детей имеет личность логопеда, которая характери­зуется следующими качествами:

гуманистическая убежденность;

гражданская нравственная зрелость;

познавательная и педагогическая направленность;

увлеченность профессией;

любовь к детям;

требовательность к себе и окружающим;

справедливость, выдержка и самокритичность;

педагогическое творческое воображение и наблюдатель­ность;

искренность, скромность, ответственность, твердость и пос­ледовательность в словах и действиях и др.

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррек­ции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.

Умения, которыми он должен обладать, широки и многооб­разны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделиро­вание педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-орга­низационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и опре­деление в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адек­ватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на стро­гом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодей­ствий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родствен­никами и коллегами по работе).

Педагогическая деонтология включает в себя учение о пе­дагогической этике и эстетике, педагогическом долге и нрав­ственности. Соблюдение ее требует от логопеда понимания психологии родителей ребенка с речевыми расстройствами и сопереживания с ними. Логопед должен быть терпелив, так­тичен и доброжелателен, относиться к лицу с речевой патоло­гией и его родителями так, как относится врач к больному и его родственникам, быть осторожным в оценке тяжести и осо­бенно — механизмов, нарушений речи, прогноза, учитывать внешние проявления речевых расстройств, их сущность, так как многие из них, далее не резко выраженные, могут быть толь­ко одним из проявлений тяжелых нервно-психических забо­леваний.

Важным условием педагогической деонтологии является установление правильных взаимоотношений между логопе­дом и врачом детского учреждения, логопедом и воспитате­лем, логопедом и педагогом.

Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное об­суждение с коллегами наиболее сложных видов речевых рас­стройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал специальных детских учреждений, а в ряде случаев и возглав­ляет весь учебно-воспитательный процесс, например в усло­виях специальных Домов ребенка.

Соблюдение правил педагогической деонтологии имеет пер­востепенное значение в повышении эффективности коррекционной логопедической работы.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛОГОПЕДИИ

В настоящее время отмечается заметный прогресс в разви­тии логопедии. На основе психологического анализа получе­ны важные данные о механизмах наиболее сложных форм речевой патологии (афазии, алалии и общего недоразвития речи, дизартрии).

Изучаются речевые нарушения при ослож­ненных дефектах: при олигофрении, у детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. В логопедичес­кую практику внедряются современные нейрофизиологичес­кие и нейропсихологические методы исследований. Расши­ряется взаимосвязь логопедии с клинической медициной, детской невропатологией и психиатрией.

Интенсивно развивается логопедия раннего возраста: изу­чаются особенности доречевого развития детей с органичес­ким поражением центральной нервной системы, определя­ются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, разрабатываются приемы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно повысили эффектив­ность логопедической работы.

В связи с тем, что правильная речь является одной из важ­нейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса социальной адаптации, выявление и устра­нение нарушений речи необходимо проводить в более ранние сроки. Эффективность устранения речевых нарушений опре­деляется во многом уровнем развития логопедии как науки. Изучение логопедии является важным для всех работни­ков детских, особенно дошкольных, учреждений. Значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном воз­расте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает от­рицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.

Знание логопедии является важным для всех дефектологов, так как речевые нарушения встречаются гораздо чаще у аномальных детей, чем у нормально развивающихся.

Наиболее актуальными проблемами современной логопе­дии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и пси­холингвистических) и методов коррекции нарушений рече­вой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагогического) подхода в логопедической теории и практи­ке и в разработке номенклатурных документов.

4. Изучение онтогенеза речи при различных формах рече­вых расстройств.

5. Изучение особенностей речевых нарушений и их устра­нения при осложненных дефектах развития.

6. Ранние профилактика, выявление и устранение речевых нарушений.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержа­ния, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нару­шениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений.

9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

10. Совершенствование теории и практики дифференци­альной диагностики различных форм нарушений речи.

11. Разработка ТСО, лабораторно-экспериментального обо­рудования, внедрение в учебный процесс компьютерной тех­ники.

12. Анализ достижений в теории и практике отечествен­ной и зарубежной логопедии.

ПОНЯТИЙНО-КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЛОГОПЕДИИ

Обязательным условием выделения и функционирования любой науки является наличие в ней собственного понятий­но-категориального аппарата.

Важным в логопедии является различение понятий нор­мы и нарушений речи. Под нормой речи понимают общепри­нятые варианты употребления языка в процессе речевой дея­тельности. При нормальной речевой деятельности являются сохранными психофизиологические механизмы речи. Нару­шение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обус­ловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными ука­зываются взаимоотношения, объективно существующие меж­ду индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении.

Речевые нарушения характеризуются следующими особен­ностями:

1. Они не соответствуют возрасту говорящего;

2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;

3. Связаны с отклонениями в функционировании психо­физиологических механизмов речи;

4. Часто оказывают отрицательное влияние на дальней­шее психическое развитие ребенка;

5. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исче­зают;

6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Такая характеристика позволяет отдифференцировать ре­чевые нарушения от возрастных особенностей речи, от ее вре­менных нарушений у детей и взрослых, от особенностей речи, обусловленных территориально-диалектиными и социокуль­турными факторами.

Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения».

Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи ».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низ­кий уровень сформированности той или иной речевой функ­ции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, откло­нение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамма­тического строя речи наблюдается более низкий уровень ус­воения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, на­личием аграмматизмов.

