28
МЧС РОССИИ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ
В.Л.Зверев, Ю.Ю. Стрельникова, О.Л. Узун
Рабочая программа
специальность 280104.65 — «Пожарная безопасность»
Санкт-Петербург – 200__
Рецензенты:
С.П. Безносов
доктор психологических наук
(Санкт-Петербургский университет МВД России)
С. П. Иванова
кандидат психологических наук
(Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России)
В.Л.Зверев, Ю.Ю. Стрельникова, О.Л. Узун
Психология и педагогика: Рабочая программа учебной дисциплины по специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» / Под общей ред. В.С. Артамонова. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 200__ – 28 с.
Рабочая программа разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования «Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки инженера» по специальности 280104.65 – «Пожарная безопасность», квалификационных характеристик инженера пожарной безопасности и опыта преподавания аналогичных дисциплин в вузах России.
Рабочая программа обсуждена и одобрена на заседании Ученого совета университета (протокол № 10 от « 27 » июня 200__ года).
© Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 200__
Рабочая Программа государственной аттестации
... культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать ... получивший квалификацию бакалавра педагогики, подготовлен к проектированию педагогического процесса, программ развития субъектов педагогического процесса, собственной профессиональной деятельности; построению ...
Пояснительная записка
Рабочая программа учебной дисциплины «Психология и педагогика» разработана с учетом Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Пожарная безопасность», квалификационных характеристик и Методических рекомендаций по разработке учебных планов и программ учебных дисциплин для образовательных учреждений ГПС МЧС России.
Содержание дисциплины базируется на основных отечественных и зарубежных подходах к анализу развития психики, сознания, личности, закономерностей обучения, воспитания, психологической подготовки и др., представленных в работах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, Д.Б. Эльконина, Ж. Пиаже, З. Фрейда, Э. Эриксона, Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского и других выдающихся ученых — психологов и педагогов.
Дисциплина будет способствовать:
- повышению общей и психолого-педагогической культуры;
- формированию целостного представления о психологических особенностях человека как факторах успешности его деятельности;
- самостоятельно учиться и адекватно оценивать свои возможности;
- самостоятельно находить оптимальные пути достижения цели и преодоления жизненных трудностей.
Задачи курса
Задачами курса являются:
- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
- ознакомление с основными направлениями развития психологической и педагогической науки;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим познавательную, эмоционально-волевую, мотивационную и регуляторную сферы психического, проблемы личности, мышления, общения и деятельности, образования и саморазвития;
- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия, принятия индивидуальных и совместных решений, рефлексии и развития деятельности;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей, стилей их познавательной и профессиональной деятельности;
- усвоение теоретических основ проектирования, организации и осуществления современного образовательного процесса, диагностики его хода и результатов;
- усвоение методов воспитательной работы с обучающимися, личным составом;
- формирование навыков подготовки и проведения основных видов учебных занятий;
- ознакомление с методами развития профессионального мышления, педагогической культуры руководителя.
Место курса в системе социально-гуманитарного образования
Программа курса разработана для слушателей, чья психологическая культура и педагогическая компетентность войдут органичными составными частями в структуру их будущей профессиональной деятельности. Знания по психологии и педагогике помогут формированию целостного представления студента о личностных особенностях человека как факторе успешности овладения и осуществления им учебной и профессиональной деятельностями, будут способствовать развитию умений учиться, культуры умственного труда, самообразования; позволят более эффективно принимать решения с опорой на знание психологической природы человека и общества. Достижение конечных результатов в изучении курса должно базироваться на знаниях слушателей, полученных по социально-гуманитарным дисциплинам без дублирования их содержания. Наиболее значимым для них является изучение и усвоение разделов и тем, направленных на изучение психологии личности и коллектива, деятельности в различных видах учебно-воспитательного процесса.
Психологическая помощь детям с задержкой психического развития ...
... Психологические параметры задержки психического развития Формы ЗПР Клинико-психологические проявления Нейропсихологические особенности Психо- физический инфантилизм Относительная сформированность психических процессов, но замедленный темп их становления. Недоразвитие мотивации учебной деятельности. ... социальной депривацией, педагогической запущенностью и ... представителей когнитивной психологии доказано ...
Требования к усвоению содержания курса
В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины, а также самостоятельной работы слушатель должен:
Иметь представление:
- о предмете, объекте и методах психологии и педагогики, о месте психологии и педагогики в системе наук и их основных отраслях;
- о сущности сознания, его взаимосвязи с бессознательным, о роли сознания и бессознательного в регуляции поведения;
- о мотивации и психической регуляции поведения и деятельности;
- о роли сознания и самосознания в поведении, общении и деятельности людей, формировании личности;
- о развитии психики в онто- и филогенезе;
- об особенностях современного этапа развития общества, природе возникновения социальных общностей и групп.
Знать:
- основные категории и понятия психологической и педагогической науки;
- природу психики, основные функции психики и их физиологические механизмы, ориентироваться в современных проблемах психологической науки;
- соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;
- роль и значение психических процессов, состояний, образований, а также бессознательных механизмов в поведении человека;
- соотношение наследственности и социальной среды, роли и значения национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании;
- основы социальной психологии, психологии межличностных отношений, психологии больших и малых групп;
- динамику протекания основных социально-психологических процессов в коллективе;
- основные закономерности, принципы, формы, средства и методы педагогической деятельности;
- объективные связи обучения, воспитания и развития личности в образовательных процессах и социуме.
