Психология и педагогика 9

28

МЧС РОССИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

В.Л.Зверев, Ю.Ю. Стрельникова, О.Л. Узун

Рабочая программа

специальность 280104.65 — «Пожарная безопасность»

Санкт-Петербург – 200__

Рецензенты:

С.П. Безносов

доктор психологических наук

(Санкт-Петербургский университет МВД России)

С. П. Иванова

кандидат психологических наук

(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)

В.Л.Зверев, Ю.Ю. Стрельникова, О.Л. Узун

Психология и педагогика: Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» / Под общей ред. В.С. Артамонова. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 200__ – 28 с.

Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера» по специальности 280104.65 – «Пожарная безопасность», квалификационных характеристик инженера пожарной безопасности и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.

Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета университета (протокол № 10 от « 27 » июня 200__ года).

© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 200__

11 стр., 5051 слов

Рабочая Программа государственной аттестации

... культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать ... получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению ...

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины «Психология и педагогика» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.

Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др., представленных в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и других выдающихся ученых — психологов и педагогов.

Дисциплина будет способствовать:

  • повышению общей и психолого-педагогической культуры;
  • формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
  • самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;
  • самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.

Задачи курса

Задачами курса являются:

  • ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
  • ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
  • овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
  • приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
  • приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
  • усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
  • усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, личным составом;
  • формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
  • ознакомление с методами развития профессионального мышления, педагогической культуры руководителя.

Место курса в системе социально-гуманитарного образования

Программа курса разработана для слушателей, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях слушателей, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.

5 стр., 2232 слов

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...

... Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. ... социальной депривацией, педагогической запущенностью и ... представителей когнитивной психологии доказано ...

Требования к усвоению содержания курса

В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины, а также самостоятельной работы слушатель должен:

Иметь представление:

  • о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;
  • о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
  • о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
  • о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
  • о развитии психики в онто- и филогенезе;
  • об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.

Знать:

  • основные категории и понятия психологической и педагогической науки;
  • природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
  • соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;
  • роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
  • соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
  • основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
  • динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;
  • основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;
  • объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.

Владеть:

  • понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;
  • системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;
  • современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.

Уметь:

  • применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
  • с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;
  • владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
  • проводить индивидуально-воспитательную работу;
  • давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);
  • интерпретировать собственное психическое состояние;
  • владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
  • применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.

Структура курса предполагает изучение следующих разделов:

  • Человек и его познание.
  • Чувственное и рациональное познание.
  • Общее и индивидуальное в психике.
  • Проблемы личности в различных образовательных моделях.
  • Организация образовательной и воспитательной деятельности.

Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей, анализа ситуационных задач, ролевой игры и др.

На изучение дисциплины обучения отводится 120 часов. По очной форме обучения предусматривается 60 часов аудиторных занятий и 60 часов самостоятельной работы. По заочной форме обучения (6 лет) предусматривается 22 часа аудиторных занятий (лекций – 10 часов, семинаров и практических занятий – 12 часов) и 98 часов самостоятельной работы. По заочной форме обучения (4 года) предусматривается 10 часов аудиторных занятий (лекций – 4 часа, семинаров – 6 часов) и 110 часов самостоятельной работы.

Формами итогового контроля изучения дисциплины являются: по очной форме обучения — экзамен; по заочной форме обучения — написание контрольной работы и экзамен.

Тематический план для специальности 280104.65 «Пожарная безопасность»

Очная форма обучения: общее количество часов — 120

аудиторных занятий — 60 ч., самостоятельная работа — 60 ч.

№ темы

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

всего

Кол-во часов по видам занятий

Сам. работа

Лекции

Семинары

ПЗ

Реферат

Зачет

I Раздел. Психология

1

Психология как наука

6

2

4

2

Психика, поведение и деятельность.

4

2

2

3

Познавательные процессы.

8

4

4

4

Эмоционально-волевые процессы и психические состояния.

8

2

2

4

5

Психология личности.

8

2

2

4

6

Психическая регуляция поведения и деятельности.

8

2

2

4

7

Общение и межличностные отношения.

