Рабочая тетрадь 3

15

Бакалавра________________________________

Детская психология

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения психологии дошкольного возраста является формирование представлений о феномене дошкольного детства

Задачи дисциплины: формировать:

1) представления о закономерностях развития психики в онтогенезе, о социальной ситуации, ведущей деятельности и новообразованиях психики ребенка;

  1. умение выделять существенные психологические особенности каждого возрастного периода;
  2. отбирать методы и приемы диагностики в соответствие с особенностями психики на ранних этапах онтогенеза.

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Психология дошкольного возраста» входит в состав дисциплин вариативного блока ФГОС ВПО по направлению 050100 –Педагогическое образование

Дисциплина «Детская психология» базируется на системе знаний, умений и универсальных компетентностей, полученных студентами при изучении комплекса гуманитарных, общепрофессиональных и профильных дисциплин в рамках бакалавриата по направлению Педагогическое образование и опирается на такие как «Педагогика дошкольного образования», «Детская речь с элементами языкознания», «Психолого-педагогический практикум по решению диагностических задач».

При освоении данной дисциплины студенты должны иметь:

Представление о:

4 стр., 1542 слов

Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность.

... встроено и неразрывно связано с ним.   Основные категории психологии (психика, сознание, личность, деятельность. Психика – совокупность психических процессов, кот. поддерживаются НС и обеспечивают выживание. ... Абстракция Структура сознания (Рубенштейн)=переживание/знание. Психология должна отвечать на вопрос о том, почему носитель психики ведёт себя так или иначе Психическими процессами ...

  • истории и современным тенденциям развития детской психологии;
  • о многообразных подходах к пониманию психического развития ребенка, которые разработаны в XX веке, то есть за весь период существования детской психологии, как отдельной науки;
  • об основных методах исследования развития психики ребенка;
  • о норме развития и содержании возрастных кризисов;
  • о культурно-исторической концепции характеристики деятельностного, неадаптивного характера детского развития (Л.С. Выготский), структуры и динамики возраста (Д.Б. Эльконин);
  • о роли общества и окружающих взрослых, как необходимого и органического условия адекватного психического развития ребенка;

Знать:

  • о многообразных подходах к пониманию психического развития ребенка;
  • о норме развития и возрастных кризиса;
  • культурно-историческую концепцию характеристики деятельностного, неадаптивного характера детского развития (Л.С. Выготский), структуру и динамику возраста (Д.Б. Эльконин);
  • о роли общества и окружающих взрослых, как необходимого и органического условия адекватного психического развития ребенка;
  • о теоретических основах и ведущих тенденциях развития современной детской психологии как науки.

В процессе изучения дисциплины приобрести учебные, познавательные, профессиональные и исследовательские умения:

  • использовать понятийный аппарат детской психологии;
  • видеть и выделять существенные возрастные особенности и новообразования каждого периода;
  • прогнозировать развитие психических функций у дошкольника в норме и патологии;
  • анализировать тенденции развития деятельности в дошкольном возрасте, принципы смены ведущей деятельности по возрастам;
  • определять и обосновывать роль воспитывающего взрослого, как носителя культуры, в психическом развитии ребенка;
  • использовать арсенал психологических знаний при моделировании диагностических процедур по детской психологии;
  • планировать и проводить экспериментальное исследование возрастных особенностей психики ребенка;
  • организовывать и проводить психодиагностическое исследование;
  • проводить индивидуальную, групповую и семейную психоразвивающую работу.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Код компетенции

Компетенция

Признаки проявления

ОПК-1

Осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности

Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент

знает: культурно-исторические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности использования психологических знаний в профессиональной деятельности с детьми дошкольного возраста

умеет: дифференцировать законы психического развития в конкретных условиях профессиональной деятельности при анализе феноменологии психического развития; проектировании направлений индивидуальной образовательной деятельности

владеет: навыками психологической интерпретации социально-психологических механизмов детского развития как основы проектирования профессиональной деятельности, умениями использовать арсенал психологических знаний при моделировании направлений профессиональной деятельности в период учебной практики.

