Психология 18

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет» (ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Факультет управления

Кафедра государственного и муниципального управления

Учебно-методический комплекс дисциплины «Психология профессионального развития» по направлению подготовки 080400.62 «Управление персоналом», профиль «Управление персоналом организации» ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»

Версия документа — 1

стр. 24из24

Первый экземпляр __________

КОПИЯ № _____

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор

____________Н.А. Мамаев

«____»_____________2013 г.

Учебно-методический комплекс

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Направление подготовки

080400.62 «Управление персоналом»

Профиль подготовки

«Управление персоналом организации»

Присваиваемая академическая степень

Бакалар

Форма обучения

Заочная

С использованием ДОТ

Челябинск, 2013 г.

Содержание

  1. Программа учебной дисциплины.…………………………………………

3

  1. Вводная часть ……………………………………………………..……

3

  1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины ………………….

3

  1. Место учебной дисциплины в структуре ООП бакалавриата ….

3

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины …………………………….………………

4

  1. Структура и содержание учебной дисциплины….……………………

4

  1. Рабочая учебная программа ……………………………………………

5

  1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля ……………………….…………………………

5

  1. Лекции …………………………………………………..………..

6

  1. Самостоятельная работа студентов ………………………………

8

  1. Список литературы ……………………………………………..……..

9

  1. Электронная коллекция ……………………………………..…………

10

  1. Методические рекомендации преподавателю.……………………..……

11

  1. Методические рекомендации студенту ………………………..………..

11

  1. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы …………………………………………………………………

14

  1. Фонды оценочных средств.………………..………………………………

15

1. Программа учебной дисциплины

1.1. Вводная часть

1.1.1. Цели и задачи освоения учебной дисциплины

Целью курса «Психология профессионального развития» яв­ляется формирование социально-психологической основы эффек­тивной деятельности, формирование способов решения социаль­но-психологических задач, обусловленных индивидуальными тра­екториями профессионального развития, а также формирование профессионально-психологических компетенций.

Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары и практические занятия, проводимые с использованием элементов педагогических и деловых игр, психологических тренингов и решения психологических задач.

Задачи дисциплины:

— формирование системы профессионально-психологических знаний и умений профессиональной деятельности личности, осо­бенностей и закономерностей ее профессионального развития;

— изучение конфликтов, кризисов и деформаций, обусловлен­ных профессиональным развитием личности;

— изучение технологии мониторинга профессионального раз­вития;

— формирование представлений о профессиональном самосо­хранении личности;

— личностное и профессиональное развитие будущих специалистов.

1.1.2. Место учебной дисциплины в структуре ооп

Дисциплина «Психология профессионального развития» является дисциплиной профиля «управление персоналом организации» профессионального цикла Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 080400 «Управление персоналом».

По своему содержанию дисциплина дополняет специальные дисциплины государственного образовательного стандарта, связанные с формированием кадровых ресурсов организации. Данный курс является инструментарием формирования у студентов навыков оценки качества трудовых ресурсов для их дальнейшего использования в будущей практической деятельности.

1.1.3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения данной дисциплины выпускник должен обладать:

  • стремлением к личностному и профессиональному саморазвитию, умеет расставлять приоритеты, ставить личные цели, способен учиться на собственном опыте и опыте других (ФГОС ВПО ОК-11);
  • умением критически оценивать личные достоинства и недостатки, конструктивно реагировать на критику в свой адрес (ФГОС ВПО ОК-12);
  • осознанием социально-экономическую значимость будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ФГОС ВПО ОК-13);
  • способностью и готовностью оказывать консультации по формированию слаженного, нацеленного на результат трудового коллектива (взаимоотношения, морально-психологический климат) (ПК-66);
  • способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71);

Перечень общекультурных компетенций выпускника ФБГОУ ВПО «ЧелГУ», утвержденных Приказом от 06.06.2011 № 508-2 и являющихся приоритетными при разработке ООП подготовки бакалавров:

— обладает навыками развития интеллекта и профессионализма, нравственного самосовершенствования (ОК – 03*);

Перечень дополнительных профессиональных компетенций выпускника с учетом профиля подготовки – «Управление персоналом организации» (Решение Ученого совета факультета управления, Протокол № 10 от 30 июня 2011 года):

— знает психологические закономерности деятельности по управлению персоналом и способен применять их при разработке решений (ПК-80*).