Владеть:
- понятийно-категориальным аппаратом психологической и педагогической наук, инструментарием психолого-педагогического анализа и проектирования;
- системой знаний о сфере образования, сущности, образовательных процессов;
- современными образовательными технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности, формами и методами контроля качества образования.
Уметь:
- применять формы и методы психолого-педагогического воздействия для повышения эффективности профессионального взаимодействия и совместной деятельности;
- с учетом психологических закономерностей и педагогических принципов проводить различные занятия и воспитательные мероприятия;
- владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач;
- проводить индивидуально-воспитательную работу;
- давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей);
- интерпретировать собственное психическое состояние;
- владеть простейшими приемами психической саморегуляции;
- применять полученные знания для проведения социологических исследований в коллективах и использовать их для анализа результатов своей практической деятельности.
Структура курса предполагает изучение следующих разделов:
- Человек и его познание.
- Чувственное и рациональное познание.
- Общее и индивидуальное в психике.
- Проблемы личности в различных образовательных моделях.
- Организация образовательной и воспитательной деятельности.
Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей, анализа ситуационных задач, ролевой игры и др.
На изучение дисциплины обучения отводится 120 часов. По очной форме обучения предусматривается 60 часов аудиторных занятий и 60 часов самостоятельной работы. По заочной форме обучения (6 лет) предусматривается 22 часа аудиторных занятий (лекций – 10 часов, семинаров и практических занятий – 12 часов) и 98 часов самостоятельной работы. По заочной форме обучения (4 года) предусматривается 10 часов аудиторных занятий (лекций – 4 часа, семинаров – 6 часов) и 110 часов самостоятельной работы.
Формами итогового контроля изучения дисциплины являются: по очной форме обучения — экзамен; по заочной форме обучения — написание контрольной работы и экзамен.
Тематический план для специальности 280104.65 «Пожарная безопасность»
Очная форма обучения: общее количество часов — 120
аудиторных занятий — 60 ч., самостоятельная работа — 60 ч.
№ темы |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ |
всего |
Кол-во часов по видам занятий |
Сам. работа |
||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ |
Реферат |
Зачет |
||||
|
I Раздел. Психология |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Психология как наука |
6 |
2 |
|
|
|
|
4 |
2 |
Психика, поведение и деятельность. |
4 |
2 |
|
|
|
|
2 |
3 |
Познавательные процессы. |
8 |
4 |
|
|
|
|
4 |
4 |
Эмоционально-волевые процессы и психические состояния. |
8 |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
5 |
Психология личности. |
8 |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
6 |
Психическая регуляция поведения и деятельности. |
8 |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
7 |
Общение и межличностные отношения. |
8 |
2 |
|
2 |
|
|
4 |
8 |
Психология малых групп |
6 |
2 |
|
|
|
|
4 |
|
Зачет |
4 |
|
|
|
+ |
4 |
|
|
Всего по разделу |
60 |
18 |
4 |
4 |
|
4 |
30 |
|
II Раздел. Педагогика |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Педагогика как наука |
10 |
2 |
2 |
|
|
|
6 |
10 |
Сущность педагогического процесса |
18 |
4 |
|
6 |
|
|
8 |
11 |
Сущность процесса воспитания |
18 |
4 |
|
6 |
|
|
8 |
12 |
Основы семейного воспитания и семейная педагогика |
6 |
2 |
|
|
|
|
4 |
13 |
Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования |
8 |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
|
Всего по разделу |
60 |
14 |
4 |
12 |
|
|
30 |
|
Всего по курсу |
120 |
30 |
8 |
18 |
|
4 |
60 |
|
Экзамен |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторных |
60 |
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (6 лет): общее количество часов — 120
аудиторных занятий- 22 ч., самостоятельная работа – 98 ч.
№ темы |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ |
всего |
Кол-во часов по видам занятий |
Сам. работа |
||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ |
Контр .раб |
Зачет |
||||
|
I Раздел. Психология |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Психология как наука |
8 |
2 |
|
|
|
|
6 |
2 |
Психика, поведение и деятельность. |
6 |
|
|
|
|
|
6 |
3 |
Познавательные процессы. |
12 |
2 |
|
|
|
|
10 |
4 |
Эмоционально-волевые процессы и психические состояния. |
12 |
|
2 |
|
|
|
10 |
5 |
Психология личности. |
10 |
2 |
|
2 |
|
|
6 |
6 |
Психическая регуляция поведения и деятельности. |
12 |
|
2 |
|
|
|
10 |
7 |
Общение и межличностные отношения. |
12 |
|
|
2 |
|
|
10 |
8 |
Психология малых групп |
12 |
2 |
|
|
|
|
10 |
|
II Раздел. Педагогика |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Педагогика как наука |
6 |
|
|
|
|
|
6 |
10 |
Сущность педагогического процесса |
8 |
2 |
|
|
|
|
6 |
11 |
Сущность процесса воспитания |
8 |
|
2 |
|
|
|
6 |
12 |
Основы семейного воспитания и семейная педагогика |
6 |
|
|
|
|
|
6 |
13 |
Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования |
8 |
|
2 |
|
|
|
6 |
|
Всего по курсу |
120 |
10 |
8 |
4 |
+ |
|
98 |
|
Экзамен |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторных |
22 |
|
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения (4 года): общее количество часов — 120
аудиторных занятий- 10 ч., самостоятельная работа – 110 ч.
