Причины агрессии

Агрессия — не самое приятное слово в нашем языке. Проявления агрессии, к сожалению, встречаются не только в речи, но и в реальной жизни. С агрессивными людьми можно столкнуться на улице, в транспорте, даже в очереди. Казалось бы, агрессия — естественное человеческое чувство, но как же неприятно ощущать её на себе.

Можно ли предотвратить возникновение агрессии у себя и защитить себя от чужого проявления безосновательной злобы?

Откуда берется в человеке агрессия?

Ответ на этот вопрос зависит от того, к какому определению слова «агрессия» мы будем обращаться.

Этимологически слово агрессия восходит к праиндоевропейскому слову *ghredh — «идти» и образовано от латинского ad + gradī, где ad — приставка, обозначающая направление: «к, на», а gradī — «шагать, идти»; aggredi «наступать, нападать».

В психологии есть минимум (!) два практически полярных взгляда на это явление.

С одной стороны, агрессия — биологический инстинкт, развившийся в ходе эволюции в процессе борьбы за выживание. В этом случае под агрессией понимают любое действие, направленное на «модификацию себя или мира вокруг себя». В этом смысле, любая инициатива в каких либо-контактах с миром — есть агрессия. Например, процесс пережевывания пищи — тоже акт агрессии. (Любое подавление этого инстинкта может привести к весьма неприятным для человека последствиям: от психосоматических заболеваний до тяжелых нарушений личности. Но это, пожалуй, тема отдельной статьи).

С другой стороны, чаще в обиходе мы произносим слово «агрессия», когда говорим о намерении причинить вред (агрессивных импульсах) или действиях, причиняющих вред кому-то или чему-то или демонстрирующих враждебное отношение. Причины (мотивы) таких намерений или действий могут быть осознанными и неосознанными (агрессия преднамеренная или инструментальная).

С этой точки зрения, агрессивные импульсы или агрессивные действия могут быть вызваны переживанием чувств гнева, отвращения, страха, стыда, ощущением боли, ситуацией невозможности (объективной или предполагаемой) удовлетворения потребностей или ситуацией конкуренции.

В зависимости от степени осознанности мотивов, агрессия может принимать различные формы от игровой: демонстрация ловкости, силы, умений или знаний, до злокачественной (компенсаторной): жестокость, насилие, садизм, некрофилия (любовь к неживому), депрессия, скука.

10 стр., 4956 слов

Психологические особенности проявления агрессивности в подростковом возрасте

... появлению, биологические и социальные детерминанты агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии. Диагностика проявлений подростковой агрессии в настоящее время представляет ... стимуляции. Дж. Доллард считал, что фрустрация всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации. Согласно этой теории, у индивида, ...

Можно ли распознать признаки начинающейся агрессии?

Как правило, люди становятся агрессивными не сразу. Это, с одной стороны, хорошая новость (можно успеть «отбежать» вовремя), а с другой стороны, надо знать признаки нарастающей агрессии у собеседника, чтобы этот самый момент предупредить и до беды не довести.

Обращайте внимание на внешние признаки, среди которых:

  1. Поджатые губы.
  2. Отведение взгляда.
  3. Отклонение всем телом в сторону от вас.
  4. Явное нежелание продолжать разговор.
  5. Испуганные глаза (страх очень быстро может перейти в свою противоположность — в агрессию).
  6. Уменьшение диапазона интонаций голоса (то человек говорил «певуче», а тут вдруг стал говорить «на одном тоне»).

Если вы заметите эти признаки — будьте внимательны, и, прежде всего, к собеседнику: видимо, вы затронули очень важную и болезненную для него тему. Не исключен также вариант, когда человек в целом переживает в своей жизни сейчас не лучший период, и тогда он на многие ваши нейтральные поступки будет реагировать как на очень нежелательные. Дело не в вас, а в том, что человеку плохо. Отнеситесь к этому с пониманием.