8

2

2

4

8

Психология малых групп

6

2

4

Зачет

4

+

4

Всего по разделу

60

18

4

4

4

30

II Раздел. Педагогика

9

Педагогика как наука

10

2

2

6

10

Сущность педагогического процесса

18

4

6

8

11

Сущность процесса воспитания

18

4

6

8

12

Основы семейного воспитания и семейная педагогика

6

2

4

13

Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования

8

2

2

4

Всего по разделу

60

14

4

12

30

Всего по курсу

120

30

8

18

4

60

Экзамен

6

Аудиторных

60

Заочная форма обучения (6 лет): общее количество часов — 120

аудиторных занятий- 22 ч., самостоятельная работа – 98 ч.

№ темы

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

всего

Кол-во часов по видам занятий

Сам. работа

Лекции

Семинары

ПЗ

Контр .раб

Зачет

I Раздел. Психология

1

Психология как наука

8

2

6

2

Психика, поведение и деятельность.

6

6

3

Познавательные процессы.

12

2

10

4

Эмоционально-волевые процессы и психические состояния.

12

2

10

5

Психология личности.

10

2

2

6

6

Психическая регуляция поведения и деятельности.

12

2

10

7

Общение и межличностные отношения.

12

2

10

8

Психология малых групп

12

2

10

II Раздел. Педагогика

9

Педагогика как наука

6

6

10

Сущность педагогического процесса

8

2

6

11

Сущность процесса воспитания

8

2

6

12

Основы семейного воспитания и семейная педагогика

6

6

13

Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования

8

2

6

Всего по курсу

120

10

8

4

+

98

Экзамен

6

Аудиторных

22

Заочная форма обучения (4 года): общее количество часов — 120

аудиторных занятий- 10 ч., самостоятельная работа – 110 ч.

№ темы

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ

всего

Кол-во часов по видам занятий

Сам. работа

Лекции

Семинары

ПЗ

Контр .раб

Зачет

I Раздел Психология

1

Психология как наука

6

2

4

2

Психика, поведение и деятельность.

6

6

3

Познавательные процессы.

10

2

8

4

Эмоционально-волевые процессы и психические состояния.

12

12

5

Психология личности.

8

2

6

6

Психическая регуляция поведения и деятельности.

12

12

7

Общение и межличностные отношения.

12

12

8

Психология малых групп

12

12

II Раздел Педагогика

9

Педагогика как наука

6

2

4

10

Сущность педагогического процесса

12

12

11

Сущность процесса воспитания

10

2

8

12

Основы семейного воспитания и семейная педагогика

6

6

13

Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования

8

8

Всего по курсу

120

4

6

+

110

Экзамен

6

Аудиторных

10

Содержание дисциплины

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ.

Тема 1. Психология как наука.

Общее представление о психике. Доступность и трудность научного познания психических явлений. Отличие научной психологии от житейской. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии. Объект и предмет психологии. Психические явления как предмет научного познания. Классификация психических явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния личности, относительность такого деления. История научной психологии. Место психологии в системе наук и основные направления в психологии. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Основные отрасли психологии. Методы психологических исследований.

Самостоятельная работа: История психологии. Основные направления западной и отечественной психологии.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 4, 5, 7].

Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 14].

Тема 2. Психика, поведение и деятельность.

Психика и организм. Развитие психики в процессе онто- и филогенеза. Концепция Леонтьева – Фабри. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции нервной системы. Блоки человеческого мозга. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Особенности психической деятельности человека. Представление о сигнальных системах чело­века и животных. Функциональная асимметрия мозга (латерализация функций).

Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Характеристика сознания. Осознаваемая деятельность мозга, виды. Понятие сознания, предсознательного, и бессознательного. Самосознание. Содержание сознания, значения, личностные смысл и чувственная ткань сознания. Виды подсознательной деятельности мозга.

Самостоятельная работа. Мозг и психика. Строение и функции нервной системы. Структура сознания.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 5, 7].

Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 13, 14].

Тема 3. Психические познавательные процессы.

Сенсорно-перцептивные психические познавательные процессы.