№ темы |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ |
всего |
Кол-во часов по видам занятий |
Сам. работа |
||||
Лекции |
Семинары |
ПЗ |
Контр .раб |
Зачет |
||||
|
I Раздел Психология |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Психология как наука |
6 |
2 |
|
|
|
|
4 |
2 |
Психика, поведение и деятельность. |
6 |
|
|
|
|
|
6 |
3 |
Познавательные процессы. |
10 |
|
2 |
|
|
|
8 |
4 |
Эмоционально-волевые процессы и психические состояния. |
12 |
|
|
|
|
|
12 |
5 |
Психология личности. |
8 |
|
2 |
|
|
|
6 |
6 |
Психическая регуляция поведения и деятельности. |
12 |
|
|
|
|
|
12 |
7 |
Общение и межличностные отношения. |
12 |
|
|
|
|
|
12 |
8 |
Психология малых групп |
12 |
|
|
|
|
|
12 |
|
II Раздел Педагогика |
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Педагогика как наука |
6 |
2 |
|
|
|
|
4 |
10 |
Сущность педагогического процесса |
12 |
|
|
|
|
|
12 |
11 |
Сущность процесса воспитания |
10 |
|
2 |
|
|
|
8 |
12 |
Основы семейного воспитания и семейная педагогика |
6 |
|
|
|
|
|
6 |
13 |
Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования |
8 |
|
|
|
|
|
8 |
|
Всего по курсу |
120 |
4 |
6 |
|
+ |
|
110 |
|
Экзамен |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Аудиторных |
10 |
|
|
|
|
|
|
Содержание дисциплины
РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГИЯ.
Тема 1. Психология как наука.
Общее представление о психике. Доступность и трудность научного познания психических явлений. Отличие научной психологии от житейской. Система феноменов, которые изучаются в современной психологии. Объект и предмет психологии. Психические явления как предмет научного познания. Классификация психических явлений. Деление психических явлений на процессы, свойства и состояния личности, относительность такого деления. История научной психологии. Место психологии в системе наук и основные направления в психологии. Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности. Основные отрасли психологии. Методы психологических исследований.
Самостоятельная работа: История психологии. Основные направления западной и отечественной психологии.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 4, 5, 7].
Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 14].
Тема 2. Психика, поведение и деятельность.
Психика и организм. Развитие психики в процессе онто- и филогенеза. Концепция Леонтьева – Фабри. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции нервной системы. Блоки человеческого мозга. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики. Особенности психической деятельности человека. Представление о сигнальных системах человека и животных. Функциональная асимметрия мозга (латерализация функций).
Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Характеристика сознания. Осознаваемая деятельность мозга, виды. Понятие сознания, предсознательного, и бессознательного. Самосознание. Содержание сознания, значения, личностные смысл и чувственная ткань сознания. Виды подсознательной деятельности мозга.
Самостоятельная работа. Мозг и психика. Строение и функции нервной системы. Структура сознания.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 5, 7].
Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 13, 14].
Тема 3. Психические познавательные процессы.
Сенсорно-перцептивные психические познавательные процессы.
Психология ощущений. Понятие ощущения как процесса первичной обработки информации на уровне отдельных свойств предметов и явлений. Виды и основные закономерности ощущений. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Адаптация анализаторов. Чувствительность различных анализаторов. Изменчивость порогов. Взаимодействие ощущений. Взаимодействие и развитие ощущений. Влияние профессиональной деятельности человека на изменение порогов ощущений.
Психология восприятия. Понятие о восприятии. Отличие восприятия от ощущения. Виды восприятия. Основные свойства восприятия. Избирательность восприятия, его зависимость от личности. Развитие процесса восприятия.
Интегративные психические познавательные процессы.
Понятие о памяти. Виды памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Качества памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Развитие памяти. Мнемические приемы.
Представление как вторичный обобщенный образ, как звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению. Отличие представлений от восприятий. Свойства представлений.
Психология внимания. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Классификация видов внимания. Основные свойства внимания: сосредоточенность, концентрация, устойчивость, объем, распределение внимания. Индивидуальные особенности внимания. Внимание и рассеянность. Внимательность и интерес. Причины неустойчивости внимания.
Воображение как психический процесс создания в сознании новых образов. Психологические механизмы воображения. Виды воображения. Развитие воображения.
Высшие психические познавательные процессы.
Мышление как обобщение и опосредованное познание объективное реальности. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мыслительные операции. Формы и виды мышления. Мышление как деятельность. Мышление и интеллект. Качества мышления. Речь и язык. Виды и функции речи.
Самостоятельная работа. Творчество. Мнемические процессы и способы их тренировки.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 4, 5, 7].
Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 13, 14].
Тема 4. Эмоционально- волевые процессы и психические состояния
Общая характеристика воли. Волевые действия и волевые качества человека. Функция воли. Воля и мозг. Мотивы и волевых действий. Ступени и осознанность волевого действия. Связь волевого поведения с преодолением препятствий. Связь воли и мышления, воли и чувств. Психологическая структура волевого акта. Факторы, определяющие интенсивность волевых усилий.
