Психология — зачет

  1. Психология: предмет, задачи и основные принципы науки.

Эту область знания определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.

Предмет психологии: 1)Психология как наука о душе(VI в до н.э.-XVI в н.э)

2) Психология как наука о сознании.(XVII в – XIX в)

3) Психология как наука о поведении (нач XX в — )

4) Психология – наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Задачи психологии сводятся главным образом к следующему:

• научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

• научиться управлять ими;

• использовать полученные знания, чтобы повысить эффектив ность деятельности

людей в различных практических отраслях, а также укрепить психическое здоровье,

удовлетворенность и счастье человека в повседнев ной жизни;

• быть теоретической основой практики психологической службы.

В настоящее время считаются установленными следующие основные принципы современной психологии:

• детерминизм, то есть психика определяется образом жизни людей и изменяется в зависимости от влияния внешних условий;

• единство сознания и деятельности, то есть психика находится в неразрывном единстве, причем сознание предопределяет план деятельности человека;

• динамическое развитие, то есть психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии – как процесс и результат деятельности;

• принцип социальной обусловленности человека и др.

  1. Структура психики: психические процессы, состояния, свойства

Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.

Они подразделяются на : познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение),

эмоциональные (активные и пассивные переживания),

волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. д.).

Психическое состояние – определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Наиболее изучены:

• общее психическое состояние, например внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности;

• эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное настроение, состояние депрессии, воодушевления, творческое состояние и т. п.).

10 стр., 4901 слов

Психология это наука, изучающая психические закономерности развития ...

... личности под условиями профессиональной деятельности. Юридическая психология. Изучает психические явления и закономерности связанные ... новые образы и объекты Психические состояния это определенный уровень работоспособности. Психические состояния определяются происходящими процессами Общие ... жертвой преступления. Есть наука криминальной виктимология. Криминальная психология изучает прежде всего ...

Под психическими свойствами следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для того или иного человека.

  1. Направленность – интересы, ценности, нормы, воспитание.
  2. Темперамент
  3. Характер
  4. Способности
  1. Место психологии в системе наук. Отрасли психологии.

Психология связана с естественными науками (физиологией, медициной, биологией); общественными науками (философия, социология, история, педагогика); техническими науками (ИТ, кибернетика)

Психология разделяется на фундаментальную и отраслевую.

Фундаментальная психология содержит разделы, являющиеся основой для понимания всех психологических явлений и процессов. Она включает два основных раздела: психология познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение) и психология личности (темперамент, характер, эмоции, воля, мотивация).

Отраслевая психология содержит множество направлений, изучающих проблемы конкретных видов человеческой деятельности. Традиционно в качестве отраслей психологии выделяют социальную, возрастную, инженерную психологию, психологию труда, клиническую и психофизиологию, дифференциальную психологию. Особенности психики животных изучает зоопсихология.

  1. Методы психологии

1) Наблюдение а) внешнее – за другим

б) внутреннее – за собой (интроспекция)

в) включенное – сами явл. участником эксперимента

г) стороннее – наблюдение со стороны

2) Опрос а) устный

б) письменный

в) развернутый

г) стандартный

3) Эксперимент – проводится в специальных лабораториях

4) Психологическое тестирование

Опросники

Задания

Проективные тесты

5) Сравнительный

6) Лонгитюдный

  1. История развития психологии: психология как наука о душе, о сознании

1) Психология как наука о душе VI в до н.э. – XVII в

Материалисты искали материальное начало души (Демокрит в атомах огня, Эпикус в атомах воды и т.д.).

Идеалисты: Платон считал что душа имеет божественное происхождение, прежде чем соединяется с телом человека находится в мировой душе.

Аристотель – ученик Платона – написал «Трактат о душе».

В средневековье психология развивалась в рамках идеалистической концепции и преобладала религия. На востоке ученый Авиценна доказал что существует связь между телесными заболеваниями и психологическими.

2) Психология как наука о сознании XVII в. – XIX в

Декарт определил новым предметом психологии сознание и описал работу центральной нервной системы. «Взаимодействия организма с окружающей средой опосредовано нервной машиной. Центром является мозг, от него отходят нервные трубки, внешние предметы действуют на нервы и излучают вибрацию, которая по нервным трубкам попадает в мозг. Мозг обрабатывает их и передает мускулатуре, которая либо сжимается, либо растягивается».

