Тема 6: «Психология профессионального общения сотрудника полиции с гражданами».
Вопрос №1. Профессиональное общение сотрудника ОВД (составные элементы, функции и виды).
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности, включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Функции общения: 1) информационная; 2) регулятивная; 3) аффективно-экспрессивная.
Профессиональное общение сотрудников полиции – это обусловленный законом, служебным этикетом, процесс установления и поддержания (с помощью средств и приемов общения) служебно-психологического контакта, позволяющего успешно решать поставленные задачи.
Особенности профессионального общения сотрудников полиции:
1).
Специфичность поводов для вступления в общение. Повод — совершенное (готовящееся) преступление, правонарушение, противоправное поведение.
2).
Наличие нескольких целей в каждом акте общения.
3).
Конфликтный характер общения.
4).
Формализация общения.
5).
Специфика психических состояний участников общения — повышенное нервное напряжение.
6).
Особое значение психологического контакта.
Вопрос № 2. Средства общения.
Средства общения: 1. Вербальное – это канал общения, который используется для передачи звуковой информации.2. Невербальное общение (при помощи мимики, жестов, взглядов, зоны общения, пантомимики (телодвижения).
Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения:
I. Кинесические средства общения – выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, месте, взгляде, походке.
1. Мимика — движения мышц лица. 2. Взгляд и визуальный контакт. 3. Поза – это положение человеческого тела, типичное для данной культуры. Показывает, как человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих. Бывают: а) «закрытые» позы – когда человек скрывает переднюю часть; б) «открытые» – позы доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта. (Стоя — руки раскрыты ладонями вверх, сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты.).
Методы психологического изучения профессиональной деятельности
... из предложенного перечня выявить тип и/или компоненты профессиональной направленности личности у одного испытуемого. Осуществить психологическую интерпретацию полученных данных. – Определение направленности личности ... Методика диагностики устойчивости профессиональной направленности личности // Журнал прикладной психологии. – 2003. – № 1. – С. 30-36. 5. Лучшие психологические тесты для профотбора ...
4. Жесты – разнообразные движения руками и головой, смысл которых понятен для общающихся сторон. Противоречие между жестами и высказываниями является сигналом лжи. Бывают:
1).
Жесты открытости: а) раскрытые руки ладонями вверх, б) пожимание плечами сопровождающееся жестом раскрытых рук, в) расстегивание пиджака.
2).Жесты защиты (обороны): а) руки, скрещенные на груди (выражение обороны; б) руки, сжатые в кулаки.
3).Жесты подозрения и скрытности: а) рука прикрывает рот (скрывает свою позицию); б) взгляд в сторону, ноги и все тело обращены к выходу; в) потрагивание, потирание носа ушей, глаза.
4).Жесты нервозности: а) переплетенные пальцы рук, нервное потирание больших пальцев, пощипывание колен; б) покашливание, прочищение горла; в) руки заведены за спину, и там одна сильно сжимает другую, рука сжимает подлокотник кресла, когда человек теребит в руках какие-либо предметы.
5. Походка – стиль передвижения по которому легко можно распознать эмоциональное состояние человека.
II. Такесические средства общения – это динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.
III. Проксемические (в пер. — близость) – пространственная структура общения. Каждый человек претендует на «зону тела». Различают следующие типы дистанций при общении – Зоны общения:
1).
Интимная, персональная зона — от 0 — 50 см (общение с родными, очень близкими людьми, сексуальными партнерами); 2).
Личная зона от 0,5 — 1,5 м (друзья, родные близкие люди, которым доверяем); 3).
Социальная зона — от 1,5 — 2 м (друзья, знакомые, коллеги); 4).
Формальная — от 2м и более (незнакомые, начальство, официальное общение).
Вопрос № 3. Этапы и барьеры профессионального общения.
Этапы профессионального беспроблемного общения:
1.Установка контакта (знакомство).
Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку. 2.Ориентировка в ситуации общения — осмысление происходящего, выдержка паузы. 3.Обсуждение интересующей проблемы. 4.Решение проблемы. 5.Завершение контакта (выход из него).
«Барьер» общения— психологическое препятствие на пути адекватного восприятия информации. Бывают:
1.Избегание– это уклонение от контакта, попытка избежать эмоционально тяжелой информации.