СК-1

способен ориентироваться в отечественных и зарубежных концепциях воспитания, развития, обучения детей раннего и дошкольного возраста

Базовый уровень. В результате освоения дисциплины студент

знает: основные отечественные концепции детского развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин и др), деятельностный подход к интерпретации структуры и динамики возраста (Д.Б. Эльконин); основные психологические школы зарубежной детской психологии (когнитивный, психоаналитическй, социогенетический и др.)

умеет: системно анализировать и выбирать эмпирически достоверные положения теорий при интерпретации закономерностей детского развития; учитывать в педагогическом взаимодействии различные возрастные особенности детей; участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях по проблемам акселерации и амплификации детского развития

владеет: способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей информационной среды; способами ориентации в профессиональных источниках информации по проблемам психологии детского развития.

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, 144 часа.

Тематика и планы практических занятий

Наименование разделов

и тем

Содержание

Формы

проведения

Раздел 1. Предмет, задачи и методы детской психологии

Тема 1. Предмет и задачи детской психологии

  1. Охарактеризовать предмет и задачи детской психологии.
  2. Показать на схеме место детской психологии в системе смежных наук.
  3. Раскрыть основные теории детского развития (презентации).

Семинар –

исследование

Тема 2. Методы детской психологии

  1. Раскрыть методы психолого-педагогического исследования.
  2. Показать различие метода и методики.
  3. Рассмотреть сильные и слабые стороны.

метода наблюдения в детской психологии.

  1. Показать преимущества экспериментального метода.
  2. Раскрыть дополнительные методы детской психологии.

Семинар — практикум

Тема 3. Движущие силы и факторы психического развития ребенка

  1. Представить периодизации психического развития ребенка.
  2. Охарактеризовать движущие силы

психического развития.

ребенка.

  1. Рассмотреть факторы психического развития ребенка.

Семинар — практикум

Тема 4.

Концепции детского развития

  1. Определите сущность понятия «психологический возраст».
  2. Показать различие между стадиями детского развития

З. Фрейда и Э. Эриксона.

  1. Рассмотреть основные понятия концепции Пиаже.
  2. Рассмотреть сходство и различие бихевиоризма и социального научения.
  3. Выделите критерии построения периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.

  1. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Юрайт, 2010. — 460 с.
  2. Основы воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольного учреждения: учебное пособие / под ред. О.В. Удовой Иркутск: ФГБОУ ВПО «ВСГАО», 2012.- 138 с.
  3. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб.- СПб.: Мир книг, 2012.- 304 с.
  4. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: учебно-методическое пособие / Сост. Е.С. Демина.- М.: ТЦ Сфера, 2009. — 192 с.
  5. Ребенок третьего года жизни. Пособие для родителей и педагогов / Под ред. С.Н. Теплюк.- М.: Мозаика-Синтез, 2011. — 256 с.

Проверьте свои знания

  1. Детская психология изучает ..

А) психику человека

Б) закономерности психического развития детей

В) психические свойства и процессы

  1. Задачами детской психологии являются:

А. Изучение психологических основ педагогической деятельности

Б. Изучение психологических условий воспитания личности

В. Изучение факторов и закономерностей развития дошкольника

Г. Определение технологий воспитательного процесса

Ключевой проблемой детской психологии является

А. проблема развития способностей и одаренности

Б. проблема периодизации детского развития

В проблема соотношения задатков и способностей

  1. Что означает термин «интериоризация»:

А. Особое свойство личности

Б. Перенос внешнего во внутренний план

В. Углубление человека в себя

Г. Внутреннее проявление психики

4. Выявлять движущие силы и причины развития психических способностей позволяет

А. Формирующий эксперимент

Б. Наблюдение

В. Тестирование

5. Тест в детской психологии является

А одним из видов психологического эксперимента

Б. дополнительным методом

В. основным методом детской психологии

6. Метод наблюдения в детской психологии позволяет

А. описать реальную жизнь ребенка

Б. предположить будущие успехи, неудачи

В. исследовать ребенка в естественных условиях

7. Инстинктивная природа психики ребенка выступает предметом исследования

А. этологическом направлении психологии

Б. когнитивной психологии развития

В. теории социального научения

  1. Периодизация психического развития в отечественной психологии построена на следующих критериях:

А. Физиологические особенности возраста

Б. Ведущая деятельность

В. Социальная ситуация развития

Г. Кризисы развития

9. Социальная ситуация развития проявляется

А. в общении ребенка с окружающими взрослыми

Б. психологическом возрасте ребенка

В. Онтогенезе

Наименование разделов

и тем

Содержание и задания

Формы

проведения

Раздел 2. Развитие познавательных процессов и деятельности

Характеристика познавательных процессов детей раннего возраста

(26.03)

  1. Охарактеризовать особенности сенсорного развития детей раннего возраста.
  2. Охарактеризовать познавательные процессы ребенка раннего возраста.
  3. Показать своеобразие возраста как «золотую пору сенсорного развития» ребенка».

Семинар-практикум-

Характеристика познавательных процессов детей дошкольного возраста

(2-9.04)

  1. Особенности познавательных процессов детей разного дошкольного возраста.
  2. Проблема мышления и речи, возрастные новообразования.
  3. Память, воображение и их характеристики у дошкольников.

Семинарское занятие

Развитие детских видов деятельности

(16.04)

  1. Развитие предметной деятельности, символических игровых замещений в р.в..
  2. Игра как ведущая деятельность дошкольника:

структура; виды игр; факторы развития.

Практическое занятие

Показатели и проблемы готовности ребенка к обучению в школе

(23.04-30.04)

  1. Показатели готовности ребенка к обучению в школе.
  2. Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.
  3. Решение кейсов.

Практическое занятие

Раздел 3. Развитие личности дошкольника

Социальн-личностное развитие дошкольника.

(7.04)

  1. Разработать интеллект-карту социализации дошкольника.
  2. Раскрыть особенности взаимодействия дошкольников со сверстниками по возрастам (в таблице).
  3. Формирование личностных качеств дошкольника в детском обществе.

Практическое занятие

Эмоционально-волевое развитие дошкольника (14.05)

1. Особенности эмоционально-волевого развития на разных этапах детства: младший, средний, старший.

2. Соподчинение мотивов.

Практическое занятие

Особенности развития в дошкольном возрасте

(21.05)

Заполнить и проанализировать таблицу «Развитие дошкольника в разные возрастные периоды» (эмоциональное развитие; социальные отношения; язык и речь, познавательное развитие дошкольника).

Семинар-практикум-

(28.05)

Представление рабочих тетрадей (или портфолио).

Практическое занятие

Проверьте свои знания

  1. Ведущей деятельностью называется та деятельность, которая:

А. Является наиболее общественно значимой

Б. Занимает у ребенка больше времени

В. Определяет характер психического развития на том или ином этапе детства

Г. Выступает для ребенка самой сложной

  1. Социальная ситуация развития в младенческом возрасте имеет вид

А. «ребенок – взрослый»

Б. «ребенок – предмет – взрослый»

В. «ребенок – сверстники»

Г. «ребенок – учитель»

3. Кризис 3 лет связан с …

А. повышением самостоятельности ребёнка

Б. осознанием ребёнком своего места в системе человеческих отношений

В. негативизмом

Г. коренным изменением социальной ситуации развития

4. Сензитивные или критические периоды в обучении –это периоды, когда

А. Процесс обучения идёт наиболее трудно

Б.Развитие определённой психической функции протекает наиболее быстро и успешно

В. Перестраиваются взаимоотношения ребёнка с взрослыми и внешним миром.