  1. Основные направления в психологии

Бихевиоризм – Уотсон, Скинер – школа изучающая поведение человека и животных(стимул -> реакция)

4 стр., 1875 слов

Из каких основных структур состоит нервная система человека?

... нервной системы подчинена мозговым центрам нервной Нервная система человека: - Отделы нервной системы 1) Центральный - Головной мозг - Спинной мозг 2) Периферический - Соматическая система - Вегетативная (автономная) система 1) Симпатическая система 2) Парасимпатическая система В вегетативной системе выделяют симпатическую и парасимпатическую нервные системы. Симпатическая нервная система ...

Психоанализ – Фрейд – первый стал исследовать бессознательное поведение.

Когнитивная психология — Подготовлено работами К. Левина и Э. Ч. Толмена, основныепринципы сформулированы У. Найссером. — Согласно когнитивной теории личности Дж. Келли, каждый человек воспринимает внешний мир, других людей и себя сквозь призму созданной им познавательной системы — «персональных конструктов».

Гуманистическая психология – К. Роджерс – предметом исследования является творческая личность человека. Главное самореализация, самоактуализация, рост человеческого Я.

  1. Строение и функционирование психики человека.

Нервная система состоит из нервных клеток, которые называются нейронами. Нейрон проводит нервный импульс. Нервы и головной мозг состоят из множества нейронов. Нервная система человека в процессе эволюции превратилась в центральную нервную систему, которая работает по рефлекторному принципу. Рефлекторный принцип: сигнал поступает на рецептор, после этого формируется импульс, который передается в ГМ. Мозг перерабатывает импульс и формирует ответную реакцию и передает ее по нервам к нужному органу.

Мозг подразделяется на 2 полушария. Левое полушарие отвечает за правую руку, положительные эмоции, память, речь, логическое мышление, математические способности, лучше перерабатывает новую информацию. Правое — отвечает за ориентацию в пространстве, интуицию, негативные эмоции, творческие способности.

Учение о высшей нервной деятельности.

В настоящее время установлено, что в основе деятельности нервной системы лежат безусловные и условные рефлексы в их сложном взаимодействии. Анатомической основой рефлекса является рефлекторная дуга. Последняя включает в себя:

• воспринимающую часть (именно здесь нервные клетки – рецепторы – воспринимают внешнее раздражение, которое преобразуется в нервное возбуждение);

• передающую часть (это цепь центростремительных (чувствительных) нервных волокон, по которым возбуждение распространяется внутри центральной нервной системы;

• действующую часть – представлена центробежными (двигательными) волокнами и нервом, по которому передается возбуждение на рабочий орган и иннервируемую ткань.

Безусловные рефлексы это врожденные, передающиеся по наследству, постоянные, однотипные, сразу же возникающие ответы организма на относительно немногие определенные раздражители. Примерами безусловных рефлексов у человека являются: мигание века в ответ на освещение глаза; кашель и чихание – в ответ на раздражение слизистой оболочки дыхательного горла и носоглотки; выделение слюны в ответ на раздражение слизистой оболочки рта и т. д.

Условный рефлекс это временный, появившийся в процессе индивидуальной жизни, сложный и вместе с тем нестойкий, быстро видоизменяющийся, не всегда одинаковой силы и разнообразный по характеру ответ организма на раздражение. Он образуется путем установления при определенных условиях связи между безусловным рефлексом и безразличным, индифферентным для данного органа раздражителем. Условные рефлексы вырабатываются при повторном, иногда многократном совпадении во времени безусловного рефлекса с индифферентным раздражителем.

18 стр., 8870 слов

Личность и характер человека 2

... ЛИЧНОСТИ. В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. Характер - это сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер ... поведения и переживания. (Г.В. Олпорт). Личность - более или менее стабильная, прочная организация характера, темперамента, интеллекта и тела, которая определяет ее ...

  1. Понятие личности в психологии. Человек, индивид, личность. Формирование и развитие личности.

Человек представляет собой сложную биосоциальную систему, которая подчиняется трем программам развития: биологической, психологической и социальной. Когда речь идет о биологической форме развития, то человека называют индивидом, то есть носителем человеческих качеств, а с социальной точки зрения человек – это личность, которая находится в определенных отношениях с другими людьми. Таким образом, индивид – это потенциально человек, появляясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью.

Личностью в психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде (А. В. Петровский).

Личность имеет социальную сущность, сознательно индивид занимает определенное положение в обществе и выполняет исторически определенную роль.

Формирование личности проходит в процессе социализации через освоение:

Социальный опыт – все особенности психики личности, связанные с фактом ее принадлежности к определенным общностям и с обусловленной этим программой предписанного извне поведения.

Социальные роли – это многообразные права и обязанности личности, вытекающие из ее социального положения и предписанные ей обществом в целом или конкретной общностью.

Социальные нормы представляют собой правила или модели поведения, санкционированные социальными группами, и ожидаемые в реальном поведении от состоящих в этих группах лиц.

Ценностные ориентиры – субъективное практическое отношение личности к социальным нормам; система ценностей, влияющих на мотивацию личности: концепция истины и справедливости, свободы и ответственности, смысла жизни, добра и зла и т. д. Направленность личности – это тоже категория больше социальная, чем генетически определенная. Направленность определяет доминирующую продолжительное время ту или иную ценность, которая ложиться в основу мотивации поведения человека.

  1. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент. Основные теории темперамента.

Темперамент — индивидуальная особенность личности, которая определяет динамику протекания психической деятельности.

Под динамикой понимают темп, ритм, интенсивность психических процессов, которые проявляются в поведении человека – быстрота/медленность речи, движений, эмоций, мышления.

Теории темперамента:

  1. Гуморальная (гумор — жидкость)
  2. Конституциональная
  3. Теория о связи темперамента с высшей нервной деятельностью (Павлов)
  1. Гуморальная и конституциональная теории темперамента.
  1. Гуморальная (гумор — жидкость) Гиппократ VIв до н.э. сказал что в каждом человеке есть сочетание 4х жидкостей – темперамент – 1) сангвинус (кровь лат) – сангвиник (живой, общительный, жизнерадостный); 2) холе (желтая желчь) – холерик (желчный, раздражительный, возбудимый); 3) флегма (слизь) – флегматик (спокойный медлительный, уравновешенный); мелайна холе (черная желчь) – меланхолик(застенчивый, впечатлительный, замкнутый, быстро утомляется).
  2. Конституциональная — Кречмер, Шелдон XXв – зависимость темперамента от типа телосложения

Пикник – полный человек, маленький/средний рост, круглая голова на короткой шее – частая смена настроения, легко контактирует с людьми, любит комфорт, общение, спокойный.

11 стр., 5408 слов

Формирование личности человека

... Выготского опять подчеркивает, что развитие личности -- целостно. В этой теории раскрывается социальная сущность человека и опосредствованный характер его деятельности (орудийность, знаковость). Развитие ребенка происходит ... (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению -- ...

Атлетик – крепкое телосложение, развитая мускулатура, высокий/средний рост – подвижный, агрессивный, активные типы деятельности.

Астеник – худой высокий, крепкое телосложение, острые черты лица – замкнутый, склонен к эмоциональным вспышкам, упрямый.

Меланхолик расположен к астеническому т.с.

Флегматик – от атлетика к пикнику

Сангвиник – преимущественно пикник

Холерик – атлетик/астеник

  1. Классификация типов темперамента по ВДН (И.П. Павлову).

    Роль темперамента в жизни человека.

Темперамент зависит от сочетания свойств нервной системы:

  • Сила-слабость (выносливость нервной клетки, показывает уровень активности и работоспособности)
  • Уравновешенность-неуравновешанность (показывает смену возбуждения, торможения в н.с., влияет на ровность эмоций и поведения)
  • Подвижность- инертность(быстрота протекания нервных импульсов по н.с.)

Холерик – сильный, неуравновешенный, подвижный

Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный

Флегматик – сильный, уравновешенный, инертный

Меланхолик – слабый, неуравновешенный, подвижный/инертный

  1. Природа характера. Структура характера. Формирование характера.

Природа характера:

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

Структура характера:

  1. Направленность личности – устойчивые потребности, установки, интересы, идеалы, цели
  2. Система отношений с окружающей действительностью
  3. Интеллектуальные, волевые, эмоциональные черты
  1. Индивидуальность человека и его характер. Акцентуация характера.

Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных, приобретенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении.

Акцентуация характера – гипертрофированное развитие одних свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими.

Теория К. Леонграда. 12 типов акцентуации:

1. Гипертимический (гиперактивный).

Чрезмерно приподнятое настроение, всегда

весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску,

авантюрам; не реагирует на замечания; игнорирует наказания; теряет грань дозволенного,

отсутствует самокритичность.

