РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине

ОП. 02 Психология

 

 

 

Студента группы-__УФВ

 

 

__________________________________

 

Тюмень, 2012

 

ИНСТРУКЦИЯ ПО ГЛОССАРНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

 

1. Глоссарное обучение представляет собой метод целенаправленного заучивания глоссария (словаря профессиональных терминов) и соответствующих понятий.

2. Для глоссарного обучения используются.

2.1. Листы глоссарного обучения, на которых отпечатаны термины, факты и алгоритмы умений, относящиеся к изучаемой учебной дисциплине.

2.2. Глоссарная палетка из прозрачного материала с зажимами (скрепками) для закрепления на палетке листов чистой бумаги. Глоссарная палетка изготавливается из папки, отрезая торцовую склейку так, чтобы получились два прозрачных листа, которые могут раскрываться и закрываться.

2.3. Три пакета поэтапного продвижения для раскладывания полосок но этапам: усвоенных знаний («знания»), заучивания («учение») и приготовления к заучиванию («незнание»).

Пакетами могут служить папки картонные или пластиковые.

3. Учащийся разрезает листы глоссарного обучения на полоски, каждая из которых содержит одно понятие, либо фактологический материал, либо алгоритм умения и складывает их в пакет «незнание». Для одноразового запоминания отбираются 12-Р полосок.

4. На лицевой стороне глоссарной палетки с помощью зажимов или скрепок закрепляется чистый лист бумаги половинной ширины, закрывающий либо левую колонку (терминов), либо правую колонку (определений).

При заучивании понятий закрывается то правая, го левая колонка (Рис. I).

Палетка с закрепленным чистым листом кладется на стол лицевой стороной вниз и раскрывается . Учащийся, не торопясь, читает все сведения, входящие в порцию, предназначенную для одноразового запоминания, концентрируя на них внимание и стараясь их запомнить.

6. Глоссарные полоски кладутся на стол лицевой стороной вниз и перемешиваются. После этого они (не переворачиваясь) друг за другом кладутся на левую часть палетки и накрываются правой ее частью.

7. Палетка переворачивается лицевой стороной вверх и на чистом листе, закрывающем одну из колонок, учащийся вписывает напротив полосок ответы, которые он считает правильными

8. Лист с ответами открепляется и сдвигается влево или вправо так, чтобы стали видны правильные ответы на полосках. Учащийся сопоставляет свои ответы с правильными и подчеркивает ошибки на листе ответов красным фломастером. На глоссарной полоске он ставит «плюс» при правильном ответе, либо минус — при неправильном.

4 стр., 1992 слов

Ответы на вопросы Калюжный А.С. психология и педагогика 2016

... методики, реализующие возможности метода опроса. В психодиагностике проективные методики построены на трактовке ответов человека на внешне нейтральные вопросы, реакции на ситуации, допускающие множественность возможных толкований. ...

9. Учащийся вынимает из палетки глоссарные полоски и раскладывает их по трем пакетам поэтапного продвижения.

Пакет (приобретенных) «знаний» содержит полоски, по которым три раза и более даны правильные ответы.

Пакет «учение» содержит полоски, по которым даны правильные ответы 1 -2 раза. Пакет «незнание» содержит полоски, по которым не дано ни одного правильною ответа, в том числе и новые полоски

10. При очередном цикле заучивания учащийся достает полоски из пакета «учение», раскладывает их лицевой стороной вверх, читает, стараясь запомнить, переворачивает, перемешивает и т.д. по п.п.4-9.

Заученные полоски перекладываются в пакет «знания», пакет «учение» пополняется из паке га «незнание».

11. Количество повторов заучивания при глоссарном обучении индивидуально, учащийся находит его из собственного опыта.

Количество циклов заучивания, выполняющихся подряд, не должно приводить к сильной усталости. Как правило, 0,5-1 час ежедневного глоссарного обучения вполне достаточно для нормального продвижения по учебному плану.

