Психология 26

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………2

  1. Социально-психологический портрет личности…………………………….3

  2. Социальная психология конфликта………………………………………10
  3. Возрастная структура общества. Старение населения как социально-демографический процесс…………………………………………………14
  4. Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и видовая продолжительность предстоящей жизни…………………………………………………………..17
  5. Ощущения, восприятия, представления их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.Внимание, память, интеллект. Изменение у инвалидов и лиц пожилого возраста….19
  6. Общие основы учения о личности. Определение понятия личности. Понятие структуры личности, её целостности и стабильности. Темперамент. Проявление темперамента в динамике общения. Характер. Акцентуация характера. Чувства, эмоции, воля. Способности и их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста………………………28
  7. Анализ моральных проблем в принятии этических решений. Этика работника социальной службы. Этика адвоката. Этика нотариуса. Этические принципы и нормы в деятельности сотрудников правоохранительных органов……………………………………………….34

ВВЕДЕНИЕ

Я проходила практику в ЧОУ СПО <<Колледж Права и Экономики>>

Работа стоилась по направлениям:

  • Социально-психологический портрет личности.
  • Социальная психология конфликта.
  • Возрастная структура общества. Старение населения как социально-демографический процесс.
  • Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и видовая продолжительность предстоящей жизни.
  • Ощущения, восприятия, представления их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста. Внимание, память, интеллект изменение у инвалидов и лиц пожилого возраста.
  • Общие основы учения о личности. Определение понятия личности. Понятие структуры личности, её целостности и стабильности. Темперамент. Проявление темперамента в динамике общения. Характер. Акцентуация характера. Чувства, эмоции, воля. Способности и их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.
  • Анализ моральных проблем в принятии этических решений. Этика работника социальной службы. Этика адвоката. Этика нотариуса. Этические принципы и нормы в деятельности сотрудников правоохранительных органов.

Продолжительность практики с 8 апреля по 26 апреля 2013 года.

18 стр., 8960 слов

Особенности социальной работы с пожилыми инвалидами

... база по социальному обслуживанию инвалидов пожилого возраста, касающаяся способности инвалида к передвижению, самообслуживанию, дееспособности и адекватному восприятию окружающего; инфраструктура социальных учреждений и формы социального обслуживания пожилых инвалидов. 1. Инвалидность 1.1 ...

ТЕМА 1

Социально-психологический портрет личности.

Личность — это человек, взятый в системе психологических характеристик, которые социально обусловленные, проявляются в общественных отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существующие значения для него самого и окружающих (Р. С. Немов).

Академик Б. Г. Ананьев обосновал, что каждый человек обладает яркой индивидуальностью, объединяющий его природные и личностные особенности. На основе оценки Ананьев включил социально – психологический портрет личности следующие компоненты:

  1. Темперамент
  2. Характер
  3. Способности
  4. Направленность личности
  5. Интеллектуальность
  6. Эмоциональность
  7. Волевые качества
  8. Умение общаться
  9. Самооценка
  10. Уровень самоконтроля
  11. Способность к групповому воздействию

Социализация личности.

Личность и общество взаимодействуют в процессе социализации: общество передает социально – исторический опыт, нормы, символы, а личность усваивает нормы, символы и опыт, и передает обществу.

Социализация личности- это двусторонний процесс включающий в себя с одной стороны усвоение индивидом социального опыта, путем вхождения в социальную среду, с другой стороны процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей.

Выделяют 3 сферы становления личности:

  1. Деятельность
  2. Общение
  3. Самосознание

Стадии процесса социализации личности:

  1. До трудовая
  2. Трудовая
  3. После трудовая

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание 1

Составление социально — психологического портрета личности:

Я:

  1. Сангвиник
  2. Устойчивая
  3. Танцевальные
  4. Обучение
  5. Выше среднего
  6. Эмоциональность
  7. Самостоятельность, настойчивость
  8. Экстраверт
  9. Адекватная самооценка
  10. Стремление к самосовершенствованию
  11. Способность к общению

Преступник:

  1. Холерик
  2. Вспыльчивы, злой
  3. Способности к уловкам
  4. Общая направленность
  5. Выше среднего
  6. Преобладание эмоций
  7. Смелость, выдержанность
  8. Экстраверт
  9. Завышенная самооценка
  10. Импульсивность
  11. Естественные

Работник социальной службы:

24 стр., 11529 слов

Гендерные особенности самооценки и ответственности личности

... презентовать себя. Всё это возможно при наличии высокой адекватной самооценки личности. И всё-таки кому в большей степени следует ... количестве 30 человек, проживающие в Москве и имеющие среднее или высшее образование. Статистическая обработка полученных данных осуществлялась ... различия наблюдается между личностной самооценкой и ответственностью у девушек и юношей? У кого самооценка выше и кто является ...