1.2. Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет _3_ зачетных единиц,

общий объем 180 часов, в том числе:

  • лекции — 6 часов;
  • самостоятельная работа – 172 часа.

Форма контроля — экзамен, контрольная работа.

Семестр 3.

Содержание дисциплины:

Теоретико-методологические методологические основания психологии профессионального развития, основные теории профессионального разви­тия в отечественной и зарубежной психологии; профессионально-образовательное про­странство как фактор, детерминирующий развитие личности; психологическое измерение человека: индивид, субъект деятельности, личность; деятельность как ядро психологического поля развития человека; закономерности и механизмы профессионального ста­новления личности; психологические особенности стадий профессионального станов­ления; психолого-педагогические технологии содействия профессионализации личности; теоретические основы развивающего профессионального образования; технологии развивающего обучения, монито­ринг профессионального развития личности; психологические барьеры профессионального раз­вития личности, профессиональные деструкции и закономерности их раз­вития; направления профилактической и коррекционной работы, стратегии профессиональ­ного самосохранения личности.

1.3. Рабочая учебная программа

1.3.1. Разделы дисциплины, виды учебной работы, объем занятий и формы контроля

Таблица 1 — Разделы дисциплины, виды, объем занятий и формы контроля

Номер раздела, темы

Наименование разделов, тем дисциплины

Семестр

Объем в часах по видам учебной работы

Формы контроля успеваемости

Всего

Л

ПЗ

С

ЛР

СРС

1.

Введение в психологию профессионального развития.

2

20

1

19

Контрольные тесты

2.

Детерминанты профессионального развития личности

2

20

1

19

Контрольные тесты

3.

Принципы и методы исследования в психологии профессиональной деятельности

2

20

20

Контрольные тесты

4.

Профессиональное самоопределение личности

2

20

1

19

Контрольные тесты

5.

Профессиональное становление личности

2

20

1

19

Контрольные тесты

6.

Психология профессионализма

2

20

1

19

Контрольные тесты

7.

Профессиональные деформации личности

2

20

1

19

Контрольные тесты

8.

Психология профессиональных кризисов

2

20

20

Контрольные тесты

9.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности

2

20

20

Контрольные тесты

Итого

180

6

172

1.3.2. Лекции

Таблица 2 — Темы лекций, их содержание, трудоемкость

Тема лекции

Содержание

Кол-во час.

  1. Введение в психологию профессионального развития.

Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики. Психологические особенности взаимодействия личности и профессии. Становление психологии профессий. Институциональное оформление отечественной психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли прикладной психологии. Предпосылки формирования психологии профессиональной деятельности: политические, экономические, научные предпосылки. Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности. Основные концептуальные положения психологии профессиональной деятельности.

1

2. Детерминанты профессионального развития личности.

Профессионально-образовательное про­странство как фактор, детерминирующий развитие личности. Психологическое измерение человека: индивид, субъект деятельности, личность. Деятельность как ядро психологического поля развития человека. Интегральная периодизация развития человека как субъекта деятельности. Общая характеристика основных ступеней развития субъектности человека.

1

4. Профессиональное самоопределение личности.

Сущность профессионального самоопределения личности. Концепция профессионального развития А. Маслоу. Концепции профессионального самоопределения (П.Г. Щедровицкий, Е.А. Климов).

Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова. Типы профессионального самоопределения. Жизненное самоопределение. Личностное самоопределение. Самоопределение личности в культуре. Уровни самореализации человека. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности. Конфликты профессионального самоопределения.

1

5. Профессиональное становление личности.