Кстати, бывает полезно и у себя заметить приближающееся агрессивное состояние: знайте, если вокруг вас вдруг увеличивается количество людей, вызывающих ваше раздражение — значит, вы на пороге «срыва». Как правило, дело здесь не в людях, а в вашем состоянии, которое «зеркально» начинает отражаться в вашем восприятии других людей. Отдохните, успокойте себя, остановитесь на минуточку, сосредоточьтесь на ощущениях и сделайте расслабляющую гимнастику. А на будущее — позаботьтесь о том, чтобы научить себя сохранять душевное равновесие и впредь «плохой погоды» в душу не пускать.

Что делать с собственной агрессивностью?

Агрессия не всегда вредна, но часто опасна. Собственную нежелательную агрессию желательно погасить, если это затруднительно, то притушить, сдержать, по крайней мере не разжигать. Это все — задачи контролирования агрессии. Управление агрессией — шире, чем ее сдерживание, это и вызов агрессии, и направление ее в нужном направлении, и управление ее характером и динамикой.

Учитесь своей агрессивностью управлять

Агрессивность — полезная вещь, если она будет всегда при вас, но только на крайний случай, как бы в заднем кармане. Умение взорваться агрессивностью в любую секунду — и в следующую секунду уже безмятежно улыбнуться, — показатель высокого уровня владения собой и собственными эмоциями. Если вы научитесь свободно вызывать агрессию, вам вскоре станет легче и ее выключать. Включили — выключили. Чем свободнее включаете — тем быстрее и выключаете. Да и окружающие начнут относиться к вам с большим уважением. А когда люди вокруг вас ведут себя уважительно, когда дети не испытывают вашего терпения и делают, что им родители говорят — как-то и агрессивности становится меньше.

13 стр., 6384 слов

Психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения ...

... формально - логический метод применялся при классификации полученной информации о внешних признаках человека, способах получения данной информации, метод системно структурного анализа был использован ... являлись психологические аспекты восприятия, запоминания и воспроизведения информации о признаках внешности человека, возможности извлечения такой информации из памяти субъекта, носителя образа ...

Если вы почувствовали в себе агрессию и хотите успокоиться

Вы чувствуете в себе гнев, злость, желание разорвать и уничтожить все, что попадется под руку. Что может быть рекомендовано в этом случае, как разумно и без проблем снимать злость и обиды? Самое интересное то, что эти чувства, злость и обида — очень похожи… Кто часто злится, часто и обижается, кто редко обижается, тот не часто злится. И приемы, как снимать злость, обиду и прочую внешнюю и внутреннюю агрессию — по сути, одни и те же.

Вначале — что не рекомендовано: это алкоголь, боление в спорте и выплекс воображаемой агрессии. А также: отомстить, нагадить, позлословить и заесть. Подробнее об этом.

Что касается приема алкоголя, как способа сбросить внутреннее напряжение, то позвольте оставить это без комментариев. Это не метод.

Боление в спорте — тут сложнее. Энергичный спорт сам по себе полезен, но агрессивные виды спорта (бои без правил, футбол, хоккей…) дают разрядку только для участвующих спортсменов при условии высоких физических нагрузок и итогового морального удовлетворения. Что касается зрителей, то собственно бой их преимущественно напрягает, а разрядка происходит только в случае дыхательной прокачки в процессе крика и размахивания руками. Заряженные агрессией болельщики после матча знакомы, к сожалению, очень многим.

Традиционная рекомендация «выплеснуть свой гнев и освободиться от агрессии» приносит больше вреда, чем пользы. Использовать это легко, отучиться от этого труднее, а ситуативной пользы от эмоциональных выплесков меньше, чем долгоиграющего вреда. Бывает ли, что это помогает? Да, если это совсем новое для человека поведение. Да, если это приносит человеку настоящее моральное удовлетворение. Да, если в выплескивании гнева и агрессии силен телесный компонент физической и дыхательной прокачки. При этом физическая и дыхательная прокачка помогает и без воображаемой агрессии, а привыкать получать удовольствие от агрессии — значит превращаться в психопата без перспектив, поскольку при привыкании выплеск воображаемой агрессии помогать перестает. Все.