Новые понятия Содержание ..
1. Психология ( Наука о душе (в переводе с греческого)
2. Основная задача психологии Изучение законов психической деятельности в ее развитии
3. Лонгитюдный метод Многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени
4. Сравнительный метод Рассмотрение отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов
5 . Эмпирические методы Наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними; включают наблюдение, самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный. формирующий), психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы): анализ продуктов деятельности; биографический метод
6. Психокоррекциок-ные методы   Набор приемов программ и методов воздействия на поведение людей; включают аутотренинг, групповой тренинг  
7. Методы обработки данных   Анализ материала; включают в себя количественный (применение математической статистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по 1руппам) методы.  
8. Анимизм (от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшие взгляды; понимание души как независимой от тела сущности, управляющей всеми живыми и неживыми предметами.  
9. Платон   Древнегреческий ученый и философ (428-348 гг.до н.э.); представлял душу как гармоничное единство разумного начала, благородных стремлений и вожделений, говорил о целостности душевной жизни человека.  
10. Аристотель   Древнегреческий ученый и философ (384-322 гг.до н.э.); считал, что душа бестелесна, она есть форма живого тела, причина и цель всех его жизненных I функций.  
Сеченов И.М. Основоположник отечественной научной психологии, дал физиологическую трактовку психологических процессов
Бихевиоризм (от англ, «бихевиор» — поведение) — направление в психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения как реакцию организма на внешнюю среду; основоположник -Д.Уотсон
Гештальтпсихология Одно из направлений психологии XX века, изучающее психику с точки зрения целостных структур, гештальтов; основоположник — 13. Келлер
Фрейдизм Течение в психологии XX века, в котором раскрывается исключительная сложность психической жизни человека, ставится вопрос о его сексуальной жизни; основоположник — З.Фрейд
Когнитивная психология Представление о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации: представители -А.Найсер, А.Павийо |
Гуманистическая психология Предмет исследования — здоровая творческая I личность, целью которой является самоосуществление и самоактуализация; представитель — А.Маслоу
Концепция Л. С. Выготского Введение понятия о высших психических функциях: мышлении, речи, внимании, создание культурно-исторической концепции психического развития человека
Вклад А.Н. Леонтьева в психологию Проведение цикла исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций
П.Я. Гальперин Автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий)
Психика человека Человеческое сознание, внутренние психические явления, представленность субъективной картины мира
Сознание Высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянной общении с людьми
, 22 Индивид Родовая принадлежность человека
Личность Системное качество человека, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленное™ общественных отношений в индивиде
Образ «Я» Устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе, которой он строит свое .
Внимание   Направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном объекте предполагающие повышение уровня сенсорной интеллектуальной и двигательной активности индивида.
Ощущение   Простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состоянии организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы .
Восприятие Отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Память Запечатление, сохранение и последующее воспроизведение следов прошлого опыта.  
Мышление   Соииально-о6уставленныи, неразрывно связанный с речью, психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза.  
Воображение Психический процесс создания образов, включающий предвидение конечного результата предметной деятельности и обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.  
  Воля Сознательное регулирование человеком своею поведения и деятельности, выражаемое в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.  
  Чувства Переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к предметам и явлениям действительности.  
  Эмоции Временное переживание какого-нибудь чувства  
  Темперамент Индивидуально своеобразная природно – обусловленная совокупность динамических проявлений психики.  
  Сангвиник Человек с психической активностью, стремящийся к быстрой смене впечатлений, легко переживающий неудачи, подвижный с выразительной мимикой и движениями  
  Флегматик Человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением со слабым внешним выражением душевных состояний.  
  Холерик Человек энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый. склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения  
  Меланхолик Человек впечатлительный легкоранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями приглушенностью речи .  
  Характер Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей чинности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении.  
  Способности Психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знании умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений навыков не сводятся.  
  Талант Высшая ступень развития способностей сочетание способностей лающее человеку возможность успешно самостоятельно выполнять какую- либо сложною трудовую деятельность.  
               