5. Метод наблюдения в детской психологии позволяет

А. описать реальную жизнь ребенка

Б. предположить будущие успехи, неудачи

В. исследовать ребенка в естественных условиях

6. Зона ближайшего развития – это то, что

А. показатели развития соответствуют норме

Б. ребенок может сделать в условиях сотрудничества с взрослым под его руководством, с его помощью

В. ребенок может выполнить самостоятельно

7. Важнейшим механизмом развития деятельности является

А. сдвиг мотива на цель

Б. сдвиг цели на мотив

8 . «Пра-мы», как основное новообразование младенческого возраста подразумевает

А. возникновение сознания собственной личности

Б. психическая общность матери и ребенка

В. осознание ребенком своего отдельного Я

9. Один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов – это:

А. наглядно-дейст­венного мышления;

Б. наглядно-образное мышление;

В. словесно-логическое мышление.

10. Один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций:

А. наглядно-дейст­венного мышления;

Б. наглядно-образное мышление;

В. словесно-логическое мышление.

11. Ориентировочные рефлексы являются основой

А. потребности во впечатлениях

Б. познавательной активности

В. контакта с окружающим

12. Ведущим видом деятельности раннем возрасте является..

А. Общение со сверстниками

Б. Игра

В. Предметно-манипулятивная деятельность

Г. Учебная деятельность

13. Ведущим показателями психологической готовности ребенка к школе является:

А. Мотивационная

Б. Физическая

В. Интеллектуальная.

14. Проявление негативизма характерно для кризиса ___ лет.

А) 6

Б) 7

В) 3

Г) 5

15. Выделите форму речи, которая осваивается ребенком в первую очередь

А. Активная речь

Б. Пассивная речь

В. Внутренняя речь

16. Лепет – это …

16. С чем связано появление глаголов в речи 1,5 г. ребенка

А. С развитием обобщающей функции речи

Б. С развитием предметной деятельности

В. Со скачкообразным увеличением словарного запаса

17. По каким основным линиям происходит психическое развитие ребенка раннего возраста:

А. Предметная деятельность

Б. Речь

В. Произвольное поведение

Г. Общение

18. Главная возрастная особенность раннего возраста

А. Ситуативность

Б. Внеситуативность

19. Усвоение общественно-выработанных способов использования предметов происходит

А. В совместной деятельности ребенка со сверстником

Б. В совместной деятельности ребенка с взрослым

В. При подражании действиям взрослого в самостоятельной деятельности.

20. Важнейшие психические новообразования дошкольного детства

А. Произвольность памяти

Б. Познавательный интерес

В. Творческое воображение

Г. Освоение сенсорных эталонов

20. Для детей дошкольного возраста наиболее характерна

А. Ролевая игра

Б. Продуктивная деятельность

В. Учебная деятельность

21. Основным новообразованием кризиса трех лет является:

А Перестройка социальной позиции ребенка по отношению к взрослому

Б. Стремление к самостоятельности

В. Притязание на признание со стороны взрослого

Г. Притязание на признание со стороны сверстника

22. Специфические компоненты игровой деятельности:

А. Роль

Б. Сюжет

В. Содержание игры

Г. Способ достижения цели

23. Основным новообразованием кризиса семи лет:

А. Утрата детской непосредственности

Б. Дифференциация внешней и внутренней стороны личности

В. Осмысленная ориентировка в собственных переживаниях

Г. Способность к сопереживанию

Д Борьба мотивов

Практические занятия

МЕТОДИКИ

Методика определения мотивов учения [автор М.Р. Гинзбург]

Детям предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве лично­стной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально. После прочтения каждого абзаца перед малы­шом выкладывается схематический, соответствующий содер­жанию рисунок, который служит внешней опорой для запоми­нания.

Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигу­рируют не мальчики, а девочки) разговаривали про школу. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил». На столе перед ребенком выкладывается карточка со схемати­ческим рисунком, который характеризует внешний мотив.

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы шко­лы не было, я бы все равно учился». Выкладывается карточка с рисунком, в основе которого учебный мотив.

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка, на которой изображены фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мотив)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрос­лым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточ­ка, на которой изображены две схематические фигурки взрос­лого и ребенка, стоящие спиной друг к другу; у взрослого — портфель в руках, у ребенка — игрушечный автомобиль (пози­ционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нуж­но учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишь­ся — можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка, на которой схематическая фигурка направляется к зданию школы (социальный мотив)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что полу­чаю там пятерки». Выкладывается карточка с изображением фигурки ребенка с тетрадкой в руках. После прочтения рассказа экспериментатор задает ребен­ку следующие вопросы/кто, по-твоему, из них прав? Почему? С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание ответа ребенку недостаточно ясно, ему напоминают рассказ, показывают соответствующие картинки. Сделанные выборы рассматриваются как приоритетная актуальная учебная мотива­ция ребенка. Особое внимание необходимо уделить первым двум выборам и соотношению их содержания.

Методика «Представь себе» для оценки направленности ребенка на процесс обучения в школе (вариант методики Амен)

Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Я буду рассказывать тебе разные истории, которые будут начинаться со слов: «Представь себе …», а ты будешь заканчивать эти истории, представляя себя главным героем».

1. Представь себе, тебе скажут: «Ты еще маленький, и будет лучше, если ты один год походишь в детский сад или посидишь дома, а в школу потом пойдешь. Что ты ответишь?

2. Представь себе, что 1 сентября все дети вашей группы пошли в школу, а ты остался дома и тебе не нужно никуда идти. Ни в детский сад, ни в школу. Чем бы ты стал заниматься? Что бы ты стал делать в то время, когда другие дети учатся в школе?

3. Представь себе, что есть две школы. В одной школе дети каждый день учатся читать, писать, считать, а в другой – уроки пения, рисования, танцев. Какую бы ты школу выбрал?

4. Снова представь, что можно выбрать школу. В одной школе нужно тихо сидеть на уроке, нельзя разговаривать, нужно выполнять задания, которые дает учительница. В другой же школе – полная свобода, каждый делает что хочет – можно разговаривать на уроке, не выполнять никаких заданий, а если не нравится, можно идти домой и никто не будет тебя ругать. Какую бы ты выбрал школу?

5. Представь себе, что появилась возможность обучать тебя не в школе, а дома. Т. е. тебе не надо будет ходить в школу, а, наоборот, к тебе домой будет приходить учительница и учить тебя чтению, письму, математике. Что бы ты ответил на такое предложение?

6. Представь себе, что ты уже ходишь в школу, у тебя все очень хорошо получается и учительница тебя хвалит. Однажды она предлагает тебе за хорошую учебу вместо «5» — шоколадку. Что ты выберешь – «пятерку» или шоколадку?

Показателем сформированности «социальной позиции» школьника будут такие ответы:

  1. отказ от предложения еще год ходить в детский сад
  2. направленность на учебную деятельность, даже если не обязательно посещать школу
  3. отказ от школы, в которой дети не учатся, а только развлекаются
  4. предпочтение школы с определенными правилами
  5. ориентация на обучение в классе
  6. выбор отметки как формы оценки учебной работы

Если таких ответов больше половины, то это свидетельствует о положительной мотивации ребенка к обучению в школе.

Методика определения у старших дошкольников сформированности «внутренней позиции школьника» (м.Р. Гинсбург) Инструкция:

Ребенку задают вопросы, ответы записывают.

Ты хочешь идти в школу?

Ты хочешь на год остаться в детском саду? (дома?)

Какие занятия тебе больше всего нравятся? Почему?

Ты любишь, когда тебе читают книжки?

Ты сам просишь, чтобы тебе прочитали книжку?

