Ломоносов -12 Ковалев В.Н

УДК 159. 923.7

Компоненты структуры комплекса конфликтологических компетенций психолога

В.Н. Ковалев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Обучение студентов управлению конфликтами — одна из важных задач формирования профессиональных компетенций будущего психолога. Но в научной литературе нет однозначности в определении понятия «конфликтологическая компетентция». Так, с точки зрения А.Я. Анцупова конфликтологическая компетенция представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации [1]. Б.И. Хасан рассматривал её как умение удерживать противоречие в продуктивной конфликтной форме, способствующей его разрешению [4].

А.Б. Немкова считала, что конфликтологическая компетенция — это способность и готовность к осуществлению деятельности по профилактике конфликта, в реальном конфликте как способность и готовность минимизировать деструктивные формы конфликта и перевести их в конструктивное русло, и при необходимости выступить посредником или медиатором в разрешении конфликта [3].

Н.В. Шарова указывала на то, что конфликтологическую компетенцию можно рассмотреть как жизненный опыт столкновения и решения конфликтов, в который входят личностные качества (которые развиваются в процессе сопротивления и устойчивости к негативному влиянию конфликта), когнитивные составляющие и репертуар стратегий поведения в конфликте, соответствующие ситуациям [2].

Анализ понятий показал, что в структуру конфликтологической компетенции авторы включают определенные знания, умения, опыт, личностные качества, конструктивные стратегии поведения, некоторые способности и готовность. Структурную характеристику конфликтологической компетенции дал М.В.Башкин. В неё вошли: 1) когнитивная характеристика, которая предполагает способность личности анализировать конфликтную ситуацию выделять ёё структурные компоненты; 2) мотивационная характеристика, представляющая направленность личности на конструктивное разрешение конфликта; 3) регулятивная характеристика, обозначающая способность личности к сознательному управлению собой и своим эмоционально-волевым состоянием в конфликтных ситуациях. М.М. Кашапов дополнил эту характеристику, включив в нее надситуативный компонент, отражающий способность психолога выходить мысленно за пределы проблемной ситуации [2].

3 стр., 1443 слов

Конфликт этики личности и этики характера

... в общее дело, качество, совершенство, потенциальных возможностей, терпение, воспитание, воодушевление. 3. Конфликт этики личности и этики характера Однако после окончания Второй мировой войны ключевое ... каждому человеку выбрать правильный путь и не создавать внутри себя конфликты между этикой личности и этикой характера. Список используемой литературы Устав Всемирной организации здравоохранения ...

Наиболее емко конфликтологические компетенции отражены в модели О.В.Пашковой, состоявшей из: 1) базового блока – личностных качеств (адекватная самооценка, высокий уровень самоконтроля, креативность); 2) когнитивного компонента – наличие знаний о способах конструктивного разрешения конфликта и его профилактики; 3) поведенческого компонента – выбор оптимальной стратегии поведения в конфликтной ситуации [2].

Результаты работы, организованных нами трех экспертных групп (из преподавателей кафедры психологии, практических психологов со стажем работы более 10 лет, студентов – членов творческой группы центра тренинговых технологий Филиала МГУ) показали, что структура конфликтологических компетенций предположительно может включать следующие компоненты: мотивационный, ценностно-смысловой, эмоционально-волевой регуляции, когнитивный и поведенческий. Мотивационный компонент включает систему побуждений индивида, связанных с конфликтной ситуацией, отражающей состояние внутренних побуждающих сил, которые благоприятствуют адекватному поведению в конфликте. Когнитивный компонент реализуется через систему знаний о структуре и динамике конфликта, активных и пассивных конфликтных стратегиях, барьерах в общении, профилактике конфликта, ведении переговоров. Поведенческий компонент включает основное умение проектировать свое взаимодействие как бесконфликтное. Ценностно-смысловой представляет отношение к конфликту как к норме взаимодействия между людьми; отношение к насилию и ненасилию как способу отстаивания собственной точки зрения; разрешение конфликта, в котором обе стороны достигают свои цели, что становится возможным при взаимной направленности на партнера. Компонент эмоционально-волевой саморегуляции, проявляется в адекватной самооценке, способности управлять собственными эмоциями в конфликтных ситуациях и непосредственно в процессе конфликтного взаимодействия, способности и готовности к эмпатии, рефлексии, самокритичности, умении достичь в конфликте целей самоактуализации и саморазвития, инициативности.