Понятие профессионального становления личности. Методологические основы профессионального становления личности. Стадии профессионального становления. Вариативность профессионального становления. Профессиональная социализация. Профессиональный рост. Психологическое сопровождение профессионального становления. Профессиональная самоактуализация. Траектории профессионального становления (варианты сценариев): плавное, ускоренноё, ступенчатое становление. Стадии профессионального становления: оптация, адаптация, фаза интервала, мастерство, фаза авторитета, наставничество.

1

6. Психология профессионализма.

Профессионализм и компетентность. Стороны и критерии профессионализма. Мотивационная сфера профессионализма. Операциональная сфера профессионализма. Результативные критерии. Процессуальные критерии. Объективные критерии. Субъективные критерии. Нормативные критерии. Индивидуально-вариативные критерии. Критерии наличного уровня. Прогностические критерии. Критерии профессиональной обучаемости. Критерии социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе. Критерии качественные и количественные. Уровни профессионализма. Допрофессионал. Профессионал. Суперпрофессионал. Постпрофессионал. Становление профессионала.

1

7. Профессиональные деформации личности

Профессиональные деструкции. Концептуальные положения развития профессиональных деструкции личности. Профессиональная стагнация. Психологические детерминанты профессиональных деструкций. Психологические факторы деформаций личности. Синдром эмоционального выгорания. Уровни профессиональных деформаций. Общепрофессиональные деформации. Специальные профессиональные деформации. Профессионально-типологические деформации. Индивидуализированные деформации. Основные профессиональные деформации менеджеров. Профессиональные деформации психологов. Профессиональное самосохранение. Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности. Профессиональный стресс, его особенности и условия нормализации. Психологические аспекты профессиональной реабилитации.

1

ИТОГО

6 часов

1.3.5. Самостоятельная работа студентов

Таблица 3 — Тема, объем и литература для СРС

Темы для самостоятельного изучения

Виды содержание самостоятельной работы

Коли-

чест-во часов

Литература

Формы контроля

  1. Введение в психологию профессионального развития.

— выделите этапы становления психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли психологии

— проанализируйте основные концепции развития человека в отечественной и зарубежной науке

14

1,2,3,4

Тест, контрольная работа

2. Детерминанты профессионального развития личности.

— дайте сравнительную характеристику феноменов: «человек как индивид», «человек как личность», «человека как субъект деятельности»

14

1-11

Тест, контрольная работа

3. Принципы и методы исследования в психологии профессиональной деятельности

— что общего и в чем различие праксиметрических и психометрических методов исследования профессиональной деятельности

— используя метод каузометрии (предложенный Е.И. Головахой и А.А. Кроником), оцените субъективную картину жизненного пути и психологического времени личности

14

1-11

Тест, контрольная работа

4. Профессиональное самоопределение личности.

— проведите анализ отличий в теоретических подходах к профессиональному самоопределению в зарубежной и отечественной психологии

— проанализируйте психологические закономерности становления профессионала

— с чем связаны противоречия профессионального развития

14

1-11

Тест, контрольная работа

5. Профессиональное становление личности.

— что такое профессионально обусловленная структура деятельности?

— что такое профессионально обусловленная структура личности?

14

1-11

Тест, контрольная работа

6. Психология профессионализма.

Используя собственный опыт профессиональной деятельности и опыт экспертов, сформируйте группы критериев и показателей оценки профессионализма для конкретной специальности, учитывая особенности должности.

14

1-12

Тест, контрольная работа

7. Профессиональные деформации личности

Изучите учебную литературу, материалы лекций и заполните таблицу:

Профессия, специальность

Виды типичных профессиональных деструкций

Симптомы

(основные признаки)

Методики

исследования

Технологии

преодоления,

профилактики

14

6, 10

Тест, контрольная работа

8. Психология профессиональных кризисов

Составьте для себя (либо для другого специалиста, уже осуществляющего профессиональную деятельность) сценарий профессионального развития. Используйте для этого методы каузометрии, психобиографии, а также психометрические методы исследования.

14

6, 12

Тест, контрольная работа

9. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности

Изучите и отработайте на практике методику Дж. Холланда. Составьте психодиаграмму. Выработайте практические рекомендации.