Почему ты хочешь идти в школу?

Тебе нравятся школьные принадлежности?

Если тебе дома разрешают пользоваться школьными принадлежностями и в школу не ходить, то это тебя устроит? Почему?

Если мы будем сейчас играть в школу, ты кем будешь – учеником или учителем?

Во время игры в школу, что у нас будет длиннее – урок или перемена?

Обработка результатов и выводы:

Учитываются все ответы, кроме 6 и 7. При «сформированности внутренней позиции школьника» ответы на вопросы должны звучать приблизительно следующим образом:

Хочу идти в школу.

Не хочу еще на год остаться в детском саду (дома).

Те занятия, на которых учили (буквы, цифры и т.д.)

Люблю, когда мне читают книжки.

Сам прошу, чтобы мне прочитали.

8. Нет, не устроит, хочу ходить в школу.

9. Хочу быть учеником.

10. Пусть будет длиннее урок.

Методика «Кому что подходит» для оценки эмоционального отношения к школе

Предложите ребенку поиграть в такую игру: «Сейчас я буду называть пары слов, например, «хороший – плохой», а ты должен сказать, кому в большей степени подходит каждая из них – школьнику или дошкольнику?» Либо просите разложить заранее заготовленные карточки с написанными словами:

А) в коробочку, на которой нарисован портфель

Б) в коробочку, где нарисованы игрушки

Прилагательные антонимы:

  1. Большой — маленький
  2. Взрослый – детский
  3. Веселый – грустный
  4. Быстрый – медленный
  5. Чистый – грязный
  6. Сладкий – горький
  7. Гладкий – пологий
  8. Больной – здоровый
  9. Теплый – холодный
  10. Активный – пассивный
  11. Добрый – злой
  12. Смелый – трусливый
  13. Бодрый – усталый
  14. Сильный – слабый
  15. Светлый – темный

Общее положительное отношение к процессу обучения в школе осуществляется по преобладающему количеству карточек с прилагательными, имеющими положительную эмоциональную окраску, которую ребенок относит к школьной жизни, т. е. положил в «коробку с портфелем».

Методика «Изучение соподчинения мотивов»

Подбираются яркие, красочные игрушки.

Исследование проводится индивидуально с детьми 3-7 лет и включает 5 серий. В первых четырех сериях предлагаемое соподчинение мотивов опосредовано взрослым, а в пятой – содержанием самой деятельности.

1. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, например, расставить стулья, и обещают дать после этого новую игрушку.

2. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и подробно рассказывают ему о той игрушке, которую он получит после выполнения работы.

3. Ребенку предлагают непривлекательное занятие и показывают игрушку, которую дадут после окончания занятия, затем игрушку убирают.

4. Ребенку предлагают непривлекательное занятие, показывают игрушку, которую он получит после выполнения работы и ставят игрушку на доступное место, подчеркивая при этом, что взять игрушку можно только после окончания работы.

5. Ребенку предлагают увлекательную игру, но после того, как он закончил выполнять непривлекательное действие.

Анализируют поведение ребенка в каждой серии (с увеличением номера серии для ребенка возрастает соблазн овладеть игрушкой или, как в пятой серии, участвовать в увлекательной игре), качество его работы, соподчинение мотивов в зависимости от ситуации и возраста.

Если ребенок выполняет задание, несмотря на соблазн, то у него развит произвольный механизм соподчинения мотивов и тем в большей степени, чем в более конфликтной для него (соблазнительной) ситуации он оказывается.

Методика определения доминирования познавательного или игрового мотива ребенка

Ребенка приглашают в комнату, где на стеллажах выставлены обычные, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты посмотреть на них. Затем экспериментатор подзывает его к себе и предлагает послушать сказку. Ребенку читают интересную сказку, которую он раньше не слышал. На самом интересном месте чтение прерывается, и экспериментатор спрашивает: «Что тебе в данный момент хочется больше – поиграть с игрушками или дослушать сказку до конца?»

