Психология игрушки

Игрушки в психологическом развитии ребенка

Игрушка

Новорожденность (0-2 мес.)

Младенчество (2 мес.-1 год)

Раннее детство (1-3 лет)

Погремушки – развивающие игрушки

Погремушка считается универсальной игрушкой для малыша на первом году жизни, а развивающие погремушки могут пригодиться еще дольше. Прежде всего, именно погремушки способствуют развитию концентрации внимания ребенка, а также развитию его зрительного и слухового восприятия, к тому же погремушки помогают развить и общую координацию движений, так называемую локомоторику. Погремушки дают малышу первые навыки развития мелкой моторики и действия двумя руками, а погремушки усложненной конструкции подводят малыша к осознанию причинно-следственных связей, формируя целенаправленные движения рук, контролируя их зрением.

Погремушки-подвески, гирлянды, мобили

Погремушки-подвески, гирлянды и карусели (мобили) являются первыми игрушками в жизни малыша. Их размещают над кроваткой в период, когда наблюдение становится ведущим видом деятельности ребенка, к тому же они остаются ребенку интересными на протяжении всего младенческого периода. Погремушки-подвески, гирлянды, мобили помогают развить у младенца зрительное и слуховое восприятие, концентрацию внимания. Правильно подобранная игрушка вызывает у ребенка положительные эмоции, а также способствует его социально-эмоциональному развитию.

Пирамидки

Пирамидки всегда были неотъемлемой частью игрушечного мира детей. Пирамидка — очень полезная игрушка, так как могут изображать собою как образную игрушку (утенок, клоун и пр.), так и быть составной частью каталки, неваляшки и других игрушек.

Для детей от 1 года до полутора пирамида должна быть простая, состоящая из 3-4 колец одного размера. Это может быть как пластиковая, так и деревянная пирамидка, важно, чтобы в деталях были достаточно большие отверстия и они легко надевались на штырек. Для этого возрастного периода хороши пирамидки, имеющие элементы образных игрушек, завершающиеся вместо обычных шишечек, головкой курочки или клоуна. Такой образный завершающий элемент пирамидки мотивирует малыша к ее нанизыванию.

После освоения самого действия нанизывания можно предложить пирамидку с колечками разного размера (их также должно быть не много).

Наиболее простой и удобной является пирамидка с основанием в виде конуса.

От 1 г. 5-6 мес. можно учить складыванию так называемой гладкой пирамиды. У такой пирамидки края колец скошенные, так, что сложенная правильно (от большего кольца к меньшему), эта игрушка на ощупь гладкая.

Для детей третьего года жизни пирамидка может состоять из 6-7 колец разного цвета. В этом возрасте с помощью пирамидки можно учиться различать не только размеры, но и цвета.

Вкладыши

Психологи рекомендуют игрушки-вкладыши как развивающие не только зрение и координацию движения, но и мелкую моторику рук, так как ребенок должен учиться вкладывать и вытаскивать предметы один в один. Вкладыши — это набор полых предметов одинаковой формы, но разного размера, например: кубики, стаканчики, цилиндры, мисочки, половинки шара, убывающие по величине, или даже матрешки. Либо же вкладыши бывают в виде рамок, которые необходимо заполнять предметами соответствующей формы. Детям от 1,5 лет подойдут наборы, состоящие из 5 и более предметов. Лучше, если это будет 5 и более местная матрешка и, соответствующий ей по количеству предметов и размеру, набор мисочек или кубиков. Подойдут вкладыши с изображениями разных предметов, ориентируясь на форму которых ребенок должен найти соответствующее окошко, особенно хороши такие, где предметные картинки являются частями большой сюжетной картины. В этом случае можно будет разыгрывать ситуации с развитием какой-нибудь сказки, истории.

Динамические игрушки

Для ребенка самым интересным в динамической игрушке может быть неожиданное движение или ряд движений, которые возникают в ответ на его целенаправленное усилие. Всем известно, как радуется малыш, когда нажимает на ручку юлы, а в ответ на свое движение видит динамичное круговое вращение, мелькание цветов и фигурок, грохот шариков и бубенчиков. Для данного вида игрушек типично простейшее преобразование одного вида движения в другой, например, поступательного движения во вращательное (волчок).