Общая характеристика эмоций и чувств. Понятие эмоций. Эмоциональный шок. Стенические и астенические эмоции. Состояние организма во время эмоций. Причины возникновения эмоций. Значение эмоций в психической деятельности человека и становлении его личности. Эмоциональные состояния и высшие чувства. Настроение, аффекты, страсть, стресс, нравственные чувства, интеллектуальные чувства и эстетические чувства. Внешнее выражение эмоций: мимика и пантомимика.
Психические состояния. Функциональное состояние – определение, виды. Механизмы адаптации. Нервно-психическая устойчивость. Стресс. Виды стресса. Ведущие звенья патогенеза в концепции стресса Г. Селье. Общий адаптационный синдром. Адаптация к стрессу в экстремальных условиях и ее значение в развитии посттравматических стрессовых расстройств.
Семинарское занятие. Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.
Примерные темы рефератов:
1. Стресс. Общий адаптационный синдром.
2. Психологическая устойчивость сотрудников МЧС.
3. Профилактика состояний дезадаптации среди сотрудников ГПС МЧС.
Самостоятельная работа. Эмоции и чувства. Концепция Г. Селье. Состояния адаптации и дезадаптации.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 8].
Дополнительная литература: [1, 5, 6, 10, 11, 14].
Тема 5. Психология личности.
Понятия: индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность. Темперамент. Физиологические основы темперамента. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Типы и свойства темперамента. Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности. Характер. Черты характера. Взаимосвязь характера с другими сторонами личности Акцентуации характера. Способности. Задатки, талант, одаренность, гениальность. Общие и специальные способности. Способности и личность. Потребности и мотивы личности. Классификация потребностей. Иерархия потребностей Абрахама Маслоу. Значение потребностей. Виды мотиваций. Ценностные ориентации.
Практическое занятие. Профессионально-важные качества сотрудника МЧС.
Самостоятельная работа. Свойства личности. Направленность личности. Профессионально- важные качества специалиста профессий экстремального профиля.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7., 8].
Дополнительная литература: [1, 4, 8, 10, 11, 13].
Тема 6. Психическая регуляция поведения и деятельности.
Стресс-факторы профессиональной деятельности: факторы, обусловленные спецификой деятельности в МЧС и связанные с личностными особенностями. Профессиональная адаптация. Формирование профессиональных намерений. Профессиональное обучение.Профессиональное выгорание: фазы и симптомы. Внешние и внутренние факторы, провоцирующие выгорание. Факторы, влияющие на возникновение эмоционального выгорания. Профессиональная деформация: сферы возникновения и основные проявления.
Семинарское занятие. Психическая регуляция поведения и деятельности
Примерные темы рефератов:
1. Психологические защиты.
2. Срывы адаптации: агрессия, суицидальное поведение, психогении.
3. Острое и посттравматическое стрессовое расстройство.
Самостоятельная работа. Профессиональная адаптация. Профессиональные деструкции.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [2, 3, 4, 5, 7, 8].
Дополнительная литература: [1, 8, 10, 11, 13].
Тема7. Общение и межличностные отношения.
Определение, функции и средства коммуникации. Функции общения. Стороны общения. Перцептивная сторона общения. Процесс познания человека. Процессы категоризации и стереотипизации и идентификации. Механизмы межличностного познания, искажающие адекватность формирующегося образа воспринимаемого. Вербальные и невербальные средства коммуникации. Эмпатия. Психология общения и организация взаимодействия. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Средства коммуникации: вербальные и невербальные. Убеждение как вид психологического воздействия. Техники и приемы убеждения. Приемы аргументации.
Понятие конфликта. Определение основных структурных элементов конфликта. Классификация и причины конфликтов. Типы конфликтных ситуаций. Динамика конфликта. Предпосылки предупреждения и смягчения конфликтной ситуации. Межличностные конфликты: понятие и особенности. Сферы проявления межличностных конфликтов. Управление межличностными конфликтами. Основные психологические условия общения в конфликтной ситуации.
Практическое занятие. Особенности общения в коллективе сотрудников МЧС.
Самостоятельная работа. Установление контакта. Приемы аргументации. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [2, 3, 4, 5, 6, 7].
Дополнительная литература: [2, 3, 7, 9, 10, 12, 13].
Тема 8. Психология малых групп.
Классификация групп. Основные различия между группами. Условия образования малых групп. Отличие группы и коллектива. Особенности коллектива спасателей. Особенности развития коллективов. Групповые процессы и состояния. Функциональный и ситуативный подход. Наличие общей территории. Непосредственный контакт. Время взаимодействия. Численность группы. Целеполагание группы. Совместная деятельность. Структура группы: формальная и неформальная. Групповые эффекты. Межгрупповые отношения и взаимодействия. Социально-психологический климат. Коллективные (групповые) настроения, мнения и традиции. Особенности психологии взаимоотношений в коллективах МЧС. Авторитет и псевдоавторитет в коллективе.
Самостоятельная работа. Межгрупповые конфликты. Особенности коллективов МЧС.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [2, 3, 4, 5, 6, 7, 8].
Дополнительная литература: [2, 3, 7, 9, 10, 12].
Раздел II. Педагогика
Тема 9. Педагогика как наука.