14

1-4

Тест, контрольная работа

ИТОГО

172

1.4. Список литературы Основная:

  1. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф.Зеер. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  2. Ильин, Е.П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. — СПб, Издательство: Питер, 2010
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: Академия, 2004.
  5. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001.
  6. Иванова Е.М. Психология профессиональной деятельности Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2006.
  7. Толочек В. А. Современная психология труда: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная:

  1. Самоукина, Н.В. Психология профессиональной деятельности / Н.В. Самоукина. — 2 -е изд., доп. — СПб., Питер, 2003
  2. Носкова, О.Г. Психология труда / О.Г. Носкова. – М., Академия, 2004
  3. Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды / Б. М. Теплов; под ред. М. Г. Ярошевского .— М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1998
  4. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005.
  5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

Рекомендуемая:

  1. Дружилов С.А. Становление профессионализма человека как реализация индивидуального ресурса профессионального развития. – Новокузнецк, 2002.
  2. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
  3. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.
  4. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М., 2002.
  5. Мучинская П.И. Психология, профессия, карьера. – СПб., 2004.
  6. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. – М., 2004.
  7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. – М., 2001.
  8. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. – М., 2000.
  9. Сыманюк Э.Э. Психология профессионально обусловленных кризисов. – М., 2004.
  10. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. – М., 2004.

2. Методические рекомендации преподавателю

Учебный процесс заочной формы обучения с использованием ДОТ включает лекционные занятия, в основу которых положено обсуждение проблем, самостоятельная работа с разбором конкретных ситуаций из отечественной и зарубежной практики, а также работа по освоению и закреплению теоретического материала.

В целях автоматизации учебного процесса, повышения его эффективности рекомендуется применять на занятиях учебные фильмы, наглядные пособия, тесты, производственные ситуации, презентации.

ПОБЛЕМНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ — педагогический метод, при котором лекция становится похожей на диалог, преподавание имитирует исследовательский процесс (выдвигаются первоначально несколько ключевых постулатов по теме лекции, изложение выстраивается по принципу самостоятельного анализа и обобщения студентами учебного материала).

Эта методика позволяет заинтересовать студента, вовлечь его в процесс обучения перед началом изучения определенной темы курса перед студентами ставится проблемный вопрос или дается проблемное задание. Стимулируя разрешение проблемы, преподаватель снимает противоречия между имеющимся ее пониманием и требуемыми от студента знаниями.

3. Методические рекомендации студенту

1. Работа с книгойнаправлена на формирование и развитие у студента навыков и умений самостоятельного творческого поиска в осмыслении проблематики. Рекомендованная учебная литература (монографические исследования, учебные пособия) содержат в себе теоретические и методологические проблемы научного анализа конфликта как социального явления с позиций комплексного социологического подхода к изучению социальных проблем, так и общенаучных методов; в ней представлены также результаты конкретных социологических исследований и обобщен опыт проведения и организации исследования по разным аспектам психофизиологии профессиональной деятельности.

Поэтому, при работе с книгой студент должен обратить внимание на следующие моменты:

· уметь различать конкретно-научные аспекты содержания проблемы;

· уметь выделять наиболее важные, узловые моменты (стороны) анализируемых противоречий;

· уяснить различные научные подходы в решении проблемы;

· знать и понимать содержание основных понятий и терминов;

· уметь обобщать и соотносить отдельные теоретические выводы с положениями общесоциологической теории;

· уметь выделять основные идеи книги.

Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы при условии систематического труда и обучения рациональным приемам работы с учебником.

Для лучшего усвоения темы и постановки вопросов рекомендуется вести записи прочитанного учебного материала. Существует несколько форм ведения записей (план, тезисы, выписки, аннотации, резюме, конспект).

Студентам предлагается вести записи в форме тезисов — сжатое изложение основных мыслей прочитанного материала книги или конспекта, выделение самого основного в содержании изучаемой книги, сосредоточение внимания на наиболее существенном, краткая, четкая формулировка обобщенных теоретико-методо­логических положений.