Психология ощущений. Понятие ощущения как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды и основные закономерности ощущений. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Адаптация анализаторов. Чувствительность различных анализаторов. Изменчивость порогов. Взаимодействие ощущений. Взаимодействие и развитие ощущений. Влияние профессиональной деятельности человека на изменение порогов ощущений.

Психология восприятия. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Виды восприятия. Основные свойства восприятия. Избирательность восприятия, его зависимость от личности. Развитие процесса восприятия.

Интегративные психические познавательные процессы.

Понятие о памяти. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Качества памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Развитие памяти. Мнемические приемы.

Представление как вторичный обобщенный образ, как звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Отличие представлений от восприятий. Свойства представлений.

Психология внимания. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Классификация видов внимания. Основные свойства внимания: сосредоточенность, концентрация, устойчивость, объем, распределение внимания. Индивидуальные особенности внимания. Внимание и рассеянность. Внимательность и интерес. Причины неустойчивости внимания.

Воображение как психический процесс создания в сознании новых образов. Психологические механизмы воображения. Виды воображения. Развитие воображения.

Высшие психические познавательные процессы.

Мышление как обобщение и опосредованное познание объективное реальности. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мыслительные операции. Формы и виды мышления. Мышление как деятельность. Мышление и интеллект. Качества мышления. Речь и язык. Виды и функции речи.

Самостоятельная работа. Творчество. Мнемические процессы и способы их тренировки.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 4, 5, 7].

Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 13, 14].

Тема 4. Эмоционально- волевые процессы и психические состояния

Общая характеристика воли. Волевые действия и волевые качества человека. Функция воли. Воля и мозг. Мотивы и волевых действий. Ступени и осознанность волевого действия. Связь волевого поведения с преодолением препятствий. Связь воли и мышления, воли и чувств. Психологическая структура волевого акта. Факторы, определяющие интенсивность волевых усилий.

Общая характеристика эмоций и чувств. Понятие эмоций. Эмоциональный шок. Стенические и астенические эмоции. Состояние организма во время эмоций. Причины возникновения эмоций. Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности. Эмоциональные состояния и высшие чувства. Настроение, аффекты, страсть, стресс, нравственные чувства, интеллектуальные чувства и эстетические чувства. Внешнее выражение эмоций: мимика и пантомимика.

Психические состояния. Функциональное состояние – определение, виды. Механизмы адаптации. Нервно-психическая устойчивость. Стресс. Виды стресса. Ведущие звенья патогенеза в концепции стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Адаптация к стрессу в экстремальных условиях и ее значение в развитии посттравматических стрессовых расстройств.

Семинарское занятие. Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.

Примерные темы рефератов:

1. Стресс. Общий адаптационный синдром.

2. Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.

3. Профилактика состояний дезадаптации среди сотрудников ГПС МЧС.

Самостоятельная работа. Эмоции и чувства. Концепция Г. Селье. Состояния адаптации и дезадаптации.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 8].

Дополнительная литература: [1, 5, 6, 10, 11, 14].

Тема 5. Психология личности.

Понятия: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы и свойства темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. Характер. Черты характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности Акцентуации характера. Способности. Задатки, талант, одаренность, гениальность. Общие и специальные способности. Способности и личность. Потребности и мотивы личности. Классификация потребностей. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Значение потребностей. Виды мотиваций. Ценностные ориентации.

Практическое занятие. Профессионально-важные качества сотрудника МЧС.

Самостоятельная работа. Свойства личности. Направленность личности. Профессионально- важные качества специалиста профессий экстремального профиля.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7., 8].

Дополнительная литература: [1, 4, 8, 10, 11, 13].

Тема 6. Психическая регуляция поведения и деятельности.

Стресс-факторы профессиональной деятельности: факторы, обусловленные спецификой деятельности в МЧС и связанные с личностными особенностями. Профессиональная адаптация. Формирование профессиональных намерений. Профессиональное обучение.Профессиональное выгорание: фазы и симптомы. Внешние и внутренние факторы, провоцирующие выгорание. Факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания. Профессиональная деформация: сферы возникновения и основные проявления.

Семинарское занятие. Психическая регуляция поведения и деятельности

Примерные темы рефератов:

1. Психологические защиты.

2. Срывы адаптации: агрессия, суицидальное поведение, психогении.