  1. Флегматик
  2. Циклоидный
  3. Помощь людям
  4. Профессиональное направление
  5. Выше среднего
  6. Не должен поддаваться эмоциям
  7. Дисциплинированность, исполнительность
  8. Экстраверт
  9. Адекватная самооценка
  10. Есть самоконтроль
  11. Конкретно – практические способности к групповому воздействию

Инвалид:

  1. Меланхолик
  2. Интроверт
  3. Творческие
  4. Прилагать усилие к лечению
  5. Выше среднего
  6. Эмоционален
  7. Настойчивость
  8. Интроверт
  9. Заниженная самооценка
  10. Есть самоконтроль
  11. Способности к общению

Человек пожилого возраста:

  1. Флегматик
  2. Экстраверт
  3. Творческие
  4. Радоваться жизни
  5. Выше нормы
  6. Эмоциональность
  7. Настойчивость
  8. Экстраверт
  9. Адекватная самооценка
  10. Самоконтроль
  11. Способность к общению

Адвокат:

  1. Сангвиник
  2. Демонстративный характер
  3. Защита людей
  4. Помощь людям
  5. Выше среднего
  6. Не должен поддаваться эмоциям
  7. Дисциплинированность
  8. Экстраверт
  9. Адекватная самооценка
  10. Самоконтроль
  11. Способность помогать людям

Предприниматель:

  1. Холерик

  2. Циклоидный характер
  3. Направленность к получению прибыли
  4. Профессиональная направленность
  5. Выше среднего
  6. Преобладают эмоции
  7. Энергичность
  8. Экстраверт
  9. Адекватная самооценка
  10. Стремление к самосовершенствованию
  11. Способность идти на всякие хитрости

Медицинский работник:

  1. Сангвиник
  2. Экстраверт
  3. Помощь людям
  4. Профессиональная направленность
  5. Выше среднего
  6. Не должен поддаваться эмоциям
  7. Решительность
  8. Экстраверт
  9. Адекватная самооценка
  10. Стремление к самосовершенствованию
  11. Практические способности

Задание 2

Проблема

Пути решения социализации личности

Общение с клиентом

  1. Ссылаясь на ст. 1 ч. 1, надо придерживаться высоких нравственных стандартов.

  2. Ст. 1 ч. 2, принимать все усилия к тому, чтобы оставаться специалистом — экспертом в своей профессиональной этике.
  3. Ст. 1 ч. 3 п. 9, информация, полученная об участниках исследования должна быть конфиденциальная
  4. Ст. 2 ч. 1 п. 1, работник не должен использовать свои интересы
  5. Передать своего клиента своему коллеге

Общение со своими коллегами

  1. Ст. 3 ч. 2 п. а, надо всегда согласовываться с коллегой

  2. Ст. 3 ч. 2 п. б, надо обслуживать клиентов своих коллег как «собственных»
  3. Ст. 3 ч. 1, общаться с коллегами с уважением, вежливо и т.д.
  4. Не затрагивать свои интересы в общении с коллегами
  5. Не разглашать тайны клиентов даже своим коллегам

Честность

  1. Не действовать в своих интересах

  2. Не договаривать некоторые нюансы
  3. Избегать тем, в которых придется врать
  4. Не должен поддаваться влиянию со стороны клиента
  5. Честно и точно сообщать своему клиенту о проделанной работе

Обязательства перед обществом

  1. Должен действовать справедливо и честно

  2. Не проявлять неприязнь к людям, разделяя их по какому- либо признаку
  3. Должен уважать различные культуры
  4. Выслушивать мнение общества
  5. Не поддаваться влиянию других людей

поведение

  1. Сохранить честь и достоинство

  2. Не делать аморальных поступков
  3. Поступать «правильно» по отношению к другим людям
  4. Грамотно разговаривать
  5. Самоконтроль

ТЕМА 2

Социальная психология конфликта

Конфликт (от латинского «ссора») – столкновение противоположно направленных несовместимых друг с другом тенденций в межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанных с отрицательными или эмоциональными переживаниями.

Формула конфликта:

К=У+КС+И+О где,

К — Конфликт

У — Участники

КС — Конфликтная ситуация

И — Инцидент

О – Объект

Участники -субъект отдельные личности организации государства группы людей непосредственно вовлеченные в конфликт и непремиримо оценивающие протекание событий связанных с другой личностью.

Конфликтная ситуация – это ситуация открытого противоборства двух или несколько участников, каждый из которых имеет свои цели, мотивы, средства и способы решения проблемы.

Инцидент – практически конфликтные действия участников, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков.

Объект – предмет, явление, событие, проблема действия вызывающий конфликт.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задача 1: Приложение 1

Участники: я (менеджер) и курящие сотрудники

Конфликтная ситуация: курение во время работы

Инцидент: из-за курения

Объект: нахождение сотрудников не на рабочем месте

Решение: Подойти к этим сотрудникам, представиться и потребовать объяснение их поступка, вежливо попросить больше так не делать и отправить их на рабочее место.

Задача 2:

Участники: Я (начальник) и сотрудница

Конфликтная ситуация: встреча в аэропорту, когда она на больничном отпуске

Инцидент: во время больничного отпуска, нахождение в аэропорту

Объект: Больничный лист

Решение: потребовать объяснение и попросить выйти на работу помочь

Задача 3:

Участники: 2 сотрудницы

Конфликтная ситуация: из-за повторяющихся ошибок сотрудницы

Инцидент: высказывание претензий и принятие их как за оскорбление

Объект: ошибки в работе

Решение: этой сотруднице надо все молча выслушать и попытаться больше не повторять таких ошибок.