Эти закономерности, при восприятии и действии самого ребёнка, могут быть доступны детскому наблюдению и пониманию. Очевидно, что представление о движении не должно быть противоречиво. Поэтому в эту группу не входят игрушки, запускаемые каким-либо электронно-механическим способом, который стирает, нивелирует, к примеру, действие гравитации, и ее освоение, преодоление самим ребенком. «Верхолазы» — образные игрушки, которые при выполнении нужных действий поднимаются по веревочкам вверх.  Волчки и юлы могут быть разных размеров и с разным способом запуска: кнопочным, с помощью поступательного движения (когда много раз нажимается ручка юлы), с помощью двух ладоней, пальцев. «Воздушные» игрушки, которые движутся от легкого потока воздуха, например, дуновения. Кугельбан — это специальная конструкция с дорожками-желобками, по которым скатывается шарик или съезжает машинка. Заводные игрушки приводятся в движение заводным механизмом (например, ключиком или надавливанием ручки юлы).

Образные (сюжетные) игрушки

Образной (сюжетной) игрушкой может называться любая игрушка, которая отражает в себе чей-то образ, например животного, человечка, другого одушевленного существа. Игра с образными игрушками дает малышу возможность контактировать с ними, как с живыми персонажами. Игры с образными игрушками способствует развитию личностной сферы ребенка, влияя на его социально-эмоциональное восприятие. Для детей от года до трех лет общение с куклой — это буквальное подражание. Ребенок делает с куклой то же, что мама делает с ним — кормит, купает, укладывает спать. Малыш видит в кукле самого себя. И для мальчиков кукла-мальчик совершенно необходима не меньше, чем для девочек кукла-девочка. Важно также, чтобы образные игрушки в этом возрасте были реалистичными, при этом следует избегать чрезмерно детализированных и натуралистичных игрушек.

Тряпичные – гибкие куклы (высота – 30 — 40см).

Они могут быть полностью тряпичными или частично, например, с пластиковой головой, руками и ногами. Главное условие для таких кукол, чтобы, благодаря мягкому корпусу, кукла могла принимать различные позы, передающие движения и эмоции.

Кукла-голыш с набором одежды. Основное предназначение этой игрушки – игры в воде. Маленькие «пупсики» в разных позах. Благодаря своему крошечному размеру и устойчивым позам они идеально подходят для самых простых сюжетных игр. Маленькие пластиковые фигурки животных. С ними ребенок сможет освоить первые сказочные сюжеты. Они должны быть узнаваемыми и максимально реалистичными. Мягкие игрушки, изображающие животных также должны быть максимально приближены к настоящим. С ними можно разыгрывать те же сюжеты что и с куклами.

Транспортные игрушки

Это могут быть машины (легковые и грузовые, машины скорой помощи и милиции и пр.), железнодорожный, авиа — или водный транспорт, приспособления для механической транспортировки — тачки, коляски, кареты, тележки и пр. Игрушечный транспорт служит развитию детской моторики, воображения, эмоционально-личностной и познавательной сферы. Для детей от 1,5 лет первым игрушечным транспортом станет «игрушка-каталка». Причем вначале лучше купить каталку на палочке — яркую бабочку или птичку, которую малыш будет приводить в движение, толкая ее перед собой. С ее помощью он научится связывать движения предметов с собственными действиями. Кроме улучшения координации. Одновременно можно начать знакомить малыша с различными видами транспорта. Для этого понадобятся: — небольшой паровозик с крупными деталями (особенно хороши для этого возраста паровозики с дополнительными функциями конструктора или пирамидки); — легковой или грузовой игрушечный автомобиль — он должен быть достаточно крупным, чтобы малыш мог катать в нем любимых персонажей (хорошо также, если у него будут открываться дверки или багажник и будет пружинный механизм – это позволит в полной мере реализоваться исследовательской активности малыша); — кораблик или лодочка пригодится для игр в ванной (при выборе следует обратить внимание, чтобы они хорошо держались и не заваливались на воде) — небольшой легкий самолет, удобный для руки ребенка, должен вмещать в свою кабину маленькую матрешку или любого другого персонажа.