Для очень многих людей способом разрядиться является «отомстить». Разговор об «отомстить» — отдельный и серьезный, иногда это можно понять, а вот нагадить и позлословить — только очень дурная привычка и просто слабость. «Сделал гадость — на душе радость» — наверное, это все-таки не ваше. «Заесть» — это не столько решение проблемы «Мне плохо», сколько в большей степени месть себе. Шоколадки действительно содержат вещества, повышающие настроение, но наедаться тортиками — это получать радость от возможности реализовать «Раз вы такие, то вот я что хочу, то и делаю». Это ваш путь, это ваш уровень?

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Рекомендовано

Успокойте дыхание. В ситуации обиды или злости в первую очередь успокойте дыхание, продышитесь. Обычно оказывается достаточным спокойный вдох и внимательный медленный выдох. Сделайте несколько раз, еще раз… Ну вот и успокоились. На крайний случай — сильный вдох и очень медленный выдох. И еще медленнее…

Далее — включите голову. Возможно, вы разозлились преждевременно. Часто бывает полезно вначале спокойно разобраться: кто что сказал и сделал, и почему. Те, кто умеет людей понимать, реже на них сердятся. Может быть, и вам стоит последовать их примеру?

Проговорите чувства. Если рядом близкие вам люди и есть такая возможность — проговорите свои чувства. Например, «Мне очень обидно слышать твои слова. У меня внутри протест, сильное напряжение и я готова взорваться». — Пока будете подбирать подходящие слова, начнете успокаиваться.

Опишите свои ощущения. Сосредоточьтесь на своем дыхании или на пульсе. Вариант — на своих ощущениях. Полезно задать себе вопрос: «Что я сейчас чувствую?» и попробовать описать свои ощущения максимально физиологично и подробно: тут пошли мурашки, тут дрожит, тут застыло… Если это не снимет напряжение полностью, то определенно его снизит.

Практикуйте спокойное присутствие. Это прекрасная техника, но только для людей подготовленных. Вспомните: как гладь озера реагирует на окружающую среду? Никак: просто отражает и все. Так же и вы — тренируйтесь просто воспринимать, что происходит вокруг и никак не реагировать на происходящее. «Ну плюнул кто-то не туда — утрешься, и прошла беда». Привыкнете быть философом, вас перестанут задевать многие житейские мелочи.

А самый простой и житейски оправданный вариант, это перевести агрессию в другое русло: например на дела или физические упражнения. Женщины хорошо себя успокаивают, помыв посуду, отпылесосив или еще лучше отдраив пол. В деревне мужику все просто: поколол дрова, поправил забор — и порядок. В городе это можно заменить спортом: под агрессию хорошо делать резкие, ударные движения, возможно с криком. Здесь хорошо подойдет каратэ или любое другое из боевых искусств, главное — внимание уделяйте не желанию кого-то уничтожить, а силе и красоте своих движений. Заметьте еще раз: это не выплеск агрессии, а мышечная и дыхательная прокачка. Это не психология, а физиология. И это определенно полезно. Так что — двигаться, двигаться!

Из-за стола к красоте, бодрости и здоровью — шагом марш!

Как относиться к сдерживанию своего гнева, злости, раздражения и других агрессивных эмоций

Сдержанность в поведении, способность сдерживать свои негативные чувства — показатель внутренней культуры и воспитанности, обязательный атрибут делового и просто успешного человека. Если эмоции внутри себя не накручивать, то сдержанность в поведении и выражении своих чувств вовсе не вредна. Разговоры о вреде сдерживания негативных эмоций не имеют под собой доказательной базы и являются скорее вредным мифом

6 стр., 2915 слов

Эмоциональный интеллект человека и умение управлять эмоциями

... ЭИ видится в следующих направлениях. Во-первых, при диагностике распознавания эмоций должен быть определен круг эмоций, которые человек должен уметь идентифицировать. Межкультурные эксперименты показывают семь универсальных эмоциональных ...