3. Острое и посттравматическое стрессовое расстройство.

Самостоятельная работа. Профессиональная адаптация. Профессиональные деструкции.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [2, 3, 4, 5, 7, 8].

Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 13].

Тема7. Общение и межличностные отношения.

Определение, функции и средства коммуникации. Функции общения. Стороны общения. Перцептивная сторона общения. Процесс познания человека. Процессы категоризации и стереотипизации и идентификации. Механизмы межличностного познания, искажающие адекватность формирующегося образа воспринимаемого. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Эмпатия. Психология общения и организация взаимодействия. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Убеждение как вид психологического воздействия. Техники и приемы убеждения. Приемы аргументации.

Понятие конфликта. Определение основных структурных элементов конфликта. Классификация и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Предпосылки предупреждения и смягчения конфликтной ситуации. Межличностные конфликты: понятие и особенности. Сферы проявления межличностных конфликтов. Управление межличностными конфликтами. Основные психологические условия общения в конфликтной ситуации.

Практическое занятие. Особенности общения в коллективе сотрудников МЧС.

Самостоятельная работа. Установление контакта. Приемы аргументации. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [2, 3, 4, 5, 6, 7].

Дополнительная литература: [2, 3, 7, 9, 10, 12, 13].

Тема 8. Психология малых групп.

Классификация групп. Основные различия между группами. Условия образования малых групп. Отличие группы и коллектива. Особенности коллектива спасателей. Особенности развития коллективов. Групповые процессы и состояния. Функциональный и ситуативный подход. Наличие общей территории. Непосредственный контакт. Время взаимодействия. Численность группы. Целеполагание группы. Совместная деятельность. Структура группы: формальная и неформальная. Групповые эффекты. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Социально-психологический климат. Коллек­тивные (групповые) настроения, мнения и традиции. Особенности психологии взаимоотношений в коллективах МЧС. Авторитет и псевдоавторитет в коллективе.

Самостоятельная работа. Межгрупповые конфликты. Особенности коллективов МЧС.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].

Дополнительная литература: [2, 3, 7, 9, 10, 12].

Раздел II. Педагогика

Тема 9. Педагогика как наука.

Педагогика в системе общечеловеческого знания. Основные этапы развития педагогики как науки. Предмет, объект, задачи и функции педагогической науки. Взаимосвязь психологии и педагогики. Психология и педагогика в системе гуманитарных наук. Теории и подходы в педагогической науке. Отрасли педагогики.

Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.

Система педагогических наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Отражение новых знаний, научной мысли, фундаментальных и прикладных закономерностей в системе педагогических наук.

Методы педагогики.

Семинарское занятие. Педагогика как наука и её роль в деятельности руководителя ГПС МЧС

Примерные темы рефератов:

1.Педагогика в деятельности сотрудника ГПС МЧС.

2. Роль психологических знаний в педагогической науке.

Самостоятельная работа. История педагогики. Методология науки.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [2, 3, 4, 5, 7, 8, 9].

Дополнительная литература: [1, 4, 6, 7].

Тема 10. Педагогический процесс

Категория «образования» как: результат обучения, общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогически процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.

Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом

Дидактика. Закономерности обучения. Определение принципа как категории дидактики. Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения. Система дидактических принципов. Совершенствование принципов обучения. Характеристика принципов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения. Методы обучения как категория дидактики. Приемы и средства обучения. Метод как многомерное явление. Классификация методов обучения.

Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.

Практическое занятие. Применение методов, форм и средств обучения в процессе организации боевой подготовки в подразделении МЧС

Самостоятельная работа. Непрерывное образование. Цели, содержание, структура. Методы обучения как категория дидактики.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10].

Дополнительная литература: [1, 3, 5, 6, 7].

Тема 11. Воспитание в педагогическом процессе.

Воспитание в педагогическом процессе. Характеристика процесса воспитания. Основные задачи и виды воспитания. Воспитание в широком и узком смысле .Категории воспитания, воспитательного процесса. Роль педагога в воспитательном процессе. Эффективность воспитания.