Составные картинки

Они представляют собой различные вариации игры-головоломоки, суть которой — из отдельных кусочков собрать целое изображение. Картинки-вкладыши представляют собой рамки, в которые собираются картинки с вырезанными частями. Нужно найти недостающие кусочки и вложить на свои места, чтобы получилось целостное изображение. Например, рисунок вазы с фруктами, в котором вырезаны отдельные фрукты. Эта игра предназначена для детей от 2-х лет. Занятия с картинками-вкладышами очень хороши для становления и развития только появляющегося у малыша наглядно-образного мышления. Разрезные картинки могут быть разрезаны по прямым линиям или по контуру нарисованной части (голова, туловище, лапы и хвост собаки).

Мозаика

Это способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т.д.).

Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность).

В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира. Мозаики для малышей около 1 года обычно не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: полу, столе и др. Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши пособия, в которых ножки (штырьки) имеются на поле, а не на фишках.

Материалы для творчества

Это все, из чего можно творить, создавать что-то свое, новое. Таким образом, в эту категорию попадает не только товар, который продается под этим названием в магазине, но и и все, что может пригодится в этом качестве из домашних запасов, даров природы и т.д. Создание всевозможных объектов своими руками полезно и для моторного, и для психического развития ребенка (развивается эмоциональная сфера, эстетическое восприятие и многое другое).

В том числе, творчество способствует развитию самосознания. Для детей от 1,5 до 3 лет основное требование к материалам для творчества – безопасность и соответствие моторным возможностям ребенка. В этом возрасте все, с чем сталкивается малыш, он воспринимает, как материал для экспериментирования — его интересует сам процесс, а не результат. Для творческих открытий детишек этого возраста подойдет: Белая альбомная бумага для рисования; Тонкая цветная бумага, обычная и гофрированная; Хлопчатобумажная или льняная ткань, на которых тоже можно рисовать; Нетоксичный клей. Лучше всего подойдет самодельный клейстер из муки. Пальчиковые краски — лучше выбирать те, которые рекомендованы для самых маленьких (от года до трех лет).

Пластилин также лучше использовать только специальный, созданный на основе муки и натуральных красителей. Соленое тесто домашнего приготовления или специальный воск с ланолином для лепки. В качестве дополнительного материала для перебирания, пересыпания и пр. пригодятся: Крупы мелкие (такие как гречка, рис); Фасоль; Макаронные изделия различных форм.

Кубики, конструкторы

Строительство из кубиков и конструирование развивают ручную ловкость и мелкую моторику, целенаправленность собственных действий, образное мышление и воображение. Около года можно предложить малышу его первые кубики. Вначале лучше использовать звучащие кубики, сочетающие в себе свойства кубика и погремушки. Это могут быть мягко-набивные игрушки, обшитые тканью или специальным моющимся виниловым материалом. Такие кубики можно подбрасывать и даже использовать для игр типа «лови-бросай». Играя с такими кубиками, ребенок не поранится и не сделает себе больно.  Звучащие кубики из дерева более устойчивы, строить из них малышу будет удобнее. Кроме того, поверхность деревянных, не покрытых лаком, кубиков лучше стимулирует развитие тактильных ощущений. К 1,5 годам количество кубиков можно увеличить до 6-8 штук. В это время малышу уже можно предложить традиционный набор строительных материалов, состоящий из деталей разнообразной формы: конусов, пирамидок, брусков и т.п. Около 2-х лет ребенок приобретает достаточную ручную ловкость для действия с блочными конструкторами из пластмассы. Самый известный такой конструктор – «Лего». Для малыша раннего возраста он должен быть достаточно крупным, с большими деталями для скрепления.