Работа с психодиагностическими методиками.

Важной частью освоения данного курса является знакомство с психодиагностическим инструментарием. Выполнение данных тестов является обязательным в самостоятельной работе студентов. По результатам каждого теста студент должен написать заключение о полученных результатах и их интерпретацию.

Рекомендации по выполнению контрольной работы

Контрольная работа является одной из форм самостоятельной работы студентов по изучению содержания курса «Психология профессиональной деятельности».

Целью выполнения контрольной работы является более глубокое знакомство студентов с некоторыми вопросами, отражающими современные представления в области рассматриваемой дисциплины, а также закрепление навыков работы с психологической литературой.

При написании контрольной работы необходимо проявить самостоятельный подход, показать умение пользоваться первоисточниками, директивными документами, фактическим материалом. Содержание работы необходимо излагать своими словами, логически последовательно.

Начинать работу надо с тщательного изучения данных методических указаний. Тема работы выбирается в соответствии с приведенным перечнем, либо самостоятельно, при согласовании с преподавателем. Далее подбирается необходимая литература.

Обязательной является предварительная консультация, на которой уточняется тема, обсуждается необходимость привлечения дополнительной литературы, а также основные направления разработки темы. Контрольной работы должна раскрывать основные вопросы в свете проработанной психологической литературы и фактического материала, иллюстрирующего тему.

Недопустимо дословное переписывание литературных источников, тем более, устаревших. Как правило, не следует использовать периодическую печать и статьи более чем трехлетней давности издания.

Подготовку и написание работы следует осуществлять в определенной последовательности: после предварительной консультации с преподавателем необходимо подобрать соответствующий литературный и статистический материал, использовать для этого рекомендованные журналы, учебники, брошюры и научные издания. На основе изученного материала составляется развернутый план, придерживаясь которого следует излагать содержание темы. Фактические данные, примеры необходимо приводить по ходу изложения вопросов и лишь в отдельных случаях давать в виде приложения в конце работы. Значительно повышают ценность работы графики, диаграммы и другой иллюстративный материал.

В начале работы пишется название темы, затем дается подробный план с нумерацией пунктов и подпунктов. В конце работы оформляется библиографически грамотно оформленный список использованной литературы с указанием автора, названия работы, места издания и названия издательства, года издания и страниц. Недопустимо сокращение слов, небрежность в исполнении (зачеркивание, отсутствие полей, плана, списка литературы и т.п.).

4. Требования (критериальные показатели) к уровням освоения программы

  1. Степень овладения теоретическими основами учебного курса – умением анализировать сущность теорий возникновения и преодоления конфликтов.
  2. Должный анализ особенностей развития конфликта.
  3. Наличие обобщенности, интеграции в изложении содержания конкретного вопроса; обоснованность суждений.
  4. Адекватное и грамотное использование терминологии.
  5. Заинтересованность учебным курсом, высказыванием своих позиций, предложений.
  6. Мобилизация личного опыта, способность привести примеры.

Оценку «отлично» получает студент, если он:

  • раскрывает содержание вопроса по намеченному им плану, проблемно;
  • теоретически обосновывает выдвигаемые положения;
  • анализирует с точки зрения актуальных позиций данные исследований.

«Хорошо»:

  • студент раскрывает содержание по плану, конкретно;
  • теоретически обосновывает выдвигаемые положения, но имеет место частичный переход на методический уровень;
  • анализирует и умело применяет (к месту) данные экспериментальных исследований.

«Удовлетворительно»:

  • в ответе имеют место нарушения логики изложения, студент высказывает позиции, теоретические положения, не обосновывая их;
  • студент владеет результатами исследований, но не умеет их применять;
  • допускает неточности в речи.

«Неудовлетворительно»:

  • изложение нелогично;
  • студент допускает ошибки и неточности в использовании понятий;
  • слабое использование в ответе и неглубокий анализ собственного опыта.

5.Фонды оценочных средств Вопросы для подготовки к экзамену

  1. Психология профессиональной деятельности как отрасль психологической науки и практики.