Задача 1: Приложение 2

Участники: руководитель и заместитель

Конфликтная ситуация: принятие на работу не опытного работника

Инцидент: не согласование с заместителем, у которого он в подчинении

Объект: неподготовленный работник

Решение: обсудить руководителю и заместителю, что делать дальше с этим работником.

Задача 2:

Участники: сотрудник и начальник

Конфликтная ситуация: не выдача премии сотруднику

Инцидент: не объяснение причины такого поступка

Объект: премия

Решение: Начальнику надо объяснить в чем причина не выдачи премии

Задача 3:

Участники: подчиненный и начальник

Конфликтная ситуация: отказ пойти на курсы повышения квалификации

Инцидент: посылание на курсы

Объект: курсы повышения квалификации

Решение: выделить сотруднику премию, если он пойдет, и если отучится на этих курсах повысить ему зарплату.

Задача 1: Приложение 3

Участники: предприниматель и налоговый инспектор

Конфликтная ситуация: наложение штрафа

Инцидент: Предприниматель спросил грубо

Объект: штраф

Решение: предприниматель спокойно рассмотрит документы и поймет, что все было на основании.

Задача 2:

Участники: руководитель и заместитель

Конфликтная ситуация: разговор со словами упрека

Инцидент: руководитель упрекает в этом заместителя

Объект: несвоевременность выполнения работы

Решение: лишение премии заместителя.

Задача 3:

Участники: начальник отдела и сотрудник

Конфликтная ситуация: просьба остаться помочь после работы

Инцидент: отказ сотрудника остаться после работы

Объект: помощь после работы

Решение: уговорить сотрудника, выписав премию за помощь

Задача 1: Приложение 4

Участники: я и служащий

Конфликтная ситуация: беседа с сотрудницей

Инцидент: критика в адрес сотрудницы

Объект: эмоциональное реагирование сотрудницы

Решение: помягче объяснить, весь разговор до конца.

Задача 2:

Участники: я и сотрудник из отдела рекламы

Конфликтная ситуация: «выход из себя» сотрудника

Инцидент: не реагирование сотрудника на мои замечания

Объект: срыв сделки

Решение: уволить сотрудника.

Задача 3:

Участники: я и подчиненные

Конфликтная ситуация: немотивированные действия подчиненных

Инцидент: плохая работоспособность

Объект: «неформальный» лидер

Решение: поговорить с сотрудниками, узнать кто лидер, лишить премии, в случаи такого же продолжения уволить.

ТЕМА 3

Возрастная структура общества. Старение населения как социально-демографический процесс.

Процесс демографического старения населения – явление относительно новое. Наиболее часто используемым показателем старения общества является доля людей старшего возраста в его структуре(в %).

Обычно полагают, что нижняя граница старости соответствует возрасту 60 – 65 лет. Глубокими стариками считаются люди в возрасте 80 лет и старше.

Понятие «демографическое старение» рассматривается как изменчивая величина в структуре населения в 3-х периодах:1.до репродукции; 2.активная деятельность; 3.после репродукции с последующим прекращением активной деятельности.

Обычно демографическое старение измеряется по методике Россета и по шкале Сандберга.

Согласно Россету, в процессе старения различают 4 фазы:

1.отсутствие признаков демографической старости – менее 8%;

2.ранняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 8-10%;

3.поздняя переходная фаза между состоянием демографической молодости и старости – 10-12%;

4.состояние демографической старости – 12%.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Население по полу и возрастным группам по субъектам РФ

  1. Мужчин больше на 153789 человек
  2. Женщин пожилого возраста больше на 7749351 человек
  3. Подростков мужчин больше на 462875 человек
  4. Мужчин в первый период зрелости больше на 107878 человек
  5. Средний возраст женщин 39,8 лет
  6. Среднее соотношение на 1000 человек- 962
  7. Соотношение мужчин на 1000 человек — 945,5
  8. В возрасте 84 и более
  9. самое большое количество женщин на 1000 человек- 953
  10. мужчины преобладают на 682547
  11. женщин на 11216 626

Городское население

  1. 109729 > м
  2. 3723519> ж
  3. 145990> м
  4. 77905 > ж
  5. 39,8
  6. 973
  7. 954
  8. 85 и больше
  9. 0 – 4
  10. Преобладание женщин на 368502
  11. ж > 8166047

Сельское население

  1. м > 44060
  2. ж > 1925832
  3. м > 210552
  4. м > 185783
  5. 39?9
  6. 963
  7. 961
  8. 85,4 и более
  9. 0 -4
  10. м > 1041049
  11. ж > 3050579

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Изучая возрастную проблему, я выявила, что мужчины преобладают в молодом возрасте, а женщин в пожилом. Это зависит от того что мужчины умирают в более раннем возрасте, по разным причинам.
  2. Городское население больше сельского. Преобладают женщины.
  3. Средний возраст среди женщин сельской и городской местности показал, что в среднем возраст женщин в сельской местности больше на 0,1 чем в городской местности.
  4. Смертность мужчин и женщин в пожилом возрасте разы больше, об этом говорят таблицы, на основании которых были сделаны выводы
  5. Среди трудового населения преобладают мужчины т.к они лучше осваиваются в любой профессии, а женщины заняты в быту.