Игрушки для песка и воды

Игрушки для игр с песком и водой обеспечивают детское экспериментирование, разнообразие игровых действий. К основному арсеналу для песка, который будет актуален для ребенка в возрасте от года до трех относятся традиционные лопатки, ведерки, формочки, игрушечное сито, грабельки. Лопаток должно быть несколько: маленьким совочком ребенку будет удобно насыпать песок в формочки и ведерки. Для игр с водой на улице ребенку этого возраста пригодятся лейки, а также те же ведерки, лопатки и мельница, что и для песка. Для игр в песке и воде, начиная с первого года жизни, пригодятся разнообразные емкости (с ручкой или двумя, с дырочками на дне и без, прозрачные и нет и т.д.), деревяшки, камушки. Детям от 2,5 лет особенно понравятся стеклышки, обкатанные в море — ведь они так волшебно преображаются в воде. Понравятся малышам этого возраста самодельные кораблики из бумаги, скорлупы орехов, пенопласта.

Музыкальные игрушки

В качестве первых музыкальных инструментов для малыша в возрасте около года хорошо подходят звучащие шары. Чтобы стучать, уже годовалому малышу подойдет небольшой барабан. Не меньший интерес представляет для малышей колокольчик или бубенчик.

С 2,5 лет к барабану можно присоединить бубен. Эта музыкальная игрушка хороша для развития внимания: два способа извлечения звука, сосредоточенные в одном инструменте, требуют от ребенка навыка быстрого переключения.  Кастаньеты и всевозможные «хлопушки» тренируют моторику кисти.

Игрушки для физического развития

Детям от года для развития координации движений и общей моторики необходимы игрушки-каталки. Первой каталкой может стать тележка или какой-нибудь персонаж на палке для толкания перед собой, малышам от двух лет подойдут задние каталки – на веревочке.  Обязательно должны быть под рукой у малыша и мамы мячики: Текстильные – для перекатывания; Надувные – для отбивания и подбрасывания; Небольшие деревянные или пластиковые шары для закатывания в воротца, скатывания с горки; Резиновые – пригодятся для игр на улице. Для развития мелкой моторики, координации руки и глаза очень полезны: — игрушки-кугельбаны – конструкции для скатывания шариков или колесиков; — динамические игрушки-потешки (клюющие петушки, игрушки –дергунчики и т.п.) Дополнительную тренировку силы и ловкости пальчиков можно осуществить с помощью панели с колышками или шариками для забивания молотком, всевозможных шнуровок.

Хорошо тренируют руку игра в кегли и кольцеброс. Для малыша от 2-х лет детали игры должны быть достаточно крупными и легкими (наборы, подходящие для самых маленьких как правило, пластмассовые).

Непременным атрибутом подвижных игр станет лошадка-скакалка на палочке. Особенно хороша такая игрушка на колесиках с перекладиной в верхней части.  Лошадь-качалка также очень полезная игрушка для детей от 2-х лет. Она помогает малышу научиться держать равновесие и укрепляет мышцы ног. Для физического развития малыша от двух с половиной лет, помимо соответствующих игрушек, комнату хорошо оборудовать специальным спортивным комплексом.

Книжки — картинки

Книжки становятся привлекательной и полезной игрушкой уже со второй половины первого года жизни. Книжки-картонки для малышей от года должны быть толстые, с небольшими стихотворениями или короткими историями и сказками.  Книжка-раскладушка раскладывается в гармошку, и малыш может сразу увидеть всю историю целиком. Книжки в форме животного обычно содержат короткую историю про изображенного персонажа, встречаются такие книжки с подвижными частями. Книжка с вращающимся кругом подходит детям от года для рассматривания вместе с взрослым, который рассказывает ребенку историю и побуждает его искать подходящих персонажей. Книжки-задвижки бывают разные. Например, часто под скользящие задвижки, которые малыш должен отодвинуть, спрятана часть иллюстрации. Встречаются также книжки, действующие по тому же принципу, изображающие какого-нибудь персонажа. Если потянуть за язычок внизу, домашний или лесной зверь открывает рот. Серия книжек для ванной, которые в тёплой воде меняют цвет, наверняка, заинтересует малыша. На его глазах свершается чудо – в воде он может видеть спрятанные картинки. Книжки с одним или несколькими персонажами на веревочке нравятся многим детям. Их можно использовать для чтения и одновременной наглядной демонстрации сюжета, а затем для самостоятельного рассматривания и игры малыша. Мягкая книжка – пальчиковый театр пригодится для тех же целей. Отверстие посередине переплёта позволяет кукольным героям появляться на любой странице.

5