  2. Предмет, задачи и методы психологии профессиональной деятельности.
  3. Прикладные аспекты психологии профессиональной деятельности.
  4. Основные направления и виды деятельности психолога-профессиолога.
  5. Содержание и особенности профессиональной деятельности психолога (в структуре организационной деятельности).
  6. Понятие профессии, психологическая классификация профессий.
  7. Понятие специальности, типы специальностей и их характеристика.
  8. Классификация профессий по Е.А. Климову.
  9. Типы профессиональной среды по Дж. Холланду.
  10. Исследовательские задачи психологии профессиональной деятельности и формы использования методов исследования (лонгитюдное исследование, проведение поперечных срезов).
  11. Методы исследования психологии профессиональной деятельности.
  12. Генетические методы исследования в профпсихологии.
  13. Праксиметрические методы и их характеристика.
  14. Психометрические методы в психологии профессиональной деятельности.
  15. Профессиограмма, ее структура и характеристика.
  16. Профессиональное самоопределение и его характеристика.
  17. Профессиональное самоопределение на разных стадиях становления личности.
  18. Конфликты профессионального самоопределения.
  19. Профессиональное становление и его стадии.
  20. Траектории профессионального становления.
  21. Ведущие детерминанты профессионального становления личности.
  22. Противоречия профессионального становления личности работника.
  23. Понятие профессионализма, его структура.
  24. Уровни профессионализма и их характеристика.
  25. Профессиональная компетентность личности.
  26. Мотивационная сфера профессионализма.
  27. Операциональная сфера профессионализма.
  28. Критерии оценки уровня профессионализма.
  29. Профессиональные деформации личности.
  30. Психологические детерминанты профессиональных деструкций.
  31. Профессиональные деформации менеджеров и их характеристика.
  32. Профессиональные деформации психологов.
  33. Профессиональные кризисы и их особенности.
  34. Факторы и типология профессиональных кризисов.
  35. Профессиональный стресс и его особенности.
  36. Психологические условия нормализации профессионального стресса.
  37. Психологические аспекты профессиональной реабилитации.
  38. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.
  39. Профилактика психологического здоровья специалистов в условиях профессиональной деятельности.
  40. Профессионально-этические нормы в психологической работе.

41. Этапы становлении психологии профессиональной деятельности как самостоятельной отрасли психологии.

42. Концепция профессионального развития А. Маслоу.

43. Содержательно-процессуальная модель профессионального самоопределения Н.С. Пряжникова.

44. Модели становления профессиональной деятельности: адаптивная модель, модель профессионального развития.

45. Психологические закономерности становления профессионала.

46. Концепция и этапы профессионального развития личности по Дж. Сьюперу.

47. Психотехнологии преодоления кризисов профессионального становления.

48. Структура, способы, средства и технологии психологического обеспечения профессиональной деятельности.

49. Синдром эмоционального выгорания, его диагностика и пути преодоления.

50. Психологические закономерности становления профессионала.