Педагогика в системе общечеловеческого знания. Основные этапы развития педагогики как науки. Предмет, объект, задачи и функции педагогической науки. Взаимосвязь психологии и педагогики. Психология и педагогика в системе гуманитарных наук. Теории и подходы в педагогической науке. Отрасли педагогики.
Основные категории педагогики: образование, воспитание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая технология, педагогическая задача.
Система педагогических наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Отражение новых знаний, научной мысли, фундаментальных и прикладных закономерностей в системе педагогических наук.
Методы педагогики.
Семинарское занятие. Педагогика как наука и её роль в деятельности руководителя ГПС МЧС
Примерные темы рефератов:
1.Педагогика в деятельности сотрудника ГПС МЧС.
2. Роль психологических знаний в педагогической науке.
Самостоятельная работа. История педагогики. Методология науки.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [2, 3, 4, 5, 7, 8, 9].
Дополнительная литература: [1, 4, 6, 7].
Тема 10. Педагогический процесс
Категория «образования» как: результат обучения, общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогически процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования.
Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом
Дидактика. Закономерности обучения. Определение принципа как категории дидактики. Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения. Система дидактических принципов. Совершенствование принципов обучения. Характеристика принципов обучения. Сущность и содержание методов обучения. Выбор методов обучения. Методы обучения как категория дидактики. Приемы и средства обучения. Метод как многомерное явление. Классификация методов обучения.
Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация.
Практическое занятие. Применение методов, форм и средств обучения в процессе организации боевой подготовки в подразделении МЧС
Самостоятельная работа. Непрерывное образование. Цели, содержание, структура. Методы обучения как категория дидактики.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10].
Дополнительная литература: [1, 3, 5, 6, 7].
Тема 11. Воспитание в педагогическом процессе.
Воспитание в педагогическом процессе. Характеристика процесса воспитания. Основные задачи и виды воспитания. Воспитание в широком и узком смысле .Категории воспитания, воспитательного процесса. Роль педагога в воспитательном процессе. Эффективность воспитания.
Принципы воспитания и их специфика. Требования, предъявляемые к принципам. Отсутствие универсальности и неизменности принципов. Личностная обусловленность реализации принципов воспитания мастерством воспитателя. Определение категории метода, приема и средства воспитания, их отличие между собой. Классификация методов воспитание разными авторами: методы сознания, организации деятельности, стимулирования; методы убеждения, упражнения, оценки и самооценки. Характеристика методов воспитания. Выбор методов воспитания, условия эффективности их применения. Средства воспитания и их система. Средства всестороннего развития личности. Взаимосвязь методов и средств воспитания. Определение категорий организационных форм воспитания. Мероприятие как организационная форма воздействия коллектива на ученика и как целенаправленное воздействие учителя на учащихся. Классификация форм воспитания: в зависимости от организации учащихся (массовая, групповая, индивидуальная); в зависимости от направления работы руководителя (организация познавательно-развивающей деятельности, нравственного, эстетического, трудового воспитания и т.д.) Выбор форм воспитания. Подготовка и проведение воспитательного мероприятия. Эффективность применения форм воспитания. Методы самовоспитания и самообразования.
Особенности организации воспитательной работы в системе МЧС. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.
Практическое занятие. Методика организации воспитательной работы в системе МЧС
Самостоятельная работа. Выбор методов воспитания, условия эффективности их применения. Реализация средств и форм воспитания в организации воспитательной работы.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 3, 4, 5, 7, 9, 10].
Дополнительная литература: [1, 3, 5, 6, 7].
Тема 12. Основы семейного воспитания и семейная педагогика
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Эволюция семьи и семейного воспитания. Понятие и общее содержание семейного воспитания.
Внутрисемейные отношения в семейном воспитании. Проявление отношений родителей и детей в семейном воспитании.. Конфликты в семейном воспитании. Стиль семейного воспитания. Технология семейного воспитания. Принципы и правила семейного воспитания. Методы и средства семейного воспитания. Модели семейных отношений. Виды рациональных воспитательных отношений в семье. Самовоспитание детей в семье.
Семейное воспитание и семейное право. Документы, регулирующие правовые отношения семы» и государства: Конституция РФ — о правах и обязанностях родителей. Закон РФ о браке и семье. Конвенция о правах ребенка. Роль государства и его гарантии в медицинском обслуживании детей, в бесплатном образовании в предоставлении льгот и пособий семье, в обеспечении общеобразовательной и профессиональной подготовки граждан, в их духовном и физическом развитии
Самостоятельная работа. Закон РФ о браке и семье. Конвенция о правах ребенка.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [3, 4, 7, 8, 9, 10].
Дополнительная литература: [6, 7].
Тема 13. Педагогическая культура руководителя и пути ее совершенствования
Педагогическая культура общества, руководителя, сотрудника. Функции педагогической культуры: познавательно-преобразовательная, регулятивная, аксиологическая, воспитательная, коммуникативная, прогностическая. Структура педагогической культуры личности. Мастерство учителя. Мастерство воспитателя. Личностные качества руководителя Специфические качества руководителя: педагогическая наблюдательность, педагогическое воображение, педагогическое мышление, педагогическая требовательность, педагогический такт, педагогическая техника. Педагогическая культура и педагогический процесс. Управление образовательными системами.