Как устоять против агрессии?

 

Твердого духом ты, Господь, хранишь в совершенном мире. (Библия)

Противостояние агрессии — одна из самых сложных тем для людей «тонкой» душевной организации, людей ранимых, интеллигентных, чувствительных. Это является слабым местом и для любого человека, не привыкшего к грубому обращению. Однако этим внутренняя сила человека и проверяется — насколько ты готов держать удар и можешь ли не сломаться под давлением агрессора? А такое давление происходит в ситуациях, когда мы сталкиваемся с резкостью в свой адрес, неуважением, обвинением, с хамством или прямым «наездом». Это может быть и в компании с несдержанным товарищем, и на работе с гневливым начальником, и на дороге с раздраженным водителем в соседней машине, и в любой ситуации встречи с «хамом обыкновенным», весьма распространенным в нашей жизни. На языке психологии все это называется «конфликтогенами», т. е. действиями в общении, провоцирующими конфликт:

— Почему до сих пор нет отчета!!! — Куда прешь, дебил! — Где ты права купил, козел?! — Да пошел ты на …! — А ты кто такой?! — Да я тебя сейчас…! — Придурок! Идиот! Дурень!

Это все грубые, очевидные, явно агрессивные конфликтогены, в стиле «Ну и рожа у тебя, Шарапов!». Но бывают конфликтогены более тонкие, неявные, но при этом наносящие человеку не менее ощутимые душевные уколы. В них тоже есть доля агрессии, но в завуалированной, скрытой форме легкого осуждения, ироничного обвинения, презрительного оценивания, остроумного стеба:

— Есть люди более компетентные, чем ты… — Ты, к сожалению, не справился с заданием… — На твоем месте стоило бы подучиться… — Бывают же бездарные сотрудники… — Это выбор глуповатого человека… — Ну что же ты, дурилка картонная…

И любое другое обращение в стиле «Н-да, печатью интеллекта твоя работа не отмечена…».

И это тоже задевает человека, наносит ему душевный ущерб, понижает ему самооценку, заставляет терять уверенность, выставляет его в невыгодном свете перед другими людьми.

Любой агрессор — это манипулятор, рассчитывающий создать человеку внутреннее психологическое напряжение, страх, опасение, дискомфорт, в результате заставить его, образно говоря, отступить назад, и за счет этого получить некоторую выгоду. Выгода в этом случае бывает двух видов — материальная или психологическая.

Материальная выгода — когда агрессор рассчитывает заставить другого человека уступить свои материальные интересы, получить за его счет финансовую выгоду, карьерное или любое другое конвертируемое в деньги преимущество.

Психологическая выгода — когда агрессор рассчитывает самоутвердиться за счет другого, поднять свой авторитет, получить психологическое преимущество, подавить оппонента, заставить человека «прогнуться» под себя, принять свою власть.

13 стр., 6304 слов

Психологические защиты от манипуляций

... того, большинство людей имеют склонность «предпочитать» одни защиты другим, как если бы их применение происходило по привычке. 1.4 Виды психологических защит Внутриличностные защиты возникают ... желаний и устремлений оппонента. В зависимости от направленности выделяются специфические и неспецифические психологические защиты. Специфические психологические защиты - это защиты, которые направлены на ...

Разумеется, бывает и смешанная выгода, когда в мотивах есть и то и другое, и материальная выгода и психологическое самоутверждение. Причем зачастую агрессивное поведение является бессознательным, т. е. сам агрессор не осознает мотива своих поступков, не понимает, почему он резко высказывается, зачем он высмеивает, не видит истинных причин своего поведения и даже не считает это агрессией. В такие моменты агрессивный человек по-сути, не управляет собой, не владеет своей психикой, и становится слегка невменяемым. Однако незнание, как известно, не освобождает, не снимает ответственности и не делает из него ангела.