ТЕМА 4

Принципы реабилитации и адаптации в предпенсионном возрасте и к пенсионному периоду жизни. Ожидаемая и видовая продолжительность предстоящей жизни.

Продолжительность трудового периода в условиях современного производства и предупреждение профессионального старения в первую очередь связаны с созданием таких условий труда и нагрузки, которые бы соответствовали функциональным возможностям организма. Возрастное снижение функциональных возможностей до физического предела, лимитирующего профессиональную и общую трудоспособность, не является еще патологией.

Профессионально-трудовая реабилитация определяется как совокупность юридических производственных, педагогических, медицинских и иных необходимых мероприятий, направленных на поддержание повышение восстановление профессиональной трудоспособности человека.

Трудовая реабилитация включает в себя производственную адаптацию в своей профессии, которая предполагает адекватную производственную нагрузку, рациональный режим труда, сниженную форму выработки, сокращенный рабочий день. Большое внимание должно уделяется формированию работающих коллективов по сходным личностным, психосоциальным и психомоторным характеристикам индивидов, психосоциальной корреляции взаимоотношений в коллективе.

Профессиональная реабилитация состоит в профессиональной переориентации ,тренировке профессионально значимых функций, обучении и переобучении трудовым навыкам, в переводе на облегченные условия деятельности обычного производства. И наконец, пенсионирование, отстранение от основной работы, перевод во вспомогательные виды труда, надомный труд, посильная физическая нагрузка в домашних условиях.

Социальная реабилитация заключается в подготовке к рациональному образу жизни в предпенсионном периоде необходимости активизировать общественную жизнь в коллективах и снова восстанавливать различные виды наставничества, пропагандировать курсы общего образования по типу университетов 3-го возраста, организовывать клубы по интересам, художественную самодеятельность и т.п.

Проблема реабилитации и профессиональной переориентации пожилых работников по своему происхождению является социально- экономической, а по методам решения – медико-биологической и психологической. Медицинский и психологический эффекты реабилитации выражаются в устранении или снижении уровня риска развития хронической патологии и ее осложнений, в предупреждении физических ограничений.

Эффективность реабилитации включает в себя:

Физиологическую эффективность, т.е. улучшение или стабилизацию функционального статуса;

Экономическую эффективность, т.е. увеличение производительности труда и сокращение сроков реабилитации и ресоциализации стареющих работников;

Социальную эффективность, т.е. устранение вредных влияний окружающей среды.

ТЕМА 5

Ощущения, восприятия, представления их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста.Внимание, память, интеллект. Изменение у инвалидов и лиц пожилого возраста.

Главной особенностью данного пожилого возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Прежде всего, происходит постепенное ослабление деятельности организма. Люди, достигшие поздней взрослости, уже не так сильны физически, общий запас энергии у них становится существенно меньше по сравнению с молодыми годами. Ухудшается деятельность сосудистой и иммунной систем человека. Утрачивается живость тканей организма, что тесно связано с уменьшением в них содержания жидкости и вызывает затвердевание суставов. Возрастное обезвоживание в свою очередь приводит к иссушению кожи. Она становится более чувствительной к раздражениям и солнечным ожогам, теряет мягкость и приобретает матовый оттенок. Иссушение кожи также препятствует потовыделению, которое регулирует поверхностную температуру тела.

Познавательные психические процессы — психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят: ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь.

Специфика возраста.

Главной особенностью данного возраста является процесс старения, который представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме.

Развитие ощущения и восприятия.

Процесс старения затрагивает и нервную систему человека. В первую очередь происходит снижение ее чувствительности, что обусловливает замедление реакции организма на внешние воздействия и изменения чувствительности разных органов чувств. Большинство людей в процессе старения вдруг обнаруживают, что им требуется существенно больше времени, чем раньше, для того чтобы получить ту или иную информацию.

Сенсорная система — совокупность физиологических и психических механизмов, обеспечивающих получение чувственной информации об окружающих предметах и явлениях реальной действительности.

Изменение слуховой чувствительности.

Чаще всего результаты процесса старения обнаруживаются в изменении слуховой чувствительности человека. Имеющиеся экспериментальные данные свидетельствуют о том, что снижение слуха отчетливо отмечается у одной трети пожилых людей, и в первую очередь у мужчин. Обычно эти потери слуха бывают легкими или умеренными и подразумевают снижение способности человека различать на фоне шумов голоса или другие звуки.

Некоторые пожилые люди, обладающие снижением слуховой чувствительности, могут выглядеть невнимательными или плохо соображающими, но на самом деле они просто не могут понять, что им говорят. Другие из-за того, что плохо слышат, становятся замкнутыми или подозрительными.

Нарушение зрения.

У людей, достигших периода поздней взрослости, могут возникнуть разнообразные нарушения зрения. Например, часто может наблюдаться уменьшение способности фокусировать взгляд на предметах, что происходит, вероятно, из-за потери эластичности хрусталика. Кроме того, изменение структуры хрусталика может привести к его помутнению, а затем и к катаракте.