Принципы воспитания и их специфика. Требования, предъявляемые к принципам. Отсутствие универсальности и неизменности принципов. Личностная обусловленность реализации принципов воспитания мастерством воспитателя. Определение категории метода, приема и средства воспитания, их отличие между собой. Классификация методов воспитание разными авторами: методы сознания, организации деятельности, стимулирования; методы убеждения, упражнения, оценки и самооценки. Характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания, условия эффективности их применения. Средства воспитания и их система. Средства всестороннего развития личности. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Определение категорий организационных форм воспитания. Мероприятие как организационная форма воздействия коллектива на ученика и как целенаправленное воздействие учителя на учащихся. Классификация форм воспитания: в зависимости от организации учащихся (массовая, групповая, индивидуальная); в зависимости от направления работы руководителя (организация познавательно-развивающей деятельности, нравственного, эстетического, трудового воспитания и т.д.) Выбор форм воспитания. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Эффективность применения форм воспитания. Методы самовоспитания и самообразования.

Особенности организации воспитательной работы в системе МЧС. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.

Практическое занятие. Методика организации воспитательной работы в системе МЧС

Самостоятельная работа. Выбор методов воспитания, условия эффективности их применения. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10].

Дополнительная литература: [1, 3, 5, 6, 7].

Тема 12. Основы семейного воспитания и семейная педагогика

Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Эволюция семьи и семейного воспитания. Понятие и общее содержание семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения в семейном воспитании. Проявление отношений родителей и детей в семейном воспитании.. Конфликты в семейном воспитании. Стиль семейного воспитания. Технология семейного воспитания. Принципы и правила семейного воспитания. Методы и средства семейного воспитания. Модели семейных отношений. Виды рациональных воспитательных отношений в семье. Самовоспитание детей в семье.

Семейное воспитание и семейное право. Документы, регулирующие правовые отношения семы» и государства: Конституция РФ — о правах и обязанностях родителей. Закон РФ о браке и семье. Конвенция о правах ребенка. Роль государства и его гарантии в медицинском обслуживании детей, в бесплатном образовании в предоставлении льгот и пособий семье, в обеспечении общеобразовательной и профессиональной подготовки граждан, в их духовном и физическом развитии

Самостоятельная работа. Закон РФ о браке и семье. Конвенция о правах ребенка.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [3, 4, 7, 8, 9, 10].

Дополнительная литература: [6, 7].

Тема 13. Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования

Педагогическая культура общества, руководителя, сотрудника. Функции педагогической культуры: познавательно-преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, воспитательная, коммуникативная, прогностическая. Структура педагогической культуры личности. Мастерство учителя. Мастерство воспитателя. Личностные качества руководителя Специфические качества руководителя: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, педагогическая требовательность, педагогический такт, педагогическая техника. Педагогическая культура и педагогический процесс. Управление образовательными системами.

Основные условия и пути формирования педагогического мастерства. Проблемы деформации профессиональной педагогической культуры руководителей МЧС РФ. Работа по формированию педагогической культуры, отвечающей идеям современного общества. Объективные препятствия на пути обновления воспитательно-образовательной деятельности руководителей. Методика совершенствования педагогического мастерства руководителя. Практическое участие руководителя ГПС МЧС в решении жизненно важных проблем сотрудников.

Семинарское занятие. Роль и значение психолого-педагогических знаний, навыков и умений в деятельности руководителя подразделения в системе МЧС.

Примерные темы рефератов:

1.Перспективы совершенствования психолого-педагогических знаний в деятельности инженера пожарной безопасности.

2. Личностные качества руководителя.

3. Проблемы деформации профессиональной педагогической культуры руководителей МЧС РФ.

Самостоятельная работа. Основные условия и пути формирования педагогического мастерства. Практическое участие руководителя ГПС МЧС в решении жизненно важных проблем сотрудников.

Рекомендуемая литература:

Основная литература: [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10].

Дополнительная литература: [2, 6, 7]

Материально-техническое обеспечение

1. Технические средства обучения (видеомагнитофон, графопроектор, телевизор, ПЭВМ, видеофильмы).

2. Наглядные пособия, иллюстрированные стенды, плакаты.

3. Компендиум по педагогике.

4. Тесты контроля знаний.

Тематика контрольных работ по психологии

  1. Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности.

  2. Мир психических явлений: психические процессы, свойства и состояния.
  3. Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  4. Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
  5. Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
  6. Факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
  7. Эмоционально-волевая устойчивость и нервно-психическая выносливость пожарного и спасателя.
  8. Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
  9. Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
  10. Внимание, память и мышление в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
  11. Управление собственным состоянием и работоспособностью.
  12. Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
  13. Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека.
  14. Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
  15. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
  16. Профессиональная направленность спасателя.
  17. Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  18. Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизни и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
  19. Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.
  20. Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости.

21.Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.

22. Приёмы психической саморегуляции. Аутогенная тренировка, техника её проведения.

23. Профессиональная адаптация и дезадаптация сотрудника ГПС МЧС, пути её предупреждения.

24. Профессиональная деформация сотрудника ГПС МЧС, пути её предупреждения.

25. Психологические особенности поведения спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, террористического акта.

26. Особенности коллектива пожарных. Психологический климат в подразделении.

27. Конфликты в коллективе пожарных.

28. Психологическая готовность к риску сотрудника ГПС МЧС.

29. Курсантский коллектив и его роль в становлении профессионально-важных качеств пожарного.

Тематика контрольных работ по педагогике

  1. Педагогика и ее место в системе наук. Значение и задачи педагогики в современном обществе.
  2. Развитие педагогики как науки. Зарубежные и отечественные педагогические школы.
  3. Значение педагогики в деятельности руководителя подразделения МЧС.
  4. Понятие о дидактике.
  5. Профессиональное обучение сотрудников МЧС. Условия эффективности профессионального обучения.
  6. Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения.
  7. Сущность и содержание методов обучения: классификация методов обучения, выбор методов.
  8. Методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке.
  9. Теория воспитания как часть педагогической науки.
  10. Принципы воспитания: их специфика и реализация в деятельности руководителя подразделения МЧС.
  11. Сущность воспитания в коллективе и через коллектив.
  12. Особенности применения метода принуждения в воспитании.
  13. Формы и средства воспитания: виды и классификация.
  14. Особенности организации воспитательной работы в подразделениях и частях МЧС.
  15. Психолого-педагогические основы делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  16. Принципы и технологии делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  17. Уровни и стили делового общения, их педагогическая характеристика.
  18. Стили руководства в деятельности сотрудника МЧС.
  19. Средства и методы воспитательного воздействия на сотрудников МЧС.
  20. Цель и задачи семейного воспитания на современном этапе развития общества.
  21. Семья как структурная единица общества и её роль в воспитании детей.
  22. Стили семейного воспитания: проблемы и перспективы.
  23. Взаимодействие поколений и семейная педагогика.
  24. Определение категории семейного воспитания.
  25. Семейно-нравственная культура.
  26. Педагогическая культура руководителя: сущность и содержание.
  27. Специфические функции педагогической культуры.
  28. Этапы становления педагогической культуры руководителя МЧС.
  29. Педагогическое самообразование руководителя подразделения МЧС.
  30. Педагогическая культура и мастерство руководителя.

Перечень вопросов для подготовки к экзамену Психология

  1. Место психологии в системе наук и основные направления психологии.
  2. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности.
  3. Основные отрасли психологии.
  4. Методы психологических исследований.
  5. Характеристика областей психологии.
  6. Психические процессы.
  7. Психические свойства
  8. Психические состояния.

6. Основные этапы развития психологии как науки.