2. Дистимичный. Постоянно пониженное настроение; грустен, замкнут,

немногословен, пессимистичен, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не

сходится. В конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной.

3. Циклоидный. М ера общительности циклически меняется (высокая при

повышенном настроении и низкая в период подавленности).

4. Эмотивный (эмоциональный).

Чрезмерная чувствительность, ранимость; глубоко

переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечания м, неудачам,

9 стр., 4014 слов

Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...

... не позволяют ограничиться таким непроизвольным запоминанием. По мере усложнения человеческой деятельности и условий, в которых она ... связываться на основании трех принципов. Согласно первому, восприятия или представления могут вызывать картины, которые когда ... с его интеллектуальной деятельностью и перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Что же такое память? Память - процесс ...

поэтому преобладает печальное настроение.

5. Демонстративный. Стремится быть в центре внимания и добиваться своих целей

любой ценой: слезы, обморок, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычное

увлечение, ложь – все идет в дело. Легко забывает о своих неблаговидных поступках.

6. Возбудимый. Повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность,

угрюмость, занудство, но бывает льстивым, услужливым (это маскировка).

Склонность к

хамству и нецензурной брани или молчаливости. Активно и часто конфликтует.

7. Застревающий. Застревает на своих чувствах, мыслях, не забывает обид, сводит

счеты; на работе и в быту несговорчив, склонен к затяжным склокам; в конфликтах чаще

бывает активной стороной.

8. Педантичный. Выраженное занудство – в виде «переживания подробностей»; на

службе способен замучить посетителей формальными требованиями, домашних изнуряет

чрезмерной аккуратностью.

9. Тревожный (психастенический).

Пониженный фон настроения; опасения за себя,

близких; робость, неуверенность в себе; крайняя нерешительность; долго переживает

неудачу, сомневается в своих действиях.

10. Экзальтированный (лабильный).

Весьма изменчивое настроение; эмоции ярко

выражены; повышенная отвлекаемость на в нешние события; словоохотливость;

влюбчивость.

11. Интровертированный (шизоидный, аутистический).

М алая общительность;

замкнут, в стороне от всех; общение по необходимости; погружен в себя; о себе ничего не

рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя ему свойственна повышенная

ранимость. Сдержанно холодно относится к другим людям, даже к близким.

12. Экстравертировапный (конформный).

Высокая степень общительности;

словоохотлив до болтливости; своего мнения не имеет, очень несамостоятелен; стремится

быть как все; неорганизован, предпочитает подчиняться.

  1. Темперамент и характер – сущность, сходства и различия двух понятий.

Темперамент – это внешнее проявление типа высшей нервной деятельности человека, и поэтому в результате воспитания, самовоспитания оно может искажаться, изменяться, происходит «маскировка» истинного темперамента.

Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами.

Связь темперамента и характера:

1. Отождествление темперамента и характера (Э. Кречмер).

2. Противопоставление, указание на то, что характер может вступать в конфликт с

темпераментом (Д. Вирениус, Н. Д. Левитов).

3. Темперамент как основа формирования характера, его врожденная основа

(Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

  1. Познавательные психические процессы – ощущение. Физиологический механизм ощущения.

Ощущения – это отражение в сознании человека отдельных свойств явлений и предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

3 стр., 1202 слов

Психические процессы как форма человеческой деятельности.Воображение, ...

... на функционирование психической познавательной деятельности (восприятие, память, мышление). Пример, конечно, гротескный. Что же такое психические процессы? Это такие психические явления, которые протекают в виде реакции, т.е. по своему ... в нашем сознании всей совокупности свойств предметов и явлений. Оно тесно связано с ощущениями и с прошлым опытом человека и, как правило, носит активный характер. ...

Физиологической основой ощущений является деятельность специального нервного аппарата – анализатора. Анализатор состоит из:

1. Периферического отдела, или рецептора. Более двух тысяч лет назад древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель выделил пять рецепторов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Рецепторы осуществляют преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс.

2. Проводящих афферентных (центростремительные) и эфферентных (центробежные) нервов, которые соединяют периферический отдел анализатора с его центральным отделом.

3. Центральных корковых отделов (мозговой конец), где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

  1. Свойства и закономерности ощущений.