Еще одним признаком возрастного изменения зрения является то, что многим пожилым людям трудно игнорировать не относящиеся к делу раздражители. Например, с возрастом становится все труднее обнаружить конкретный дорожный знак среди множества других. Компенсацией данной проблемы является избыточность информации в виде повторяющихся несколько раз знаков. Стандартизация размещения и формата знаков также помогает пожилым людям обнаруживать нужные визуальные сигналы.

Вкусовые ощущения в старости почти не изменяются. Особенно хорошо сохраняется способность ощущать сладкое. Незначительно снижается различительная чувствительность лишь к горькому.

Ряд изменений вкусовой чувствительности в некоторых случаях обусловлен индивидуальными особенностями человека. Так, гипертоники хуже, чем другие пожилые люди, различают на вкус соленое. Скорее всего, это обусловлено приемом тех лекарств, которые необходимы при данном заболевании.

Мэри Спитцер (1988), характеризуя данную проблему, высказала предположение, что у этих людей, вероятно, изначально выше разностные пороги ощущения соленого и поэтому они в течение всей жизни добавляют в еду больше соли, чтобы вообще можно было почувствовать ее вкус. Повышенное потребление соли в свою очередь могло внести вклад в развитие гипертонической болезни человека.

В отдельных исследованиях было обнаружено, что старые люди очень часто испытывают некоторые сложности при определении вкуса отдельных компонентов в пище, что, вероятно, в большей степени связано с ослаблением обоняния, а не вкусовой чувствительности. Обоняние же, по сравнению со вкусом, весьма существенно ухудшается в период достижения человеком возраста поздней взрослости.

Психология — Стр 2

Изменение памяти.

Проводимые исследования позволяют говорить о том, что пожилые люди все же способны принимать и удерживать чуть меньше информации, чем молодые. В среднем их объем восприятия несколько меньше, особенно когда два события происходят одновременно. Причины данного явления пока остаются невыясненными. Некоторые авторы полагают, что это явление, скорее всего, обусловлено тем, что хуже работают зрительная и слуховая системы. Вероятно, у пожилых людей в процессе старения происходит снижение избирательности внимания и способности к распознаванию отдельных признаков предметов.

Вместе с тем большинство современных исследователей полагают, что обнаруженные негативные изменения сенсорной памяти у людей, достигших поздней взрослости, настолько несущественны, что вряд ли будут очень заметны в повседневности. В реальной жизни большинство предметов и явлений можно рассматривать значительно дольше, чем в лабораторных экспериментах, где на это отводятся доли секунды.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.

Упражнение 1

Посмотрите на незнакомую картинку в течение 3-4 сек.

Перечислите детали (предметы), которые запомнились.

Ключ:

запомнили менее 5 деталей — плохо;

запомнили от 5 до 9 деталей — хорошо;

запомнили более 9 деталей — отлично.

Упражнение 2

  1. Поставьте будильник перед телевизором во время какой-либо интересной программы.
  2. В течение 2-х минут удерживайте внимание только на секундной стрелке, не отвлекаясь на ТВ-передачу.

Упражнение 3

  1. Перед собой поставьте какой-нибудь предмет.
  2. Спокойно и внимательно смотрите на него несколько минут.
  3. Закройте глаза и вспомните вещь во всех деталях.
  4. Откройте глаза и найдите «пропущенные» детали.
  5. Закройте глаза.
  6. Повторяйте так до тех пор, пока не будете в состоянии абсолютно точно воспроизвести предмет в своей памяти.

Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Упражнение 1

Перед тем, как пойти в магазин за продуктами — запишите их на листочке. Несколько раз прочитайте (вслух или про себя) и идите в магазин, оставив нужный список продуктов дома. Так изо дня в день, обычные походы по магазинам помогут Вам тренировать свою память, практически не прикладывая усилий.

Упражнение 2

Попросите прочитать вам вслух десять произвольных слов. Например: утро, серебро, ребенок, река, север, вверх, капуста, стакан, школа, ботинок. Необходимо воспроизвести слова именно в том порядке, в котором они были зачитаны.

Упражнение 3

Закройте глаза и представьте соответствующие картинки, названия которых произнесут…

1. Лев, нападающий на антилопу

2. Собака, виляющая хвостом

3. Муха в вашем супе

4. Миндальное печенье в коробке

5. Молния в темноте

6. Пятно на вашей любимой одежде

7. Бриллиант, сверкающий на солнце

8. Крик ужаса в ночи

9. Радость материнства

10. Друг ворующий деньги из вашего кошелька

А теперь вспомните и запишите названия визуализированных картинок. Если вспомните более 8 образов, упражнение выполнено успешно.

Мышление — это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний, а в более общем смысле — психический процесс отражения действительности.

Упражнение 1

Переставьте буквы в слове карета, и вы получите слово ракета. Сколько времени вам потребуется, чтобы найти новые слова из перечисленных ниже?

