Раннее детство

Психическое развитие ребенка в эпоху раннего детства

Эпоха раннего детства начинается с кризиса новорожденности и включает два периода – младенческий возраст и раннее детство. Пренатальный период (от момента зачатия до рождения) в периодизацию психического развития в отечественной психологии не включается.

Краткая характеристика пренатального развития:

  1. Герминальный (от зачатия до 2-х недель) период быстрого роста и быстрой дифференциации клеток.
  2. Эмбриональный (от 2-х недель до 2-х месяцев) период формирования основных структур и органов.
  3. Фетальный (от 3-х месяцев до рождения) период интенсивного морфофизиологического развития плода. 4-6 м. мозг плода увеличивается в 6 раз и может реагировать на звук, тактильные раздражения. 6-9 м. идет интенсивное развитие центральной нервной системы, локализации в ней дыхательного и глотательного центров, а также сенсорного и моторного, возникает чувствительность к сердцебиению матери.

Опыт общения в пренатальном периоде оказывает положительное влияние на формирование психологической готовности матери к родам и налаживание сотрудничества ребенка в период новорожденности.

Кризис новорожденности впервые был выделен и описан Л.С. Выготским. Особый характер данного кризиса связан с изменением типа жизни и развития, переходом от пренатального развития к постнатальному развитию. В связи с началом физической автономии от матери перестраиваются все физиологические механизмы: дыхания, питания, выделения, терморегуляции, что оказывает на ЦНС ребенка воздействие огромного числа раздражителей окружающей среды в условиях незрелости ЦНС, ограниченности врожденных безусловных рефлексов (пищевые, дыхательные, защитиные, ориентировочные, хватательный и др.), потери иммунитета матери и уязвимости в отношении внешних факторов, что обуславливает развитие ЦНС и проявляется в преобладании сна над бодрствованием (защита мозга от перегрузок и необходимость переработки информации).

Первым психологическим новообразованием кризиса новорожденности является возникновение индивидуальной психической жизни.

Социальная ситуация развития кризиса новорожденности заключается в противоречии между полной беспомощностью ребенка и зависимостью от близкого взрослого и отсутствием готовых форм общения, сотрудничества (в отличие от животных с богатым репертуаром врожденных поведенческих реакций и рефлексов), поэтому основной задачей развития является формирование у ребенка потребности в общении и соответствующих средств.

5 стр., 2357 слов

7 Лекции по психологии развития. «Новорожденность» Период новорожденности План

... что это нормальное поведение ребенка, связанное с разворачиванием легких. Новорожденность является переходным периодом в развитии ребенка. Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершено ... деятельность: эмоциональное общение со взрослым. Этот период часто называют кризисом новорожденности. Есть представления о том, что данный кризис можно смягчить, например, при родах в ...

Разрешение кризиса:

  1. Физиологический критерий — положительная прибавка в весе младенца.
  2. Психологический, связан с формированием к концу 2-го месяца жизни рубежного новообразования – комплекса оживления.

Комплекс оживления – комплексная аффективно-положительная, мимико-соматическая реакция ребенка на лицо говорящего взрослого.

  1. Сенсорный компонент – зрительное и слуховое сосредоточение на лице говорящего взрослого (к к.2-го м.)
  2. Аффективный компонент – улыбка, со временем переходящая в смех (3-4 м.).
  3. Голосовые реакции – вокализация ребенка в форме гукания (короткие отрывистые звуки) и гуления ( протяжные, мелодичные звуки), имитирующие речь взрослого.
  4. Моторный компонент – протягивание ручек и всего тела ко взрослому.

Появление комплекса оживления разрешает кризис новорожденности и является показателем возникновения у ребенка первой социальной потребности в общении со взрослым.

М. И. Лисина выделяет следующие критерии возникновения потребности ребенка в общении: 1. Внимание и интерес к взрослому, выражающие направленность на его познание; 2. Эмоциональные проявления в адрес взрослого, содержащие его оценку. 3. Инициативные действия, направленные на взрослого, проявляющиеся в восприятии его оценки.

Младенческий возраст включает в себя две фазы – ранее младенчество (2 – 6 мес.) и позднее (7 – 12 мес.).