Под общим недоразвитием речи в логопедии понимается такая форма речевой аномалии, при которой нарушено фор­мирование всех компонентов речи. Понятие «общее недораз­витие речи» предполагает наличие симптомов несформированности (или задержки развития) всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической ее стороны, лексического состава, грамматического строя).

Общее недоразвитие речи может иметь различный механизм и соответственно различ­ную структуру дефекта. Оно может наблюдаться при алалии, дизартрии и т. д.

Таким образом, термин «общее недоразвитие речи», харак­теризует только симптомологический уровень нарушения речевой деятельности. В большинстве случаев при этом на­рушении возможно не столько недоразвитие, сколько систем­ное расстройство речи.

В логопедии разграничиваются понятия «нарушения ре­чевого развития» и «задержка речевого развития». В отли­чие от развития речи">нарушения речевого развития, при котором искажает­ся сам процесс речевого онтогенеза, задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень рече­вого развития не соответствует возрасту ребенка.

Понятие «распад речи» предполагает утрату имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных или диффузных поражений головного мозга.

Симптом нарушения речи — это признак (проявление) какого-либо нарушения речевой деятельности.

Симптоматика нарушений речи — это совокупность при­знаков (проявлений) нарушения речевой деятельности.

Под механизмом нарушения речи понимается характер отклонений в функционировании процессов и операций, обус­ловливающих возникновение и развитие нарушений речевой деятельности.

Патогенез нарушений речи — это патологический меха­низм, обусловливающий возникновение и развитие наруше­ний речевой деятельности.

Под структурой речевого дефекта понимается совокупность (состав) речевых и неречевых симптомов данного нарушения речи и характер их связей. В структуре речевого дефекта выделяется первичное, ведущее нарушение (ядро) и вторич­ные дефекты, которые находятся в причинно-следственных отношениях с первыми, а также системные последствия. Раз­личная структура речевого дефекта находит свое отражение в определенном соотношении первичных и вторичных симпто­мов, что во многом определяет специфику целенаправленно­го логопедического воздействия.

При устранении речевых нарушений используются поня­тия: «логопедическое воздействие», «коррекция», «компенса­ция», «развитие», «обучение», «воспитание», «перевоспитание», «коррекционно-восстановительное обучение» и др.

Логопедическое воздействие представляет собой педаго­гический процесс, направленный на коррекцию и компенса­цию нарушений речевой деятельности, на воспитание и раз­витие ребенка с речевым нарушением.

Коррекция нарушений речи — это исправление речи или ослабление симптоматики нарушений речи (устранение, пре­одоление речевых нарушений).

Компенсация представляет собой сложный, многоаспектный процесс перестройки психологических функций при наруше­нии или утрате каких-либо функций организма. Компенса­торная перестройка включает восстановление или замещение утраченных или нарушенных функций, а также их изменение. Важнейшую роль в компенсации играет центральная нервная система. Развитие и восстановление несформировавшихся и нарушенных речевых и неречевых функций осуществляются на основе специальной системы логопедического воздействия, в процессе которой формируются компенсации.

Обучение — это двусторонний управляемый процесс, вклю­чающий активную познавательную деятельность детей по усвоению знаний, умений и навыков и педагогическое руко­водство этой деятельностью. Процесс обучения выполняет образовательную, воспитательную и развивающую функцию в их органическом единстве.

Воспитание — это целенаправленное, систематическое, орга­низованное управление процессом формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с потребностями общества.

В процессе перевоспитания осуществляются коррекция и компенсация личностных особенностей лиц с нарушениями речевой деятельности.

При локальных поражениях головного мозга в логопедичес­кой работе используется восстановительное обучение, которое направлено на восстановление нарушенных речевых и нерече­вых функций. В основе этого обучения лежит опора на сохран­ное звено функции и перестройка всей функциональной системы. Термин «восстановление речи» используется для обозначе­ния обратного развития нарушенной речи при афазии.

Логопедическое воздействие может быть направлено как на устранение нарушений речи (например, дислексии), на ис­правление (например, звукопроизношения), так и на преодо­ление отрицательных симптомов неречевых нарушений (на­пример, психологических особенностей заикающихся).

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определение логопедии как науки. Раскройте предмет, объект и значение логопедии.

2. Каковы цели и задачи логопедии?

3. С какими науками связана логопедия?

4. Раскройте теоретические основы логопедии, ее прин­ципы и методы.

5. Охарактеризуйте личность логопеда.

6. Какие проблемы являются актуальными для совре­менной логопедии?

7. Определите основной понятийно-категориальный ап­парат логопедии как науки.

Литература

1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М., 1977. Раздел V. Некоторые вопросы методологии психологи­ческого исследования. — С. 275—332.

2. Бадалян Л. О. Невропатология. — М., 1987.

3. Беккер К. П., Совак М Логопедия. — М., 1981. —С. 11— 23.

4. Выготский Л. С. Мышления и речь / Собр. соч. — М., 1982. — Т. 2. С. 6—361.

5. ЖинкинН. И. Речь как проводник информации. — М., 1982.

6- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.

7. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М., 1969.

8. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973. — С. 374.

9. Основы теории и практики логопеда / Под ред. Р. Е. Леви­ной. — М., 1968. — С. 7—30.

10. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. — М., 1997.

11. Правдина О. В. Логопедия. — М., 1973. — С. 5—8.

12. Хватцев М. Е. Логопедия. — М., 1959. — С. 5—14.

13. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В.И. Се­ливерстова. — М., 1997. — Ч. I, II.

1 Павлов И. П. Собр. соч. — М., 1951. — Т. III. — Кн. 2. — С. 188.