 

Программа самостоятельной работы с литературными источниками

1. Объясните, что значит «предмет психологии» как науки. Есть в учебниках и словарях разные точки зрения: а) предмет психологии – «конкретные факты психической жизни»; б)психология изучает «закономерности развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности»;

в) психология изучает «процессы активного отражения человеком и животным объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и др. явлений психики»; г) предметом изучения психологии является «психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления»; д)предмет психологии — ориентировочная деятельность и е)«предметом психологии является целостная деятельность». В чем причина того. Что существуют такие разные точки зрения на предмет, который должна изучать психологическая наука? Какая из названных точек зрения вам представляется наиболее убедительной и почему?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

_________________________________________________________________________________2. Поскольку психику (« факты психической жизни» или «субъективные явления» изучают разные науки (например, мышление изучается в теории познания и логике, физиологии и медицине, этике и эстетике филологии и лингвистике, социологии и политологии, информатике и кибернетике, педагогике и методике, а не только психологии) то возникает вопрос: в чем же предмет изучения именно психологии? Она же должна изучать ту сторону, тот аспект психики, что не входит в компетенцию никакой другой науки, иначе говоря. Было бы неоправданным существование ее как особой, самостоятельной науки?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

______________________________________________________________________________________________

3 Почему важно (и важно ли) четко представлять предмет изучаемой науки, чтобы овладеть ею на профессиональном уровне? Выберите из предлагаемых ниже вариантов ответов тот (те) которые вам больше импонируют , и укажите почему: а) зная четко предмет науки, можно лучше отвечать на экзамене или проанализировать в контрольной работе любой частный вопрос по психологии; б) значение предмета науки не имеет особого значения для знания конкретных вопросов и вообще для усвоения курса;

в) зная предмет науки человек не будет путаться в наблюдаемых фактах, затрудняясь отличить педагогические или социологические ситуации от психологических или за психологическое явление принимая что — то другое (логическое физиологическое и т д), а всегда будет «узнавать» в жизни «психологическое»; г) знание предмета науки имеет методологическое значение для развития самой психологии как науки, то есть важно не для студентов, впервые изучающих науку, а для ученых, разрабатывающих ее проблемы и формулирующих новые гипотезы, теории, концепции двигающих вперед развитие науки.

д) если сами психологи (ученые и практики) то сих нор не договорились о предмете своей науки, то никакой студент тут не судья: ему как скажет преподаватель так он и должен «думать», то есть придерживаться той или иной точки зрения

е) мне кажется, что любая из названных точек зрения (см вопрос 1) не является убедительной поэтому, не зная даже ни одной из них, можно усвоить конкретные вопросы психологии и стать (профессиональным психологом;

ж) разобраться в предмете психологии студенту надо с самого начала ее изучения (принять ОДНУ из приведенных точек зрения или выдвинуть и обосновать свою собственную) иначе у него будет начетничество в учебе и лишенная творчества будущая практика и психология от «таких профессионалов» будет только страдать и впадать в периодические кризисы. Усвоение науки — уверенное владение ее предметом ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

(укажите п. п. выбранного ответа и дайте обоснование, почему вы его выбрали):______________________________________________________________________________________________

4 В разных учебниках и словарях но психологии по разному изложен раздел,

посвященный психическим познавательным процессам. Сравните например, учебник «Общая психология» под ред А. В Петровского и учебник Р.С. Немова (кн 1), а также «Краткий психологический словарь» — М., 1994 и Психологический словарь –М., 1999: в одних книгах некоторые процессы не названы в других книгах они названы, но не всегда объяснены. Однако можно считать общепринятым включение в их число следующих психических явлений: ощущение, восприятие, внимание, память, представление, мышление, воображение и речь.