Так как же грамотно реагировать на агрессивные выпады в свой адрес?

Мы подробно изучаем и тренируем защиту от агрессии на тренинге «Победители (психология влияния) «и, если коротко, то умение держать удар сводиться к 2 основным категориям:

  1. Внутренняя защита. Это умение защитить свой внутренний психологический комфорт, справиться с душевным дискомфортом, восстановить равновесие своей психики, удержать уверенность в себе.
  2. Внешняя защита. Это защита в поведении, умение не потерять свой «психологический вес», по-другому говоря, авторитет. Умение сохранить свое достоинство, свой ранг, значимость в глазах других людей.

Рассмотрим эти категории по отдельности.

Внутренняя защита

Главная задача внутренней защиты, как уже сказано — защитить свой внутренний мир, свою психику, восстановить свой душевно-психологический комфорт в некомфортной агрессивной ситуации. Если вы умеете это сделать, то ни один манипулятор ничего с вами сделать не сможет, поскольку расшатывание психики другого человека — это главный манипулятивный инструмент любого агрессора. Как мы уже знаем, он рассчитывает на страх, испуг, тревогу, растерянность, потерю уверенности своего оппонента. Тогда этот человек принимает решение не обоснованно, взвешенно и разумно, а импульсивно, не выдержав давления, повинуясь сиюминутному желанию уйти от дискомфорта. Если же вы настолько владеете собой, что уверенности и комфорта в душе не теряете, то и главный инструмент манипулятора перестает действовать. Тогда вы сможете принимать решение не от страха и чувства дискомфорта, на что и рассчитывает любой агрессор, а на основании трезвого ума, разума и взвешенности решений, что нужно нам.

Еще раз — главная задача внутренней защиты всеми доступными методами сохранить психологический комфорт, несмотря на нападение и давление. Есть важный принцип человеческой психики:

  • Где внимание — там энергия! 

На чем мы концентрируем свое внимание, то мы и подпитываем. Если на своих слабостях — питаем слабости, если на силе — воспитываем силу. Поэтому в процессе агрессивного наезда или в любой дискомфортной ситуации важно перестать подпитывать волнение и страх, который накручивает нам агрессор, и перевести внимание на конструктивные ходы. На это и направлены следующие наиболее эффективные методы и приемы:

3 стр., 1315 слов

Защита от психологического давления

... этом разговоре станет препятствием к повторению психологического насилия. И даже если партнер сумееттакое ... и отчетливо. Как правило, агрессор стремится избежать того, чтобы выглядеть агрессором (особенно в присутствии ... на более миролюбивый лад. *** Итак, защита от давления заключается в следующем: Начать задавать ... выявить источник его силы над вами. Тогда вы сможете более точно организовать отпор. ...

  1. Бронированное стекло. Представьте себе, что между вами и агрессором находится бронированное стекло. И через это стекло проходит только сам текст, сухой смысловой остаток, а вся грязь, негатив, эмоции — отскакивают и остаются с той стороны. Прием образный, но при минимально развитом воображении хорошо работает. Текст — проходит, эмоции — за стеклом, я в танке, и ничего затронуть меня не может! В результате сохраняем трезвость мышления и реагируем только разумом.
  2. Гладь озера. Похожий прием, требующий некоторого образного мышления. С чем в нашей культуре неразрывно связана гладь озера или другого спокойного безветренного водоема? Правильно, с тишью и спокойствием. Половина медитаций начинается с подобного настроя — «представьте себя сидящим на берегу …». Если в диалоге с агрессором вы часть внимания направите на удержание этого образа в сознании, вы нейтрализуете внешнюю агрессию, и неизбежно сиюминутный страх и уровень тревожности будут гораздо меньше. Вы просто перестанете их кормить, и амплитуда дискомфорта уменьшится. При этом сам исходящий от другого человека текст понимаем и на сам смысловой остаток реагируем.
  3. Рационализация. Направить внимание на рациональную сторону потока сознания оппонента, обращенного к вам, тем самым отфильтровав все его лишние эмоции. Необходимо полностью сконцентрироваться на сухой, логической стороне дела. Вы размышляете, мысленно анализируя его поведение, задаете себе вопросы на понимание такого рода:

— Что он хочет сообщить мне по сути дела? — Каково его позитивное намерение? — Чего именно он хочет добиться? — Как правильно будет реагировать на его слова? — Почему он так нервничает? — Что могло бы его успокоить? — Что именно он имеет в виду под словами «убью, козел»? — Какой смысл он вкладывает в слова «дебил, дурак, идиот»? — Действительно ли он так отрицательно относится ко мне или хочет произвести впечатление?

И любые другие размышления, которые заставляют сосредоточиться на логике происходящего. В результате эмоции отходят на 2-й план, перестают вас задевать, и вы принимаете именно рациональное решение.

  1. Концентрация на дыхании. Суть приема следующая. Вы направляете часть внимания на подробное отслеживание процесса дыхания. Медленно и сосредоточенно своим вниманием следите за тем, как воздух постепенно входит в носоглотку, как струя воздуха проходит через горло, трахею, заполняет легкие… Как происходит некоторая пауза и смена фазы дыхания… Как начинается процесс выдоха: обратно отработанный воздух перемещается через трахею, через горло, через рот и нос выходит обратно в атмосферу… И опять небольшая пауза… И цикл повторяется… В результате происходит перераспределение внимания от подпитывания собственного страха на наблюдение за нейтральным спокойным процессом дыхания, и дискомфорт опять вынужден отступить на задний план. Другая же часть внимания по-прежнему позволяет отслеживать то, что происходит во внешнем мире и уже абсолютно трезво реагировать по-существу происходящего.
  2. Снижение значимости оппонента. Суть приема — в мысленном обесценивании оппонента, в сиюминутном снижении его психологического веса. Тогда агрессор перестает быть великим и ужасным и становится маленьким и глупеньким, от которого даже агрессия и давление будет восприниматься смешно и нестрашно.

На тренинге «Победители» одна участница поделилась случаем на работе. Одна ее коллега по работе славилась своим непрошибаемым спокойствием, которое не покидало ее даже в ситуациях, когда все живое замирало от ужаса на совещаниях у директора. Так вот однажды на корпоративной вечеринке, когда уже все были основательно навеселе, к этой непрошибаемой сотруднице подсаживается тот самый начальник, гнева которого никто, кроме нее, выдержать обычно не мог, и в порыве дружеского откровения, спрашивает — как она это делает? Как ей удается это выдерживать, хотя все вокруг дрожит, стекла дребезжат, столы шатаются…! И все присутствующие сотрудники, даже мужчины — теряются, дрожат, ноги подкашиваются, все волнуются, мямлят? Она взглянула на него, сделала паузу и ответила:

5 стр., 2354 слов

Эмоции как аппарат оценок поведения интеллектуальных систем

... обратных величин — это и есть общее основание для существования отрицательных оценок (эмоций).. Если представить получаемую вычислительную структуру в виде сети, то операция сложения (в общем случае ... как правило, на логике оценок [Ивин, 1970], [Ивин, 1997]. Последняя является частью модальной логики и включает  логику абсолютных оценок, формулируемых обычно с помощью понятий «хорошо», ...

— Вы знаете, а я в такие моменты смотрю на вас и думаю — «лопнет он или не лопнет»?

Если вы мысленно будете представлять агрессора в невыгодном свете, обесцените его, то и его агрессия перестанет на вас действовать!

Как еще можно обесценить оппонента? 