Свойства:

  1. Длительность – ощущения возникают у нас чуть позднее чем начинает действовать раздражитель (латентный период) и сохраняются еще некоторое время после прекращения (период последствия).
  2. Качество – у каждого вида ощущения есть своя характеристика, позволяет отличить его от других видов ощущений (например, зрительные от слуховых), а также различать вариации ощущений внутри данного вида. (Насыщенность, цвет, тон – качественные характеристики зрения)
  3. Субъективное восприятие ощущений – у каждого человека свои особенности.

Закономерности:

  1. Пороги чувствительности
  2. Адаптация – изменение чувствительности органа чувств под действием раздражителя для предохранения органов чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
  3. Взаимодействие ощущений (слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов.)
  4. Сенсибилизация (повышение чувствительности одного из анализаторов при нарушении деятельности другого)
  5. Синестезия — переход одного вида ощущений в другой и получение на этой основе единого оригинального ощущения.
  1. Ощущение, виды ощущений.

Ощущения – это отражение в сознании человека отдельных свойств явлений и предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

Виды ощущений:

  1. Эстероцепивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения.
  2. Проприоцептивные – отражают движения нашего тела, так как их рецепторы расположены во внутренних органах и тканях тела и дают информацию о положении тела и его движения х.
  3. Итероцептивные – внутренние ощущения, дают представление о состоянии внутренних органов, чувстве голода, жажды, боли и др.
  1. Восприятие, как познавательный процесс. Свойства восприятия.

Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств.

3 стр., 1133 слов

Дать характеристику мышлению как высшему психическому процессу.Составить ...

... мышление как изолированный психический процесс не существует, оно тесно связано с другими познавательными функциями: восприятием, вниманием, воображением, памятью. Мышление ... выполняемые во...... Литература 1. Брушлинский, А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности [текст] / А.В. Брушлинский // Вопросы ... в виду цель, заданную в определенных условиях, а решение задачи понимают как процесс ...

Свойства восприятия:

  1. Предметность – соотнесенность воспринимаемого объекта с внешним миром, определение его в класс явлений (белый снег).
  2. Целостность, структурность – предметы воспринимаются в совокупности свойств как единое целое
  3. Константность(постоянство) – воспринимаем предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету
  4. Осмысленность – каждый воспринимаемый предмет мы наполняем смыслом
  5. Апперцепция – зависимость восприятия от личного опыта и от содержания психической деятельности (явление установки) – эксперимент с двумя портретами.
  1. Основные виды восприятия. Иллюзии восприятия.

Виды восприятия:

  1. Восприятие пространства
  2. Восприятие времени
  3. Восприятие движения

Восприятие может быть ошибочным или иллюзорным.

Иллюзия это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны иллюзии зрительного восприятия, так называемые геометрические иллюзии. Большинство геометрических иллюзий можно рассматривать либо как искажение в восприятии величины, либо как искажение в восприятии направления линий (иллюзия шляпы – переоценка вертикальных линий, иллюзия перспективы, восприятие трехмерного пространства).

  1. Память. Виды памяти.

Памятью называют процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта.

Виды памяти:

  1. По характеру психической активности
  1. Двигательная (моторная) – память на движение, бытовых навыков
  2. Эмоциональная – память на чувства/эмоции
  3. Образная – память на представления (зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, слуховая)
  4. Словесно-логическая – память на понятия, слова, мысли
  1. По характеру деятельности
  1. Непроизвольная (активна, когда специальной цели не ставится, и этот процесс идет пассивно, без волевых усилий)
  2. Произвольная (активна, когда ставится специальная цель – запомнить, и для этого сознательно прилагаются волевые усилия)
  1. По времени запоминания
  1. Кратковременная (сенсорная) память – время запоминания 20 сек, объем 7+/-2 объекта
  2. Долговременная – обеспечивает длительное хранение информации

Она бывает двух типов:

1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь, вспомнить нужную информацию).

2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

3. Оперативная – для выполнения определенных действий, хранится столько сколько нужно для выполнения этой деятельности

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... 5. Внимателен, тактичен, доброжелателен по отношению к ученикам 6. Вызывает инициативу, самостоятельное мышление, побуждает к дискуссии 7. Соблюдает логику в изложении, выводы делает обоснованно 8. ... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

4. Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память.

  1. Память, как познавательный процесс. Теории памяти.

Памятью называют процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения индивидом его опыта.

Теории памяти:

  1. Физиологическая (теория нейронных моделей)

Прохождение нервного импульса через определенную группу нейронов оставляет после себя след, т.е. электрическое и механическое изменения в соединениях. Эти изменения облегчают вторичное прохождение импульса по цепи. Данная церкуляция называется ревербирирующий круг возбуждения.