Задача: Расположите их схематично таким образом, чтобы стало понятно с первого взгляда, какова последовательность и взаимосвязь их функционирования в познавательной деятельности. Форму наглядного схематического расположения можно выбрать любую (например, форму граф — схемы метрополитена или последовательного и параллельного (одновременного) ведения работ в технологическом процессе строительства здания и т.д. или форму простого перечня-списка со стрелками — указателями взаимосвязей, или еще какую-либо другую наглядную форму), главное – это наглядность и понятность.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

__________________________________________________________________________________________________________

5. В изучении психики ученые разных школ и направлений работавшие (и работающие) в разное историческое время и в разных странах, придерживались (-ются) разных подходов с позиции которых, ими объясняется психическая жизнь. Так в истории науки известны функциональный подход к психике личностный подход и деятельностный подход.

В чем сущность каждого из них (вкратце раскройте)? Какая разница между личностным и деятельностным подходами, которых придерживается большинство отечественных психологов? Какая разница между функциональным и личностным подходами ?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

_____________________________________________________________________________________________________________________________________6 Мозг как главный орган психики и мозг как центральный отдел нервной системы. Сигналы от внешних предметов (свет, звук запах и т д ) вызывают раздражение нервных окончаний (рецепторов), поступают по нервным волокнам в мозг (головной или спинной), вызывают его возбуждение, которое становится ответной реакцией организма на раздражение извне и в виде нервного импульса передается скелетным мышцам в результате нею совершается движение (импульсивное рефлекторное, непроизвольное или сознательно регулируемое, произвольное).

Такова огрубленная схема взаимосвязи психического и физиологического (нервного) схема связи в деятельности мозга и психики. Теперь прочтите учебники и рекомендуемую литературу по физиологическим основам психологии, психофизиологии, нейропсихологии и др. Почему И. М. Сеченов считал величайшим заблуждением мнение о том, что психические процессы начинаются и кончаются в сознании? Как на самом деле происходит, где начинаются и кончаются психические процессы? Как думали об этом до И. М. Сеченова?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

_________________________________________________________________________________________________________

7 В учебнике «Психология» кн. 1 (автор Р.С. Немов), сказано что «Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь — выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности» и поэтому они включены в раздел с названием «Психология деятельности и познавательных процессов». В учебнике «Общая психология» (под ред. А. В Петровского) познавательные процессы рассматриваются как относящиеся к психологии личности и включены в раздел под названием «Познавательные процессы личности». Проанализируйте тексты обоих учебников и ответьте на вопрос: почему в одном случае процессы рассматриваются в психологии деятельности, а в другом в психологии личности? Какой из этих подходов.

представляется вам более оправданным, с точки зрения ответа на вопрос №5 (см выше)? Может быть, оба подхода одинаково оправданы? (обратитесь и к другим источникам).

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

__________________________________________________________________________________________________________

 

8. Восприятие представление, память, воображение, мышление — вот 5 психических познавательных процессов. Подберите пример практической деятельности (одной-единственной), в которой все они присутствуют как неотъемлемые ее компоненты и опишите кратко эту деятельность, с точки зрения функционирования, а ней этих процессов

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

_________учебная__________________________________________________________________________________________________________

 

  1. Мышление репродуктивное и продуктивное (творческое) — в чем их различие?

Представьте себе, что перед вами поставлено несколько задач (или вопросов), на какие-то из них вы можете ответить сразу (потому что знаете, помните ответ), на другие — по некоторому размышлению (Что-то вспомнив чего – то, с чем-то сопоставив, сравнив, что-то подсчитав или вычислив и т.д., а на третьи нет у вас ни готового ответа в памяти, как было в первом случае, ни способа его поиска, как во втором случае. Что вы будете делать в третьем случае? Во всех трех вариантах случаев работает мышление или не во всех? Где проявляется мышление творческое, а где репродуктивное?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

__________________________________________________________________________________________________________

10. Представление и воображение. Придумайте (найдите в жизни, подберите из литературы) пример на тему «представление воображения». ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

______________________________________________________________________________________________

11. Представление и память. Приведите пример на их взаимосвязь.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

_________________________________________________________________________________________________

12. Мышление и речь. Речь — это внешне выраженная мысль или «громкое мышление» (письменно изложенная мысль — это тоже речь).

Как вы объясните факты, когда в мыслях у человека одно, а говорит он совсем другое? Докажите, что и в подобных фактах проявляется связь речи с мышлением, и что ничего нет в речи, чего нет в мышлении, или что есть в мышлении, то есть и в речи.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

______________________________________________________________________________________________

13. Может ли быть «неречевое мышление»? Если нет, то почему? А если да, то приведите пример.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

___________________________________________________________________________________________

14. Восприятие предмета (вещи, материального объекта) и восприятие слова, его обозначающего. Усматриваете ли вы разницу? Если да, то в чем эта разница? Можете ли вы привести пример на важность учета этой разницы в словесном, речевом общении (в управленческой или преподавательской деятельности, в общении человека с человеком и т.п.)?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

_________________________________________________________________________________________________

15. Все психические познавательные процессы в течение жизни человека получают развитие, но по-разному: у кого-то лучше и быстрее развиваются ощущения (например, зрительные или слуховые), у кого-то — речь, у некоторых — мышление или память и т.д. Чем объясняются различия в степени развития психических процессов у разных людей?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

______________________________________________________________________________________________________________________

16. Психология личности и понятие личности в психологии сравните следующие определения личности.

«Личность — понятие, обозначающее совокупность устойчивых психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность» (Р.С. Немов. Психология. Кн.1, с.557);

«Личностью, т.е. социальным существом, включенным в общественные отношения и являющимся деятелем общественного развития», мы можем назвать «взрослого, нормального человека» (но не новорожденного и не умалишенного) -• так сказано с учебнике «Общая психология». Под ред. А.В. Петровского. — М. 1976, с.97.

«Личность — термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и социальной деятельности или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как человека того или иного общества или общности. Личность появляется только с возникновением сознания и самосознания» (Психологический словарь — М., 1983, с.178).

«Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения» (Краткий психологический словарь — М., 1985. с. 165).

Прочтите и другую литературу, где даются определения понятию личности, и. сравнив их с приводимыми выше, проанализировав заложенное в них научное содержание, ответьте наследующие вопросы:

• Можно ли подвести под определение личности, данное Р.С. Пемовым. любого индивида, в том числе умалишенного или новорожденного?

• Какие из определений вам представляются наиболее соответствующими тому пониманию личности, которое принято в отечественной психологии?

• Попытайтесь сформулировать свое определение (исходя из имеющихся в литературе) более лаконично и более точно.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

__________________________________________________________________________________________________________

17. Чем отличается понятие «личность» от понятий «человек», «индивид» и «индивидуальность»? Или, по-вашему, они тождественны? ОТВЕТ и ИСТОЧНИКИ:

_______________________________________________________________________________________________________

18. В разделе «Психология личности» разные авторы рассматривают «набор» черт или свойств (качеств) личности. Например, Р.С. Немов (Психология. Кн.1, с.283-430) насчитывается их шесть (способности, темперамент, характер, воля, эмоции, мотивация), тогда как учебник «Общая психология» — только три (темперамент, характер, способности), хотя мотивация при этом тоже отнесена к характеристике личности, но только в связи с ее деятельностью, а эмоции (чувства) и. воля отнесены к характеристике деятельности. С каким из этих двух вариантов вы бы согласились и почему? Или у вас есть мнение о возможности создания на их основе какой-то новой конструкции (третьего варианта)?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

____________________________________________________________________________________________________

19. Что такое способности? Являются ли они врожденными особенностями личности или полностью приобретаются при жизни? Или врожденными являются некие возможности (задатки), которые проявляются и развиваются в деятельности? Могут ли быть задатки, которые так и не станут способностями или, если не проявляются способности к чему-либо, то не было и задатков? Иначе говоря, могут ли развиваться способности V человека, например, к математике или к музыке, к технике или к управленческой деятельности, если вначале никаких задатков замечено не было?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

____________________________________________________________________________________________________

20 Что такое характер? Сравните черты характера, названные в разных психологических трудах, с нравственными (моральными) качествами человека (см. Словарь по этике – М., 1983, с. 433) и сделайте вывод почему одни и те же понятия (например требовательность трудолюбие тщеславие самолюбие, гордость , скромность и т д.) употребляются для обозначения свойств (черт)характера обозначения и моральных качеств личности?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

______________________________________________________________________________________________

21 Что такое темперамент? Какие типы темпераментов рассматриваются в современной психологии и как они связаны с типами нервной системы человека? Вычертите схему взаимосвязей типов темпераментов с характеристикой типов нервной системы по силе (слабости) н.с. по уравновешенности (неуравновешенности) н. с по подвижности (инертности) н.с.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

_________________________________________________________________________________________________

22 Как взаимосвязаны способности характер и темперамент в личности и деятельности одного и того же человека? Или они независимы друг от друга? Или как влияют друг на друга?

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ:

____________________________________________________________________________________________________23 Направленность личности определяют разные авторы по-разному: как «совокупность потребностей и мотивов личности, определяющих направление ее поведения» (Р.С. Немов. Указ. Соч., с. 599); «как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций» (Краткий психологический словарь., с. 199) в некоторых учебниках и словарях это свойство личности и вовсе не рассматривается. Сравните два приведенных определения: есть ли в них разница? Решите такую задачу: «Пяти военнослужащим(или милиционерам, или сотрудникам службы охраны – все равно) предложили, чтобы трое из них добровольно пошли на выполнение важного, но рискованного (даже возможно, опасного) задания по обезвреживанию забаррикадированного в служебном помещении (офисе) вора, который мог быть вооружен. Изъявили желание только двое, а остальные не решились. Мотивы отказа были разные: один сказал: «Боюсь, у меня маленький ребенок», второй объяснил свой отказ тем, что это дело добровольное, и он просто не желает, а третий отмолчался. Между тем, первый из них неоднократно выполнял довольно опасные задания, когда был холостяком, а вторые двое никогда не проявляли особой активности в таких ситуациях». Ответьте: подходит ли поведение первого под определение, данное в «Кратком психологическом словаре»? А можно ли охарактеризовать поведение всех троих как проявление направленности одного, другого и третьего как личностей? Если да, то какова она у каждого из них? Отличается ли направленность личности двух добровольцев от направленности личности оставшихся троих?

Данная ситуация условная, но она моделирует одну из возможных реальностей.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

_____________________________________________________________________________________________________________24 Приведите примеры из жизни: а) на специальную способность, б) на эгоистический характер и в) на меркантильный интерес как иллюстрирующие устойчивый мотив (направленность) личности.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

____________________________________________________________________________________________________

25 Психологическое понятие деятельности определяется как «активное взаимодействие» с окружающей действитслыюстыо, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно действующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности» или как « целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта». Ответьте на следующие вопросы: а) Идентичны ли оба эти определения по научному содержанию и смыслу? б) являются ли деятельностью следующие факты

• Полководец молча смотрит в бинокль в сторону поля сражения,

• Паук быстро устремляется в сторону попавшей в путину мухи,

• Медведь ловит рыбу в реке

• Пенсионер гуляет по близлежащему парку,

• Дети играют во дворе в «хоккей», подражая взрослым, гоняют шайбу пластмассовыми клюшками,

• Девочки играют в «дочки-матери»,

• Студенты молча слушают лекцию, не записывая ее .

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

__________________________________________________________________________________________________________26 Психологическая структура деятельности: мотивы – цели – средства — результат, и состав деятельности: деятельность, действия, операции. Исходя из такого понимания, выполните следующие задания:

Проанализировать психологическую структуру любой знакомой деятельности (конкретного вида игры, учения или труда)

Показать, как связана любая деятельность (привести конкретный пример) с потребностью (через мотив? через цель? через средства? Через результат?’ или с чем-то из них прямо и непосредственно, а с чем-то опосредованною?’).

Деятельность соотносится с мотивом, действие с целью, а операция с условиями выполнения деятельности, приведите пример.

ОТВЕТ И ИСТОЧНИКИ

__________________________________________________________________________________________

 

27.