Дети с выраженным познавательным интересом обычно предпочитают дослушать сказку до конца. Дети со слабой познавательной потребностью предпочитают поиграть, но игра их, как правило, носит манипулятивный характер: то за одно возьмутся, то за другое.

Методика выявления мотивов учебной деятельности

Цель: Выявить мотивы к учению старших дошкольников методом собеседования.

  1. Зачем ты занимаешься на занятиях ПО математике, ознакомлению с окружающим, обучению грамоте?
  • интересно,
  • заставляют воспитатели, родители (чтобы не обидеть родителей);
  • чтобы стать кем-то (профессия);
  • потому что все занимаются, незнайкой быть плохо;
  • потому что воспитатель хвалит, знания дает;
  • чтобы другие дети видели, что я все умею;
  • нравится заниматься, потому что узнаю что то новое;
  • потому что нравится воспитатель;
  • чтобы не ругали;
  • чтобы больше знать;
  • потому что люблю мыслить, думать, соображать;
  • потому что хочу быть лучшим.

Анализ: 1Классификация ведущих методов:

  • широкие социальные мотивы – 4,5;
  • мотивация благополучия – 1, 11;
  • престижная мотивация – 6, 12;
  • мотивация содержания 7, 10;
  • мотивация прессом – 2, 9;
  • узкие социальные мотивы – 3, 8;
  1. Выделить ведущие мотивы учебной деятельности ребенка по критериям качества:
  • Богатство и разнообразие мотивов;
  • Социальная ценность мотивов;
  • Присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

  1. Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Предмет изучения детской психологи.
  2. Задачи детской психологии
  3. Понимание термина «Интериоризация»
  4. Определение мотива в психологии.
  5. Особенности мотивов старших дошкольников в преддверии перехода в школу
  6. Периодизация психического развития в отечественной психологии
  7. Ведущая деятельность дошкольника
  8. Социальная ситуация развития
  9. Кризис 3 лет
  10. Сензитивные или критические периоды
  11. Методологическая основа отечественной детской психологии
  12. Движущие силы развития ребенка
  13. Тест в детской психологии
  14. Метод наблюдения в детской психологии позволяет
  15. Культурно-историческая теория
  16. Зона ближайшего развития
  17. Ключевые проблемы детской психологии
  18. Социальная ситуация развития
  19. Развитие видов мышления
  20. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте
  21. Ведущие показатели психологической готовности ребенка к школе
  22. Важнейшие психические новообразования дошкольного детства
  23. Основным новообразованием кризиса трех лет
  24. Специфические компоненты игровой деятельности
  25. Основные новообразования кризиса семи лет (дополнительно по социализации и развитию личности)

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. Психология раннего и дошкольного детства: Учеб. пособие для вузов / В. Н. Белкина. — М.: Академический проект; М.: Гаудеамус, 2007. — 256 с.
  2. Волков Б.С. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 142 с.
  3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник / В.С. Мухина. — 9-е изд., стер. — М. : Академия, 2010. — 454 с
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л. Ф. Обухова. — Изд. 4-е. — М.: Педагогическое общество России, 2009. — 442 с
  5. Смирнова Е.О. Детская психология: учебник / Е. О. Смирнова. — М.: ВЛАДОС, 2009. — 368 с.
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2005. — 384 с.