Примерные тесты

  1. Что является предметом психологии профессионального развития?
  1. личностные качества человека;
  2. индивидные свойства человека;
  3. взаимодействие человека с миром профессий;
  4. возрастное развитие человека.
  1. Что означает понятие «профессия»?
  1. деятельность группы людей;
  2. форма взаимодействия людей в социуме;
  3. род занятий человека;
  4. область приложения физических и духовных сил человека.
  1. Что означает понятие «специальность»?
  1. необходимый для выполнения определённого вида деятельности комплекс специальных знаний, умений и навыков;
  2. исторически возникшие формы трудовой деятельности;
  3. способ достижения необходимых результатов деятельности;
  4. комплекс личностных свойств и качеств человека.
  1. Что означает понятие «профессиональное самоопределение»?
  1. процесс самоактуализации личности;
  2. осознанное нахождение человеком смыслов выполняемой работы;
  3. способ выбора профессионального пути;
  4. отношение человека к своей работе.
  1. Что означает понятие «квалификация работника»?
  1. степень и вид подготовленности;
  2. уровень образования;
  3. уровень самоактуализации личности;
  4. отношение к работе.
  1. Что из перечисленного НЕ является признаком квалификации?
  1. уровень усвоения знаний, умений и навыков;
  2. выраженность компетентностей и компетенций;
  3. способность рационально организовывать и планировать свою работу;
  4. способность эффективно действовать в экстремальных условиях.
  1. Что из перечисленного НЕ входит в содержание профессиональной адаптации?
  1. привыкание к режимным требованиям;
  2. обучение жизни в новых социально-профессиональных и организационно-экономических условиях;
  3. нахождение своего профессионального места в структуре предприятия;
  4. включение в систему межличностных связей и отношений.
  1. В каком случае происходит первичная профессиональная адаптация?
  1. поступление в профессиональное учебное заведение;
  2. поступление молодого специалиста на работу;
  3. вынужденная смена места работы;
  4. выход на пенсию.
  1. В каком случае происходит вторичная профессиональная адаптация?
  1. поступление в профессиональное учебное заведение;
  2. поступление молодого специалиста на работу;
  3. вынужденная смена места работы;
  4. выход на пенсию.
  1. Что означает понятие «профессиональное развитие»?
  1. накопление знаний, умений и навыков;
  2. получение профессионального образования;
  3. процесс изменения человека как субъекта труда;
  4. трудовой стаж работника.
  1. Что НЕ относится к факторам, детерминирующим профессиональное развитие личности?
  1. возрастные психологические изменения человека во времени;
  2. развитие и преобразование ведущей деятельности субъекта;
  3. непрерывное профессиональное образование;
  4. текущее материальное положение.
  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей»?
  1. стадия аморфной оптации;
  2. стадия оптации;
  3. стадия профессиональной подготовки;
  4. стадия профессиональной адаптации.
  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «обучение в коллеже или ВУЗе»?
  1. стадия аморфной оптации;
  2. стадия оптации;
  3. стадия профессиональной подготовки;
  4. стадия профессиональной адаптации.
  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «осознанный, желанный или вынужденный выбор профессии»?
  1. стадия аморфной оптации;
  2. стадия оптации;
  3. стадия профессиональной подготовки;
  4. стадия профессиональной адаптации.

  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «вхождение в новые социально-экономические условия и профессиональные отношения»?
  1. стадия аморфной оптации;
  2. стадия оптации;
  3. стадия профессиональной подготовки;
  4. стадия профессиональной адаптации.
  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «реализация профессиональной деятельности относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами»?
  1. стадия первичной профессионализации;
  2. стадия становления профессионала;
  3. стадия профессионального мастерства;
  4. стадия профессиональной адаптации.
  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «реализация профессиональной деятельности на нормативно-репродуктивном уровне»?
  1. стадия первичной профессионализации;
  2. стадия становления профессионала;
  3. стадия профессионального мастерства;
  4. стадия профессиональной адаптации.
  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда»?
  1. стадия первичной профессионализации;
  2. стадия становления профессионала;
  3. стадия профессионального мастерства;
  4. стадия профессиональной адаптации.
  1. О какой стадии профессионального развития идёт речь: «высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень профессиональной деятельности»?
  1. стадия первичной профессионализации;
  2. стадия становления профессионала;
  3. стадия профессионального мастерства;
  4. стадия профессиональной адаптации.
  1. С чем НЕ связан переход личности от одной стадии профессионального развития к другой?
  1. с психической напряжённостью личности;
  2. с изменением социальной ситуации развития;
  3. с кризисами профессионального становления;
  4. с изменением политических взглядов человека.
  1. Что означает понятие «психологическое содействие профессиональному развитию личности»?
  1. поддержка личности в социально-профессиональных ситуациях;
  2. психологическое сопровождение;
  3. психотерапевтическая помощь;
  4. социальная помощь.
  1. Что НЕ является критерием успешности профессиональной адаптации?
  1. освоение новой профессиональной деятельности;
  2. соответствие реальной и требуемой компетентности;
  3. приспособление имеющегося опыта и стиля профессиональной деятельности к требованиям нового рабочего места;
  4. изменение привычного образа жизни.
  1. Что НЕ относится к понятию «профессиональный рост»?
  1. приобретение опыта;
  2. продвижение по службе;
  3. совершенствование квалификации;
  4. достижение вершин профессионализма.
  1. Что НЕ относится к понятию «карьера»?
  1. продвижение в сфере общественной деятельности;
  2. продвижение в сфере служебной деятельности;
  3. совершенствование квалификации;
  4. продвижение в сфере профессиональной деятельности.
  1. Что НЕ относится к понятию «профессиональное продвижение»?
  1. достижение высокого профессионального статуса;
  2. рост профессиональной компетентности;
  3. занятие определённой должности;
  4. увеличение стажа работы.