Содержательную сущность компетенций легче понять при рассмотрении их функций.

А.Б. Немкова выделяет следующие функции конфликтологических компетенций: а) мобилизационную – способность рассматривать конфликт как неотъемлемую составляющую нашей жизни и не избегать конфликтного взаимодействия; б) информативную — способность к неоднозначной трактовке конфликтного взаимодействия и видения перспектив его разрешения. Её содержание включает выделение позитивных черт конфликта и трезвую оценку фактов, информации, знаний или представлений о реальности; в) прогностическую — способность применять различные техники для минимизации негативности конфликта и перевода их в позитивное русло; г) регулятивную — способность к медиации; д) ценностную — позволяет изменить отношение к конфликту в условиях расширения контактов, деятельности; е) рефлексивную — используется для реконструкции появившегося затруднения и обнаружения его причин. Она обеспечивает развитие образа «Я» субъекта; ж) интеграционную — является ведущей и ее предназначение заключается в том, чтобы данная компетенция носила продуктивный характер [3].

1 стр., 206 слов

Отличия квалифицированного психолога от неквалифицированного

... 1. Реально оценивает свои возможности, не берется за работу, находящуюся вне его компетенции. 2. Работает с профессионалами смежных специальностей. 1. Берется за любую работу. 2. ...

Этот перечень далек от совершенства. Так первые две функции из вышеизложенных являются функциями конфликта, но не компетенций психолога. Для того, чтобы уточнить свод функций, мы с помощью экспертов осуществили анализ деятельности психолога в сфере управления конфликтами. На этой основе был расширен круг функций конфликтологических компетенций. К ним мы отнесли: аналитическую, рефлексивную, адаптивную, ценностную, когнитивную, защитную, терапевтическую, регуляционную, поведенческую, побудительную, модерационную, прогностическую, медиационную, профилактическую функции.

Исходя из вышеизложенного, нами была разработана содержательная структура конфликтологических компетенций психолога (уровень бакалавра).

Она включает в себя четыре основных блока: 1) системный анализ конфликтов; 2) конструктивное их разрешение; 3) профилактика внутриорганизационных, коррекция и терапия личностных конфликтов; 4) медиация и управление конфликтами. Они базируются на знаниях основ конфликтологии, умениях использовать методики, способности к саморегуляции, рефлексии, конструктивном отношении к конфликтам и конструктивном поведении в конфликтах. Мега-компетенции в этой структуре представляют собой: креативность, дивергентность, культура и профессиональная этика психолога.

По результатам работы фокус-групп нами составлен алгоритм развития компетенций по управлению конфликтами. Он включает в себя следующие этапы: 1) определение цели конфликтологической подготовки психолога; 2) моделирование деятельности по управлению конфликтами; 3) разработка технологий управления конфликтами; 4) определение набора качеств знаний, умений, навыков, установок, нужных для успешного применения технологий; 5) моделирование компонентов конфликтологических компетенций; 6) подбор средств и методов диагностических и развивающих по отношению к этим компонентам; 7) подбор средств и методов, позволяющих освоить и тренировать данную технологию в целом.

Экспертные группы позволили определить следующие требования к моделям конфликтологических компетенций: ясность, легкость для понимания; направленность на будущее; восприимчивость контексту; дискретность; в отношении ко всем: релевантность, полезность, справедливость.

Литература:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНТИ, 1999. С.53 – 61.

2. Ковалев В.Н. Основы конфликтологии. Севастополь: СФ. МГУ, 2006. С. 22 -27.

3. Немкова А.Б. К вопросу о становленииконфликтологическойкомпетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности //Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. № 10. 2007. С. 2 — 3.

4. Хасан Б.И., Привалихина Т.И. Становление конфликтной компетентности — результат образовательной практики // Социальные конфликты. Вып. 21. 2004. С. 80 – 89.

7 стр., 3342 слов

Общая характеристика конфликтов в деятельности органов внутренних дел

... конфликтов в подразделениях ОВД: 1. Недостатки в организации труда. Эта причина обусловлена спецификой деятельности ОВД. Они заключаются: · в неритмичности труда, · высокой степени ответственности, · постоянной перегрузке, · неопределенности компетенции ... и образовательных структур, призванных проводить соответствующую деятельность в конфликтологической сфере, началось более десяти лет назад, ...