Основные условия и пути формирования педагогического мастерства. Проблемы деформации профессиональной педагогической культуры руководителей МЧС РФ. Работа по формированию педагогической культуры, отвечающей идеям современного общества. Объективные препятствия на пути обновления воспитательно-образовательной деятельности руководителей. Методика совершенствования педагогического мастерства руководителя. Практическое участие руководителя ГПС МЧС в решении жизненно важных проблем сотрудников.
Семинарское занятие. Роль и значение психолого-педагогических знаний, навыков и умений в деятельности руководителя подразделения в системе МЧС.
Примерные темы рефератов:
1.Перспективы совершенствования психолого-педагогических знаний в деятельности инженера пожарной безопасности.
2. Личностные качества руководителя.
3. Проблемы деформации профессиональной педагогической культуры руководителей МЧС РФ.
Самостоятельная работа. Основные условия и пути формирования педагогического мастерства. Практическое участие руководителя ГПС МЧС в решении жизненно важных проблем сотрудников.
Рекомендуемая литература:
Основная литература: [1, 2, 3, 4, 7, 8, 9, 10].
Дополнительная литература: [2, 6, 7]
Материально-техническое обеспечение
1. Технические средства обучения (видеомагнитофон, графопроектор, телевизор, ПЭВМ, видеофильмы).
2. Наглядные пособия, иллюстрированные стенды, плакаты.
3. Компендиум по педагогике.
4. Тесты контроля знаний.
Тематика контрольных работ по психологии
-
Социальная значимость профессии спасателя и пожарного. Роль и место психологической подготовки в их профессиональной деятельности.
- Мир психических явлений: психические процессы, свойства и состояния.
- Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
- Методы психологической подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях.
- Факторы, определяющие психологическую устойчивость спасателя и пожарного.
- Эмоционально-волевая устойчивость и нервно-психическая выносливость пожарного и спасателя.
- Настойчивость и целеустремлённость при ведении спасательных работ.
- Зрительное и слуховое восприятие, пространственное представление, пространственная ориентировка в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
- Внимание, память и мышление в экстремальных условиях профессиональной деятельности.
- Управление собственным состоянием и работоспособностью.
- Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
- Факторы, оказывающие травмирующее воздействие на психику человека.
- Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
- Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
- Профессиональная направленность спасателя.
- Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизни и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
- Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.
- Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска, опасности для жизни, неопределённости.
21.Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.
22. Приёмы психической саморегуляции. Аутогенная тренировка, техника её проведения.
23. Профессиональная адаптация и дезадаптация сотрудника ГПС МЧС, пути её предупреждения.
24. Профессиональная деформация сотрудника ГПС МЧС, пути её предупреждения.
25. Психологические особенности поведения спасателя и пожарного среди паникующей и социально напряжённой толпы, в условиях боевых действий, террористического акта.
26. Особенности коллектива пожарных. Психологический климат в подразделении.
27. Конфликты в коллективе пожарных.
28. Психологическая готовность к риску сотрудника ГПС МЧС.
29. Курсантский коллектив и его роль в становлении профессионально-важных качеств пожарного.
Тематика контрольных работ по педагогике
- Педагогика и ее место в системе наук. Значение и задачи педагогики в современном обществе.
- Развитие педагогики как науки. Зарубежные и отечественные педагогические школы.
- Значение педагогики в деятельности руководителя подразделения МЧС.
- Понятие о дидактике.
- Профессиональное обучение сотрудников МЧС. Условия эффективности профессионального обучения.
- Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения.
- Сущность и содержание методов обучения: классификация методов обучения, выбор методов.
- Методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке.
- Теория воспитания как часть педагогической науки.
- Принципы воспитания: их специфика и реализация в деятельности руководителя подразделения МЧС.
- Сущность воспитания в коллективе и через коллектив.
- Особенности применения метода принуждения в воспитании.
- Формы и средства воспитания: виды и классификация.
- Особенности организации воспитательной работы в подразделениях и частях МЧС.
- Психолого-педагогические основы делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Принципы и технологии делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Уровни и стили делового общения, их педагогическая характеристика.
- Стили руководства в деятельности сотрудника МЧС.
- Средства и методы воспитательного воздействия на сотрудников МЧС.
- Цель и задачи семейного воспитания на современном этапе развития общества.
- Семья как структурная единица общества и её роль в воспитании детей.
- Стили семейного воспитания: проблемы и перспективы.
- Взаимодействие поколений и семейная педагогика.
- Определение категории семейного воспитания.
- Семейно-нравственная культура.
- Педагогическая культура руководителя: сущность и содержание.
- Специфические функции педагогической культуры.
- Этапы становления педагогической культуры руководителя МЧС.
- Педагогическое самообразование руководителя подразделения МЧС.
- Педагогическая культура и мастерство руководителя.
Перечень вопросов для подготовки к экзамену Психология
- Место психологии в системе наук и основные направления психологии.
- Современная психология как система наук, тесным образом связанных с основными видами человеческой деятельности.
- Основные отрасли психологии.
- Методы психологических исследований.
- Характеристика областей психологии.
- Психические процессы.
- Психические свойства
- Психические состояния.
6. Основные этапы развития психологии как науки.
- Психология в профессиональной деятельности сотрудников МЧС.
- Психика как форма отражения объективной реальности.
- Психологическая характеристика сознания человека.
- Изменение психологии и поведения людей под влиянием условий их жизни.
- Психические познавательные процессы. Их общая характеристика.
- Сенсорно-перцептивные познавательные процессы: ощущение и восприятие.