  1. табун
  2. базука
  3. зола
  4. ропот
  5. клоп
  6. мышка
  7. банка

Упражнение 2

Удваивая числа, посмотрите, как далеко вы сможете продвинуться:

  • 2,4,8,16,32,64…
  • 3,6,12,24,48,96…
  • 7,14,28,56,112,224…

Упражнение 3

Правильно прочитайте высказывания, в которых слова записаны справа налево:

  • ыджонидееН я летох ьтох огонмен ьтачломоп, ыботч ьтинсяыв, умеч еж я оньлетивтсйед юяревод — нампиЛ ретьлаВ
  • тюувтсещуС авд адив ынитси: яалам анитси и .яашьлоб ыВ етежом ьтанзопо юулам, унитси укуьлоксоп ееюьтсонжолоповиторп ястеялвя .ьжол ьтсонжолоповиторП йошьлоб ынитси — отэ яагурд анитси — роБ сьлиН
  • ьтсонсЯ еинерзорп или еинаминоп ынжомзов окьлот адгок ьлсым в иинадижо, адгок музар .неокопс окьлоТ адгот ыв етежом амьсев октеч, ьтедив окьлот адгот ынбосопс онневтсдерсопен, ьтаминирпсов укьлоксоп шав музар мечин ен .нещумс ыботЧ ясьтаватсо, мыннелтевсорп музар нежлод ьтыб оннешревос, мынйокопс юьтсонлоп, мынживдопен и адгот тедирп еоньлетивтсйед, еинаминоп меивтсделс огороток ястивя .еивтсйед огогурД итуп .тен — итруманширК. Й

Интеллект (от лат. intellectus — понимание) — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой.[1] Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение

Упражнение 1

Медленно ведите карандашом по листку бумаги. Ваше внимание должно быть постоянно направлено в точку, где из-под грифеля карандаша возникает линия. Каждый раз, когда ваши мысли отвлекутся, зафиксируйте это на бумаге, нарисовав петлю. Когда дойдете до края бумаги, продолжите линию в обратном направлении. Как долго вы сможете вести непрерывную линию вашего внимания? Старайтесь с каждым разом достичь все большей концентрации внимания.

Упражнение 2

«Групповая картина»

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.

Упражнение 3

Предлагается определить, правильно ли произведено ограничение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе из понятий к первому как вид к роду.

1. Архитектор — Баженов.

2. Материк — часть света.

3. Второстепенный член предложения — дополнение.

4. Растение — корень.

5. Русский поэт — Некрасов.

6. Нефть — газ.

7. Война — Куликовская битва.

8. Органическое вещество — жир.

9. Техническое устройство — насос.

10. Слово — буква.

11. Время года — зима.

12. Искусство — литература.

13. Предложение — сложноподчиненное предложение,

14. Множество — пустое множество.

15. Климат — континентальный климат.

16. Повесть — «Повесть о настоящем человеке».

17. Лиственное дерево — ясень.

18. Рабовладельческий строй — Древняя Греция

19. Движение — механическое движение.

20. Пищеварение — желудок.

21. Поэма — стихотворение.

22. Число — цифра.

23. Рельеф — растительность.

24. Литературный герой — Тарас Бульба.

ТЕМА 6

Общие основы учения о личности. Определение понятия личности. Понятие структуры личности, её целостности и стабильности. Темперамент. Проявление темперамента в динамике общения. Характер. Акцентуация характера. Чувства, эмоции, воля. Способности и их изменения у инвалидов и лиц пожилого возраста

Личность понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции. Личность моложе индивида, так как человек рождается индивидом, а личностью он становится в процессе социализации, усвоения социального опыта.

Рубинштейн выделял 3 аспекта психического облика личности:

— Чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

— Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

— Что личность есть, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности. В структуру личности многие авторы включают темперамент, как психофизиологическую основу личности (Мясищев, Мерлин, Ананьев и др.).

Основоположник персонологии Оллпорт писал: «Личность есть такая динамическая организация психофизических систем индивидуума, которая определяет его уникальный способ адаптации к среде».

Айзенк, известный персонолог, определял личность как «…более или менее стабильную и устойчивую структуру характера, темперамента, интеллекта и конституции человека, которая определяет его индивидуальную адаптацию к окружающему миру».

Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под Активностью Понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. Устойчивость — это относительное постоянство личностных свойств. «Для индивидуума характерно проявление тенденции реагировать одинаковым способом в одинаковых ситуациях, каковая тенденция увеличивается с возрастом…» — писал один из основоположников персонологии Мюррей. Многочисленные данные, полученные при помощи наблюдений, самонаблюдений, анализа биографий и тестовых оценок, указывают на высокую устойчивость личностных свойств. Например, различия между детьми в агрессивности, доминировании, зависимости, социабельности и застенчивости сохраняются на протяжении дошкольного, школьного детства вплоть до взрослости. Целостность Личности заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности.