  1. Биохимическая
  2. Психологическая
  1. Ассоциативное направление – если в сознании одновременно возникло 2 объекта, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление объекта из этой связи вызывает в сознании представление о другом объекте. Ассоциации бывают по смежности (пространственной и временной близости), по сходству, по контрасту
  2. Деятельный подход – деятельность личности рассматривается как фактор определяющий формирование всех психических процессов, в т.ч. и памяти.
  1. Процесс запоминания и забывания. Способы повышения эффективности запоминания. Мнемотехнические приемы запоминания.

Запоминание (с него начинается деятельность памяти), закрепление образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Оно может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

Забывание процесс постепенного (со временем) исчезновения того, что было в памяти. Оно может быть полным, частичным, длительным, непродолжительным, временным. Следует помнить, что процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстрее, затем медленнее.

Эффективность памяти зависит от ряда условий, к ним относятся:

1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить).

Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

2. Приемы заучивания. Они бывают такими:

• механическое дословное многократное повторение. Работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память основана на повторении материала без его осмысливания;

• логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая).

Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей. Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической;

Психология — зачет — Стр 2

• образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки).

В этом случае задействуется образная память. Она бывает разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая, осязательная, обонятельная, эмоциональная.

Мнемотехнические приемы запоминания – приемы помогающие запомнить материал

  1. Метод рифмы и ритма
  2. Метод акронимов и акростихов
  3. Метод места
  4. Метод попарных ассоциаций…
  1. Внимание и его свойства

Вниманием называется направленность психической деятельности на определенные предметы или явления реальной действительности при отвлечении от всего остального.

Свойства:

  1. Объем внимания – количество объектов которые удерживаются в поле внимания в данный момент 7+/-2 объекта
  2. Распределяемость внимания – выполнение одновременно двух или более деятельностей при этом ни одна из них не должна прерываться
  3. Концентрация – степень сосредоточенности или погружения в объект, сила внимания
  4. Устойчивость – динамика концентрации внимания (микроколебания 2-3 секунды, макроколебания 20-30 мин)
  5. Переключаемость — возможность более или менее легкого и достаточно быстрого перехода от одного вида деятельности к другому.
  1. Виды внимания
  1. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения и без заранее поставленной цели.
  2. Произвольное внимание возникает преднамеренно, вследствие сознательно поставленной цели. Оно возникает у человека и развивается в процессе труда, так как без него невозможно осуществлять и поддерживать трудовую деятельность.
  3. Послепроизвольное внимание возникает как произвольное (осознательно поставленная цель, волевые усилия), но в результате возникшего интереса переходит в непроизвольное.
  1. Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Виды мышления.

Мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления:

  1. Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.
  2. Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность – составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.В отличие от наглядно-действенного, здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.
  3. Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения.
  1. Основные мыслительные операции и формы логического мышления.

Мыслительные операции:

  1. Анализ – мысленное разложение сложного объекта на составляющие части
  2. Синтез – мыслительная операция соединения частей выделенных при анализе в целое но уже на качественно ином уровне
  3. Сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;
  4. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам;
  5. Абстрагирование — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.

Формы логического мышления:

  1. Понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.
  2. Суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо.
  3. Умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии.

Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

  1. Воображение – понятие и виды.

Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи.

Виды воображения:

  1. Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя.

а) Воссоздающее воображение один из видов активного, когда происходит конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д. Несмотря на то что его продуктами являются совершенно новые, ранее не воспринимаемые человеком образы, оно основано на прежнем опыте

б) Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.

в) Творческое воображение – вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

  1. Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам. В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.
  1. Роль речи в жизнедеятельности человека. Взаимосвязь речи и мышления.

Речь выполняет функции:

• сигнификативную (обозначения) – у людей со словом связано представление о

предмете или явлении, единство обозначения предметов и явлений воспринимающим и

говорящим;

• обобщения – слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но и целую

группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков;

• коммуникации – передача знаний, отношений, чувств.

Взаимосвязь речи и мышления

Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни воз­никнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговари­ваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, со­вершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается.

Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («руч­ной») речью, мыслят на основе образов.

Иногда может показаться, что мысль существует вне сло­весной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это

скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой.

Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление — это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь—«озвученное мышление». Это мне­ние ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одина­ковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д.), т. е. одно и то же слово может выражать раз­ные мысли, разные понятия.