- Интегративные психические познавательные процессы: внимание и память.
- Способы поддержания внимания и памяти у сотрудников МЧС.
- Высшие психические познавательные процессы: представление, воображение, мышление речь.
- Понятие личности в психологии. Личность как многомерная и многоуровневая система психологических характеристик.
- Основные понятия личности и её параметры.
- Общая характеристика основных свойств личности.
- Темперамент и его учет в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Направленность личности и её структура.
- Доминирующие мотивы в профессии пожарного и спасателя.
- Способности и их развитие в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Психология характера.
- Профессионально-важные качества личности сотрудника МЧС.
- Психология эмоций.
- Чувства и их проявления в деятельности человека.
- Воля как высший уровень саморегуляции и самоуправления поведением и деятельностью.
- Эмоционально-волевая устойчивость сотрудника МЧС.
- Психические состояния и его структура.
- Самообладание и уверенность в себе в профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России.
- Настроения, стрессы, аффекты и другие формы эмоциональных состояний, их значение в жизни и деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
- Неврозы как следствия дефектов функции защиты.
- Психологическое описание профессии пожарного.
- Профессиональная мотивация сотрудника ГПС МЧС России.
- Взаимосвязь типа личности и сферы профессиональной деятельности сотрудника ГПС МЧС России.
- Профессиональная адаптация сотрудника ГПС МЧС России.
- Профессиональная дезадаптация и деформация сотрудников МЧС.
- Профилактика состояний дезадаптации сотрудников ГПС МЧС.
- Стресс-факторы профессиональной деятельности МЧС России.
- Стресс. Общий адаптационный синдром.
- Психологическая устойчивость сотрудников ГПС МЧС.
- Профессиональное выгорание сотрудников ГПС МЧС.
- Определение, функции и средства общения.
- Межличностные отношения.
- Конфликты – определение, классификация, причины, динамика и основные этапы.
- Понятие межличностного конфликта, сферы проявления, причины и способы управления конфликтами.
- Приемы аргументации и убеждения.
- Группа и коллектив: определение, основные характеристики и подходы к изучению.
- Психологический климат в коллективе.
- Психологическая структура коллектива, групповые эффекты.
- Внутригрупповые явления и методика их изучения.
- Конфликты в подразделениях ГПС МЧС России.
- Социально-психологические уровни развития групп в структуре ГПС МЧС России.
- Коллектив спасателей как условие формирования профессионально-важных качеств пожарного
- Психологическая помощь в профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС России.
- Методы психологической подготовки к действиям в экстремальных ситуациях сотрудников ГПС МЧС России.
- Психологическая подготовка пожарных и спасателей с применением комбинированного воздействия факторов огня, задымления, высоты, химически опасных веществ.
- Понятие о профессионально-важных качеств, их роль в обеспечении успешной деятельности пожарных и спасателей.
- Принятие решений в условиях неопределенности, дефицита времени, внезапного изменения обстановки.
- Индивидуальные различия в характере реакций на чрезвычайную ситуацию.
- Изменение текущего состояния пожарного и спасателя при ведении работ в условиях риска и опасности для жизни.
- Субъективные и оперативные признаки состояний перевозбуждения, апатии, боевой готовности.
- Страх, его проявления.
- Понятие о физических и психологических резервах организма, условиях их мобилизации.
Педагогика
-
- Педагогика и ее место в системе наук.
- Предмет и основные категории педагогической науки.
- Категория «воспитание» в педагогике.
- Категория «обучение» в педагогике.
- Категория «образование» в педагогике.
- Категория «развитие» в педагогике.
- Значение и задачи педагогики в современном обществе.
- Развитие педагогики как науки. Зарубежные и отечественные педагогические школы.
- Значение педагогики в деятельности руководителя подразделения МЧС.
- Понятие о дидактике.
- Профессиональное обучение сотрудников МЧС.
- Условия эффективности профессионального обучения.
- Общая характеристика принципов обучения.
- Проблемы целеобразования и целеполагания в профессиональном обучении.
- Законы и закономерности как теоретическая основа принципов обучения.
- Сущность и содержание методов обучения: классификация и выбор методов обучения.
- Метод устного изложения учебного материала.
- Метод обсуждения учебного материала.
- Метод самостоятельной работы.
- Метод практических работ.
- Методика проведения занятий по общественно-государственной подготовке.
- Теория воспитания как часть педагогической науки.
- Воспитательный процесс как предмет теории и практики.
- Принципы воспитания: их специфика и реализация в деятельности руководителя подразделения МЧС.
- Сущность воспитания в коллективе и через коллектив.
- Методы воспитания: сущность и виды.
- Особенности применения метода принуждения в воспитании.
- Пример как метод воспитания.
- Средства воспитания.
- Формы воспитания: виды и классификация.
- Выбор форм воспитания в процессе организации воспитательной работы в подразделении.
- Методика проведения основных воспитательных форм.
- Организация воспитательно-методической работы с младшим командным составом.
- Особенности организации воспитательной работы в подразделениях и частях МЧС.
- Психолого-педагогические основы делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Принципы и технологии делового общения в профессиональной деятельности сотрудника МЧС.
- Уровни и стили делового общения, их педагогическая характеристика
- Стили руководства в деятельности сотрудника МЧС.