б) дополнительная литература

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: учебное пособие / сост. И. В. Дубровина, сост. А. М. Прихожан, сост. В. В. Зацепин. — М. : Академия, 2003. — 368 с.
  2. Волков Б.С. Психология общения в детском возрасте: практическое пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М. : Педагогическое общество России, 2003. — 240 с.
  3. Волков Б.С. Психология развития человека: учебное пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. — М.: Академический Проект, 2004. — 224 с
  4. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. Психолого-педагогические основы: учебное пособие / Н. И. Вьюнова, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. — 2-е изд. — М. : Академический Проект, 2005. — 256 с.
  5. Психофизиология ребенка. Психофизиологические основы детской валеологии : учебное пособие / Н. В. Дубровинская, Д. А. Фербер, М. М. Безруких. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 144 с.
  6. Кон И.С. Ребенок и общество : учебное пособие / И.С. Кон. — М. : Академия, 2003. — 336 с.
  7. Пермякова В.А. Возрастное развитие детей, его предпосылки и закономерности (в норме и при отклонениях): учебное пособие / В. А. Пермякова;Иркутский государственный педагогический университет (Иркутск).

    — Иркутск: ИГПУ, 2002. — 100 с.

  8. Психология детства: учебник / ред.А. А. Реан. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — 352 с.
  9. Психология дошкольника. Хрестоматия: учебное пособие / сост. Г. А. Урунтаева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Академия, 2000. — 408 с.
  10. Практикум по возрастной и педагогической психологии / авт.-сост.: Е. Е. Данилова ; ред. : И. В. Дубровина. — 2-е изд., стер. — М. : Академия, 2000. — 160 с.
  11. Смирнова Е.О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. — М.: ВЛАДОС, 2005. — 158 с.
  12. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие / Е.О. Смирнова.- М.: Академия, 2000. — 152 с.
  13. Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопр. психол. 1991. № 2. С. 37—49.

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  • Обухова Л.Ф. Возрастная психология//
  • Эльконин Д.Б. Психология игры // http://orel.rsl.ru/nettext/russian/elkonin/psihologia/elconin_00.htm
  • Детский психолог – психология для специалистов // http://www.childpsy.ru/vp198.html
  • Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана // http://pedlib.ru/Books/3/0024/index.shtml
  • Марютина Т.М., Кондаков И.М. Психофизиология //
  • Кудрявцев В.Т. Психология развития человека: основания культурно-исторического подхода. //

Это важно!

  1. Ж. Пиаже. «Теория Пиаже». В кн.: История зарубежной психологии. 30е-40-е годы XX века: Тексты. М., 1986.
  2. Ж. Пиаже. «Как дети образуют математические понятия». В журн. «Вопросы психологии». 1966. № 4; или в кн.: Хрестоматия: теории, эксперименты, дискуссии / Ж. Пиаже. М.: Гардарики, 2001.
  3. Ж. Пиаже. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского. В кн.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.
  4. Л.С. Выготский. Вопросы детской (возрастной) психологии (Проблема возраста. Младенческий возраст. Кризис первого года жизни. Ранний возраст. Кризис трех лет. Кризис семи лет.) Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 4. Ч.2. С. 243-385.
  5. Л.С. Выготский. «Проблема речи в учении Ж. Пиаже». В кн.: Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. Гл. 2 (Мышление и речь).

    С. 23-79; в кн.: Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  6. Л.С. Выготский. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте». В журн. «Семья и школа». 1969. № 12; или в кн.: История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия. М.: Просвещение, 1980; или в кн.: Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М., 1935.
  7. А.Н. Леонтьев. «К теории развития психики ребенка». В кн.: «Проблемы развития психики» (любое издание).
  8. А.В. Запорожец. «Основные проблемы онтогенеза психики». В кн.: Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 223-257.
  9. П.Я. Гальперин. «Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления». В журн. «Вопросы психологии». 1966. № 4.
  10. Д.Б. Эльконин. «К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте». В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 60-77; либо в журнале «Вопросы психологии». 1971. № 4.
  11. Д.Б. Эльконин. «Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве». В кн.: Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 130-141; либо в журнале «Вестник Московского университета. Психология». 1978. № 3; либо в книге «Хрестоматия по детской психологии». М., 1996. № 3.
  12. Д.Б. Эльконин. «Историческое происхождение развернутой формы игровой деятельности». В кн.: Психология игры. М.: Педагогика, 1978. С. 39-64.