Психология денег 2

Психология денег — направление психологии, изучающее отношение человека к деньгам и к другим людям в связи с денежными отношениями, а также влияние денежных факторов на поведение человека, в частности на принятие решений.

Тесно связано с экономикой и нейроэкономикой. Экспериментальные исследования показывают, что поведение человека в ситуациях, в которых он оперирует деньгами, достаточно предсказуемо, хотя в некоторых случаях такие предсказания расходятся с положениями классических экономических теорий. Хотя тема «человек и деньги» долгое время считалась уделом наук о культуре, последние исследования показывают, что биологические механизмы мозга играют в ней не последнюю роль. Оказалось, что операции мозга во многом сходны с процессами в экономических системах. Исследователи полагают, что изучение психологии денег поможет улучшить жизнь человека и в конечном итоге сделать его счастливее.

Деньги в культуре и экономике.

Несмотря на безусловно важную роль денег в жизни человека, связанные с ними психологические эффекты мало изучались в XX веке. Исследователи 20-го столетия сосредотачивались на социологических и антропологических аспектах денег (Belk and Wallendorf, 1990).

Ученые же, работающие в области экспериментальной психологии и нейронауках, этой проблемой практически не занимались, так как считалось, что у мозга нет отделов, специализированных для обработки информации, связанной с деньгами. Предполагалось, что, так как деньги появились в хождении относительно недавно (несколько тысячелетий назад, а бумажные несколько сотен лет назад), эволюция структур мозга не могла отразить это нововведение. Отсюда делался вывод, что деньги должны быть предметом наук, изучающих человеческую культуру, а не предметом экспериментальной психологии и нейронаук. Критика этого утверждения основывается на том, что не обязательно иметь особый отдел мозга, чтобы оперировать с денежными понятиями (например, так же, как и работать с ПК) — а значит психология денег может быть частным случаем так называемой «психологии игр» (которая основывается на теории игр, оперирующей ресурсами и стратегиями их добычи).

14 стр., 6693 слов

Cон. Мозг человека во время сна

... Низкий уровень Недостаточное количество ГАМК приводит к излишней стимуляции головного мозга. Люди с недостатком ГАМК склонны к неврозам и могут быть склонны ... сна Заключение Список литературы . Введение Тема моей курсовой работы «Сон. Мозг человека во время сна». Я считаю ее актуальной, потому, что ... Курсовая работа Cон. Мозг человека во время сна Автор: Барыкина Дарья Фамилия и инициалы консультанта: ...

Деньги — лишь пример такого ресурса.

Экономика, наука, посвященная изучению денег, долгое время была теоретической дисциплиной, построенной на математике (Davis, 2006).

Эта традиция начала постепенно ломаться с развитием экономической психологии (Webley et al., 2001), поведенческой экономики (Altman, 2006) и экспериментальной экономики (Kagel and Roth, 1995).

Исследования

Уже первые психологические исследования действий человека в экономике показали, что поведение человека в ситуациях, в которых он принимает решения, связанные с деньгами, вполне предсказуемо, хотя может и не соответствовать схемам классических экономических теорий (Furnham and Argyle, 1998).

Среди предсказуемых психологических эффектов были выявлены следующие:

Денежная иллюзия — тенденция человека воспринимать номинальное, а не реальное количество денег, то есть не делать поправку на инфляцию .

Денежный консерватизм — сопротивление любым денежным реформам, даже если они полезны. Примером может служить сопротивление введению монеты в один доллар в США .

Денежное табу — культурные ограничения на денежный обмен, даже если такой обмен желателен с экономической точки зрения. Например, в некоторых культурах не принято платить за секс и дарить родителям и дедушкам и бабушкам деньги.

Эффект замалчивания — О деньгах не принято говорить. Несомненной трудностью, связанной с изучением индивидуальных особенностей отношения к деньгам, является «закрытость» данной темы. Место денег и внимание к ним людей в отечественной психологии часто недооценивается, денежная тематика упускается, замалчивается, считается профанной и неприличной для обсуждения, вытесняется. Как говорят англичане «Любой разговор — это разговор о деньгах», но эта тема идет подтекстом. О деньгах в некоторых культурах не принято разговаривать. Как отмечают российские исследователи, «крайне деликатными для того, чтобы их можно было обсуждать с интервьюером, участники опроса считают такие темы, как … размер и источник доходов (67,7%), денежные накопления (73,2%), супружескую измену (77,6%) и сексуальные отношения (78,5%)» (Мягков, А.Ю. 2002).

3 стр., 1332 слов

1. человек как личность

... самосознание; наука; искусство. Деятельность, в процессе которой люди изменяют окружающие предметы, условия жизни, принято называть: духовной; эстетической; практической; научно-технической. ... художественные произведения, выдвигаются различные идеи, принято называть: духовной; эстетической; практической; научно-технической. Характерное для человека активное, целенаправленное отношение к окружающему ...