Социальная ситуация развития характеризуется такой системой отношений ребенка с близким взрослым, где все потребности ребенка удовлетворяются взрослым, все формы активности ребенка опосредованы деятельностью взрослого.

Ведущая деятельность – непосредственно-эмоциональное общение ребенка с близким взрослым, в которой выделяют 3 стадии:

  1. Непосредственное общение (общение ради общения: 4-5 мес. Узнает и отличает своих от чужих, проявляет аффективные реакции)
  2. Общение, опосредованное предметом (по поводу предмета, игрушки)
  3. Общение как совместная деятельность.

Сенсомоторное развитие младенца:

(на материале исследование младенцев в детских домах, в условиях воспитания в семье, сроки возникновения новообразований будут более ранними)

3-4 недели

Слуховое сосредоточение: прислушивается, локализует источник звука. Поднимает подбородок.

3-5 недель

Зрительное сосредоточение: концентрирует внимание на предмете на расстоянии 15-20 см от глаз, ступенчатое слежение за предметом.

2-3 месяца

Дифференциация зрительных объектов, предпочтение новых незнакомых объектов.

Поднимает грудь, удерживает головку в вертикальном положении.

3-4 месяца

Сидит с поддержкой. Тянется за предметом, но пока промахивается.

4-5 месяцев

Простые манипуляции с предметом без контроля зрением.

5-6 месяцев

Формирование хватания. Осуществляет соотносимые действия (простые манипуляции с предметом: постукивание, размахивание, притягивание, выбрасывание и др.) под контролем зрения

6-7 месяцев

Сидит без поддержки, начало ползания.

8 месяцев

Садится без посторонней помощи. Манипулирует двумя предметами, соотносит их размер, выполняет простые действия на ориентировочном примере взрослого.

9-10 месяцев

Стоит с поддержкой, ползает на животе, ходит с поддержкой.

11 месяцев

Стоит без поддержки, ходит с поддержкой. Выполняет функциональные действия, повторяя действия взрослого (пытается одеть шапку на голову, кушать ложкой и др.)

12 месяцев

Ходит самостоятельно.

Новообразования в когнитивной сфере:

Внимание. Слуховое и зрительное сосредоточение выступают как первичные реакции внимания, обеспечивая выделение из окружающего пространства эмоций и речи человека, движений. Сосредоточение влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему миру. Проявляются свойства внимания.

Восприятие. Восприятие движения, формы, предметов, света. Развивается восприятие пространства и глубины. Восприятие объектов в целом, на основе которого создаются образы предметов. На развитие восприятия влияет разнообразие окружающей обстановки. Создает основу для формирования первоначальных форм наглядно-действенного мышления в раннем детстве.

Память. Проявляется в форме узнавания. Выделяют 3 этапа в развитии памяти: 1) моторная память – на движение, действия при кормлении, положение тела в пространстве; 2) эмоциональная память – в проявлении комплекса оживления; 30образная память в форме узнавания материнского лица, своих и чужих, знакомых предметов. К концу 1-го года складываются предпосылки для развития словесной памяти в связи с развитием речи.

Развитие речи. На основе речевого слуха развивается понимание речи взрослых к концу 1-го года жизни (10-20 слов), возникают первые формы активной речи ребенка, которая носит ассоциативно-ситуативный характер. Сам ребенок произносит несколько первых слов.

Развитие эмоций связано с формированием положительного отношения к взрослому. 8-9 месяцев формируется привязанность ребенка к близкому взрослому на основе удовлетворения потребности в безопасности (проявляет тревогу и страх чужих, оставаться без взрослого).

В конце 1-го года ребенок узнает себя в зеркале, проявляет интерес и положительную эмоциональную реакцию на свое отражение в нем.

Кризис 1-го года обусловлен противоречием между возросшими возможностями ребенка по освоению окружающего мира и его местом в системе социальных взаимоотношений, сложившимися формами взаимодействия со взрослыми (потребность в большей самостоятельности познания в связи с ходьбой, а также возникновением мотивирующих представлений, основы волевого акта).

Физическая самостоятельность передвижения ребенка создает основу для возникновения предметной деятельности, которая вступает в противоречие с отсутствием у него опыта предметно-орудийных действий.