- Арсенал средств и методов воспитательного воздействия на пожарных.
- Цель и задачи семейного воспитания на современном этапе развития общества.
- Семья как структурная единица общества и её роль в воспитании детей.
- Стили семейного воспитания: проблемы и перспективы.
- Взаимодействие поколений и семейная педагогика.
- Определение категории семейного воспитания.
- Семейно-нравственная культура.
- Педагогическая культура руководителя: сущность и содержание.
- Специфические функции педагогической культуры.
- Этапы становления педагогической культуры руководителя МЧС.
- Педагогическое самообразование руководителя подразделения МЧС.
- Способы развития педагогической культуры руководителя.
- Педагогическая культура и мастерство руководителя.
- Роль и место педагогической подготовки в профессиональной деятельности.
Литература (по психологии)
Основная:
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. — М.: ЧеРо, 1997.
2. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. заведений/ И.В.Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М.Прихожан. М.: Издат. «Академия», 2003. – 464 с.
3. Квинн Н. Вирджиния. Прикладная психология/4-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2000.
4. Канин В. Прикладная психология: Учебник для вузов/1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Учебник нового века»), 2001.
5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / 1-е изд-е — СПб.: Питер (Серия «Учебник Нового века»), 2003.
6. Майерс Дэвид. Социальная психология /6-е межд. изд-е, пер. с англ. – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2002.
7. Немов Р. С. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. Кн. 1: Общие основы психологии. — 2-е изд. М.: Владос 1998.
8. Шойгу С.К. Учебник спасателя МЧС России. — М., 1997.
Дополнительная:
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. А.А. Бодалева, Б. Ф. Ломова. Т. 1. — М: Педагогика, 1980.
- Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. — М.:ЮНИТИ, 1999. — Разд. IV.
- Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / 1-е изд-е — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2000.
- Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2000.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства / 1-е изд-е – СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2003.
- Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. — СПб.: Лань, 1999. — Гл.2.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 1999.
- Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Учебное пособие. — Ростов на Дону: Феникс, 1997.
- Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. М., 1982.
- Смирнов А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1987.
- Филатова О.Г.Социальная психология. СПб., Питер (Серия «Мастера психологии»), 2000.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности / изд-е 2-е, исправленное, пер. с англ. — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 1999.
- Ян Стюарт-Гамильтон. Что такое психология / 1-е изд-е, пер. с англ. — СПб.: Питер (Серия «Мастера психологии»), 2002.
Литература (по педагогике)
Основная:
- Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике: учебное пособие/ А. С. Агафонова. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с.: ил.
- Военная педагогика и психология / А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов. – М.: Воениздат, 1986.
- Григорович Л. А. Педагогика и психология: учебное пособие / Л. А. Григорович, Т. Д. Марцинковская. — М.: Гардарики, 2004. — 480 с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебное пособие / В. В. Краевский. — 2-е изд., испр. — М.: Академия, 2005. — 256 с.
- Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов, 2002.
- Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. — Минск: Современное слово, 2005. — 720 с.
- Педагогика: учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева; ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, 2004. — 432 с.
- Психология и педагогика: курс лекций/ В.Г.Крысько. – 4-е изд., испр.- М.Изд-во Омега –Л. 2006.БВШ
- Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студентов высш.уч.заведений/-3 – изд., стереотип.-М.: Издательский центр «Академия», 2004. -480
- Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – 6-е изд. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 2000.
Дополнительная:
- Багаутдинова Н. Г. Высшая школа сегодня и завтра: пути преодоления кризиса / Н. Г. Багаутдинова. — М.: Экономика, 2003. — 426 с.
- Барабанщиков А.В., Муцынов С.С. Педагогическая культура офицера. – М.: Воениздат, 1985
- Виленский В. Я. Технологии профессионального ориентированного обучения в высшей школе: учебное пособие/ В. Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман; ред. В.А. Сластенин. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192.
- Каптерев П. Ф. История русской педагогии: популярное изд./ П. Ф. Каптерев; ред. А. А. Корольков. — СПб.: Алетейя, 2004. — 560 с.
- Модели инновационных вузов: сб. статей / СПб ЭУ, СПбУ ИТМиО, ТАУ, ТГУ. — М.: Академия нархозяйства при Правительстве РФ, 2005. — 148 с.
- Основы военной психологии и педагогики: Учеб. пособие. М.: Воениздат, 1981. — 366 с.
- Сластенин В. А. Общая педагогика: учебное пособие. В 2-х ч: Ч. 2/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; ред. В. А. Сластенин. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. — 256 с
Под общей редакцией
Владимира Сергеевича Артамонова
доктора военных наук, доктора технических наук, профессора,
заслуженного работника высшей школы Российской Федерации,
лауреата премии Правительства Российской Федерации
в области науки и техники
Валерий Леонидович Зверев
кандидат исторически наук
Юлия Юрьевна Стрельникова
кандидат психологических наук
Олег Леонидович Узун
кандидат юридических наук, доцент
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Рабочая программа
специальность 280104.65 — «Пожарная безопасность»
Печатается в авторской редакции
Ответственный за выпуск Ю.Ю. Стрельникова
Подписано в печать 00.00.2007 Формат 60×84 1/16
Печать трафаретная Объем 1,0 п.л. Тираж 000 экз.
Отпечатано в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России
196105, Санкт-Петербург, Московский проспект, д. 149