Старость — особый период в жизни человека, когда либо вовсе не строятся далеко идущие планы, либо они резко суживаются и ограничиваются витальными потребностями. Это период, когда появляется множество старческих недугов, которые обусловлены не только, а может быть и не столько наличием хронической соматической патологии. Снижение жизненного тонуса, лежащего в основе всевозможных недугов, в значительной степени объясняется психологическим фактором — пессимистической оценкой будущего, бесперспективностью существования. При этом, чем глубже самоанализ, присущий данной личности, тем сложнее и болезненнее психологическая перестройка. На состояние жизненного тонуса оказывает влияние и способ реагирования на соматические ощущения, которые также связаны с особенностями личности пожилого человека. Особенно чреват в этом возрасте уход в болезнь. При подходе к процессам старения и старости рассматриваются две стороны этой проблемы: — особенности психической деятельности, обусловленные возрастными изменениями мозговой деятельности, то есть биологическими процессами старения; — психологические феномены, представляющие собой реакции стареющего человека на эти изменения или на новую (внутреннюю или внешнюю) ситуацию, сложившуюся под влиянием биологических и социальных факторов. Изменения, происходящие в старости в области психической сферы, наблюдаются на различных уровнях: личностном, функциональном, органическом. Знание этих особенностей очень важно для социальных работников, так как позволяет им оценить ситуацию общения с пожилыми людьми, скорректировать свои психологические реакции и прогнозировать ожидаемые результаты. Личностные изменения, расцениваемые как признаки биологически обусловленного старения, выражаются в усилении и заострении прежних свойств личности, с одной стороны, и в развитии общих, собственно возрастных нивелирующих черт, с другой. Первая группа изменений проявляется в том, что, на- пример, бережливый становится скупым, недоверчивый — подозрительным и т.д. Вторая группа личностных изменений выражается в появлении ригидности, нетерпимости, консерватизма в отношении всего нового при одновременной переоценке прошлого, склонности к нравоучительству, ранимости, обидчи­вости. Старческим изменениям личности присуща своеобразная полярность: так, наряду с упрямством и ригидностью суждений наблюдается повышенная внушаемость и легковерие, наряду со снижением эмоциональности и отзывчивости — повышенная сентиментальность, слабодушие, склонность к умилению, наряду с переживанием чувства одиночества — нежелание контактировать с окружающими. Помимо личностных изменений, связанных с процессами старения, важно также иметь в виду изменения психических функций. К ним относятся нарушения памяти, внимания, эмоциональной сферы, психомоторной деятельности, ориентировки и в целом — нарушение адаптационных механизмов. Особую значимость при общении с лицами старшего возраста приобретает знание социальным работником особенностей расстройств памяти. При относительной сохранности памяти на события многолетней давности в старости страдает память на недавние события, нарушается кратковременная память. Это может негативным образом отразиться на отношениях пожилого человека с обслуживающим его социальным работником, когда возникают претензии к качеству услуг, длительности и количеству посещений и т.д. Внимание в пожилом возрасте характеризуется неустойчивостью, отвлекаемостью. В эмоциональной сфере преобладает сниженный фон настроения, склонность к депрессивным реакциям, слезливости, фиксации на обидах. Для пожилого человека характерно замедление темпов психической деятельности, медлительность и неловкость моторики, снижена способность ориентировки в окружающем. Ломка адаптационного механизма, свойственная пожилому возрасту, сказывается в новых условиях (при смене места жительства, привычного окружения, при необходимости осуществления контактов в непривычной обстановке и т.д.).

При этом возникают реакции дезадаптации, которые имеют различную степень выраженности — от личностных до клинически очерченных. Психические изменения в пожилом возрасте, связанные с патологическими процессами, проявляются в различных (нозологических) заболеваниях, характерных для пожилого и старческого возраста. К ним относятся клинические проявления деменций, бредовых и аффективных расстройств. Диагностика этих состояний является прерогативой врача. Роль социального работника, имеющего постоян­ный контакт с пожилыми людьми, состоит в том, чтобы будучи элементарно информированными о таких состояниях, уметь выявить признаки заболеваний и организовать помощь специалиста.

ТЕМА 7

Анализ моральных проблем в принятии этических решений. Этика работника социальной службы. Этика адвоката. Этика нотариуса. Этические принципы и нормы в деятельности сотрудников правоохранительных органов

2. Этические аспекты исследований в социальной работе

Исследования необходимы не только для того, чтобы судить об эффективности проделанной работы, но и для того, чтобы определять потребность в социальных услугах разных слоев населения, прогнозировать на основании полученных данных развитие социальных служб и тем самым все более полно удовлетворять рациональные потребности клиентов и общества.

Решение начать исследование должно базироваться на убежденности в пользе, которую данное исследование может принести его клиентам и обществу (иными словами, обоснованность и целесообразность исследования).

Приступая к исследованиям и составляя их программу, социальный работник руководствуется принципами, изложенными в кодексе “Этические принципы в проведении исследований над людьми”, принятом Американской психологической ассоциацией в 1975 г..

Уважение к индивидам и группам, являющимся объектом исслдования. На исследователя ложится личная ответственность за тщательную этическую оценку приемлимости исследования, применяемых методов, сферы использования результатов исследования. Исследователь также лично несет ответственность за то, чтобы обращение с гражданами, принимающими участие в исследовании, соответствовало этическим нормам.

Честность и открытость. Должно быть четкое соглашение между исслдователеи и лицом – объектом исследования. Как правило, исследователь берет на себя обязанности полного информирования клиента об исследовании и его результатах, а клиент обязуется предоставлять достоверную информацию. Если методика исследования вынуждает исследователя скрыть что-либо от клиента в процессе исследования, то его обязанность – объяснить это клиенту и восстановить доверительные отношения. Этически и научно обоснованной является проверка данных, сообщенных клиентом, но клиент должен быть заранее оповещен о такой возможности проверки информации.