Например, орет на вас начальник, а вы сосредоточенно представляете, как тоненькой струйкой ему льется сметана на голову и медленно, но верно заливает ему макушку, голову, щеки, шею, галстук…

Вместо сметаны можно разбить на голове яйцо и наблюдать, как желток и белок растекаются и заливают его физиономию…

Внимательно представляете, чем больше оппонент орет, тем больше лысеет… Представляете его совсем маленьким кричащим мальчиком в пеленках и чепчике (был же он ребенком?) — раскраснелся, весь мокрый, соску не дают… А теперь представьте уже совсем пожилым, больным бомжом, роющимся в помойке в поисках банановых шкурок — от сумы и от тюрьмы, как известно, не зарекайся… Уверяю вас, кроме жалости, никаких чувств в этот момент у вас возникать не будет.

Теперь представьте его каким-нибудь смешным или маленьким животным — кроликом, хорьком, ежиком, мартышкой, свиненышем, хомячком, тем более, что многие начальники действительно на что-то подобное похожи. Он пискляво орет на вас, скаля зубки, а в вы берете его за ушки или за загривок, можно и за хвостик, и ласково отшлепываете…

5 стр., 2013 слов

Игры, упражнения и занятия. "Ругаемся овощами" (Кряжева н.Л., 1997)

... новыми формами, не прибегая к агрессивному воздействию. 5. Интересным методическим приемом является куклотерапия. Ребенок в этой игре выступает в двух ролях – своей собственной и куклы. Исполняя ... " А ты, .... солнышко!" "Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997) Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное ...

Или в другом невыгодном виде: как он сидит на унитазе, увлеченно ковыряет в носу, танцует в колготках стриптиз, поет голым в душе, играет на гармошке, как Крокодил Гена, снимается в мультфильме в роли Карлсона или Чебурашки…

Придумайте ему какое-нибудь смешное прозвище, узнайте или придумайте, как его дразнили или называли в школе: «Серый», «Толстый», «Никитос», «Ушастый», «Длинный», «Очкастый», «Носатый»… Все вышесказанное относится и к женщинам-начальникам, их тоже полезно иногда сваливать с пьедестала. Как бы можно было ее для себя называть: «Мымра», «Старуха» (отдадим долг классикам кинематографа)? А еще «Маня», «Натка», «Маруська»? А также «Швабра», «Клюшка», «Курица», «Доска», «Фрекен Бок», «Шапокляк»…?

И все что угодно, сбрасывающее оппонента с пьедестала, потому что чем больше пьедестал, тем больше психологическое давление от этого человека и тем страшнее его агрессия. Чем мельче пьедестал, тем проще с ним общаться и тем меньшее воздействие он может оказать.

Все это, конечно, игра ума, но полезная, конструктивная игра ума, помогающая привести себя в ровное состояние и более уверенно себя чувствовать. Понятно, что в этот момент важно не увлечься образами и не засмеяться, но вы же только часть внимания направляете на воображение, а другая контролирует, что происходит, и как я держусь.

На тему внутренней защиты есть еще ряд методов и приемов, пробуйте, выбирайте и придумывайте, что для вас лучше работает. Но помните, главное для всех способов — любыми внутренними способами и методами снизить, а в идеале снять психологическое напряжение, которое оказывает на вас агрессор и манипулятор. И тогда вы уже наполовину победили в этой ситуации!

Это были приемы внутренней защиты, позволяющие сохранить психологический комфорт. Приемы же внешней защиты, т. е. что делать с агрессором на внешнем плане, чтобы сохранить собственное достоинство, мы разберем в следующей части материала.

Итак, для Вас раскрыта тайна появления агрессии в жизни человека и способы её усмирения. Если в ваши планы не входит прослыть агрессивным человеком, не идите на поводу у эмоций, управляйте ими решительно и со знанием дела. Агрессия отступает, когда в жизни преобладают положительные эмоции.

10