  1. Психология в профессиональной деятельности сотрудников МЧС.
  2. Психика как форма отражения объективной реальности.
  3. Психологическая характеристика сознания человека.
  4. Изменение психологии и поведения людей под влиянием условий их жизни.
  5. Психические познавательные процессы. Их общая характеристика.
  6. Сенсорно-перцептивные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
  7. Интегративные психические познавательные процессы: внимание и память.
  8. Способы поддержания внимания и памяти у сотрудников МЧС.
  9. Высшие психические познавательные процессы: представление, воображение, мышление речь.
  10. Понятие личности в психологии. Личность как многомерная и многоуровневая система психологических характеристик.
  11. Основные понятия личности и её параметры.
  12. Общая характеристика основных свойств личности.
  13. Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  14. Направленность личности и её структура.
  15. Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
  16. Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  17. Психология характера.
  18. Профессионально-важные качества личности сотрудника МЧС.
  19. Психология эмоций.
  20. Чувства и их проявления в деятельности человека.
  21. Воля как высший уровень саморегуляции и самоуправления поведением и деятельностью.
  22. Эмоционально-волевая устойчивость сотрудника МЧС.
  23. Психические состояния и его структура.
  24. Самообладание и уверенность в себе в профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России.
  25. Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизни и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
  26. Неврозы как следствия дефектов функции защиты.
  27. Психологическое описание профессии пожарного.
  28. Профессиональная мотивация сотрудника ГПС МЧС России.
  29. Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России.
  30. Профессиональная адаптация сотрудника ГПС МЧС России.
  31. Профессиональная дезадаптация и деформация сотрудников МЧС.
  32. Профилактика состояний дезадаптации сотрудников ГПС МЧС.
  33. Стресс-факторы профессиональной деятельности МЧС России.
  34. Стресс. Общий адаптационный синдром.
  35. Психологическая устойчивость сотрудников ГПС МЧС.
  36. Профессиональное выгорание сотрудников ГПС МЧС.
  37. Определение, функции и средства общения.
  38. Межличностные отношения.
  39. Конфликты – определение, классификация, причины, динамика и основные этапы.
  40. Понятие межличностного конфликта, сферы проявления, причины и способы управления конфликтами.
  41. Приемы аргументации и убеждения.
  42. Группа и коллектив: определение, основные характеристики и подходы к изучению.
  43. Психологический климат в коллективе.
  44. Психологическая структура коллектива, групповые эффекты.
  45. Внутригрупповые явления и методика их изучения.
  46. Конфликты в подразделениях ГПС МЧС России.
  47. Социально-психологические уровни развития групп в структуре ГПС МЧС России.
  48. Коллектив спасателей как условие формирования профессионально-важных качеств пожарного
  49. Психологическая помощь в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
  50. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
  51. Методы психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях сотрудников ГПС МЧС России.
  52. Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.
  53. Понятие о профессионально-важных качеств, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
  54. Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
  55. Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
  56. Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска и опасности для жизни.
  57. Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.
  58. Страх, его проявления.
  59. Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.

Педагогика

    1. Педагогика и ее место в системе наук.
    2. Предмет и основные категории педагогической науки.
    3. Категория «воспитание» в педагогике.
    4. Категория «обучение» в педагогике.
    5. Категория «образование» в педагогике.
    6. Категория «развитие» в педагогике.
    7. Значение и задачи педагогики в современном обществе.
    8. Развитие педагогики как науки. Зарубежные и отечественные педагогические школы.
  1. Значение педагогики в деятельности руководителя подразделения МЧС.
  2. Понятие о дидактике.
  3. Профессиональное обучение сотрудников МЧС.
  4. Условия эффективности профессионального обучения.
  5. Общая характеристика принципов обучения.
  6. Проблемы целеобразования и целеполагания в профессиональном обучении.
  7. Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения.
  8. Сущность и содержание методов обучения: классификация и выбор методов обучения.
  9. Метод устного изложения учебного материала.
  10. Метод обсуждения учебного материала.
  11. Метод самостоятельной работы.
  12. Метод практических работ.
  13. Методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке.
  14. Теория воспитания как часть педагогической науки.
  15. Воспитательный процесс как предмет теории и практики.
  16. Принципы воспитания: их специфика и реализация в деятельности руководителя подразделения МЧС.
  17. Сущность воспитания в коллективе и через коллектив.
  18. Методы воспитания: сущность и виды.
  19. Особенности применения метода принуждения в воспитании.
  20. Пример как метод воспитания.
  21. Средства воспитания.
  22. Формы воспитания: виды и классификация.
  23. Выбор форм воспитания в процессе организации воспитательной работы в подразделении.
  24. Методика проведения основных воспитательных форм.
  25. Организация воспитательно-методической работы с младшим командным составом.
  26. Особенности организации воспитательной работы в подразделениях и частях МЧС.
  27. Психолого-педагогические основы делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  28. Принципы и технологии делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
  29. Уровни и стили делового общения, их педагогическая характеристика
  30. Стили руководства в деятельности сотрудника МЧС.
  31. Арсенал средств и методов воспитательного воздействия на пожарных.
  32. Цель и задачи семейного воспитания на современном этапе развития общества.
  33. Семья как структурная единица общества и её роль в воспитании детей.
  34. Стили семейного воспитания: проблемы и перспективы.
  35. Взаимодействие поколений и семейная педагогика.
  36. Определение категории семейного воспитания.
  37. Семейно-нравственная культура.
  38. Педагогическая культура руководителя: сущность и содержание.
  39. Специфические функции педагогической культуры.
  40. Этапы становления педагогической культуры руководителя МЧС.
  41. Педагогическое самообразование руководителя подразделения МЧС.
  42. Способы развития педагогической культуры руководителя.
  43. Педагогическая культура и мастерство руководителя.
  44. Роль и место педагогической подготовки в профессиональной деятельности.

Литература (по психологии)

Основная:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.

2. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2003. – 464 с.

3. Квинн Н. Вирджиния. Прикладная психология/4-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2000.

4. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2001.

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е — СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2003.

6. Майерс Дэвид. Социальная психология /6-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2002.

7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 1998.

8. Шойгу С.К. Учебник спасателя МЧС России. — М., 1997.

Дополнительная:

  1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. — М: Педагогика, 1980.
  2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.:ЮНИТИ, 1999. — Разд. IV.
  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
  4. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / 1-е изд-е — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2000.
  5. Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2000.
  6. Ильин Е.П. Эмоции и чувства / 1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2003.
  7. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.2.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
  9. Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учеб­ное пособие. — Ростов на Дону: Феникс, 1997.
  10. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1982.
  11. Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1987.
  12. Филатова О.Г.Социальная психология. СПб., Питер (Серия «Мастера психологии»), 2000.
  13. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / изд-е 2-е, исправленное, пер. с англ. — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 1999.
  14. Ян Стюарт-Гамильтон. Что такое психология / 1-е изд-е, пер. с англ. — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2002.

Литература (по педагогике)

Основная:

  1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие/ А. С. Агафонова. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с.: ил.
  2. Военная педагогика и психология / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов. – М.: Воениздат, 1986.
  3. Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
  4. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие / В. В. Краевский. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
  5. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов, 2002.
  6. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2005. — 720 с.
  7. Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева; ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, 2004. — 432 с.
  8. Психология и педагогика: курс лекций/ В.Г.Крысько. – 4-е изд., испр.- М.Изд-во Омега –Л. 2006.БВШ
  9. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш.уч.заведений/-3 – изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004. -480
  10. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 6-е изд. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000.

Дополнительная:

  1. Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. — М.: Экономика, 2003. — 426 с.
  2. Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. – М.: Воениздат, 1985
  3. Виленский В. Я. Технологии профессионального ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие/ В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; ред. В.А. Сластенин. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192.
  4. Каптерев П. Ф. История русской педагогии: популярное изд./ П. Ф. Каптерев; ред. А. А. Корольков. — СПб.: Алетейя, 2004. — 560 с.
  5. Модели инновационных вузов: сб. статей / СПб ЭУ, СПбУ ИТМиО, ТАУ, ТГУ. — М.: Академия нархозяйства при Правительстве РФ, 2005. — 148 с.
  6. Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 1981. — 366 с.
  7. Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 256 с

Под общей редакцией

Владимира Сергеевича Артамонова

доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,

заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,

лауреата премии Правительства Российской Федерации

в области науки и техники

Валерий Леонидович Зверев

кандидат исторически наук

Юлия Юрьевна Стрельникова

кандидат психологических наук

Олег Леонидович Узун

кандидат юридических наук, доцент

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Рабочая программа

специальность 280104.65 — «Пожарная безопасность»

Печатается в авторской редакции

Ответственный за выпуск Ю.Ю. Стрельникова

Подписано в печать 00.00.2007 Формат 60×84 1/16

Печать трафаретная Объем 1,0 п.л. Тираж 000 экз.

Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России

196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149