ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
За время прохождения педагогической практики студенты должны изучить межличностные отношения в классном коллективе используя следующие методы исследования:
1. наблюдение за межличностными отношениями в коллективе в трех видах деятельности:
2. беседа с классным руководителем или учителем предметником, работающим в данном классе;
3. еженедельные консультации с методистом.
В процессе прохождения педагогической практики у студента должны быть сформированы следующие компетенции:
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке целей и выбору путей её достижения (ОК-1);
— способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
— умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
— готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
-осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК – 1);
— способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);
— способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки к сознательному выбору профессии (ПК-3);
— готов включатся во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-3);
СПЕЦИАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
-способность использовать психодиагностические методы для диагностики уровня развития учащихся (СК-1);
— готовность использовать основные положения и методы психологической науки при планировании и организации научно-исследовательской деятельности (СК-2).
По итогам исследования студенты оформляют психолого-педагогическую характеристику классного коллектива, объем: 4-5 листов А4 печатного текста, шрифт 14, полуторным интервалом или 12-18 листов тетрадь в клетку, через строку;
приложение: протоколы психодиагностической методики вместе с интерпретацией, 3 протокола наблюдения, 1 протокол беседы.
Отчёт о результатах психолого-педагогической практики
... Введение Психолого-педагогическая практика направлена на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, на основе изучения деятельности конкретной школьной ... и заботы. В процессе работы проводятся психолого-педагогические семинары, студии по изучению новых технологий и методов ораторского мастерства, открытые уроки городского и ...
Без приложения характеристика считается не действительной и оценивается на «неудовлетворительно».
Образец оформления титульного листа:
Психолого – педагогическая характеристика
классного коллектива 9«А» класса СПОШ № 16 г. Благовещенска
Выполнила: Иванова Наталья Сергеевна,
студентка 4 курса ФМФ.
Проверила: Левченко Анастасия Викторовна,
доцент кафедры психологии.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО НЕДЕЛЯМ
Понедельный план работы | Содержание работы | Методы исследования (заполняется студентом) | Отметка методистом о выполнении |
1 неделя | Знакомство с классом. Наблюдение. Подбор методик для проведения психодиагностического исследования. | ||
2 неделя | Анализ содержания и характера коллективной деятельности классного коллектива. | ||
3 неделя | Проведение наблюдения деятельности класса в различных видах деятельности. | ||
4 неделя | Проведение психодиагностического исследования. | ||
5 неделя | Проведение беседы (с учителями или классным руководителем). | ||
6 неделя | Анализ руководства и организации классного коллектива. | ||
7 неделя | Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность школьника и личности на коллектив. | ||
8 неделя | Оформление характеристики и сдача отчетной документации. |
КАРТА-СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВА КЛАССА
Предлагагемая карта-схема может быть использована как программа наблюдения и изучения коллектива класса путем опроса учителей, классных руководителей а также учащихся из актива класса. Шкала включает определенное число полярных показателей которые оцениваются соответствующим баллом: от 5 (самый высокий уровень выраженности) до 1 (самый низкий уровень выраженности).
№ | Показатели позитивной активности | Оценки (в баллах) | Показатели негативной активности | ||||
Класс активен, полон творческой энергии | Класс инертен, пассивен | ||||||
Коллектив класса выше всего ставит положительные духовные запросы (искусство, литература, учеба, совершенствование в профессии) | Коллектив класса выше всего ставит примитивные материальные блага, деньги, развлечения и т.п. | ||||||
Все свои поступки и дела класс оценивает с точки зрения их нравственной частоты и морали | Класс ориентируется на свою узкогрупповую мораль, подчас или всегда идущую в разрез с общечеловеческими ценностями и моралью | ||||||
Класс высоко ценит честность, бескорыстие, дружбу | Ради корыстных целей класс готов поступиться честью и дружбой | ||||||
В своих делах класс ставит перед собой общественно полезные цели | Класс отличают общественно вредные, ассоциативные цели | ||||||
Цели, которые ставит перед собой класс, направлены на достижение общешкольных целей | Классу безразличны цели деятельности общешкольного коллектива | ||||||
Класс объединяет одна общая цель деятельности | В классе объединились люди, у которых разные несовпадающие цели | ||||||
Класс выполняет общественно полезную деятельность ради интересов общешкольного коллектива | В общественно полезном труде, учебе и т.д. класс видит лишь способ удовлетворения своих узкогрупповых интересов (групповой эгоизм) | ||||||
Достижение общего результата увлекательно для всех или для большинства учащихся класса | Каждый в классе увлекается лишь тем, что предоставляет интерес только для него | ||||||
В классе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других | Самые популярные школьники класса – эгоисты, работающие лишь для себя | ||||||
Учащиеся класса стремятся постоянно общаться друг с другом | У школьников класса нет стремления постоянно общаться друг г с другом | ||||||
Класс стремится общаться и сотрудничать с другими классами | У класса наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других классов | ||||||
В совместной деятельности класс оказывает помощь другим, готов поступиться своими интересами ради интересов других | В совместной деятельности класс проявляет враждебность, зависть, нездоровое соперничество | ||||||
В классе велико желание трудиться коллективно | В классе нет стремления к коллективному труду | ||||||
Класс отличают устойчивые интересы | Класс отличает быстрая смена интересов | ||||||
Класс постоянно реализует свои интересы на деле | Класс пассивен. Интересуясь чем-либо, не стремится осуществить это на деле | ||||||
Актив, ядро класса ведет его на общественно полезные дела | Актив нередко ведет класс на антиобщественные дела | ||||||
Лидеры класса избраны самим классом в соответствии с пожеланиями большинства учащихся | Лидеры навязали свое руководство классу, не считаясь с его мнением | ||||||
В классе существует справедливое отношение ко всем учащимся, стремление поддержать слабых в общей деятельности, чувство защищенности каждого | Коллектив класса заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых» | ||||||
Класс стремится проверить на «командных» должностях многих учащихся, лидеры охотно уступают свое место другим и умеют подчиняться | Лидеры класса протестуют против выдвижения кого-либо на свое место, любыми средствами избавляются от «конкурентов» | ||||||
Актив класса избирается по деловым качествам | В выборах актива класса школьники руководствуются не оценкой деловых качеств, а лишь антипатиями |