2.Авторитет— человек доверяет только авторитетным по его мнению людям и отказывает в доверии вторым.
3.Непонимание. Бывают: а) фонетическое, б) семантическое, в) стилистическое, г) логическое.
4.Психологический барьер: 1) Первое впечатление. 2) Барьер отрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей. 3) Барьер «боязни» контакта с человеком. 4) Барьер «возраста».
Общение врача с ребенком. Налаживание контакта с детьми и сбор анамнеза
... важных терапевтических рекомендациях. При работе с детьми наладить контакт помогает знание уровня психоречевого развития ребенка. Метод общения, который адекватен для ребенка, находящегося на определенном ... во внимание. Установление контакта между пациентом и врачом требует постоянного интереса; закрытая дверь и отсутствие интереса, напротив, не способствуют общению. Соблюдая тактичность, когда ...
Вопрос №4. Психотехника профессионального общения сотрудника ОВД.
Психотехника изучения собеседника — умелое использование наблюдателем средств и приемов, предназначенных для оперативного постижения психологических особенностей лиц непосредственно в процессе общения. Основные приемы психотехники наблюдения:
1. Эффективное слушание — способствует самораскрытию собеседника.
1).
Правила нерефлексивного слушания: нужно внимательно молчать и минимальная словесная реакция типа: «Хм-хм» или «Ага», «А?», «Так-так», «Да?», «Понимаю», «Правда?».
2).
Правила рефлексивного слушания (способы реагирования: отражение эмоциональных состояний говорящего: «Я Вас понимаю»; эмпатийные ответы: «Представляю, что Вы чувствовали»; обращение к собеседнику за уточнением: «Что Вы имеете в виду; перефразирование — формулировка мысли партнера своими словами: «Как я Вас понял…»; резюмирование основных идей и чувств собеседника: «Вашей основной мыслью является».
2. Активизация реакций собеседника: пристальный взгляд («глаза в глаза») с выражением сомнения; нарушение интимной зоны собеседника (менее 45-50 см); использование рекомендации «выбор без выбора», когда формулировка вопроса не допускает отрицательного ответа: «Вам удобнее сейчас или позже?»; умышленное отражение жестов собеседника.
Вопрос №5. Психологический контакт.
Психологический контакт — это отношения, которые характеризуются желанием и готовностью собеседников участвовать в общении друг с другом.
Основные правила, обеспечивающие эффективность психологического контакта:
1.При общении с людьми надо чаще улыбаться. 2. Умение внимательно слушать собеседника и поощрять его говорить о самом себе. 3. Говорить о том, что интересует собеседника. 4. Проявлять искренний интерес к собеседнику. 5. Обращаться к собеседнику по имени. 6. Внушать собеседнику сознание его значительности.
Вопрос №6. Методы правомерного психологического воздействия в деятельности сотрудника полиции.
Психологическое воздействие на личность – это сознательное и целенаправленное воздействие на психологические процессы личности, с целью побудить ее изменить выбор варианта поведения.
Методы психологического воздействия:
1.Убеждение – это словесное воздействие на сознание личности, чтобы доказать правонарушителю неправомерность его действий, получить информацию или изменить его поведение.
2.Внушение – это воздействие на психику человека, которое направлено на подсознание, иногда против воли человека (напр. реклама).
3.Подражание – это копирование психологии и поведения другого человека без использования аргументов, фактов, доказательств.
Вопрос. Психологическое консультирование лиц, попавших под воздействие ...
... в большинстве случаев рассматривать как лучшую программу, соответствующую сегодняшнему дню». вопрос. Психологическое консультирование лиц, попавших под воздействие деструктивных тоталитарных культов. План ответа. ... эмоциональных состояний; неспособность к эмпатии при наличии потребности в общении с другим человеком, несформированность социальных эмоций; · трудности личностного развития — трудности ...
4.Метод «Взрыва» – это неожиданное, быстрое, словесное воздействие какой-либо информацией, застающей врасплох правонарушителя.
5.Психологическое давление – это умышленное воздействие на психику человека, с помощью взгляда, мимики, голоса, информации, рассчитанное на изменение его противоправного поведения и эмоционального состояния.