Задания для контрольной работы

1 Вариант

1. Чем отличается предмет психологии профессионального развития от предмета общей психологии, психологии труда, педагогической и воз­растной психологии?

2. Проанализируйте роль психологических барьеров в профессиональном разви­тии личности.

3. Составьте таблицу, характеризующую основные этапы профессиогенеза личности, указав специфику и социальный результат каждого этапа.

2 вариант

1. Раскройте содержание следующих понятий: профессия, профессиональ­ное самоопределение, профессиональное образование, профессиональ­ное становление.

2. Укажите стадии профессионального становления личности.

3. Приведите примеры профессионализации из своей жизни. Применительно к ним укажите основные проявления профессиональных кризисов.

3 вариант

1. Каковы факторы и движущие силы профессионального развития?

2. Проведите сравнительный анализ отечественных и зарубежных теорий профессионального развития.

3. Дайте характеристику профессионально-образовательного про­странства человека.

4 вариант

1. Перечислите и проанализируйте своеобразие методов психологии профессионального разви­тия.

2. В чем выражаются социально-психологические издержки профес­сионализации?

3. Приведите примеры профессионализации из своей жизни. Применительно к ним опишите проявление положительных и отрицательных изменений в личности в процессе профессиональной деятельности.

5 вариант

1. Назовите основные психологические измерения человека.

2. Раскройте содержание основных стратегий профессионального развития.

3. Приведите примеры профессионализации из своей жизни. Применительно к ним перечислите параметры собственной личности, изменяющиеся в процессе вашего вхождения в профессию.

6 вариант

1. Сравните понятия «развитие» и «становление личности».

2. Дайте краткую характеристику психологического содействия на ста­дии оптации.

3. Составьте таблицу «Кризисы профессионализации» по схеме:

Название кризиса

Феноменология

Варианты выхода из кризиса

Варианты психологической помощи

1

2

3

4

7 вариант

  1. Назовите психологические основания дифференциации профессио­нального становления личности.

2. Сравните содержание этапов профессионального развития: адап­тации, профессионализации и мастерства.

3. Приведите примеры профессионализации из своей жизни. Применительно к ним проанализируйте, в чем выражается психологическое содействие достижению вер­шин профессионализма?

8 вариант

1. Назовите основные концептуальные положения психологии про­фессионального развития.

2. Перечислите основные функции психологического содействия про­фессиональному становлению личности.

3. Составьте план-конспект ответа на вопрос «Профессиональная мотивация – это…»

9 вариант

1. Укажите факторы, детерминирующие становление личности.

2. Рассмотрите особенности психологического содействия профессио­нальному самоопределению оптантов и специалистов.

3. Составьте анкету по выявлению кризиса выбора профессии, апробируйте её на 1-2 чел. и сделайте обоснованный вывод об её информативности.

10 вариант

  1. Что выступает в качестве движущих сил становления личности?
  2. Приведите основные формы содействия профессиональному росту и карьере.
  3. Разработайте структурно-логическую схему, отражающую взаимосвязь факторов профессионального развития и структуры личности.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по направлению подготовки 080400.62 «Управление персоналом».

Автор (составитель) – канд. психол. наук, доцент Н.П. Мальтиникова.

Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой государственного и муниципального управления.

Заведующая кафедрой И.Д.Колмакова.

 ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»