На это обращает внимание и А.Б. Фенько: «Подтверждением аффективной заряженности темы денег для респондентов стало и недоверчивое отношение многих из них к самой процедуре опроса. Так, в одной из групп, где респондентами выступали школьные учителя, 58% отказались заполнить анкету, сочтя вопросы «неприличными» (Фенько А.Б., 2004).

Эффект денежного напряжения — эмоциональная насыщенность отношений людей к деньгам и отношений между людьми по поводу денег. Деньги сопровождаются любовью и ненавистью, завистью и жертвенностью, люди испытывают разные, но, как правило, сильные чувства, что характеризует эту сферу как эмоционально зараженную, контрастную или амбивалентную в отношениях к деньгам. Обратной стороной данного эффекта является феномен приписывания эмоционально значимым явлениям повышенной денежной стоимости. Наглядный пример можно обнаружить в статье Макса Зингера «Жизнеспособность мифических чисел» (2005), в которой автор показывает, что реальный ущерб от имущественных преступлений наркоманов в Нью-Йорке переоценивается примерно в 10 раз, но при этом «мифическое» число устойчиво в сознании людей и постоянно используется в официальных источниках. Этот феномен можно объяснить тем, что происходит компенсация эмоционального напряжения благодаря завышенной — в денежном выражении — стоимости явления или его последствий.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... . Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой ... (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых ... хотя, разумеется, обязательно чем-то детерминировано. Экспрессивное поведение – это своего рода зеркало, оно отражает, обозначает ...

Эффект иллюзии материальности денег — Традиционно деньги относят к сфере материального, потребность в деньгах считают материальной потребностью и ценность денег — материальной ценность. В своих работах М.Ю. Семенов (2005, 2010) развивает идею о том, что деньги не относятся исключительно к материальному, а, являясь социально-конвенциональным средством, могут быть использованы для удовлетворения большинства потребностей, в том числе и социальных, и духовных. Однако смещение положения денег в социальных представлениях ученых в сторону материального М.Ю. Семенов объясняет тем, что типичные материальные потребности легко удовлетворяются за деньги, а потребности социальные или самоактуализационные для удовлетворения кроме обезличенных денег предполагают использование личностных ресурсов.

Эффект денежной профанации — Использование денег в качестве оплаты труда и прочих видах взаимодействия людей показывает количественную оценку этих действий, что превращает взаимодействие людей из сакрального, необычного в профанное, ординарное. Такая трансформация переживается как опошление и оценивается людьми негативно. Поэтому, например, в российской культуре родственники предпочитают оказывать друг другу услуги бесплатно или бартером.

Эффект разных денег — Хотя люди используют одно слово «деньги», значения могут быть различные, как различны и сами деньги: деньги вообще (как функция), наличные и безналичные, монеты и купюры, рубли и доллары, деньги на депозите или на кредитной карте. Разные деньги — разные отношения, разные люди — различное отношение к одному и тому же виду денег. В психосемантическом исследовании с использованием частного семантического дифференциала, проведенном А.А. Капустиным в Ярославле (1999), зафиксировано множественное отношение к различным монетарным формам (рубли, доллары) и монетарным понятиям (деньги и идеальные деньги).

Так, реальные деньги характеризуются как злые, безнравственные, невидимые, а идеальные деньги — как чистые, надежные, добрые, легкие, нравственные, щедрые, уважаемые. Поэтому в исследованиях обычно указывается, о каком виде денег идет речь, и при сравнении исследований необходимо обращать внимание на этот момент.

17 стр., 8171 слов

Подготовка к поступлению в школу детей из разных социальных сфер

... осуществляется подготовка к поступлению в школу детей из разных социальных сфер. Курсовая работа состоит из введения, основной ... работать с детьми, испытывающими страхи, тревожность, беспокойство, Например: при прослушивании спокойной музыки, которая вызывает приятные ощущения ... для ребенка перспективе его развития; действует также эффект «привлекательного неизвестного». Отвечая на вопрос, почему ...

Эффект размера денег — Изменение суммы денежных средств предполагает и изменение правил обращения с ними. Мелочь не поднимают (см. исследования А. Фернема в 1984—1985 гг., Семенова М.Ю. в 2009 и 2010 гг.), а крупные суммы стараются скрывать. Очевидно, что на континууме величины денежных средств существуют определенные пороги, после которых происходит изменение отношения к деньгам. Например, известный в США «порог ста долларов».