Добровольность участия клиентов в исследованиях. Если клиент обращается в социальную службу с просьбой об оказании ему услуг, как правило, эти услуги оказываются после обследования обстоятельств жизни клиента, с тем, чтобы составить объективное мнение о его положении ( при предоставлении надомных услуг, установлении опеки, усыновлении).

В этом случае исследование (обследование), проводимое социальной службой, является обязательным.

Иного рода этические требования предъявляются к научным исследованиям. Здесь клиент имеет право отказаться от участия в исследовании без объяснения причин отказа.

Необходимая и достаточная информированность клиента о целях, ходе и результатах исследования

Информирование клиента об исследовании должно строиться по следующей схеме:

раскрытие целей исследования;

уведомление об обеспечении конфиденциальности полученных от клиента сведений;

объяснение сущности исследования, т.е. тех процедур, которым клиент будет подвергнут в ходе исследования;

гарантирование клиенту права и возможности отказаться от участия в исследовании на любом из его этапов;

гарантирование права на консультацию независимого специалиста по сущности и целям исследования;

сообщение о предполагаемых результатах исследования и их возможном применении.

Конфиденциальность.

Если методика допускает, участие в исследовании может быть анонимным; если нет – социальный работник может обнародовать сведения о клиенте только с его согласия. Кроме того, социальный работник обязан предвидеть возможные отрицательные последствия этого и своевременно предупредить клиента.

Контроль за ходом исследования В ходе исследования возможны различные отклонения от программы. Главное этическое правило для социального работника в этой ситуации – сделать прогноз возможных нежелательных для клиента последствий исследований и исключить, или, по крайней мере, минимизировать их. Исследования не могут проводиться, если существует опасность нанесения серьезного, длительного или неустранимого ущерба клиенту – объекту исследования.

Использование результатов исследования исключительно на благо клиента. Результаты исследования не должны быть использованы в целях извлечения личной выгоды или переданы для применения в этих целях юридическим или физическим лицам. Основная заповедь научной деятельности – “наука – для людей”.

Адвокатура занимает в общественном и государственном устройстве свое особое и достаточно своеобразное место. Адвокатура не элемент государственного устройства в традиционном понятии этого слова, она облечена доверием общества и одновременно доверием государства.

Адвокатура, по большому счету, саморегулирующаяся и независимая организация, профессиональный союз правозащитников. Особые права адвокатуры, естественно, подразумевают и особые обязанности. На адвокатуре лежит общественная обязанность по улучшению общества, по внедрению в сознание граждан (как простых обывателей, так и высших государственных чиновников) правовой культуры, уважения к закону, необходимости соблюдения прав других лиц.

Адвокат должен способствовать улучшению деятельности системы правосудия и повышению уважения общества по отношению к ней.

Адвокат, используя свой опыт, профессиональные навыки и знания, может составить обоснованную точку зрения о том, как работают законы, в том числе об эффективности существующих средств судебной защиты, системы наказаний, разрешенных споров и уголовных дел, проводимых преобразованиях правовой системы, о сильных и слабых сторонах действующих правовых институтов и государственной власти. Такие комментарии полезны для обеспечения лучшего понимания общественностью юридических аспектов проблем. Все его суждения должны быть направлены на улучшение системы защиты прав и интересов граждан и организаций и быть обоснованны.

Адвокат, желающий выступить в интересах общества, должен поддерживать только те изменения, которые, по его убеждению, действительно направлены на изменения законодательства или судебно-правовой системы в интересах большей части граждан.

Адвокат также может выступать защитником интересов различных социальных групп, имеющих целью внести изменения в действующее законодательство, политику управления или привлечь внимание общественности к какому-либо вопросу. Представляется также, что в этих случаях адвокат имеет право комментировать ход развития дела. Адвокат должен избегать таких утверждений или предложений по поводу изменения судебной системы, которые могут привести к дискредитации как самого адвоката, так и всей юридической профессии и системы правосудия в глазах общества.

В заключение хотелось бы подвести итог значимости рассматриваемой здесь проблемы. Существование свободного общества и свободного человека практически невозможно без компетентных и независимых юристов-адвокатов. Ввиду особой важности выполняемой адвокатами миссии, предъявляемые к ним профессионально-этические требования выходят за рамки требований, подлежащих исполнению просто законопослушным гражданином. Адвокат обязан исполнять свой долг достойно, честно, независимо, на должно профессиональном уровне и с необходимой тщательностью, а также обязан сохранять профессиональную тайну. Нравственность, компетенция и независимость — вот суть профессии адвоката. Достижение этих высоких, но жизненно необходимых требований к личности адвоката должно быть сердцевиной деятельности каждого сообщества адвокатов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение своего отчета хочу сказать, что при прохождении практики особых трудностей не возникало. Было очень интересно познакомиться с работой психолога.

За это время я:

  1. Закрепила теоретические знания.

  2. Научилась определять основные характеристики и качества личности.
  3. Воспитала интерес к профессии психолога и сформировала положительное отношение к профессии психолога.

39