Эффект одалживания — Обычно морально осуждается заимствование денег и морально одобряется одалживание, причем в виде безвозмездной финансовой помощи. Социальные нормы и стереотипы финансового поведения граждан в России не дают однозначного ответа на вопрос: одалживать деньги или нет. Одалживание и кредиты являются в начале 2000-х постоянно обсуждаемой темой: сначала как источник развития потребительского спроса и новая для россиян сфера денежных отношений, а затем — как источник стресса и новых форм поведения при возникновении финансовой задолженности.

Эффект индивидуального экономического поведения — Денежное поведение, его формы и его мотивация существенно различаются на макро-, мезо- и микроуровне. Экономика и социология активно исследуют эту тему, но в основном на макроуровне, на уровне социальных общностей. Индивидуальное экономическое поведение оказалось существенно отлично от поведения групп и организаций (см., например, Паркинсон С. Н. «Законы Паркинсона»), исследования в этой области активно проводятся как в рамках поведенческой экономики, так и в рамках экономической психологии.

Эффект денежной арифметики. Формально логические математические операции (сложение, вычитание, деление и т. д.) с абстрактными числами и с деньгами имеют отличные правила и нормы. Такие операции с деньгами М.Ю. Семенов предложил называть «денежной арифметикой».

28 стр., 13648 слов

Деньги, собственность и массовая психология

... издание книги "Деньги, собственность и массовая психология" станет дополнительным ... знание закономерностей, определяющих поведение отдельного человека. Зародившаяся ... в ином социально-экономическом статусе, например, в качестве человека, получившего ... всех основных негативных сопутствующих эффектов. Сделать это непросто, ... понятий, как психологический смысл денег, собственности, прибавочной стоимости, ...

Эффект преимущественной ценности денег. — Деньги более ценны, чем товары аналогичной стоимости. Деньги — очень пластичная вещь: они легко превращаются в другие вещи или услуги благодаря распространенности операции купли-продажи. Т. е. деньги крепко связаны с торговлей и обслуживают социальный обмен. В отличие от большинства вещей деньги — высоко ликвидный товар, поэтому деньги крайне редко бывают ничейными, за исключением мелочи. Переход денег в обмен на вещи проще, чем вещей — в деньги, поэтому государство, участвуя в операциях «деньги-товар», как правило, защищает сторону тех, у кого деньги. Закон РФ «О Защите прав потребителей» создан для защиты держателей денег — потребителей. Большинство вещей требует больше ресурсов (временных, интеллектуальных, материальных, физических, социальных и пр.) для того, чтобы превратиться в деньги или другие вещи, а вот обратная операция осуществляется гораздо проще.

Выявление этих психологических закономерностей послужило стимулом к дальнейшим исследованиям в области экспериментальной психологии.

В опубликованном в 2006 году исследовании сообщается, что простое упоминание денег или использование их в качестве элемента психологического эксперимента (например, чтение вслух или про себя фраз, о деньгах) оказывает существенное влияние на поведение и цели испытуемых. В принятии решений испытуемые начинают ориентироваться на собственное мнение, то есть стремятся к самодостаточности. Похожие результаты наблюдали и другие исследователи, которые показали, что испытуемым достаточно прочитать несколько слов, обозначающих достижения, чтобы превзойти контрольную группу в разгадывании головоломок.

Параллельно с психологическими исследованиями начала развиваться нейроэкономика, которая утверждает, что такие функции мозга, как мотивация и принятие решений, подобны решению аналогичных задач в экономических системах. Было, например, показано, что разные отделы мозга активируются при манипуляции аналогами экономических факторов — временем между выполнением задачи и получением за нее оплаты либо величиной оплаты.

11 стр., 5279 слов

1. анализ литературы по проблеме влияния психологии на выбор спортивной специализации

... спортивной специализации. Объект исследования: процесс выбора спортивной специализации. Предмет: особенности влияния психологии на выбор спортивной специализации. Задачи: 1. На основании теоретического анализа ... большим группам спортивных упражнений: 1. видам спорта, требующим эстетической выразительности, например вольные упражнения, танцы и др., 2. видам спорта, требующим физического ...

Перспективы.

Статья, опубликованная в журнале Science утверждает, что исследования психологии денег важны по двум причинам. Первая причина состоит в том, что деньги — одна из важнейших ценностей для человека, живущего в условиях современной экономики. Таким образом, следует изучать их влияние на все сферы человеческой деятельности. Вторая причина в том, что реакция человека на финансовые факторы оказывает существенное влияние на его жизнь. Например одна лишь мысль о деньгах переводит мозг в состояние, в котором человек становится индивидуалистом. Также показано, что чем больше человек ценит финансовый успех, тем меньшее значение для него имеет положение дел в обществе. Психологическое тестирование показывает, что люди с высоким индексом ориентации на материальные ценности менее счастливы. Таким образом, исследование психологии денег может в конечном итоге помочь сделать людей счастливее.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector